Спектакли вещей: взгляд из зрительного зала

Будни вещей скучны и однообразны. Каждый день — одна и та же рутинная «работа». Цветочный горшок изо дня в день томится на подоконнике, чайник путешествует между столом, раковиной и плитой, стулья топчутся у кухонного стола и только по праздникам выходят в свет — в соседнюю гостиную, к праздничному столу, где шумно и многолюдно. А чудесные истории приключаются с ними лишь в сказках. Как у Андерсена, помните? Но отнюдь. Чудесные истории случаются не только в сказках. Живет среди нас фотограф Олег Каплан, который умеет волшебным образом обращаться с огромным ворохом вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Он фотографирует натюрморты. Но его снимки — это не классическая «мертвая природа», «тихая, неподвижная жизнь», с которой обычно ассоциируют жанр натюрморта, не гладкие учебные постановки. Это вспышки цвета, какие-то странные перетекания фигур, оптические шарады. На фотографиях стеклянные стаканы и бутылки, длинные макаронины и морские ракушки, засушенные цветы и кусочки тканей живут ярко и интересно, словно на празднике, а не в скучных буднях.

Родился Олег Каплан в Москве. Школа, армия, институт. В институте — а учился он на отделении кинофотомастерства Московского государственного института культуры — начал фотографировать. Профессионально занялся рекламной фотографией, а для собственного удовольствия стал снимать художественные натюрморты. В какой-то момент захотелось показать сделанные работы другим — так появились публикации в журналах, выставки. Важной вехой стала победа в конкурсе «Интерфото», который организует Союз фотохудожников России, в номинации «Цветная художественная фотография», в 2003 году. С 2005 года Олег Каплан преподает курс рекламной фотографии в «Петербургских фотомастерских».

Примером своей матери, московского пейзажиста, Олег приучен к занятию искусством как к каждодневному кропотливому труду. Жанр натюрморта позволяет не зависеть от обстоятельств. Предметы, с которыми он работает, всегда рядом и всегда готовы к работе. Натура не откажется сниматься из-за болезни, и в студии не бывает плохой погоды.

Начиная съемочный день, фотограф ставит себе задачу: снять хороший кадр, выстроить стоящий натюрморт — и не заканчивает своей работы, пока задача не будет решена. Понятие «хорошего кадра» у каждого мастера свое. Олег определяет его интуитивно, советуясь со своим внутренним «компасом», воспитанным в нем ощущением красоты.

«Позируют» ему предметы, которые можно отыскать в любом доме. Самая разная посуда — вилки, ножи, стаканы, графины, разноцветные бутылки, чайники. Цветы — живые и бережно засушенные, чуть поблекшие в красках, но более изысканные в линиях. Табуретки и музыкальные инструменты. Кадры не придумываются заранее, они формируются в процессе работы, в пространстве перед камерой. «Каждая съемка — это поиск невыразимо прекрасного в обыденном. Поиск не может происходить где-то в сознании, он осуществляется всегда только здесь и сейчас. В этом смысле творчество для меня сродни молитве: никакое размышление о духовном деянии не заменяет самого духовного деяния».

Иногда композиции выстраиваются долго. Иногда рождаются сразу, спонтанно, будто предметы просто занимают предназ­наченные им места. В снимках есть главные действующие персонажи — один-два предмета. Но от предметной сущности вещей фотограф переходит к категориям цвета, массы и сосредотачивается на них. Утюг для него — не хозяйкин помощник, а темное, плотное по структуре и довольно массивное пятно. У серебристого металлического чайника поверхность блестящая, переливающаяся, немного шершавая. Она сочетается с грубоватой холщовой тканью и перламутровыми ракушками.

Один из любимых материалов фотографа — стекло. Серия натюрмортов «Стекло», представленная на АРТ-Салоне в московском Манеже в 2000 году, принесла Олегу известность. В тот же год фотографии стеклянных фигур экспонировались в Московской академии художеств. С помощью стекла можно передать ощущения прозрачности и хрупкости, поиграть с оптическими искажениями. Человек обычно воспринимает стекло как очень холодное и гладкое. Если стекло снимать на черно-белую пленку, оно становится ещё холоднее, а композиции — графичными, сосредоточенными на линии, а не на цвете. Прозрачность стекла рождает ощущение беспокойства — представьте только, как неуютно жить в доме из стекла. Подсознательно это же самое ощущение беспокойства сохраняется, когда мы разглядываем изображения стекла. Но, наполнив пустые бокалы вином, мы лишаем их прозрачности — беспокойство отступает. Для художника же такое наполнение — переход от съемки фигуры прозрачной, от игры со светом и его всевозможными преломлениями к работе с цветовым пятном.

