Против света. Съемка в контровом освещении

Свет может изменить любую сцену, и фотографу очень важно чувствовать свет и понимать, как использовать разное положение источников относительно объекта для того, чтобы создать нужное настроение в кадре. Работать с боковым или фронтальным светом просто. Куда сложнее работать с контровым светом - светом, находящимся непосредственно за объектом съемки. Сложнее, но интереснее. В этом материале мы не будем рассматривать студийную съемку, а поговорим о тех случаях, когда источник света только один, но зато самый мощный - Солнце.

Текст и фото: Антон Агарков

Полный обзор и тест драйв Niko D500

Nikon D500,

объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR

f/9.0, 1/8000, ISO 200

Свет, направленный прямо в объектив, выбивает тени, делает их черными и превращает все объекты в силуэты, лишая их деталей. На этом можно сыграть - попробуйте выстроить кадр так, чтобы силуэты объектов минимально перекрывались, не мешали друг другу. Выберите какой-то объект, который можно будет четко распознать даже по силуэту - профиль человека, здания, растение. Стремитесь к минимализму в кадре - не забывайте, вы уже видели, что происходит в тенях, а ваши зрители еще не успели, они смогут считать только силуэты.

Впрочем, иногда контровый свет съедает не все детали. Свет солнца, склонившегося к горизонту, не просто более теплый, он существенно теряет в интенсивности. Это значит, что кое-какие детали в тенях все-таки сохранятся. Попробуйте снимать в RAW с отрицательной экспокоррекцией в 1-2 ступени, так вы сможете избежать пересветов, а мягкий контровый свет приятно выделит контуры. Особенно интересно такой эффект смотрится при съемке животных - контровый свет заставляет их шерсть светиться, и герои съемки начинают сиять. Но не забывайте, что для такой обработки лучше снимать на максимально низких значениях ISO – насколько это возможно.

Дело в том, что шумы при съемке с высокими ISO проявляются лучше всего именно в тенях, где могут проявиться неприятные зеленые точки в тенях, когда начнете их осветлять в RAW-конвертере.

 

NikonD500,

Объектив AF-SDXNIKKOR 16-80mmf/2.8-4EEDVR

f/6,3, 1/320, ISO 100

Контровый свет заходящего солнца красиво очертил пасущихся лошадей

 

Сохранить детали в тенях можно и без сложной обработки, но для этого потребуется немного дополнительного оборудования. Попробуйте установить перед своим героем отражатель и отразить свет солнца так, чтобы он заполнил тени. Существует несколько типов отражателей, каждый из которых даст свой эффект: матовый белый заполнит тени мягким нейтральным светом, золотой отраженный свет теплее, а серебряный - холоднее.

Чуть более радикальный способ осветлить тени - воспользоваться вспышкой. Использовать для этих целей встроенную вспышку - не лучший вариант. Прямой свет «в лоб» может быть интересен в случае установки сложной световой схемы, но в большинстве случаев он просто сотрет тени и сделает картинку плоской. Воспользуйтесь системами беспроводной синхронизации SU-800 и одной или несколькими вспышками Nikon Speedlight, размещенными слева и справа от объекта съемки, чтобы получить более интересный и объемный кадр.

  

Nikon D500,

Объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/8.0, 1/2500, ISO 200

Морда коровы подсвечена золотым отражателем

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR

f/9.0, 1/100, ISO 100

Ягоды подсвечены вспышкой, размещенной снизу перед ягодами и связанной с камерой по радиоканалу

 

Контровый свет заходящего солнца очень эффектно смотрится и в пейзаже. Закатные или рассветные солнечные лучи интересно подсвечивают камни, заставляют светиться траву и листья деревьев. В последнее время я снимаю гораздо больше пейзажей именно против света, нежели по свету. Но в такой технике съемки есть сразу несколько сложностей.

Во-первых, кадр, снятый против солнца, получается настолько широким по динамическому диапазону, что большинство современных камер даже с самыми продвинутыми матрицами просто не могут проэкспонировать его корректно. Скорее всего вы получите пересвеченную зону вокруг солнца и сильно недодержанные тени.

