Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

На объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro пока не так много обзоров и довольно мало тестов, так что решил исправить ситуацию, тем более что макрообъективы это моя стихия и я постоянно ими пользуюсь. Новый Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro по сути открывает целое направление макросъемки в линейке FUJIFILM X-mount т.к. это первый макрообъектив данного формата с масштабом 1:1 и с наиболее удобным фокусным расстоянием для большинства ситуаций. До этого на системе X-mount был XF 60mm f/2.4 macro, который давал масштаб лишь 1:2. Можно всё что угодно считать «макро», но на самом деле 1:1 это оптимально для любых более-менее требовательных макрофотографов. На меньший масштаб сложно снять что-то необычное. И был ZEISS Touit 50/2.8 на масштаб 1:1, но не очень удобный в полевом макро из-за того что масштаб 1:1 он достигал на 0.15 м дистанции фокусировки.

текст: Дмитрий Евтифеев

Внешний вид, конструктив, дизайн, эргономика

Объектив ощущается очень прочным и с хорошо подогнанными деталями. Я не стал проверять его насколько он металлический, но весит он прилично. К примеру, он тяжелее моего макрообъективаCanon (на полнокадровую систему!) на 125 г. и далее вы поймете почему.

Объектив оснащён кольцом установки диафрагмы, электрически сопряженным с камерой. Также на объективе вы можете увидеть переключатель диапазонов фокусировки. Выбирая определённый диапазон фокусировки вы избавляете автофокус от необходимости искать объект там где его нет и тем самым ускоряете работу автофокуса в целом.

Также имеется рычажок включения и выключения стабилизатора OIS, который заявлен как очень эффективный (до 5 ступеней компенсации).

Технические характеристики

Фокусное расстояние 80 мм
Диапазон значений диафрагмы f/2.8 – f/22
Оптическая схема (элементов/групп) 16 / 12
Стабилизация изображения есть, 5 ступеней (по стандартам CIPA)
Диапазон фокусировки 0,25 м – ∞
Углы обзора (диаг./гориз./верт.) 20.1° / 16.8° / 11.1°
Лепестков диафрагмы 9 шт (скруглённые)
Рабочий отрезок 17,7 мм
Масштаб на МДФ 1 : 1
Диаметр резьбы под фильтр M62 x 0.75
Угол вращения фокусировочного кольца (от ∞ до МДФ) -
Влагозащита от брызг и пыли, гидрофобное покрытие передней линзы
Рабочая температура до -10С
Диаметр фокусировочного кольца 80 мм
Длина (без крышек) 130 мм
Вес 750 г

Плавающие элементы и внутренняя фокусировка

Объектив имеет две фокусировочные группы — переднюю и заднюю. Эти группы элементов смещаются для того чтобы обеспечить постоянное разрешение и низкие аберрации на макро дистанциях съемки, также как на обычных дистанциях съемки. Новый механизм смещения оптических групп контролирует их параллельность, что позволяет сохранять высокое разрешение и по краям кадра.

Внутренняя фокусировка позволяет работать на макро дистанциях более удобно т.к. нет опасности упереться передней линзой в объект съемки. В объективах без внутренней фокусировки передняя часть объектива выдвигалась бы вперёд, что затрудняет работу в некоторых случаях.

Влаго и пылезащита

Объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 имеет защиту от пыли и брызг, включающую 11 элементов в корпусе объектива (показаны зеленым на картинке).

Оптический стабилизатор

Объектив имеет новый тип встроенного оптического стабилизатора, призванный компенсировать угловое смещение и смещение по высоте за счёт имеющегося гироскопа и акселерометра. Данный оптический стабилизатор рекомендуется к использованию в макросъемке тогда как старые типы оптических стабилизаторов, которые я использовал, в макросъемке не помогали и их рекомендовалось отключать (в макро слишком большие смещения возникают, которые объектив не может обычно скомпенсировать).

Оптическая схема

Оптическая схема Fujinon XF 80mm f/2.8 включает в себя 16 элементов в 12 группах, из которых 1 асферический элемент, 3 ED (низкодисперсионных) и 1 super ED (с экстремально низкой дисперсией).

Довольно дорогая конструкция объектива рассчитанная на высокое качество изображения в различных ситуациях от обычной портретной съемки до макросъемки.

График MTF

График MTF, который прилагается к объективу характеризует его возможности по разрешению и контрасту. К сожалению, график дан для 15 и 45 пар линий на мм, так что «в лоб» с другими производителями качество объектива не сравнить. Canon / Nikon дают данные для 10/30 lp/mm, аCarl Zeiss для 10/20/40 lp/mm.

