Richard Avedon (1923—2004)
Ред Оуэнс, рабочий нефтяной вышки,
Велма, Оклахома
Red Owens, oil field worker, Velma,
Oklahoma, 6/12/80
© 1980, Estate of Richard Avedon
Courtesy Amon Carter Museum.
P1985.28.23 In the American West Richard Avedon 17 сентября 2005 — 8 января 2006 The Amon Carter Museum, Fort Worth, Техас, США
Ровно через двадцать лет после первого показа выставки The Amon Carter Museum вновь представляет грандиозный фотографический проект In the American West, снятый фотографом Ричардом Аведоном (Richard Avedon).
Идея создания масштабного фотопортрета современных жителей западных штатов Америки в 1978 году пришла в голову Майклу Уайлдеру (Mitchell A. Wilder), директору техасского музея The Amon Carter. В то время Ричард Аведон уже был всемирно известным fashion-фотографом, постепенно начинавшим заниматься арт-фотографией. После того, как 4 июля 1978 года Майкл Уайлдер увидел снятый Аведоном портрет фермера из Энниса, штат Монтана, он попросил фотографа работать над проектом In the American West при поддержке музея, снимая такие же открытые портреты. Фотографу была дана полная свобода, музею важен был именно его взгляд.
Ричард Аведон принял предложение о сотрудничестве и с 1978 по 1984 год, работая над проектом, объехал 13 штатов и 189 городов от Техаса до Айдахо, провел 752 фотосессии и отснял около 17 000 пластинок форматом 8х10 дюймов. Все фотографии были сняты широкоформатной камерой Deardorff. В процессе съемок Аведон отсылал негативы для проявки в свою нью-йоркскую студию, а некоторые интересующие его кадры даже печатал. Так, после некоторого путешествия и съемок в Колорадо Аведон, решив отблагодарить шахтеров, которых снимал, устроил импровизированную экспозицию, прикрепив напечатанные фотографии на стену купальни. Это был самый первый показ портретов, шахтеры внимательно всматривались в фотографии и давали комментарии.
Подчеркивая аграрную направленность западных штатов Америки, Аведон переезжал от одного ранчо до другого, посещал родео и также заезжал на угольные шахты, нефтяные вышки и скотобойни. Вместо того чтобы поддерживать идеальный миф о благородном и бескрайнем Западе, он отыскивал таких людей, чья внешность и материальное положение наглядно противопоставлялись глянцевым картинкам мускулистых привлекательных ковбоев, прекрасных жен, стремительных искателей приключений или промышленных магнатов.
Richard Avedon (1923—2004)
Петра Алварадо, служащая фабрики, Эль Пасо, Техас, в свой день рождения
Petra Alvarado, factory worker, El Paso, Texas,
on her birthday, 4/22/82
© 1982, Estate of Richard Avedon
Courtesy Amon Carter Museum.
P1985.28.14 Для съемок Аведон выбирал самых обычных людей, ежедневно переживающих и преодолевающих свои собственные периоды взлета и падения.
Вместо того чтобы «приглаживать» своих героев, он выводил на первый план их человеческие слабости и недостатки. Все модели снимались на фоне чистого белого экрана, который съемочная группа перевозила с собой и устанавливала в нужном месте. К выставке многие портреты напечатали большого размера, и посетители в 1985 году впервые напрямую, лицом к лицу столкнулись с изображениями, разрушающими привычные представления о прославленном регионе.
Несмотря на то что фотографии из проекта In the American West появлялись иногда на выставках Ричарда Аведона, в том числе в его большой ретроспективе в Музее Метрополитан, после 1985 года проект целиком не был показан в Америке. Семьдесят восемь фотографий из оригинальных ста двадцати четырех отобранных и напечатанных Аведоном собраны на нынешней выставке.
In the American West сегодня выставляется в оригинальном контексте — параллельно в соседних залах музея представлены фотографии Лауры Уилсон, выставка «Laura Wilson: Аведон за работой». В течение семи лет съемок портретов жителей Запада Лаура Уилсон была ассистентом Ричарда Аведона и параллельно вела фотохронику работы. Интересно прочувствовать процесс съемок изнутри, понаблюдать за тем, как Аведон создавал удивительные портреты людей со строек и ранчо.
В 2003 году издательством Техасского университета была выпущена книга «Laura Wilson: Avedon at Work» с фотографиями Лауры Уилсон, комментариями и рассказом о съемках. «Она выслеживала Выслеживающего», — так написано во вступлении к альбому, так сможет увидеть счастливый зритель два взгляда на In the American West, один из самых впечатляющих проектов в истории фотографии — взгляд мастера Ричарда Аведона и взгляд на мастера за работой.
Richard Avedon (1923—2004)
Сандра Беннетт, 12 лет, Роки Форд, Колорадо
Sandra Bennett, twelve year old, Rocky Ford, Colorado, 8/23/80
© 1980, Estate of Richard Avedon
Courtesy Amon Carter Museum
P1985.28.31
Комментарии