Окно в большой мир!

Не будет преувеличением, если сказать, что большинство из тех кинолюбителей, кто имеет дома телевизор с подключенным DVD-проигрывателем и комплектом акустических систем многоканального звука, по-прежнему с большим удовольствием ходят в обычный «уличный» кинотеатр. Дело здесь, конечно, не в том, что новинки проката и разрекламированные премьеры можно увидеть исключительно в кинотеатрах. Такое нелепое предположение вызовет улыбку у людей, живущих в нашей стране. Причина заключается в неповторимой и таинственной атмосфере кинозала, которая позволяет отключиться ото всех жизненных забот и проблем и на час-полтора забыть обо всем, кроме красочных и динамичных событий, что происходят на большом экране.

Не в последнюю очередь захватывающее действие атмосферы кинозала связано с большими размерами изображения — разворачивающиеся события и персонажи размером «один в один» создают иллюзию полной реальности, и все происходящее выглядит почти как настоящий оживший мир, в который мы неведомо как попали. Конечно, такое состояние просто не может возникнуть в домашней обстановке, когда вокруг мы видим привычные вещи нашей повседневной жизни, и когда действие происходит на экране телевизора размером «семь на восемь», на котором даже «Титаник» выглядит бумажным корабликом, а динозавры размером не больше собаки. Поэтому однажды картинка размером с наволочку перестает удовлетворять воображение, хочется чего-то более весомого и «кинотеатрального», и мы начинаем задумываться о проекторе.

Те кинолюбители, которые решили модернизировать свой домашний кинотеатр, установив вместо телевизора проектор, наверняка знают о существовании нескольких типов проекторов. В настоящее время наибольшее распространение получили проекторы, построенные на основе микрозеркальной (DLP) и жидкокристаллической (LCD) технологий. Более того, в секторе мультимедийных и недорогих проекторов для домашнего кинотеатра LCD- и DLP-проекторы занимают главенствующее положение, и речь идет о жесткой конкурентной борьбе и даже «войне» этих технологий за умы и кошельки потребителей.

LCD- И DLP-ТЕХНОЛОГИИ

Принципиальная схема 3LCD-проектора

Первыми появились проекторы, построенные на технологии LCD (Liquid Crystal Display), в которых для формирования изображения применяются три миниатюрных жидкокристаллических дисплея с интегрированными тонкопленочными транзисторными матрицами. Каждый дисплей представляет собой две стеклянные пластинки, между которыми находится желеобразное вещество — аморфный поликристаллический кремний. Аморфный кремний обладает интересным свойством: жидкие кристаллы, из которых он состоит, упорядочиваются под воздействием электростатического поля, создаваемого крошечными невидимыми глазом транзисторами. Упорядоченные в пределах одного микротранзистора кристаллы кремния пропускают сквозь себя определенное количество света, которое пропорционально созданному транзистором электростатическому полю. Каждый транзистор управляется независимо, что позволяет создавать внутри жидкокристаллического дисплея-чипа изображение, учитывая огромное количество (сотни тысяч и миллионы) транзисторов. Один LCD-чип может обеспечить только одноцветное изображение. Чтобы получить цветную картинку, свет проекционной лампы сначала разделяется на три составляющие — красную, зеленую и синюю. На следующем этапе каждый из трех пучков света проходит через свою LCD-матрицу, формируя красный, зеленый и синий компоненты изображения. И на последнем этапе при помощи призм все три компонента сводятся в одну многоцветную картинку, которая через систему линз проецируется на экран. Таким образом, технология основана на пропускании света через три LCD-матрицы, изображение непрерывно во времени, и для получения изображения не используются подвижные детали.

