Практика Дмитрия Купрацевича. Ночной портрет

Портрет очень популярный жанр в фотографии. Но это очень непростой жанр, в нем масса нюансов, зависящих не только от умения фотографа, но и от героев съемки. Сложно сравнивать, например, деловую и детскую фотосессию. Хотя в обоих случаях в кадр попадают люди, разным будет все: выбранный фон, стиль в одежде, позирование, взаимодействие с моделью. А если дело коснется психологии общения, тут уж в пору писать целую энциклопедию... В этой практике мы поговорим о съемке зимнего портрета в непростых условиях уличного освещения. Все портреты я снимал на беззеркальную новинку Canon EOS R. Заодно и проверим, как отработает новая камера в паре с уличными фонарями и разноцветной подсветкой на фасадах, когда падающий снег создавал явные проблемы автофокусу. В столь жесткой ситуации станет ясно все: какой у камеры истинный динамический диапазон и какая на самом деле цепкость фокуса.

Текст и фото: Дмитрий Купрацевич

Полный обзор беззеркальной камеры Canon EOS R

 

На какой объектив лучше снимать?

Чаще всего портреты рекомендуют снимать на объектив с фокусным расстоянием 85 мм (в формате полного кадра). Да, это отличная оптика для лицевого или погрудного портрета, позволяющая сохранять пропорции фигуры и перспективу в кадре. Но жизненные ситуации бывают самыми разными. Одно дело снимать человека в студии - на заранее подготовленном фоне и выставленном освещении, и совсем другое - на природе или на улице, когда естественным фоном может стать красивая излучина реки или сверкающий новогодний фасад с красным бантом. Тогда уж точно, без широкоугольного объектива не обойтись, потому что окружающий ландшафт, создающий особую атмосферу, обязательно должен попасть в кадр.

Конечно, можно носить в фоторюкзаке кучу фикс-объективов и на ходу то и дело "переобувать" камеру. Но на открытом воздухе я предпочитаю снимать портреты на светосильные зум-объективы. Вот и на сегодняшнюю зимнюю прогулку я взял два прекрасных зума - Canon EF 70-200 2.8L USM и Canon EF 24-70 2.8L USM, на которые часто и много снимаю еще пейзажи и дикую природу. Так что, моя первая рекомендация такая: смежные жанры лучше всего снимать на те объективы, которые вы хорошо знаете. И, главное, -  нужно хорошо подготовиться! 

Хороший портрет, уверен, сможет снять каждый, если все сделать правильно: точно настроить камеру, заранее продумать локацию и привлекательный фон, если прочувствовать магию уличного или солнечного света и суметь раскрепостить модель в кадре. Все это - обязательные слагаемые конечного успеха, о которых мы сейчас и поговорим.

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 2500, 1/320

Настройки камеры

Боюсь, рецепт "кремлевской таблетки", спасающей в любой ситуации, выписать не смогу. Настройки камеры могут быть очень разными - все зависит от того, в каких условиях она оказалась и что будет снимать. В студии, где фотограф полностью контролирует освещение, вполне можно установить самые оптимальные параметры съемки, дающие на выходе максимальное качество изображения. Диафрагму смело можно прикрывать до значений f/5.6 - f/16, заодно регулируя глубину резкости, а параметры ISO опускайте до минимума - до 100-200.

Однако для ночной улицы студийные настройки вряд ли подойдут. Когда света, идущего на матрицу, не хватает, закрыть диафрагму с минимальным ISO никак не получится, потому что придется в обязательном порядке установить длительную выдержку и по этой причине снимать с рук без смаза будет крайне сложно. Оказавшись со своей моделью на фоне ночных огней, я использовал другие настройки.

Сначала камеру перевел в режим приоритета выдержки. Этот параметр выставил в два раза короче фокусного расстояния (для "полтинника", например, потребуется выдержка не длиннее 1/125). Такое соотношение  параметров позволяет сохранять резкость на фотографии. При фиксированной выдержке умная камера сама подберет оптимальное сочетание диафрагмы и ISO, чутко реагируя на переменчивость уличного света - чуть повернулся и настройки тут же изменились.

