Одиночество убежденного холостяка и старой девы

Назип ХАМИТОВ, философ и писатель, психоаналитик, доктор философских наук, основатель и президент Международной Ассоциации актуализирующего психоанализа.

Телефон в Киеве: (044) 570-56-43, E-mail: nez@i.com.ua

Фрагменты из книги Н. Хамитова «ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА»

Одиночество почти всегда воспринимается нами как трагедия. И мы бежим с его вершины вниз, не в силах вынести общение с собственным Я.

Но бегство от одиночества есть бегство от самого себя. Ибо только в одиночестве мы можем понять свое существование как нечто нужное близким и заслуживающее небезразличия и общения. Только пройдя врата одиночества, человек становится личностью, которая может заинтересовать мир. Лишь так женщина обретает достоинства женщины, а мужчина — достоинство мужчины. Ибо одиночество — это ось, пронизывающая нашу жизнь. Вокруг нее вращается детство, молодость, зрелость и старость. По сути дела человеческая жизнь есть бесконечное разрушение одиночества и углубление в него...

Одиночество есть прозрение. В его безжалостном свете замирает обыденность и проступает все самое главное в жизни. Одиночество останавливает время и обнажает нас.

Бегство от одиночества есть бегство в одиночество — то самое одиночество в толпе, на работе, наедине с женой и детьми. Бегство от одиночества — это приближение к космическому одиночеству старости.

Как избежать этого одиночества? Ответить на этот вопрос можно только через появление нового более глубокого вопроса: «В чем смысл одиночества?». Ответом же на него может быть только философия одиночества.

Постижение одиночества всегда распахивает перед нами бездну. В одиночестве мы встречаемся с Богом или дьяволом, обретает себя или падаем ниц. Поэтому тема одиночества, как и тема смерти, запретная для нашего сознания.

Я хочу нарушить запрет и приподнять завесу.

НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ — САМОЕ ТРАГИЧЕСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО В ЖИЗНИ

В отличие от влюбленности любовь всегда жаждет абсолютной взаимности. Поэтому, когда взаимности нет, человек испытывает, возможно, самое трагическое одиночество в жизни. Трагическая любовь — это прежде всего неразделенная любовь. Или точнее: неразделенная любовь есть вершина трагической любви.

Трагическая влюбленность — это словосочетание допустимо, оно слишком легко может быть заменено на неудачную влюбленность. Трагическую любовь значительно сложнее превратить в неудачную любовь. Мы всегда ощущаем, что любовь есть не случайность и кажимость, а неизбежность и бытие.

Неразделенная любовь есть трагическое бытие. На какой-то миг, для кого-то надолго, а для кого-то навсегда, оно превращается в главный поток бытия, который низвергается в бездну. Переживая неразделенную любовь, мы всегда находимся на краю бездны. И эта бездна притягивает нас.

Мы слышим шум водопада, видим блики солнца на пенных струях и провожаем их взглядом, и вместе с ними окунаем взгляд в темноту. Напрасно мы ищем там что-то — бездна не имеет дна. И водопад увлекает туда часть нашего Я. Сам водопад и есть эта часть Я. Но бездне нужно все Я, она ожидает и этот крохотный огонек самосознания, застывший на краю бытия и ничто. Окруженный химерами бессознательного, он дрожит, постигая непостижимую жестокость мира, и дьявольским искушением является желание броситься вниз и погаснуть, найдя облегчение от любви вообще.

Из этой бездны человек всегда выбирается демоном, не способным любить. Он может стать маньяком, утонченно мстящим противоположному полу за то, что стал демоном, может погрузиться в обыденность и сон, теряя возможность реагировать на эротическую жизнь. И то, и другое делает его человеком без лица.

Нужно удержаться на краю. Противопоставить бездне желание любить вопреки всему. Это остановит падение бытия в бездну, и рано или поздно сама бездна неразделенной любви затянется перед нами, как рана.

***

От неразделенной любви всегда необходимо освободиться. Это освобождение не есть просто забвение или сублимация в виде сборника трагических стихотворений. Необходимо освободиться от бытия неразделенности в себе, сохраняя при этом любовь и способность любить.

Освобождение от неразделенной любви возможно через осознание ее влюбленностью. В таком случае она становится в ряду других влюбленностей, теряя свой трагический характер. Но это происходит лишь тогда, когда она действительно является влюбленностью.

Однако неразделенная любовь может быть и действительной любовью. Тогда освобождение приходит через переживание ее неразделенной только в пределах физического бытия личности. За пределами смерти тела абсолютно неразделенное может превратиться в абсолютно неразделимое. Трагическое чувство неразделенной любви очищается, переходя в гармоническое чувство мистической любви — любви вне пределов тела или в новом теле. Только такое чувство может освободить нашу психику от разрушения. Принятие идеи индивидуального бессмертия становится смертью неразделенности и бессмертием любви.

***

Каждый, кто испытал неразделенную любовь, если это в самом деле любовь, всегда приобретает мистический опыт.

Безусловно, счастливая любовь тоже дает такой опыт — в силу переживания ее вечности, но человек устроен так, что именно трагическая глубина воздействует на него сильнее глубины счастья. Одиночество, окрашенное таким опытом, приобретает величественные краски и формы, подобные краскам и формам закатного неба. Оно сообщает личности трагический аристократизм.

