Окно в большой мир!

Не будет преувеличением, если сказать, что большинство из тех кинолюбителей, кто имеет дома телевизор с подключенным DVD-проигрывателем и комплектом акустических систем многоканального звука, по-прежнему с большим удовольствием ходят в обычный «уличный» кинотеатр. Дело здесь, конечно, не в том, что новинки проката и разрекламированные премьеры можно увидеть исключительно в кинотеатрах. Такое нелепое предположение вызовет улыбку у людей, живущих в нашей стране. Причина заключается в неповторимой и таинственной атмосфере кинозала, которая позволяет отключиться ото всех жизненных забот и проблем и на час-полтора забыть обо всем, кроме красочных и динамичных событий, что происходят на большом экране.

Не в последнюю очередь захватывающее действие атмосферы кинозала связано с большими размерами изображения — разворачивающиеся события и персонажи размером «один в один» создают иллюзию полной реальности, и все происходящее выглядит почти как настоящий оживший мир, в который мы неведомо как попали. Конечно, такое состояние просто не может возникнуть в домашней обстановке, когда вокруг мы видим привычные вещи нашей повседневной жизни, и когда действие происходит на экране телевизора размером «семь на восемь», на котором даже «Титаник» выглядит бумажным корабликом, а динозавры размером не больше собаки. Поэтому однажды картинка размером с наволочку перестает удовлетворять воображение, хочется чего-то более весомого и «кинотеатрального», и мы начинаем задумываться о проекторе.

Те кинолюбители, которые решили модернизировать свой домашний кинотеатр, установив вместо телевизора проектор, наверняка знают о существовании нескольких типов проекторов. В настоящее время наибольшее распространение получили проекторы, построенные на основе микрозеркальной (DLP) и жидкокристаллической (LCD) технологий. Более того, в секторе мультимедийных и недорогих проекторов для домашнего кинотеатра LCD- и DLP-проекторы занимают главенствующее положение, и речь идет о жесткой конкурентной борьбе и даже «войне» этих технологий за умы и кошельки потребителей.

LCD- И DLP-ТЕХНОЛОГИИ

Принципиальная схема 3LCD-проектора

Первыми появились проекторы, построенные на технологии LCD (Liquid Crystal Display), в которых для формирования изображения применяются три миниатюрных жидкокристаллических дисплея с интегрированными тонкопленочными транзисторными матрицами. Каждый дисплей представляет собой две стеклянные пластинки, между которыми находится желеобразное вещество — аморфный поликристаллический кремний. Аморфный кремний обладает интересным свойством: жидкие кристаллы, из которых он состоит, упорядочиваются под воздействием электростатического поля, создаваемого крошечными невидимыми глазом транзисторами. Упорядоченные в пределах одного микротранзистора кристаллы кремния пропускают сквозь себя определенное количество света, которое пропорционально созданному транзистором электростатическому полю. Каждый транзистор управляется независимо, что позволяет создавать внутри жидкокристаллического дисплея-чипа изображение, учитывая огромное количество (сотни тысяч и миллионы) транзисторов. Один LCD-чип может обеспечить только одноцветное изображение. Чтобы получить цветную картинку, свет проекционной лампы сначала разделяется на три составляющие — красную, зеленую и синюю. На следующем этапе каждый из трех пучков света проходит через свою LCD-матрицу, формируя красный, зеленый и синий компоненты изображения. И на последнем этапе при помощи призм все три компонента сводятся в одну многоцветную картинку, которая через систему линз проецируется на экран. Таким образом, технология основана на пропускании света через три LCD-матрицы, изображение непрерывно во времени, и для получения изображения не используются подвижные детали.

