"Фотобиеннале-2006"

Брассай. Мамаша Бижу в Bar de la lune. 1932

Месяц фотографии состоялся в Москве шестой раз. В этом году, как и два года назад («Фотобиеннале», как видно из его названия, проходит раз в два года, чередуясь с более камерным фестивалем «Мода и стиль в фотографии»), у него снова был юбилейный статус. Если в 2004 г. фестиваль проводился пятый раз, то в этом ему исполняется десять лет; десятилетний юбилей празднует и Московский дом фотографии. Мы увидели более сотни выставок со всего мира, разбитые по традиционным трем темам; в этом году они были такими: «Конфликты», «Соблазны», «Путешествия». А еще в программе присутствовали выступления приехавших звезд, слайд- и видеопоказы, а также официальная презентация новой инициативы — МДФ(Международной школы фотографии) и мультимедиа. Короче говоря, как и в предыдущие годы, на месяц, а то и больше Москва оказалась погруженной в водоворот фотографических событий. По сути дела, в этом году все было так же, как и два года назад, только еще более масштабно: в 2006 г. стало очевидным, что Московский фотофестиваль приобрел законченную форму, с вариациями и минимальными отклонениями от когда-то обретенной структуры. Эта форма связана с историей «Фотобиеннале».

Московский фотографический фестиваль появился на свет в середине девяностых (впервые «Фотобиеннале» прошло в Москве в 1996 г.). Тогда в мире происходил фотографический бум: цены на рынке стремительно росли, в игроках оказались новые корпоративные коллекционеры, появлялись новые звезды с совсем иным порядком цен на их работы. Вслед за предыдущим этапом, посвященным рефлексии на тему фотографии (самые знаменитые книги, лежащие сейчас в основе фотографической теории, были опубликованы в конце 1970 — начале 1980-х:1976—77 гг. — «О фотографии» Сюзан Зонтаг, 1980 г. — «Camera Lucida» Ролана Барта на фр., 1981 г. — то же на англ.), — стали появляться как грибы после дождя многочисленные фестивали. Если до этого из таких крупных европейских фотографических событий были известны только «Встречи в Арле» и Месяц фотографии в Париже, то в конце 1980 — начале 1990-х возникли и приобрели популярность сразу несколько подобных мероприятий: фестиваль фотожурналистики в Перпиньяне Visa pour l’image (1989), Братиславский фестиваль фотографии (1991), мадридский FotoEspana (1998) и ряд других фотографических смотров.

Брассай. Спящий в канотье. 1932, Париж

Московское «Фотобиеннале» появилось на свет в русле всех этих тенденций, однако фактически совсем в других условиях. Если в Европе, несмотря на все возможные тут оговорки и поправки для разных стран, возникновение фестивалей стало своего рода итогом непрерывного развития фотографии, то в Москве «Фотобиеннале» родилось практически на чистом энтузиазме и главной своей целью изначально ставило просвещение, а то и ликбез. В этом смысле гигантомания московского фотофестиваля — слишком много того-сего, выставок, авторов, работ — играла на руку в ситуации, когда массового интереса к фотографии не существовало, а Россия отставала от Запада на десятки лет. Тут надо было привозить как можно больше, поощрять своих почти без разбора, рассказывать взахлеб, привлекать внимание. Однако ситуация быстро меняется; вот уже пару лет нехватка какого-то более органического подхода становится все очевиднее и все острее. В 2006 г. хаотическая природа фестиваля, при всем блеске и важности многих из привезенных сюда выставок (об этом речь ниже), а также другие его недостатки (вроде становящихся все более условными год от года заглавных тем) выявились особенно отчетливо. И дело, на мой взгляд, не в том, что что-то изменилось в самом «Фотобиеннале»: в его структуре перемен как раз не произошло. Дело в том неожиданно сильном всплеске массового интереса к фотографии, на фоне которого проходил в этом году месяц фотографии в Москве и на котором, как на более контрастном заднике в фотостудии, все детали снимаемой фигуры стали более отчетливыми.

Спору нет, и в этом году нам показали немало качественных и давно ожидаемых выставок; одни из них были специально сделаны для России, другие — это те самые проекты, которые в данный момент ездят по миру и благодаря «Фотобиеннале» добрались до нашей страны. Остановимся на них чуть подробнее. Из западных проектов в первую очередь необходимо отметить ретроспективу Брассая, не вписавшуюся ни в одну из фотобиеннальных тем.

