Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Когда нет возможности выехать за город и сумрачная погода не дает ни единого шанса запечатлеть оживающую прохладу рассвета или затухающий багрянец заката, вполне можно совершить небольшое путешествие по ночному городу с камерой в руках - особенно в новогоднюю пору, когда улицы сверкают огоньками и гирляндами, как наряженные елки. Сюжетов для ночной фотографии - хоть отбавляй: архитектура, памятники зодчества, крылья мостов, башни небоскребов, а еще - уличные трассы с трассирующим светом машин... Сегодня предлагаю поговорить о том, как снимать ночной город в условиях недостаточного освещения .

Текст и фото: Дмитрий Купрацевич

Полный обзор беззеркальной камеры Canon EOS R

1

Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

Собираясь в ночное путешествие, я мысленно прикинул наиболее интересные локации. В своем городе каждый знает самые красивые места, которые видел не раз и не два. Так вот, не стремитесь за один ночной поход накрыть сразу все адреса и явки, какие только вспомните. Выбранные локации лучше всего объединить какой-либо общей идеей. В этот раз ничего особенного придумывать не стал, потому что праздничная Москва нарядилась в шикарное "вечернее платье", переливаясь уличными подсветкой, как ювелирными украшениями. И я решил еще раз пройтись по самым узнаваемым  местам новогодней столицы.

Конечно же, одна из самых шикарных съемочных точек - Театральная площадь, роскошное здание ЦУМа. Зажигающий красный бант на фасаде - как комплимент ночному фотографу! Ну, просто классический пример удачного ракурса: главный объект с готическими очертаниями и "зажженными" окнами, рядом - золотистое здание в классическом стиле (привет, старина седая!), трассирующая дорога и "трезубец" уличного фонаря...

2Canon EOS R + Canon EF 16-35mm f/2.8 L, f/11, ISO 100, 1,3s

3Canon EOS R + Canon EF 16-35mm f/2.8 L, f/11, ISO 100, 1,3s

 

Следующие две локации комментировать, думаю, особо не требуется. Арка Патриаршего моста, ведущего к храму, и Кремлевская набережная, переливаясь в отражении реки, десятилетиями притягивает фотографов со всего мира...

Если вы заметили, к Москве-реке я пришел не совсем уж и ночью. Уже изрядно вечерело, набережная погружалась в сумерки "синего часа". Вечерние огни уже зажглись, а небосвод затягивался густеющей синевой. Именно в этот короткий промежуток времени удается отчетливо заснять и причудливо вспыхнувшие облака, и молчание засыпающего неба.

В этот раз мне особенно повезло: удалось застать "синий час" и на Красной площади. На одной из фотографий видно, как штрих-пунктирные очертания Гума словно бы стараются ухватить ускользающую небесную синеву. В черном ночном небе таких тонких оттенков и полутонов уже не увидишь. В лучшем случае, останутся только звезды...

4Canon EOS R + Canon EF 70-200mm f/2.8 L, f/2.8, ISO 160, 1/320s

Вы видели Никольскую улицу в "час пик" туристского нашествия? Темно-серая толпа льется рекой! А ведь улица, похожая на Никольскую или на Арбатскую, - этот еще один вид распространенной локации, которую лучше всего снимать ночью, без свидетелей, когда уличная толпа растворилась до следующего утра. Улица с "люстрами" на всю длину того стоит, чтобы ради нее не доспать несколько часов...

Конечно же, при выборе городской локации нужно учитывать фактор случайных прохожих, которые не должны заполнять изрядную часть кадра. "Незванные" автомобили тоже могут предательски смазать изображение. Впрочем, есть варианты, когда арт-объект в виде целой улицы, да еще с оживленной проезжей частью, может быть интересен для фотографа. Такие сюжеты тоже возможны: камера-штатив-длинная выдержка и толпа, состоящая из неопределенных лиц, превращается в сплошное движение, которое дополняют трассирующие огни автомобилей. Чтобы отснять подобное движение, его нужно увидеть заранее, прочувтствовать, а после съемки последовательно объединить самую удачную серию в одну фотографию.

5Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 0,3s

С какими же настройками камеры снимать ночной город? Возможны два основных подхода. Если вы снимаете вечерние огоньки с элементами стрит-репортажа, когда в кадр попадают лица современников на фоне классической архитектуры, ставьте на камеру самый светосильный объектив и полностью открывайте диафрагму. Выдержку при этом фиксируйте примерно в два раз меньшую, чем выбранное фокусное расстояние (на "полтинник", например, выдержка должна быть 1/125 или короче). И регулируйте экспозицию вручную с помощью ISO или переводите чувствительность в режим авто..

С такими настройками вполне можно снимать с рук, не таская по городу "двустволку" штатива за плечами. Снимки будут четкими. Конечно, процент брака в столь экстремальных условиях может быть поболее, чем при нормальном дневном свете. Огорчаться не стоит. Успех ночной съемки в огромной степени зависит от размера матрицы у вашей камеры и от светосилы объектива. По личному опыту могу сказать, что зум предыдущего поколения -  EF 70-200mm f/2.8 L, проявил себя в паре с новинкой EOS R на пять баллов! И новый зум-объектив - RF 24-105mm f/4L, оказался чрезвычайно хорош в условиях тусклого освещения.