В основе второй, сравнительно более молодой, технологии DLP (Digital Light Processing — цифровая обработка света) лежит отражение света так называемой матрицей DMD (Digital Micromirror Device — цифровой микрозеркальный прибор). Поверхность DMD-чипа состоит из сотен тысяч, а то и миллионов крошечных подвижных прямоугольных зеркалец, каждое размером вдвое меньше, чем толщина человеческого волоса. Под отдельным зеркальцем расположен электростатический привод, который позволяет поворачивать зеркальце, в результате чего «зайчик» отраженного света лампы может быть направлен либо в объектив проектора, либо пойман световой ловушкой, где он будет бесследно поглощен. В первом случае на экране получится белая точка, во втором — черная. Чтобы получить разные оттенки серого цвета, каждое зеркальце в одном кадре фильма (1/25 секунды) совершает множество поворотов, направляя свет то в ловушку, то на экран. Чем больше времени «зайчик» отраженного света проведет на экране, тем ярче покажется созданный пиксель. Каждое зеркальце управляется независимо, что позволяет создать на экране из сотен тысяч «зайчиков» подвижное изображение. Но так можно создать только черно-белый фильм. Чтобы расцветить изображение, применяется специальное цветовое колесо, состоящее из секторов красного, зеленого и синего цветов. Вращаясь и пропуская через светофильтры белый свет, колесо последовательно формирует световые пучки красного, зеленого и синего цветов, которые в дальнейшем отражаются на зеркальной поверхности DMD-чипа, где уже сформировано изображение, соответствующее цвету пучка. Колесо вращается с очень большой частотой, поэтому в течение одного кадра цветовые составляющие изображения сменяются последовательно много раз. Зрение устроено таким образом, что человек не успевает заметить отдельные вспышки каждого из цветов, поэтому они воспринимаются как цветное изображение, соответствующее оригиналу. Таким образом, метод создания изображения основан на отражении света зеркальной поверхностью DMD-матрицы, изображение не непрерывно во времени, а строится из множества последовательных вспышек цветовых составляющих кадра, и DLP-проектор содержит подвижный дополнительный элемент — вращающееся цветовое колесо.

Следует заметить, что уже довольно долгое время существуют трехчиповые DLP-проекторы, в которых изображение создается тремя DMD-матрицами одновременно, поэтому цветовое колесо у них отсутствует, и изображение непрерывно во времени, как и в случае LCD-технологии. Трехчиповые DLP-проекторы более дороги, чем одночиповые, поэтому они остаются пока недосягаемыми для массового потребителя, и далее подразумеваются именно одночиповые DLP-проекторы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ LCD- И DLP-ТЕХНОЛОГИЙ

Принципиальная схема DLP-проектора

Любая технология имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств LCD-проекторов традиционно относят, во-первых, непрерывность создаваемого изображения во времени, благодаря чему снижается нагрузка на зрение зрителя. Действительно, изображение создается одновременно тремя LCD-матрицами красного, зеленого и синего цветов, поэтому зрение воспринимает уже готовую смешанную картинку, которая наиболее близка к тому, что мы видим в обычной жизни. Во-вторых, благодаря непрерывности изображения LCD-проекторы позволяют создать палитру с более яркими и насыщенными цветами.

К недостаткам LCD-технологии относят, во-первых, не самую высокую контрастность, которую может обеспечить LCD-панель, поскольку полностью перекрыть свет при воспроизведении чисто черного цвета панель не может. Во-вторых, по некоторым данным, со временем цветовая палитра изображения LCD-проектора ухудшается в результате «выгорания» синей матрицы под воздействием ультрафиолетовых лучей.

DLP-проекторы хороши тем, что обеспечивают очень высокую контрастность изображения и меньший уровень видеошумов, что очень важно для качественной передачи кино.

Главным недостатком одночипового DLP-проектора является так называемый «эффект радуги», который заключается в многоцветном окрашивании границ светлых участков изображения во время просмотра динамичных эпизодов фильма. Еще один недостаток — это посторонний шум, связанный с вращением цветового колеса. Противниками DLP-технологии часто выдвигается тот аргумент, что метод создания изображения неестественен для зрения и может вызвать головную боль при длительном просмотре.

