Свет и тени

Позиция основного рисующего источника основополагающая для передачи формы и объема лица. Вначале мы ищем положение источника света в пространстве по отношению к модели — его высоту и удаленность, а также направление света — переднее, боковое или пр. Характер освещения — направленное освещение от прожектора или рассеянное, от софт-бокса, во многом зависит от типажа нашего портретируемого, формы его лица. Выделяя светом главные черты портретируемого, а что-то скрывая в тени, мы таким образом редактируем не только объемные формы лица портретируемого, его внешность, но и скрываем от зрителя часть характера.

Положение рисующего источника света — основная характеристика портретного освещения. Его должно быть ровно столько, сколько надо, и именно там, где надо. Свет нужно дозировать — лишний убирать и добавлять там, где его не хватает.

Вторая по значимости характеристика света в портрете — количество и качество светотени. У фотографа, как у хорошего художника, должен быть целый арсенал инструментов, позволяющих получить желаемый результат. Управляя качеством света, мы можем вылепить форму и сохранить необходимую, с точки зрения портретиста, информацию о психологии человека, донести ее до зрителя. Создавая светотеневой рисунок, фотограф должен понимать, что он «лепит светом» не просто гипсовую форму. Убирая «недостатки» внешности портретируемого при помощи светотени, мы в какой-то степени скрываем часть характера портретируемого. Чем глубже светотень, тем меньше информации доступно зрителю: он ищет новые детали, которых может и не быть, а очень глубокие тени у зрителя могут иметь собственную расшифровку, совсем не совпадающую с нашим видением характера портретируемого. В этой статье речь пойдет главным образом о качественном составе светового потока, знать особенности которого и владеть им в совершенстве — задача думающего фотографа.

Открытый источник света. (Фото 1.). Под таким источником мы понимаем прямой свет спирали лампы, свет от которой ничем не ограничен. Он распространяется равномерно во все стороны и, при значительной дистанции до объекта съемки, подобен точечному источнику света. Лучи света такого источника распространяются равномерно во все стороны и, при значительном расстоянии до объекта съемки, падают на предмет съемки почти параллельным потоком света. Световой рисунок характеризуется четкой контурной светотенью, которая становится тем больше, чем больше расстояние от предмета до поверхности, на которую падает тень, — сказывается угол расхождения лучей (Рис. 01).

Контраст между светом и тенью у такого источника достаточно значительный — если нет поверхностей, которые могут образовать отраженный и рассеянный световой поток (стены, пол и потолок в павильоне). Пластический рисунок такого источника отлично прорисовывает малейшие неровности поверхности, образуя хорошо различимые тональные переходы, создающие на плоскости эффект объемного предмета. Свет такого источника полностью имитирует характер солнечного освещения, но в практической работе малопригоден — источник света одинаково хорошо освещает не только нашего портретируемого, но и все вокруг... Коэффициент полезного действия такого прибора низок, и для практической работы хотелось бы иметь приборы с бОльшей светоотдачей. Характер светотени напоминает свет прямого солнца в облачный день.

Для повышения светоотдачи и придания световому потоку больше направленных свойств, применяются отражатели (рефлекторы), имеющие, как правило, сферическую форму (Рис. 02.). Очень часто эти штампованные металлические отражатели выполнены в виде отдельного приспособления, прикрепляющегося к осветительному прибору. Цель этих рефлекторов — повысить светоотдачу осветительного прибора, но это не самая главная задача. Применяя сменные рефлекторы на осветительных приборах, варьируя их по диаметру и фактуре рассеивающей поверхности, фотограф получает возможность достаточно гибко управлять направленным световым потоком. Характер светотени прибора, полученной при помощи отражателя, зависит от двух составляющих — прямого света источника и света, перенаправленного рефлектором в сторону объекта съемки. (Фото 2.) Прямой свет от источника создает глубокую тень на объекте, а свет, отраженный от рефлектора, образует градиентный переход от света к тени, и контур светотени может получиться частично размытым.