По графику могу только предположить, что объектив даёт весьма неплохие результаты по центру кадра, дальше идёт некоторое падение разрешения, которое в целом исправляется асферическим элементов к краю кадра (хотя оно и не такое, как в центре ввиду того что радиальные и тангенциальные кривые сильно расходятся).

На какой камере Fujinon XF 80mm f/2.8 покажет себя лучше

Из камер FUJIFILM на X-mount я использовал FUJI X-T2 и FUJI X-T20.

Из этих двух фотокамер я бы рекомендовал его использовать на топовой FUJI X-T2 т.к. в макросъемке особенно важен автофокус, который, на мой взгляд, на FUJI X-T2 лучше работает.

В остальном критерием может служить плотность пикселей, которая особенно важна в макросъемке и которая позволяет в более полной мере задействовать оптическое разрешение объектива. Говоря простыми словами фотокамеры FUJIFILM c большими мегапикселями (на сегодня это 24 Мпикс) предпочтительны.

Аналоги Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

Представленные объективы нельзя в полной мере назвать аналогами Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro т.к. они под полный кадр 36 х 24 мм, но тем не менее...

FUJINON XF 80MM F/2.8 R LM OIS WR MACRO CANON EF 100MM F/2.8L MACRO IS USM NIKON 105MM 1:2.8G ED VR SWM IF MICRO 1:1 NIKON AF-S DX MICRO NIKKOR 85MM F/3.5G ED VRSONY FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS SONY FE 90 ММ F2.8 MACRO OSS ZEISS TOUIT 2.8/50M
Дата анонса 2017 г. 2009 г. 2006 г. 2009 г. 2015 г. 2014 г.
Формат APS-C (кроп-фактор 1.5) FF FF APS-C (кроп-фактор 1.5) FF APS-C (кроп-фактор 1.5)
Фокусное расстояние 80 мм 100 мм 105 мм 85 мм 90 мм 50 мм
Диапазон значений диафрагмы f/2.8 – f/22 f/2.8 – f/32 f/2.8 – f/32 f/3.5 – f/22 f/2.8 – f/22 f/2.8 – f/22
Оптическая схема (элементов/групп) 16 / 12 (один асферический, 3 
низкодисперс. и 1 с экстремально низкой дисперсией элемента).
15 / 12 (один низкодисп. элемент) 14 / 12 (один низкодисп. элемент) 14 / 10 (один низкодисперс. элемент) 15 / 11
(1 асферич.,
1 низкодисп. и 1 с экстремально низкой дисперсией элементы)
14 / 11 (2 асфер. и
2 низкодисп. )
Оптическая стабилизация 5 ступеней. Дистанция не указана, но работает в макро 4 ступени на обычной дистанции,
3 ступени при 0,5x-кратном увеличении,
2-ступенчатый при 1,0x-кратном увеличении
3 ступени на дистанции 3 м – ∞. На макродистанции эффективность не указана 3 ступени на дистанции 3 м – ∞. На макродистанции эффективность не указана 4–4,5 ступени экспозиции (работа в макро не указана) нет
Диапазон фокусировки 0,25 м – ∞ 0,30 м – ∞ 0,314 м – ∞ 0,286 м – ∞ 0,28 м – ∞ 0,15 м – ∞
Углы обзора (диаг. / гориз. / верт.) 20.1° / 16.8° / 11.1° 24° / 19.8° / 13.5° 23.2° / 19.5° / 13° 18.5° / 15.4° / 10.4° 27° / 22.6° / 15.2° 31° / 26° / 18°
Лепестков диафрагмы 9 шт (скруглённые) 9 шт (скруглённые) 9 шт (скруглённые) 9 шт (скруглённые) 9 шт (скруглённые) 9 шт (скруглённые)
Рабочий отрезок 17,7 мм 44 мм 46.5 мм 46.5 мм 18 мм 17,7 мм
Масштаб на МДФ 1 : 1 1 : 1 1 : 1 1 : 1 1 : 1 1 : 1
Диаметр резьбы под фильтр M62 x 0.75 M67 x 0.75 M62 x 0.75 M52 x 0.75 M62 x 0.75 M52 x 0.75
Влагозащита от брызг и пыли, гидрофобное покрытие передней линзы от брызг и пыли от брызг и пыли нет от брызг и пыли нет
Диаметр фокусировочного кольца 80 мм 77,7 мм 83 мм 73 мм 79 мм 65 мм
Длина (без крышек) 130 мм 123 мм 116 мм 98,5 мм 130,5 мм 91 мм
Вес 750 г 625 г 750 г 355 г 602 г 290 г

Среди представленных объективов откровенно плохих нет даже на сегодняшний день, но, например, объектив Nikkor 105/2.8 представлен публике в далёком 2006-ом году и является наиболее слабым представителем макро семейства из всех представленных. Объектив Canon 100/2.8L выпущен на три года позже, имеет более продвинутый стабилизатор изображения (на тот момент революционный) и получше оптически, я сравнивал его с Nikkor 105/2.8 и макрообъективом Carl Zeiss Makro-Planar 100/2, когда была такая возможность. 