В основе второй, сравнительно более молодой, технологии DLP (Digital Light Processing — цифровая обработка света) лежит отражение света так называемой матрицей DMD (Digital Micromirror Device — цифровой микрозеркальный прибор). Поверхность DMD-чипа состоит из сотен тысяч, а то и миллионов крошечных подвижных прямоугольных зеркалец, каждое размером вдвое меньше, чем толщина человеческого волоса. Под отдельным зеркальцем расположен электростатический привод, который позволяет поворачивать зеркальце, в результате чего «зайчик» отраженного света лампы может быть направлен либо в объектив проектора, либо пойман световой ловушкой, где он будет бесследно поглощен. В первом случае на экране получится белая точка, во втором — черная. Чтобы получить разные оттенки серого цвета, каждое зеркальце в одном кадре фильма (1/25 секунды) совершает множество поворотов, направляя свет то в ловушку, то на экран. Чем больше времени «зайчик» отраженного света проведет на экране, тем ярче покажется созданный пиксель. Каждое зеркальце управляется независимо, что позволяет создать на экране из сотен тысяч «зайчиков» подвижное изображение. Но так можно создать только черно-белый фильм. Чтобы расцветить изображение, применяется специальное цветовое колесо, состоящее из секторов красного, зеленого и синего цветов. Вращаясь и пропуская через светофильтры белый свет, колесо последовательно формирует световые пучки красного, зеленого и синего цветов, которые в дальнейшем отражаются на зеркальной поверхности DMD-чипа, где уже сформировано изображение, соответствующее цвету пучка. Колесо вращается с очень большой частотой, поэтому в течение одного кадра цветовые составляющие изображения сменяются последовательно много раз. Зрение устроено таким образом, что человек не успевает заметить отдельные вспышки каждого из цветов, поэтому они воспринимаются как цветное изображение, соответствующее оригиналу. Таким образом, метод создания изображения основан на отражении света зеркальной поверхностью DMD-матрицы, изображение не непрерывно во времени, а строится из множества последовательных вспышек цветовых составляющих кадра, и DLP-проектор содержит подвижный дополнительный элемент — вращающееся цветовое колесо.

Следует заметить, что уже довольно долгое время существуют трехчиповые DLP-проекторы, в которых изображение создается тремя DMD-матрицами одновременно, поэтому цветовое колесо у них отсутствует, и изображение непрерывно во времени, как и в случае LCD-технологии. Трехчиповые DLP-проекторы более дороги, чем одночиповые, поэтому они остаются пока недосягаемыми для массового потребителя, и далее подразумеваются именно одночиповые DLP-проекторы.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ LCD- И DLP-ТЕХНОЛОГИЙ

Принципиальная схема DLP-проектора

Любая технология имеет свои достоинства и недостатки. К числу достоинств LCD-проекторов традиционно относят, во-первых, непрерывность создаваемого изображения во времени, благодаря чему снижается нагрузка на зрение зрителя. Действительно, изображение создается одновременно тремя LCD-матрицами красного, зеленого и синего цветов, поэтому зрение воспринимает уже готовую смешанную картинку, которая наиболее близка к тому, что мы видим в обычной жизни. Во-вторых, благодаря непрерывности изображения LCD-проекторы позволяют создать палитру с более яркими и насыщенными цветами.

К недостаткам LCD-технологии относят, во-первых, не самую высокую контрастность, которую может обеспечить LCD-панель, поскольку полностью перекрыть свет при воспроизведении чисто черного цвета панель не может. Во-вторых, по некоторым данным, со временем цветовая палитра изображения LCD-проектора ухудшается в результате «выгорания» синей матрицы под воздействием ультрафиолетовых лучей.

DLP-проекторы хороши тем, что обеспечивают очень высокую контрастность изображения и меньший уровень видеошумов, что очень важно для качественной передачи кино.

Главным недостатком одночипового DLP-проектора является так называемый «эффект радуги», который заключается в многоцветном окрашивании границ светлых участков изображения во время просмотра динамичных эпизодов фильма. Еще один недостаток — это посторонний шум, связанный с вращением цветового колеса. Противниками DLP-технологии часто выдвигается тот аргумент, что метод создания изображения неестественен для зрения и может вызвать головную боль при длительном просмотре.

Таким образом, исторически технология LCD выглядит предпочтительнее, поскольку имеет меньше недостатков и больше достоинств. Однако никакая перспективная технология не стоит на месте, и в настоящее время DLP-проекторы успешно избавляются от своих «родовых» недостатков. В них применяются цветовые колеса с большим количеством секторов и вращающиеся на больших частотах, поэтому воздействие мерцания изображения на зрение, а также «эффект радуги» становятся все менее заметными, а цветовая насыщенность изображения увеличивается. В свою очередь, LCD-проeкторы оснащаются более высокотехнологичными матрицами, которые позволяют обеспечить большую контрастность.

В настоящее время качество как DLP-, так и LCD-проекторов очень сильно выросло, а различия между ними все более стираются. Если раньше с первого взгляда на экран можно было понять по характерным особенностям картинки тип примененной технологии, то теперь по качеству изображения лучшие DLP- и LCD-проекторы не сильно отличаются друг от друга, поэтому фактор технологии становится все менее значимым для домашнего кинотеатра, и ориентироваться необходимо на другие параметры.

