Спектакли вещей: взгляд из зрительного зала

Будни вещей скучны и однообразны. Каждый день — одна и та же рутинная «работа». Цветочный горшок изо дня в день томится на подоконнике, чайник путешествует между столом, раковиной и плитой, стулья топчутся у кухонного стола и только по праздникам выходят в свет — в соседнюю гостиную, к праздничному столу, где шумно и многолюдно. А чудесные истории приключаются с ними лишь в сказках. Как у Андерсена, помните? Но отнюдь. Чудесные истории случаются не только в сказках. Живет среди нас фотограф Олег Каплан, который умеет волшебным образом обращаться с огромным ворохом вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Он фотографирует натюрморты. Но его снимки — это не классическая «мертвая природа», «тихая, неподвижная жизнь», с которой обычно ассоциируют жанр натюрморта, не гладкие учебные постановки. Это вспышки цвета, какие-то странные перетекания фигур, оптические шарады. На фотографиях стеклянные стаканы и бутылки, длинные макаронины и морские ракушки, засушенные цветы и кусочки тканей живут ярко и интересно, словно на празднике, а не в скучных буднях.

Родился Олег Каплан в Москве. Школа, армия, институт. В институте — а учился он на отделении кинофотомастерства Московского государственного института культуры — начал фотографировать. Профессионально занялся рекламной фотографией, а для собственного удовольствия стал снимать художественные натюрморты. В какой-то момент захотелось показать сделанные работы другим — так появились публикации в журналах, выставки. Важной вехой стала победа в конкурсе «Интерфото», который организует Союз фотохудожников России, в номинации «Цветная художественная фотография», в 2003 году. С 2005 года Олег Каплан преподает курс рекламной фотографии в «Петербургских фотомастерских».

Примером своей матери, московского пейзажиста, Олег приучен к занятию искусством как к каждодневному кропотливому труду. Жанр натюрморта позволяет не зависеть от обстоятельств. Предметы, с которыми он работает, всегда рядом и всегда готовы к работе. Натура не откажется сниматься из-за болезни, и в студии не бывает плохой погоды.

Начиная съемочный день, фотограф ставит себе задачу: снять хороший кадр, выстроить стоящий натюрморт — и не заканчивает своей работы, пока задача не будет решена. Понятие «хорошего кадра» у каждого мастера свое. Олег определяет его интуитивно, советуясь со своим внутренним «компасом», воспитанным в нем ощущением красоты.

«Позируют» ему предметы, которые можно отыскать в любом доме. Самая разная посуда — вилки, ножи, стаканы, графины, разноцветные бутылки, чайники. Цветы — живые и бережно засушенные, чуть поблекшие в красках, но более изысканные в линиях. Табуретки и музыкальные инструменты. Кадры не придумываются заранее, они формируются в процессе работы, в пространстве перед камерой. «Каждая съемка — это поиск невыразимо прекрасного в обыденном. Поиск не может происходить где-то в сознании, он осуществляется всегда только здесь и сейчас. В этом смысле творчество для меня сродни молитве: никакое размышление о духовном деянии не заменяет самого духовного деяния».

Иногда композиции выстраиваются долго. Иногда рождаются сразу, спонтанно, будто предметы просто занимают предназ­наченные им места. В снимках есть главные действующие персонажи — один-два предмета. Но от предметной сущности вещей фотограф переходит к категориям цвета, массы и сосредотачивается на них. Утюг для него — не хозяйкин помощник, а темное, плотное по структуре и довольно массивное пятно. У серебристого металлического чайника поверхность блестящая, переливающаяся, немного шершавая. Она сочетается с грубоватой холщовой тканью и перламутровыми ракушками.

