Поумнеть за один сеанс?

28 октября 2003

29'2003

КОГДА МОЖЕТ ПОМОЧЬ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ

  • Последствия инсульта
  • Последствия черепно-мозговых травм
  • Энцефалопатии различного генеза
  • Головокружение, головные боли
  • Центральные и периферические параличи
  • Амблиопия, частичная атрофия зрительных нервов
  • Невриты стволов и сплетений различной этиологии (периферические, лицевого, слухового, языкоглоточного нервов)
  • Неврозы и депрессивные состояния, нарушения сна
  • Отставание в развитии, неврологические проблемы детского и подросткового возраста, минимальная мозговая дисфункция (ММД)
  • Заикание, задержка речи
  • Вегетативное состояние (аппалический синдром)
  • Паркинсонизм, экстрапирамидные заболевания нервной системы
  • Эпилепсия, судорожные синдромы различного происхождения
  • Последствия травм нервной системы
  • Вегетососудистая дистония, астено-невротические реакции
  • Демиелинизирующие заболевания нервной системы (рассеянный склероз и так далее).

КОГДА ВЫШЛА ИЗ СТРОЯ «ЭЛЕКТРОНИКА» МОЗГА

Для врачей давно уже не секрет, что наш мозг в каком-то смысле — сложнейший электрохимический прибор. Есть много болезней, при которых все его части остаются целы, никаких видимых изменений вроде бы не произошло, но прибор отказывается работать из-за неполадок в «электронике».

В норме огромное множество сигналов — нервных импульсов — передается по цепочкам нейронов, пронизывающим все наше тело. Стоит хотя бы небольшому участочку этой цепи выйти из строя, как нервный импульс перестает достигать мозга или органа, к которому он был мозгом направлен.

Суть метода магнитной стимуляции заключается в том, что больной подвергается воздействию коротких электромагнитных импульсов (длительностью 0,1 сек.). Они возбуждают слишком «ленивые» или «спящие» нейроны, заставляя их проявлять активность, поскольку повторяют потенциал действия нервной клетки.

Нейрон работает по принципу «все или ничего», то есть в ответ на стимуляцию (искусственную или естественную) либо проводит импульс дальше, либо нет. Магнитная стимуляция, имитирующая потенциал действия нервной клетки, помогает активировать нейроны, которые по какой-то причине «вышли из строя», либо «починить» недостающий участок нервной цепочки при помощи соседних здоровых нейронов, которые могут замещать уже «нетрудоспособные» клетки.

БИОПОТЕНЦИАЛЫ МОЗГА — КАК ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ

Перед тем как начинать магнитную стимуляцию, необходимо провести полное обследование нервной системы пациента. Электроэнцефалография (ЭЭГ) регистрирует колебания электрического потенциала головного мозга. Это абсолютно безвредный, исключающий всякое вмешательство метод, позволяющий определить наиболее пострадавшие зоны мозга и следить за ходом лечения пациента. Он основан на том, что у здорового человека активность коры головного мозга отличается определенной картиной, которая изменяется при различных заболеваниях.

Больному обязательно делают картирование мозга при помощи ряда методов, в том числе и магнитно-резонансной томографии. Цель картирования — определить границы функциональных зон коры головного мозга (например, областей, отвечающих за слух, зрение, движения и так далее).

Проводится также обследование методом вызванных потенциалов (ВП). Фиксируется ответ мозга на зрительные, слуховые и соматосенсорные (то есть связанные с осязанием) стимулы. Причем поддаются оценке даже самые тяжелые больные, находящиеся, например, в коме. Человек может внешне ни на что не реагировать, а его мозг будет все же пытаться посылать слабенькие сигналы.

Задача этого комплексного обследования — выявить особенности биопотенциалов нервной системы конкретного человека, ведь они так же индивидуальны и неповторимы, как отпечатки пальцев. Без этого знания нельзя приступать к магнитной стимуляции.

Всестороннее обследование нервной системы человека позволяет найти оптимальные амплитудно-частотные характеристики импульсов, которыми следует проводить воздействие. Ведь там, где можно вылечить, возможно и навредить, потому что нервная деятельность — штука очень тонкая. Без подробной информации об особенностях нервной системы пациента риск навредить сильно увеличивается, именно поэтому предварительное обследование является таким важным.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ИМПУЛЬСЫ ПОМОГАЮТ НЕРВНЫМ КЛЕТКАМ

Само лечение представляет собой курс из нескольких десятков процедур воздействия электромагнитными импульсами на нуждающийся в активации участок мозга.

На кафедре клинической нейрофизиологии работают с магнитным полем до 2,2 тесла — это очень сильное магнитное поле, оно более чем в 80 тысяч раз превосходит магнитное поле Земли. Именно такие импульсы подобны потенциалам действия нервной системы, и поэтому механизм их действия известен, а эффект — научно доказан.

