Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного?

Текст: Александр КИЦЕНКО

 

Михаил Трахтенберг, Две Осени, (г. Сатка, Челябинская обл., Россия)

Canon EOS 300D, 135 мм, f/6,3, 1/250 c, ISO 100.

Что может быть прекраснее, чем золотая осень, смотрящаяся в зеркало воды? Лодка с рыбаком гармонично дополняет сюжет снимка, делая его ближе и понятнее для человеческого восприятия.

Передача объема на плоскости

А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф.

Требуется немало времени, чтобы научиться представлять себе мир таким, каким он попадает в видоискатель фотоаппарата. Часто бывает так, что глаза видят, душа поет, сердце вырывается из груди — вот он КАДР, но, когда начинаешь смотреть «сквозь» объектив, руки опускаются, душа переходит на посвистывание, а глаза начинают искать другой ракурс.

Причина этого проста: мы видим мир трехмерным, ощущаем его объем, чувствуем его кожей, легкими, ушами. А фотография ограничена плоскостью с двумя измерениями, где физически невозможно создание трехмерного осязаемого пространства, т. е. объема.

К тому же наши глаза обладают уникальным свойством охватывать большие пространства путем очень быстрой фокусировки при переводе взгляда и непрерывному анализу полученной информации.

На снимке же все выглядит по-иному: мы теряем третье измерение (я намеренно упускаю из виду новомодные 3D-технологии, поскольку их применение пока ограниченно, а возможности до конца не выяснены), и предметы становятся плоскими. Но фотограф может визуально подчеркнуть их объемность, используя при этом следующие приемы:

1) разделение изображения на планы (передний, средний, дальний);

2) использование освещения в кадре: боковой или контровой свет, разная освещенность планов, светотеневой рисунок (к примеру, свет, падающий на землю сквозь листья деревьев);

3) использование перспективы:

- линейной — достигается включением в кадр линий, которые сходятся на дальнем плане (к примеру, на горизонте);

- тональной (воздушной) — уменьшение контрастности объектов по мере их удаления от точки съемки, наиболее полно выражается при съемке в туманную погоду, когда объекты, расположенные на удалении, начинают терять свои формы, контраст и обычно выглядят светлее, чем объекты, расположенные на переднем плане;

- масштабной — достигается разноудаленностью одинаковых объектов (чем дальше находится объект, тем меньше его изображение);

4) применение малой глубины резкости в кадре;

5) использование цветовых контрастов и переходов (яркие цветы в траве, золотая листва на фоне неба, частично освещенные солнцем холмы, деревья);

6) сюжетно важные объекты, как правило, должны иметь максимально возможные резкость и микроконтраст.

 

Поиск сюжета

Что же может быть сюжетом для пейзажного снимка? Наверное, это самый трудный и риторический вопрос, однозначных ответов на который просто не существует.

Для поиска сюжета попробуем настроиться на волну творчества, затронуть потаенные струнки наших урбанистических душ, заглянуть в детство, постучаться в двери художественных музеев, полистать старые фотожурналы — мне кажется, что именно там может находиться ключик от заветного ларчика…

Пейзажи можно снимать практически везде: как путешествуя по всему миру, так и просто выйдя за порог своего дома. И, как ни странно, художественная ценность снимка, сделанного, к примеру, в самых труднодоступных и диких местах мира, может быть такой же, как и сделанного совсем рядом — к примеру, у околицы деревни или в городском парке.

Определяющим фактором для создания удачной пейзажной фотографии является не уникальность местности, в которой сделан тот или иной снимок, а именно ее внутреннее содержание, т. е. сюжет.

Будь то березка за окном или бархан в пустыне — фотография должна не только содержать некую информацию о запечатленном объекте, но и самое главное — передавать настроение, чувства, нести потаенный смысл. Другими словами — быть одновременно лирикой, поэзией и музыкой пейзажа.

При стечении определенных обстоятельств сюжетом для пейзажного фотографа могут оказаться самые различные объекты и виды. Это могут быть и листик в воде, кружащий среди отражений деревьев и облаков; и предгрозовая степь с нависшими свинцовыми тучами и седой травой; и деревянный заснеженный домик со светящимися окошками в новогоднюю ночь; и швейцарские Альпы с коровами на лужайках; и туман на заливном лугу; и тропинка в лесу; и дуб с раскинувшимися ветвями; и волна, разбивающаяся о прибрежные камни, — перечислять можно до бесконечности.

