Шарль Пюйо. парижская салонная фотография

Письмо

В 1889 г. фотографии исполнилось 50 лет, что для нового вида творческой деятельности, претендовавшего на значительное место среди искусств, было младенческим возрастом. Фотография к тому времени практически не имела самостоятельной эстетической базы, позволяющей отстаивать свои художественные концепции. В этот период в большей мере развивались технологии фотографического процесса, позволяющие реализовать творческие задачи фотографам. В Париже, центре мирового искусства, где воздух был пропитан последними достижениями в живописи, скульптуре, фотографу очень сложно было завоевать признание, ему приходилось постоянно доказывать своими работами право на искусство. И многие деятели культуры, писатели, художники того времени воспринимали в штыки фотографию.

Например, в 1889 году в письме своему брату художник Ван Гог писал: «Картина начинается там, где есть линии — упругие и волевые, даже если они утрированы. Приблизительно то же чувствуют Бернар и Гоген. Они совсем не требуют, чтобы, скажем, у дерева была достоверная форма, но стараются, чтобы каждый мог определить, круглая это форма или четырехугольная. И ей богу, они правы, ибо им осточертело дурацкое фотографическое совершенство некоторых художников». И такое мнение разделяли Бальзак, Бодлер, многие художники.

В произведении искусства конца ХIХ века ценилась в первую очередь душа художника, отразившаяся в его работе. Фотографию с ее документальным отражением действительности воспринимали не более чем механический инструмент бездушного копирования, позволяющий фиксировать памятники других видов искусств для истории.

Этюд

В такой обстановке враждебности французские фотографы искали выразительные средства фотографии. Конечно же, они не смогли уйти от традиций живописи, насчитывавшей к тому времени уже не одно столетие своей истории. Усилия были направлены на создание салонных композиций фотографическими средствами, навеянных идеями о красоте стилем модерн конца ХIХ века. В павильоне снимались постановочные жанровые сценки, в которых красивые модели предстают перед зрителем за благородными занятиями: чтением, вязанием и т.д. Мастером таких фотографий во Франции был Шарль Пюйо (Charles Puyo). В его работах чувствуется изысканный аромат парижского салона рубежа ХIХ—ХХ веков. При этом он не переходил грань приторной слащавости, когда изображение из изящного превращается в безвкусицу, что можно нередко видеть в работах салонных художников.

Сегодня его работы являются образцом постановочной фотографии. Многие вопросы постановочной фотографии: организация рисунка освещения, выбор декораций и т.д., хорошо знакомые опытному современному фотографу, отрабатывались на съемках Пюйо и его коллегами. Фотографические композиции с большим количеством предметов не кажутся перегруженными. Все предметы точно расставлены на свои места, все они подчинены основной авторской идее. Его фотографии стали прообразом снимков для нарождавшихся фотографических журналов мод. Вот сидит молодая девушка, занимающаяся составлением букета. Лишь ее слегка лукавый взгляд выдает присутствие фотографа.

Во время антракта

Модель в белом на белом фоне. Каждый фотограф знает, как трудно порой бывает в этом случае сделать так, чтобы модель не слилась с фоном. Работа со светом, продуманное использование глубины резкости — приемы, столь очевидные в наше время, как раз и разрабатывались фотографами ХIХ века. Свой сюжет фотограф снял с предельной прорисовкой деталей, подчеркнув фотографическую природу изображения. Он сильно рисковал, поскольку в то время считалось, что излишний натурализм снижает художественную ценность произведения. Темная комната. Свет от лампы освещает лицо девушки. Довольно банальный сюжет, многократно тиражируемый в наше время, в то время был интересной художественной находкой. Фотограф в рамках возможностей фототехники того времени умело смоделировал свет от лампы и сделал удачное общее освещение сцены. В тенях не происходит потери фактуры объектов, комод осязаем, виден его рисунок, модель подсвечена со спины, четко прорисованы складки на платье. Фотограф продемонстрировал свое мастерство работы с искусственным светом. Решение технических проблем позволило решить новую по тем временам художественную задачу. Балерины в гримерной. Сюжет явно навеян творчеством Дега. И вот парадокс. Дега в своих живописных работах старался сымитировать взгляд фотографа. Его балерины как будто выхвачены из жизни затвором аппарата, и композиция чисто фотографическая. Это придавало работам Дега жизненную непосредственность зафиксированного момента. В этом, конечно, проявилось увлечение художника фотографией. В своих пастелях «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают» даже название приводит зрителя к фотографии. Фотограф Пюйо своим работам, наоборот, хочет придать живописную основу. Он даже применяет специальную технологию позитивной печати — гуммиарабик, снижая документальность получаемого изображения. Он совместно со своим коллегой Демаши внедряет такие технологии печати, которые придают изображению оттенок расплывчатости, подражая работам импрессионистов.

