Солдатский труд Владимира Вяткина. Дню защитника Отечества посвящается.

РУСС ПРЕСС ФОТО к Дню Защитника Отечества представляет снимки легендарного российского фотожурналиста Владимира Вяткина, работавшего фотожурналистом на 11 войнах - в Никарагуа, Афганистане, Вьетнаме, Югославии, Ираке, Чечне...

 

Фотожурналист Владимир Вяткин. 2000. Чечня. Фото В. Сварцевича

Владимир Вяткин - знаменитый российский фотожурналист. В 1985 году Международная Организация журналистов (IOJ) присвоила ему статус «Международный Мастер Фотожурналистики». С 2004 г. является академиком Международной гильдии фотографов средств массовой информации.

На счету Вяткина более 200 наград, среди которых премия самого престижного в фотожурналистике приза Golden Eye, шестикратный лауреат престижного международного конкурса World Press Photo, лауреат Интерпрессфото, Mother Jones Photo Contest (International Fund for Documentary Photography — США), SSF World Sports Photo Contest (Япония), Humanity Photo Award и Great Wall (Китай), HIPA и многих других. Лауреатом «Серебряной камеры» он становился восемь раз.

В фотографическом творчестве Владимир Вяткин предпочитает снимать общественно-социальные темы, искусство, спорт, а также разработал стилистику неопикториальной фотографии. Превосходное владение стилистическими приемами, способность видеть, позволяет ему снимать так, как никто другой и по праву считаться самым творческим фоторепортером.

 

Владимир Вяткин в армии, 1973 г.


«Я был на 11 войнах. Когда я снимаю на войне, я не думаю о выдержке и диафрагме. Лучшие свои снимки я снял не на войне. Нужно либо снимать, либо сопереживать матери, у которой погибли три дочери. Солдату, который чудом не погиб и вылез. Я не думал о том, что у меня висит аппарат. Не об этом я думал. А о том, что нужно сделать, чтобы его выручить». 

«Меня сейчас очень волнуют судьбы людей. Сотен, тысяч людей. Безвинно гибнущих в Украине, в Донбассе. Со стороны и украинской армии, и ополченцев. В связи с этим я выложил серию, которая называется просто – «Солдатский труд». Думаю, это лучшая моя серия». 

Владимир Вяткин

Солдатский труд

Серия «Профессия Солдат» 
Гран-при в номинации События и повседневная жизнь конкурса «Серебрянная камера». Россия, 2004 

«На войне главный герой – солдат. Журналист мешает воевать. Лично я мешал многим. Ты лишнее звено, надо отвечать за твою безопасность. Отчитаться за взвод легче, чем за одного журналиста. Поэтому мы на войне мешаем. Никто нас там не ждёт с распростёртыми объятиями. Нас не ждут ни в тюрьме, ни в психбольнице, ни в детской лечебнице, ни в родильном доме, ни в школе, ни в детском саду, нигде не ждут».

Владимир Вяткин

Серия «Профессия Солдат» 
Гран-при в номинации События и повседневная жизнь конкурса «Серебрянная камера». Россия, 2004 

«На войне ты сидишь неделю, две недели. Все смотрят на тебя и спрашивают: «Ты чего здесь делаешь? Отвечаешь: «Ребята, работайте». И вдруг через месяц ты чувствуешь, что нашёл эту тематическую дистанцию. Ты уже свой, на тебя никто не обращает внимания. Тогда начинаешь работать, и у тебя одно желание: лишь бы не приехало телевидение. Садится вертолёт, выходит генерал, напомаженный, наодеколенный. Выходит съёмочная группа, снимает со штатива солдат, которые чистят одежду, оружие, едят. Вертолёт улетает, и тебе надо начинать всё сначала. Я не говорю о том, что плохо отношусь к телевидению. Но у нас разные задачи». 

Владимир Вяткин

Слепая революция. Афганистан1980 г.

В дни, когда афганский народ праздновал вторую годовщину апрельской революции. В Кабуле шла демонстрация. Он смотрел на праздничные колонны людей и видел народ, сбросивший с себя средневековые путы в неукротимом стремлении к свету, знанию, всему лучшему, что принес с собой XX век.