ЗАСТЫВШЕЕ ОДИНОЧЕСТВО

Итак, мистическое очищение неразделенной любви порождает трагический аристократизм. Однако к такому аристократизму, уравнивающему или, точнее, соединяющему женское и мужское, приходят очень немногие. Ростки мистического переживания любви обычно настолько слабы, что неразделенная любовь просто выбрасывается в бессознательное и замирает там, становясь шрамом памяти. Идея любви не отбрасывается, но она спит. Вместе с ней засыпает молодость.

Мужчины переносят и забывают одиночество неразделенной любви в одиночестве, думая о себе и пребывая в себе. Этот странный эгоизм непонятен женщинам. Женщины значительно больше вникают в мнение рода о собственной неразделенности. Неразделенность любви для женщины выступает покинутостью. Однако любовь всегда сильнее рода. Поэтому позиция женщины бесконечно противоречива. Распятая между любовью и родом, она временами готова забыть и отринуть освященную родом женскую гордость.

Женщина готова ждать и надеяться на изменение чувств мужчины. Более того, она готова бороться за них. И если они сочетаются с отказом женщины от общения с другими мужчинами, она становится той, кого род презрительно назвал старой девой.

Мужчина-холостяк — как и старая дева — становится собой, пройдя огонь неразделенной любви. Речь идет не о мужчине, который не расписывается с женщиной, живя с ней, а о мужчине, избегающем женщин вообще. Сначала он делает это с трудом, но с годами такое удается ему гораздо успешнее.

Далее нам предстоит понять пути таких мужчин, а пока попытаемся уловить главную противоположность холостяка и старой девы.

ГЛАВНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ХОЛОСТЯКА И СТАРОЙ ДЕВЫ

Род называет старой девой женщину, пребывающую в сексуальном одиночестве, мужчина же становится холостяком благодаря эротическому одиночеству. Старая дева для рода есть женщина, лишенная половых контактов, мужчина-холостяк — лицо, лишенное женской заботы о себе.

При этом для мужчины допускается, с одной стороны, забота матери, а с другой — сексуальные связи с проститутками, любовницами — все это не изменяет статус холостяка. Лишь обоюдная и действительно эротическая связь с женщиной выводит его за пределы этого статуса.

Род перестает называть холостяком мужчину, который достаточно долго живет с заботящейся о нем женщиной. Для женщины же потеря статуса старой девы лежит в сугубо сексуальной сфере. Именно секс превращает старую деву в «свободную женщину».

Такое неравноценное отношение к холостяку и старой деве показывает презрение рода к женщине, не знавшей над собой власти фаллоса. Мужская девственность воспринимается гораздо сдержаннее и ироничнее, женская девственность — в самом соку деторождения (и соответственно после него) — вызывает саркастическую озлобленность общества. Неудивительно, что женщина отвечает обществу тем же.

Род может простить девственность лишь однозначно некрасивой женщине, причем чем больше она уродлива, тем в большей степени магия рода превращает презрение в жалость.

Род никогда не может понять верность женщины безвозвратно ушедшему возлюбленному, с которым у нее не было сексуальной близости. С другой стороны, род значительно дольше склонен называть женщину вдовой, чем мужчину вдовцом, если она вновь не торопится выйти замуж.

Мужчина достаточно быстро опять становится холостяком, женщину не спешат именовать свободной женщиной. Женщину всегда накрывает тень мужчины, который имел с ней сексуальную близость, мужчина же почти независим от этой тени. Род не принимает старую деву за ее незатененное бытие, за ее странную свободу от секса и деторождения.

Как видим, мужчине дана значительно большая свобода одиночества. Быть холостяком и девственником для мужчины порой неудобно, порой тоскливо, но в любом случае легче, чем женщине.

КОРНИ НАШЕЙ НЕПРИЯЗНИ

К появлению холостяка и старой девы приводит воля к одиночеству, замкнувшаяся на себе. Такая воля к одиночеству находит цель в самом одиночестве и превращается в привычку к одиночеству.

А эта привычка означает рождение застарелого одиночества. Она приводит к остановке одиночества. Одиночество теряет динамику и возможность изменения. Оно замораживается, замирает и ждет смерти, чтобы только с ней покинуть человека.

С этим связана наша неприязнь к одиночеству холостяка и старой девы. Оно вызывает у нас бессознательную отстраненность и отвращение — как нечто отринувшее любовь и жизнь. Мы воспринимаем его как заброшенность и бесцельность.

Поэтому понятно, почему одиночество монаха и монахини вызывает совсем иные чувства: здесь физическая отделенность от противоположного пола имеет объяснение и высший смысл. Это высший смысл, обретаемый за пределами одиночества. То же самое мы можем сказать о подобном одиночестве великого философа и художника...

ИЗ-ЗА ЛЮБВИ ТАК И НЕ СТАЛИ ВЗРОСЛЫМИ

Большинство людей, переходя от романтизма юношеских влюбленностей к взрослой жизни, переходят не к любви, а к бытию, в котором нет места ни влюбленности, ни любви. В этом бытии любовь и влюбленность заменяются сексуальной зависимостью и материальной привязанностью, вызывающими тоску во временном одиночестве и скуку в совместном бытии.

Холостяк и старая дева освобождены от этого. Они выходят на обочину жизни и остаются там. Старый холостяк, или, как еще говорят, убежденный холостяк, и старая дева — это люди, которые из-за любви так и не стали взрослыми.

Возраст постоянно выталкивает их в общество своих сверстников, но они чужды ему и стремятся вернуться в мир детства и отрочества. Это выступает — особенно для женщин — странной компенсацией семьи и общества. Старый холостяк и старая дева часто бывают старательными педагогами раннего и среднего школьного возраста — им нужно постоянное общение с детством и отрочеством, а не с юностью, переполненной эротическими желаниями и перспективами.