Таким образом, исторически технология LCD выглядит предпочтительнее, поскольку имеет меньше недостатков и больше достоинств. Однако никакая перспективная технология не стоит на месте, и в настоящее время DLP-проекторы успешно избавляются от своих «родовых» недостатков. В них применяются цветовые колеса с большим количеством секторов и вращающиеся на больших частотах, поэтому воздействие мерцания изображения на зрение, а также «эффект радуги» становятся все менее заметными, а цветовая насыщенность изображения увеличивается. В свою очередь, LCD-проeкторы оснащаются более высокотехнологичными матрицами, которые позволяют обеспечить большую контрастность.

В настоящее время качество как DLP-, так и LCD-проекторов очень сильно выросло, а различия между ними все более стираются. Если раньше с первого взгляда на экран можно было понять по характерным особенностям картинки тип примененной технологии, то теперь по качеству изображения лучшие DLP- и LCD-проекторы не сильно отличаются друг от друга, поэтому фактор технологии становится все менее значимым для домашнего кинотеатра, и ориентироваться необходимо на другие параметры.

Внешний вид чипа DLP

ЧТО СУЩЕСТВЕННО, А ЧТО НЕТ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОЕКТОРА ДЛЯ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА

Первое, на что следует обратить внимание, это как позиционируется проектор производителем: «мультимедийный» или «проектор для домашнего кинотеатра». Мультимедийные проекторы предназначены в первую очередь для офисных презентационных задач, поэтому они часто имеют такие аппаратные и функциональные возможности, которые не будут применяться в домашнем кинотеатре, но за которые все равно нужно будет заплатить при покупке проектора. Другими словами, проектор, изначально созданный для домашнего кинотеатра, будет содержать только те возможности, которые необходимы для просмотра кино.

Очень важным для домашнего проектора параметром является контрастность изображения. Чем она выше, тем проектор предпочтительнее. Для домашнего кинотеатра достаточным является значение контрастности 1000:1 при условии создания в помещении для просмотра качественного затемнения.

Необходимо, чтобы проектор был оборудован широкоформатной матрицей с соотношением сторон 16:9. Такая матрица изначально создается в расчете на широкоформатное изображение кинофильмов. Матрица с соотношением сторон 4:3 также позволяет воспроизводить широкоформатное изображение, но при этом часть поверхности матрицы использоваться не будет, поэтому деньги за «лишние» квадратные миллиметры дорогостоящего устройства пропадут впустую.

Очень существенной для домашнего кинотеатра характеристикой является уровень звуковых помех, которые создают подвижные части проектора — вентиляторы, а у DLP-проекторов еще и вращающееся цветовое колесо. Перед покупкой нужно обязательно оценить на слух работу проектора, а не полагаться только на данные производителя.

Такие параметры, как малый вес и размеры проектора, важны для мобильных презентаций и не так критичны для домашнего кинотеатра. Вам ведь не придется целый день носить проектор в сумке, поэтому ничего страшного, если он будет весить не 1,5–2, а 4—5 кг.

Высокий световой поток необходим в том случае, если планируется создание домашнего кинотеатра с очень большим экраном. В большинстве случаев, когда изображение будет проецироваться на экран с диагональю 2–2,5 м, достаточным световым потоком будет 1000—1500 лм.

Проекционное расстояние является весьма важным параметром для небольшого домашнего кинотеатра, поскольку в этом случае приходится решать задачу создания как можно большего изображения при как можно меньшем расстоянии от проектора до экрана. Поэтому чем меньше проекционное расстояние, тем проектор предпочтительнее. Проекционное расстояние напрямую зависит от другого параметра — фокусного расстояния. Чем оно меньше, тем большее по диагонали изображение может создать проектор при одном и том же расстоянии от экрана, поэтому короткофокусные проекторы предпочтительнее в небольших помещениях.