Один из любимых материалов фотографа — стекло. Серия натюрмортов «Стекло», представленная на АРТ-Салоне в московском Манеже в 2000 году, принесла Олегу известность. В тот же год фотографии стеклянных фигур экспонировались в Московской академии художеств. С помощью стекла можно передать ощущения прозрачности и хрупкости, поиграть с оптическими искажениями. Человек обычно воспринимает стекло как очень холодное и гладкое. Если стекло снимать на черно-белую пленку, оно становится ещё холоднее, а композиции — графичными, сосредоточенными на линии, а не на цвете. Прозрачность стекла рождает ощущение беспокойства — представьте только, как неуютно жить в доме из стекла. Подсознательно это же самое ощущение беспокойства сохраняется, когда мы разглядываем изображения стекла. Но, наполнив пустые бокалы вином, мы лишаем их прозрачности — беспокойство отступает. Для художника же такое наполнение — переход от съемки фигуры прозрачной, от игры со светом и его всевозможными преломлениями к работе с цветовым пятном.

Каждый кадр несет свое ощущение. Композиция с засушенными кузнечиками, свернувшимся пожелтевшим листом и белой посудиной, похожей на скорлупу, — ощущение увядания, опустошения. Кадр, где плавным изгибам ситары вторят красно-оранжевые «холмы» фона, — насыщенности, знойности, тягучести. Сюжет со стрекозой и стеклянными шарами — влажности, густоты. Ощущения рождаются из сложного взаимодействия цвета, фактуры предметов, их содержательности.

Натюрморт — это способ рассматривать вещи, о которых все знают, но которые не замечают. Увидеть то, что не видят другие. Чтобы наблюдать тихую жизнь вещей, нужен неторопливый взгляд, неторопливый подход, неторопливый инструмент. В чём-то это сродни искусству каллиграфии. И если тот, кто снимает жизнь людей, прежде всего наблюдатель — он отражает, иногда преображает увиденное. Но даже при самой свободной трактовке сюжета всегда стиснут рамками своей натуры. Тот же, кто занимается натюрмортом, — творец, создающий свои собственные, созвучные его внутреннему настроению миры. Он фантазирует, воображает, творит. Натура полностью подчинена ему. «Красота придуманных миров натюрморта помогает полнее выразить себя», — так считает Олег Каплан.

На снимках вещи как будто живут более интенсивной жизнью. Две вишенки и их тени — уже образ. Расколотые каштаны, отражающиеся в кусочках зеркал, — оптическая загадка. Оливка опирается на высокую вазу — настроение. Красный перец на красном фоне — совсем просто. На первый взгляд. Некоторые композиции заигрывают с фигуративным искусством. Скажем, такая: две бутылки, синяя и красная. Красная отбрасывает тень, голубая выдвигается на зрителя и упирается в раму кадра. Фон почти ровно посередине делится на две части — белую нижнюю плоскость и голубую верхнюю. Перепрыгнув через неодушевленность изображенных форм, можно увидеть две фигуры, стоящие на песке. Он и она? У них объяснение? Но это только игра с каноном — с привычной нашему зрению голубизной, заливающей верхнюю часть картины, — моря ли, неба ли — и с вертикальным положением человека в пространстве.

Нарочитой же литературщины, слишком явной повест­вовательности Олег не признаёт. Его стихия — изобразительная: «Фотография, которая претендует быть искусством, должна опираться на предшествующие ей изобразительные традиции, развивать их». Любимые художники — импрессионисты, сюрреалисты, супрематисты. Ну и, конечно, невозможно не преклоняться перед творчеством Рембрандта и Микеланджело. Через свои работы фотограф часто пытается выразить впечатление от того или иного художника, особенно интересного в данный момент. Есть, например, бокал, очень напоминающий фигуры Малевича.

Изобразительная игра делает многие натюрморты Каплана похожими на сны или на видения. Предметы на них реальные, но изображены они как-то странно, неправдоподобно: стакан растекается, растворяет свою форму и медленно «уплывает» с листа бумаги. Ваза таится за какой-то вязкой поверхностью, стремясь проникнуть внутрь нее и потерять контуры своих собственных очертаний. Фотограф не оберегает черты предметов, подвергает их всевозможным деформациям. В этих экспериментах есть что-то от сюрреализма, от свойственной этому живописному течению трансформации форм. Художники-сюрреалисты часто совмещали сон и реальность, превращая свои полотна в столпотворение фантасмагорических фигур. У Олега есть серии, глядя на которые ассоциативно вспоминаешь картины Рене Магритта или Сальвадора Дали.