Он увидел танец: порыв, вихрь, бьющая через край энергия. В нем была символика пробуждения народа, художественный образ современного Афганистана. Таким он запечатлелся в его памяти и на пленке.И еще один образ: афганский солдат, у которого в дуло винтовки воткнут алый тюльпан. И это тоже символ революции, готовой защищать свои завоевания. 

Я там был одним из первых. Не первый, а один из первых, потому что до меня еще были другие фотографы, но я был, наверное, первым, для кого фотожурналистика была именно профессией. Потому что фотографировали, скажем, чиновники некие, советники от ЦК КПСС. Были те, кто занимался не столько журналистикой, сколько информационной фотографией. И был фотограф из издательства «Плакат», был фотограф из ИТАР-ТАСС – Надеждин.

Но мы были первыми. В то время было запрещено не то что снимать наших военнослужащих, боевые действия, а просто-напросто нельзя было об этом говорить. Основная идеология первых двух лет войны в Афганистане строилась на том, что мы якобы выполняем гуманитарную миссию, оказываем гуманитарную поддержку и помощь, строим больницы, детские сады, школы, в том числе преподаем в политехническом институте, университете. Т.е. запрещено было даже упоминать слово «война», хотя в это время она шла вовсю. 

Владимир Вяткин

Мы снимали исключительно те мероприятия, которые показывали бы мирное сотрудничество СССР с афганским народом. Но в то же время я чувствовал, что что-то происходит. Однажды в аэропорту я увидел штабеля деревянных ящиков. Поначалу я решил, что это оружие либо какие-то запчасти. Стояли эти ящики, накрытые маскировочной сеткой, а рядом были солдаты, которые их охраняли. Я в шутку спросил у офицера, который руководил охраной: «Это что? Запчасти?» На что он ответил с печальной иронией: «Нет, это мясо, которое уже никому не нужно». В этих ящиках были погибшие солдаты, так называемый «Груз 200». 

Тогда я впервые почувствовал, что это война. Я испытывал, снимая в Афганистане, опасность с двух сторон – с одной стороны, это моджахеды, те, кто противостоял официальной власти в Афганистане и нашей так называемой 
«гуманитарной миссии», а с другой стороны, наши солдаты на улице, десантники, патруль.

Владимир Вяткин


Как-то я сфотографировал афганскую мать в парандже, несущую грудного ребенка. А на ее фоне были два десантника, которые патрулировали улицу. Увидев, что я их снимаю, они побежали за мной. Я, вместо того чтобы стоять на месте и ждать их подхода, испугался и побежал сам.

Метров через 100–150 они меня догнали. Я чувствую, что попал в неловкую ситуацию, и говорю: «Ну делайте со мной что хотите». Они говорят: «Вы фотограф?» Я говорю: «Да». Они: «Из Советского Союза?» – «Да».– «Снимите нас на память!» Вот так закончилась встреча с моими соотечественниками, которая могла в иной ситуации обернуться и не так весело, а более печально. 

Владимир Вяткин


В Москве меня просили показывать мои снимки на заводах, на фабриках, в домах культуры, рассказать об Афганистане, но было запрещено произносить слово «война». Т.е. я показывал те как бы мирные события. И только через два года, когда уже официально заговорили и в прессе, и в газетах, и по телевидению о том, что идет война, я решился отправить свои снимки на «Мировое пресс-фото», прислав им телеграмму с объяснением, что это снято намного раньше, но, поскольку цензура эти снимки не выпускала, то я сейчас имею возможность их показать. Из этой серии выбрали один снимок под названием «Телохранитель». 

Владимир Вяткин

«Телохранитель». Aфганистан, Кабул. Апрель, 1980 г.

Вл. Вяткин 2-е место World Press Photo в категории Повседневная жизнь.1985 г.

 

Детство тревог и надежд. Никарагуа1986 г.


Тишину родильного отделения нарушил крик новорожденного, оповестивший о появлении еще одной жизни на Земле. Через несколько минут я смог увидеть, как мать нежно прижимает к себе младенца, согревая его теплом своего тела. Я стоял рядом, но она меня не замечала, занятая сосредоточенным рассматриванием своего малыша. Она была переполнена радостью и наслаждением. Вероятно, в такие минуты все женщины в мире одинаково счастливы, подумалось мне. 

