Снять с бесчувственного тела

21 июля 2006

«ПОДПИСЬ—ПРОТОКОЛ, СДАЛ—ПРИНЯЛ ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ!»

Именно эту известную фразу мог бы произнести автомобиль при соблюдении двух условий: первое — если бы он умел говорить, и второе — если бы в нем был установлен любой из двух наших гостей — биометрических иммобилайзеров WOODOO WD-800W (серийный номер 6477С001) и BIOCODE-AUTO 100 (серийный номер В00831).

Главная особенность, отличающая эту парочку от мощной когорты соперников, состоит в способе распознавания владельца автомобиля. Производители внесли новое слово на российском рынке иммобилайзеров, воспользовавшись технологией биометрической защиты. То есть в данном случае роль идентификатора владельца играет его собственный отпечаток пальца. Понятно, что завладеть этим элементом без ведома владельца достаточно сложно, равно как и завладеть самим пальцем. Конечно, как в том фильме, «гипс, наконец, можно снять с бесчувственного тела», но это совсем другая статья, не имеющая ничего общего со статьей 166 УК РФ, предусматривающей наказание за угон автомобиля без цели хищения до 3 лет тюрьмы — отговорка «просто хотел покататься» здесь уже не пройдет.

Остается открытым только вопрос о копировании отпечатка, но успех этой операции полностью зависит от того, как организован процесс снятия отпечатка пальца самим иммобилайзером — некоторые сенсоры основывают свою работу на физиологических свойствах кожи, что накладывает серьезные ограничения на такой способ взлома. Как с этим обстоят дела у WOODOO WD-800W и BIOCODE-AUTO 100, мы постараемся выяснить в процессе тестирования. А до того как начнем мучить изделия и собственные пальцы, посмотрим на конструкцию и техническое исполнение каждого экземпляра.

Бометрическая защита — новое слово на российском рынке иммобилайзеров.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ЗАЩИТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Коробка с иммобилайзером WOODOO Нарядная упаковка BIOCODE-AUTO 100

Начнем, пожалуй, с BIOCODE-AUTO 100, а точнее с тех возможностей, которые он предоставляет. Самым ценным элементом защиты (саму систему распознавания мы в расчет не берем) является возможность работы с цифровым реле дистанционной блокировки. Может быть 3 типа таких реле: RDU — стандартное беспроводное реле с нормально замкнутыми контактами; RDUK — то же самое реле, но выполнено в другом корпусе, что позволяет скрытно устанавливать реле, например, в штатном автомобильном жгуте; и третье RDD — здесь помимо прочей электронной начинки присутствует и датчик движения, блокирующий работу двигателя, когда автомобиль начинает перемещаться. В комплекте с иммобилайзером всегда поставляется один из вариантов. Но если вам необходимо увеличить их число, что значительно повышает угоностойкость, то смело докупайте — производитель гарантирует работу блока с неограниченным количеством цифровых реле. При подключении реле необходимо быть внимательным: оно запоминает центральный блок и после этого с другим блоком работать уже не будет, защищаясь таким образом от его подмены.

В системе есть два программируемых выхода — «успешный» и «тревожный», в принципе все понятно уже по названию. На первый выход подается сигнал, если идентификация прошла успешно, а на второй — если что-то пошло не так. Самое интересное, что эти выходы полностью программируемые, т.е. вы сами можете менять формат сигналов. Это позволяет создавать на базе системы расширенный охранный комплекс. Никуда не делась и старая добрая кнопка VALET, с одной стороны, архаизм, а с другой — часто просто необходимая вещь. В BIOCODE-AUTO 100 эта кнопка предназначена для перехода в режим сервисного обслуживания, причем включить этот режим можно как с помощью отпечатка пальца, так и без него, введя персональный PIN-код.

Перед первым включением системы установщики могут комплектовать систему различными цифровыми реле по своему желанию и желанию клиента. После того как произошло включение системы, реле «запоминает» «свой» центральный блок и на подмену не среагирует. В случае поломки или повреждения сканера его можно заменить изделием от аналогичной модели в любое время.

