Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Когда нет возможности выехать за город и сумрачная погода не дает ни единого шанса запечатлеть оживающую прохладу рассвета или затухающий багрянец заката, вполне можно совершить небольшое путешествие по ночному городу с камерой в руках - особенно в новогоднюю пору, когда улицы сверкают огоньками и гирляндами, как наряженные елки. Сюжетов для ночной фотографии - хоть отбавляй: архитектура, памятники зодчества, крылья мостов, башни небоскребов, а еще - уличные трассы с трассирующим светом машин... Сегодня предлагаю поговорить о том, как снимать ночной город в условиях недостаточного освещения .

Текст и фото: Дмитрий Купрацевич

Полный обзор беззеркальной камеры Canon EOS R

1

Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

Собираясь в ночное путешествие, я мысленно прикинул наиболее интересные локации. В своем городе каждый знает самые красивые места, которые видел не раз и не два. Так вот, не стремитесь за один ночной поход накрыть сразу все адреса и явки, какие только вспомните. Выбранные локации лучше всего объединить какой-либо общей идеей. В этот раз ничего особенного придумывать не стал, потому что праздничная Москва нарядилась в шикарное "вечернее платье", переливаясь уличными подсветкой, как ювелирными украшениями. И я решил еще раз пройтись по самым узнаваемым  местам новогодней столицы.

Конечно же, одна из самых шикарных съемочных точек - Театральная площадь, роскошное здание ЦУМа. Зажигающий красный бант на фасаде - как комплимент ночному фотографу! Ну, просто классический пример удачного ракурса: главный объект с готическими очертаниями и "зажженными" окнами, рядом - золотистое здание в классическом стиле (привет, старина седая!), трассирующая дорога и "трезубец" уличного фонаря...

2Canon EOS R + Canon EF 16-35mm f/2.8 L, f/11, ISO 100, 1,3s

3Canon EOS R + Canon EF 16-35mm f/2.8 L, f/11, ISO 100, 1,3s

 

Следующие две локации комментировать, думаю, особо не требуется. Арка Патриаршего моста, ведущего к храму, и Кремлевская набережная, переливаясь в отражении реки, десятилетиями притягивает фотографов со всего мира...

Если вы заметили, к Москве-реке я пришел не совсем уж и ночью. Уже изрядно вечерело, набережная погружалась в сумерки "синего часа". Вечерние огни уже зажглись, а небосвод затягивался густеющей синевой. Именно в этот короткий промежуток времени удается отчетливо заснять и причудливо вспыхнувшие облака, и молчание засыпающего неба.

В этот раз мне особенно повезло: удалось застать "синий час" и на Красной площади. На одной из фотографий видно, как штрих-пунктирные очертания Гума словно бы стараются ухватить ускользающую небесную синеву. В черном ночном небе таких тонких оттенков и полутонов уже не увидишь. В лучшем случае, останутся только звезды...

4Canon EOS R + Canon EF 70-200mm f/2.8 L, f/2.8, ISO 160, 1/320s

Вы видели Никольскую улицу в "час пик" туристского нашествия? Темно-серая толпа льется рекой! А ведь улица, похожая на Никольскую или на Арбатскую, - этот еще один вид распространенной локации, которую лучше всего снимать ночью, без свидетелей, когда уличная толпа растворилась до следующего утра. Улица с "люстрами" на всю длину того стоит, чтобы ради нее не доспать несколько часов...

Конечно же, при выборе городской локации нужно учитывать фактор случайных прохожих, которые не должны заполнять изрядную часть кадра. "Незванные" автомобили тоже могут предательски смазать изображение. Впрочем, есть варианты, когда арт-объект в виде целой улицы, да еще с оживленной проезжей частью, может быть интересен для фотографа. Такие сюжеты тоже возможны: камера-штатив-длинная выдержка и толпа, состоящая из неопределенных лиц, превращается в сплошное движение, которое дополняют трассирующие огни автомобилей. Чтобы отснять подобное движение, его нужно увидеть заранее, прочувтствовать, а после съемки последовательно объединить самую удачную серию в одну фотографию.

5Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 0,3s

С какими же настройками камеры снимать ночной город? Возможны два основных подхода. Если вы снимаете вечерние огоньки с элементами стрит-репортажа, когда в кадр попадают лица современников на фоне классической архитектуры, ставьте на камеру самый светосильный объектив и полностью открывайте диафрагму. Выдержку при этом фиксируйте примерно в два раз меньшую, чем выбранное фокусное расстояние (на "полтинник", например, выдержка должна быть 1/125 или короче). И регулируйте экспозицию вручную с помощью ISO или переводите чувствительность в режим авто..

С такими настройками вполне можно снимать с рук, не таская по городу "двустволку" штатива за плечами. Снимки будут четкими. Конечно, процент брака в столь экстремальных условиях может быть поболее, чем при нормальном дневном свете. Огорчаться не стоит. Успех ночной съемки в огромной степени зависит от размера матрицы у вашей камеры и от светосилы объектива. По личному опыту могу сказать, что зум предыдущего поколения -  EF 70-200mm f/2.8 L, проявил себя в паре с новинкой EOS R на пять баллов! И новый зум-объектив - RF 24-105mm f/4L, оказался чрезвычайно хорош в условиях тусклого освещения.

Разумеется, для ночной съемки лучше всего подойдет не кропнутая, а полнокадровая матрица с продвинутой системой фокусировки. Кропнутый датчик изображения, тем более с двойным кропом, способен изначально обрабатывать гораздо меньший поток света, а потому частые промахи с наведением на резкость будут неизбежны даже в статичных сюжетах, в которых вообще нет никакого движения. Кстати, не всегда спасают ночью и современные камеры среднего формата - огромный сенсор и байонет, конечно, света забирают еще больше, чем full frame, но контрастный автофокус среднеформатных камер "соображает" довольно туго, динамические сцены комфортно снимать он не даст...

Зато от ночной прогулки с полнокадровой беззеркалкой EOS R я получил большое удовольствие. С ее помощью ночные сюжеты можно снимать прямо с рук  - в паре с любым объективом RF или EF: ее "полный кадр" имеет разрешение 30,3 мегапикселей и, самое главное, увеличенный байонет с диаметром 54 см, что позволяет обрабатывать световой поток, сравнимый со средним форматом. А на цепкий автофокус EOS R работают 5655 фотодиодов, охватывающих почти всю матрицу!

Впрочем, если ваш жанр - городской пейзаж, то можно пойти и другим путем, пейзажным. Установите камеру на крепкий штатив, закройте диафрагму до f/11 - f/13, увеличивая тем самым глубину резкости, а точку фокуса нацеливайте по центру - тогда весь кадр будет практически резким. Затем, чтобы автофокус не рыскал по всей улице, зафиксируйте его в ручном режиме, и задавайте выдержку в интервале от 2 до 30 секунд, определяя таким образом оптимальную экспозицию. Насколько оптимальную? Тут уж все зависит от задуманного сюжета и выбранной локации. 

Чтобы паразитные шумы все не испортили, значение ISO лучше всего опустить на естественный минимум, как правило, это - 100. И не забывайте про еще один важный нюанс ночной съемки: уличные фонари и фасадная подсветка весело нам светят с разной цветовой температурой: одни огоньки - почти желтые, другие - почти синенькие. Поэтому ночью снимать лучше всего в формате RAW, иначе вы лишите себя возможности выправить баланс белого на постобработке.

6Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

 

Снимок с Красной площади - красноречивый пример, когда две половинки одной фотографии имеют разную цветовую температуру: подсветка ГУМа согревает нас теплым спектром, а храм Василия Блаженного того и гляди заморозит своей синевой. Подобные фотографии, у которых "глаза" разного цвета, придется обрабатывать по половинкам и потом объединять их в одно изображение. Так что, снимайте в RAW и еще раз - в RAW...  Остается добавить, что частенько в ночной съемке города нужно использовать или пульт ДУ, или пуск со смартфона, или задержку затвора. Иначе на длинных выдержках возникает микросмаз, вызванный нажатием на кнопку спуска. 