В остальном же они стремятся к профессиям, обеспечивающим им уединение, — коллектив сверстников чужд им мучительными для них эротическими переживаниями и сексуальными сплетнями.

КОГО ЕЩЕ ПОРОЖДАЕТ НЕРАЗДЕЛЕННАЯ ЛЮБОВЬ?

Итак, мы предположили, что одиночество холостяка и старой девы становится собой под воздействием неразделенной любви. Не в силах освободиться от нее через обычное вытеснение-забвение или мистическую сублимацию, они отчуждаются от мира взрослых.

Достаточно ли этой причины для того, чтобы холостяк и старая дева стали такими, какие они есть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изменить угол видения. До сих пор мы смотрели на холостяка и старую деву глазами рода. Постараемся теперь посмотреть на мир и на нас их глазами.

Однако, прежде чем пуститься в путешествие по их психике, необходимо ответить на запоздалый вопрос: только ли холостяка и старую деву порождает неразделенная любовь?

Нет. Холостяк и старая дева лишь заглянули в бездну неразделенной любви, но кто-то побывал там. И этот кто-то поднялся в наш мир уже нечеловеком. Такого нечеловека в современной культуре обычно называют маньяком, от греческого «mania» — восторженность, страсть.

ТАЙНА АБСОЛЮТНОГО ХОЛОСТЯКА

Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с ее холодами, слякотью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут перед ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаньями, властными истребить все печальное из памяти.

Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку!

Холостяками современное общество называет неженатых мужчин старше тридцати лет. (В дальнейшем мы будем рассматривать холостяков как физически нормальных людей с нужным количеством гормонов в крови и нормальной возбудимостью соответствующих нервных центров.) Но уже при самом беглом рассмотрении мы видим, насколько различны эти люди.

Прежде всего мы замечаем, что холостяки разделяются на два абсолютно противоположный типа. К первому относятся все те, кто одинок в силу случайных, внешних причин, ко второму — холостяки, одиночество которых вытекает из глубинных особенностей их жизненного пути и психики.

Первые — это мужчины, судьба и профессия которых протекает вдали от женщин — военные, геологи, спортсмены, артисты, воры в законе и т.д. Но это всегда случайные и временные холостяки. Их одиночество — социальная, а не психологическая и метафизическая проблема.

Конечно, мы можем говорить, что мужчины, выбравшие подобные профессии, бессознательно стремятся к холостой жизни, однако вряд ли это будет справедливо по отношению ко всем представителям этих профессий и стилей жизни. Речь может идти о затянувшемся времени холостого одиночества, которое рано или поздно переходит в иной временной поток, омывающий уютное семейное гнездышко, где их ждет отдохновение и которое выступает их тылом.

Одиночество холостяков второго типа менее зависит от условий профессии и специфики быта. Именно такое одиночество может быть вызвано неразделенной любовью. Этих холостяков род обычно называет — в отличие от случайных и временных холостяков — убежденными холостяками. Именно о них пойдет речь дальше.

ОБРАЗ МАТЕРИ

Одиночество убежденного холостяка, наполненное неразделенной любовью, для своего укрепления и оправдания ищет женский образ, заменяющий всех женщин.

Это образ матери.

Соединение неразделенной любви с образом матери порождает одиночество абсолютного холостяка. Это одиночество, в котором вообще нет места женщинам. Такой холостяк полностью отдается внеэротическим интересам жизни, эротические же интересы замораживаются и отмирают. Они напоминают рудиментарные органы. Существуя внешне, эти интересы лишены содержания и внутренней формы.

Отказываясь от ожидания влюбленности и любви, абсолютный холостяк отказывается от созидания нового. Он отдается коллекционированию, мелкой научной деятельности, не требующей творчества и интуиции, из абсолютных холостяков получаются идеальные сторожа и вахтеры.

Жизнь такого холостяка распадается на два периода — до и после смерти матери. Именно после смерти матери он приобретает черты старого холостяка. Умирая, мать освобождает его от своей заботы и привязанности, но после определенного возраста это освобождение теряет смысл. Одиночество, в котором он пребывал с матерью и внеэротической страстью, смыкается вокруг него, словно стенки пробирки. Он заспиртовывается в этом одиночестве, как моллюск, теряя возраст и пол. Это одиночество окончательно лишает старого холостяка воли к власти над миром и собой, а также воли к возвышению над собой в этом мире...

Именно абсолютный холостяк наиболее пригоден для того, чтобы стать монахом, и монашество выступает для него наиболее полным преодолением одиночества, помогая превратить неразделенную любовь и инфантильную привязанность к матери в нечто более высокое.

Однако монашество абсолютного холостяка проистекает от слабости, а не от силы. Очень часто он не возвышает свой эротизм до мистического слияния с Абсолютом, а получает санкцию на абстрактное освобождение от эротизма. Он возвращается в бесполое бытие подростка. Его бесцветное одиночество порождает бесцветное монашество.

Он становится бесцветным проповедником и бесцветным лектором, он вечно обречен приносить с собой серое бытие и тусклые глаза...

СВОБОДНЫЕ МУЖЧИНЫ

Еще одним типом убежденного холостяка могут быть мужчины, ищущие и не находящие свой идеал. Их одиночество порождено несостоявшейся любовью. Это люди, как правило, пребывающие в активном поиске и почти полностью превращающие волю к одиночеству в волю к выбору. Они не бегут от женщин. Наоборот, смысл жизни они находят в покорении женщин. Классическими типами здесь выступают Дон Жуан и Казанова.

