Паула. Фотография по памяти

Направления современного искусства пробегают бегом на скорости скользящего взгляда. Эксцентричный карнавал, тысячи костюмов, маскарад культур, жанров, стилей, техник. Придуманная иллюзия, составленная из новых идей, заимствованного антуража, современных аксессуаров и прочих ингредиентов. Эти или взаимодействующие, или взаимоисключающие элементы замещают мифопоэтическое содержание старого европейского искусства и отстраняют злободневную коммерческую цель. Постмодернизм сосредоточился на регистрации и исследовании области их наложения. Выбор Хендрика Керстенcа — искусство старых голландских мастеров и современный портрет.

Текст: Ольга Аверьянова, куратор проекта

 

 

Когда же компания Epson (мой постоянный выставочный и творческий спонсор) подарила мне сканер Perfection V10/V100 Photo (без встроенного слайд-модуля), процесс сканирования лиц намного упростился. Этот сканер легкий и удобный для переноски на дальние расстояния, а конструкция крепления позволяет открывать крышку на 90º и 180º. Но главное преимущество в том, что его можно ставить вертикально. После этого моими моделями стали не только я и мои домочадцы, но и друзья, коллеги-фотографы, да и просто знакомые люди, которым интересно было увидеть себя в новом изобразительном формате.

Первые скан-портреты я делала довольно спонтанно и нерегулярно. Но с годами все глубже и серьезней погружалась в творческий процесс. Тогда же пришла идея двух проектов — «Преображение» и «Идентификация», над которыми продолжаю работать и сейчас. Целью проекта «Преображение» стало исследование возможностей взаимодействия живописи и фотографии, точнее, изобразительная перекличка портретных образов, написанных художниками прошедших веков, с фотографическими портретами моих современников, выполненных в современной технике сканографии.

Еще это попытка найти эмоционально-психологические связи между людьми разных эпох и создание новых образных аналогий во временном сопоставлении. А проект «Идентификация» — это перенос и художественное проецирование знакомых лиц в новые смысловые, эмоциональные и художественные контексты. Длительная выдержка при съемке (и в большинстве случаев закрытые глаза) позволили сосредоточить внимание на внутреннем состоянии моих персонажей.

 

 

Мягкий «северный свет» тонко лепит лицо девушки. Отстраненный взгляд завораживает зрителя… Галерея работ Хендрика Керстенcа — портреты дочери фотографа. Мечтательная или невозмутимая, подавленная, гордая или скромная, сильная, но слабая — Паула взирает с «полотен» нидерландского мастера, представленных на выставке. Дама в замысловатых головных уборах: с белым полиэтиленовым кульком на голове с приподнятыми ручками, что придает ему форму старинного чепца, то в покрывале, наброшенном на голову на манер монашеского покрова, то ее волосы обмотаны упаковочной пленкой как чалмой или затянуты сеткой. Контемпоральность и, одновременно с тем, вечная красота — вот чем привлекают творения Керстенса, и изобретательности его, кажется, нет придела.

Сегодня тенденциозность и гигантомания художественной фотографии обращена к темам актуальным, которые касаются острых проблем глобализации и сложности социальных отношений в нашем политкорректном, но не очень толерантном мире. Возврат к первичным и важнейшим художественным ценностям для многих авторов уже не представляет интереса. Обращение к прошлому — диалог с традициями классического визуального наследия, кстати, своей страны, своего рода попытка поиска гуманизма, давно уже потерянного.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в скрупулезном «описании» поверхностей объектов, а с другой стороны, в особой пластичности, достигавшейся за счет точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. Именно поэтому фотограф, основным средством выразительности которого является свет, так удачно «вписался» в линейку старых мастеров. Картина по фотографии — известный трюк, Керстенс делает фотографию по картине, или, вернее, по воспоминаниям о ней, ее «памятному слепку»..

У него всего лишь одна героиня, которую от наблюдает в течение всей ее жизни. Работая над серией «Паула», фотограф создает монопортрет одного человека. Керстенс примеряет ей бутафорские наряды, как будто разыгрывает детский спектакль для дочки, но время — главный режиссер. Время историческое, к которому обращается фотограф, и время человеческое, время, на протяжении которого он снимает Паулу. Девушка становится объектом и субъектом эпохального и одновременно современного контекста.