Как правило, ночной город снимают на широкоугольный объектив - или фикс или зум. Возможно, светосильные фикс-объективы предпочтительнее для работы в ночи. Но моя ночная съемка на камеру EOS R со штатным зумом Canon RF 24-105mm f/4L позволила сделать очень четкие и качественные фотографии, хотя эта оптика в новой линейки RF и не самая светосильная. Для фотографирования архитектурных деталей вполне подойдут и зумы на средних фокусных расстояниях и даже телеобъективы. Кстати, с выходом нового светосильного объектива Canon RF 28-70mm f/2,8L вопросов к зумам  вообще не останется... 

7Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

  

А теперь поговорим о спецэффектах от Гидрометеоцентра. Ночная съемка города - это тот самый случай, когда прогноз погоды имеет значение. Не важно, что падает сверху - моросящий дождь или снежная пороша, ночное небо превращается в необычный естественный фон, придающий фотографии особый шарм. Чтобы во всей красе проявить в кажре падающий снег, нужно установить короткую выдержку, открыть диафрагму и повысить ISO. И не нужно бояться больших шумов - они чудесным образом растворяются в снегопаде, придавая фотографии вьюжную атмосферу...

8Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/2.8 L, f/2.8, ISO 6400, 1/800s

Итак, наша прогулка по новогодней Москве заканчивается. Хочу сказать, что съемка ночного города для меня всегда была отличным способом удержать себя в творческом тонусе, она позволяет постоянно оттачивать фотографическую технику. Ночью гораздо тоньше начинаешь чувствовать свою камеру, ее настройки и ее истинные возможности. Ночные сюжеты, ночное освещение и ночные ракурсы радикально изменяют подходы к фотографии - в сравнении с дневной или студийной съемкой.

Если хочешь узнать друга, сходи с ним в разведку. Если хочешь постигнуть новую камеру, сходи с ней на ночную съемку...

9Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 1s

 

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Акустические системы WHARFEDALE
30 августа 2005
Новости

Акустические системы WHARFEDALE

Что выбрать из великого многообразия представленных на нашем рынке акустических систем? Смеем утверждать, что знатоки посоветуют отдать предпочтение компаниям авторитетным, которые имеют за плечами большой багаж знаний и богатый опыт собственных разработок. Продукция таких производителей по умолчанию не может быть посредственной — в противном случае эти фирмы бы просто исчезли с лица земли, ведь конкурентную борьбу пока еще никто не отменял.

UMIDIGI открыла предзаказ на продвинутый камерофон Z PRO с двойной камерой
9 марта 2017
Новости

UMIDIGI открыла предзаказ на продвинутый камерофон Z PRO с двойной камерой

Компания UMIDIGI объявляет о старте приема предварительных заказов на флагманский смартфон Z PRO с двойной камерой и стильным металлическим корпусом.

Обзор аудиоплеера Hiby R6: бархатный баритон в любом формате
16 февраля 2018
Обзоры

Обзор аудиоплеера Hiby R6: бархатный баритон в любом формате

Был виртуальный, а стал натуральный! Бренд Hiby давно занимается разработкой ПО для Android. Их плеер-приложение скачивают на свои смартфоны многие меломаны (а уж они-то зря не скачают!). Боле того, разработчики Hiby поставляют прошивки многим известным производителям «железа»: например, Cayin, Hidizs, FiiO, Shanling… И вот сейчас софтовый бренд запустил свой собственный продукт на базе Android 6.0: современный дизайн, хороший экран и достойный звук! Так что, сегодня на самом деле будем переходить с виртуального на натуральное: сегодня слушаем и оцениваем абсолютно новый аудиоплеер

Беззеркальный фотоаппарат Samsung NX200: адекватно конкурировать с ней могут только камеры Sony
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Samsung NX200: адекватно конкурировать с ней могут только камеры Sony

Отделение цифровых фотокамер Samsung не копирует, а грамотно интегрирует верные находки других разработчиков в собственные решения и изобретения. Такой путь не только не зазорен, но, напротив, приводит к появлению инновационных и качественных продуктов. Вот, например, новейшая Samsung NX200: в ней хотя и виден отчетливо стиль моделей Sony NEX, камера является исключительно удачным «системным» фотоаппаратом. Возможно, одним из лучших на рынке.