Таких холостяков называют не холостяками, а свободными мужчинами. Мир для них — это цепочка побед и разочарований, которые доставляет им женский род. В их лице мы видим перенесение юношеских влюбленностей во взрослость. Но теперь эти влюбленности есть ступени трагического поиска любви, лишающего их заботы одной женщины.

Свободные мужчины принципиально отличаются от абсолютных холостяков и находятся дальше от края бездны, но так же ходят по краю и не менее одиноки. Однако в их одиночестве нет замкнутости и затхлости, отличающих абсолютного холостяка: оно насквозь продувается ветром, и в нем есть трагическая надежда.

К свободным мужчинам мы можем отнести холостяков, порожденных творческим одиночеством. Они не могут быть абсолютными холостяками уже по той причине, что творчество требует эротического слияния с женщиной и женским; однако достаточно часто им необходима свобода от быта с лицом противоположного пола...

Жажда этой свободы часто приводит к тому, что творец обладает только мистической связью с женщиной.

Материальные отношения с женщинами минуют его, как пейзажи в окнах поезда. Такой творец движется вперед, ему некогда и незачем останавливаться. Секс, переживания по поводу болезней ребенка, получение чинов и званий во имя семьи — все это обходит его стороной. Жизнь вдвоем заменяется постижением женщины в одиночестве. Здесь есть впадение в бытие абсолютного холостяка и прорыв к апокалиптическому преодолению его. Холостое бытие становится чем-то возвышенным, более того, оно становится наименее холостым бытием. И уж по крайней мере менее холостым, чем у многих женатых мужчин.

Но это все-таки бытие на краю бездны.

Кант и Ницше, эти великие холостяки избегают серости абсолютного холостяка именно благодаря мистическому видению любви и женского. Однако мистическое видение женского бесконечно сложно и трагично. Оно выскальзывает из мыслей и слов.

Видение любви не может заменить любовь. Кант приходит к сухости антиномизма, Ницше — к безумию вечного возвращения Сверхчеловека...

СОЕДИНЕНИЕ НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ К МАТЕРИ

Таким образом, лишь абсолютный холостяк является действительным холостяком и обладает завершившимся одиночеством. В его бытии необходимо соединяются неразделенная любовь и привязанность к матери. Может ли одна из этих причин породить абсолютного холостяка? Наверное, нет, ибо такой холостяк лишен абсолютной устойчивости холостого бытия и в каждое следующее мгновение может кардинально изменить его.

Сама по себе зависимость от матери почти всегда обречена быть разорванной. Разрывая ее, холостяк освобождается для любви. Но если эта зависимость обоюдна, разрыв ее всегда чреват трагедией.

Это прекрасно показала Урсула Ле Гуин в романе «Порог». Юноша, бытие которого контролируется матерью, полюбив, восстает против нее. Он обречен сразиться с ней и уничтожить образ матери-чудовища в своем бессознательном. Вспышка одиночества потрясает его, но именно она освобождает его от одиночества. Она освобождает его от одиночества-зависимости и позволяет прорваться к любви. Только сила зарождающейся любви и ее разделенность делают это возможным.

Соединение неразделенной любви и привязанности к матери — есть тайна бытия абсолютного холостяка.

СТАРАЯ ДЕВА

Старая дева есть именно та женщина, которая не встретила мужчину, способного дать ей бытие.

Последним средством материнской педагогики является угроза дочери, которая в чем-либо не слушается ее, что она не получит мужа.

Одиночество старой девы вызывается к жизни теми же причинами, что и одиночество абсолютного холостяка. В бытии старых дев мы найдем те же типы, что и у мужчин-холостяков. Однако сознательно пришедших к этому бытию среди женщин всегда будет гораздо меньше.

Безусловно, неразделенная любовь и привязанность-жалость к матери превращают девушек в старых дев, безусловно, старая дева может стать таковой в результате творческих достижений в области искусства и науки, но женщины, сознательно пришедшие к такой участи, будут скорее исключением, чем правилом.

Добавим, что в нашем эссе, мы — как и при исследовании холостяка — не рассматриваем типы старых дев, порожденные психофизиологическими и социальными причинами — доминантой мужских гормонов в крови, болезнью, недостатком мужского населения в регионе и т.д.

Как и в случае с холостяком, нас будут интересовать экзистенциальные причины одиночества старой девы, пограничные ситуации существования, превращающие нормальную женщину из нормальной среды в отрицание женственности, замкнувшееся в коконе одиночества.

ЗАСИДЕЛАСЬ В ДЕВКАХ?

Большинство женщин, оценивая старых дев, убеждены, что они стали таковыми, просто засидевшись в девках. Это утверждение отражает ощущение принципиального положения женщины в мире людей — над ней больше, чем над мужчиной, довлеет судьба и предопределение. Женщины не выбирают, выбирают их. Точнее, женщины выбирают выбравших.

Возможности такого выбора и его свобода значительно ограничены. Часто женщина не выбирает, а перебирает мужчин, дарованных ей судьбой, не в силах выбрать лучшее из худшего. Она перебирает их, как струны чуждого инструмента, и под звуки странной мелодии с тоской смотрит за пределы магического круга, определенного ей судьбой. От этой мелодии нужно вовремя отказаться. Иначе она усыпляет способность выбора меньшего зла, меланхолия разливается вокруг, женщина засыпает... и просыпается старой девой.

