Портреты Города

Фотографы часто снимают на улице. Бродят разными маршрутами в поисках сюжетов, разглядывают тени, наблюдают за происходящим вокруг, прислушиваются, впитывают. И всегда разговаривают со своим любимым Городом, перешептываются на понятном лишь им двоим языке, обмениваются понимающими взглядами. Из таких вот диалогов фотографа Владимира Миловидова и московских улочек родился альбом «Ностальгия». Его снимки — действительно ностальгические размышления о Москве, о её прошлом, ещё пульсирующем в глубине старых переулков, среди покосившихся от времени особняков.

Так легко представить себе, как Фотограф медленно бредёт по городу, сворачивает с центральных магистралей и старается спрятаться подальше от серых бетонных джунглей многоэтажек и стеклянных громадин современных торговых центров. Он оставляет позади всё слишком современное и пока ещё не прошедшее испытание временем и погружается в искривлённое пространство небольших переулков, вслушивается в их настроение и снимает, словно приостановив дыхание. Снимает не памятники и не достопримечательности, а случайно повстречавшиеся на пути и как будто ничем не примечательные подъезды и подворотни, скверы, дворы-колодцы. Те местечки, настроение которых Фотографу удаётся услышать и ощутить. И на снимках перед нами проступает Москва, такая разная и такая знакомая по стихам Булата Окуджавы и булгаковской прозе. Город, умеющий грустить и радоваться, знающий чувство тревоги, задумчивости и умиротворённости. И оказывается, что все эти разные настроения Большого города можно передать через внутренние переживания самых, казалось бы, обычных предметов: окон домов, решёток заборов, ступеней лестниц, плоскостей крыш. Нужно лишь уметь ощутить эти внутренние переживания, пристально вглядеться в них.

Фотограф изучает изгибы водосточных труб, ловит вспышки солнечного света на стёклах, рассматривает потрескавшуюся штукатурку на стенах — замысловатые узоры, сплетённые из множества трещинок. Он прислушивается к разговорам домов между собой. Вот шатровая церковь из тёмного кирпича и невысокие светлые особняки ведут неспешную беседу о чём-то сокровенном. Там солидный с виду дом очень почтенного возраста всматривается в своё отражение в луже и словно прихорашивается, пытаясь скрыть следы, неминуемо оставляемые временем. А здесь здание с заколоченными окнами — дом незрячий, давно уже не ведающий, что творится вокруг него и потерявший отсчет времени. Фотограф знает, что в этом Городе возможно чудо и что пространство умеет искривляться, — так рождаются сюжеты, где здания неожиданно начинают кружиться в хороводе и в центре между ними прорывается бездна неба. А ещё Фотограф уверен, что взгляды на мир могут быть очень разными и существует множество точек зрения на каждый объект. И появляются кадры, где из-за неожиданного ракурса пространство вдруг «опрокидывается». А порой сквозь наползающий туман или в тусклом свете фонарей мы едва различаем силуэты объектов, и тогда Город стремится исчезнуть и превратиться в мираж. Сумеречная Москва таинственна, зимняя — особенно лирична, а та, что отражается в лужах, — призрачна и расплывчата. При ярком солнце стены домов превращаются в плоскости, заполненные светом и тенью, и главной становится геометрическая игра тёмных и светлых форм. Часто мы слышим, что Москва — это сплошная эклектика. А может быть, правильней сказать по-другому: Москва — город очень многих настроений?

Снимки Владимира Миловидова пустынны: здесь почти нет людей. Его прогулки — это его личные свидания с Москвой. Все фотографии наполнены тишиной, и иногда даже боишься оглохнуть от такой всепроникающей тишины. Хотя постойте. Нет-нет! Мы просто с первого раза не расслышали тихих голосов. Вот эти трое кудрявых и очень серьёзных каменных человека, пристально глядящих в сторону Новодевичьего монастыря… Они что-то знают и не прочь поделиться своими мыслями, если только мы захотим. А кошка, высунувшаяся из окна, и голубь, притаившийся на крыше? Они-то точно здесь не просто так и в курсе всех тайн округи. Иначе что бы им обсуждать? А вон там, вдали, едва различим стук копыт. Оказывается, и нет никакой страшной тишины… Оказывается, нужно просто уметь внимательно слушать.