Но в следующее мгновение случилось нечто совершенно неожиданное — гримаса страха исказила красивое лицо женщины, одной рукой она прижимала к себе ребенка, а другой закрывала полные слез глаза. Лицо было обращено вверх, к потолку. О чем плакала эта молодая никарагуанская мать, что вдруг так встревожило, напугало ее? Что увиделось ей? 




В июле 1986 года Сандинистская газета «Баррикада» опубликовала документ, потрясающий своей обвинительной силой. Сухой язык цифр рассказывал, какую неимоверно дорогую цену уже заплатил никарагуанский народ за свое право на свободу и независимость, отстаивая их в навязанной ему Белым домом необъявленной войне: в ходе ее погибло 31 290 человек. В это число входят и те, кто отстаивал завоевания революции, и те, кого использовали в своих грязных целях контрреволюционеры. Война эта унесла жизни 879 детей в возрасте младше 12 лет! Не об этом ли вспомнила молодая мать в свой счастливый час?

То был первый мой рабочий день командировки в Никарагуа, начавшийся в столичном родильном доме, а вечером того же дня в программе новостей Сандинистского телевидения я увидел похороны 23-летнего фоторепортера газеты «Баррикада» Розендо Гарена, павшего от рук «контрас» при выполнении задания своей редакции. Это был уже не первый журналист, убитый врагами революции.

Впереди похоронной процессии бежали мальчишки. Когда начался траурный митинг, телеоператор несколько раз крупным планом показал детские лица: тревога и волнение совсем маленьких, решимость и мужество тех, что постарше. День за днем я вел фотографическую хронику текущих событий в Никарагуа — снимал в городах и селах, на заводах и фабриках, в воинских частях и в университетах, в госпиталях и в национальном хореографическом училище. Несколько дней вместе с моим коллегой и товарищем Александром Маховым поработали на Рио Коко — пограничной с Гондурасом реке у Антлаитического побережья Никарагуа. Жили мы в шалашах индейцев мискитос. В период прекращения огня нам удалось даже проникнуть в лагерь «контрас», находившийся в селении Юлу. 


Несколько раз мне представлялась возможность снимать президента республики Даниэля Ортегу во время его еженедельных встреч с трудящимися.  И всюду, куда бы я ни попадал, не упускал из поля зрения детей. Моя симпатия и особая фотографическая любовь к ним определились с первого же дня. Снимая их, я не жалел пленки, старался стать как можно менее заметным, чтобы не нарушать естественности, создававшихся вокруг меня жизненных ситуаций.

Нелегко было привыкать к тому, что боевое оружие у детей органично уживается со скромными игрушками. Автомат, мачете и букварь стали для меня своеобразными символами молодой, борющейся республики, а подросток с оружием в руках — олицетворением тревожного и сурового детства.  Хочется верить, что детство тревог и волнений сменится для никарагуанских детей в недалеком будущем миром радости и счастья. 

Владимир Вяткин

 

Чеченский синдром. Россия 1999-2003 гг.

«Однажды Андрей Стенин спросил: «Зачем ты ездил в Чечню 28 раз?». За одной фотографией. Я видел одну ситуацию, но физически снять её не мог. Ездил не за тем, чтобы снять именно это. Важна была идея. Ночью я ехал с офицерами «Альфы». На «Урале», в закрытой брезентом машине. Была зима, январь, было жутко холодно. В Чечне минус 18 – всё равно, что у нас минус 40. Жуткая влажность, мороз, ты весь мокрый.

На переезде я отодвинул брезент и увидел сцену. Из белой трансформаторной будки на носилках вынесли останки российского десантника. И бедная мать, стоя на коленях, обнимая куски замороженного мяса, опознавала своего сына. А в пяти метрах от неё вынесли на носилках останки молодого чеченца. И бедная чеченская мать опознавала своего сына. Необязательно снимать оторванные руки, ноги. Через глаза матери, потерявшей сына-солдата, можно показать всё намного ярче и острее».