В BIOCODE-AUTO 100 присутствует противоразбойная функция: режим AntiHiJack отслеживает попытку выкинуть водителя из автомобиля, и режим тревожного пальца — при принуждении водитель прикладывает тревожный отпечаток, некоторое время автомобиль работает в штатном режиме, а затем имитирует неисправность, не позволяя продолжать движение.

Теперь можно переходить к другому нашему гостю — WOODOO WD-800W.

И снова нам предлагают воспользоваться беспроводными блокировками: либо обычными цифровыми реле HOOK-UP, либо с помощью WAIT UP — беспроводного реле со встроенным датчиком движения, блокирующим цепь, только если автомобиль двигается. Количество беспроводных блокировок у WOODOO не ограничено.

Здесь может быть несколько вариантов блокировки двигателя: с помощью цифровых реле, с помощью встроенного в блок реле и с помощью несиловой встроенной блокировки.

Вообще, если говорить о WOODOO, то разработчики ввели новое понятие «чистая система», заключающееся в следующем: до того как в иммобилайзере не будет прописан владелец, система будет сниматься с охраны от прикосновения любого отпечатка пальца. В этом режиме можно проверить работоспособность установленной системы. После того как владелец будет прописан в систему, такая возможность исчезнет вместе с возможностью замены сканирующего устройства и цифрового реле блокировки.

Перейдем к дальнейшим возможностям WOODOO: в блок иммобилайзера встроен датчик движения, с помощью которого организовывается защита от разбоя в том случае, если владельца на светофоре выкидывают из машины, для активации этого режима в критической ситуации ничего делать не нужно — WOODOO все делает автоматически. Каждый раз при открывании двери водителя иммобилайзер переходит в дежурный режим, не нарушающий работу двигателя. Перед началом движения автомобиля владелец (или другой зарегистрированный пользователь) должен пройти повторную идентификацию. Забывчивому водителю система обязательно напомнит о необходимости пройти повторную проверку через несколько секунд после начала движения. Если же биометрическая система не обнаружит зарегистрированного пользователя, то работа двигателя будет заблокирована в безопасном режиме, включится сигнализация, а на заданные телефонные номера будут переданы тревожные извещения.

Здесь кроется еще одна особенность WOODOO — в системе присутствует интерфейс передачи сигнала тревоги на внешнюю сигнализацию и передачи тревоги по GSM каналу (c системами REEF GSM) — соответствующие разъемы имеются (при наличии соответствующего оборудования).

Понравилась функция сервисной идентификации (назовем ее так) — иммобилайзер по отпечатку определяет, кто в данный момент управляет автомобилем (владелец или один из 3 водителей), и замыкает один из 4 выходов на «массу». Эта функция может понадобиться в автомобиле с большим количеством электрорегулировок — достаточно приложить пальчик, и автомобиль вспомнит все ваши настройки.

УСТАНОВКА

Оптический сканер системы BIOCODE-AUTO 100

Установка иммобилайзера, как правило, отличается малым количеством компонентов и гипертрофированным желанием спрятать блок так, чтобы и сам потом не смог найти. Посмотрим, какие особенности есть у биометрических иммобилайзеров.

По удобству установки BIOCODE-AUTO 100 несколько проигрывает конкуренту. Недостаток — это габаритные размеры сканера, которые могут усложнить установку и тип его соединения с центральным блоком, который требует разбора корпуса датчика при необходимости отсоединить провод.

На наш взгляд, существует еще один недочет — при поиске места установки блока специалисту необходимо учитывать тот факт, что владельцу иногда надо будет добираться до блока, чтобы запрограммировать нового водителя или убрать старого! Производитель предлагает решать эту проблему следующим образом: необходимо оставить подключенным сервисный провод USB и вывести его в доступное место. Таким образом, необходимость добираться до центрального блока при программировании отпадает. Надеемся, что данная рекомендация будет внесена в документацию, входящую в комплект оборудования.

