«ОГОНЕК. Жизнь как праздник». В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка, посвященная к 115-летию журнала Огонек

В московском Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «ОГОНЕК. Жизнь как праздник». К 115-летию журнала Огонек. С момента своего создания в 1899 году «Огонек» заявил о себе как об издании иллюстрированном: он был телевизором дотелевизионной эпохи, вокруг которого собирались всей семьей. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, «Огонек» к 1925 году уже выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Михаил Савин,

Шлифовщик Людиновского тепловозостроительного завода, делегат XXVIсъезда КПСС Геннадий Николаевич Петрухин со своим сыном Александром.

Калужская область, 1981

Из архива журнала «Огонек»

В эти годы страна переживает настоящий фотографический бум: фотография становится мощным визуальным оружием молодой советской власти. Для «Огонька», работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Евгений Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в «Огоньке» в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял его фотоотдел.

Работы этой блестящей фотографической плеяды составляют основу выставки «Жизнь как праздник», приуроченной к 115-летию журнала.

Традиция огоньковской фотографии во многом сформирована историей и идеологией страны. Фотография — это зеркало времени, но амальгама этого зеркала определяется временем и меняется вместе с ним. Начиная с 1930-х годов фотография, как и все виды искусства, обязана следовать принципам соцреализма. Перед фотографом не стоит задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть».

Дмитрий Бальтерманц

Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков. Москва, 1961

Из архива журнала «Огонек»

В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяется именно правилам постановки, режиссуры казалось бы объективного репортажа. Каждый постановочный снимок становится политическим высказыванием, будучи одновременно и продуктом, и инструментом идеологической работы. Используя всю мощь своего таланта, фотографы конструируют образ самого счастливого человека в самой счастливой стране.

Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышит атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образуют мифологический узор коллективного счастья. Окончательно его визуальный канон оформляется к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного журнала. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшают стены городских квартир, рабочих бытовок, солдатских казарм, поликлиник и домов культуры.

Именно эта эпоха и является «главным героем» выставки. В оттепельные 1960-е сквозь пелену коллективного праздника начинает прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В1970-е, с наступлением эпохи застоя, праздник постепенно перестает быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главенствующего места, а, скорее, подводят черту и оттеняют эстетику и идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонек» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место «Огонька» в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики.

Михаил Савин

Смотр молодых исполнителей в Белорусском драматическом театре им. Янки Купалы. Минск, 1953

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин.

«С новым годом, товарищи!» (обложка). 1954

Из архива журнала «Огонек»

Николай Драчинский 

Высокогорный каток в городе Алма-Ате. Зрители 1955

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна «обнимает» зерно, 1951

Из архива журнала «Огонек»

Яков Рюмкин

Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной, 1962

Из архива журнала «Огонек»

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Наушники Cresyn теперь в «Связном»!
20 сентября 2013
Новости

Наушники Cresyn теперь в «Связном»!

Москва, 19 сентября 2013 г. ООО «Дистрибуторская компания Графитек» — Всероссийская сеть магазинов электроники «Связной» начала продажи наушников Cresyn в своем интернет-магазине. Спешите стать первыми покупатели новых продуктов известного во всем мире производителя качественных аудиопродуктов по доступным ценам, который эксклюзивно представлен в России компанией «Графитек».

ASUS ZenFone – скоро в России!
8 июля 2014
Новости

ASUS ZenFone – скоро в России!

Совсем недавно компания ASUS с успехом представила свою линейку смартфонов ZenFone, в которую входят модели с размером экрана от 4 до 6 дюймов: ZenFone 4, ZenFone 5 и ZenFone 6. Новая линейка смартфонов ASUS ZenFone является воплощением простоты и надежности, красоты линий и совершенства дизайна. Первыми странами, которые увидели новые смартфоны, стали Тайвань, Китай, а также страны Юго-Восточной Азии.

Тест системы с двумя лазерно-светодиодными DLP-проекторами Casio XJ-SK600
27 декабря 2013
Тесты

Тест системы с двумя лазерно-светодиодными DLP-проекторами Casio XJ-SK600

Casio — признанный первооткрыватель в области разработок лазерно-светодиодных проекторов. Компания первой на рынке выпустила аппараты на основе гибридного источника света, полностью отказавшись от ламп, и сейчас выпускает модели со световым потоком до 4000 ANSI-Lm. Однако отдельные сферы рынка требуют ещё более мощного оборудования. Casio предложила собственный вариант решения этой про­блемы — разработала стековую систему XJ-SK600, состоящую из двух проекторов. Их суммарный световой поток составляет 6000 ANSI-Lm, что значительно превышает мощность любого существующего лазерно-светодиодного проектора и позволяет си­стеме конкурировать с двухламповыми ин­сталляционными аппаратами.