Наличие настроек изображения, включая регулировку гамма-функции, является обязательным условием создания качественного изображения. Гамма-функция необходима для правильного воспроизведения фильмов, как со светлым, так и с темным видеорядом. Желательно также, чтобы система настройки проектора имела предустановленные режимы, соответствующие различным типам изображения, будь то кинофильм, видеоизображение, телевизионный сигнал и компьютерная картинка.

Поддержка видеосигнала с прогрессивной разверткой является необходимым условием создания комфортного для зрения изображения на больших экранах. Если используются высококлассные DVD-проигрыватели с возможностью вывода цифрового видеосигнала качества HDTV, то проектор также должен поддерживать такие видеосигналы.

Проектор для домашнего кинотеатра должен иметь разъемы для коммутации с композитным, компонентным и S-Video видеосигналами. Если проектор будет использоваться для компьютерных игр, то необходим также разъем VGA. Полезным будет наличие интерфейса DVI/HDMI для воспроизведения цифрового изображения.

Наличие встроенных динамиков для проектора второстепенно, поскольку заменить полноценную систему окружающего звучания да и просто стереосистему они не в состоянии, а вот цену проектора повысить способны.

Разнообразные моторизированные механизмы настройки резкости и увеличения изображения (особенно если они автоматические) нужны скорее для мобильных презентаций, чем для домашнего кинотеатра. Даже если проектор каждый раз перед просмотром устанавливают на новом расстоянии, то в домашней обстановке всегда есть пара минут, чтобы настроить изображение вручную. Поэтому переплачивать за дорогие механизмы и автоматику, на наш взгляд, не стоит.

БУДУЩЕЕ ПРОЕКТОРА ДЛЯ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА

Современные проекторы для домашнего кинотеатра уже во многом исчерпали ресурс развития как индивидуальные аппараты. Лучшие из них обладают небольшими размерами и массой, впечатляющей контрастностью, большим световым потоком и высоким разрешением матрицы, оснащены всеми необходимыми разъемами, их системы настройки позволяют регулировать любой параметр изображения, они экономичны, создают небольшие акустические помехи и долговечны. Чего же еще можно ожидать от проектора?

Как показывают последние новинки, проекторы для домашнего кинотеатра в ближайшем будущем будут развиваться в направлении интегрирования с DVD-проигрывателями. Весьма интересный образец такого гибрида представила фирма OPTOMA. Модель называется OPTOMA DV 10 и представляет собой очень удобное сочетание DVD-проигрывателя и DLP-проектора в одном корпусе. Симпатичным проектор делает не только интересный дизайн, но и отменные рабочие характеристики и возможности.

Аппарат получился весьма компактным — по размерам он не сильно отличается от других проекторов своего класса. Интегрированный DVD-проигрыватель расположен в верхней части корпуса, поэтому диски загружаются сверху, как у обычной магнитолы с CD-декой. Небольшие встроенные стереодинамики позволяют получать звук, не уступающий по качеству звучанию динамиков стереотелевизора. Интересно, что стереофонический эффект сохраняется вне зависимости от положения зрителя относительно проектора. Конечно, полноценную многоканальную систему окружающего звучания, включающую сабвуфер, такие динамики не заменят, поэтому в проекторе предусмотрены цифровые аудиовыходы для коммутации с внешним аудиопроцессором. Если предполагается использование только проекционных возможностей этой модели, то внешний источник изображения может быть подключен через разъем VGA, который поддерживает ввод компонентного, HDTV и компьютерного видеосигналов. Кроме того, реализованы композитный и S-Video входы.

Проектор обладает впечатляющей контрастностью 4000:1 и световым потоком 1000 лм, которого будет достаточного для просмотра кинофильмов на весьма большом экране при условии, если помещение будет качественно затемнено.

Модель интересна тем, что практически не создает посторонних шумов — уровень шумовых помех находится на отметке 28 дБ, что является очень хорошим показателем. Это тем более удивительно, учитывая то, что проектор имеет встроенный DVD-проигрыватель, который является потенциальным источником шума.