Совсем по-другому обстоит дело со слабыми магнитными полями (различные приборы для домашнего использования, «магнитные браслеты» и так далее). Механизм воздействия слабых магнитных полей пока не понятен, и, строго говоря, не доказано, есть ли оно вообще.

Важнейшей частью прибора для магнитной стимуляции являются катушки различной формы (в виде восьмерки, конические и так далее), которые создают нужное магнитное поле. Диаметр этих катушек — 5 — 12 см (до 20 см). Их подводят к любому участку мозга, например, если у ребенка задержка речи, то к зоне, отвечающей за речь.

Предварительно изучаются функциональные особенности мозга маленького пациента, находится порог возбуждения. Это делается так: электроды фиксируют, например, на области, отвечающей за движение кисти, дают воздействие и смотрят, при каких характеристиках импульса в ответ на воздействие ребенок пошевелил кистью.

Таким образом, при помощи магнитной стимуляции можно возбудить любую структуру мозга (это важно при отставании в развитии у детей, при последствиях черепно-мозговой травмы, при параличах и так далее). Но при некоторых заболеваниях нейроны определенного участка мозга бывают перевозбуждены (например, при эпилепсии), и требуется обратное — торможение. Подбирая амплитуду и частоту электромагнитного импульса, можно умерить активность нейронов на определенном участке.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Таким образом, при помощи магнитной стимуляции можно улучшать состояние пациентов при очень многих заболеваниях. В первую очередь в эту группу входят те болезни, при которых в нервной системе нет структурных нарушений, а плохо работают только сами нервные клетки.

Например, корковая слепота у маленьких детей, которые не видят не потому, что у них повреждены глаза или есть какой-то дефект зрительного тракта, а потому что нейроны, отвечающие за передачу импульсов от глаза к мозгу, находятся в «полуспящем» состоянии.

Бывает, что уже после первой процедуры ребенок, считавшийся слепым (представьте, какая судьба его ждет в этом случае!), начинает тянуть руки к игрушкам, улыбаться, когда в комнату заходит мама или папа. Магнитная стимуляция «разбудила» нервные клетки, и теперь они исправно передают сигнал к мозгу.

Нередко встречается и другое, связанное с потерей зрения заболевание — частичная атрофия зрительных нервов, или амблиопия. Амблиопия является одной из основных причин слабовидения и слепоты. При этой болезни наступает дегенерация нервных клеток сетчатки и отходящих от них аксонов; из-за этого нарушаются и обменные процессы, так называемый «аксональный транспорт». Результат — прогрессирующая быстрая потеря зрения вплоть до полной слепоты.

Магнитная стимуляция, которая применяется для лечения таких больных уже 10 лет, способна не только остановить этот процесс, но и вернуть зрение. Конечно же, степень выздоровления зависит от многих факторов — возраста пациента, общего состояния его здоровья, степени тяжести заболевания, его динамики, времени обращения к врачу.

Чем раньше человек приходит со своей бедой, тем эффективнее ему можно помочь — это правило работает всегда. После магнитной стимуляции улучшение наблюдается в состоянии 85% пациентов. Оно выражается в повышении зрения, улучшении контрастной чувствительности и нормализации биоэлектрических процессов.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Сейчас все больше увеличивается число детей, у которых наблюдается так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД). Родители таких детей часто получают замечания от воспитателей детского садика или школьных учителей: ребенок неусидчив, невнимателен, все время отвлекается на уроках, «срывает» их; постоянно обижает других детей, бьет их, отнимает игрушки, даже если они ему не нужны; на переменах носится как угорелый, сбивая с ног преподавателей...

При обследовании, например, на магнитно-резонансном томографе никаких серьезных органических патологий нет. Но ряд признаков (на ЭЭГ, например) позволяет говорить, что виной такому поведению не просто «плохой характер», а определенные, хотя и минимальные, нарушения в работе мозга маленького пациента.

Наблюдение за такими детьми позволяет выявить эту особенность еще в 2 — 3 года, и именно в таком возрасте она лучше всего корректируется при помощи магнитной стимуляции. После курса лечения поведение детей нормализуется, и они перестают быть всеобщей «головной болью».

Конечно, лечить ММД можно и у школьников, но тут уже значительную роль играет социальный фактор: учителя часто приклеивают таким детям ярлыки «хулиган», «двоечник», «непоседа», одноклассники их всячески дразнят...

ВЕГЕТАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

При вегетативном статусе у больного нет осознанной психической деятельности, он не узнает близких людей и не понимает обращенную к нему речь. От комы такое состояние отличается тем, что пациент все-таки открывает глаза, может спать и бодрствовать. Психическая деятельность и познавательная способность полностью нарушены, несмотря на полную сохранность вегетативных функций: человек дышит, его сердце исправно качает кровь по сосудам, работает терморегуляция.

Причиной такого состояния часто служат травмы (автокатастрофа, огнестрельные ранения), или же оно может быть последствием инсульта, длительной остановки сердца и дыхания, интоксикации, инфекции центральной нервной системы и так далее. Невозможно предсказать, сколько времени человек будет находиться в вегетативном состоянии — дни, месяцы, годы?

Магнитная стимуляция дает очень хорошие результаты для больных с вегетативным статусом, ведь сам ее принцип — «активация нейронов» — как нельзя лучше соответствует этой задаче. Положительные изменения наблюдаются более чем у 75% пациентов, многие из которых считались безнадежными.

Стимуляция служит своеобразным «тренажером» для нейронов и может даже тормозить или останавливать механизмы программируемой смерти нервных клеток, которые запускаются у таких больных.

Да, медицина не может творить чудеса. Но врачи находятся в постоянном поиске новых методов, способных вылечить те болезни, против которых она еще недавно была бессильна.

В МЕДИЦИНЕ ИНОГДА МОЖНО СОВЕРШАТЬ «ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ ЧУДЕСА»!

Рассказывает Ринат Фазултанович ГИМРАНОВ, заведующий кафедрой клинической нейрофизиологии РУДН, специалист в области магнитотерапии:

— В области магнитной стимуляции у нас имеется ряд уникальных разработок, защищенных патентами. Наш опыт по применению магнитной стимуляции — 10 лет работы и более 5 тысяч пациентов. И хотя все знают, что чудес не бывает, в медицине иногда появляется возможность совершать «предсказуемые чудеса».

Человеческий мозг — сложное и таинственное устройство, которое работает только на 3 — 10% своих возможностей. Если сравнить мозг с компьютером, то метод магнитной стимуляции позволяет поставить на него новые программы, «разогнать частоту», то есть подключить уже имеющиеся ресурсы — заменить «старый процессор» на «новый» мы, увы, не в состоянии. Магнитная стимуляция заставляет нервную систему использовать собственные резервы для восстановления функций зрения, речи, слуха, двигательных способностей и так далее.

Занимаетесь ли вы лечением психических расстройств?

— Мы можем помочь людям с депрессией, но, к сожалению, пока не беремся за пациентов с психическими заболеваниями. На Западе есть подобный опыт — там магнитной стимуляцией лечат и шизофрению, и психозы. Мы пока что занимаемся людьми со здоровой психикой, которые имеют некоторые временные проблемы (депрессия, расстройства сна и так далее).

В чем отличие магнитной терапии от терапии медикаментозной?

— Есть большая группа заболеваний, при которых «разлаживается» или прекращается синтез каких-то важных для организма веществ (например, при эпилепсии). И когда их начинают заменять синтезированными извне веществами (то есть лекарствами), то способность организма к самостоятельному производству или обмену снижается еще больше — так человек попадает в зависимость от лекарственных препаратов.

Я принадлежу к классической школе неврологии, поэтому совсем отказываться от лекарств не призываю. Но отличие магнитной стимуляции от медикаментозной терапии состоит в том, что она заставляет сами нервные клетки производить нужные вещества, например, дофамин при эпилепсии.

Вы упоминали, что человек использует очень малую часть своих возможностей. Занимаетесь ли вы активацией умственных способностей?

— Да, занимаемся. Но здесь следует четко понимать, что никаких новых знаний мы не даем и дать не можем. Но повысить способности к восприятию, улучшить память, активировать интуитивную, эмоциональную сферу вполне реально.

Пример: девушке надо поступать в институт; мы можем подготовить мозг к интенсивному усвоению знаний, повысить запоминание. Или возьмем творческих людей, актера, например, ему надо «вжиться» в роль, стать на время совсем другим человеком, а в голове засели собственные бытовые проблемы: купить жене подарок, забрать из садика дочку, сделать ремонт дома... Когда магнитная стимуляция активирует участки, отвечающие за проявление эмоций, актер сможет полностью сконцентрироваться на своей роли.

Сможет ли когда-нибудь человек использовать свой мозг на все 100%?

— Это открыло бы перед ним совершенно новые возможности!

28 октября 2003

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Болит коленка?
2 марта 2004
Обзоры

Болит коленка?

04'2004 Cтоит выглянуть на улицу, как сразу думаешь: а не обзавестись ли наколенником? Особенно, взглянув на вперед бегущий путь. Про себя отмечаешь — надо поберечься! По нашим улицам без переломов добраться до работы — уже спорт: то гололед, то снегопад, а самое худшее — когда свежий снег покрывает вчерашнюю ледяную корку.