Именно в фотоимпрессионизме многие фотографы нашли художественные выразительные средства фотографии. Подражание живописи — путь наименьшего сопротивления для многих фотографов того времени для завоевания признания.

Так съемка моделей в прозрачных одеждах являлась следствием увлечения европейских художников рубежа ХIХ—ХХ веков античным искусством.

Вышивание

На снимках Пюйо не встретишь вычурных поз у моделей, чем нередко страдает современная постановочная фотография. В своих работах Пюйо моделировал реальные жизненные ситуации. При просмотре фотографий возникает ощущение, что вот сейчас скрипнет половица, модель вздрогнет, и снимаемая картина разрушится. Все естественно и натурально. Фотоимпрессионизм нашел свое воплощение и в пейзажной фотографии. Пейзаж в стиле модерн передавал состояния природы, уходя от натуралистической ландшафтной фотографии с проработкой большого количества деталей. Попробовал свои силы в пейзаже и Пюйо. Его пейзажи влекут к себе интригующей таинственностью, наполнены порывами ветра. Фотографические эмульсии ХIХ века практически не позволяли одновременно фиксировать облака и ландшафт. Повышенная чувствительность фотопластинок к синем лучам приводила к переэкспонированию неба, и оно на фотоотпечатке выходило белесым. Поэтому технология фотомонтажа, когда небо впечатывается с другого негатива, внедренная английским фотографом Робинсоном еще в 1860-х годах, позволила фотографам передавать в пейзаже состояние природы в полной мере, приблизив свое произведение к живописи импрессионистов.

Пюйо все больше затягивала фотография, хобби постепенно стало основным делом жизни. Выйдя в отставку с военной службы, он занялся исследованиями в области техники фотографии, участвовал в выставках, занимался организацией Парижского фотоклуба. Сегодня его фотографии являются украшением многих фотографических коллекций ведущих музеев мира.

Творческая биография

Белый букет

1857 — родился в городе Морлексе (Morlaix) во Франции. В начале своей карьеры был офицером артиллерии.

1885 — начинает заниматься фотографией.

1894 — совместно с известными французскими фотографами Буке (M.Bucquet) и Демаши (Demachy) организует Парижский фотоклуб.

1896 — совместно с Валлоном (M.Wallon) публикует «Заметки о художественной фотографии».

1897 — совместно с Демаши выставляется в студии на бульваре Капуцинок, 75.

1902 — выходит в отставку из армии и организует фотоателье в Париже. Посвящает себя целиком фотографии.

1903—07 — член редакции журнала «Revue de Photographie».

1904 — пишет книгу по гуммиарабиковому процессу изготовления фотоотпечатков, который широко используется фотографами-пикториалистами того времени.

1908 — награжден медалью Французского фотографического общества.

1910 — делает доклад по пикториальной фотографии на Международном фотографическом конгрессе в Брюсселе.

1921 — становится главой Парижского фотоклуба.

1924 — становится членом Французского фотографического общества.

1926 — возвращается в свой родной город Морлекс. Использует в своей работе различные фотографические процессы, применяемые фотографами-пикториалистами, например масляный процесс.



Лампа

Декоративная фигура


Бретонский пейзаж


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Выставка-признание в любви откроется в Москве
12 сентября 2018
Новости

Выставка-признание в любви откроется в Москве

20 сентября в пространстве Торгового Центра «Неглинная Галерея» откроется фотовыставка финалистов конкурса документальной фотографии «Неглинная, люблю тебя». Экспозиция этого года объединила 70 работ и все они – о любви к одной улице Неглинной, без которой невозможно представить ни старую, ни современную Москву.

Спортивные наушники-клипсы Audio-Technica EQ500 уже в продаже
13 августа 2013
Новости

Спортивные наушники-клипсы Audio-Technica EQ500 уже в продаже

Приятная новость для поклонников японского бренда Audio-Technica: ранее доступные только в Японии спортивные наушники-клипсы ATH-EQ500 наконец появились в продаже в России. В ассортименте несколько ярких цветов: синий, лаймовый, зеленый, красный, светло-розовый, темно-розовый, фуксия.