Затем я настроил камеру по-другому. Чтобы быстро изменять глубину резкости и рисовать изящное бокэ, я перевел камеру в режим приоритета диафрагмы: ее значение зафиксировано, а выдержка и ISO устанавливает сама камера. Мне оставалось лишь проследить, чтобы выдержка была не слишкой длинной, когда изображение начинает уходить в расфокус. Оптимальное значение ISO можно подбирать вручную, делая каждый раз несколько пробных дублей, но при нестабильном уличном освещении лучше перевести ISO в режим auto, который тоже нужно держать на контроле: он не должен достигать "красной черты", за которой в кадре появится сильный шум. На нескольких фотографиях я умышленно задирал ISO до 5000 - чтобы проверить предельные возможности новинки. Камера EOS R не подвела.

И, наконец, еще одна очень важная настройка: для портрета почти наверняка потребуется серийная съемка - не обязательно на максимальной частоте, но лицевые мышцы у любого человека очень подвижны, одиночными кадрами довольно трудно поймать самые выразительные эмоции на лице. Без удачной серии никак не обойтись.

И последний важный совет для начинающих: в крупных лицевых портретах фокус нужно наводить по глазам, а в ростовых - в целом по лицу .

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 2000, 1/125

 

Модель нужно зажечь…

Каждая девушка красива по-своему. Хороший фотограф не тот, кто штампует глянцевых красоток, а тот, кто умеет увидеть и воссоздать неповторимый образ человека. Высший пилотаж - портрет, как зеркало души.... Ради этой цели фотографы и берут каждый раз в руки "мольберт", только вместо красок и кисти мы ищем лучший ракурс, лучшую локацию, выигрышный фон и подходящую одежду, а еще - экспериментируем с разными позами.

Снимать "памятник" с застывшим ликом и "каменными" руками - радости мало. В кадре ваша модель должна освободиться от всего, что ей мешает жить, она должна быть раслабленной, пластичной, обаятельной. Важна каждая деталь: направление взгляда, выражение на лице, наклон головы, развивающиеся волосы, легкие руки, упругая фигурка. Правильные позы - сама по себе важная и объемная тема. Перед началом съемки очень советую не только поговорить с моделью "о жизни", устанавливая доброжелательный контакт, но и провести небольшой фитнес-сеанс: вместе с моделью за компанию разомните руки, повращайте головой, распрямите плечи, сделайте приседания - в общем, раздобудьте фитнес-картинку с упражнениями - и двигайтесь по списку. Такая разминка позволит модели по-настоящему расслабиться и войти в изящный, естественный образ. Кстати, почти все артисты перед своей киношной съемкой сидят напротив зеркала и строят сами себе натуральные гримасы...

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 640, 1/125

Как получить размытый фон?

Гармоничный фон в портретной фотографии имеет очень важное значение. Удачный задний план создает особую атмосферу в кадре, подчеркивая основные черты главного героя. Как правило, портретный фон стараются красиво размыть, рисуя причудливое бокэ. Это один из приемов, позволяющих выделить на фотографии главный объект съемки. Чтобы нарисовать красивое бокэ, нужно понимать несколько сугубо технических факторов, влияющих на размытие фона.

Первое. На расфокус в первую очередь влияет диафрагма. Формула простая: чем больше она открыта, тем сильнее размывается то, что находится за объектом съемки. На открытой диафрагме f/1,2 бокэ будет самым сильным и к значению f/5.6 расфокус начнет постепенно уменьшаться. Выбирая диафрагму для своего бокэ, не упускайте из вида один каверзный нюанс, который обязательно проявит себя в групповых портретах: на самой открытой диафрагме и глубина резкости будет самая минимальная - всего пару сантиметров. Может получиться так, что жених на свадебной фотографии будет бритвенно резким, а невеста окажется настолько размытой - хоть к другой уходи... Для одиночного портрета диафрагму можно открывать почти полностью, а в других ситуациях советую "пристрелять" оптимальную диафрагму на пробных дублях.  