Внешний вид чипа DLP

ЧТО СУЩЕСТВЕННО, А ЧТО НЕТ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОЕКТОРА ДЛЯ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА

Первое, на что следует обратить внимание, это как позиционируется проектор производителем: «мультимедийный» или «проектор для домашнего кинотеатра». Мультимедийные проекторы предназначены в первую очередь для офисных презентационных задач, поэтому они часто имеют такие аппаратные и функциональные возможности, которые не будут применяться в домашнем кинотеатре, но за которые все равно нужно будет заплатить при покупке проектора. Другими словами, проектор, изначально созданный для домашнего кинотеатра, будет содержать только те возможности, которые необходимы для просмотра кино.

Очень важным для домашнего проектора параметром является контрастность изображения. Чем она выше, тем проектор предпочтительнее. Для домашнего кинотеатра достаточным является значение контрастности 1000:1 при условии создания в помещении для просмотра качественного затемнения.

Необходимо, чтобы проектор был оборудован широкоформатной матрицей с соотношением сторон 16:9. Такая матрица изначально создается в расчете на широкоформатное изображение кинофильмов. Матрица с соотношением сторон 4:3 также позволяет воспроизводить широкоформатное изображение, но при этом часть поверхности матрицы использоваться не будет, поэтому деньги за «лишние» квадратные миллиметры дорогостоящего устройства пропадут впустую.

Очень существенной для домашнего кинотеатра характеристикой является уровень звуковых помех, которые создают подвижные части проектора — вентиляторы, а у DLP-проекторов еще и вращающееся цветовое колесо. Перед покупкой нужно обязательно оценить на слух работу проектора, а не полагаться только на данные производителя.

Такие параметры, как малый вес и размеры проектора, важны для мобильных презентаций и не так критичны для домашнего кинотеатра. Вам ведь не придется целый день носить проектор в сумке, поэтому ничего страшного, если он будет весить не 1,5–2, а 4—5 кг.

Высокий световой поток необходим в том случае, если планируется создание домашнего кинотеатра с очень большим экраном. В большинстве случаев, когда изображение будет проецироваться на экран с диагональю 2–2,5 м, достаточным световым потоком будет 1000—1500 лм.

Проекционное расстояние является весьма важным параметром для небольшого домашнего кинотеатра, поскольку в этом случае приходится решать задачу создания как можно большего изображения при как можно меньшем расстоянии от проектора до экрана. Поэтому чем меньше проекционное расстояние, тем проектор предпочтительнее. Проекционное расстояние напрямую зависит от другого параметра — фокусного расстояния. Чем оно меньше, тем большее по диагонали изображение может создать проектор при одном и том же расстоянии от экрана, поэтому короткофокусные проекторы предпочтительнее в небольших помещениях.

Наличие настроек изображения, включая регулировку гамма-функции, является обязательным условием создания качественного изображения. Гамма-функция необходима для правильного воспроизведения фильмов, как со светлым, так и с темным видеорядом. Желательно также, чтобы система настройки проектора имела предустановленные режимы, соответствующие различным типам изображения, будь то кинофильм, видеоизображение, телевизионный сигнал и компьютерная картинка.

Поддержка видеосигнала с прогрессивной разверткой является необходимым условием создания комфортного для зрения изображения на больших экранах. Если используются высококлассные DVD-проигрыватели с возможностью вывода цифрового видеосигнала качества HDTV, то проектор также должен поддерживать такие видеосигналы.

Проектор для домашнего кинотеатра должен иметь разъемы для коммутации с композитным, компонентным и S-Video видеосигналами. Если проектор будет использоваться для компьютерных игр, то необходим также разъем VGA. Полезным будет наличие интерфейса DVI/HDMI для воспроизведения цифрового изображения.

Наличие встроенных динамиков для проектора второстепенно, поскольку заменить полноценную систему окружающего звучания да и просто стереосистему они не в состоянии, а вот цену проектора повысить способны.

Разнообразные моторизированные механизмы настройки резкости и увеличения изображения (особенно если они автоматические) нужны скорее для мобильных презентаций, чем для домашнего кинотеатра. Даже если проектор каждый раз перед просмотром устанавливают на новом расстоянии, то в домашней обстановке всегда есть пара минут, чтобы настроить изображение вручную. Поэтому переплачивать за дорогие механизмы и автоматику, на наш взгляд, не стоит.

