Шарль Пюйо. парижская салонная фотография

Письмо

В 1889 г. фотографии исполнилось 50 лет, что для нового вида творческой деятельности, претендовавшего на значительное место среди искусств, было младенческим возрастом. Фотография к тому времени практически не имела самостоятельной эстетической базы, позволяющей отстаивать свои художественные концепции. В этот период в большей мере развивались технологии фотографического процесса, позволяющие реализовать творческие задачи фотографам. В Париже, центре мирового искусства, где воздух был пропитан последними достижениями в живописи, скульптуре, фотографу очень сложно было завоевать признание, ему приходилось постоянно доказывать своими работами право на искусство. И многие деятели культуры, писатели, художники того времени воспринимали в штыки фотографию.

Например, в 1889 году в письме своему брату художник Ван Гог писал: «Картина начинается там, где есть линии — упругие и волевые, даже если они утрированы. Приблизительно то же чувствуют Бернар и Гоген. Они совсем не требуют, чтобы, скажем, у дерева была достоверная форма, но стараются, чтобы каждый мог определить, круглая это форма или четырехугольная. И ей богу, они правы, ибо им осточертело дурацкое фотографическое совершенство некоторых художников». И такое мнение разделяли Бальзак, Бодлер, многие художники.

В произведении искусства конца ХIХ века ценилась в первую очередь душа художника, отразившаяся в его работе. Фотографию с ее документальным отражением действительности воспринимали не более чем механический инструмент бездушного копирования, позволяющий фиксировать памятники других видов искусств для истории.

Этюд

В такой обстановке враждебности французские фотографы искали выразительные средства фотографии. Конечно же, они не смогли уйти от традиций живописи, насчитывавшей к тому времени уже не одно столетие своей истории. Усилия были направлены на создание салонных композиций фотографическими средствами, навеянных идеями о красоте стилем модерн конца ХIХ века. В павильоне снимались постановочные жанровые сценки, в которых красивые модели предстают перед зрителем за благородными занятиями: чтением, вязанием и т.д. Мастером таких фотографий во Франции был Шарль Пюйо (Charles Puyo). В его работах чувствуется изысканный аромат парижского салона рубежа ХIХ—ХХ веков. При этом он не переходил грань приторной слащавости, когда изображение из изящного превращается в безвкусицу, что можно нередко видеть в работах салонных художников.

Сегодня его работы являются образцом постановочной фотографии. Многие вопросы постановочной фотографии: организация рисунка освещения, выбор декораций и т.д., хорошо знакомые опытному современному фотографу, отрабатывались на съемках Пюйо и его коллегами. Фотографические композиции с большим количеством предметов не кажутся перегруженными. Все предметы точно расставлены на свои места, все они подчинены основной авторской идее. Его фотографии стали прообразом снимков для нарождавшихся фотографических журналов мод. Вот сидит молодая девушка, занимающаяся составлением букета. Лишь ее слегка лукавый взгляд выдает присутствие фотографа.

Во время антракта

Модель в белом на белом фоне. Каждый фотограф знает, как трудно порой бывает в этом случае сделать так, чтобы модель не слилась с фоном. Работа со светом, продуманное использование глубины резкости — приемы, столь очевидные в наше время, как раз и разрабатывались фотографами ХIХ века. Свой сюжет фотограф снял с предельной прорисовкой деталей, подчеркнув фотографическую природу изображения. Он сильно рисковал, поскольку в то время считалось, что излишний натурализм снижает художественную ценность произведения. Темная комната. Свет от лампы освещает лицо девушки. Довольно банальный сюжет, многократно тиражируемый в наше время, в то время был интересной художественной находкой. Фотограф в рамках возможностей фототехники того времени умело смоделировал свет от лампы и сделал удачное общее освещение сцены. В тенях не происходит потери фактуры объектов, комод осязаем, виден его рисунок, модель подсвечена со спины, четко прорисованы складки на платье. Фотограф продемонстрировал свое мастерство работы с искусственным светом. Решение технических проблем позволило решить новую по тем временам художественную задачу. Балерины в гримерной. Сюжет явно навеян творчеством Дега. И вот парадокс. Дега в своих живописных работах старался сымитировать взгляд фотографа. Его балерины как будто выхвачены из жизни затвором аппарата, и композиция чисто фотографическая. Это придавало работам Дега жизненную непосредственность зафиксированного момента. В этом, конечно, проявилось увлечение художника фотографией. В своих пастелях «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают» даже название приводит зрителя к фотографии. Фотограф Пюйо своим работам, наоборот, хочет придать живописную основу. Он даже применяет специальную технологию позитивной печати — гуммиарабик, снижая документальность получаемого изображения. Он совместно со своим коллегой Демаши внедряет такие технологии печати, которые придают изображению оттенок расплывчатости, подражая работам импрессионистов.