Конечно, в этом сне выбирающей женщины возможно зачатие и рождение ребенка. Тогда все решается автоматически — брак, семейная лямка, угасание романтических иллюзий... Здесь за женщину выбирает сама природа. Она освобождает ее от бремени выбора через беременность и роды.

С другой стороны, женщина может быть награждена выходом за пределы магического круга благодаря появлению ожидаемого Единственного мужчины. Тогда она просыпается, пусть на время, к новому бытию романтического. В ее душе вновь оживают девичьи мечты, они заменяют сонные иллюзии и превращаются в реальность.

Каждая женщина ждет этого момента, но у очень немногих жажда любви становится сильнее ужаса перед одиночеством старой девы. После определенного возраста практически все женщины жертвуют одиночеством выбора перед лицом одиночества-бытия.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Возможность выбора для женщины глубинно раздражает род. Женская свобода выбора мужчины, которая кажется нам столь естественной, есть результат всего лишь полутора последних столетий. Прежние эпохи знали брак по предписанию, когда выбирал только мужчина и родители. Свободный выбор женщины поэтому был всегда трагичен — вспомним историю Ромео и Джульетты.

В более древние эпохи — эпохи зарождения имущественного неравенства и торжества группового брака — женщина была абсолютно лишена выбора — как коллективная собственность мужчин рода. Она выступала деторождающей силой, увеличивающей численность-могущество рода, а потому была бессильна в своем выборе. Женщина могла выбрать мужчину, соблазняя его, но этот выбор был выбором на одну ночь и растворялся в общеродовой оргиастической стихии. Такой выбор-соблазнение переходит во времена привычной нам моногамной семьи и называется изменой, караясь сначала законами, а затем моралью рода.

Ясно, что во все эти эпохи бытие старой девы ограничивается лишь физическим уродством или однозначными психическими отклонениями, делающими ее ритуальной девственницей. Впоследствии католическая и православная культура христианства создают женский монастырь, где одиночество старой девы может реализоваться более полно. Но это одиночество есть результат полного запрещения выбора в мире мужчин...

Итак, жизнь старой девы до середины XIX века весьма сильно регламентируется родом.

Все это коренится в коллективном бессознательном современного нам общества и поднимается в каждом из нас, когда мы встречаем старую деву. Нынешнее общество дало женщине право на одиночество, но при этом сделало ее изгоем, окружая водоворотами психологических дискомфортов — прежде всего в виде насмешки и саркастической жестокой иронии...

Феномен холостяка значительно более древен, чем феномен старой девы — в силу изначально большей свободы мужчины в распоряжении своим одиночеством...

ЗЛОСТЬ СТАРОЙ ДЕВЫ

На первый взгляд кажется, что в современную эпоху с ее легкостью разводов женщина и в браке сохраняет возможность выбора. Поэтому ей незачем оставаться старой девой, чтобы сохранить право выбора. Однако это далеко не так. Замужняя женщина опутывается привычками и боязнью потерять то малое, что она получила от жизни. Если к этому добавляется появление детей, ситуация с выбором становится почти безнадежной в земной жизни женщины.

Одиночество старой девы — всегда протест против такого положения дел. Старая дева есть отрицание женственности и протест против заключения женственности в клетке семейной жизни с нелюбимым человеком. Но такой протест обречен, ибо это протест против мужского вообще. В этом — корень трагедии старой девы. Она стремится освободить женщину от мужчины, а не мир мужчин и женщин. Ей нет дела до идеального мира мужчин и женщин. И за это земные и несовершенные женщины и мужчины отвечают ей презрением и насмешкой. Старая дева пытается ответить тем же, но ее насмешки смешны окружающим, они не достигают цели.

Остается презрение.

И для усиления этого презрения старая дева концентрирует его в злость.

***

Весь мир представляется старой деве потоком эротических обид, направленных против нее. И она отвечает на них — иногда неуклюже и потешно, а иногда расчетливо и жестоко. Пространство и время ее экзистенции замыкаются внутри Эротической Обиды, которая окружает ее, словно мыльный пузырь, не желающий лопнуть. За дрожащими стенками этого пузыря искажены черты старой девы, искажена вся ее жизнь.

Секс отчуждает старую деву от всех остальных женщин. Он отделяет ее и от свободной женщины. В наибольшей степени старая дева ненавидит именно свободную женщину, покоряющую мужчин в рамках одного с нею незамужнего статуса.

Сексуальная наполненность одиночества свободной женщины пронзает ее. И если эротическая обида — оболочка старой девы, то сексуальная обида — ее рана. Эротическая обида может быть надумана, сексуальная обида всегда вещественна и зрима. Все вещество сексуальных отношений мира давит на старую деву и переживается ею как личная мировая тяжесть.

И злость старой девы кажется абсолютной...

***

Возможно ли избавление от этой злости? Да.

Над старой девой всегда витает образ мужчины. Это или утерянный возлюбленный, или идеал, который так и не воплотился в реальность. Этот образ — самая глубокая травма и корень бессознательного старой девы. Более того, это корень всей ее жизни. Он творит и определяет ее.

В пограничной ситуации этот образ врывается в сознание, и в такой момент происходит выбор: дальнейшее и окончательное озлобление на мир мужчин и женщин или ощущение себя частицей этого мира, которой тоже дарована надежда на спасение от пребывания без Единственного мужчины, — пусть даже за чертой земной жизни. Это прекрасно выразил Отто Вейнингер:

«Старая женщина тем злее, чем больше она старая дева. Если мужчина и созданная им женщина снова встречаются во зле, то оба должны погибнуть; если же они встречаются в добре, — тогда совершается чудо...»