Но снять один и тот же сюжет можно совершенно по-разному. Возьмем самый простой пример: как можно сфотографировать дерево? Предположим, что это раскидистый могучий дуб, эдакий его величество король леса. Вариантов для съемки может быть великое множество:

- использовать различные ракурсы (снять широкоугольным объективом, находясь вблизи от дерева, для подчеркивания перспективы и масштаба королевской особы или, наоборот, вежливо держа дистанцию, использовать телеобъектив, «сжав» пространство для более наглядной демонстрации геометрии ветвей);

- дождаться необходимого освещения (низкого бокового света для глубокой прорисовки объема; контрового света для создания сияющего эффекта; заката или восхода для придания мягких теплых оттенков либо снять древо в пасмурный день для подчеркивания печальных сторон преклонного возраста);

- по возможности выбрать интересную погоду (представьте себе дуб в клубах тумана с пробивающимися сквозь листья лучами или блестящие капли дождя на листьях в послегрозовом солнце);

- посетить это место в разные времена года (даже трудно представить, насколько разными могут оказаться полученные результаты: зимой — облепленные снегом ветви; осенью — золотые листья, посеребренные инеем; весной — покров из нежного пушка; летом — изобилие всевозможных оттенков зеленого цвета);

- пробовать снимать с различных сторон для поиска наиболее оптимальной, на ваш взгляд, композиции и подходящего фона и т. д.

А если еще учесть, что одинаково снимающих фотографов не бывает, — представьте, сколько потрясающих «портретов» дерева можно при этом сделать!

В то же время, снимая наобум, не задумываясь над конечным результатом и не ставя перед собой задачи донести своим снимком некую идею-мысль до зрителя, можно сделать множество «пустышек», даже находясь в самых красивых уголках планеты.

Как научиться видеть сюжет? Вопрос не менее сложный, чем предыдущий. Если вид прекрасного состояния природы не вызывает у вас щемящего сердце чувства, то научиться видению очень сложно (да и нужно ли вообще?).

Если же красота природы затрагивает в вашей душе невидимые струнки, совет такой: как можно больше и чаще смотреть на работы признанных мастеров пейзажного жанра, одновременно пытаясь анализировать, почему понравилась та или иная фотография, и пытаться проводить параллели с окружающим вас миром.

Могу предложить как можно чаще тренироваться «вхолостую», при любом удобном случае мысленно представляя себе увиденный пейзаж в качестве уже сделанной фотографии или, к примеру, постоянно носить с собой легкую небольшую мыльницу, если воображение отказывается искажать увиденную глазом реальность.

Самое страшное в том, что чем больше нас закручивает современная жизнь, тем все дальше мы отдаляемся от способности замечать то прекрасное, которое находится совсем рядом с нами. А сказочные пейзажи, оказывается, живут исключительно в телевизоре (Интернете) где-то между каналами Discovery и National Geographic.

 

Пейзажи с нашей планеты

 

Александр Киценко. По Толкиену: шагающий Энт, (Харьковская обл., Украина)

Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 35 мм, f/10, 1/320 с, ISO 100.

Самое обычное место в тумане становится неузнаваемым и загадочным, напоминая сказку. Выбранный ракурс и причудливая форма деревьев «заставили» их ожить и отправиться вместе с автором на туманную прогулку.

 

 

Александр Киценко, Сон дубовой долины (Харьковская обл., Украина)

Canon EOS 350D, Canon EF-S 17–85 mm 4,0–5,6 IS USM, 17 мм, f/11, 1/640 с, ISO 100.

Панорама из восьми вертикальных кадров. Раннее утро, уходящий туман и склоны долины, поросшие дубами, позволили хоть на некоторое время забыть о близости цивилизации и человеческих проблемах. Применение панорамной съемки помогло охватить весь открывающийся вид, разноудаленность деревьев и их тени придают снимку объемность. Белые следы — соцветия, уводящие к солнцу, — подчеркивают перспективу в кадре.

 

 

Михаил Вершинин, Рассвет моего города, (г. Красноярск, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 24 мм, f/10, 1/15 c, ISO 200.

В туманное утро даже городской мост может стать романтиком… Упорядоченная геометрия элементов моста на фоне тумана великолепно передает как линейную, так и тональную перспективу.

 

 

Михаил Вершинин. Утро нового дня, (Красноярские Столбы, Россия)

Canon EOS 1Ds Mark II, 330 мм, f/11, 1/200 c, ISO 200, 
панорама из шести горизонтальных кадров.

Невероятная утренняя феерия солнца и тумана, иначе и не скажешь. Ритм лучей и верхушек деревьев заставляют бегать по ним взглядом, как пальцами по струнам, снова и снова…

 

В следующей публикации поговорим о том, какая фототехника необходима для пейзажной съемки

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

В 2017 году LG открывает новые горизонты с линейкой Super UHD телевизоров на базе технологии Nano Cell
10 января 2017
Новости

В 2017 году LG открывает новые горизонты с линейкой Super UHD телевизоров на базе технологии Nano Cell

Благодаря наиболее технологически совершенной передаче цвета, доступной в LCD-экранах на сегодняшний день, новые SUPER UHD телевизоры от LG Electronics (модели SJ9500, SJ8500 и SJ8000) на базе технологии Nano Cell представляют совершенно новый уровень качества изображения на выставке CES 2017 в Лас-Вегасе.