Этих недостатков у WOODOO нет: сканер компактен, его конструкция подразумевает несколько способов крепления, соединение с блоком на разъемах, а проводка иммобилайзера не одноцветная — пусть немного страдает безопасность, но устанавливать систему легче, и если быть совсем честным, то и безопасность страдает не сильно — беспроводное реле не соединяется с блоком отдельным проводом, да и компоненты работают только друг с другом и чужого не воспримут.

BIOCODE-AUTO 100

Самым ценным элементом защиты является возможность работы с цифровым реле дистанционной блокировки.

WOODOO

Каждый раз при открывании двери водителя иммобилайзер переходит в дежурный режим, не нарушающий работу двигателя. Перед началом движения автомобиля владелец должен пройти повторную идентификацию.

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Емкостной сканер системы WOODOO

Оба иммобилайзера, и так непохожих друг на друга, воплотили в себе два абсолютно противоположных подхода к процедуре программирования. В BIOCODE-AUTO 100 для проведения любой операции потребуется компьютер. Записать нового владельца, стереть старого, отключить или добавить «тревожный» палец — все режимы работы управляются только с ноутбука, или ПК, который соединяется с блоком системы по интерфейсному USB-кабелю. Преимуществом такого способа программирования, несомненно, является простота. Действительно, все операции можно выполнить буквально за десять секунд, без изучения инструкции, а перепутать что-либо невозможно, низкий поклон программистам! Программное обеспечение защищено индивидуальным паролем, который знает только владелец. Но у этого способа есть и недостатки. Все дело в том, что не у каждого владельца даже дорогого автомобиля есть ноутбук. И если его нет, то каждый раз, когда пользователь захочет отдать кому-то автомобиль или просто прописать водителя, необходимо будет ехать в сервисный центр, где умеют обращаться с этой системой. Если ноутбука нет, то систему можно перевести в режим сервисного обслуживания с помощью собственного отпечатка пальца либо с помощью PIN-кода, но в этом случае BIOCODE-AUTO 100 перестает работать как охранная система, до тех пор пока он опять не будет переведен в режим нормальной работы при помощи отпечатка пальца владельца или PIN-кода и кнопки VALET. Так что если у вас есть приблизительный круг лиц, которые могут управлять автомобилем, позаботиться о занесении их пальчиков в память иммобилайзера стоит заранее, благо отпечатков можно записать до 100 штук.

Если в вашей машине стоит иммобилайзер WOODOO, для доступа к функциям программирования требуются только ваши пальчики, и больше никаких приспособлений не надо. Но если вы находитесь вдали от автомобиля, то передать управление другому водителю не получится — даже для включения сервисного режима требуются ваши отпечатки, в то время как у оппонента предусмотрена возможность отключения системы с помощью PIN-кода.

При работе с московским иммобилайзером есть одна тонкость: система различает 3 понятия — владелец, постоянный водитель и временный водитель.

Запрограммировать владельца в систему можно только 1 раз, причем записываются 4 отпечатка: первый для снятия блокировки; второй для снятия блокировки и одновременной передачи тревожного сигнала; третий для включения сервисного режима и четвертый для программирования водителей. В дальнейшем отпечатки водителей можно записывать и удалять в любое время, но владелец всегда остается один, и его стереть нельзя! Поэтому при программировании надо быть особенно аккуратным, ведь в случае ошибки поможет только обнуление в заводских условиях.

Постоянных водителей в системе одновременно может быть не более 3, и в принципе эксплуатация автомобиля ими ничем не отличается от эксплуатации владельца, за некоторым исключением: водитель лишен возможности перевода иммобилайзера в режим сервисного обслуживания. Но постоянный водитель, как и владелец, может записать в систему временного водителя. Этот тип отличается от предыдущего тем, что данные о его отпечатках хранятся в системе только до тех пор, пока автомобилем не воспользуется один из постоянных водителей или владелец. Как только это произошло, его отпечатки автоматически стираются из памяти.

«— ЗДРАВСТВУЙТЕ, А Я ВАС УЗНАЛ.