Чем больше размер отражателя, тем больше отраженные лучи смягчают светотеневой переход, и чем больше поверхность отражателя напоминает матовую, тем больше он рассеивает лучи, опять-таки смягчая контурный переход свет-тень. Учитывая, что поверхность даже матированного металла все же достаточно гладкая, чтобы повысить рассеивающую способность отражателя, ему очень часто при изготовлении придают дополнительной штамповкой необходимую фактуру. Комбинируя размеры, форму и фактуру отражающей поверхности, можно получить большое количество контурных светотеневых переходов. Пластический рисунок такого прибора напоминает свет прямого солнца, но слегка растушеванный высокими перистыми облаками.

Конусная насадка (тубус) — насадка, которая очень ограничивает угол рассеяния источника света, создавая световое пятно с резким переходом свет-тень. (Фото 3.) Закрепляется на осветительном приборе вместо рефлектора. Световой рисунок строится в основном лучами источника света, которые преобладают в сумме лучей. Характер света — световой круг, с незначительным размытым световым контуром (Рис. 03). В портретной фотографии применяется для локальных подсветок объектов, которые нуждаются в дополнительном освещении, при этом светом не затрагиваются другие предметы. Реже используется в качестве основного рисующего источника света. Контраст света и тени очень сильный, характер света напоминает свет от прямого источника, при этом контур тени слегка размытый. Прямых аналогий с дневным светом нет — немного напоминает свет от прямого солнца, прошедший сквозь крону деревьев: те же световые пятна с немного размытым краем светотени.

Желая получить еще большую управляемость над характером светового потока, конструкторы разрабатывают прожектор — осветительный прибор, где источник света расположен между отражателем и положительной линзой (Рис. 06). Это очень сильно увеличивает светоотдачу источника. Кроме того, подобная схема расположения источника света позволяет спроецировать его при помощи линзы и направить на очень удаленные объекты. Положение источника света и собирающей линзы можно немного изменять относительно друг друга, но учитывая, что световой поток строится в основном параллельными лучами, это сказывается и на характере светотени — четкий контур светотени со всеми подробностями передает особенности формы предмета. Контраст света и тени очень сильный, так как рассеянных лучей в таком потоке очень и очень мало.

Особенности конструкции прожектора — близко расположенное тело свечения к поверхности собирающей линзы, имеющей переменную толщину, — очень часто приводят к ее неравномерному нагреву и растрескиванию. Устранить это можно при помощи линзы Френеля, которая имеет преломляющие свойства такие же, что и у плосковыпуклой линзы, но более равномерна по толщине (Рис. 05.). Перемещение линзы относительно источника позволяет фокусировать световой поток, делая его более или менее рассеянным. При этом площадь освещенной поверхности будет достаточно равномерной в пределах светового пятна. Есть только одно «но» — дистанция, с которой получается равномерное свечение внутри пятна, должна быть не менее пяти диаметров линзы и называется дистанцией формирования луча прожектора.

Используя свойство параллельных лучей, образованных прожектором, фотографы научились выявлять с его помощью малейшие тональные переходы, наблюдаемые в объемных предмета и которые достаточно сложно было воспроизвести на фотоснимке. (Фото 5.)

После рефлекторов — фотографические зонты, наиболее известные и широко распространенные типы фотографических насадок (Рис. 04). Их универсальность, трансформируемость и большое количество вариантов освещения, которые можно получить, снискали им заслуженную популярность.

Конструктивно зонт представляет собой часть сферы, на внутреннюю поверхность которой направлен источник света. Сферическая поверхность сказывается на характере света — лучи имеют свойство фокусироваться на некотором удалении от зонта, если его поверхность направленно-рассеянная или зеркальная. При диффузном характере отражения поверхности зонта это свойство почти не наблюдается. (Фото 4.)

Основные светотеневые характеристики зонта зависят от его диаметра и качества отражающей поверхности: чем больше диаметр, тем более рассеянный световой поток. Еще бОльшая зависимость рассеяния света наблюдается от характера отражающей поверхности. Матовые ткани с диффузными свойствами могут давать почти «бестеневое» освещение — очень плавный переход из света в тень. Тени от предметов очень мягкие, иногда чрезмерно, на большом расстоянии от предмета падающая тень слабо заметна. Некоторые типы покрытий зонтов позволяют использовать их, когда лучи света проходят сквозь ткань.