Ещё больше узнает тот, кто умеет внимательно вчувствоваться. Ностальгия — чувство особое. Это воспоминание не только о прошлом любимого города, но и о годах своей юности и об ощущении безграничности будущего, которое после посещает всё реже и реже. И когда человек бродит переулками юности, звуки ностальгии светлы и прозрачны. Фотография помогает нам чувствовать и вспоминать. Фотография помогает ощущать реальность — и настоящую, и уже ушедшую. И, как очень верно заметил знаменитый французский философ и культуролог Жан Бодрийар, может быть, именно «благодаря фотографии мир становится самим собой».

В «Ностальгии» есть ещё и крупные планы. Статуя, велосипед, швейная машинка, ёлочные игрушки, настенные часы и пиджак на стене, давно вышедший из употребления автомат для оплаты проезда в автобусе… Увы, вещи живут не так долго, как дома. Уже сейчас или совсем скоро они навсегда выйдут из употребления и станут просто знаками прошлого, его вещественными доказательствами. И Фотограф скрупулезно собирает документальные свидетельства ушедшей эпохи и сосредоточенно вглядывается в них.

Пожалуй, каждый из нас — фотограф или зритель — хоть однажды испытал чувство восхищения, замирая перед главным чудом фотографии: её умением застать реальность врасплох и выхватить из непрерывного потока событий сиюминутность, настроение одного мгновения. И вот что удивительно. Густо наполненные этим ощущением сиюминутности, работы Владимира Миловидова при этом совершенно лишены ощущения времени. В них нет спешки, нет вообще никакого ритма времени. Наверное, это от того, что рассказывают они нам о Москве прошлых дней, Москве не слишком современной. И поэтому здесь очень уместна сепийная тональность, ведь и сами снимки не стремятся казаться зрителю хоть сколько-нибудь современными. Они уводят в прошлое и приглашают к размышлению.

Комментарии

Michael
12.09.2009
0
Люблю фотографии старых улиц и зданий. Они кажутся уютными и спокойными.

Похожие статьи

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone 4 Max (ZC520KL)
8 ноября 2017
Новости

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone 4 Max (ZC520KL)

Компания ASUS представляет ZenFone 4 Max (ZC520KL), 5,2-дюймовый смартфон с двойной тыловой камерой и аккумулятором большой емкости, идеальный спутник для фотосъемки в течение всего дня. Основная камера обладает разрешением 13 мегапикселей, а дополнительная – оснащена объективом с широким углом поля зрения (120°). Благодаря мощному аккумулятору емкостью 4100 мА∙ч и технологии ASUS PowerMaster смартфон может проработать до 37 дней без подзарядки в режиме ожидания в сетях 4G.

Флагманский смартфон IUNI N1 уже в России!
13 января 2016
Новости

Флагманский смартфон IUNI N1 уже в России!

Россия, Москва, 2016.01.13 – IUNI официально представляет на российском рынке флагманский смартфон IUNI N1. Благодаря идеальному сочетанию технологий, функциональности и стиля IUNI N1 завораживает с первого взгляда и влюбляет в себя с первого прикосновения. Гладкая поверхность стекла 2.5D Corning Gorilla Glass 4 и изящный дизайн с закругленными углами выводят понятие красоты на новый уровень.

Тест телевизора Supra STV-LC46S990FL
13 февраля 2013
Тесты

Тест телевизора Supra STV-LC46S990FL

Телевизор показывает неплохое для своей цены качество изображения и звука и предоставляет практически полный доступ в Интернет, — а цена крайне демократична.

