World17,2006,Cibachrome,dibond,plexiglas,40x119inches
Мир №17, 2006 © Ruud van Empel Голландский фотограф Рууд ван Эмпель (1958 г.р.) сегодня настолько востребован в арт-мире, что кажется вездесущим. Весной его работы одновременно можно увидеть в нескольких крупных сборных выставках, среди которых «Опасная красота» в Музее искусств Челси в Нью-Йорке и в галерее Catharin Clark в Сан-Франциско. Что тут говорить о персональных! Одна только что прошла в Париже в галерее Galerie Rabouan Moussion, и тут же вторая под названием «Мир: новые фотографии» открывается уже в Нью-Йорке, в Stux Gallery. На официальном сайте фотографа (www.ruudvanempel.nl) уже обозначены и ближайшие экспозиционные планы, и на осень. До июня проходит очередной персональный показ на этот раз в голландском музее в городе Нэймигене, а осенью фотограф покажет свои работы в выставке «Изображая Эдем» в престижном фотографическом музее MoPA –Museum of Photographic Arts в Сан-Диего.
World13,2006, Cibachrome, dibond, plexiglas, 46.5x33inches Мир №13, 2006 © Ruud van Empe Конечно, выставки — это большая часть работы по раскрутке имени художника, по таким законам действует арт-мир: галереи или арт-дилеры, которые продают автора, одновременно с небольшими галерейными выставками устраивают и престижные показы в музеях — ведь покупатель обязательно обращает внимание на то, висела ли понравившаяся ему фотография в музее. Галереи не забывают подкреплять растущие цены участием в ярмарках. На ведущих ярмарках в числе нескольких хэдлайнеров голландской фотографии ван Эмпеля представляет Flatland Gallery из Утрехта. Только что в ноябре прошла Paris Photo — 2006, а в конце апреля Flatland Gallery повезет его работы в Бельгию на ярмарку Art Brussels — 2007. Чаще всего один фотограф сотрудничает с одной галереей в одной стране, иногда с одной на одном континенте. У Рууда ван Эмпеля все по правилам, три официально представляющих его галереи находятся в разных странах: одна в Голландии — Flatland Gallery, одна в Германии (в Дюсельдорфе)– Galerie Kai Bruckner и одна в США (в Нью-Йорке) — Stux Gallery, которая уже во второй раз представляет у себя его персональную выставку.
Чем же так интересны фотографии Рууда ван Эмпеля? На его полотнах — а именно полотнами хочется назвать его фотографии, всегда отпечатанные большим форматом, — заключен сконструированный в коллаже фантастический мир: райские кущи и его обитатели — боги, богини, герои, воплощенные в хрупких и невинных телах детей. Идея обращения к проблемам реального мира через нереальный мир фантазий, особенно детских, не нова: уже несколько лет в мире популярны работы немецкого фотографа Лоретты Люкс, которая эксплуатирует тему детского мира и воображения, также создавая смонтированные на компьютере цифровые портреты — образы детей.
Рууд ван Эмпель очень многосторонний художник. До того как стать знаменитым в фотографической среде, он уже сделал прекрасную карьеру как декоратор и театральный художник, графический дизайнер и кинорежиссер. Работал в нескольких телекомпаниях арт-директором, а в 1993 году получил премию им. Шарлоты Кёлер за телевизионные и другие проекты. В начале 90-х ван Эмпель впервые стал показывать зрителям свои арт-работы — это были коллажи, в основном черно-белые, из растений, животных, цветов и деревьев, вмонтированных в ландшафты или лесные пейзажи. Это было еще до того, как программа Adobe Photoshop вошла в широкий обиход, а после того, как она стала более доступна, художник принял ее на вооружение для создания своих фоторабот. С середины 90-х Рууд Ван Эмпель сконцентрировался исключительно на арт-фотографии и начал создавать тематические фотосерии, теперь уже цветные: «Офис», «Набросок в зеленых тонах» и серия «Мир, Луна и Венера», продолжение которой и показывает сейчас Stuxx Gallery.
Venus#2,2006, Cibachrome, dibond, plexiglas, 47x33inches Венера №2, 2006 © Ruud van Empel С 2002 года он работает над этой серией, исследующей природу мира, именно в ней он окончательно сформировал свой визуальный язык: фотографические работы с невероятной яркостью цвета, насыщенностью деталями, интригующими образами и атмосферой предсказания и предчувствия. И все чаще и чаще в свои фантазийные картины он включает детей в различных образах, создавая многоплановые изображения, обманывающие наше восприятие. Эти фотоизображения магически реалистичны, даже гиперреалистичны — это идеал, к которому почти безнадежно стремится живопись. В свою очередь у ван Эмпеля его постановочные фотографии доработаны на компьютере, имитируя живописные эффекты, отчего и без того тонкий баланс между реальным и нереальным, возможным и невозможным еще более нивелируется.
Соединение двух гиперреалистичных элементов — сочного фона из растений и деревьев и пристально смотрящих на зрителя, немного призрачных детей — создают мистические отношения между явно не похожими друг на друга мирами. Зритель переключается с одного «Мира» на другой и каждый выбирает свой, более близкий ему — мир ребенка, поза и жесты которого, согласуясь с названием фотографии, может отсылать к знакомым живописным образам, например, «Рождению Венеры» Боттичелли или мир природы и его обитателей, отсылающий к зеленым зарослям французского импрессиониста Анри Руссо. Рууд ван Эмпель шаловливо играет с восприятием зрителя: его мир, идеально построенный с помощью цифровых технологий, к слову, подтверждающий их превосходство в современной визуальной среде, раскрывается зрителю постепенно, слой за слоем, потому что для понимания каждого последующего нужно произвести усилие — привлечь дополнительные внутренние ресурсы воображения и знания реального мира.
Комментарии