Свет может изменить любую сцену, и фотографу очень важно чувствовать свет и понимать, как использовать разное положение источников относительно объекта для того, чтобы создать нужное настроение в кадре. Работать с боковым или фронтальным светом просто. Куда сложнее работать с контровым светом - светом, находящимся непосредственно за объектом съемки. Сложнее, но интереснее. В этом материале мы не будем рассматривать студийную съемку, а поговорим о тех случаях, когда источник света только один, но зато самый мощный - Солнце.
Текст и фото: Антон Агарков
Полный обзор и тест драйв Niko D500
Nikon D500,
объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR
f/9.0, 1/8000, ISO 200
Свет, направленный прямо в объектив, выбивает тени, делает их черными и превращает все объекты в силуэты, лишая их деталей. На этом можно сыграть - попробуйте выстроить кадр так, чтобы силуэты объектов минимально перекрывались, не мешали друг другу. Выберите какой-то объект, который можно будет четко распознать даже по силуэту - профиль человека, здания, растение. Стремитесь к минимализму в кадре - не забывайте, вы уже видели, что происходит в тенях, а ваши зрители еще не успели, они смогут считать только силуэты.
Впрочем, иногда контровый свет съедает не все детали. Свет солнца, склонившегося к горизонту, не просто более теплый, он существенно теряет в интенсивности. Это значит, что кое-какие детали в тенях все-таки сохранятся. Попробуйте снимать в RAW с отрицательной экспокоррекцией в 1-2 ступени, так вы сможете избежать пересветов, а мягкий контровый свет приятно выделит контуры. Особенно интересно такой эффект смотрится при съемке животных - контровый свет заставляет их шерсть светиться, и герои съемки начинают сиять. Но не забывайте, что для такой обработки лучше снимать на максимально низких значениях ISO – насколько это возможно.
Дело в том, что шумы при съемке с высокими ISO проявляются лучше всего именно в тенях, где могут проявиться неприятные зеленые точки в тенях, когда начнете их осветлять в RAW-конвертере.
NikonD500,
Объектив AF-SDXNIKKOR 16-80mmf/2.8-4EEDVR
f/6,3, 1/320, ISO 100
Контровый свет заходящего солнца красиво очертил пасущихся лошадей
Сохранить детали в тенях можно и без сложной обработки, но для этого потребуется немного дополнительного оборудования. Попробуйте установить перед своим героем отражатель и отразить свет солнца так, чтобы он заполнил тени. Существует несколько типов отражателей, каждый из которых даст свой эффект: матовый белый заполнит тени мягким нейтральным светом, золотой отраженный свет теплее, а серебряный - холоднее.
Чуть более радикальный способ осветлить тени - воспользоваться вспышкой. Использовать для этих целей встроенную вспышку - не лучший вариант. Прямой свет «в лоб» может быть интересен в случае установки сложной световой схемы, но в большинстве случаев он просто сотрет тени и сделает картинку плоской. Воспользуйтесь системами беспроводной синхронизации SU-800 и одной или несколькими вспышками Nikon Speedlight, размещенными слева и справа от объекта съемки, чтобы получить более интересный и объемный кадр.
Nikon D500,
Объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,
f/8.0, 1/2500, ISO 200
Морда коровы подсвечена золотым отражателем
Nikon D500,
ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR
f/9.0, 1/100, ISO 100
Ягоды подсвечены вспышкой, размещенной снизу перед ягодами и связанной с камерой по радиоканалу
Контровый свет заходящего солнца очень эффектно смотрится и в пейзаже. Закатные или рассветные солнечные лучи интересно подсвечивают камни, заставляют светиться траву и листья деревьев. В последнее время я снимаю гораздо больше пейзажей именно против света, нежели по свету. Но в такой технике съемки есть сразу несколько сложностей.
Во-первых, кадр, снятый против солнца, получается настолько широким по динамическому диапазону, что большинство современных камер даже с самыми продвинутыми матрицами просто не могут проэкспонировать его корректно. Скорее всего вы получите пересвеченную зону вокруг солнца и сильно недодержанные тени.
Один из способов избежать этого - снимать с сильной недодержкой в RAW, чтобы получить нормально проэкспонированные света и сильно недодержанные тени. Проверьте гистограмму получившейся фотографии - она должна быть сдвинута влево, в область теней. Если вы увидели, что гистограмма усечена слева, это значит, что часть пикселей на фотографии черные, информация в светах утеряна. Вам придется внести поправки в экспокоррекцию так, чтобы слегка осветлить кадр.
Если на гистограмме появились обсечки справа, это значит, что вы пересветили кадр, и часть пикселей стали белыми без какой-либо информации в них. Скорее всего, вы получите белые области на солнце - бороться с этим бессмысленно, источник света слишком яркий. Но постарайтесь минимизировать пересвет, введя отрицательную экспокоррекцию, чтобы сохранить информацию в областях вокруг солнца.
Динамический диапазон Nikon D500 достаточно широкий, чтобы сохранить информацию в тенях, которую вы сможете вытащить на постобработке. Снимать в этом случае лучше на минимальных ISO, чтобы избежать сильных шумов в тенях. Как правило, съемка против света позволяет работать на сравнительно коротких выдержках, и все-таки захватите с собой штатив на случай, если придется работать со слишком длинными выдержками.
Nikon D500,
ОбъективAF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR
f/11.0, 1/160, ISO 50
Лучи рассветного солнца подсвечивают иней на траве.
Этот сюжет получилось снять в один кадр и потом вытянуть пересветы и тени на постобработке
Еще один способ избежать пересветов на небе - применить градиентный фильтр. Подобные фильтры представляют из себя частично затемненные пластины. Они позволяют снизить яркость части изображения на 1, 2 или 3 ступени (то есть в 2, 4 или 8 раз). Такие фильтры помогают получить быстрый и качественный результат, но требуют бережного ухода и стоят недешево.
К тому же градиент на них распространяется по прямой, а, значит, кроме неба вы затемните любую «макушку» примечательного объекта – крону дерева, например, или горную вершину. В последние годы я полностью отказался от использования фильтров и снимаю подобные сюжеты в два кадра - один для проработки темной земли и второй, недодержанный, для светлого неба, чтобы потом сшить их в графическом редакторе.
Nikon D500,
объектив AF-S DX NIKKOR 16-80mm f/2.8-4E ED VR,
f/16.0, 1/50, ISO 100
Трава красиво подсвечивается закатным солнцем. Этот сюжет снят в два кадра
и потом склеен в графическом редакторе при помощи яркостных масок
Еще одна проблема съемки против света - лезущие в объектив зайцы. Увы, но даже самая современная оптика не спасает от этих вездесущих негодяев. И даже бленда не удержит их на пути к шедевральному кадру, особенно, если солнце светит прямо в объектив. Но есть способ от них избавиться.
Для начала почистите переднюю линзу объектива. Пыль, грязь и царапины на ней - это основные генераторы бликов. Таким образом вы избавитесь от неряшливых и грязных зайцев, останутся только породистые, самые крупные и красивые. Теперь пришло время и от них избавиться.
Поставьте камеру на штатив, постройте ваш кадр и снимите его с зайцами.
А теперь заблокируйте экспозицию и фокус и пальцем закройте солнцев кадре - зайцы тут же исчезнут.
Теперь останется загрузить два кадра, как слои одного файла, и вставить правильную часть, очищенную от зайцев, из кадра с пальцем в основной кадр. Вуаля - вы получили чистый кадр, в котором никакие зайцы не помешают любоваться прекрасным контровым светом низкого теплого солнца.
Две экспозиции и их монтаж в графическом редакторе.
Комментарии