Владимир Вяткин

 


«На войне ты сидишь неделю, две недели. Все смотрят на тебя и спрашивают: «Ты чего здесь делаешь? Отвечаешь: «Ребята, работайте». И вдруг через месяц ты чувствуешь, что нашёл эту тематическую дистанцию. Ты уже свой, на тебя никто не обращает внимания. Тогда начинаешь работать, и у тебя одно желание: лишь бы не приехало телевидение. Садится вертолёт, выходит генерал, напомаженный, наодеколенный. Выходит, съёмочная группа, снимает со штатива солдат, которые чистят одежду, оружие, едят. Вертолёт улетает, и тебе надо начинать всё сначала. Я не говорю о том, что плохо отношусь к телевидению. Но у нас разные задачи». 

Владимир Вяткин


На войне с обеих сторон гибнут самые физически крепкие и психически здоровые. Все уроды на рынках сидят. Некоторые мои друзья, которые погибли, пытались доказать дамам, что они супермужики. Не буду называть фамилий. И я ездил в Никарагуа, чтобы доказать одной любимой даме, что я мужик. Для того, возможно, и выдуманы войны. Не пытайся рекорды ставить, доказать, что ты лучше других. У всех свои профессиональные задачи. Если ты фотограф, помни, что одновременно стрелять и снимать невозможно. Поэтому определись. Если ты взял автомат, забудь про фотоаппарат, иначе ты подставишь десятки таких же, как ты.

Владимир Вяткин

 

«Солдат», 1971г


Фотография «Солдат» для меня самая близкая. На ней рядовой Владимир Кусеров. Мы вместе служили в армии. Снял ее в 1971 году перед дембелем. Володя был цирковым артистом. Гераклом. Сталлоне и Шварценеггер ему в подметки не годятся по физической красоте и мощи. Жалею, что мало его снимал.  Эта фотография не имеет наград. Ее не взяли на первую советскую выставку в Лондоне во время холодной войны. Цензура не пропустила из-за того, что у солдата неуставная прическа — бакенбарды. Мой коллега Борис Кауфман взял снимок под свою ответственность и вывесил.

«Дейли мейл» напечатала во весь разворот с подписью: «Мы впервые видим русского солдата, которому не хочется воевать». История этой фотографии закончилась только два года назад, когда выживший из ума бывший спецназовец выдавал себя в Интернете за этого солдата и терроризировал его дочь и жену. А Володя разбился в Чили во время репетиции, выполняя акробатический номер под куполом цирка. 

 


Поехать на войну и снять войну — разные задачи. Два месяца я жил на передовой в Чечне. Зубы не чистил, не мылся, грязный, вшивый — как все. И вдруг приезжает телевидение на два часа. Бритые, сытые. Выходит генерал и показывает им войну, как театр. Потом они уезжают и ломают мне все, что наработано за два месяца. Никто нас не ждет ни на войне, ни в тюрьме, ни в больнице. Невольно мы становимся свидетелями жизни, где свои законы, о которых мирным людям лучше не знать.

Владимир Вяткин

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ставка на лидера
11 октября 2006
Новости

Ставка на лидера

Японская компания YAMAHA относится к числу тех, чье имя постоянно на слуху у большей части населения земного шара. Это не удивительно, ведь ассортимент продукции компании более чем разноплановый. Всем известно, что YAMAHA выпускает мотоциклы, являющиеся, без преувеличения, шедеврами инженерной мысли, воплощением мощи, запредельной скорости, самых современных технологий.

Тест наушников Westone UM3X
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Westone UM3X

Наушники Westone UM3X — родом из США. Производитель позиционирует их как сценические мониторы — профессиональные инструменты, предназначенные для использования музыкантами во время выступлений. Но профессиональное предназначение — не помеха для интереса со стороны простых любителей качественного звука — многие меломаны с удовольствием используют Westone UM3X для прослушивания своих любимых композиций.

Триумф технологии и стиля
22 мая 2007
Новости

Триумф технологии и стиля

Компания DEFINITIVE Technology — знаменитый производитель инновационных и очень технологичных акустических систем, которым удается систематически удивлять аудио экспертов по всему миру. Компания была основана в 1990 году легендарной в Hi-Fi индустрии личностью — Сэнди Гроссом, который, успев поработать с рядом производителей и накопив уникальный опыт в проектировании, производстве и продвижении готовой продукции на рынке, решил реализовать свою мечту и в 1988 году приступил к проектированию громкоговорителей, звучание которых полностью соответствовало бы его утонченному вкусу.