Цзинь Хин в наряде от Максим в туалете большого театра в Шанхае.
Из серии «Шанхай». Апрель 2002

Экспозиция была предоставлена фондом, созданным после смерти фотографа вдовой. Эту выставку в России ждали шесть лет. И дождались. Около 170 работ (всев авторской печати) и его рисунки представили отечественной публике совсем неизвестного Дьюлу Халаша (таким было настоящее имя этого знаменитого венгра). И это при том, что работы Брассая знают не только те, кто увлекается фотографией: его снимки ночного Парижа 30-х гг., подернутые таинственной дымкой страсти и флером порока, стали хрестоматийными. Однако, помимо самых знаменитых серий : «Удовольствия», «Ночной Париж», «Париж днем», — поставивших его фотографии как бы во вневременную перспективу, мы увидели и ряд совсем непривычных работ. Серии «Граффити», «Цветы», «Кристаллы» напоминают о подобных опытах с формой Мана Рэя, Пола Аутербриджа или Альберта Ренгера-Патча, дают четкую привязку к тому времени и тем художественным течениям, в рамках которых происходило творческое становление и жизнь Брассая.

Далее, пожалуй, имеет смысл идти по темам, хотя, думаю, практически никто из рядовых зрителей не мог отследить их развитие: уж слишком разбросаны были выставки в рамках одной и той же темы по разным площадкам. «Конфликты» были представлены сразу несколькими яркими проектами: документально-пронзительными зарисовками собственной жизни Нан Голдин («Персональная выставка»), экспозициями известных современных военных фоторепортеров (Энтони Сво, Джеймса Нахтвея, Джеймса Хилла, Саймона Норфолка, Кристин Шпенглер), а также прекрасно сделанной зарубежными кураторами французской выставки «Конфликты». Пожалуй, именно эта тема является в данный момент одной из наиболее общественно значимых, а также особенно актуальных для современной фотографии, причем самых разных ее видов — от художественной до репортажа. Именно в рамках нее ведутся многочисленные споры, затрагивающие сами этические и эстетические основы фотографии, споры,часто выплескивающиеся на страницы периодической печати и профессиональных фотоизданий, — о пределах допустимого и «страсти реального», а также о необходимости саморегуляции фотографического сообщества.

Кристиан Курреж. Судьи Достопочтенный лорд Вульф — главный судья Англии и Уэльса Проект представлен Galerie Baudoin Lebon, Франция

К особенностям фотографической работы с окружающей действительностью имела отношение и вторая тема «Фотобиеннале — 2006», хотя она показывала сложные взаимоотношения фотографии с реальностью в совсем другом ключе. Если авторы, представленные в «Конфликтах» (за исключением, пожалуй, Нан Голдин), в основном пытались как можно точнее отразить мир, который фотограф видит через объектив, заставить зрителя забыть о «передаточном» звене в виде фотографа, то те, чьи работы были показаны в рамках «Соблазнов», наоборот, всячески их проблематизировали и выставляли напоказ. «Правдоподобие», «символ», «иллюзия», «миф» — этими словами можно описать опыты с преобразованием действительности в ярких, искусственно сконструированных детских фотоидиллиях Лоретты Люкс («Воображаемые портреты»), в усложненных черно-белых фотоаллегориях Яна Саудека («Мир Яна Саудека») и в подчеркнуто цветастых изображениях дамочек в откровенных позах Беттины Реймс («Ретроспектива»). В эту же категорию попадает и большинство отечественных арт-проектов вроде виртуальных войн, осуществленных силами детей и Фотошопа группой АЕС+Ф («Последнее восстание-2»). Даже реальные люди с реальными судьбами превращаются в современной отечественной арт-фотографии в призрачных «звезд эпизода» или кажутся излишне типизированными, преувеличенно карикатурными (проекты Али Есипович «Звезды эпизода», «Счастье»), подражают героям картин («Календарь» Екатерины Рождественской). Кажется, впрочем, это вполне реальное отражение увлечения современной отечественной «богемной» культуры всем глянцевым, в лучшем случае злые пародии на попытку максимально дистанцироваться от жизни. Фотография тут, к сожалению, как всегда, лишь следует основным общественным тенденциям, показывает срез социальной жизни.