Такие источники дают изменение освещения от направленно-рассеянного до абсолютно рассеянного — это определяется способностью материала пропускать и рассеивать свет. Полупрозрачные ткани формируют направленно-рассеянный поток в сторону объекта съемки, через покрытие такого зонта вокруг источника света видно светящееся пятно. Более плотные ткани заставляют светиться всю выпуклую наружную поверхность зонта, создают рассеянный свет в направлении съемочного сюжета. (Фото 6.)


Зонты с зеркальными свойствами поверхности дают хорошо различимые тени с мягкими краями. (Фото 7.) Контраст светотени у них выше, чем у матовых зонтов. Они больше способны прорисовать пластику на предмете, больше подчеркивают светотеневой характер освещения, оставаясь при этом источником рассеянного — направленного освещения.

Легко заменяя отражающие или рассеивающие поверхности, можно на основе одного зонта получить несколько вариантов освещения, что при портретной съемке очень важно — иметь возможность «подстроить» источник света под «проблемы» портретируемого. (Про «проблемы» я не оговорился — именно о них пойдет речь в следующей статье...)

Квадрофлексы и софт-боксы. Несмотря на кажущееся разнообразие, существует две основные конструкции приборов рассеянного освещения: софт-боксы и квадрофлексы. Обладая схожими световыми параметрами, они имеют и конструктивное отличие. Квадрофлекс — это жесткая металлическая или пластиковая ванна, внутренняя поверхность которой покрыта материалом с диффузными свойствами. Поверхность, через которую выходит свет этой ванны, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Свет внутри этого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается матовым стеклом, в результате вся поверхность его светится абсолютно равномерно и диффузно. Жесткая конструкция квадрофлекса, учитывая, что они могут достигать значительных размеров, делает его малопригодным для транспортировки.

Софт-бокс устроен несколько иначе (Рис. 07). Конусная внутренняя поверхность этого прибора может иметь и диффузные, и направленно-рассеянные характеристики, очень часто делается сменной, что повышает КПД прибора. Свет источника попадает вначале на внутреннюю полупрозрачную перегородку софт-бокса, которая рассеивает свет, не позволяя получить на наружной светящейся поверхности неравномерность светового пятна. Светящаяся поверхность софт-бокса или квадрофлекса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света, и применяется в прикладной съемке для стеклянных, металлических и полированных предметов.

В портретной съемке эти приборы стали популярны благодаря их свойствам — диффузный характер свечения этого прибора определяет характер светотени — мягкая, плавная светотень вызывает ассоциацию со светом пасмурного дня. Размер и форма светящегося пятна — квадрат или прямоугольник — в нашем сознании часто ассоциируются с дверными или оконными проемами. Световые характеристики можно менять в основном только изменением площади свечения прибора, помня о том, что размер светящейся поверхности должен соотноситься с размером предмета съемки. Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рисунок, и объемность предмета может быть потеряна.

Перекрывая часть площади свечения непрозрачными материалами, можно регулировать поверхность свечения и даже форму светового пятна, что для некоторых объектов очень важно. На фотографии (Фото 8) мы видим гипс, освещенный всей поверхность софт-бокса, а на фото 9 нижняя часть светящейся плоскости, ровно половина площади, была перекрыта непрозрачным материалом: в результате увеличился контраст светотени. Меняя дистанцию от объекта съемки до источника света, можно также несколько варьировать светотеневой рисунок — чем дальше находится софт-бокс или квадрофлекс, тем с более направленными характеристиками получается светотень.




Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Голливудский горец
27 июня 2005
Обзоры

Голливудский горец

Обнаженный (скрестив ноги). 1952 С 17 марта по 10 апреля в Москве в рамках IV международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» прошла выставка «Мир Хорста П. Хорста», представленная Московским домом фотографии. Выставка включает работы из фондов берлинского Horst P. Horst Estate и Volker Diehl Gallery.

Huami представила две новинки и один концептуальный продукт на IFA 2019
17 сентября 2019
Новости

Huami представила две новинки и один концептуальный продукт на IFA 2019

Технологическая компания Huami провела успешную презентацию на выставке IFA в Берлине. После своего международного дебюта на MWC ранее в этом году, на IFA компания объявила о запуске двух новых продуктов – часов Amazfit GTS и Amazfit Stratos 3. Еще один недавно выпущенный продукт, часы Amazfit GTR, получил награду IFA Product Technical Innovation Award 2019. Наконец, Huami также представила новую технологию, которая будет использоваться в будущих моделях умных часов Amazfit – изогнутый HD-экран. О релизе новинок Huami объявила на пресс-конференции, слоганом которой стало «Интеллектуальное движение». Пресс-конференцию посетили представители почти 70 СМИ со всего мира.