Второе. Насколько удачным окажется рисунок бокэ, зависит еще от выбора объектива, точнее - от его фокусного расстояния. На портретную съемку я бы посоветовал выбирать оптику с фокусным расстоянием от 80 mm (для камер с полным кадром). Зависимость тут линейная: чем больше фокусное расстояние, тем сильнее размывается задний план. Но и глубина резкости у телевиков становится на открытой диафрагме все меньше и меньше.

Третье. Задний план можно размыть и без манипуляций с камерой. Для этого достаточно передвинуть модель подальше от фона. Чем дальше она отойдет, тем сильнее он размывается. Этот нехитрый прием можно использовать, когда нужно увеличить глубину резкости. Действуем в два хода: прикрываем диафрагму, а потерянный расфокус компенсируем лишним шагом в сторону камеры.



Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 2000, 1/500

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 6400, 1/400

 Свет, который всех удивляет

И все-таки, самое важное в фотографии - это свет. Как его фотограф выставит, таким и получится портрет. В студии и на открытом воздухе свет может быть разным: боковым, прямым, контровым, довольно часто используется сочетание разного освещения. Поскольку в этот раз портрет мы снимали в свете ночных огней, пришлось все время следить за тем, чтобы на лицо модели не падала тень. Мы выбирали такие локации, где обязательно освещалось лицо, а красивая подсветка с какой-либо стороны придавала фотографии свой особый колорит. В нашей ситуации, когда хлопья снега медленно кружились в парке, мне очень понравилась верхняя и контровая подсветка от уличных фонарей, которая превращала снежинки в сказочные блики, а девушку в кадре - в добрую фею...

Источник света находится сверху. Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 640, 1/125

Контровой источник света. Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/2.8, ISO 1250, 1/320

Несколько часов с камерой Canon EOS R мы бродили по ночной новогодней Москве. Камера ни разу не подвела, хорошие кадры получались практически сразу после первых пробных дублей. В какой-то момент я даже перешел на съемку на автопилоте, доверившись умной камере. Но больше всего меня удивил автофокус, настолько он быстрый и точный, что сразу в это и поверить трудно. Брака по резкости изображения практически не было, хотя уличные фонари и падающий снег - не самые лучшие друзья для автофокуса.

Удивил и динамический диапазон камеры. При повышенных значениях ISO - вплоть до 5000, удавалось получать вполне качественные кадры, без критического шума, который отправляет испорченный кадр в корзину. При значении ISO свыше 5000 шум, конечно, становится заметным и художественным его вряд ли можно посчитать.

После нашей портретной фотосессии, проведенной в жестких ночных условиях, для себя я сделал такой вывод: с камерой Canon EOS R можно отправиться в любое путешествие: она легкая, универсальная, прекрасно снимает при любом освещении, и при умелом обращении практически не дает никаких сбоев. Если уж она ночью умеет так снимать, то в более подходящих условиях точно уж не подведет!

Canon EOS R + Canon EF 70-200 f/2.8L USM, f/3.2, ISO 5000, 1/125

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Motorola в России – возвращение знаменитого бренда
29 июня 2017
Новости

Motorola в России – возвращение знаменитого бренда

Motorola возвращается. Компания Lenovo, владеющая брендом Motorola, объявила о его возвращении на российский рынок с полноформатной линейкой современных смартфонов и аксессуаров.

Дефлекторы Elinchrom. Уникальный и недорогой инструмент фотографа.
31 января 2019
Новости

Дефлекторы Elinchrom. Уникальный и недорогой инструмент фотографа.

Компания Elinchrom представляет уникальный набор дефлекторов (отражателей) – простых инструментов, способных быстро и просто изменять цветовую температуру вспышки.Установленный дефлектор перекрывает прямой свет импульсной лампы, в результате на объект попадает лишь свет, отраженный от боковых стенок и свет становится мягче.