Мощное социальное звучание получила на «Фотобиеннале» и, несмотря на всю свою привычную глянцевость, тема «Путешествия», во многом благодаря масштабному документальному проекту «Рука человека» Себастьяно Сальгадо. В нее же попали серия «Предвыборная кампания Джона Ф. Кеннеди» Корнелла Капы, брата знаменитого Роберта, и «Траурный поезд» Пола Фуско, которые закольцовывают эту тему с «Конфликтами». Сюда же, видимо, нужно отнести все выставки, так или иначе привязанные к конкретным странам: довольно вялые и неудачные «Образы Германии» и модные нынче в мире китайские фото- и видеопроекты. Отечественный вклад в эту тему оказался, к сожалению, также вполне предсказуемым. Приторными, сладенькими до безвкусия показались многие карточки отечественных фотографов, выставленные в рамках сборного проекта «Русский взгляд на Европу». Бесспорно, по отдельности некоторые из них весьма хороши (но столь же хороши, кстати, и те фотографии, которые сейчас самые обычные люди, не фотографы, делают в поездках при помощи «цифры»); все вместе они оставили странное ощущение пафосной детской радости от того, что мы наконец-то научились делать изображения на уровне западных туристических открыток средней руки (но, конечно, хорошо, что уже научились: еще недавно ведь не умели). Чуть ли не единственным напоминанием о действительности стала в этих условиях «Философия путешествия» Сергея Чиликова, местами лиричная и богатая оттенками, местами — потрясающая довольно сильной степенью безжалостности по отношению к своим персонажам.

Лоретта Люкс Розовый сад. 2001, Courtesy of the artist and Yossi Milo Gallery, NYC

Вообще, судя по проектам на «Фотобиеннале», выбор у отечественного фотографа сейчас такой: или всячески лакировать окружающую действительность в рамках рекламно-глянцевых проектов, или бичевать ее пороки в порыве какого-то странного бесчувствия — середины практически нет, чутье и нюансы почти не ценятся. Все это становится особенно очевидным на фоне тактичного проекта «Путешествия во времени и пространстве. Образы Российской империи. 1880-е—1910-е» (портреты народов России из собрания петербургского Этнографического музея) и не вписывающихся ни в одну из тем проектов, связанных с исторической, документальной или китчевой фотографией, — «Фотографии на документ1880-е—1950-е» и «Страсти к красивому». Казалось бы, предельно официальные или обобщенно-личные, они тем не менее куда более проникнуты живым чувством, чем современная российская фотография. Однако разрыв между выставками исторической российской фотографии и фотографии нынешней огромен не только в силу каких-то особенностей современной российской жизни и искусства, но и по другой, вполне простой причине — внятности или невнятности кураторского отбора. Практически все исторические проекты «Фотобиеннале — 2006» были выполнены либо на основании частных коллекций людьми, которые их создавали, либо опирались на музейные фонды определенной направленности. Подобной ясности в современных экспозициях отечественной фотографии, к сожалению, не было.

Отсутствие ярких кураторских имен и решений мои коллеги-критики называют одним из бичей «Фотобиеннале». Другие вообще говорят о бессмысленности подобного рода фестиваля, предлагая разбить все его проекты по месяцам и показывать их в Москве в качестве простых выставок. Мне этот путь кажется столь же бесперспективным, как и нынешняя форма московского месяца фотографии. В конце концов, крупные фотографические фестивали, в том числе состоящие из десятков выставок, показываемых на разбросанных по городу площадках, существуют во всем мире. Однако большинство из них куда четче структурированы, а те же самые выставки, которые мы видим в Москве, на них куда лучше вписаны в основную идею, тему события.

