Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного?

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Михаил Трахтенберг, Две Осени, (г. Сатка, Челябинская обл., Россия)

Canon EOS 300D, 135 мм, f/6,3, 1/250 c, ISO 100.

Что может быть прекраснее, чем золотая осень, смотрящаяся в зеркало воды? Лодка с рыбаком гармонично дополняет сюжет снимка, делая его ближе и понятнее для человеческого восприятия.

Передача объема на плоскости

А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф.

Требуется немало времени, чтобы научиться представлять себе мир таким, каким он попадает в видоискатель фотоаппарата. Часто бывает так, что глаза видят, душа поет, сердце вырывается из груди — вот он КАДР, но, когда начинаешь смотреть «сквозь» объектив, руки опускаются, душа переходит на посвистывание, а глаза начинают искать другой ракурс.

Причина этого проста: мы видим мир трехмерным, ощущаем его объем, чувствуем его кожей, легкими, ушами. А фотография ограничена плоскостью с двумя измерениями, где физически невозможно создание трехмерного осязаемого пространства, т. е. объема.

К тому же наши глаза обладают уникальным свойством охватывать большие пространства путем очень быстрой фокусировки при переводе взгляда и непрерывному анализу полученной информации.

На снимке же все выглядит по-иному: мы теряем третье измерение (я намеренно упускаю из виду новомодные 3D-технологии, поскольку их применение пока ограниченно, а возможности до конца не выяснены), и предметы становятся плоскими. Но фотограф может визуально подчеркнуть их объемность, используя при этом следующие приемы:

1) разделение изображения на планы (передний, средний, дальний);

2) использование освещения в кадре: боковой или контровой свет, разная освещенность планов, светотеневой рисунок (к примеру, свет, падающий на землю сквозь листья деревьев);

3) использование перспективы:

- линейной — достигается включением в кадр линий, которые сходятся на дальнем плане (к примеру, на горизонте);

- тональной (воздушной) — уменьшение контрастности объектов по мере их удаления от точки съемки, наиболее полно выражается при съемке в туманную погоду, когда объекты, расположенные на удалении, начинают терять свои формы, контраст и обычно выглядят светлее, чем объекты, расположенные на переднем плане;

- масштабной — достигается разноудаленностью одинаковых объектов (чем дальше находится объект, тем меньше его изображение);

4) применение малой глубины резкости в кадре;

5) использование цветовых контрастов и переходов (яркие цветы в траве, золотая листва на фоне неба, частично освещенные солнцем холмы, деревья);

6) сюжетно важные объекты, как правило, должны иметь максимально возможные резкость и микроконтраст.

 

Поиск сюжета

Что же может быть сюжетом для пейзажного снимка? Наверное, это самый трудный и риторический вопрос, однозначных ответов на который просто не существует.

Для поиска сюжета попробуем настроиться на волну творчества, затронуть потаенные струнки наших урбанистических душ, заглянуть в детство, постучаться в двери художественных музеев, полистать старые фотожурналы — мне кажется, что именно там может находиться ключик от заветного ларчика…

Пейзажи можно снимать практически везде: как путешествуя по всему миру, так и просто выйдя за порог своего дома. И, как ни странно, художественная ценность снимка, сделанного, к примеру, в самых труднодоступных и диких местах мира, может быть такой же, как и сделанного совсем рядом — к примеру, у околицы деревни или в городском парке.

Определяющим фактором для создания удачной пейзажной фотографии является не уникальность местности, в которой сделан тот или иной снимок, а именно ее внутреннее содержание, т. е. сюжет.

Будь то березка за окном или бархан в пустыне — фотография должна не только содержать некую информацию о запечатленном объекте, но и самое главное — передавать настроение, чувства, нести потаенный смысл. Другими словами — быть одновременно лирикой, поэзией и музыкой пейзажа.

