Шарль Пюйо. парижская салонная фотография

Письмо

В 1889 г. фотографии исполнилось 50 лет, что для нового вида творческой деятельности, претендовавшего на значительное место среди искусств, было младенческим возрастом. Фотография к тому времени практически не имела самостоятельной эстетической базы, позволяющей отстаивать свои художественные концепции. В этот период в большей мере развивались технологии фотографического процесса, позволяющие реализовать творческие задачи фотографам. В Париже, центре мирового искусства, где воздух был пропитан последними достижениями в живописи, скульптуре, фотографу очень сложно было завоевать признание, ему приходилось постоянно доказывать своими работами право на искусство. И многие деятели культуры, писатели, художники того времени воспринимали в штыки фотографию.

Например, в 1889 году в письме своему брату художник Ван Гог писал: «Картина начинается там, где есть линии — упругие и волевые, даже если они утрированы. Приблизительно то же чувствуют Бернар и Гоген. Они совсем не требуют, чтобы, скажем, у дерева была достоверная форма, но стараются, чтобы каждый мог определить, круглая это форма или четырехугольная. И ей богу, они правы, ибо им осточертело дурацкое фотографическое совершенство некоторых художников». И такое мнение разделяли Бальзак, Бодлер, многие художники.

В произведении искусства конца ХIХ века ценилась в первую очередь душа художника, отразившаяся в его работе. Фотографию с ее документальным отражением действительности воспринимали не более чем механический инструмент бездушного копирования, позволяющий фиксировать памятники других видов искусств для истории.

Этюд

В такой обстановке враждебности французские фотографы искали выразительные средства фотографии. Конечно же, они не смогли уйти от традиций живописи, насчитывавшей к тому времени уже не одно столетие своей истории. Усилия были направлены на создание салонных композиций фотографическими средствами, навеянных идеями о красоте стилем модерн конца ХIХ века. В павильоне снимались постановочные жанровые сценки, в которых красивые модели предстают перед зрителем за благородными занятиями: чтением, вязанием и т.д. Мастером таких фотографий во Франции был Шарль Пюйо (Charles Puyo). В его работах чувствуется изысканный аромат парижского салона рубежа ХIХ—ХХ веков. При этом он не переходил грань приторной слащавости, когда изображение из изящного превращается в безвкусицу, что можно нередко видеть в работах салонных художников.

Сегодня его работы являются образцом постановочной фотографии. Многие вопросы постановочной фотографии: организация рисунка освещения, выбор декораций и т.д., хорошо знакомые опытному современному фотографу, отрабатывались на съемках Пюйо и его коллегами. Фотографические композиции с большим количеством предметов не кажутся перегруженными. Все предметы точно расставлены на свои места, все они подчинены основной авторской идее. Его фотографии стали прообразом снимков для нарождавшихся фотографических журналов мод. Вот сидит молодая девушка, занимающаяся составлением букета. Лишь ее слегка лукавый взгляд выдает присутствие фотографа.

Во время антракта

Модель в белом на белом фоне. Каждый фотограф знает, как трудно порой бывает в этом случае сделать так, чтобы модель не слилась с фоном. Работа со светом, продуманное использование глубины резкости — приемы, столь очевидные в наше время, как раз и разрабатывались фотографами ХIХ века. Свой сюжет фотограф снял с предельной прорисовкой деталей, подчеркнув фотографическую природу изображения. Он сильно рисковал, поскольку в то время считалось, что излишний натурализм снижает художественную ценность произведения. Темная комната. Свет от лампы освещает лицо девушки. Довольно банальный сюжет, многократно тиражируемый в наше время, в то время был интересной художественной находкой. Фотограф в рамках возможностей фототехники того времени умело смоделировал свет от лампы и сделал удачное общее освещение сцены. В тенях не происходит потери фактуры объектов, комод осязаем, виден его рисунок, модель подсвечена со спины, четко прорисованы складки на платье. Фотограф продемонстрировал свое мастерство работы с искусственным светом. Решение технических проблем позволило решить новую по тем временам художественную задачу. Балерины в гримерной. Сюжет явно навеян творчеством Дега. И вот парадокс. Дега в своих живописных работах старался сымитировать взгляд фотографа. Его балерины как будто выхвачены из жизни затвором аппарата, и композиция чисто фотографическая. Это придавало работам Дега жизненную непосредственность зафиксированного момента. В этом, конечно, проявилось увлечение художника фотографией. В своих пастелях «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают» даже название приводит зрителя к фотографии. Фотограф Пюйо своим работам, наоборот, хочет придать живописную основу. Он даже применяет специальную технологию позитивной печати — гуммиарабик, снижая документальность получаемого изображения. Он совместно со своим коллегой Демаши внедряет такие технологии печати, которые придают изображению оттенок расплывчатости, подражая работам импрессионистов.