Рууд Ван Эмпель Этюд в зеленых тонах. 2004

Все это вновь возвращает нас к тому, о чем говорилось в начале данной статьи: к быстро меняющейся на наших глазах ситуации с фотографией в России. В этом году «Фотобиеннале», как и состоявшаяся в том же апреле в Москве главная ярмарка достижений в области фототехники «Фотофорум», впервые прошли, на мой взгляд, на фоне не просто медиашумихи, а явного интереса к фотографии, ее одновременно происходящей массовизации и профессионализации. До недавнего времени было принято говорить о том, что рынок у нас очень слаб и неорганизован, качественных фотографов западного уровня практически нет, новых книг не выходит и пр. и пр. Но в последний год-полтора я с огромным изумлением наблюдаю от месяца к месяцу и чуть ли не от недели к неделе, как стремительно стала меняться ситуация. За последние полгода я дважды писала анализ фотографического рынка для разных изданий и отметила такие его новые черты, как выход на рынок нового поколения юных фотографов (возрастом до 30 и даже до 25 лет), увеличение количества выставок не только в Москве, но и в других российских городах, публикация сразу нескольких альбомов отечественных фотографов на русском языке, повышение цен в фотогалереях (по сравнению с концом 2003 — началом 2004 г. в среднем на 20 — 40 %), быстро множащиеся и растущие как на дрожжах фотоагентства и фотошколы и пр. Свою роль играет и быстрое развитие и удешевление цифровой печати, которая становится все более доступной, и стремление поколения нынешних студентов, уже не отягощенных советских прошлым, перенимать западный опыт, по-новому организовывая свою профессиональную жизнь. Теперь опыт индивидуалиста Фридкеса, сознательно шедшего наперекор системе и строившего свое сотрудничество с издательствами и СМИ по западной модели, вовсе не кажется уникальным. Свидетельства этому новому массовому увлечению фотографией можно было увидеть и невооруженным глазом: в обилии молодых лиц на выставках «Фотобиеннале» или, скажем, в очередях на автобусы, отвозивших гостей на фотофорум.

Этот скачок интереса пока все-таки количественный, но очень скоро, при наличии благоприятных условий, может стать качественным. Для этого требуются четкий и постоянно проводящийся анализ ситуации и быстрая на нее реакция в виде новых методов работы. В такой ситуации формы, которые еще недавно казались революционными, устаревают очень быстро. В целом, в данный момент приходится признать парадокс: основные игроки на фотографическом рынке — люди, организации, музеи и галереи — по сути дела, в течение многих лет готовившие нынешний всплеск интереса к фотографии, оказались к нему не готовы. Будем надеяться, что юбилей «Фотобиеннале» не станет поводом для организаторов сделать его памятником когда-то удачно найденной, но устаревшей форме, а даст толчок к необходимому развитию и переменам. По крайней мере, хотелось бы в это верить.

Ху Ян
Шанхайские интерьеры

Вэн Фэнь
С высоты птичьего полета

С.М. Дудин Улица Шир-дор в Медресе в базарный день. Узбеки. 1900 Собрание Российского Этнографического музея, Санкт-Петербург

Александр Родченко Утренняя зарядка на крыше. Студенческое общежитие в Лефортово. 1932, Москва

Виктор Руйкович Первая Spidola. 1960, Рига

Аля Есипович Из проекта «Счастье». 2005—2006

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma
26 сентября 2018
Новости

Альянс L-Mount: стратегическое сотрудничество между Leica Camera, Panasonic и Sigma

В ходе пресс-конференции, состоявшейся до открытия Photokina 2018, Leica Camera AG, Panasonic и Sigma объявили о стратегическом партнерстве. «L-Mount Alliance» - это ранее беспрецедентная форма сотрудничества, которая особенно пригодится клиентам всех трех партнеров. Сотрудничество позволяет Panasonic и Sigma использовать стандарт L-Mount, разработанный Leica для собственных устройств, и предлагать как камеры, так и объективы с использованием этого крепления. В качестве совместного усилия всех трех партнеров альянс еще больше повысит важность технологии L-Mount для мира фотографии.

FUJIFILM X-T100 – стильное пополнение линейки цифровых беззеркальных камер серии Х
24 мая 2018
Новости

FUJIFILM X-T100 – стильное пополнение линейки цифровых беззеркальных камер серии Х

Компания FUJIFILM рада сообщить о запуске новой камеры FUJIFILM X-T100, модель пополнит линейку беззеркальных цифровых камер Х серии. Новая камера включает множество новаторских решений, в том числе электронный видоискатель с большим увеличением, сенсорный ЖК-дисплей, регулируемый в трёх направлениях и улучшенную производительность. Доступное в нескольких цветах анодированное покрытие придает дизайну стильный ретро-шарм. В сочетании с технологией цветопередачи Fujifilm, над усовершенствованием которой компания непрерывно работает уже более 80 лет, фотокамера предоставляет идеальные возможности для самых разных фотоэкспериментов.

Cooler Master представляет новые наушники - вкладыши
14 февраля 2019
Новости

Cooler Master представляет новые наушники - вкладыши

Компания Cooler Master, мировой лидер в производстве компьютерной техники и периферийных устройств, представляет MH710 и MH703 – две новые модели наушников-вкладышей, которые пополнят аудиолинейку бренда.