Nikon D500 - новая профессиональная цифровая зеркальная фотокамера с матрицей формата DX
13 января 2016
Новости

Nikon D500 - новая профессиональная цифровая зеркальная фотокамера с матрицей формата DX

Nikon D500 сочетает высочайшую производительность, быстроту работы и продуманную эргономику. Фотокамера Nikon D500 оснащена одной из самых передовых систем автофокусировки среди камер для фотоэнтузиастов; также это первая DX камера Nikon с возможностью записи видео в 4K UHD. Новый процессор обработки изображений EXPEED 5 позволяет камере достигать наивысшего качества фотографий, а диапазон чувствительности ISO от 100 до 51 200 единиц (с расширением до эквивалента 1 640 000 единиц ISO) позволит достигнуть впечатляющих результатов в самых разных условиях освещения. В модели D500 используется собственная технология Nikon, обеспечивающая непрерывное бесперебойное соединение с другими устройствами.

Архитектурная фотография. Творческая встреча с фотографом Михаилом Розановым
11 апреля 2017
Новости

Архитектурная фотография. Творческая встреча с фотографом Михаилом Розановым

16 апреля в 15.00 в Галерее Классической Фотографии любители и поклонники фотографии смогут встретиться с Михаилом Розановым – известным фотографом, интересным человеком, эстетом и художником.

Медиаплееры Dune HD осваивают веб-серфинг на браузере Opera
5 сентября 2012
Новости

Медиаплееры Dune HD осваивают веб-серфинг на браузере Opera

Москва, 4 сентября 2012 года. – Производитель медиаплееров Dune HD и разработчик популярного браузера Opera Software объявили о начале совместной работы над комплектом средств разработки Opera Devices Software Development toolkit (SDK) для устройств Dune HD. В скором времени медиаплееры Dune HD, предоставляющие возможность веб-серфинга с использованием браузера Opera, будут продаваться в 60 странах мира.

Новый Image PSB speakers
31 августа 2003
Новости

Новый Image PSB speakers

Канадская компания PSB speakers обновила серию акустики среднего уровня Image. Компания, известная своим научным подходом к созданию акустических систем, вложила все свои передовые разработки в новую серию Image. Колонки PSB часами тестируются в лабораториях Национального исследовательского центра в Оттаве.

CES 2013. Huawei показала самый большой в мире смартфон
9 января 2013
Новости

CES 2013. Huawei показала самый большой в мире смартфон

Лас-Вегас, США, 7 января 2013: Компания Huawei, лидирующий поставщик решений в области информационно-коммуникационных технологий (ICT), на выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) 2013, проходящей в Лас-Вегасе, представила смартфон с самым большим экраном в мире. Модель Ascend Mate оснащена HD дисплеем с диагональю 6,1-дюйма, 4-ядерным процессором с частотой 1,5 ГГц Hi-Silicon и батареей емкостью 4050 мА·ч.

Авторская фотокнига: от идеи до переплёта
13 декабря 2017
Новости

Авторская фотокнига: от идеи до переплёта

Центр фотографии имени братьев Люмьер открывает прием заявок на участие в воркшопе по созданию авторской фотокниги под руководством издателя и редактора Алекса Боккетто (Италия /Великобритания). Мероприятие пройдёт с 11 по 14 января 2018 г.

Тест Full HD ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR37S25
22 мая 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR37S25

Достоинства: телевизор имеет хорошую разрешающую способность. Также отметим неизменность красок при изменении угла просмотра. Недостатки: при сигнале через разъем HDMI чуть заметна гребенка на движущихся наклонных линиях.

Разворот на 360°: Samsung Ambient Audio уже в продаже
7 октября 2015
Новости

Разворот на 360°: Samsung Ambient Audio уже в продаже

Москва, 5 октября 2015 года — Samsung Electronics, мировой лидер по производству потребительской электроники и мобильных устройств, объявляет о начале продаж новой серии беспроводных аудиосистем Samsung Ambient Audio, представленной моделями WAM6500 (R6) и WAM7500 (R7). Созданые в новой современной аудио-лаборатории в США, Samsung Ambient Audio открывают новую страницу инновационных акустических устройств. Исследователи и инженеры компании использовали передовые методы компьютерного моделирования для разработки и создания систем нового поколения.