Разумеется, для ночной съемки лучше всего подойдет не кропнутая, а полнокадровая матрица с продвинутой системой фокусировки. Кропнутый датчик изображения, тем более с двойным кропом, способен изначально обрабатывать гораздо меньший поток света, а потому частые промахи с наведением на резкость будут неизбежны даже в статичных сюжетах, в которых вообще нет никакого движения. Кстати, не всегда спасают ночью и современные камеры среднего формата - огромный сенсор и байонет, конечно, света забирают еще больше, чем full frame, но контрастный автофокус среднеформатных камер "соображает" довольно туго, динамические сцены комфортно снимать он не даст...

Зато от ночной прогулки с полнокадровой беззеркалкой EOS R я получил большое удовольствие. С ее помощью ночные сюжеты можно снимать прямо с рук  - в паре с любым объективом RF или EF: ее "полный кадр" имеет разрешение 30,3 мегапикселей и, самое главное, увеличенный байонет с диаметром 54 см, что позволяет обрабатывать световой поток, сравнимый со средним форматом. А на цепкий автофокус EOS R работают 5655 фотодиодов, охватывающих почти всю матрицу!

Впрочем, если ваш жанр - городской пейзаж, то можно пойти и другим путем, пейзажным. Установите камеру на крепкий штатив, закройте диафрагму до f/11 - f/13, увеличивая тем самым глубину резкости, а точку фокуса нацеливайте по центру - тогда весь кадр будет практически резким. Затем, чтобы автофокус не рыскал по всей улице, зафиксируйте его в ручном режиме, и задавайте выдержку в интервале от 2 до 30 секунд, определяя таким образом оптимальную экспозицию. Насколько оптимальную? Тут уж все зависит от задуманного сюжета и выбранной локации. 

Чтобы паразитные шумы все не испортили, значение ISO лучше всего опустить на естественный минимум, как правило, это - 100. И не забывайте про еще один важный нюанс ночной съемки: уличные фонари и фасадная подсветка весело нам светят с разной цветовой температурой: одни огоньки - почти желтые, другие - почти синенькие. Поэтому ночью снимать лучше всего в формате RAW, иначе вы лишите себя возможности выправить баланс белого на постобработке.

6Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

 

Снимок с Красной площади - красноречивый пример, когда две половинки одной фотографии имеют разную цветовую температуру: подсветка ГУМа согревает нас теплым спектром, а храм Василия Блаженного того и гляди заморозит своей синевой. Подобные фотографии, у которых "глаза" разного цвета, придется обрабатывать по половинкам и потом объединять их в одно изображение. Так что, снимайте в RAW и еще раз - в RAW...  Остается добавить, что частенько в ночной съемке города нужно использовать или пульт ДУ, или пуск со смартфона, или задержку затвора. Иначе на длинных выдержках возникает микросмаз, вызванный нажатием на кнопку спуска. 

Как правило, ночной город снимают на широкоугольный объектив - или фикс или зум. Возможно, светосильные фикс-объективы предпочтительнее для работы в ночи. Но моя ночная съемка на камеру EOS R со штатным зумом Canon RF 24-105mm f/4L позволила сделать очень четкие и качественные фотографии, хотя эта оптика в новой линейки RF и не самая светосильная. Для фотографирования архитектурных деталей вполне подойдут и зумы на средних фокусных расстояниях и даже телеобъективы. Кстати, с выходом нового светосильного объектива Canon RF 28-70mm f/2,8L вопросов к зумам  вообще не останется... 

7Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 4s

  

А теперь поговорим о спецэффектах от Гидрометеоцентра. Ночная съемка города - это тот самый случай, когда прогноз погоды имеет значение. Не важно, что падает сверху - моросящий дождь или снежная пороша, ночное небо превращается в необычный естественный фон, придающий фотографии особый шарм. Чтобы во всей красе проявить в кажре падающий снег, нужно установить короткую выдержку, открыть диафрагму и повысить ISO. И не нужно бояться больших шумов - они чудесным образом растворяются в снегопаде, придавая фотографии вьюжную атмосферу...

8Canon EOS R + Canon EF 24-70mm f/2.8 L, f/2.8, ISO 6400, 1/800s

Итак, наша прогулка по новогодней Москве заканчивается. Хочу сказать, что съемка ночного города для меня всегда была отличным способом удержать себя в творческом тонусе, она позволяет постоянно оттачивать фотографическую технику. Ночью гораздо тоньше начинаешь чувствовать свою камеру, ее настройки и ее истинные возможности. Ночные сюжеты, ночное освещение и ночные ракурсы радикально изменяют подходы к фотографии - в сравнении с дневной или студийной съемкой.

Если хочешь узнать друга, сходи с ним в разведку. Если хочешь постигнуть новую камеру, сходи с ней на ночную съемку...