Каждый кадр несет свое ощущение. Композиция с засушенными кузнечиками, свернувшимся пожелтевшим листом и белой посудиной, похожей на скорлупу, — ощущение увядания, опустошения. Кадр, где плавным изгибам ситары вторят красно-оранжевые «холмы» фона, — насыщенности, знойности, тягучести. Сюжет со стрекозой и стеклянными шарами — влажности, густоты. Ощущения рождаются из сложного взаимодействия цвета, фактуры предметов, их содержательности.

Натюрморт — это способ рассматривать вещи, о которых все знают, но которые не замечают. Увидеть то, что не видят другие. Чтобы наблюдать тихую жизнь вещей, нужен неторопливый взгляд, неторопливый подход, неторопливый инструмент. В чём-то это сродни искусству каллиграфии. И если тот, кто снимает жизнь людей, прежде всего наблюдатель — он отражает, иногда преображает увиденное. Но даже при самой свободной трактовке сюжета всегда стиснут рамками своей натуры. Тот же, кто занимается натюрмортом, — творец, создающий свои собственные, созвучные его внутреннему настроению миры. Он фантазирует, воображает, творит. Натура полностью подчинена ему. «Красота придуманных миров натюрморта помогает полнее выразить себя», — так считает Олег Каплан.

На снимках вещи как будто живут более интенсивной жизнью. Две вишенки и их тени — уже образ. Расколотые каштаны, отражающиеся в кусочках зеркал, — оптическая загадка. Оливка опирается на высокую вазу — настроение. Красный перец на красном фоне — совсем просто. На первый взгляд. Некоторые композиции заигрывают с фигуративным искусством. Скажем, такая: две бутылки, синяя и красная. Красная отбрасывает тень, голубая выдвигается на зрителя и упирается в раму кадра. Фон почти ровно посередине делится на две части — белую нижнюю плоскость и голубую верхнюю. Перепрыгнув через неодушевленность изображенных форм, можно увидеть две фигуры, стоящие на песке. Он и она? У них объяснение? Но это только игра с каноном — с привычной нашему зрению голубизной, заливающей верхнюю часть картины, — моря ли, неба ли — и с вертикальным положением человека в пространстве.

Нарочитой же литературщины, слишком явной повест­вовательности Олег не признаёт. Его стихия — изобразительная: «Фотография, которая претендует быть искусством, должна опираться на предшествующие ей изобразительные традиции, развивать их». Любимые художники — импрессионисты, сюрреалисты, супрематисты. Ну и, конечно, невозможно не преклоняться перед творчеством Рембрандта и Микеланджело. Через свои работы фотограф часто пытается выразить впечатление от того или иного художника, особенно интересного в данный момент. Есть, например, бокал, очень напоминающий фигуры Малевича.

Изобразительная игра делает многие натюрморты Каплана похожими на сны или на видения. Предметы на них реальные, но изображены они как-то странно, неправдоподобно: стакан растекается, растворяет свою форму и медленно «уплывает» с листа бумаги. Ваза таится за какой-то вязкой поверхностью, стремясь проникнуть внутрь нее и потерять контуры своих собственных очертаний. Фотограф не оберегает черты предметов, подвергает их всевозможным деформациям. В этих экспериментах есть что-то от сюрреализма, от свойственной этому живописному течению трансформации форм. Художники-сюрреалисты часто совмещали сон и реальность, превращая свои полотна в столпотворение фантасмагорических фигур. У Олега есть серии, глядя на которые ассоциативно вспоминаешь картины Рене Магритта или Сальвадора Дали.

Ощущения ирреальности, таинственности можно добиться самыми разными способами. Поиграть с кривыми зеркалами. Или спрятать предмет за фактурной поверхностью — исцарапанным беспорядочными штрихами стеклом или за стеклом, которое намазано воском, за тканью. Такие наложения фактур друг на друга делают изображение более подвижным. На глазах у зрителя оно вибрирует, волнуется и живет. Фотография, такая правдивая и достоверная, вдруг как будто сталкивает нас с другой реальностью. «Меня всегда привлекал мотив текучести, изменчивости жизни — и как философская категория, и как изобразительная тема. Именно это и стало основой моего творчества: искажение, изменение предмета и пространства. Под этот лейтмотив я и подбирал свои художественные приемы».