Лотерея журнала Бытовой техники: призы на каждый день - вот теперь вынесли все!
13 апреля 2012
Новости

Лотерея журнала Бытовой техники: призы на каждый день - вот теперь вынесли все!

Если придете, без подарка можете и не уйти. Потому что журнал Потребитель. Бытовая техника крутит весьма результативную лотерею на выставке потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo 2012. Как все проходило, и кто с чем отходил от лотерейного барабана - все это без лишних слов можно посмотреть на разнообразных картинках с выставки.

Его Величество Пейзаж!
28 июня 2006
Обзоры

Его Величество Пейзаж!

Нет сомнения, что в творческой карьере любого фотохудожника присутствовал этап увлечения пейзажной фотосъемкой. У одних этот период был скоротечен, у других — затянулся на годы, для кого-то пейзажная фотография и вовсе стала профессией. Опросы показывают, что 80 % начинающих фотолюбителей снимают природу, буквально отождествляя пейзажную съемку и фотографию вообще.

Новая компактная мультимедийная система от Logitech
18 июня 2014
Новости

Новая компактная мультимедийная система от Logitech

Москва, Россия, 18 июня 2014 года  Компания Logitech (SIX: LOGN) (NASDAQ: LOGI) представила новую 2.1-канальную мультимедийную акустическую систему Logitech® Multimedia Speakers Z213 с двумя колонками-сателлитами и сабвуфером. Эта система с насыщенными басами создана для того, чтобы наполнить вашу жизнь звуками музыки, фильмов и игр.

Зеркальные камеры Canon EOS 700D и EOS 100D: самые легкие и самые компактные модели в своем классе
23 марта 2013
Новости

Зеркальные камеры Canon EOS 700D и EOS 100D: самые легкие и самые компактные модели в своем классе

Canon представляет две новые первоклассные модели, которые дополнят линейку цифровых зеркальных фотокамер начального уровня: EOS 700D и EOS 100D. Обе камеры, одновременно с которыми будет выпущен новый стандартный зум-объектив EF-S 18–55 мм f/3,5–5,6 IS STM, предлагают превосходное разрешение 18 МП и простое управление с помощью сенсорного экрана, так что вы без труда сможете поймать момент и запечатлеть его во всех деталях независимо от уровня своего фотографического мастерства.

ВПЕРВЫЕ! HI-FI & HIGH END SHOW едет на Урал!
27 июня 2019
Новости

ВПЕРВЫЕ! HI-FI & HIGH END SHOW едет на Урал!

Впервые в истории легендарная российская выставка аудио-видео аппаратуры высокого класса HI-FI & HIGH END SHOW едет на Урал. Столица Урала – город Екатеринбург примет старейшую отечественную выставку премиальной акустики 21 и 22 сентября. Место проведения: отель «Московская горка» 4* (ул. Московская, 131).

Nikon D850 против Canon 5D Mark IV
17 сентября 2017
Обзоры

Nikon D850 против Canon 5D Mark IV

Камера Nikon D850 последней полнокадровой камеры для профессиональных пользователей имеет очень впечатляющую спецификацию, датчик камеры использует технологию BSI CMOS. С другой стороны, камера Canon 5D Mark 4 оснащена двухпортовым сенсорным датчиком CMOS AF, который позволяет быстро автофокусироваться во время съемки в режиме просмотра в реальном времени и в режиме видео.

«Мой ближний круг». Фотоконкурс Canon
16 декабря 2014
Обзоры

«Мой ближний круг». Фотоконкурс Canon

Как глубоко все это впаяно в душу, что осталось дома, по-настоящему начинаешь ощущать, когда затоскуешь на чужбине или окажешься на краю своей страны. Смех, слезы, смешливые фотки, зеленая лампа на столе, соседская звонкая дворняга и просто улица из окна, которая ведет к родному подъезду… У каждого есть такие «якоря», но не каждый может их выразить так, чтобы у других защемило внутри… Мы ждем ваши фотографии на новый фотоконкурс - конкурс Canon.

Интервью с Виктором Ахломовым
15 марта 2004
Обзоры

Интервью с Виктором Ахломовым

А. Басалаев. Фотограф Виктор Ахломов — В одном из ваших интервью вы говорите, что для вас принципиальна черно-белая фотосъемка. Какая за этим кроется интуиция? — Ну, это можно определить по-разному. Во-первых, снимаю я давно, с 1960 года, и сама судьба обрекла меня снимать в черно-белом, пока не наступила эра поголовной цветной съемки.