Nikon D5500: работа автофокуса в условиях динамичной съемки
30 ноября 2015
Видео

Nikon D5500: работа автофокуса в условиях динамичной съемки

Если вы снимаете динамичную сцену, автофокус начинает цепляться за объект, временами промахиваясь. Камера чутко реагирует и на проходящих мимо людей, пытаясь тут же ухватить новый объект, а когда объект исчезает, не сразу восстанавливает фокус. Поэтому я рекомендую фокусировать в ручном режиме, тем более, что на дисплее можно увеличить нужный фрагмент и все проверить.

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи
24 октября 2016
Обзоры

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не прячусь от медведя. Медведь, обязательно должен знать о моем присутствии. Медведь которого я могу видеть всегда лучше, чем медведь которого я не могу видеть. Неожиданное появление человека перед медведем может спровоцировать его на атаку. У каждого медведя есть свое личное пространство. У одного зверя это 50 метров у другого это 2 метра. И эту границу они ни когда не нарушают сами и не дают нарушать и мне. Нарушение этой границы у большинства медведей вызывает агрессию или испуг который может перерасти в агрессию. Поэтому, прежде чем начать снимать, надо изучить расстановку сил.

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка молнии
4 марта 2019
Советы

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка молнии

Поразительная. Эффектная. Яркая. Сегодня речь пойдет о съемке молнии — одном из самых красивых природных явлений, за которым охотятся и любители, и профессионалы. Как же поймать долгожданный момент в кадр и сделать эффектный снимок молнии? Своими секретами делятся: Сергей Болденков, Татьяна Зубкова. Изучайте урок и применяйте новые знания на практике. Удачной охоты за грозами!

Видеотест 10 Canon EOS R: съемка Time-lapse
18 января 2019
Видео

Видеотест 10 Canon EOS R: съемка Time-lapse

4K таймлапс 1/50 с, f/5.6, 2000 ISO. Встроенная цейтраферная съемка предлагает полный набор настроек. Итоговый ролик может быть в формате 4K или Full HD, в любом случае будет применяться ALL-I кодирование.

Всегда впереди
31 августа 2003
Новости

Всегда впереди

PIONEER DEH-P77MP CD/MP3-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность 50 Вт х4. ТЮНЕР: память на 30 радиостанций (18 FM/6 MW/6 LW), автоматическое занесение радиостанций в память. Ручная настройка. Автоматическое переключение моно/стерео. Ввод названий радиостанций. Аварийные сообщения PTY.

3 Legged Thing выпускает два новых монопода и прочную устойчивую опору.
6 июля 2018
Новости

3 Legged Thing выпускает два новых монопода и прочную устойчивую опору.

Британский производитель штативов 3 Legged Thing расширяет линейку своей продукции выпуском новых приспособлений для установки фотооборудования. Среди новинок представлены: монопод Alan из прочного углеродного волокна, ультра высокий монопод Trent и опора Docz, которая совместима с обоими моноподами, а также выпускается, как отдельный аксессуар.

Беззеркальная камера Panasonic LUMIX DMC-G5 может быть вся в черном, серебряном и белом
22 июля 2012
Новости

Беззеркальная камера Panasonic LUMIX DMC-G5 может быть вся в черном, серебряном и белом

Компания Panasonic представляет новинку семейства беззеркальных фотоаппаратов LUMIX G - DMC-G5. Новую фотокамеру отличает превосходное качество изображения, высокая скорость съемки, простое управление и безграничные творческие возможности. Корпус фотоаппарата DMC-G5 – очень легкий и компактный, несмотря на наличие встроенной вспышки. При разработке этой модели особое внимание уделялось внешнему дизайну и удобству управления. DMC-G5 поставляется в черном, серебряном и белом цвете.

Обзор телевизора TOSHIBA 50L7363
10 июня 2014
Обзоры

Обзор телевизора TOSHIBA 50L7363

Панель сделана в традиционном для Toshiba минимально-функциональном дизайне. Смотрится очень неплохо, но дизайнерских изысков нет, все нацелено на функционал и надежность.