Поиск Единственного мужчины, который даст полноту бытия, для старой девы есть прежде всего поиск надежды в себе...

Мы можем смеяться и шутить над старой девой. Мы можем жалеть ее. Но она — признак эротического недуга всего человечества. Эмансипация старой девы от ее одиночества означает эротическое освобождение человечества — исчезновение мира без любви.

ВВЕРХ ОТ БЕЗДНЫ

Абсолютного холостяка, старую деву и маньяка может спасти от одиночества смерть. Неужели они обречены на одиночество в пределах жизни? Да, если они не смогут вернуться к любви. Любовь оживляет абсолютного холостяка, расколдовывает старую деву и очищает маньяка.

Однако это может быть только действительная, вечная любовь, освобожденная от наростов обыденного и случайного. Только такая любовь превращает чудовище в принца, а озлобившуюся ведьму — в привлекательную женщину. Только такая любовь поднимает над бездной.

Но она, к сожалению, очень редко приходит в этот мрачный и суетный мир. Нужна огромная раскрытость и мощь духа, чтобы принять ее и подняться с ней.

Любовь нужно сотворить и пережить как беспредельную мистическую ценность, как самое высокое из всех искусств. Однако мистическое переживание любви и женственности даже таких великих холостяков, как Кант и Ницше, не спасает их от дыхания бездны. Мистическое видение любви должно быть доведено до мистического бытия любви.

Это означает явление мифа о любимом (любимой), наполняющего смыслом жизнь абсолютного холостяка, старой девы и маньяка, смыслом, который освобождает от одиночества. Этот миф есть миф о преодолении одиночества за пределами смерти. Это миф о бессмертии любви и персоны.

Такой миф настолько же является иллюзией, насколько реальна кратковременная жизнь нашего тела с его страстями, голодом, болезнями и, наконец, смертью. Такой миф есть предчувствие и творение запредельного бытия любви. Лишь это бытие способно оказать возвышающее влияние на всех тех, кто застыл на краю бездны.

***

Все это звучит пока как декларация. Поэтому мы еще вернемся к идее любви как мифа в следующих наших публикациях, и, может, тогда она обретет плоть и почву.

Пока лишь остается констатировать, что любовь редка, а одиночество почти всесильно...

***

Одиночество абсолютного холостяка, старой девы и маньяка — это вызов обыденности и нормальности. В их бытии одиночество нарастает до безумных размеров.

Но пропадает ли оно в нормальной взрослости со всеми ее атрибутами? Постараемся увидеть это в следующем номере «Семейной психологии».

ХАМИТОВ Назип Виленович — философ и писатель, психоаналитик, доктор философских наук.

Известен в России, на Украине и за рубежом как автор андрогин-анализа — метода глубинной коррекции отношений мужчины и женщины. Основатель и президент Международной Ассоциации актуализирующего психоанализа. Создатель афоризмотерапии — метода исцеления от психологических травм и комплексов при помощи афоризмов.

Автор двенадцати книг. Четыре из них — «ОДИНОЧЕСТВО ЖЕНСКОЕ И МУЖСКОЕ», «ПРЕДЕЛЫ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО», «ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПОЛА», «ТАЙНА МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО» — стали философскими и психологическими бестселлерами. Последние две книги переведены на немецкий и английский языки.

Инициатор ряда проектов на телевидении и радио. Автор и ведущий популярной программы «Тайна мужского и женского» (Радио «Эра» FM).

Уважаемые читатели!

Если вы хотите высказать свои размышления по поводу прочитанного, контактный телефон Назипа ХАМИТОВА в Киеве: (044) 570-56-43,