Sony 90/2.8является «бриллиантом» в короне Sony и оптически лучше первых двух, задаёт новые стандарты для макрообъективов. И тут как раз появляется Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro со стабилизатором на 5 ступеней и бОльшим масштабом за счёт кроп-фактора (у Сони тоже есть камеры с кропом, но это не топовые камеры как у Фуджи, автофокус на них не очень). И не знаю как в случае макрообъектива Сони (его не было у меня на тесте), а Fujinon XF 80mm f/2.8 имеет возможность установки телеконвертера. Так что он будет самым мощным макрообъективом из всех представленных.

Возможности Fujinon XF 80mm f/2.8 в макросъемке

Объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 является первым в линейке FUJIFILM под байонет X-mount, который позволяет получить макро 1:1. Если вы уже занимались макросъемкой, то оцените и кроп-фактор, который в данном случае играет «на руку». Угол зрения самого объектива 29.7°, но за счёт кроп-фактора он составляет 20.1°, что меньше, чем у 100 мм макрообъектива! (масштаб больше на том же расстоянии)

Т.е. Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro соответствует макрообъективу на полном кадре (35 х 24 мм) с фокусным расстоянием 120 мм!

Масштаб объекта у нас будет тот же самый, но расстояние до объекта съемки больше, что позволяет удобнее разместить вокруг предмета съемки осветительные приборы. Но и это еще не всё! К Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro можно добавить телеконвертеры, и таким образом увеличить масштаб съемки.

К примеру, на макрообъективы Canon 100 мм родные телеконвертеры поставить нельзя (обратите внимание на выступающий линзоблок, у Canon также), а неродные сильно снижают качество. А в системе X-mount можно поставить и 1.4х телеконвертер и 2.0х.

Как видите, задний линзоблок объектива ходит довольно глубоко и есть место под линзоблок телеконвертера.

При установке телеконвертера 1.4х фокусное расстояние Fujinon XF 80mm f/2.8 эквивалентно 112 мм F4, что с учётом кроп-фактора соответствует 171 мм для кадра 35 х 24 мм. То есть угол зрения по диагонали 14.1°. Но это для фокусировки на бесконечность, а на макродистанции работает внутренняя фокусировка, так что фокусное расстояние уменьшается чтобы сохранить общую длину объектива при фокусировке на макро (иначе «хобот» объектива выезжал бы далеко вперёд, как на том же ZEISS Milvus 100/2M).

Масштаб был 1:1 на минимальной дистанции, а стал 1.4:1 на той же дистанции (минимальная дистанция фокусировки не меняется при установке телеконвертера). При этом относительное отверстие становится меньше за одну ступень, т.е. было 2.8, а станет f4.

При установке телеконвертера 2х на Fujinon XF 80mm f/2.8 параметры объектива эквивалентны 160 мм F5.6, что соответствует углу зрения как у 244 мм для кадра 35 х 24 мм (~10°). Для макродистанции фокусное расстояние будет меньше, но масштаб 2:1.

Что всё это означает на практике для макрофотографа?

Означает это то, что мы имеем с объективом Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro масштаб съемки более чем достаточный для 90% макрофотографов ибо примерно столько фотографов снимают в масштабе не более 1:1. Это и так весьма немало!

Для демонстрации возможностей Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro совместно с камеройFUJI X-T2 я задействовал брусок пирита (по-крайней мере мне его так когда-то представили).

Как видите, макро 1:1 удовлетворит уже многих. Можно уже фасетки в глазах стрекозы фотографировать. Но макрофотографы люди увлечённые и 1:1 им часто бывает мало :) Потому и предлагается развиваться (увеличивать масштаб), инвестируя в телеконвертеры.

Кроме того у меня в запасе несколько камушков — фианитов, которые я и использовал в качестве объектов макросъемки.

Это небольшой масштаб, обычная съемка.

На этом снимке масштаб больше чем 1:1 (близко к 2:1), здесь Fujinon XF 80mm f/2.8 использован с телеконвертером 2х.