Беспрецедентно объемный и богатый звук: первый в мире изогнутый саундбар для изогнутых телевизоров Samsung уже в России
17 ноября 2014
Новости

Беспрецедентно объемный и богатый звук: первый в мире изогнутый саундбар для изогнутых телевизоров Samsung уже в России

Москва, 17 ноября 2014 — Компания Samsung Electronics объявляет о российском старте продаж первой в мире акустической системы для изогнутых телевизоров Samsung — изогнутого саундбара HW-H7501, представленного недавно на престижной международной выставке IFA 2014. Главная новинка этого года среди аудиоустройств Samsung, этот инновационный саундбар дарит пользователю красочное, невероятно объемное и пространственное звучание для захватывающего домашнего кинопросмотра.

Мобильная версия α CLOCK с интерфейсом Time-shift: слайд-шоу для смартфона и его владельца
31 мая 2012
Новости

Мобильная версия α CLOCK с интерфейсом Time-shift: слайд-шоу для смартфона и его владельца

Токио (Япония), 31 мая 2012 г. — компания Sony Corporation анонсировала мировой запуск «α CLOCK for Mobile*1» — бесплатного приложения для смартфонов с ОС Android, доступного через Google Play™. Приложение дает пользователям доступ к коллекции высококачественных фотографий объектов всемирного наследия, снятых в едином ракурсе с помощью цифровых камер Sony α со сменной оптикой...

Компания Garmin выяснила основную причину агрессии
19 февраля 2019
Новости

Компания Garmin выяснила основную причину агрессии

Российское подразделение Garmin (компания «Навиком») провело исследование сна среди добровольцев из числа своих сотрудников. Главный вывод эксперимента: ежедневный недосып не только уменьшает способность адаптации человека к различным ситуациям, но и делает его агрессивнее.

Портативные аккумуляторы Panasonic Portable Power продлевают жизнь любым гаджетам
19 февраля 2013
Новости

Портативные аккумуляторы Panasonic Portable Power продлевают жизнь любым гаджетам

Компания Panasonic представляет Portable Power – портативные устройства для подзарядки различных электронных гаджетов. Идеальное решение в пути, командировке или на деловых переговорах – портативный аккумулятор позволит продлить «жизнь» вашего электронного устройства там, где недоступны никакие другие источники энергии.

Компактная камера FUJIFILM FinePIx S8400: в этой модели предусмотрен режим супермакросъемки с расстояния всего 1 см от объекта
23 марта 2013
Новости

Компактная камера FUJIFILM FinePIx S8400: в этой модели предусмотрен режим супермакросъемки с расстояния всего 1 см от объекта

FUJIFILM объявляет о выпуске псевдозеркальной камеры FinePix S8400W с мощным объективом и поддержкой беспроводной связи по стандарту Wi-Fi. Высоко ценимые за свои объективы FUJINON, простоту использования и компактность, псевдозеркальные камеры FUJIFILM идеально подходят для фотографов любителей, которые ищут оборудование с новыми возможностями, и в этом отношении новая модель S8400W с поддержкой Wi-Fi предоставляет широкие возможности для творчества.

Альтернативные способы печати
18 апреля 2013
Советы

Альтернативные способы печати

Интерес к старым технологиям съемки и печати в последние годы значительно вырос. Доказательство тому — выставка «Кунсткамера» в галерее «Меглинская» в ЦСИ «Винзавод». Каких только техник там не увидишь: платиново-палладиевая печать с камерного негатива или контактная палладиевая печать, литпринт, ойлпринт, темперапринт, гумойль...

Обзор аудиоплеера DX150: «золотая середина» в линейке iBasso
5 ноября 2018
Обзоры

Обзор аудиоплеера DX150: «золотая середина» в линейке iBasso

Не пора ли еще разок крутануть наше колесо обозрения, раз уж уходящий год изрядно порадовал нас вереницей удачных аудио новинок? Сегодня у нас в гостях уже полюбившийся многим бренд из Поднебесной iBasso - со своей свежей моделью DX150. Если иерархически выстраивать новую линейку, то на ступень выше встанет плеер DX200, а на ступень ниже - DX120. Прослушав «золотую середину», думаю, довольно точно сможем понять, какой звук можно ожидать от последней линейки iBasso. Итак, включаем!