Ощущения ирреальности, таинственности можно добиться самыми разными способами. Поиграть с кривыми зеркалами. Или спрятать предмет за фактурной поверхностью — исцарапанным беспорядочными штрихами стеклом или за стеклом, которое намазано воском, за тканью. Такие наложения фактур друг на друга делают изображение более подвижным. На глазах у зрителя оно вибрирует, волнуется и живет. Фотография, такая правдивая и достоверная, вдруг как будто сталкивает нас с другой реальностью. «Меня всегда привлекал мотив текучести, изменчивости жизни — и как философская категория, и как изобразительная тема. Именно это и стало основой моего творчества: искажение, изменение предмета и пространства. Под этот лейтмотив я и подбирал свои художественные приемы».

Фотографические технологии сегодня меняются очень быстро. В сознание фотографа ежедневно впрессовывается мысль: быстрее, быстрее, быстрее. И вот уже камера обскура, а вслед за ней и зеркалка, становятся антиквариатом. Их вытесняют новая техника, новые способы печати, новые компьютерные программы, способные совершать чудеса. Олег не боится быть несовременным: «Сделанное на скорую руку устаревает быстро. То же, что делается долго, вбирает в себя время». Он снимает на аналоговые камеры большого и среднего формата, на слайдовую плёнку или пластины. Компьютер использует, когда нужно почистить фотографии от пыли или провести цветоделение, подготовить снимки для полиграфической печати. В этом смысле всё его творчество — «чистая фотография»: компьютерного вмешательства в само изображение не допускается.

Натюрморты Олега Каплана живут на стенах галерей и бизнес-центров, во многих домах Москвы и Петербурга, в рекламных альбомах. Они не навязывают зрителю агрессивной точки зрения автора, позволяя смотрящему самому совершить открытие, посмотреть новым взором на привычные вещи. И если возникнет желание — подстроить свои душевные обертоны под тональность фотографа.

www.kaplanfo.narod.ru

Комментарии

Вика Алферонок
14.04.2008
0
Спасибо за увлекательную статью, очень интересный художник, получила новый импульс к творчеству!

Похожие статьи

Компактная камера Nikon COOLPIX P340 разработана для любителей, которым нужен компакт премиум-класса
11 февраля 2014
Новости

Компактная камера Nikon COOLPIX P340 разработана для любителей, которым нужен компакт премиум-класса

Компания Nikon представляет высококачественную 12-мегапиксельную фотокамеру COOLPIX P340, которая позволяет создавать резкие снимки с высокой скоростью. Стильная и компактная фотокамера COOLPIX P340 оснащена объективом с 5‑кратным оптическим зумом и большой светосилой f/1,8. С помощью функции Dynamic Fine Zoom* можно увеличить зум до 10‑кратного. Фотокамера отлично работает с 1/1,7‑дюймовой КМОП-матрицей с обратной подсветкой, что позволяет создавать впечатляющие изображения.

Театральных дел мастера
16 декабря 2005
Новости

Театральных дел мастера

HARMAN/KARDON Далеко не всегда людям требуются массивные акустические системы, ведь большинство из нас, к сожалению, проживают в небольших квартирах. Тут-то на помощь и могут прийти компактные АС. Однако случилось так, что за последние два-три года сложился стереотип, что маленькие означает плохие и чаще всего пластиковые колонки.

Третьим будешь? Vivitek дополняет серию D3000 Full HD моделью
24 мая 2016
Новости

Третьим будешь? Vivitek дополняет серию D3000 Full HD моделью

Компания Vivitek расширила универсальную серию D3000 Full HD новинкой – проектором DH3331. На данный момент в серию уже входят модели DW3321 и DX3351, успешно используемые в музеях, офисах, барах, ресторанах и магазинах. Новинка DH3331 располагает полным «джентельменским набором» качественного инсталляционника – высокой яркостью, разрешением 1080р, широким зумом, сдвигом линз и огромным выбором портов подключения.

