Паула. Фотография по памяти

Направления современного искусства пробегают бегом на скорости скользящего взгляда. Эксцентричный карнавал, тысячи костюмов, маскарад культур, жанров, стилей, техник. Придуманная иллюзия, составленная из новых идей, заимствованного антуража, современных аксессуаров и прочих ингредиентов. Эти или взаимодействующие, или взаимоисключающие элементы замещают мифопоэтическое содержание старого европейского искусства и отстраняют злободневную коммерческую цель. Постмодернизм сосредоточился на регистрации и исследовании области их наложения. Выбор Хендрика Керстенcа — искусство старых голландских мастеров и современный портрет.

Текст: Ольга Аверьянова, куратор проекта

 

 

Когда же компания Epson (мой постоянный выставочный и творческий спонсор) подарила мне сканер Perfection V10/V100 Photo (без встроенного слайд-модуля), процесс сканирования лиц намного упростился. Этот сканер легкий и удобный для переноски на дальние расстояния, а конструкция крепления позволяет открывать крышку на 90º и 180º. Но главное преимущество в том, что его можно ставить вертикально. После этого моими моделями стали не только я и мои домочадцы, но и друзья, коллеги-фотографы, да и просто знакомые люди, которым интересно было увидеть себя в новом изобразительном формате.

Первые скан-портреты я делала довольно спонтанно и нерегулярно. Но с годами все глубже и серьезней погружалась в творческий процесс. Тогда же пришла идея двух проектов — «Преображение» и «Идентификация», над которыми продолжаю работать и сейчас. Целью проекта «Преображение» стало исследование возможностей взаимодействия живописи и фотографии, точнее, изобразительная перекличка портретных образов, написанных художниками прошедших веков, с фотографическими портретами моих современников, выполненных в современной технике сканографии.

Еще это попытка найти эмоционально-психологические связи между людьми разных эпох и создание новых образных аналогий во временном сопоставлении. А проект «Идентификация» — это перенос и художественное проецирование знакомых лиц в новые смысловые, эмоциональные и художественные контексты. Длительная выдержка при съемке (и в большинстве случаев закрытые глаза) позволили сосредоточить внимание на внутреннем состоянии моих персонажей.

 

 

Мягкий «северный свет» тонко лепит лицо девушки. Отстраненный взгляд завораживает зрителя… Галерея работ Хендрика Керстенcа — портреты дочери фотографа. Мечтательная или невозмутимая, подавленная, гордая или скромная, сильная, но слабая — Паула взирает с «полотен» нидерландского мастера, представленных на выставке. Дама в замысловатых головных уборах: с белым полиэтиленовым кульком на голове с приподнятыми ручками, что придает ему форму старинного чепца, то в покрывале, наброшенном на голову на манер монашеского покрова, то ее волосы обмотаны упаковочной пленкой как чалмой или затянуты сеткой. Контемпоральность и, одновременно с тем, вечная красота — вот чем привлекают творения Керстенса, и изобретательности его, кажется, нет придела.

Сегодня тенденциозность и гигантомания художественной фотографии обращена к темам актуальным, которые касаются острых проблем глобализации и сложности социальных отношений в нашем политкорректном, но не очень толерантном мире. Возврат к первичным и важнейшим художественным ценностям для многих авторов уже не представляет интереса. Обращение к прошлому — диалог с традициями классического визуального наследия, кстати, своей страны, своего рода попытка поиска гуманизма, давно уже потерянного.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в скрупулезном «описании» поверхностей объектов, а с другой стороны, в особой пластичности, достигавшейся за счет точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. Именно поэтому фотограф, основным средством выразительности которого является свет, так удачно «вписался» в линейку старых мастеров. Картина по фотографии — известный трюк, Керстенс делает фотографию по картине, или, вернее, по воспоминаниям о ней, ее «памятному слепку»..

У него всего лишь одна героиня, которую от наблюдает в течение всей ее жизни. Работая над серией «Паула», фотограф создает монопортрет одного человека. Керстенс примеряет ей бутафорские наряды, как будто разыгрывает детский спектакль для дочки, но время — главный режиссер. Время историческое, к которому обращается фотограф, и время человеческое, время, на протяжении которого он снимает Паулу. Девушка становится объектом и субъектом эпохального и одновременно современного контекста.