При стечении определенных обстоятельств сюжетом для пейзажного фотографа могут оказаться самые различные объекты и виды. Это могут быть и листик в воде, кружащий среди отражений деревьев и облаков; и предгрозовая степь с нависшими свинцовыми тучами и седой травой; и деревянный заснеженный домик со светящимися окошками в новогоднюю ночь; и швейцарские Альпы с коровами на лужайках; и туман на заливном лугу; и тропинка в лесу; и дуб с раскинувшимися ветвями; и волна, разбивающаяся о прибрежные камни, — перечислять можно до бесконечности.

Но снять один и тот же сюжет можно совершенно по-разному. Возьмем самый простой пример: как можно сфотографировать дерево? Предположим, что это раскидистый могучий дуб, эдакий его величество король леса. Вариантов для съемки может быть великое множество:

- использовать различные ракурсы (снять широкоугольным объективом, находясь вблизи от дерева, для подчеркивания перспективы и масштаба королевской особы или, наоборот, вежливо держа дистанцию, использовать телеобъектив, «сжав» пространство для более наглядной демонстрации геометрии ветвей);

- дождаться необходимого освещения (низкого бокового света для глубокой прорисовки объема; контрового света для создания сияющего эффекта; заката или восхода для придания мягких теплых оттенков либо снять древо в пасмурный день для подчеркивания печальных сторон преклонного возраста);

- по возможности выбрать интересную погоду (представьте себе дуб в клубах тумана с пробивающимися сквозь листья лучами или блестящие капли дождя на листьях в послегрозовом солнце);

- посетить это место в разные времена года (даже трудно представить, насколько разными могут оказаться полученные результаты: зимой — облепленные снегом ветви; осенью — золотые листья, посеребренные инеем; весной — покров из нежного пушка; летом — изобилие всевозможных оттенков зеленого цвета);

- пробовать снимать с различных сторон для поиска наиболее оптимальной, на ваш взгляд, композиции и подходящего фона и т. д.

А если еще учесть, что одинаково снимающих фотографов не бывает, — представьте, сколько потрясающих «портретов» дерева можно при этом сделать!

В то же время, снимая наобум, не задумываясь над конечным результатом и не ставя перед собой задачи донести своим снимком некую идею-мысль до зрителя, можно сделать множество «пустышек», даже находясь в самых красивых уголках планеты.

Как научиться видеть сюжет? Вопрос не менее сложный, чем предыдущий. Если вид прекрасного состояния природы не вызывает у вас щемящего сердце чувства, то научиться видению очень сложно (да и нужно ли вообще?).

Если же красота природы затрагивает в вашей душе невидимые струнки, совет такой: как можно больше и чаще смотреть на работы признанных мастеров пейзажного жанра, одновременно пытаясь анализировать, почему понравилась та или иная фотография, и пытаться проводить параллели с окружающим вас миром.

Могу предложить как можно чаще тренироваться «вхолостую», при любом удобном случае мысленно представляя себе увиденный пейзаж в качестве уже сделанной фотографии или, к примеру, постоянно носить с собой легкую небольшую мыльницу, если воображение отказывается искажать увиденную глазом реальность.

Самое страшное в том, что чем больше нас закручивает современная жизнь, тем все дальше мы отдаляемся от способности замечать то прекрасное, которое находится совсем рядом с нами. А сказочные пейзажи, оказывается, живут исключительно в телевизоре (Интернете) где-то между каналами Discovery и National Geographic.

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Александр Киценко. По Толкиену: шагающий Энт, (Харьковская обл., Украина)

Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 35 мм, f/10, 1/320 с, ISO 100.

Самое обычное место в тумане становится неузнаваемым и загадочным, напоминая сказку. Выбранный ракурс и причудливая форма деревьев «заставили» их ожить и отправиться вместе с автором на туманную прогулку.

 

 

Александр Киценко, Сон дубовой долины (Харьковская обл., Украина)

Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 17 мм, f/11, 1/640 с, ISO 100.