Поздравляем победителей!
28 июня 2006
Обзоры

Поздравляем победителей!

Поздравляем победителей фотоконкурса компании PENTAX и журнала ПОТРЕБИТЕЛЬ ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УРОВЕНЬ РАБОТ, ПРИСЛАННЫХ НА ФОТОКОНКУРС, ВНОВЬ ОКАЗАЛСЯ ВЕСЬМА ВЫСОКИМ. ВЫ ПРОДОЛЖАЕТЕ РАДОВАТЬ НАС СВОИМИ ФОТОГРАФИЯМИ. ПЕРВЫЙ ПРИЗ: Михаил ЕРМОЛАЕВ «АЛЫЙ ПАРУС» из серии «Цветочная сюита» (г. Москва) ВТОРОЙ ПРИЗ: Костя СМОЛЯНИНОВ «ВЕСЕЛЫЙ ТРАМВАЙ» (г.

Часы SWATCH FLYMAGIC с парамагнетической пружиной баланса NIVACHRON
17 мая 2019
Новости

Часы SWATCH FLYMAGIC с парамагнетической пружиной баланса NIVACHRON

Swatch снова переворачивает часовой мир с ног на голову, представляя лимитированную коллекцию SWATCH FLYMAGIC. Парамагнитная пружина баланса Nivachron™, видимый сквозь прозрачную переднюю крышку корпуса перевернутый механизм и даже движущаяся в обратном направлении секундная стрелка – это все о коллекции SWATCH FLYMAGIC.

Студийное оборудование
1 декабря 2006
Новости

Студийное оборудование

Профессиональная фотография предъявляет достаточно высокие требования к построению студий и организации рабочих площадок для фотосъемок. Большую роль при этом играет выбор студийного оборудования и аксессуаров: не секрет, что техническое оснащение фотографа и его мастерской стоит наравне с исключительными знаниями предмета и творческим талантом.

Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света
9 августа 2018
Советы

Использование галогенного прожектора в качестве источника студийного света

Фотограф Джессика Кобеисси решила провести эксперимент, применив в качестве основного источника света для студийной съёмки галогенный прожектор, купленный в строительном магазине за $20. Она организовала короткую фотосессию, в процессе которой прожектор располагался сзади и сбоку от модели, а также выступал в качестве источника прямого света.

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL3 позволяет перейти в "системный" класс без особых потерь в портативности
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Olympus E-PL3 позволяет перейти в "системный" класс без особых потерь в портативности

Бюджетную серию Pen буквально зажали в тиски: с одной стороны, создавать ненужную конкуренцию старшей E-P3 нежелательно, с другой стороны, подпирают новая «младшая» и самая недорогая категория E-PM. Жесткие рамки сыграли во благо. В пределах модельного ряда Olympus E-PL3 оказалась настоящей золотой серединой: компактной, функциональной и сравнительно доступной.

Компактный фотоаппарат FUJIFILM X-E1 уменьшился в размерах и увеличил скорость автофокуса
6 сентября 2012
Новости

Компактный фотоаппарат FUJIFILM X-E1 уменьшился в размерах и увеличил скорость автофокуса

FUJIFILM объявляет о выпуске новой системной фотокамеры со сменными объективами X-E1, которая гармонично дополнит семейство серии X и станет уже второй системной камерой выпущенной компанией в этом году. Фотокамера X-E1 продолжает философию по достоинству оцененной во всем Мире модели X-Pro1, унаследовав от нее матрицу X-Trans CMOS 16 Мп формата APS-C и байонет X Mount...

Мини-обзор компактных фотокамер Nikon Coolpix P330/P340
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Nikon Coolpix P330/P340

Предыдущее обновление линейки Nikon Coolpix P3хх получилось интересным и почти революционным. P330 получил в дополнение к гибкой системе управления, рассчитанной на понимающих технику фотосъемки любителей, еще и адекватный более крупный сенсор, обеспечивший аппарату достойное качество съемки.