Обзор компактного фотоаппарата Nikon Coolpix S800c
22 января 2013
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Nikon Coolpix S800c

В противостоянии компактных фотоаппаратов и продвинутых смартфонов (последние по мере развития встроенных камер планомерно отъедают рынок у первых) появилась перспективная третья сила — компактные фотоаппараты на базе продвинутых смартфонов. Coolpix S800c именно такое устройство: это первый фотоаппарат, построенный на платформе Android, со всем полагающимся функционалом.

NIKON продемонстрирует новую полнокадровую беззеркальную фотосистему на Photokina 2018
8 сентября 2018
Новости

NIKON продемонстрирует новую полнокадровую беззеркальную фотосистему на Photokina 2018

Компания Nikon готовится в очередной раз стать гвоздем программы на крупнейшей международной выставке кино- и фотооборудования photokina, которая пройдет в Кельне. Посетители смогут взять в руки новейшие продукты, включая недавно представленные полнокадровые беззеркальные фотокамеры, объективы и переходник формата FX с байонетом Z от Nikon.

Активная акустика Sven Royal 2r: золотая пуля, как эффективное средство для улучшения звука
30 сентября 2014
Обзоры

Активная акустика Sven Royal 2r: золотая пуля, как эффективное средство для улучшения звука

В этот раз ко мне в руки попала активная акустическая стереосистема Sven Royal 2r. Исходя из названия, звук должен быть королевский. А, может, она предназначена для озвучивания дворца? Посмотрим. А пока снимаем с коробки “пыльцу девственности” и вскрываем ее. За потраченные 200 полновесных американских рублей вы получаете стереосистему, которая отрабатывает каждый потраченный на себя цент, что большая ценность в наше время. Аналогичной техники мне не попадалось давно. Система выполнена в лучших традициях золотого века аудио. С этой системой вы можете наслаждаться музыкой любого жанра и стиля. Чего мне не хватило? Загрузчика CD или другого формата аналогичного качества для этой системы!

ФОТОАЛЬБОМЫ И ФОТОКНИГИ
29 марта 2011
Обзоры

ФОТОАЛЬБОМЫ И ФОТОКНИГИ

.style1 { font-size: 14px; font-weight: bold; font-style: italic; } Джейсон ЭШКЕНАЗИ (США) и Валерий НИСТРАТОВ (Россия). Титульная нация/Title Nation. 2011 Книгу выпустило престижное голландское издательство Schilt Publishing (Нидерланды), которое также издает книги Мартина Парра, Джоди Бибер и многих других известных авторов и специализируется на выпуске качественных книг по фото.

Подведены итоги выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013
25 апреля 2013
Новости

Подведены итоги выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013

С 11 по 14 апреля в Крокус Экспо состоялась ежегодная международная выставка в области потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo 2013. Уникальное выставочное событие собрало вместе более 900 брендов аудио, видео, фото, бытовой, мобильной и компьютерной техники на площади свыше 60 000 м кв. Традиционно, на церемонии торжественного открытия выставки присутствовали главы и топ-менеджеры ведущих мировых компаний Sony, Canon, Nikon, Fujifilm, Olympus, BenQ, Electrolux...

Toshiba CIS наступает на российский рынок и больше тратит на рекламу
25 мая 2013
Новости

Toshiba CIS наступает на российский рынок и больше тратит на рекламу

Москва, 23 мая 2013 г. - Компания Toshiba CIS представила обновленные линейки мобильных компьютеров и телевизоров в рамках ежегодной пресс-конференции. Мероприятие прошло в уютной атмосфере Московского городского Гольф Клуба и включало в себя как выступления спикеров компании, так и демонстрацию новинок продукции.

PANASONIC. Из прошлого в будущее
31 декабря 2003
Новости

PANASONIC. Из прошлого в будущее

В мире есть всего несколько компаний-гигантов, производящих широчайший спектр электронной аппаратуры от простейших бытовых приборов до сложнейшей профессиональной техники. Компания Panasonic — один из таких колоссов. В частности, на сегодняшний день она является одним из лидеров в области новейших технологий плазменных дисплеев.