Современный фьюжн: психологический портрет и «художественная реконструкция» жанра. Должен ли зритель отгадать авторские ремарки, искать параллели с работам тех или иных великих голландцев? В этом нет необходимости. Здесь нет прямой артикуляции. По сути, ключом к «историзму» стали прототипы дамских головных уборов Ренессанса и барокко.

«Современность», в том числе современное искусство, начинается, как известно, с нового отношения к вещам. Но только реалистическая эстетика — а фотография этому во многом поспособствовала — обеспечила обыденной, простой вещи функцию выражения ценности, которой раньше наделялись лишь предметы культа или произведения искусства. На вершине моды старой Европы всегда были головные уборы. На Пауле конусообразный геннин из абажура, чепец из алюминиевой фольги или салфетки, полотенце, повязанное в виде круселера.

 

 

Классическая форма национального чепца воплощала представление голландцев о женской добродетели и красоте. Вот на Пауле что-то, напоминающее роскошный «мельничный жернов», — так назывался большой кружевной воротник, который с удовольствием носили и мужчины, и женщины во Фландрии вплоть до XVIII в. Все эти многочисленные интерпретации — нелепые «подделки» — не раздражают, а, напротив, заставляют зрителя думать об изощренной культурной иронии, с которой автор обращается с великим своим наследием, оставаясь при этом совершенно серьезным.

Керстенс оставил нам настоящее лицо Паулы без грима, моды, феминизма! Ее светлая кожа, руки и плечи словно выхвачены из темноты. Да ведь это алебастровая маска, которая не то чтобы приросла к лицу — она поглотила его так, что снять ее не представляется возможным. Та самая, доставшаяся от великих голландцев. Керстенс как будто бы опровергает расхожее мнение, что камера никогда не врет, — его камера лукавит, выдавая вымысел за реальность, а реальность за вымысел. Но разве не в этом смысл настоящего искусства?

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M1
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M1

Можно сколько угодно ломать копья в споре «может ли беззеркалка быть профессиональной». Каждый решает ее исходя из собственных задач. Olympus OM-D E-M1, пожалуй, первой позволила многим фотографам ответить на этот вопрос положительно. Ряду конкурентов-предшественников, выпускавшихся Sony и Fujifilm, не хватило наличия достаточно обширной системы, в то время как Olympus целенаправленно работал над ней многие годы.

Тест акустической системы Heybrook HB4
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Heybrook HB4

Британская компания Heybrook известна в России пока не очень хорошо, но на самом деле она имеет довольно продолжительную историю. Компания была создана еще в 1978 г., получив имя от названия живописной бухты рядом с первой фабрикой предприятия. В 1998 г. компания вошла в состав корпорации Audio Group International и переехала на новое место жительства под Плимут, где и базируется до сих пор.

В док-станции PIONEER XW-NAV1-k уместились DVD-проигрыватель, FM-радио, док-станция iPod и акустика
11 августа 2012
Обзоры

В док-станции PIONEER XW-NAV1-k уместились DVD-проигрыватель, FM-радио, док-станция iPod и акустика

Славу фирме Pioneer принесло быстрое внедрение самых злободневных технических новшеств, и этот мультиформатный комбайн не исключение. В компактном корпусе минималистического дизайна уместились DVD-проигрыватель, FM-радио, док-станция iPod и акустика. Лучший вариант для его применения в паре с небольшим телевизором, в спальне или кабинете.

Гимн фотолюбителю
31 декабря 2003
Обзоры

Гимн фотолюбителю

(Субъективный взгляд на объективную реальность) Фото Ю. Иванов Теперь уже почти не звонят: в этом году звонили всего два раза. А до этого все пятнадцать лет я регулярно слышал в трубке: «У нас на помойку вынесли увеличитель, красный фонарь, ванночки... Тебе не надо?» Три увеличителя я забрал – с конденсорами, с объективами, даже с лампочками.

Беспредельно точный звук...
8 декабря 2004
Новости

Беспредельно точный звук...