Поклонникам аудио
31 августа 2003
Новости

Поклонникам аудио

JVC MX-SK1/SK3 Моноблочные мини-системы ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СD-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ: VCD-чейнджер карусельного типа с возможностью воспроизведения дисков CD, CD-R, CD-RW, VCD, MP3, JPEG. Функция караоке: 1 микрофонный вход с регулировкой уровня, маскирование вокала и цифровое эхо. Режимы воспроизведения СD — программирование (до 32 треков), повтор, воспроизведение в случайном порядке.

ADATA представит новинки на выставке CeBIT 2014
26 февраля 2014
Новости

ADATA представит новинки на выставке CeBIT 2014

Компания ADATA™ Technology, ведущий производитель модулей памяти DRAM и накопителей на базе флэш-памяти NAND, совместно с Littlebit Technology представит свои последние инновационные продукты на выставке CEBIT 2014. В этом году крупнейший ИТ-форум в немецком Ганновере пройдет с 10 по 14 марта.

Наушники Hercules HDP DJ-Adv G401: отменный звук, элегантность и комфорт
1 октября 2012
Новости

Наушники Hercules HDP DJ-Adv G401: отменный звук, элегантность и комфорт

Москва, 28 сентября 2012 г. — компания Hercules, эксперт в области аудио решений с 20-летним стажем, вносит последние штрихи в свою коллекцию наушников, представленную в прошлом году. Модель HDP DJ-Adv G401 предназначена для диджеев-любителей, отличается она следующими качествами: превосходной точностью звука вместе с приятным мощным звучанием, а также безупречной акустической изоляцией и удобством ношения.

Тест ЖК-телевизора Hyundai H-LED24V8
19 февраля 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Hyundai H-LED24V8

Full HD ЖК-телевизор с LED-подсветкой, диагональ 24 дюйма. Достоинства: стильный дизайн аппарата, симпатичное оформление меню, невысокая стоимость. Недостатки: при сигнале с компонентного входа детальность ярких сцен могла бы быть несколько получше.

Wharfedale: встречайте новый бренд
22 ноября 2016
Новости

Wharfedale: встречайте новый бренд

Компания Alef Hi-Fi, входящая в группу компаний DIGIS, объявляет, что с 17 ноября 2016 года является официальным дистрибьютором компании Wharfedale на территории РФ.

Трёх осевой стабилизатор Benro RedDog R1
10 ноября 2018
Новости

Трёх осевой стабилизатор Benro RedDog R1

Компания Benro выпустила новый 3-х осевой стабилизатор RedDog R1, особенностью которого является уникальная поворотная рукоятка, позволяющая трансформировать стабилизатор из вертикального режима (Upright) в переносной режим (Carry), используемый для съёмки с низких ракурсов. Смена положения осуществляется простым поворотом фиксирующего винта, расположенного в основании рукоятки.

Nikon завоевала четыре награды на церемонии TIPA World Award 2019
10 апреля 2019
Новости

Nikon завоевала четыре награды на церемонии TIPA World Award 2019

Компания Nikon удостоилась сразу четырёх наград в престижной премии TIPA World Awards 2019, которую ежегодно проводит ведущая ассоциация в области фотографии и печатных изданий TIPA (Technical Image Press Association). Лауреатами стали четыре продукта: Nikon D3500 победила в номинации «Лучшая зеркальная камера» («Best DSLR Camera»), Nikon Z 6 было присвоено звание «Лучшая полнокадровая полупрофессиональная камера» («Best Full Frame Camera Expert»), Nikon Z 7 – «Лучшая полнокадровая профессиональная камера» («Best Full Frame Professional Camera»), а в номинации «Лучший широкоугольный зум-объектив для беззеркальных камер» (Best Mirrorless Wide Angle Zoom Lens») награду получил NIKKOR Z 14-30mm f/4 S.