Плеер iriver AK100 уже в России
19 февраля 2013
Новости

Плеер iriver AK100 уже в России

18 февраля состоялась презентация нового портативного плеера компании iriver, модель носит имя AK100. Подтверждая напрашивающиеся ассоциации с автоматом Калашникова, девайс выполнен в «серьезном» металлическом корпусе и весит порядка 300 гр. Несмотря на только что состоявшуюся официальную презентацию, аппарат продается уже несколько месяцев. Стоимость девайса в России составляет порядка 700 долларов.

Выбраны лучшие фотографии в Открытом конкурсе Sony World Photography Awards 2019 года
26 февраля 2019
Новости

Выбраны лучшие фотографии в Открытом конкурсе Sony World Photography Awards 2019 года

Всемирная организация фотографии рада объявить имена победителей, чьи работы стали лучшими в десяти категориях Открытого конкурса Sony World Photography Awards 2019 года. В этом году на конкурс было подано рекордное количество заявок из 195 стран, но судьям удалось выбрать одну лучшую фотографию в каждой из десяти категорий.

Nikon объявила о разработке нового телеобъектива AF-S NIKKOR 500 mm F/5.6E PF ED VR
14 июня 2018
Новости

Nikon объявила о разработке нового телеобъектива AF-S NIKKOR 500 mm F/5.6E PF ED VR

Компания Nikon объявила о выпуске нового супертелеобъектива AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR с фиксированным фокусным расстоянием для цифровых зеркальных фотокамер Nikon формата FX.

Сервисы «Яндекс.Деньги» и QIWI Wallet стали доступны пользователям LG Smart TV
20 декабря 2013
Новости

Сервисы «Яндекс.Деньги» и QIWI Wallet стали доступны пользователям LG Smart TV

Москва, 19 декабря 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) сообщает о том, что сервисы «Яндекс.Деньги» и Visa QIWI Wallet появились на платформе LG Smart TV и стали доступными для всех пользователей умных телевизоров LG. Теперь оплачивать приложения, кабельные каналы и государственные услуги можно не выходя из дома. Для этого достаточно один раз привязать свой электронный счет в системах «Яндекс.Деньги» или Visa QIWI Wallet к аккаунту LG Smart TV. Процедура регистрации проста и занимает не более двух минут. Необходимо указать номер мобильного телефона, к которому привязан счет «Яндекс.Деньги» или Visa QIWI Wallet и пароль. После этого на указанный номер мобильного телефона поступит SMS-уведомление с кодом подтверждения. В дальнейшем, оплата осуществляется автоматически в несколько нажатий кнопок пульта и не требует дополнительного внесения учетных данных пользователя.

«М.Видео Electronics Show 2019» - московская выставка мировых достижений
4 октября 2019
Новости

«М.Видео Electronics Show 2019» - московская выставка мировых достижений

4 и 5 октября можно с пользой провести в Крокус Экспо, тем более синоптики обещают дожди. В 12 зале 3 павильона проходит выставка, на которой всем будет интересно: 40 крупнейших брендов-производителей техники показывают более 500 новых продуктов.

Philips представляет самую тонкую 5.1-канальную звуковую панель Philips HTL7140B
17 сентября 2015
Новости

Philips представляет самую тонкую 5.1-канальную звуковую панель Philips HTL7140B

Германия, Берлин — Компания Gibson Innovations представляет ультратонкую и невероятно мощную звуковую панель Philips HTL7140В. При создании этого саундбара инженеры Gibson Innovations уделили особое внимание дизайну и инновационным технологиям, а полученный результат призван удивить и привлечь внимание потребителей. Несмотря на свои компактные размеры (38 мм в высоту и 54 мм в глубину), устройство характеризуется более качественным и объёмным звучанием, чем кажется на первый взгляд, более того, оно по-настоящему воспроизводит 5.1-канальный звук.

PocketBook 840, ридер с большим экраном, уже в продаже
11 августа 2014
Новости

PocketBook 840, ридер с большим экраном, уже в продаже

Компания PocketBook рада сообщить о старте продаж PocketBook 840 - премиального 8-дюймового E Ink ридера со светодиодной подсветкой. Устройство уже доступно в продаже в фирменном интернет-магазине PocketBook, а в бли-жайшее время появится в популярных розничных сетях по всей России. Стоимость ридера PocketBook 840 составляет 9900 рублей.