Омниполярный звук
28 апреля 2003
Новости

Омниполярный звук

На звук приходится солидная доля впечатлений от просмотренного фильма. И будет очень обидно, если неважная передача пространства испортит впечатление от хорошего кино. Зритель может подумать, что режиссер не справился со своей задачей. Но на самом деле проблема может возникнуть из-за неправильно расставленной акустики.

Модульная камера YN43 от Yongnuo
18 мая 2018
Новости

Модульная камера YN43 от Yongnuo

Китайский производитель оптики и аксессуаров Yongnuo представил модульную камеру YN43 для смартфона. Камера выполнена в духе таких моделей, как Sony QX, Olympus Air, DxO One и Kodak PixPro. Она крепится к смартфону с помощью специальных зажимов и позволяет использовать для съёмки полноценные объективы.

Nikon работает над объективом для изогнутого сенсора
8 января 2018
Новости

Nikon работает над объективом для изогнутого сенсора

Патент, появившийся ещё в марте 2017 года, наглядно даёт понять, что Nikon работает над созданием объектива для изогнутого сенсора и, по-видимому, проектирует полнокадровую зеркальную камеру на его основе.

Nikon D500 - новая профессиональная цифровая зеркальная фотокамера с матрицей формата DX
13 января 2016
Новости

Nikon D500 - новая профессиональная цифровая зеркальная фотокамера с матрицей формата DX

Nikon D500 сочетает высочайшую производительность, быстроту работы и продуманную эргономику. Фотокамера Nikon D500 оснащена одной из самых передовых систем автофокусировки среди камер для фотоэнтузиастов; также это первая DX камера Nikon с возможностью записи видео в 4K UHD. Новый процессор обработки изображений EXPEED 5 позволяет камере достигать наивысшего качества фотографий, а диапазон чувствительности ISO от 100 до 51 200 единиц (с расширением до эквивалента 1 640 000 единиц ISO) позволит достигнуть впечатляющих результатов в самых разных условиях освещения. В модели D500 используется собственная технология Nikon, обеспечивающая непрерывное бесперебойное соединение с другими устройствами.

Компания Asus представляет PadFone S – смартфон с поддержкой 4G LTE
30 сентября 2014
Новости

Компания Asus представляет PadFone S – смартфон с поддержкой 4G LTE

Компания Asus представляет PadFone S — инновационный смартфон с поддержкой сотовых сетей 4 поколения LTE-Advanced, беспроводной зарядки стандарта Qi, радиомодулем ближнего поля (NFC) и 13-мегапиксельной камерой PixelMaster.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ОБЩЕНИЕМ БЕЗ ГРАНИЦ С МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ PHILIPS E120
27 мая 2014
Новости

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ОБЩЕНИЕМ БЕЗ ГРАНИЦ С МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ PHILIPS E120

27 мая 2014, Москва - Легко оставаться на связи. Philips E120 – один телефон для двух измерений, объединяющий личную жизнь и рабочее пространство в одно, благодаря поддержке двух SIM-карт, работающих в режиме ожидания одновременно. Не нужно обременять себя двумя телефонами – просто установите в Philips E120 две SIM-карты и общайтесь с родственниками и коллегами по работе с разных номеров по самым выгодным тарифам

Тест Full HD видеопроектора Epson EH-TW5500
5 октября 2012
Тесты

Тест Full HD видеопроектора Epson EH-TW5500

Epson EH-TW5500 — это флагман в линейке Full HD проекторов компании. Проектор имеет максимальный световой поток 1600 ANSI и обеспечивает максимальную заявленную производителем уникальную контрастность 200 000:1. В проекторе установлены HD ЖК-панели нового поколения D7 С2Fine (3LCD х 0.74” P-Si TFT) собственной разработки с фирменной технологией EPSON Deep black, обеспечивающие проецирование четкого, яркого и точного по цветопередаче изображения с высочайшей контрастностью.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 6

Сколько раз, не будучи экстремальным фотографом, я попадал в ситуации, когда не то что фотографировать, но и нос высунуть на улицу страшно. Но тяга к искусству практически всегда побеждает над разумом, и вот ты еле стоишь под ураганным ветром и пытаешься подобрать выдержку для очередной метели.

Процессоры 6-го поколения Intel® Core™ – выводим на новую орбиту все гаджеты планеты Земля
20 ноября 2015
Новости

Процессоры 6-го поколения Intel® Core™ – выводим на новую орбиту все гаджеты планеты Земля

Москва, 19 ноября 2015 г. — Корпорация Intel представила 6 поколение процессоров Intel® Core™ в России и других странах СНГ. Как новое поколение процессоров изменит пользовательский опыт, рассказали эксперты Intel и партнеры корпорации. Высочайшее быстродействие, новая интегрированная 3D-графика, быстрая и эффективная обработка видео — лишь краткий перечень преимуществ новых процессоров, подробности о которых представили инженеры, специалисты по архитектуре и партнеры Intel.