e-mail: nez@i.com.ua

Комментарии

Сима
11.01.2009
0
Ни уму ни сердцу...
Анка
04.07.2009
0
Полнейший анахронизм. Помимо секса есть масса интересного. Например, любимая работа или путешествия. А на сексе замыкаются только животные.
Den
26.10.2009
0
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы найти свою вторую половину. Но только свою. Все остальное - бред.
Саня
30.12.2009
0
Только расстроился, по большей части категорически не согласен.
аня
22.02.2010
0
Полный бред.
Таня
20.03.2010
0
Супер.
мария
02.08.2010
0
Какие-то средневековые разглагольствования.
Sir_w
18.08.2010
0
Сравнение с бездной? Любопытно. В остальном какое то пережевывание навязчивых идей.
sir_w
18.08.2010
0
Может просто неудачные отрывки?
анастасия
06.09.2010
0
Подскажите пожалуйста,как называется ваша последняя книга про семью?
Старый Холостяк
11.09.2010
0
Как в душу залез. Все верно. Но что делать? Понимаю, что плохо оставаться холостяком, но ничего поделать не могу.
Я
12.09.2010
0
Как жаль, что на свете так мало людей, способных понять по настоящему интересные мысли...
Ирина
21.10.2010
0
В моем окружении есть и старая дева, и свободный мужчина, и старый холостяк. Все время анализирую их действия и поступки и безусловно, ищу корни в их детстве и юности. Образ жизни, который они ведут многим чужд, но я всегда нахожу этому оправдание и делаю скидку. Но, к сожалению, социум привык к уравниловке, а посему он жесток. Спасибо за статью, в очередной раз убедилась в правильности своих суждений.
писюк
22.11.2010
0
После 30 выбор между ебалкой и рыбалкой однозначен, только рыбалка.
Мария
30.12.2010
0
Сама переживаю подобное чувство, понимаю что что-то ни так, но сил поменять ход событий и себя нет. Усталость всей души - мой диагноз. Статья верная, многое в точку, только любовь не должна быть средством лечения подобного состояния.Невозможно полюбить человека, если тебе по факту безразлична ЖИЗНЬ!! Учимся любить ЖИЗНЬ!Сублимация всё-таки неплохой способ выйти из этой клоаки.
МИЛА
15.01.2011
0
Я сначала мучалась, не понимала, что во мне не так, почему мужчины всегда выбирают не меня, а теперь я сказала себе: ну что толку мучиться, если мне быть всю жизнь одинокой и я не в силах это изменить, то какой смысл терзаться? Успокоилась вроде бы, приняла свое одиночество женское как должное. Изредка наваливается тоска, но я насильно гоню ее.
Vasil.
06.02.2011
0
Спасибо, что в общих чертах разъяснили, что это такое и с чем ее едят. Теперь хоть моральной травмы от отдельных личностей экземпляров на работе будет меньше.
Старая дева
21.03.2011
0
Данный психоанализ - жалкая попытка подражательства моему любимому автору. Я знаю как наизусть Вейнингера, так и все причины девства. Вы и рядом не стояли в своих выводах! Как и ваш глуповатый кумир.
30 летний девственник
25.03.2011
0
Ничего не понял.
Синий чулок
26.03.2011
0
Неплохой рерайтинг Вейнингера.
Лариса
13.04.2011
0
Прикольно. Картинки - классные. Ван-Гог - изумителен. Мнение отдельно взятого мужчины. Почему бы нет?
владимир
21.04.2011
0
Да не все вы знаете о причинах одиночества.
Cold
09.05.2011
0
Хороший анализ! Все подтверждено практическими примерами, все имеет основу. Одно но.. автор не учел фактор мутаций в этом пространстве мысли.
Это очень важный момент, подумайте?!
Информация подкрепляющая или наоборот рассредотачивающая мотивацию - способ изменять реальность. Автору респект за основательный труд!
Наташка
16.05.2011
0
Во много не согласна, что написано в статье. Если вспомнить историю: в старинные времена Русь жила деревней, работа была тяжёлая, женщина без мужика не могла прожить. А войны и раздоры в стране были всегда-мужчин было мало.
Вот и боялись остаться одинокими.
С кем бы попало-но выходить замуж надо. Современная жизнь изменилась. Не надо забывать, что бывает страшное одиночество в семьях, где все друг другу опостылели и не знают куда уйти. Женщина в семье раба не только своих детей. Забыли, что такое стыд, позор,
уважение друг к другу, жизнь кроликов -пожрать, поспать и расплодиться. Нежеланные дети редко бывают любимые.
А почему уходили в скит и теперь уходят молодые в монастыри. Не от людей ли, но уж точно не от одиночества. А от того, что "на миру" всё надоело, а там тишина и покой. Можно много говорить и спорить на эти темы. Согласна с предыдущими высказываниями, секс в голове у распущенных, избалованных людей. Больше думать и заботиться не о чем. Чем меньше об этом думали, тем здоровее были дети, всё происходит спонтанно, а не насильно. И вообще, об этом никогда не болтали, как сейчас. Поэтому и здоровые все были. И не надо говорить об экологии и здоровом питании. Не показывали обнажённые тела, а то все "зациклились" на голые телеса.
О нравственности и морали надо заботиться. У одиночества есть "и имя, и отчество". А то пишет женщина - очень жалующая на одиночество, а у неё и дочь, и дача, и цветы кругом. Ах, вон в чём дело, мужичка нет рядом в 50 лет-то. Вот в этом то и вся суть, в себе разобраться, прежде всего, надо,
психика нарушена и больше думать не о чем.
Елена
03.06.2011
0
Благодарю, Назил! Интересная статья... Хоть что-то прояснилось и подтвердилось. Многое зависит от среды влияния. Человек по сути своей одинок изначально. Кто-то несет это всю жизнь, и это его выбор...
павел
17.06.2011
0
Отличная статья. Теперь я понял что я абсолютный холостяк и судьба моя - одиночество.
лада
06.07.2011
0
Чушь собачья!!!!!
Сергей
28.07.2011
0
А по мне эта статья очень даже...
Не стоит забывать, что эта статья одна из многих точек зрения человечества...
Я думаю много людей найдут в ней для себя ответы на какие то вопросы, пусть не на все, но это уже что то.
маринка
28.10.2011
0
Какая глупость про злобных старых дев. Со мной работает одинокая женщина, ей 52 года и она не была замужем, так это самый добрейший человек которого я знаю. А вот среди замужних попадаются такие мегеры, просто жуть!
Sergey
07.01.2012
0
Неразделенная любовь самая страшное, что может быть. Испытано на себе, дальше смысл жизни теряется :(

Похожие статьи

Импотенция: смотри в корень
20 мая 2004
Обзоры

Импотенция: смотри в корень

На самом деле все проблемы упираются в ПРЕДСТАВЛЕНИЕ мужчины о себе как о больном. А уж если ты сам уверен, что импотент, то никто тебя в этом не разуверит. Давайте освежим свои знания по этому животрепещущему вопросу. Итак, что же такое ПОТЕНЦИЯ? Это не единый показатель, а целая совокупность явлений, составляющих половую функцию: половое влечение, возбуждение, качество и длительность эрекции (у мужчины), качество оргазма и удовлетворения, время восстановления влечения после семяизвержения и др.