Масштаб фианита может быть и больше высоты кадра, в таком масштабе снимают обычно насекомых, но сейчас зима и достать мне их негде. Кстати, масштаб можно сделать еще больше, задействовав родные удлинительные кольца MCEX-11 или MCEX-16. Макрокалькуляторы здесь можете посчитать масштаб для ваших условий.

Кто-то может скажет что с такой глубиной резкости не интересно, а хочется весь камень видеть в фокусе. Что же, этому дело поможет метод стекинга и фокусировочные рельсы. Но можно сделать интересный снимок и просто добавив реквизит. В данном случае это коралловый песок с берегов Мальдивских островов.

Так что дерзайте с вашими фотокамерами FUJI — у вас есть теперь главный инструмент и большой масштаб съемки. Причём не только съемки фото, но и видео т.к., например, FUJI X-T2снимает видео 4К, что обязательно для съемки ювелирки да и прочего макро. Макро ювелирных изделий снимается в 4К и делается даунсэмпл до 1080p, чтобы повысить детализацию.

Также дождалась своего часа и нерабочая карточка памяти CompactFlash 32 Gb. Давно я хотел её вскрыть и посмотреть что внутри, а тут такой случай...:)

Как видите, внутри оказались микросхемы Самсунг. А карточка Transcend...

Надеюсь я достаточно проиллюстрировал возможности объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro в макро режиме и можно переходить к портретам.

Портреты сделанные на Fujinon XF 80mm f/2.8

Начнём с того, что Fujinon XF 80mm f/2.8 не является специализированным портретным объективом и можно было бы ожидать что здесь он покажет себя более слабо, если бы мы не знали, что внутри есть плавающие элементы, скругленная диафрагма на 9 лепестков и асферика. То есть объектив на самом деле готовился быть не просто макрообъективом, но универсальным вариантом.

«Коварно» снято через витрину Дома Книги.
f3.2, 1/120sec, ISO 3200

f2.8, 1/60 sec, ISO 800

f2.8, 1/60 sec, ISO 1600

f2.8, 1/60 sec, ISO 1600

f2.8, 1/60 sec, ISO 1600

Боке в целом мне понравилось. Вижу здесь и «лимончики» по краям кадра, которые дополнительно оживляют кадр. Если вы будете очень внимательным, то заметите шлифовку асферического элемента в этих «лимонах». Почему-то для некоторых обозревателей это важно, но я лично в результирующих кадрах этого обычно не замечаю, хотя знаю что если есть асферика, то такой эффект будет.

Выводы и впечатления

Мне понравился объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro и я считаю, что он в ближайшее время будет одним из самых востребованных объективов на системе FUJI. Используя этот объектив одновременно и как портретный и как макрообъектив вы сможете сэкономить деньги и потратить их, например, на осветительное оборудование.

Хочу еще в заключение отметить добротность изготовления камер и объективов FUJI. В последний год я очень много на них снимал и скажу, что мне тактильно приятно ими пользоваться. С одной стороны нет модной нынче «зализанности» и потому камеру удобно держать, а с другой есть неплохая эргономика. Пусть непривычная для меня традиционно использующего Canon, но я вижу что она продуманная, в отличие от камер некоторых других производителей. Например, меня радуют бленды от FUJI, которые близки к цилиндрической форме и из удобно помещать в фоторюкзак. У того же макрообъектива Canon бленда здоровенная и раструбом, потому мне пришлось закинуть её на дальнюю полку как пример неудачной разработки и использовать цилиндрическую бленду от Carl Zeiss.

На этой позитивной ноте я и хочу закончить сегодняшний обзор отличного макрообъектива и пойти дописывать новый обзор телеобъектива от FUJI — FUJINON LENS XF100-400mmF4.5-5.6 R LM OIS WR, который мне удалось сравнить с конкурентами более близко! :)

Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro, f2.8, 1/120 sec, ISO 2000

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новая концепция SIGMA основана на переосмыслении отношений между фотографом, объективом и изображением - в Москве состоялась пресс-конференция компании SIGMA
4 февраля 2013
Новости

Новая концепция SIGMA основана на переосмыслении отношений между фотографом, объективом и изображением - в Москве состоялась пресс-конференция компании SIGMA

Новая концепция SIGMA основана на переосмыслении отношений между фотографом, объективом и изображением. Специалисты компании SIGMA отошли от условного деления объективов на профессиональные и любительские. Теперь объективы SIGMA представляют собой три тематических линейки: Art (Искусство), Sport (Спорт) и Contemporary (Современность).