Фотограф Антон Агарков: как собраться в долгосрочную фотоэкспедицию?
5 апреля 2017
Новости

Фотограф Антон Агарков: как собраться в долгосрочную фотоэкспедицию?

В субботу, 15 апреля в 15.00 в Галерее Классической Фотографии состоится лекция путешественника, фотографа и журналиста Антона Агаркова на тему «Особенности организации долгосрочной фотоэкспедиции».

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим
21 марта 2016
Новости

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим

21 марта 2016. Корпорация Panasonic продемонстрировала новейшие разработки в области робототехники. Экзоскелеты, роботизированные костюмы, электрокровати и роботы-сиделки способны облегчить жизнь работников тяжелых профессий (грузчиков, фермеров, складских рабочих и т.д.) и пожилых людей, которые теперь смогут дольше сохранять независимость от окружающих.

Sony World Photography Awards 2013: послесловие с прицелом на будущее
22 июля 2013
Обзоры

Sony World Photography Awards 2013: послесловие с прицелом на будущее

25 апреля 2013 года в Лондоне состоялась ежегодная торжественная церемония награждения победителей конкурса Sony World Photography Awards. Конкурс World Photography Awards при спонсорской поддержке компании Sony проводится Всемирной организацией фотографии (WPO) с 2007 года. WPO оказывает поддержку фотографам-профессионалам и фотолюбителям, а также студентам, изучающим фотографию. Конкурс Sony World Photography Awards признан одним из главных международных событий года в области фотоиндустрии.

Ведущая в отрасли система видеонаблюдения Esprit Series компании Pelco by Schneider Electric доступна в формате HD
10 декабря 2014
Новости

Ведущая в отрасли система видеонаблюдения Esprit Series компании Pelco by Schneider Electric доступна в формате HD

Москва, 10 декабря 2014 г., — Компания Schneider Electric — мировой эксперт в области управления энергией — объявила о выпуске многофункциональной системы видеонаблюдения Esprit, являющейся лидером в отрасли, имеющей разрешение видеосъёмки Full HD (1080p) под брендом Pelco by Schneider Electric - Esprit HD Series. Система Esprit HD обеспечивает потоковую передачу кристально четких изображений в режиме реального времени при помощи стандартного интернет-браузера, системы Pelco VMS или интеграции с другими видеосистемами через API или ONVIF S. Это позволяет удовлетворить потребности пользователей в бесперебойной передаче изображений высокого качества в любых условиях, в том числе на местности с неоднородным ландшафтом. Данное усовершенствование помогает использовать все возможности уникальных IP-камер Pelco, эффективных независимо от характеристик освещения, сферы применения и окружающей среды, и соответствует основной стратегии Pelco by Schneider Electric: быть клиентоориентированной компанией, активно внедряющей IP-технологии.

Fujifilm X-E3 получит лучший следящий автофокус
29 августа 2017
Новости

Fujifilm X-E3 получит лучший следящий автофокус

Автофокусировка Fujifilm X-Т2 быстрая. Она настолько быстрая, что даже менеджер Sony Кимио Маки, подтвердил в интервью, что данная камера представляет угрозу серии

Мини-студия креативного освещения Adaptalux получила три новых световых эффекта.
5 января 2018
Новости

Мини-студия креативного освещения Adaptalux получила три новых световых эффекта.

Проект студии креативного освещения для предметной и макро съёмки Adaptalux Studuio был запущен в 2015 году на Kickstarter. Идея оказалась успешной и позволила вывести проект на стадию массового производства. В этот раз команда разработчиков решила допополнить Adaptalux Studuio новым набором из трёх световых эффектов под названием EFX Lighting Arms.