Панорама из восьми вертикальных кадров. Раннее утро, уходящий туман и склоны долины, поросшие дубами, позволили хоть на некоторое время забыть о близости цивилизации и человеческих проблемах. Применение панорамной съемки помогло охватить весь открывающийся вид, разноудаленность деревьев и их тени придают снимку объемность. Белые следы — соцветия, уводящие к солнцу, — подчеркивают перспективу в кадре.

 

 

Михаил Вершинин, Рассвет моего города, (г. Красноярск, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 24 мм, f/10, 1/15 c, ISO 200.

В туманное утро даже городской мост может стать романтиком… Упорядоченная геометрия элементов моста на фоне тумана великолепно передает как линейную, так и тональную перспективу.

 

 

Михаил Вершинин. Утро нового дня, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 330 мм, f/11, 1/200 c, ISO 200, 
панорама из шести горизонтальных кадров.

Невероятная утренняя феерия солнца и тумана, иначе и не скажешь. Ритм лучей и верхушек деревьев заставляют бегать по ним взглядом, как пальцами по струнам, снова и снова…

 

В следующей публикации поговорим о том, какая фототехника необходима для пейзажной съемки

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Проверка Canon EOS R уральской зимой
3 марта 2019
Тесты

Проверка Canon EOS R уральской зимой

Пейзажный фотограф Елена Малафеева делится личными впечатлениями со съемок в национальном парке Таганай на Южном Урале. С собой она взяла полнокадровую беззеркальную камеру Canon EOS R, объектив RF 24-105mm f/4L IS USM и адаптер EF-EOS R, которым пришлось работать в самых суровых морозных условиях, выдерживая температуру - 25°C

Обзор и тестирование объектива Canon EF 35/1.4 L
31 декабря 2016
Тесты

Обзор и тестирование объектива Canon EF 35/1.4 L

Один из наиболее "хвалимых" объективов Canon. Многие фотографы считают обязательным иметь в своем арсенале три "L" фикса от Canon: EF 35/1.4L, EF 85/1.2L и EF 135/2,0L. Canon EF 35/1.4 L USM - первый объектив с фиксированным фокусным расстоянием (если не считать почти "обязательного" CanonEF 50/1.8 II), который я купил. Если на "кропнутых" фотоаппаратах фокусное 35 мм ближе к "нормальному" - 56 мм, то на полноформатных цифровых зеркальных фотоаппаратах Canon EF 35/1.4 L - "умеренно широкоугольный" объектив.

Новая аудиосистема высокой мощности от Sony станет звездой вашей вечеринки
5 сентября 2016
Новости

Новая аудиосистема высокой мощности от Sony станет звездой вашей вечеринки

Пригласите друзей и устройте вечеринку вместе с эффектной акустической системой от Sony. Новинка в линейке аудиосистем высокой мощности - модель GTK-XB5 – превратит ваш дом в клуб и поможет создать незабываемый праздник. Она станет сердцем вечеринки благодаря объемному и мощному звуку, световыми эффектами и беспроводной связи.

Transcend представляет карты памяти SD/microSD промышленного уровня, спроектированные с использованием технологии BiCS4
25 ноября 2019
Новости

Transcend представляет карты памяти SD/microSD промышленного уровня, спроектированные с использованием технологии BiCS4

Transcend Information, Inc. (Transcend), лидирующий производитель устройств для промышленного применения, представляет карты памяти SD/microSD 420T и 420I промышленного класса. Карты спроектированы с использованием передовой технологии BiCS4, они проходят тщательное заводское тестирование и выдерживают до 3 тысяч циклов записи/стирания, что гарантирует высокую надежность хранения критически важной информации. Высокая максимальная скорость передачи данных до 95 МБ/с, надежность и большая емкость (до 128 ГБ), широкий рабочий температурный диапазон (от -40 до 85°C) — все это делает карты памяти SD/microSD 420T и 420I идеальным решением для оснащения компактных промышленных устройств, таких как встроенные компьютеры автоматизации, ручные сканеры штрих-кодов, торговые терминалы, автомобильные системы, медицинская техника и системы наблюдения.

