Письмо В 1889 г. фотографии исполнилось 50 лет, что для нового вида творческой деятельности, претендовавшего на значительное место среди искусств, было младенческим возрастом. Фотография к тому времени практически не имела самостоятельной эстетической базы, позволяющей отстаивать свои художественные концепции. В этот период в большей мере развивались технологии фотографического процесса, позволяющие реализовать творческие задачи фотографам. В Париже, центре мирового искусства, где воздух был пропитан последними достижениями в живописи, скульптуре, фотографу очень сложно было завоевать признание, ему приходилось постоянно доказывать своими работами право на искусство. И многие деятели культуры, писатели, художники того времени воспринимали в штыки фотографию.
Например, в 1889 году в письме своему брату художник Ван Гог писал: «Картина начинается там, где есть линии — упругие и волевые, даже если они утрированы. Приблизительно то же чувствуют Бернар и Гоген. Они совсем не требуют, чтобы, скажем, у дерева была достоверная форма, но стараются, чтобы каждый мог определить, круглая это форма или четырехугольная. И ей богу, они правы, ибо им осточертело дурацкое фотографическое совершенство некоторых художников». И такое мнение разделяли Бальзак, Бодлер, многие художники.
В произведении искусства конца ХIХ века ценилась в первую очередь душа художника, отразившаяся в его работе. Фотографию с ее документальным отражением действительности воспринимали не более чем механический инструмент бездушного копирования, позволяющий фиксировать памятники других видов искусств для истории.
Этюд В такой обстановке враждебности французские фотографы искали выразительные средства фотографии. Конечно же, они не смогли уйти от традиций живописи, насчитывавшей к тому времени уже не одно столетие своей истории. Усилия были направлены на создание салонных композиций фотографическими средствами, навеянных идеями о красоте стилем модерн конца ХIХ века. В павильоне снимались постановочные жанровые сценки, в которых красивые модели предстают перед зрителем за благородными занятиями: чтением, вязанием и т.д. Мастером таких фотографий во Франции был Шарль Пюйо (Charles Puyo). В его работах чувствуется изысканный аромат парижского салона рубежа ХIХ—ХХ веков. При этом он не переходил грань приторной слащавости, когда изображение из изящного превращается в безвкусицу, что можно нередко видеть в работах салонных художников.
Сегодня его работы являются образцом постановочной фотографии. Многие вопросы постановочной фотографии: организация рисунка освещения, выбор декораций и т.д., хорошо знакомые опытному современному фотографу, отрабатывались на съемках Пюйо и его коллегами. Фотографические композиции с большим количеством предметов не кажутся перегруженными. Все предметы точно расставлены на свои места, все они подчинены основной авторской идее. Его фотографии стали прообразом снимков для нарождавшихся фотографических журналов мод. Вот сидит молодая девушка, занимающаяся составлением букета. Лишь ее слегка лукавый взгляд выдает присутствие фотографа.
Во время антракта Модель в белом на белом фоне. Каждый фотограф знает, как трудно порой бывает в этом случае сделать так, чтобы модель не слилась с фоном. Работа со светом, продуманное использование глубины резкости — приемы, столь очевидные в наше время, как раз и разрабатывались фотографами ХIХ века. Свой сюжет фотограф снял с предельной прорисовкой деталей, подчеркнув фотографическую природу изображения. Он сильно рисковал, поскольку в то время считалось, что излишний натурализм снижает художественную ценность произведения. Темная комната. Свет от лампы освещает лицо девушки. Довольно банальный сюжет, многократно тиражируемый в наше время, в то время был интересной художественной находкой. Фотограф в рамках возможностей фототехники того времени умело смоделировал свет от лампы и сделал удачное общее освещение сцены. В тенях не происходит потери фактуры объектов, комод осязаем, виден его рисунок, модель подсвечена со спины, четко прорисованы складки на платье. Фотограф продемонстрировал свое мастерство работы с искусственным светом. Решение технических проблем позволило решить новую по тем временам художественную задачу. Балерины в гримерной. Сюжет явно навеян творчеством Дега. И вот парадокс. Дега в своих живописных работах старался сымитировать взгляд фотографа. Его балерины как будто выхвачены из жизни затвором аппарата, и композиция чисто фотографическая. Это придавало работам Дега жизненную непосредственность зафиксированного момента. В этом, конечно, проявилось увлечение художника фотографией. В своих пастелях «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают» даже название приводит зрителя к фотографии. Фотограф Пюйо своим работам, наоборот, хочет придать живописную основу. Он даже применяет специальную технологию позитивной печати — гуммиарабик, снижая документальность получаемого изображения. Он совместно со своим коллегой Демаши внедряет такие технологии печати, которые придают изображению оттенок расплывчатости, подражая работам импрессионистов.