Современный фьюжн: психологический портрет и «художественная реконструкция» жанра. Должен ли зритель отгадать авторские ремарки, искать параллели с работам тех или иных великих голландцев? В этом нет необходимости. Здесь нет прямой артикуляции. По сути, ключом к «историзму» стали прототипы дамских головных уборов Ренессанса и барокко.

«Современность», в том числе современное искусство, начинается, как известно, с нового отношения к вещам. Но только реалистическая эстетика — а фотография этому во многом поспособствовала — обеспечила обыденной, простой вещи функцию выражения ценности, которой раньше наделялись лишь предметы культа или произведения искусства. На вершине моды старой Европы всегда были головные уборы. На Пауле конусообразный геннин из абажура, чепец из алюминиевой фольги или салфетки, полотенце, повязанное в виде круселера.

 

 

Классическая форма национального чепца воплощала представление голландцев о женской добродетели и красоте. Вот на Пауле что-то, напоминающее роскошный «мельничный жернов», — так назывался большой кружевной воротник, который с удовольствием носили и мужчины, и женщины во Фландрии вплоть до XVIII в. Все эти многочисленные интерпретации — нелепые «подделки» — не раздражают, а, напротив, заставляют зрителя думать об изощренной культурной иронии, с которой автор обращается с великим своим наследием, оставаясь при этом совершенно серьезным.

Керстенс оставил нам настоящее лицо Паулы без грима, моды, феминизма! Ее светлая кожа, руки и плечи словно выхвачены из темноты. Да ведь это алебастровая маска, которая не то чтобы приросла к лицу — она поглотила его так, что снять ее не представляется возможным. Та самая, доставшаяся от великих голландцев. Керстенс как будто бы опровергает расхожее мнение, что камера никогда не врет, — его камера лукавит, выдавая вымысел за реальность, а реальность за вымысел. Но разве не в этом смысл настоящего искусства?

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

В «Фотоцентре на Гоголевском» открылась фотовыставка «Семейные ценности в среде предпринимателей и благотворителей России XIX-XX веков»
27 декабря 2014
Новости

В «Фотоцентре на Гоголевском» открылась фотовыставка «Семейные ценности в среде предпринимателей и благотворителей России XIX-XX веков»

В московском «Фотоцентре на Гоголевском» открылась фотовыставка «Семейные ценности в среде предпринимателей и благотворителей России XIX-XX веков». В экспозиции представлены уникальные фотографии и документы из семейных архивов потомков российских купцов и предпринимателей конца XIX начала XX веков: Ляминых, Павловых, Прохоровых, Фирсановых, Солдатёнковых, Сорокоумовских, «русских французов» Армандтов, Катуаров, Демонси и другие.

Дело Polaroid живет и побеждает! FUJIFILM представляет новую камеру моментальной печати Instax mini 9
29 марта 2017
Новости

Дело Polaroid живет и побеждает! FUJIFILM представляет новую камеру моментальной печати Instax mini 9

Компания FUJIFILM объявила о запуске в июне новой модели камер моментальной печати Instax mini 9. Свой культовый дизайн и простоту использования новая модель переняла у самой популярной камеры в линейке - Instax mini 8. Новая линейка ярких камер Instax mini 9 выполнена в пяти цветовых решениях, с зеркальцем для селфи и дополнительной макролинзой.

Английские аристократы
23 мая 2006
Новости

Английские аристократы

— одно из самых известных названий в хай-фай индустрии Великобритании. Компания появилась на свет в 1983 году, а ее первым продуктом стал интегральный усилитель 8000А. Он был по достоинству оценен любителями качественного звука, поскольку обладал более чем неплохим исполнением при вполне разумной стоимости.