Как стать "космическим туристом"?
28 октября 2003
Обзоры

Как стать "космическим туристом"?

Автор этих строк, задумывая полет в небеса (а куда же еще лететь-то от житейских невзгод, как не в космос?), и не думала, что имеет шанс записаться в космонавты. Бабий век-то прожит. Да и спортсменкой никогда не была, на качелях укачивало, в такси тошнило... Но, оказывается, и наша отечественная космонавтика, перешагнув сорокалетний рубеж, в корне пересмотрела представления о том, кого не берут в космонавты.

Лечим позвоночник в Друскининкай
20 мая 2004
Новости

Лечим позвоночник в Друскининкай

16'2004 С 1837 года на правом берегу реки Неман среди зелени сосновых боров стоит город Друскининкай — лучший европейский курорт бальнеологии. Он находится на юге Литвы, недалеко от польской и белорусской границ, примерно в 130 км от Вильнюса и Каунаса. В доисторическое время здесь было морское побережье, и морские соли, которые тысячелетиями откладывались в геологических пластах, целебными элементами до сих пор обогащают подземные воды и родники вокруг Друскининкай.

Лечим позвоночник и диабет в Друскининкай
11 марта 2005
Новости

Лечим позвоночник и диабет в Друскининкай

Один из наиболее известных и крупных оздоровительных центров в Друскининкай — санаторий «Эгле». Как отдельный городок, занимающий более 20 гектаров соснового бора, он был построен в 1972 году на берегу реки Груты. Чем же так уникален лечебно-реабилитационный центр «Эгле»? Здесь мягкий микроклимат лесной зоны с многочисленными реками и озерами; обилие минеральной воды, обогащенной натрием, магнием, кальцием, хлоридами, сульфатами и другими минеральными солями (2 скважины минеральной воды глубиной более 300 метров, бювет минеральных вод «Эгле»); грязелечебница, применяется лечение торфяной грязью.

Если у ребенка сломался зуб...
27 декабря 2004
Обзоры

Если у ребенка сломался зуб...

— Почему у моего ребенка передние зубы стоят так криво? А можно как-то быстро все исправить, а то девочка очень стесняется своей улыбки, ведь ей сейчас уже 14 лет? — А почему постоянные зубы прорезались так криво? Такие вопросы очень часто задают родители уже достаточно взрослых детей, и сами подростки, и даже достаточно взрослые молодые люди, когда приходят к стоматологу на прием по поводу некрасивой улыбки из-за криво расположенных, повернутых или неправильно прорезавшихся зубов.

А кто тут лидер?
1 ноября 2004
Обзоры

А кто тут лидер?

Как только не обзывали семью — от священного союза до ячейки общества, но внутренний смысл этого единения так и остается неясным для большинства тех, кому посчастливилось ознакомиться с ним изнутри. Между тем судьба сводит вместе мужчину и женщину, чтобы они совместно прошли определенный путь развития, достигли сияющих вершин, продолжили свой род и передали наследникам свои жизненные идеалы.

Мы заботимся о Вашем здоровье
11 марта 2005
Новости

Мы заботимся о Вашем здоровье

03'2005 Новая линия адаптогенных препаратов Неовитал — улучшение качества и увеличение продолжительности Вашей жизни. Хорошее настроение, отличное самочувствие, счастливая семья, успешный карьерный рост... БАД Неовитин® капли (Неовитин®, рутин (витамин Р), никотинамид (витамин РР) — мощное средство повышения иммунитета у пожилых и часто болеющих лиц; профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы; атеросклеротических поражений сосудов, иммунодефицитных состояний; негативных последствий лучевой и химиотерапии.

Вода и сода: ключи от кладовой исландского мха
1 января 2016
Рецепты

Вода и сода: ключи от кладовой исландского мха

В состав исландского мха входят лишайниковые кислоты, в том числе — усниновая. Именно эти кислоты и являются главными «борцами» с различными микобактериями, включая туберкулезную палочку. Однако, столь полезные лесные кислоты очень трудно извлечь из мха с помощью обычной воды — горячей или холодной. Зато эту работу отлично проделывают щелочные растворы. А как их создать в домашних условиях? Очень просто: возьмем пищевую соду и растворим ее в теплой воде, как перед полосканием против ангины. Хочу предложить свой собственный рецепт, который с недавних пор рекомендую больным туберкулезом и онкологиями.

Колоться от гриппа?
27 декабря 2004
Обзоры

Колоться от гриппа?

Пропаганда противогриппозной вакцинации напоминает борьбу затрезвость советских времен: после лекции о вреде спиртного — за пивком... Результаты этой «битвы за клиента» озвучены: небедная столица прививается от гриппа лишь на 10 процентов. Маловато будет... В прошлом году противогриппозную вакцинацию осилили, похоже, лишь припертые к стенке (кто — начальником, кто — женой) граждане.

Киллер №1. Как исландский мох убивает вирусы и бактерии?
4 января 2016
Обзоры

Киллер №1. Как исландский мох убивает вирусы и бактерии?

Народная медицина разных стран давно знает о мощных целебных свойствах удивительного растения, которое называют «Исландский мох» (Цетрария). В частности, о его способности подавлять (ингибировать) и уничтожать патогенную микрофлору и микрофауну, находящуюся в организме или вне его. Причем, именно те микроорганизмы, которые вызывают различные инфекционные заболевания — бактерии и вирусы.