«ОГОНЕК. Жизнь как праздник». В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвященная к 115-летию журнала Огонек

В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «ОГОНЕК. Жизнь как праздник». К 115-летию журнала Огонек. С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Михаил Савин,

Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром.

Калужская область, 1981

Из архива журнала «Огонек»

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.

Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть».

Дмитрий Бальтерманц

Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва, 1961

Из архива журнала «Огонек»

В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране.

Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры.

Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Михаил Савин

Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск, 1953

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин.

«С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954

Из архива журнала «Огонек»

Николай Драчинский 

Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители 1955

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно, 1951

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной, 1962

Из архива журнала «Огонек»

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Смартфон Highscreen Alpha Ice - это фактически копия iPhone 5 на платформе Android, но более крутая
22 августа 2013
Новости

Смартфон Highscreen Alpha Ice - это фактически копия iPhone 5 на платформе Android, но более крутая

Под брендом Highscreen выпущено более полумиллиона смартфонов. В большинстве случаев главными особенностями смартфонов Highscreen являлись низкая цена или технические характеристики. Например, в Россию был привезен самый недорогой двухъядерный смартфон (Highscreen Spark, 3 990 руб.), первый Android-фон с неделей автономной работы (Highscreen Boost, 8 990 руб.), первую бюджетную модель с процессором Samsung Exynos 4 Quad (Highscreen Explosion, 8 990 руб.) и прочее...

На пике возможностей: Дэвид Саффир о 3D-фотошкале Datacolor SpyderCUBE при работе с гистограммами
11 сентября 2013
Новости

На пике возможностей: Дэвид Саффир о 3D-фотошкале Datacolor SpyderCUBE при работе с гистограммами

Москва, 6 сентября 2013 г. OOO «Дистрибуторская компания Графитек» — Известный американский фотограф Дэвид Саффир (David Saffir) подготовил новую статью в цикле, посвященном использованию экспозиционной мишени Datacolor SpyderCUBE в съемках современной цифровой зеркальной фотокамерой. Дэвид показывает, что возможности последнего продукта, знакомого каждому профессионалу, можно значительно расширить, если освоить с помощью SpyderCUBE более глубокий анализ гистограмм.

Макросъемка в дикой природе
29 марта 2011
Обзоры

Макросъемка в дикой природе

Михаил Ругаль — член Союза фотографов-натуралистов России. Многократный призер конкурса на звание «Лучший фотограф дикой природы» «Золотая Черепаха» (2006, 2007, 2008, 2009 годы) Любая съемка начинается задолго до выхода на природу. Сначала нужно придумать сюжет, что и как хотел бы снять, потом подобрать и подготовить необходимую технику.

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.
14 апреля 2018
Новости

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.

О российском фотовидеорынке принято судить по тому, как проходит самый крупный отраслевой проект года – Фотофорум. 18 лет выставка развивалась вместе с индустрией, проходя все те же стадии – зарождения, бурного роста, успешных лет процветания, стагнации и спада. И вместе с индустрией выставка вышла на новый этап развития – теперь Фотофорум – это образовательный мегапроект, задачей которого организаторы видят последовательное развитие профессиональных навыков фотографов и привлечение к фотографии все большего числа любителей.

Samyang выпустила новый объектив AF 24 мм f/2.8 FE.
12 июня 2018
Новости

Samyang выпустила новый объектив AF 24 мм f/2.8 FE.

Компания Samyang анонсировала новый объектив AF 24 мм f/2.8 FE для полнокадровых беззеркальных камер Sony. Объектив имеет лёгкий вес и комактные размеры, а также обладает быстрым и точным автофокусом с минимальной дистанцией фокусировки 0.24 м. Описывая новый объектив, Samyang заявляет, что он «позволяет получать изображения с высоким разрешением и идеально подойдёт для съёмки пейзажей, архитектуры, спортивных мероприятий, еды и домашних животных»

Meyer-Optik анонсировала объектив Nocturnus 50 f/0.95 для зеркальных камер
31 мая 2018
Новости

Meyer-Optik анонсировала объектив Nocturnus 50 f/0.95 для зеркальных камер

Meyer-Optik выпустила новую версию своего светосильного объектива Nocturnus 50 f/0.95 DSLR для зеркальных камер. Новый объектив имеет типичный для линейки Nocturnus дизайн и выполнен по последим стандартам качества Meyer-Optik. Объектив рассчитан на использование с полнокадровыми сенсорами и будет доступен для креплений Nikon F, Canon EF, Pentax K и M42.

Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер
4 сентября 2014
Обзоры

Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер

Осенью 2013 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер с большим успехом прошла выставка фотографий Вивиан Майер. История открытия фотографа Вивиан Майер — почти детективный сюжет, что привлекает к ней не меньше внимания, чем ее фотографии. История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. И мы благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

Чего ожидать рынку потребительской электроники в 2014 году?
22 апреля 2014
Новости

Чего ожидать рынку потребительской электроники в 2014 году?

Многочисленные ответы на этот вопрос звучали на ежегодной конференции «Российский рынок потребительской электроники – тенденции и перспективы развития», которая прошла 11 апреля в ходе работы международной выставки CONSUMER ELECTRONICS & PHOTO EXPO 2014. Конференция стала традиционной площадкой для открытого диалога ведущих игроков отрасли - производителей, дилеров, дистрибьюторов и представителей ритейл-сетей.

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S01 имеет размер с кридитную карту
23 августа 2012
Новости

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S01 имеет размер с кридитную карту

22 августа 2012 г., Сегодня европейское подразделение компании Nikon представило COOLPIX S01 — потрясающую мини-фотокамеру, ставшую самой модной представительницей линейки COOLPIX на сегодняшний день. Хотя ее корпус размером меньше кредитной карты, ее уникальный стиль не останется незамеченным. Эта фотокамера выпускается в глянцевой красной, зеркальной, белой, черной и розовой расцветках...

Коллекция бытовой техники LG Signature дебютирует в Европе на выставке IFA 2016
7 сентября 2016
Новости

Коллекция бытовой техники LG Signature дебютирует в Европе на выставке IFA 2016

LG Electronics планирует представить европейским потребителям свой брэнд класса премиум, LG SIGNATURE, на художественной выставке в рамках IFA 2016 в Берлине. Галерея «The Art of Essence» на базе выставочного комплекса "Messe Berlin" представит общую концепцию и отличительные особенности кол-лекции LG SIGNATURE, а именно ее утонченность и высокий класс.