Фотографические технологии сегодня меняются очень быстро. В сознание фотографа ежедневно впрессовывается мысль: быстрее, быстрее, быстрее. И вот уже камера обскура, а вслед за ней и зеркалка, становятся антиквариатом. Их вытесняют новая техника, новые способы печати, новые компьютерные программы, способные совершать чудеса. Олег не боится быть несовременным: «Сделанное на скорую руку устаревает быстро. То же, что делается долго, вбирает в себя время». Он снимает на аналоговые камеры большого и среднего формата, на слайдовую плёнку или пластины. Компьютер использует, когда нужно почистить фотографии от пыли или провести цветоделение, подготовить снимки для полиграфической печати. В этом смысле всё его творчество — «чистая фотография»: компьютерного вмешательства в само изображение не допускается.

Натюрморты Олега Каплана живут на стенах галерей и бизнес-центров, во многих домах Москвы и Петербурга, в рекламных альбомах. Они не навязывают зрителю агрессивной точки зрения автора, позволяя смотрящему самому совершить открытие, посмотреть новым взором на привычные вещи. И если возникнет желание — подстроить свои душевные обертоны под тональность фотографа.

www.kaplanfo.narod.ru

Комментарии

Вика Алферонок
14.04.2008
0
Спасибо за увлекательную статью, очень интересный художник, получила новый импульс к творчеству!

Похожие статьи

Тест акустической системы YAMAHA Soavo 1
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы YAMAHA Soavo 1

YAMAHA Soavo 1 обладают высокой нейтральностью и естественностью звучания, очень ровно передается среднечастотный диапазон звука. В общем, колонки играют в полносоответствии с концепцией YAMAHA «Natural Sound», и должны понравиться всем любителям натурального звука. Из недостатков отметим немного ленивый бас. Дисперсия звука ВЧ головки контролируется специальной акустической линзой

Мини-обзор компактной фотокамеры Canon PowerShot G16
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Canon PowerShot G16

Кажется, что выпуск камер легендарной серии PowerShot G для компании Canon — дело принципа. Они эволюционируют, постоянно дорабатываются, но развиваются исключительно в заданной парадигме, без оглядки на окружающих конкурентов. А их становится все больше — как среди компактов, так и среди беззеркалок. Для первых камеры G слишком громоздки и достаточно дороги, для вторых недостаточно эргономичны и функциональны.

Чемпионы Европы: усилитель Pioneer A-70 и проигрыватель Pioneer PD-50 награждены премией EISA в категогии «Лучшая стереосистема»
21 августа 2013
Новости

Чемпионы Европы: усилитель Pioneer A-70 и проигрыватель Pioneer PD-50 награждены премией EISA в категогии «Лучшая стереосистема»

15 августа 2013 года. Компания Pioneer с гордостью сообщает, что усилитель A-70 и созданный для совместной работы с ним Super Audio CD-проигрыватель PD-50 получили премию в номинации Лучшая в Европе стереосистема 2013-2014 г. по результатам голосования в EISA (European Imaging and Sound Association — Европейская ассоциация экспертов по изображению и звуку), самую престижную европейскую награду в области бытовой электроники.

Многофункциональная внешняя вспышка Sony HVL-F43M гарантирует фотолюбителям вспышку озарения
4 июля 2013
Новости

Многофункциональная внешняя вспышка Sony HVL-F43M гарантирует фотолюбителям вспышку озарения

При помощи лампы-вспышки HVL-F43M для новейших моделей камер и видеокамер со сменными объективами, оборудованных креплением Multi Interface Shoe от Sony, вы сможете сделать великолепные съемки. Мощная многофункциональная вспышка создана на основе признанной модели HVL-F43AM, которая сегодня является незаменимым инструментом многих фотографов. Как и ее предшественница, она оснащена популярной системой Quick Shift Bounce, которая обеспечивает мгновенное вращение головки вспышки при переключении между ландшафтной и портретной съемкой.