Изображение, которое получается с этим проектором, впечатляет высоким качеством. «Эффект радуги» у этой модели практически нулевой, поэтому, не зная заранее о том, что проектор построен на основе технологии DLP, догадаться об этом практически невозможно, разве что по очень высокой контрастности изображения и превосходной передаче чисто черного цвета. Изображение стабильно и практически не дрожит, что говорит о незначительном уровне вибрации, создаваемой DVD-приводом.

Понравилось большое количество настроек изображения. Отдельные режимы изображения предусмотрены для воспроизведения кинофильмов, просмотра фотографий и компьютерных игр.

Встроенный DVD-проигрыватель весьма универсален. Он поддерживает воспроизведение фильмов DVD-Video, аудиозаписей форматов CDDA/mp3/WMA и цифровых фотографий JPEG/Kodak Picture.

Таким образом, проигрыватель OPTOMA DV 10 способен заменить одновременно телевизор, CD- и DVD-проигрыватели, и единственное, что будет необходимо для создания домашнего кинотеатра на основе этого проектора, это аудиопроцессор и комплект акустических систем окружающего звука.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Непередаваемое удовольствие от просмотра: Новые LED-телевизоры BBK со встроенными DVB-T2- и DVB-C-тюнерами
29 декабря 2013
Новости

Непередаваемое удовольствие от просмотра: Новые LED-телевизоры BBK со встроенными DVB-T2- и DVB-C-тюнерами

Компания BBK Electronics сообщает о запуске в продажу новых серий LED-телевизоров со встроенными DVB-T2- и DVB-C-тюнерами — Luna (32LEM-3081/T2C), Montego (32LEM-1002/T2C) и Neve (40LEM-3080/FT2C). 40LEM-3080/FT2C имеет разрешение экрана Full HD, 32LEM-1002/T2C и 32LEM-3081/T2C — HD Ready.

Фотоконкурс им. Андрея Стенина завершил прием заявок
17 апреля 2015
Новости

Фотоконкурс им. Андрея Стенина завершил прием заявок

Международный конкурс фотожурналистики им. Андрея Стенина, проводимый МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, собрал 4900 работ молодых фотожурналистов из 54 стран мира, включая Россию. Международная география конкурса охватывает 4 континента, включая страны Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, Индии и Юго-Восточной Азии. География его российских участников представлена всей страной - от Москвы и Санкт-Петербурга до Владивостока и Находки. Церемония награждения победителей конкурса состоится 3 июня 2015 года в Москве.

Fujifilm анонсировала новый телеобъектив Fujinon 100-200 мм F5.6 для системы GFX
17 января 2019
Новости

Fujifilm анонсировала новый телеобъектив Fujinon 100-200 мм F5.6 для системы GFX

Компания Fujifilm представила новый телеобъектив Fujinon 100-200 мм F5.6 для среднеформатных камер серии GFX. Новый телеобъектив сочетает высококачественные оптические элементы и надёжный корпус, защищённый от проникновения влаги и пыли. Разработанный для любителей активного отдыха, объектив станет идеальным инструментом для съемки пейзажей, путешествий и дикой природы.

Смартфон LG Optimus L9 мгновенно переводит не только слова, но и фразы с 44 языков
3 сентября 2012
Новости

Смартфон LG Optimus L9 мгновенно переводит не только слова, но и фразы с 44 языков

После мирового дебюта Optimus L9 компания LG пополнит стильную L-серию смартфонов. Вслед за успешным выпуском моделей Optimus L3, Optimus L5 и Optimus L7 ранее в этом году, ожидается, что Optimus L9 продолжит успех L-серии, подчеркивая лидерство LG в сфере дизайна. Самый широкий в своем классе 4,7-дюймовый IPS дисплей смартфона Optimus L9 обеспечивает чёткое реалистичное изображение и комфорт при его просмотре.