Один из способов избежать этого - снимать с сильной недодержкой в RAW, чтобы получить нормально проэкспонированные света и сильно недодержанные тени. Проверьте гистограмму получившейся фотографии - она должна быть сдвинута влево, в область теней. Если вы увидели, что гистограмма усечена слева, это значит, что часть пикселей на фотографии черные, информация в светах утеряна. Вам придется внести поправки в экспокоррекцию так, чтобы слегка осветлить кадр.

Если на гистограмме появились обсечки справа, это значит, что вы пересветили кадр, и часть пикселей стали белыми без какой-либо информации в них. Скорее всего, вы получите белые области на солнце - бороться с этим бессмысленно, источник света слишком яркий. Но постарайтесь минимизировать пересвет, введя отрицательную экспокоррекцию, чтобы сохранить информацию в областях вокруг солнца.  

Динамический диапазон Nikon D500 достаточно широкий, чтобы сохранить информацию в тенях, которую вы сможете вытащить на постобработке. Снимать в этом случае лучше на минимальных ISO, чтобы избежать сильных шумов в тенях. Как правило, съемка против света позволяет работать на сравнительно коротких выдержках, и все-таки захватите с собой штатив на случай, если придется работать со слишком длинными выдержками.

 

Nikon D500,

ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR

f/11.0, 1/160, ISO 50

Лучи рассветного солнца подсвечивают иней на траве.

Этот сюжет получилось снять в один кадр и потом вытянуть пересветы и тени на постобработке

 

Еще один способ избежать пересветов на небе - применить градиентный фильтр. Подобные фильтры представляют из себя частично затемненные пластины. Они позволяют снизить яркость части изображения на 1, 2 или 3 ступени (то есть в 2, 4 или 8 раз). Такие фильтры помогают получить быстрый и качественный результат, но требуют бережного ухода и стоят недешево.

К тому же градиент на них распространяется по прямой, а, значит, кроме неба вы затемните любую «макушку» примечательного объекта – крону дерева, например, или горную вершину. В последние годы я полностью отказался от использования фильтров и снимаю подобные сюжеты в два кадра - один для проработки темной земли и второй, недодержанный, для светлого неба, чтобы потом сшить их в графическом редакторе.

 

Nikon D500,

объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,

f/16.0, 1/50, ISO 100

Трава красиво подсвечивается закатным солнцем. Этот сюжет снят в два кадра

и потом склеен в графическом редакторе при помощи яркостных масок

 

Еще одна проблема съемки против света - лезущие в объектив зайцы. Увы, но даже самая современная оптика не спасает от этих вездесущих негодяев. И даже бленда не удержит их на пути к шедевральному кадру, особенно, если солнце светит  прямо в объектив. Но есть способ от них избавиться.

Для начала почистите переднюю линзу объектива. Пыль, грязь и царапины на ней - это основные генераторы бликов. Таким образом вы избавитесь от неряшливых и грязных зайцев, останутся только породистые, самые крупные и красивые. Теперь пришло время и от них избавиться.

Поставьте камеру на штатив, постройте ваш кадр и снимите его с зайцами.

А теперь заблокируйте экспозицию и фокус и пальцем закройте солнцев кадре - зайцы тут же исчезнут.

Теперь останется загрузить два кадра, как слои одного файла, и вставить правильную часть, очищенную от зайцев, из кадра с пальцем в основной кадр. Вуаля - вы получили чистый кадр, в котором никакие зайцы не помешают любоваться прекрасным контровым светом низкого теплого солнца.

 

Две экспозиции и их монтаж в графическом редакторе.

 

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

3D-кино с новыми возможностями
27 ноября 2012
Новости

3D-кино с новыми возможностями

Компания Epson — мировой лидер в области производства проекционного оборудования — объявляет о выпуске новых Full HD 3D-проекторов Epson EH-TW6100 и Epson EH-TW5910, пришедшие на смену Epson EH-TW6000 и Epson EH-TW5900.

Tamron выпускает новый объектив 28-75 мм F/2.8 Di III RXD для Sony E-mount
27 апреля 2018
Новости

Tamron выпускает новый объектив 28-75 мм F/2.8 Di III RXD для Sony E-mount

Первое упоминание о новом объективе состоялось ещё в феврале, когда Tamron объявил о его разработке, а первый прототип был продемонстрирован уже на выставке CP+ 2018. Сегодня Tamron официально анонсировал 28-75mm F2.8 Di III RXD, раскрыв полную спецификацию, дату выпуска и информацию о ценах.

Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…
12 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…

Медиаадаптер TP-LINK TL-WA890EA подключит все проводные устройства к Wi Fi без потери в скорости
1 декабря 2013
Новости

Медиаадаптер TP-LINK TL-WA890EA подключит все проводные устройства к Wi Fi без потери в скорости

Компания TP-LINK, ведущий производитель сетевого оборудования, представляет универсальный беспроводной двухдиапазонный медиаадаптер TL-WA890EA с четырьмя портами. Это устройство будет полезным в местах, где прокладка кабеля Ethernet невозможна или представляется неудобной. Новинка может работать как беспроводной адаптер для подключения проводных устройств, находящихся вдали от маршрутизатора: благодаря четырем портам можно моментально подключить до четырех устройств, поддерживающих Ethernet-соединение.

Сними меня по мобильнику
15 марта 2004
Советы

Сними меня по мобильнику

Еще два-три года назад рассказ о сотовых телефонах в журнале о фототехнике и фотографии был мало уместен. В то время у мобильной связи в мире фотографии была лишь одна ниша — возможность с помощью компьютера или КПК передать без проводов, используя мобильный телефон, изображение, отснятое цифровой камерой.

Обзор наушников Pioneer SE-MJ 522-R
17 мая 2014
Обзоры

Обзор наушников Pioneer SE-MJ 522-R

Здесь стоит заметить, что, вообще-то, на первый взгляд эти наушники просто близнецы модели Pioneer SE-MJ 512-W, но, - как выяснилось в ходе прослушивания, это не совсем так. От «младшего» брата лишь одно (помимо цвета корпуса и отделки амбушюров – на тесте был аппарат с оголовьем приятного, не агрессивного красного цвета и классически черными «ушками») очевидное отличие - ширина оголовья больше на каких- то 4-5 мм. В результате, при чуть большей массе (120 г), сидят они ощутительно удобнее, никаких дополнительно отвлекающих ощущений из области макушки уже нет. Через 3 секунды уже забываешь о том, что на голову что-то надето.

Техника для жизни!
8 декабря 2004
Новости

Техника для жизни!

VITEK VT-3488 Микросистема с CD/mp3-проигрывателем ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОННАЯ ЧАСТЬ: выходная мощность — 2х10 Вт RMS. Диапазон воспроизводимых частот — от 100 до 20 000 Гц. Система усиления басов BBS. ТЮНЕР: цифровой. Диапазон частот: FM — от 87,5 до 108 МГц; AM — от 522 до 1620 кГц. Память на 20 радиостанций — по 10 в FM и AM диапазонах.

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…
8 октября 2016
Обзоры

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…

«Тяжела и неказиста жизнь народного артиста» - иначе и не скажешь, когда возьмешь в руки этот «черный квадрат» с кнопками. Плеер Flang V5 я ждал давно и вот наконец-то получил… Впрочем, если на брутальный образец лучше с утра не смотреть, это не значит, что к вечеру его душа опять не запоет. У меня уже была мимолетная встреча с этой моделью, сумела она чем-то меня зацепить и не только внешним видом, но и напористым, «ламповым оттенком» звука. Предлагаю послушать и вместе во всем разобраться - включаю Плеер Flang V5.

Метод длительного наблюдения
29 марта 2011
Обзоры

Метод длительного наблюдения

ФАМИЛИЯ: Петрусов ИМЯ: Георгий ОТЧЕСТВО: Григорьевич ГОД РОЖДЕНИЯ: 1903 МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Ростов-на-Дону ОБРАЗОВАНИЕ: среднее ПРОФЕССИЯ: фотокорреспондент 1924–1928 гг. — в профсоюзных журналах «Металлист», «Рабочий химик», в газетах «Труд», «Правда», журналах «Огонек», «Прожектор». 1929–1932 гг. — заведующий фотоотделом информации от газеты «Правда» на стройке Магнитогорского металлургического комбината.

Nikon ведёт разработку новой системы управления объективом
19 января 2018
Новости

Nikon ведёт разработку новой системы управления объективом

Согласно данным патента Nikon работает над совершенно новой системой управления объективом на основе сенсорных датчиков. Возможно, что данная система впервые будет представлена на готовящихся к выходу беззеркальных камерах компании, анонс которых ожидается в этом году.