Новый смартфон ASUS ZenFone Selfie уже на российском рынке
13 октября 2015
Новости

Новый смартфон ASUS ZenFone Selfie уже на российском рынке

Компания ASUS представляет новый смартфон ZenFone Selfie (ZD551KL), ориентированный на поклонников автопортретов-селфи. Новинка обладает двумя камерами с разрешением 13 мегапикселей и эксклюзивной технологией ASUS PixelMaster. И фронтальная, и тыловая камеры смартфона оснащены двухцветной светодиодной вспышкой Real Tone. В обеих камерах применены современные компоненты от Largan и Toshiba, а в основной также реализована высокоскоростная система лазерной автоматической фокусировки, позволяющая мгновенно (за 0,2 секунды) делать резкие снимки.

Минифон bb-mobile micrON-3 - самое бюджетное решением во всей линейке «bluetooth-звонилок»
10 августа 2013
Новости

Минифон bb-mobile micrON-3 - самое бюджетное решением во всей линейке «bluetooth-звонилок»

Российская компания Бизнес-Бюро, собственник бренда bb-mobile начинает продажи новой "Bluetooth-звонилки" для смартфонов, планшетов и ноутбуков. Новинка расширяет линейку Bluetooth-гарнитур bb-mobile. Третья версия Минифона может быть использована в роли гарнитуры для основного устройства: смартфона, планшета или персонального компьютера для голосового общения с помощью сервисов GSM или VoIP-телефонии. Минифон bb-mobile micrON-3 является самым бюджетным решением во всей линейке минифонов.

Смартфон LG Optimus L9 мгновенно переводит не только слова, но и фразы с 44 языков
3 сентября 2012
Новости

Смартфон LG Optimus L9 мгновенно переводит не только слова, но и фразы с 44 языков

После мирового дебюта Optimus L9 компания LG пополнит стильную L-серию смартфонов. Вслед за успешным выпуском моделей Optimus L3, Optimus L5 и Optimus L7 ранее в этом году, ожидается, что Optimus L9 продолжит успех L-серии, подчеркивая лидерство LG в сфере дизайна. Самый широкий в своем классе 4,7-дюймовый IPS дисплей смартфона Optimus L9 обеспечивает чёткое реалистичное изображение и комфорт при его просмотре.

FIIO выпустил новый флагманский плеер – FIIO X7
27 января 2016
Новости

FIIO выпустил новый флагманский плеер – FIIO X7

Начало января ознаменовалось ярким событием – официальным выходом на российский рынок флагманского Hi-Fi плеера FiiO X7. Бренд FiiO уже давно полюбился нашими соотечественниками за высококлассное звучание, лаконичность дизайна и качество исполнения. Все это за весьма демократичную стоимость, по меркам Hi-Fi техники.

Компактные фотокамеры Olympus Smart VR-370 и VG-180 получили широкоугольный зум, двойную стабилизацию и десять «Волшебных фильтров»
14 февраля 2013
Новости

Компактные фотокамеры Olympus Smart VR-370 и VG-180 получили широкоугольный зум, двойную стабилизацию и десять «Волшебных фильтров»

Давно ждете универсальную камеру, которую можно положить в карман? Встречайте новинки серии STYLUS SMART от Olympus. Стильная модель VR-370 производит впечатление достаточно простой компактной камеры. В её металлическом корпусе скрыт потрясающий широкоугольный объектив (24 мм*) с 12,5x оптическим зумом. Теперь каждому по плечу любые сюжеты: от групповых снимков до крупных планов. Двойная стабилизация изображения гарантирует отличную резкость в любых условиях, а десять «Волшебных фильтров» открывают широкий простор для творчества...

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX60 получила объектив премиум-класса и новый процессор, который в три раза быстрее предшественника
17 марта 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX60 получила объектив премиум-класса и новый процессор, который в три раза быстрее предшественника

Где бы вы ни находились — на солнечном пляже или на веселой вечеринке — новая модель фотокамер Cyber-shot™ серии HX обеспечит неизменно высокое качество ваших снимков благодаря набору передовых функций, которые сделают всю работу за вас. Больше не нужно возиться с запутанными настройками: делайте захватывающие дух фотографии и видеоролики в формате HD без лишних усилий. Компактная камера Sony Cyber-shot™ DSC-HX60 легко помещается в карман и при этом сочетают в себе впечатляющие возможности и стильный дизайн.