Именно в фотоимпрессионизме многие фотографы нашли художественные выразительные средства фотографии. Подражание живописи — путь наименьшего сопротивления для многих фотографов того времени для завоевания признания.

Так съемка моделей в прозрачных одеждах являлась следствием увлечения европейских художников рубежа ХIХ—ХХ веков античным искусством.

Вышивание

На снимках Пюйо не встретишь вычурных поз у моделей, чем нередко страдает современная постановочная фотография. В своих работах Пюйо моделировал реальные жизненные ситуации. При просмотре фотографий возникает ощущение, что вот сейчас скрипнет половица, модель вздрогнет, и снимаемая картина разрушится. Все естественно и натурально. Фотоимпрессионизм нашел свое воплощение и в пейзажной фотографии. Пейзаж в стиле модерн передавал состояния природы, уходя от натуралистической ландшафтной фотографии с проработкой большого количества деталей. Попробовал свои силы в пейзаже и Пюйо. Его пейзажи влекут к себе интригующей таинственностью, наполнены порывами ветра. Фотографические эмульсии ХIХ века практически не позволяли одновременно фиксировать облака и ландшафт. Повышенная чувствительность фотопластинок к синем лучам приводила к переэкспонированию неба, и оно на фотоотпечатке выходило белесым. Поэтому технология фотомонтажа, когда небо впечатывается с другого негатива, внедренная английским фотографом Робинсоном еще в 1860-х годах, позволила фотографам передавать в пейзаже состояние природы в полной мере, приблизив свое произведение к живописи импрессионистов.

Пюйо все больше затягивала фотография, хобби постепенно стало основным делом жизни. Выйдя в отставку с военной службы, он занялся исследованиями в области техники фотографии, участвовал в выставках, занимался организацией Парижского фотоклуба. Сегодня его фотографии являются украшением многих фотографических коллекций ведущих музеев мира.

Творческая биография

Белый букет

1857 — родился в городе Морлексе (Morlaix) во Франции. В начале своей карьеры был офицером артиллерии.

1885 — начинает заниматься фотографией.

1894 — совместно с известными французскими фотографами Буке (M.Bucquet) и Демаши (Demachy) организует Парижский фотоклуб.

1896 — совместно с Валлоном (M.Wallon) публикует «Заметки о художественной фотографии».

1897 — совместно с Демаши выставляется в студии на бульваре Капуцинок, 75.

1902 — выходит в отставку из армии и организует фотоателье в Париже. Посвящает себя целиком фотографии.

1903—07 — член редакции журнала «Revue de Photographie».

1904 — пишет книгу по гуммиарабиковому процессу изготовления фотоотпечатков, который широко используется фотографами-пикториалистами того времени.

1908 — награжден медалью Французского фотографического общества.

1910 — делает доклад по пикториальной фотографии на Международном фотографическом конгрессе в Брюсселе.

1921 — становится главой Парижского фотоклуба.

1924 — становится членом Французского фотографического общества.

1926 — возвращается в свой родной город Морлекс. Использует в своей работе различные фотографические процессы, применяемые фотографами-пикториалистами, например масляный процесс.



Лампа

Декоративная фигура


Бретонский пейзаж


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Train & Win: обучайтесь и выигрывайте призы!
20 марта 2012
Новости

Train & Win: обучайтесь и выигрывайте призы!

Продажа и продвижение новых высокотехнологичных телефонов и телекоммуникационных решений предъявляет высокие требования к уровню подготовки и знаний продавцов в розничных магазинах. Уделяя особое внимание обучению партнеров, Gigaset запустил глобальную обучающую онлайн программу на портале Gigaset, а также анонсировал конкурс среди своих партнеров. Train & Win: Gigaset повышает уровень знаний продавцов-консультантов DECT телефонии, посредством современных обучающих онлайн программ.

Компания LG представляет на выставке CES расширенную линейку аудиоустройств на 2017 год
10 января 2017
Новости

Компания LG представляет на выставке CES расширенную линейку аудиоустройств на 2017 год

На выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе компания LG Electronics (LG) продемонстрировала расширенную линейку аудиопродукции, созданной для самого широкого круга потребителей — от требовательных меломанов до рядовых пользователей, больше всего ценящих портативность и универсальность. В новых аудиоустройствах от LG применяются самые современные технологии, чтобы достичь максимального эффекта при использовании с телевизорами LG премиум-класса и расширить круг возможностей и ситуаций, в которых слушатели смогут наслаждаться своей любимой музыкой.