Телеобъективы - оружие папарацци: сидим далеко, а снимаем близко
14 июля 2012
Обзоры

Телеобъективы - оружие папарацци: сидим далеко, а снимаем близко

Настоящие телеобъективы. Телезумы уже давно заняли прочные позиции, но настоящие профессионалы по-прежнему для высококачественных съемок предпочитают традиционные телеобъективы. Со временем телеобъективы вошли в арсенал любительской оптики, однако восприятие человека с «шайтан-трубой» не особенно изменилось. По-прежнему показатель крутизны фотографа определяется размером камеры и торчащего из нее предмета со стеклами. Несмотря на многочисленные шутки, телеобъективы все же пользуются заслуженным уважением.

Музей современного искусства
11 октября 2006
Обзоры

Музей современного искусства

Акустические системы французской компании TRIANGLE Electroacousique хорошо знакомы нашим постоянным читателям. Практически в каждом из наших выпусков они становятся участниками наших полномасштабных тестов либо в стереоварианте, либо в комплектах 5.1. Причин, по которым этим акустическим системам оказывается такое внимание, несколько.

Фотопарад в Угличе: VII Международный фестиваль фотографии 2013
4 сентября 2014
Обзоры

Фотопарад в Угличе: VII Международный фестиваль фотографии 2013

Семь лет назад гостеприимный Углич открыл свои двери для фотографов. Сегодня Международный фестиваль фотографии «Фотопарад в Угличе» стал важным событием в жизни фотографического сообщества России. У него уже есть история, он оброс легендами и интересными фактами. Его ждут, в него верят. В дни фестиваля концентрация фотографов, их энергии и амбиций на единицу площади города становится максимальной. События пяти фестивальных дней подпитывают участников круглый год воспоминаниями от встреч, общения и событий, побед и открытий. Но самое главное: за семь лет он объединил тех, кто преданно любит Фотографию и самоотверженно ей служит. Он обозначил тенденции, открыл новые имена, объединил и познакомил людей, которые могли бы не встретиться и не подружиться, не будь Фотопарада.

ViewSonic представляет ультракороткофокусный проектор для учебных аудиторий
21 июля 2017
Новости

ViewSonic представляет ультракороткофокусный проектор для учебных аудиторий

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, расширяет линейку решений для интерактивного обучения, представляя свой новый интерактивный ультракороткофокусный проектор PS750W. Проектор ViewSonic PS750W и встроенное интерактивное программное решение vBoard предоставляют инструменты для создания передовых учебный аудиторий и классов, где учащиеся могут еще эффективнее создавать контент, общаться и работать совместно.

Компактные камеры Nikon COOLPIX AW120 и S32 не тонут, не горят и держат удар
11 февраля 2014
Новости

Компактные камеры Nikon COOLPIX AW120 и S32 не тонут, не горят и держат удар

Компания Nikon представило две новые компактные фотокамеры семейства COOLPIX. Каждая из этих моделей прекрасно впишется в активный образ жизни своего владельца. Водонепроницаемая (при погружении на глубину до 18 м), ударопрочная (при падении с высоты до 2 м) и морозостойкая (при температуре до –10 °C), 16-мегапиксельная фотокамера COOLPIX AW120 оснащена светосильным объективом с 5-кратным оптическим зумом, что позволит вести съемку даже в самых экстремальных экспедициях. А 13-мегапиксельная фотокамера COOLPIX S32 настолько удобна и проста в использовании, что ею могут воспользоваться все члены семьи, жизнь которой полна приключений.

Смотреть приятно!
28 апреля 2003
Новости

Смотреть приятно!

JVC PD-42DX/ PD-35DX ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ Компания JVC представляет на рынок два плазменных телевизора с диагональю 35 и 42 дюйма, сходных как по техническим характеристикам, так и по функциональным возможностям. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: технология D.I.S.T. (Digital Image Scanning Technology) – технология цифровой градации изображения — призвана решить проблемы, связанные с отображением движения на больших экранах, а также увеличить детальность картинки.