Куда девать старую бытовую технику
29 сентября 2019
Новости

Куда девать старую бытовую технику

Ломаются холодильники, телевизоры, плиты, не говоря о фенах, наушниках и других домашних гаджетов. Куда девать старую бытовую технику? Можно, конечно, просто выкинуть в мусор, но это не экологично и не логично для тех, кто не хочет превращать родную страну в большую свалку. Есть хорошая новость: избавиться от старой техники теперь стало намного проще. Ее можно отнести в ближайший магазин М.Видео. При этом, необязательно там что-то покупать, и неважно, где и когда была приобретена эта техника вами. Группа «М.Видео-Эльдорадо» в партнёрстве с Ассоциацией «СКО Электроника-утилизация» и АО «Корпорация ЭКОПОЛИС» запускают крупнейший в России проект по постоянному сбору и утилизации техники.

Рожденные звуком!
31 декабря 2003
Обзоры

Рожденные звуком!

Английская компания Bowers&Wilkins в очередной раз подтвердила имя лидера на рынке акустических систем. Наверное, никто из производителей не предлагал такого разнообразия колонок, созданных с применением новейших технологий, призванных максимально улучшить качество звучания. Прошедший год, точнее его конец, ознаменовался для B&W выпуском новой серии 800, которая пришла на смену сериям Signature 800 и Nautilus.

Новая версия UC Browser 10.1 для iOS с обновленным интерфейсом позволяет сжимать трафик и блокировать рекламу
26 августа 2015
Новости

Новая версия UC Browser 10.1 для iOS с обновленным интерфейсом позволяет сжимать трафик и блокировать рекламу

Москва, 25 августа 2015 г. — Компания UCWeb, один из лидирующих производителей на рынке мобильных браузеров (по данным StatCounter рыночная доля в мире составляет 14,53%), представила обновленную версию UC Browser для iOS, призванную укрепить продуктовый портфель компании. С новой версией UC Browser на еще один шаг приблизился к воплощению своей идеи — предлагать пользователям более удобный веб-серфинг вне зависимости от того, когда, где и какое устройство они используют.

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5
29 ноября 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5

Выпуск пылевлагозащищенных камер стал уже традицией для марки Pentax. Камера K-5 не является исключением, но главное ее достоинство не в этом.

Активная звуковая панель JBL CINEMA SB200: что скажет нам диктор?
4 февраля 2014
Тесты

Активная звуковая панель JBL CINEMA SB200: что скажет нам диктор?

Компания JBL хорошо известна любителям аудио, — богатый модельный ряд «на любой кошелек», характерное напористое «американское» звучание, хорошее качество изготовления даже в бюджетных моделях. Вот и среди звуковых панелей, продающихся в настоящее время, можно встретить целых четыре представителя JBL: две с активным сабвуфером — JBL SB300 и JBL SB400, и две типа «труба — просто труба»: JBL CINEMA SB100 и JBL CINEMA SB200. Кстати говоря, на рынке представлены еще три модели саундбаров от Harman Corporation (в которую входит подразделение JBL), — Harman/Kardon SB10, SB16 и SB30, — все с активным сабвуфером.

Компактный фотоаппарат ультразум Fujifilm FinePix F900EXR
31 января 2013
Новости

Компактный фотоаппарат ультразум Fujifilm FinePix F900EXR

Компания Fujifilm объявляет о начале продаж компактных фотоаппаратов, идеально подходящих для любителей путешествий FinePix F900EXR — последним пополнением в линейке Fujifilm F. Эта модель предназначена для тех, кому требуется отличное качество изображения, объектив с большим оптическим увеличением, широкая функциональность, и все это в легком и тонком корпусе. Прецизионный широкоугольный объектив Fujinon 25 мм *** с 20-кратным оптическим зумом, плюс новая высокопроизводительная матрица EXR CMOS II со сверхбыстрой автофокусировкой с фазовой детекцией и процессором EXR II.

Хищный звук: CD/MP3-магнитола BBK Mangust
14 февраля 2013
Новости

Хищный звук: CD/MP3-магнитола BBK Mangust

Компания BBK Electronics расширяет линейку CD/MP3-магнитол и представляет эксклюзивную модель ВХ900U Mangust. Название линейки было выбрано не случайно. Мангуст — это бесстрашный хищник-победитель, который с легкостью расправляется даже с королевской коброй, полагаясь лишь на свою скорость и ловкость, так как не имеет иммунитета к змеиному яду.