БУДУЩЕЕ ПРОЕКТОРА ДЛЯ ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА

Современные проекторы для домашнего кинотеатра уже во многом исчерпали ресурс развития как индивидуальные аппараты. Лучшие из них обладают небольшими размерами и массой, впечатляющей контрастностью, большим световым потоком и высоким разрешением матрицы, оснащены всеми необходимыми разъемами, их системы настройки позволяют регулировать любой параметр изображения, они экономичны, создают небольшие акустические помехи и долговечны. Чего же еще можно ожидать от проектора?

Как показывают последние новинки, проекторы для домашнего кинотеатра в ближайшем будущем будут развиваться в направлении интегрирования с DVD-проигрывателями. Весьма интересный образец такого гибрида представила фирма OPTOMA. Модель называется OPTOMA DV 10 и представляет собой очень удобное сочетание DVD-проигрывателя и DLP-проектора в одном корпусе. Симпатичным проектор делает не только интересный дизайн, но и отменные рабочие характеристики и возможности.

Аппарат получился весьма компактным — по размерам он не сильно отличается от других проекторов своего класса. Интегрированный DVD-проигрыватель расположен в верхней части корпуса, поэтому диски загружаются сверху, как у обычной магнитолы с CD-декой. Небольшие встроенные стереодинамики позволяют получать звук, не уступающий по качеству звучанию динамиков стереотелевизора. Интересно, что стереофонический эффект сохраняется вне зависимости от положения зрителя относительно проектора. Конечно, полноценную многоканальную систему окружающего звучания, включающую сабвуфер, такие динамики не заменят, поэтому в проекторе предусмотрены цифровые аудиовыходы для коммутации с внешним аудиопроцессором. Если предполагается использование только проекционных возможностей этой модели, то внешний источник изображения может быть подключен через разъем VGA, который поддерживает ввод компонентного, HDTV и компьютерного видеосигналов. Кроме того, реализованы композитный и S-Video входы.

Проектор обладает впечатляющей контрастностью 4000:1 и световым потоком 1000 лм, которого будет достаточного для просмотра кинофильмов на весьма большом экране при условии, если помещение будет качественно затемнено.

Модель интересна тем, что практически не создает посторонних шумов — уровень шумовых помех находится на отметке 28 дБ, что является очень хорошим показателем. Это тем более удивительно, учитывая то, что проектор имеет встроенный DVD-проигрыватель, который является потенциальным источником шума.

Изображение, которое получается с этим проектором, впечатляет высоким качеством. «Эффект радуги» у этой модели практически нулевой, поэтому, не зная заранее о том, что проектор построен на основе технологии DLP, догадаться об этом практически невозможно, разве что по очень высокой контрастности изображения и превосходной передаче чисто черного цвета. Изображение стабильно и практически не дрожит, что говорит о незначительном уровне вибрации, создаваемой DVD-приводом.

Понравилось большое количество настроек изображения. Отдельные режимы изображения предусмотрены для воспроизведения кинофильмов, просмотра фотографий и компьютерных игр.

Встроенный DVD-проигрыватель весьма универсален. Он поддерживает воспроизведение фильмов DVD-Video, аудиозаписей форматов CDDA/mp3/WMA и цифровых фотографий JPEG/Kodak Picture.

Таким образом, проигрыватель OPTOMA DV 10 способен заменить одновременно телевизор, CD- и DVD-проигрыватели, и единственное, что будет необходимо для создания домашнего кинотеатра на основе этого проектора, это аудиопроцессор и комплект акустических систем окружающего звука.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Sony выпустила новую серию внешних SSD
20 мая 2018
Новости

Sony выпустила новую серию внешних SSD

Sony расширяет линейку внешних твердотельных накопителей выпуском новой серии SL-E. Диски имеют размеры чуть меньше чем кредитная карта и легко помещаются в карман. Несмотря на это, они легко справятся с хранением и обработкой больших объёмов данных, таких как цифровые изображения или видео.

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»
15 апреля 2014
Новости

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»

Компания Nikon объявила о выпуске новой компактной фотокамеры COOLPIX S810c с ОС Android (версия 4.2.2 Jelly Bean), которая предоставит больше возможностей для общения. Фотокамера снабжфена впечатляющим набором функций, благодаря чему вы всегда получите изображения высокого качества. С ее помощью можно подключаться к Интернету и иметь доступ к любимым социальным сетям, а также к игровым приложениям с веб-сайта Google PlayTM.