Именно в фотоимпрессионизме многие фотографы нашли художественные выразительные средства фотографии. Подражание живописи — путь наименьшего сопротивления для многих фотографов того времени для завоевания признания.
Так съемка моделей в прозрачных одеждах являлась следствием увлечения европейских художников рубежа ХIХ—ХХ веков античным искусством.
Вышивание На снимках Пюйо не встретишь вычурных поз у моделей, чем нередко страдает современная постановочная фотография. В своих работах Пюйо моделировал реальные жизненные ситуации. При просмотре фотографий возникает ощущение, что вот сейчас скрипнет половица, модель вздрогнет, и снимаемая картина разрушится. Все естественно и натурально. Фотоимпрессионизм нашел свое воплощение и в пейзажной фотографии. Пейзаж в стиле модерн передавал состояния природы, уходя от натуралистической ландшафтной фотографии с проработкой большого количества деталей. Попробовал свои силы в пейзаже и Пюйо. Его пейзажи влекут к себе интригующей таинственностью, наполнены порывами ветра. Фотографические эмульсии ХIХ века практически не позволяли одновременно фиксировать облака и ландшафт. Повышенная чувствительность фотопластинок к синем лучам приводила к переэкспонированию неба, и оно на фотоотпечатке выходило белесым. Поэтому технология фотомонтажа, когда небо впечатывается с другого негатива, внедренная английским фотографом Робинсоном еще в 1860-х годах, позволила фотографам передавать в пейзаже состояние природы в полной мере, приблизив свое произведение к живописи импрессионистов.
Пюйо все больше затягивала фотография, хобби постепенно стало основным делом жизни. Выйдя в отставку с военной службы, он занялся исследованиями в области техники фотографии, участвовал в выставках, занимался организацией Парижского фотоклуба. Сегодня его фотографии являются украшением многих фотографических коллекций ведущих музеев мира.
Творческая биография
Белый букет 1857 — родился в городе Морлексе (Morlaix) во Франции. В начале своей карьеры был офицером артиллерии.
1885 — начинает заниматься фотографией.
1894 — совместно с известными французскими фотографами Буке (M.Bucquet) и Демаши (Demachy) организует Парижский фотоклуб.
1896 — совместно с Валлоном (M.Wallon) публикует «Заметки о художественной фотографии».
1897 — совместно с Демаши выставляется в студии на бульваре Капуцинок, 75.
1902 — выходит в отставку из армии и организует фотоателье в Париже. Посвящает себя целиком фотографии.
1903—07 — член редакции журнала «Revue de Photographie».
1904 — пишет книгу по гуммиарабиковому процессу изготовления фотоотпечатков, который широко используется фотографами-пикториалистами того времени.
1908 — награжден медалью Французского фотографического общества.
1910 — делает доклад по пикториальной фотографии на Международном фотографическом конгрессе в Брюсселе.
1921 — становится главой Парижского фотоклуба.
1924 — становится членом Французского фотографического общества.
1926 — возвращается в свой родной город Морлекс. Использует в своей работе различные фотографические процессы, применяемые фотографами-пикториалистами, например масляный процесс.
Лампа Декоративная фигура Бретонский пейзаж
Комментарии