— А ЭТО НЕ Я…»

РАБОТА СКАНЕРОВ ОТПЕЧАТКОВ ПАЛЬЦЕВ

Без сомнения, самая интересная часть иммобилайзеров. Первой реакцией водителей и специалистов установочных центров была буря вопросов по работе сенсоров: как работают, какие бывают, какие лучше; и непо-средственно по распознаванию отпечатка: насколько четко работает, распознает ли распаренный или замерзший палец, что делать, если порезал палец, и так далее. Но самым популярным был тезис про отрубленные пальцы: судя по количеству вопросов, эта тема действительно интересует многих.

Если честно, то и эти два аппарата мы взяли в основном для того, чтобы самим найти ответы на вышеизложенные вопросы. Чего мы только не делали — охлаждали руки в климатической камере, распаривали в горячей воде, изготавливали муляжи отпечатков пальца, разве что ножом не резали (как назло, в день тестов никаких серьезных проступков никто из сотрудников нашей редакции не совершал). Результаты получились интересные, но, перед тем как рассказать о них, пройдемся непосредственно по конструкции сканеров отпечатков пальцев, тем более что от нее зависит более 50% успеха.

У иммобилайзера WOODOO в качестве чувствительного элемента работает емкостной сканер, внутри которого находится матрица элементов, реагирующих на электрический заряд, непосредственно контактирующая с пальцем. Когда палец прикладывается к пластине сканера, микроконденсаторы, имеющие размеры 50х50 мкм, заряжаются, а когда палец убирается, они разряжаются. Разница между зарядным и остаточным напряжением на единичном конденсаторе зависит от того, что находится над ним — выступ узора или впадина. Это позволяет определить их положение и построить изображение отпечатка, которое потом обрабатывается и сравнивается с эталоном.

Работа сканера BIOCODE-AUTO 100 построена на совершенно другом принципе, не менее сложном, но более понятном для простого обывателя. Здесь считывание рисунка происходит с помощью оптического метода.

На деле это выглядит примерно так: палец прикладывается к освещенной стеклянной пластине, и трехмерное изображение сканируется с помощью матрицы. С известной долей приближения можно провести аналогию с цифровой фотокамерой. Такая конструкция и накладывает ограничения на физические размеры самого сканера. Считается, что оба эти способа работы с отпечатками пальцев неидеальны, так как теоретически могут среагировать и на поддельный отпечаток, но это в теории, которая часто расходится с практикой.

На практике же, работая в штатных режимах (с нормальными, живыми пальцами), иммобилайзеры не совершили ни одной ошибки в идентификации, более того, даже намеренное смещение пальца относительно чувствительной поверхности редко приводило к сбоям (ради справедливости стоит сказать, что BIOCODE-AUTO 100 позволяет прикладывать отпечаток пальца при различных углах). Процедура инициализации всегда проходила быстро и без проблем. Ну что ж, с этим понятно, попробуем поморозить конечность — десяти минут на морозе -20 ?С оказалось недостаточно, чтобы сбить с толку и один, и второй иммобилайзер, главное, чтобы палец был сухим, потому как влага не понравилась обоим. Идем дальше: какой русский не любит русской же бани! Напаришься от души с квасом и домой. Прелесть этого поймут все, а вот поймет ли сканер, когда ему вместо эталона подсунут распаренное нечто — как выяснилось, поймет! Не сразу, но эмпирическим путем мы выяснили, что 5 минут вполне достаточно для того, чтобы довести отпечаток до нужной кондиции, после которой опять возможна безошибочная работа!

Эти испытания оба иммобилайзера прошли буквально «ноздря в ноздрю», несмотря на различные конструктивы. И тогда, побродив по просторам зарубежных интернет-ресурсов соответствующего содержания, мы наткнулись на способ изготовления муляжа отпечатка пальца, мимо которого мы пройти просто не могли. После некоторого совещания способ изготовления решено было максимально упростить и ускорить, и уже на следующий вечер у нас появился муляж, а из кассы исчезло 300 рублей — дешево и сердито.