9Canon EOS R + Canon RF 24-105mm f/4 L, f/11, ISO 100, 1s

 

 

 

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотокритика Розова: там, за горизонтом, - линия кадрирования...
26 марта 2013
Советы

Фотокритика Розова: там, за горизонтом, - линия кадрирования...

Я попытался выбрать из фотографий, присланных на редакционный фотоконкурс, достойные восторженных междометий! «Не склалось», как нынче принято говорить! А жаль: фотографии можно объединить сожалениями о не до конца использованных возможностях. Впрочем, картинки все же привлекли мое внимание и оказались достойны обсуждения...

Ученье - свет!
15 марта 2004
Обзоры

Ученье - свет!

Давно известно, что фотограф — это не профессия, а состояние. Некоторые выражаются еще сильней — «диагноз». Есть несколько вещей, способных это состояние облегчить: покупка очередной камеры или фильтра, сам процесс фотосъемки и в особо тяжелом случае — приобретение новых знаний. Знания до сего дня давались фотолюбителям непросто, поскольку нормальных учебников почти что не было.

Смартфон LG G6 отвечает cамым высоким стандартам надежности
28 февраля 2017
Тесты

Смартфон LG G6 отвечает cамым высоким стандартам надежности

Флагманский смартфон LG G6 компании LG Electronics (LG) задает новые стандарты надежности. Компания провела ряд сложных испытаний (более жестких, чем традиционно применяемые ускоренные испытания) для оценки работоспособности изделия в самых неблагоприятных условиях.

LG Display представляет первый в мире 88-дюймовый OLED-дисплей 8K
12 января 2018
Новости

LG Display представляет первый в мире 88-дюймовый OLED-дисплей 8K

Компания LG Display, мировой лидер в производстве дисплеев, анонсировала создание первого 88-дюймового OLED-дисплея 8K. Революционная новинка представлена на выставке CES 2018 в Лас-Вегасе, в павильоне LG Display.

Christie поднимает планку
16 июня 2017
Новости

Christie поднимает планку

Компания Christie, признанный лидер в области многооконной обработки видеосигналов, представила новый процессор популярной линейки Spyder – Christie Spyder X80. На сегодняшний день это единственный процессор, поддерживающий разрешение 4К при частоте обновления 60 Гц на каждый канал.

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.
11 января 2016
Новости

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.

Для профессионалов и путешественников: самый компактный супертелеобъектив в мире с фокусным расстоянием 300мм (экв. 600 мм) и постоянной светосилой. Профессиональные фотографы, отдающие предпочтение компактным системным камерам стандарта Микро 4/3 (MFT) скоро получат возможность вести съемку с рук на больших дистанциях в любых условиях освещения после появления в продаже нового профессионального телеобъектива Olympus с фокусным расстоянием 300мм стандарта Микро 4/3: M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO (600 мм в 35-мм эквиваленте).

Авторский взгляд в фотографии
18 февраля 2013
Советы

Авторский взгляд в фотографии

Съемка из-за спины главного героя, которая часто применяется в кино, создает впечатление, что мы видим сцену его глазами, и благодаря этому мы невольно себя с ним отождествляем. Вообще отождествление зрителя с кем-либо (автором или героем) или чем-либо в произведении — сквозная тема любого художества и ключевой критерий того, что мы имеем дело с искусством.

Объявлен победитель инновационного конкурса Electrolux Ideas Lab
30 ноября 2016
Новости

Объявлен победитель инновационного конкурса Electrolux Ideas Lab

Москва, Россия, 29 ноября, 2016.Мировой лидер по производству бытовой техники Electrolux объявил проект Watch Yourself победителем международного конкурса инноваций Electrolux Ideas Lab. Watch Yourself — гаджет на запястье, который сканирует продукты прямо с полки в супермаркете и предлагает вам варианты рецептов в виде проекции на ладони.

В новой версии Photoshop CC 19.1 появилась умная функция Select Subject и много других изменений.
26 января 2018
Новости

В новой версии Photoshop CC 19.1 появилась умная функция Select Subject и много других изменений.

Функция «Select Subject» на основе искусственного интеллекта, которую Adobe продемонстрировала ещё в ноябре, наконец, появилась в Photoshop CC. Эта функция была официально представлена в недавно анонсированной версии Photoshop CC 19.1. В новой версии также появился слайдер Decontamination в рабочем окне Select and Mask и некоторые важные обновления совместимости для пользователей Windows.

Славный юбилей Валентина Хухлаева
24 марта 2006
Обзоры

Славный юбилей Валентина Хухлаева

Портрет Валентина Хухлаева 90лет исполнилось ветерану Фотохроники ИТАР-ТАСС Валентину Константиновичу Хухлаеву… Факт сам по себе знаменательный. Но добавим к этому, что Валентин Хухлаев также ветеран Великой Отечественной войны, и что день его рождения ежегодно отмечается в тот же день, что и победное окончание Великой Отечественной… В послевоенные годы Фотохронику ТАСС украшали имена многих талантливых репортеров, прошедших школу отечественной фотожурналистики 30-х годов и удостоенных многих наград за героический журналистский труд в годы войны.