Молоко течет из головы
20 мая 2004
Обзоры

Молоко течет из головы

Наши женщины не хотят рожать детей, ссылаясь на недостаточно высокий уровень жизни и на неспособность их мужей обеспечить семью. В то же время очень много матерей-одиночек, сыновья которых, вырастая, часто не могут быть полноценными мужчинами в традиционном понимании мужской роли в обществе, так как мальчики, не видя перед собой примера мужского поведения, копируют женское.

Аллергическая реакция на холод
11 февраля 2003
Обзоры

Аллергическая реакция на холод

02'2003 Зима и ранняя весна с резкими перепадами температуры, холодными ветрами и сухим воздухом квартир и офисов неизбежно заставит вспомнить о целом ряде проблем, связанных с кожей. Обладательницы тонкой, сухой и чувствительной кожи первыми могут почувствовать необходимость в грамотных рекомендациях по уходу за ней.

Что кушать в "интересном положении"?
11 марта 2005
Советы

Что кушать в "интересном положении"?

03'2005 Игорь Олегович КОНЬ, профессор, доктор мед. наук, академик РАЕН, руководитель отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН Мария Владимировна ГМОШИНСКАЯ, старший научный сотрудник, кандидат мед. наук, отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН Не помним, что именно из еды привозил Штирлиц беременной радистке Кэт, но, думаем, содержимое его «спецпакета» сильно отличалось от того, что можно увидеть сегодня в специализированных отделах питания для беременных и кормящих мам.

Как победить гнев?
20 июля 2002
Обзоры

Как победить гнев?

Стратегия избавления от гнева - Задержишься с этой бабой?!! Да я сейчас ей башку отверну!!! ...Каблук отвалился и повис на кусочке кожи на заднике сапога. Наташа споткнулась и в дорогом пальто упала с разбегу на живот, плашмя, лицом в неровные куски льда, был гололед. Порезала о ледяную крошку руку без перчатки, крепко сжимавшую сумочку.

Что кроется под "венцом безбрачия" и "родовым проклятьем"?
23 декабря 2003
Обзоры

Что кроется под "венцом безбрачия" и "родовым проклятьем"?

Евгений МАХЛИН семейный психотерапевт, Институт интегративной семейной терапии www.familyland.ru ПОРЧА, НАВЕДЕННАЯ НА СЕМЬЮ? «Родовое проклятие», «венец безбрачия», «несчастливая семья»... Об этих таинственных, загадочных явлениях наши предки знали испокон веков. Только, может быть, называли их по-разному, но отношение к ним во все времена было особым.

Виктор - капитан "Наташи", Наташа - капитан "Дюны"
2 марта 2004
Обзоры

Виктор - капитан "Наташи", Наташа - капитан "Дюны"

Группа «Дюна» появилась в те уже довольно далекие времена, когда комических музыкантов было еще сравнительно мало. Редкие пародисты терялись на просторах нашей необъятной страны. И вот в 1989-м телепрограмма «Музыкальный лифт» показала видеоклип на песню «Страна Лимония». Это было что-то! А вскоре появились песни «Фирма» («Я не знаю круче слова.

Любимая игра - "дочки-матери"
11 февраля 2003
Обзоры

Любимая игра - "дочки-матери"

Елена АЛЯКИНА психолог, руководитель психологической консультации «Галактика души». Москва, ул. 1-я Останкинская, д. 26. тел. (095) 216-23-30 www.galaxyofsoul.ru «Страдая в детстве от взрослых, мы поступаем со своими детьми именно так, как зарекались не поступать: мы повторяем ненавистные мамины ошибки и орем в ненавистной папиной манере, а потом презираем себя за это».

Дышащий цветок
1 ноября 2004
Новости

Дышащий цветок

Есть вещи трудно объяснимые, их не видно глазом, надо иметь особую чувствительность, чтобы их заметить и понять. Так, например, сколь долго вы ни всматриваетесь в зеркало на протяжении всей вашей жизни — вы не заметите, что ваш череп дышит. Однако это так. Дышащий цветок — так образно можно представить движения костей черепа.

Со всего света
11 марта 2005
Обзоры

Со всего света

Исследовав 8440 детей из 6 стран мира, ученые пришли к выводу, что дети, находившиеся на естественном вскармливании, были выше и худее «искусственников». Исследователи отмечают, что это и есть норма и именно так должны развиваться дети. ВОЗ планирует выпустить новые таблицы веса и роста, которые будут составлены из расчета на грудное вскармливание, поскольку грудное молоко содержит все питательные вещества в пропорциях, необходимых для нормального роста и развития ребенка.