Первым под нож лег WOODOO — в общей сложности мы промучились с ним пару рабочих дней. Муляж так и не опознавался, мы даже выяснили причину, по которой он не срабатывал — наш муляж не имеет тех свойств кожи, по которым и определяется рисунок. Но ввод проводника (жидкости) безнадежно исказил рисунок капилляров для емкостной матрицы.

Переходим к BIOCODE-AUTO 100. На сайте производителя выложено заключение экспертов, что датчик не реагирует на отрубленные пальцы, как свежие, так и замоченные в формалине. Немножко поежившись, мы взяли наш муляж, снятый, надо отметить, с живого пальца. В результате мы не были уверены, поскольку визуальной идеальностью макет не страдал, на нем невооруженным взглядом были видны раковины и трещины. Несколько первых попыток система достойно выдержала, но и мы не сдавались. И немного поиграв с положением муляжа на считывающей пластине, все-таки добились его опознавания!

Пора переходить на отрубленные пальцы.

Так! Не понял? А почему все из редакции поразбежались?..

Это, конечно же, шутка, но хочется добавить, что получившиеся результаты вовсе не означают, что кто-то — плохой, а кто-то — хороший. Мы использовали отпечаток пальца, снятый непосредственно с живого оригинала, а его изготовление заняло несколько дней. Таким образом, для потенциального угонщика подобный путь является сложным. Как, например, заставить владельца засунуть палец в форму для изготовления муляжа? Хотя для нас ясно, что оптический сканер не идеален. Так что производителям еще есть, над чем работать, ведь и угонщики не стоят на месте.

В BIOCODE-AUTO 100 для проведения любой операции потребуется компьютер.

В WOODOO, для доступа к функциям программирования требуются только пальчики владельца.

P.S. Весной 2006 года была анонсирована новая модель биометрического иммобилайзера BIOCODE-AUTO M10 с емкостным сканером отпечатков пальцев и измененной схемой программирования — без использования ПК.?О нем мы планируем рассказать в следующем номере журнала.

21 июля 2006

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Женские рисунки
10 марта 2004
Советы

Женские рисунки

В разгар весны хочется говорить о прекрасном и высоком, но не о красивых и длинноногих девушках, а о прекрасном поле и его отношениях с искусством аэрографии. Да и говорить хочется прежде всего с профессионалами своего дела, с людьми, знающими и умеющими ценить стремление автолюбителей выделиться из общего потока с помощью тонкого искусства нанесения рисунка на формы их «железного друга».

Легко ли угнать машину электронной отмычкой? Роскачество рекомендует способы защиты от high-tech взломов
25 июня 2019
Обзоры

Легко ли угнать машину электронной отмычкой? Роскачество рекомендует способы защиты от high-tech взломов

По данным МВД РФ, в 2018 году было украдено и угнано 42 677 автомобилей (21 843 с целью кражи и 20 834 якобы «с целью покататься» хотя в большинстве случаев преступники специально так заявляют, чтобы уйти от более сурового наказания). Современные угонщики вооружены самыми современными приспособлениями для вскрытия даже самых «умных» противоугонных комплексов. Роскачество предлагает вашему вниманию самые эффективные меры защиты от угонов.

Автомобильная аудиосистема Sony с возможностью подключения смартфона
6 сентября 2016
Новости

Автомобильная аудиосистема Sony с возможностью подключения смартфона

Ресивер XAV-AX100 предлагает все, что вам нужно (и даже больше) для долгих автомобильных поездок: подключение смартфона с улучшенным пользовательским интерфейсом на сенсорном экране, воспроизведение различных медиафайлов и получение самой актуальной информации в дороге. Уникальные технологии Sony, высокая мощность звука XAV-AX100 и функция EXTRA BASS™ превратят звук в вашем автомобиле в усовершенствованную мультимедиа систему, обеспечив при этом максимальную безопасность и удобство благодаря вращающемуся регулятору громкости и голосовому управлению.