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки
5 марта 2019
Советы

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в отношении выбора объективов для пейзажной съемки, а Майк Бернхилл, специалист по профессиональному оборудованию Canon и эксперт по объективам, рассказал о том, почему именно эти объективы настолько хорошо подходят для создания пейзажей.

Техника высоких достижений
31 августа 2003
Новости

Техника высоких достижений

Samsung Electronics представил на российском рынке дизайнерскую серию компактных и легких плоскопанельных телевизоров высокой четкости серий L3 и L7 на базе технологии DLP . В сотрудничестве с Texas Instruments, производителем уникальных микрозеркальных чипов, компания Samsung Electronics разработала одни из самых удачных за всю историю DLP-технологии телевизоры.

Тест CD-проигрывателя Musical Fidelity X-RAYv8
30 мая 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя Musical Fidelity X-RAYv8

Проигрыватель выдает звук с мощными насыщенными басами и не самым выразительным верхом. Наибольшая подробность приходится на диапазон средних частот. В целом, проигрыватель выдает технически правильный звук, которому лишь временами недостает теплоты и эмоциональности. Концепция hi-fi компонентов Musical Fidelity серии X-Ray подразумевает использование внешнего блока питания Musical Fidelity Triple-X, к которому и подключаются все аппараты данной серии. В связи с этим проигрыватель не оборудован встроенным блоком питания, коммутация с Musical Fidelity Triple-X осуществляется через оригинальный пятиштырьковый разъем.

Sony продемонстрировала на выставке Photokina 2016 линейку оборудования для создания и обработки цифрового изображения
3 октября 2016
Новости

Sony продемонстрировала на выставке Photokina 2016 линейку оборудования для создания и обработки цифрового изображения

Компания Sony продемонстрировала на выставке Photokina 2016 (20-25 сентября) полный пакет своих приложений по созданию и обработке цифровых изображений, чтобы дать возможность фотографам и видеографам из разных стран мира познакомиться с новейшими инструментами для творчества, которые помогут им реализовать свои замыслы.

HI-FI до Киева доведет
8 декабря 2004
Обзоры

HI-FI до Киева доведет

В Киеве 4—7 ноября уже в третий раз состоялась международная выставка Hi-Fi, High-End аппаратуры и домашнего кинотеатра Kyiv Hi-Fi Show 2004, организатором которой выступает компания «Евроиндекс». На четыре дня выставочный центр «КиевЭкспоПлаза», место проведения выставки, превратился в настоящий рай для меломанов — Hi-Fi и High-End аппаратура, домашние кинотеатры, системы спутникового телевидения, цифровые технологии записи и воспроизведения звука, автомобильная аудио- и видеоэлектроника, интегрированные системы управления «интеллектуальным домом» а также лицензионные носители аудио- и видеоинформации.

Электронная книга Gmini MagicBook R6HD: весеннее обновление
30 марта 2012
Новости

Электронная книга Gmini MagicBook R6HD: весеннее обновление

Москва, 11 марта 2012 года ― компания Gmini, один из ведущих производителей портативных устройств, представляет новое устройство для чтения электронных книг MagicBook R6HD. Новинка дополнит модельный ряд ридеров Gmini, оснащенных экранами последнего поколения E-Ink Pearl HD с разрешением 1024x768. Также MagicBook R6HD отличается тонким и легким корпусом, мощным процессором и принципиально новым программным обеспечением, включая пользовательский интерфейс.

Gmini mPower Case - продли жизнь своему смартфону!
26 февраля 2014
Новости

Gmini mPower Case - продли жизнь своему смартфону!

Москва, 21 февраля 2014 года — Компания Gmini (www.gmini-acc.ru), ведущий производитель портативной электроники на российском рынке, представляет новые чехлы-аккумуляторы для самых популярных моделей смартфонов Samsung и Apple. Выполненные в разных форм-факторах, они надежно защитят аппараты от внешних воздействий и позволят продлить «жизнь» устройств, в зависимости от интенсивности использования, на срок от одного до нескольких дней.

Новый супер-телеобъектив FUJINON XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR
17 января 2016
Новости

Новый супер-телеобъектив FUJINON XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR

Корпорация FUJIFILM представляет новый объектив FUJINON XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR, который будет добавлен в систему беззеркальных камер серии Х в феврале 2016 года. Запуская этот объектив компания расширяет возможности камер в сегменте супер телеоптики. Объектив FUJINON XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR относится к супер телеобъективам и покрывает диапазон фокусных расстояний 152-609мм в 35мм. эквиваленте. Высококачественная оптическая конструкция из 21 элемента в 14 группах включает 5 линз из низкодисперсного стекла и одну из сверх низкодисперсионной стекла уменьшает характерные для телеобъективов хроматической аберрации. В результате он обеспечивает самое высокое качество изображения в своем классе.