Именно в фотоимпрессионизме многие фотографы нашли художественные выразительные средства фотографии. Подражание живописи — путь наименьшего сопротивления для многих фотографов того времени для завоевания признания.

Так съемка моделей в прозрачных одеждах являлась следствием увлечения европейских художников рубежа ХIХ—ХХ веков античным искусством.

Вышивание

На снимках Пюйо не встретишь вычурных поз у моделей, чем нередко страдает современная постановочная фотография. В своих работах Пюйо моделировал реальные жизненные ситуации. При просмотре фотографий возникает ощущение, что вот сейчас скрипнет половица, модель вздрогнет, и снимаемая картина разрушится. Все естественно и натурально. Фотоимпрессионизм нашел свое воплощение и в пейзажной фотографии. Пейзаж в стиле модерн передавал состояния природы, уходя от натуралистической ландшафтной фотографии с проработкой большого количества деталей. Попробовал свои силы в пейзаже и Пюйо. Его пейзажи влекут к себе интригующей таинственностью, наполнены порывами ветра. Фотографические эмульсии ХIХ века практически не позволяли одновременно фиксировать облака и ландшафт. Повышенная чувствительность фотопластинок к синем лучам приводила к переэкспонированию неба, и оно на фотоотпечатке выходило белесым. Поэтому технология фотомонтажа, когда небо впечатывается с другого негатива, внедренная английским фотографом Робинсоном еще в 1860-х годах, позволила фотографам передавать в пейзаже состояние природы в полной мере, приблизив свое произведение к живописи импрессионистов.

Пюйо все больше затягивала фотография, хобби постепенно стало основным делом жизни. Выйдя в отставку с военной службы, он занялся исследованиями в области техники фотографии, участвовал в выставках, занимался организацией Парижского фотоклуба. Сегодня его фотографии являются украшением многих фотографических коллекций ведущих музеев мира.

Творческая биография

Белый букет

1857 — родился в городе Морлексе (Morlaix) во Франции. В начале своей карьеры был офицером артиллерии.

1885 — начинает заниматься фотографией.

1894 — совместно с известными французскими фотографами Буке (M.Bucquet) и Демаши (Demachy) организует Парижский фотоклуб.

1896 — совместно с Валлоном (M.Wallon) публикует «Заметки о художественной фотографии».

1897 — совместно с Демаши выставляется в студии на бульваре Капуцинок, 75.

1902 — выходит в отставку из армии и организует фотоателье в Париже. Посвящает себя целиком фотографии.

1903—07 — член редакции журнала «Revue de Photographie».

1904 — пишет книгу по гуммиарабиковому процессу изготовления фотоотпечатков, который широко используется фотографами-пикториалистами того времени.

1908 — награжден медалью Французского фотографического общества.

1910 — делает доклад по пикториальной фотографии на Международном фотографическом конгрессе в Брюсселе.

1921 — становится главой Парижского фотоклуба.

1924 — становится членом Французского фотографического общества.

1926 — возвращается в свой родной город Морлекс. Использует в своей работе различные фотографические процессы, применяемые фотографами-пикториалистами, например масляный процесс.



Лампа

Декоративная фигура


Бретонский пейзаж


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Samsung представляет фотокамеру WB150F с поддержкой Wi-Fi
26 апреля 2012
Новости

Samsung представляет фотокамеру WB150F с поддержкой Wi-Fi

Компания Samsung Electronics представляет первую SMART-камеру Samsung WB150F. Благодаря своим широким возможностям новая зум-камера Samsung, имеющая компактный, легкий и прочный корпус, станет идеальным спутником в любом путешествии. Samsung WB150F станет отличным решением для повседневной съемки и путешествий. Камера имеет компактный прочный корпус, поддерживает съемку HD-видео, ручные режимы съемки и художественные эффекты...

Мультирум без проводов
25 декабря 2006
Новости

Мультирум без проводов

Многокомнатные, или так называемые мультирумные, аудиосистемы становятся с каждым годом все более и более популярными Вместе с тем особенностью инсталляции большинства из них является необходимость прокладки проводов от источника сигнала и управляющего процессора к акустическим системам, установленным в соответствующих зонах озвучивания.