Охранники-невидимки
21 июля 2006
Новости

Охранники-невидимки

Мы уже много раз рассказывали об автомобильных сигнализациях SHERIFF, однако линейка продуктов под данной торговой маркой не ограничивается одними сигнализациями. Герои данного материала относятся к более узкоспециализированному классу иммобилайзеров. Единственное, что кроме марки объединяет эти два «обез-движивателя», так это полное отсутствие функций комфорта.

Aiptek представляет видеорегистратор с Full HD-видеокамерой Camcorder X3
23 апреля 2013
Новости

Aiptek представляет видеорегистратор с Full HD-видеокамерой Camcorder X3

23 апреля 2013 года, компания Aiptek, тайваньский производитель компактных видеокамер, медиаустройств и пико-проекторов, представляет видеорегистратор Camcorder X3 c широкоугольным объективом, Full HD-видеокамерой и функцией непрерывной записи дорожных событий. Это доступное решение, обладающее вместе с тем оптимальным набором характеристик для качественной высокодетализированной съемки с широким углом обзора — 120 градусов.

Зстраховался и езжай!
27 июня 2005
Советы

Зстраховался и езжай!

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», или как его еще называют, Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности — ОСАГО, два года назад вступил в силу. Это послужило поводом для проведения многочисленными страховыми компаниями (далее СК) массовой рекламной кампании, несмотря на то, что прибыльность страхования в рамках ОСАГО до сих пор остается предметом баталий, как страховщиков, так и лиц, находящихся по другую сторону баррикад, в частности депутатов ГД.

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию
22 мая 2018
Новости

25 лет вместе: Bosch инвестирует в Россию

Продукция Bosch появилась на российском рынке еще в 1904 году, однако российская региональная организация начала работу в 1993 г. Сегодня Bosch отметил свое 25-летие работы в России. Примечательно, что компания за это время построила в РФ несколько заводов, производящих самую разную технику.

Автомобильный FM-трансмиттера Neoline Ellipse FM гонит радиоволну с музыкой следом за машиной
30 июня 2014
Новости

Автомобильный FM-трансмиттера Neoline Ellipse FM гонит радиоволну с музыкой следом за машиной

Компания Neoline объявляет о старте продаж автомобильного FM-трансмиттера Ellipse FM. Новинка позволяет транслировать музыкальные файлы формата mp3 на радиоволну FM-диапазона. С помощью этого устройства любое автомобильное FM-радио приобретает функции полноценного MP3 плеера. Это небольшое устройство поддерживает работу с USB-накопителями (флешками, портативными жесткими дисками) и SD-картами емкостью до 16 ГБ. Neoline Ellipse FM генерирует радиоволны в FM-диапазоне и транслирует музыку с подключенного цифрового носителя на штатную аудиосистему....

Видеорегистратор Mio MiVue 388W в белом корпусе
28 июня 2013
Новости

Видеорегистратор Mio MiVue 388W в белом корпусе

Москва, 28 июня 2013 г. — Компания Mio Technology, ведущий разработчик и производитель GPS-устройств, представляет Full HD видеорегистратор MiVue 388W в эксклюзивном цветовом исполнении. Это устройство собрано в белоснежном корпусе на поворотном шарнире и прекрасно подойдет для тех, кто предъявляет повышенные требования к «обстановке» салона своего автомобиля.

Зеркало для блондинки: видеорегистратор NEOLINE DWN-25 позволяет следить за собственной прической и заодно за дорогой в зеркале заднего вида
8 января 2014
Новости

Зеркало для блондинки: видеорегистратор NEOLINE DWN-25 позволяет следить за собственной прической и заодно за дорогой в зеркале заднего вида

Компания NEOLINE, производитель автомобильной электроники и аксессуаров, представляет систему парковки с видеорегистратором DWN-25, объединяющую сразу три устройства: полноценное зеркало заднего вида, видеорегистратор и парковочный помощник. Новинка органично вписывается в интерьер салона и позволяет контролировать все происходящее вокруг автомобиля. Интеллектуальное ПО расширяет функциональность DWN-25 и добавляет функции электронного парковщика, который прорисовывает в зеркале заднего вида габариты автомобиля и подсказывает оптимальную траекторию движения.