Уже более 40 лет английская компания KEF радует поклонников качественного звука, выпуская новые модели акустических систем. Начиналось все в далеком 1961 году. За это время было изготовлено немало различных колонок, но их всегда отличало одно — точность воспроизведения. На сегодняшний день в ассортименте KEF находится несколько серий АС, а именно бюджетная Coda, Q, принадлежащая к среднему классу, на ступень выше находится серия XQ, флагманская Reference и так называемая «дизайнерская» серия KHT, расшифровывающаяся как KEF Home Theatre.

Nikon D5 - новая флагманская профессиональная фотокамера
13 января 2016
Новости

Nikon D5 - новая флагманская профессиональная фотокамера

Непревзойденная эффективность съемки фотокамерой D5 дает фотографу полную свободу действий. Новая 20,8-мегапиксельная КМОП-матрица формата FX и датчик RGB для замера экспозиции с разрешением 180 000 пикселей обеспечивают исключительно точное распознавание объектов съемки и деталей изображения.

Canon представляет компактный вещательный 4K объектив с зумом CJ15ex4.3B: лучшее в классе увеличение и самое короткое фокусное расстояние
5 сентября 2019
Новости

Canon представляет компактный вещательный 4K объектив с зумом CJ15ex4.3B: лучшее в классе увеличение и самое короткое фокусное расстояние

Компания Canon объявляет о расширении ведущей в отрасли линейки вещательных 4K-объективов для камер с датчиками формата 2/3 дюйма новой моделью — CJ15ex4.3B. Наряду с выдающимися оптическими характеристиками серии Canon UHDxs, лучший в своем классе объектив CJ15ex4.3B обладает 15-кратным зумом и фокусным расстоянием при широком угле 4,3 мм. Эта легкая (2,19 кг) модель обеспечивает вещание с оптическим разрешением 4K даже при использовании встроенного 2-кратного телеконвертера, позволяя получать материалы высочайшего разрешения — от центра изображения до самых его краев. Теперь в ассортименте Canon найдется объектив для любого сценария вещательной съемки. Спрос зрителей на 4K-контент растет, и объектив CJ15ex4.3B идеально подходит для вещателей, которые ориентированы на будущее и заинтересованы в обновлении оборудования и рабочих процессов.

В Москве открылся 19-й по счету Фотофорум
12 апреля 2019
Новости

В Москве открылся 19-й по счету Фотофорум

11 апреля Фотофорум’2019 встретил первых посетителей. Одно из важнейших событий для российской фотоиндустрии началось весьма насыщенно благодаря тому, что в этом году на площадке появилось больше экспонентов и образовательно-деловых мероприятий. В выставочной части, которая разместилась в пятом зале второго павильона МВЦ «Крокус Экспо», собрались главные мировые лидеры в производстве фототехники, профессионального оборудования и аксессуаров. Именно здесь определяются тенденции развития бизнеса на ближайший год, рассматриваются основные тренды и приемы, формирующие понятие «современной фотографии». Что же происходило в первый день Фотофорума, который оказался богатым на эмоции, встречи и дискуссии?

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн
14 сентября 2015
Новости

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн

Германия, Берлин — Компания Gibson Innovations представляет новую линейку систем домашних кинотеатров Philips Zenit. Серия, представленная двумя моделями CSS5530 и CSS5330, отличается кристально чистым кинематографическим звуком и элегантным, стильным дизайном, который прекрасно дополнит современный интерьер. Предназначенная для высококачественного воспроизведения звука — будь то просмотр кинофильма в формате Ultra HD или просто беспроводное потоковое воспроизведение музыки с внешнего устройства, — эта система оживит звучание любимых композиций и фильмов.

ViewSonic на ISE 2017: новые решения для совместной работы
14 февраля 2017
Новости

ViewSonic на ISE 2017: новые решения для совместной работы

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, в рамках выставки ISE 2017 представила новые проекторы, интерактивные дисплеи и коммерческие панели для эффективной совместной работы. В качестве участника выставки компания отметила свою 30-летнюю годовщину демонстрацией новых решений, призванных «упростить сложное». Данная кампания нацелена на обеспечение более простой интеграции новых технологий, а новинки помогут устранить барьеры на пути широкого внедрения передовых технологий.