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»
19 сентября 2017
Новости

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2000» в музее «Московский Дом фотографии» с огромным успехом прошла выставка «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950–1970», сегодня МАММ представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки
2 марта 2013
Обзоры

Обзор Nikon D600, часть 2: я буду резкой - с такой-то системой фокусировки

Еще несколько лет назад точная фокусировка была слабым местом недорогих фотокамер. Часто всего лишь один центральный датчик был чувствителен к горизонтальным и вертикальным линиям. В Nikon D600 за точную наводку на резкость отвечает система из 39 датчиков фокусировки. Среди датчиков фокусировки - 9 крестообразных, причем, центральная часть датчиков системы замера фокусировки может работать с не очень светосильными объективами. Самая привычная и надежная для нас - одноточечная система фокусировки по центральной зоне кадра. Но если мы хотим, чтобы быстро двигающийся по всему полю кадра объект получился резким – есть возможность включить и остальные датчики...

OPPO выпускает аудиофильский стационарный цифровой аудио-проигрыватель Sonica DAC
14 сентября 2016
Новости

OPPO выпускает аудиофильский стационарный цифровой аудио-проигрыватель Sonica DAC

Цифровой источник сегодня - уже не CD, не SACD, и даже не Blu-Ray проигрыватель, а универсальная машина, способная воспроизводить все виды файлов с жестких дисков и по сети. Именно таким будет новый Oppo Sonica DAC - цифровой проигрыватель построенный на базе топового ЦАП/предусилителя OPPO HA-1 и универсального плеера OPPO BDP-105.

Телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60: есть флагман японской компании в области LED-TV
1 сентября 2013
Обзоры

Телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60: есть флагман японской компании в области LED-TV

Как и многие другие новинки 2013 года, телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60 был впервые представлен на выставке CES 2013. Сейчас флагман модельной линейки уже добрался до полок магазинов — самое время подробно изучить его возможности. Линейка WT60 для 2013 года является самой старшей, а 55 дюймов — максимальная длина ее представителей. Нетрудно догадаться, что перед нами самый продвинутый телевизор от Panasonic. Наверняка японская компания постаралась представить в этом сегменте квинтэссенцию своих передовых разработок. Но, прежде чем перейти к рассмотрению технических особенностей, уделим пару минут внимания внешности устройства.

В круге света
1 декабря 2006
Обзоры

В круге света

Рынок осветительного оборудования отличается определенной стабильностью в том смысле, что новые модели осветительных приборов не появляются с такой скоростью, как это происходит на рынке компактных фотокамер или телефонов. Все же это оборудование в большей степени рассчитано на профессиональных фотографов.

Гармония формы и содержания
23 мая 2006
Новости

Гармония формы и содержания

ROLSEN RL-37IT40 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: размер диагонали нового жидкокристаллического телевизора RL–37IT40 составляет 94 см. Этот серебристый красавец имеет изящный силуэт и сильный дизайн. Оригинальная подставка позволяет легко поместить телевизор в вашем доме, а возможность использования кронштейна избавит от проблем с ограниченным пространством современных квартир.

Фотообзор: галерея Джейсона Хоува — «Очень тяжело слышать плач матери»
25 марта 2013
Обзоры

Фотообзор: галерея Джейсона Хоува — «Очень тяжело слышать плач матери»

Фотограф-самоучка, родился в 1971 году в местечке Ипсвич (Великобритания). Его страсть к фотографии началась в школе и не исчезла за десять лет работы в магазине фототехники. За это время Джейсон получил технические знания по фотографии и сделал свои первые поездки по Латинской Америке. За десять лет работы почти во всех странах этого континента он совершил множество поездок продолжительностью от пары недель до года.

ЛЕГКИЕ НАУШНИКИ GENIUS GHP-206 С УСИЛЕННЫМИ БАСАМИ
21 января 2016
Новости

ЛЕГКИЕ НАУШНИКИ GENIUS GHP-206 С УСИЛЕННЫМИ БАСАМИ

Москва, 21 января 2016 года – Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет компактные внутриканальные наушники Genius GHP-206. Лаконичный дизайн и сбалансированное звучание сделают новинку отличным дополнением к смартфону или планшету.