Adobe выпускает новые обновления для Lightroom CC, Lightroom Classic CC и Camera Raw
22 августа 2018
Новости

Adobe выпускает новые обновления для Lightroom CC, Lightroom Classic CC и Camera Raw

Adobe Lightroom CC обновляется до версии 1.5, Adobe Lightroom Classic CC до версии 7.5 и Adobe Camera Raw до версии 10.5. Обновления приносят исправления ошибок, новые функции и поддержку большего количества камер и объективов. Все обновления доступны для загрузки через Creative Cloud.

Мини-обзор компактных фотокамер Canon IXUS 255 HS/265 HS
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Canon IXUS 255 HS/265 HS

Представители наиболее презентабельной серии компактных камер Canon, рассчитанной на самую широкую аудиторию фотолюбителей, ударились в дальнозоркость.

Рынок цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой-2: третья волна дошла. Куда дальше?
30 апреля 2012
Обзоры

Рынок цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой-2: третья волна дошла. Куда дальше?

Среди беззеркальных фотокамер намечаются новые фавориты — третье поколение «системных» компактов Lumix компании Panasonic. Новинки, а на текущий момент представлено уже две модели — Lumix DMC-G3 и DMC-GF3, объединяет непривычный для этого производителя (и исключительно верный, на наш взгляд) подход: миниатюризация, упрощение, передовая функциональная начинка и невысокая стоимость.

Обзор аудиоплеера Cayin N5 MK2: что не подсунь - джаз, вокал или тяжелый рок, все отыграет достойно!
8 февраля 2018
Обзоры

Обзор аудиоплеера Cayin N5 MK2: что не подсунь - джаз, вокал или тяжелый рок, все отыграет достойно!

На Западе много странного: экономика США при Трампе вроде бы растет, а фондовый рынок рекордно падает. Да, что там рынки! Британские министры подают в отставку из-за опозданий на работу, а легендарный Диснейленд открывает свою пивоварню – для детей что ли? Чудят! Повсеместно чудят так называемые «наши партнеры»: и в Сирии, и на Украине и даже в своем Диснейленде… А вот китайский бренд Cayin демонстрирует стабильную суть капитализма с коммунистическим лицом, регулярно выпуская все новые и новые аудиоплееры, причем, с отменным дизайном и хорошим звуком. Вот и сейчас бренд из Поднебесной выпустил новую модель N5 MK2. Осталось самолично отслушать новинку и детально все расписать в красках…

«Пейзажи России: от Арктики до Средней полосы». Семинар известного фотографа Ярослава Амелина
24 октября 2016
Новости

«Пейзажи России: от Арктики до Средней полосы». Семинар известного фотографа Ярослава Амелина

В воскресение, 30 октября, с 15.00 до 17.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет семинар известного фотографа Ярослава Амелина «Пейзажи России: от Арктики до Средней полосы».

TP Vision представляет новые полнофункциональные телевизоры Philips серии PFL7008 и PFL7108
27 февраля 2013
Новости

TP Vision представляет новые полнофункциональные телевизоры Philips серии PFL7008 и PFL7108

Элегантные безрамочные телевизоры Philips PFL7008 и PFL7108, созданные с использованием высококлассных материалов, представлены в серебристо-черном и белом цветах. Телевизоры Philips PFL7008 и PFL7108 отличает выдающееся качество изображения. Трехсторонняя подсветка Ambilight дарит непревзойденное удовольствие от просмотра. Расширенные возможности подключения помогают сделать Philips PFL7008 и PFL7108 центром домашней мультимедийной сети. Пульт ДУ с дополнительной клавиатурой делает управление ТВ и навигацию по сервисам Philips Smart TV исключительно удобными.