Возвращение к истокам: обзор объективов с фиксированным фокусным расстоянием.
27 августа 2014
Обзоры

Возвращение к истокам: обзор объективов с фиксированным фокусным расстоянием.

Простота и наглядность обучения цифровой фотографии, помноженные на мгновенный результат, привели к возрождению общего интереса к объективам с фиксированным фокусным расстоянием — в просторечии «фиксам» или «дискретникам». Фотография когда-то начиналась именно с них, и вот теперь оказывается, что их особые возможности никак не замещаются удобством и универсальностью зумов.

Открыт прием заявок на Национальный конкурс Russia National Award 2019
3 октября 2018
Новости

Открыт прием заявок на Национальный конкурс Russia National Award 2019

Всемирная организация фотографии (World Photography Organisation) рада сообщить, что прием заявок на Национальный конкурс Russia National Award открыт. Национальный конкурс уже много лет является частью международного конкурса Sony World Photography Awards и предоставляет уникальную возможность для участников всех уровней из более чем 50 стран получить признание на всемирно известном конкурсе фотографии.

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Olympus E-620
29 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Olympus E-620

Эта модель открыла 600-ю серию в линейке цифровых зеркальных камер Olympus. Производитель позиционирует ее как камеру, созданную специально для творчества. В поддержку этой концепции камера оснащена практически всеми технологическими ноу-хау Olympus.

Чем «зомбироватьcя» будем? Основные тенденции на рынке TV
31 января 2015
Обзоры

Чем «зомбироватьcя» будем? Основные тенденции на рынке TV

Рынок телевизионных приемников — один из самых динамично развивающихся. То, что еще вчера было новинкой, сегодня безнадежно устарело. Меняются технологии, форматы, формы… Давайте попробуем разобраться в том, что актуально на сегодняшний день и что нам ждать в завтра, какие новинки приготовили нам в 2015 году производители. Во второй половине 2014 года ситуация на рынке телевизоров изменилась кардинально — одни технологии стали бурно развиваться, другие сошли с дистанции. Британский интернет-журнал TechRadar попытался заглянуть в будущее и дать рекомендации читателям, какие ТВ-технологии будут популярными в 2015 году и какие телевизоры стоит покупать. Итак, основные тенденции на рынке ТВ в 2015 году.

Беспроводные динамики Hercules WAE WSM01 добились превосходного качества звука - без задержек в фильмах или играх
17 августа 2012
Новости

Беспроводные динамики Hercules WAE WSM01 добились превосходного качества звука - без задержек в фильмах или играх

Компания Hercules, производитель аудио техники с более чем 20-летним опытом, объявляет о создании линейки беспроводных динамиков, поддерживающих воспроизведение музыки в самых разных условиях: с компьютера или смартфона, в помещении или на улице. Встречайте модель WAE WSM01 — принципиально новое решение для воспроизведения аудио (аббревиатура расшифровывается как Wireless Audio Experience).

Мастерство иллюзии
22 мая 2007
Новости

Мастерство иллюзии

Компания KEF представила уникальные акустические системы для домашнего кинотеатра — модели Model 11 и Model 7 из серии fivetwo. Технологии Uni-Q и NXT помогают создать реалистичное пятиканальное звучание при использовании только 2 фронтальных громкоговорителей. Басовую поддержку им оказывает сабвуфер KEF HTB-2.

Звук, дизайн, технологии: восхищение, наслаждение и удовольствие в «Аквариуме»
11 апреля 2012
Новости

Звук, дизайн, технологии: восхищение, наслаждение и удовольствие в «Аквариуме»

C 12 по 15 апреля в отеле «Аквариум», что на территории Крокус Экспо, в 17-ый раз состоится долгожданное событие для опытных ценителей и начинающих поклонников качественных аудио и видео систем, а также просто любителей дорогих вещиц в стиле High End - выставка Premium Hi-Fi & Home Theatre 2012.

Искусство на большом экране
31 декабря 2003
Обзоры

Искусство на большом экране

Тестирование проекторов проходило в два этапа. Первый этап заключался в инструментальных измерениях оптических параметров проекторов — светового потока, контрастности и однородности светового потока, которые являются важными характеристиками, позволяющими судить о проекционных возможностях проектора.