«ОГОНЕК. Жизнь как праздник». В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвященная к 115-летию журнала Огонек

В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «ОГОНЕК. Жизнь как праздник». К 115-летию журнала Огонек. С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Михаил Савин,

Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром.

Калужская область, 1981

Из архива журнала «Огонек»

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.

Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть».

Дмитрий Бальтерманц

Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва, 1961

Из архива журнала «Огонек»

В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране.

Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры.

Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Михаил Савин

Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск, 1953

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин.

«С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954

Из архива журнала «Огонек»

Николай Драчинский 

Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители 1955

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно, 1951

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной, 1962

Из архива журнала «Огонек»

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Nikon D7500
4 сентября 2017
Мастер-классы

Nikon D7500

По набору своих функций Nikon D7500 - камера для амбициозных любителей, которые уже понимают, что именно им нужно, и хотят увидеть в своей камере набор профессиональных функций за адекватные деньги. Это камера для путешественника, которая при своем малом весе позволит отработать подавляющее большинство сюжетов, которые могут попасться вам в далеких странах. Она вполне может приглянуться профессионалам, которые хотят дополнить свой рабочий комплект второй камерой, которая могла бы закрыть недостатки основной.

Как сделать зажим Justin-Сlamp от Manfrotto своими руками
15 июня 2018
Новости

Как сделать зажим Justin-Сlamp от Manfrotto своими руками

Зажим Justin-Сlamp был создан сотрудником Bogen / Manfrotto Джастином Стэйли. Обладая широкой функциональностью, он стал одним из основных аксессуаров, которые можно найти в арсенале большинства фотографов. Единственным его недостатком является цена в $56. Однако Фотограф Джо Эдельман предложил DIY-вариант этого зажима, который обойдётся значительно дешевле.

ЖК-панели Philips серии 3000: простые телевизоры с отличной картинкой
17 февраля 2012
Новости

ЖК-панели Philips серии 3000: простые телевизоры с отличной картинкой

Компания Philips представляет новые ЖК-телевизоры серии 3000, отображающие видео в формате Full HD и обладающие выдающимися акустическими способностями. Новые модели от Philips предназначены для тех, кто ищет простые в управлении телевизоры с хорошим качеством изображения, отличным звуком и широкими возможностями подключения по привлекательной цене.

Ахмет Бурак Гегемлу: фотошкола на пляже
28 августа 2014
Советы

Ахмет Бурак Гегемлу: фотошкола на пляже

Мы уже публиковали репортажи Георгия Розова о работе профессиональных фотографов. Два предыдущих были посвящены фотографам-прикладникам Максиму Полубояринову и Игорю Сахарову. На этот раз секретами своей профессиональной кухни с нами делится турецкий фотограф и предприниматель Ахмет Бурак Гегемлу.

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...
28 ноября 2005
Обзоры

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?».

Полный кадр без зеркала от Nikon
12 сентября 2017
Новости

Полный кадр без зеркала от Nikon

Предположения об амбициях компании Nikon в сегменте полнокадровых беззеркалок продолжают подтверждаться. Два новых патента добавляют масла в огнь. Nikon запатентовала два новых сверхсветосильных объектива для полнокадровой беззеркальной камеры. Одним из них является 52mm F/0,9, а другой – 36mm F/1.2. Патенты были поданы в Японии.

Первые характеристики Canon PowerShot G7 X Mark III
10 мая 2018
Новости

Первые характеристики Canon PowerShot G7 X Mark III

Первые характеристики компактной камеры премиум-класса Canon PowerShot G7 X Mark III появились в открытом доступе. Согласно представленной спецификации, камера получит 1” сенсор с разрешением 24 Мп и процессор обработки изображения DIGIC 8, а также возможность записи 4К видео со скоростью 30 к/с. Анонс новой камеры ожидается в сентябре на выставке Photokina 2018.

PhotoFast microSD Reader - картридер для iOS и всех устройств.
5 мая 2017
Новости

PhotoFast microSD Reader - картридер для iOS и всех устройств.

Компания PhotoFast предлагает универсальное решение – microSD картридер iType-c Reader. Хотя, кто сказал, что это сделать нельзя? Любая флешка или картридер от PhotoFast плюс фирменное приложение PhotoFast One с легкостью решают эту проблему. Создать резервную копию всех ваших фотографий, контактов и календарей, чтобы перенести на другое устройство от Apple – нет проблем. Сохранить на флешку документы со всех облачных сервисов: iCloud, Google Drive, DropBox – стоит лишь ввести логин и пароль и нажать одну кнопку...

Видеотест 3 Canon EOS R: Full HD 59,94 стабилизация отключена
18 января 2019
Видео

Видеотест 3 Canon EOS R: Full HD 59,94 стабилизация отключена

ALL-I, оптимизация яркости, уровень 2, f/4. В режиме Full HD вы получаете картинку с полной матрицы, без уменьшения угла зрения оптики.

Обзор фотокамеры Nikon 1 V2
6 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотокамеры Nikon 1 V2

Второе поколение старшей беззеркальной системы Nikon интригует непростым сочетанием управляемости и функционала. Интерфейс камеры по сравнению с первой версией улучшился, но по-прежнему уступает лучшим моделям других марок. В то же время выразительная рукоять, современный видоискатель позиционируют аппарат в класс «продвинутых» системных компактов, а некоторые характеристики Nikon 1 V2 удивят даже профессионалов.