«ОГОНЕК. Жизнь как праздник». В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвященная к 115-летию журнала Огонек

В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «ОГОНЕК. Жизнь как праздник». К 115-летию журнала Огонек. С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Михаил Савин,

Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром.

Калужская область, 1981

Из архива журнала «Огонек»

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.

Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть».

Дмитрий Бальтерманц

Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва, 1961

Из архива журнала «Огонек»

В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране.

Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры.

Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Михаил Савин

Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск, 1953

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин.

«С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954

Из архива журнала «Огонек»

Николай Драчинский 

Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители 1955

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно, 1951

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной, 1962

Из архива журнала «Огонек»

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор UHD телевизора Samsung UE65HU9000T
6 июня 2014
Обзоры

Обзор UHD телевизора Samsung UE65HU9000T

Свершилось! Об изогнутых телевизорах перестали разговоры разговаривать, а стали их выпускать! Первыми, как всегда, новинку показала фирма Sony, модель KDL-65S995A, с экраном диагональю 65” и по цене 170 000 рублей (средняя цена на Яндекс-маркете).

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP70
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP70

Компактные фотоаппараты-амфибии долгое время казались безальтернативным классом, но и у них появились конкуренты с неожиданной стороны — так называемые экшн-камеры.

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года
1 декабря 2015
Советы

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень уже отполыхала, деревья стоят голые и мрачные, а пестрая листва медленно перемешивается с вездесущей грязью. На небе что-то невнятное, под ногами хлюпает, солнце показывается на пару минут, да и то по большим праздникам. Добро пожаловать в позднюю осень, когда снимать не хочется, да и, вроде как, нечего. Или все не так уж и плохо?

CES 2013. Panasonic, IBM, Specific Media, Abox42 И TechniSat расширяют экосистему Smart TV Alliance
10 января 2013
Новости

CES 2013. Panasonic, IBM, Specific Media, Abox42 И TechniSat расширяют экосистему Smart TV Alliance

Лас Вегас, 10 января 2013 г. ― союз Smart TV Alliance объявил о присоединении пяти новых ведущих производителей и поставщиков решений, что будет способствовать стимулированию разработки кросс-платформенных приложений и услуг для телевизоров Smart TV. Потребители смогут пользоваться расширенными возможностями телевизоров Smart TV с поддержкой 3D-видео, высочайшим качеством изображения и звука и огромным разнообразием программ.

LG: Умный дом с системой ThinQ AI
25 апреля 2019
Новости

LG: Умный дом с системой ThinQ AI

LG представила систему LG ThinQ AI, которая через Wi-Fi соединения объединяет в себе все устройства, производимые компанией.

Фотокамера для отпуска: водонепроницаемая и ударопрочная Nikon Coolpix W100
9 августа 2016
Новости

Фотокамера для отпуска: водонепроницаемая и ударопрочная Nikon Coolpix W100

Модельный ряд компактных фотокамер COOLPIX компании Nikon пополнился 13,2-мегапиксельной моделью COOLPIX W100, которая поможет запечатлеть самые яркие моменты ваших путешествий. С ней вы можете плавать или нырять на глубину до 10 м¹, к тому же она отличается ударопрочностью (при падении с высоты до 1,8 м)², морозостойкостью (до температуры -10 °C)³ и пыленепроницаемостью⁴, так что смело берите ее с собой, куда бы вы ни отправились.

Сравнительный тест: медиаплеер Dune HD Max против iconBIT HD600Core
14 июня 2012
Тесты

Сравнительный тест: медиаплеер Dune HD Max против iconBIT HD600Core

На форумах в Интернете в последнее время идет дискуссия о том, какой из этих медиаплееров лучше, удобнее, функциональнее. Неблагодарное это дело — сравнивать, но раз уж вопрос поставлен, он требует ответа, поэтому ниже мы сделаем попытку провести сравнительный субъективный тест этих Full HD-медиаплееров. Для этого мы попробуем оценить некоторые важные, на наш взгляд, потребительские качества этих медиаплееров....

Надежность в каждой детали
28 апреля 2003
Новости

Надежность в каждой детали

Российская фирма Polar имеет вполне заслуженную популярность на территории России. Под этой маркой выпускается немало бытовой техники, сочетающей в себе отличную внешность, надежность, удобство пользования и превосходную цену. Естественно, что все это является большим плюсом в конкурентной борьбе, в которой сейчас участвует огромное количество брендов со всего мира.

SpaceX Falcon 9 сожгла камеру фотографа NASA
25 мая 2018
Новости

SpaceX Falcon 9 сожгла камеру фотографа NASA

Известный фотокорреспондент NASA Билл Ингаллс оставил свою зеркальную камеру в 400 метрах от стартовой площадки, чтобы запечатлеть запуск ракеты SpaceX Falcon 9. Через некоторое время после старта, он вернулся за камерой и обнаружил, что его Canon 5DS стоимостью $3500 и дорогой объектив L, используемый для съёмки крупного плана, оказались расплавленными.

Обзор беззеркальной камеры Nikon 1 J4
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Nikon 1 J4

Четвертое поколение «системных» камер серии Nikon J в большей степени, нежели предшественники, соответствует общепринятым представлениям о том, какой должна быть современная любительская фотокамера. Новинка получилась хорошо сбалансированной по функционалу, габаритам и структуре управления. По интерфейсу и набору средств управления съемкой камера более дружелюбна к новичкам. При этом она предлагает как творческий, так и развлекательный инструментарий.