Leica выпустила новую вспышку SF 60 и радиосинхронизатор SF C1
10 июня 2018
Новости

Leica выпустила новую вспышку SF 60 и радиосинхронизатор SF C1

Leica Camera AG представляет новую вспышку SF 60 и радиосинхронизатор SF C1 в качестве дополнения к системам Leica S, SL и M. Эти два устройства также могут использоваться в сочетании с Leica Q и Leica CL. В то время как SF 60 оснащена широким набором опций в компактном корпусе, синхронизатор SF C1 позволяет дистанционно управлять вспышкой, обеспечивая бесконечные возможности для творчества.

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-T110: купившись на красоту, можно быть уверенным, что получите современный фотоаппарат
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-T110: купившись на красоту, можно быть уверенным, что получите современный фотоаппарат

Камера Cyber-shot T110 — промежуточный вариант на пути от младшей серии W к продвинутым TX. Дизайн такой же симпатичный, цена немного выше, а функционал вроде бы и не такой крутой, как у камер TX, но явно интереснее, чем, скажем, у бюджетной W550. Проще говоря, полный стандартный набор плюс чувствительный к прикосновениям тачскрин.

Решения Toshiba стали продуктами года: телевизор 55ZL2R и ноутбук Qosmio X875
15 апреля 2013
Новости

Решения Toshiba стали продуктами года: телевизор 55ZL2R и ноутбук Qosmio X875

Москва, 12 апреля 2013 г. — Корпорация Toshiba с гордостью объявляет о том, что сразу два устройства, телевизор 55ZL2R и ноутбук Qosmio X875, стали победителями Национальной Премии «Продукт Года 2013». Qosmio X875 получил награду в номинации «Ноутбук», а 55ZL2R — в номинации «Инновационное решение». Торжественная церемония награждения прошла 11 апреля в рамках международной выставки потребительской электроники CONSUMER ELECTRONICS & PHOTO EXPO.

Кинотеатральные проекторы JVC 2014 года: знаменитый «Аватар» лично проверил технологию «Чистый Черный» в 3D формате
6 декабря 2013
Новости

Кинотеатральные проекторы JVC 2014 года: знаменитый «Аватар» лично проверил технологию «Чистый Черный» в 3D формате

2 декабря 2014 года Московский отель Sheraton распахнул свои двери перед экспертами, инсталляторами и представителями прессы, которые были приглашены на ежегодное и ставшее уже традиционным мероприятие: российскую премьеру кинотеатральных проекторов JVC 2014 модельного года. На мероприятии, проводимом компанией JVC и ГК DIGIS, были представлены проекторы DLA-X900, DLA-X700 и DLA-X500, с рекордным уровнем натуральной и динамической контрастности.

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города
28 февраля 2019
Советы

Практика Дмитрия Купрацевича. Съемка ночного города

Когда нет возможности выехать куда-то за город, а погода не позволяет сделать фотографии с красивыми рассветами и закатами, можно заняться съемкой ночного города. Практически в любом городе можно найти сюжеты для ночной фотографии. Это архитектура, детали архитектуры, а также дороги, на которых происходит постоянное движение транспорта. В этой статье я дам несколько советов по съемке ночного города.

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5
29 ноября 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5

Выпуск пылевлагозащищенных камер стал уже традицией для марки Pentax. Камера K-5 не является исключением, но главное ее достоинство не в этом.

Ушла в интернет, буду не скоро. Целую, бабушка
27 февраля 2012
Новости

Ушла в интернет, буду не скоро. Целую, бабушка

г. Москва, 27 февраля 2012 г. — корпорация Intel совместно с Ассоциацией ветеранов, инвалидов и пенсионеров, при поддержке объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ», ОАО «Ростелеком», региональных органов власти и местного самоуправления начала реализацию национальной социальной программы повышения компьютерной грамотности людей пожилого возраста «Бабушка-онлайн» — «Дедушка-онлайн» в регионах страны.

Видеосъемка в помещении на камеру Panasonic FZ1000 - точная экспонометрия и убедительная цветопередача
1 января 2015
Видео

Видеосъемка в помещении на камеру Panasonic FZ1000 - точная экспонометрия и убедительная цветопередача

При съёмке в помещении с несколькими источниками искусственного света автоматика камеры демонстрирует корректную работу функций баланса белого и экспозамера.

Объектив Samyang 12 мм 1:2.8 ED AS NCS: это «рыбий глаз» - фиш-ай-яй-яй!
11 сентября 2014
Новости

Объектив Samyang 12 мм 1:2.8 ED AS NCS: это «рыбий глаз» - фиш-ай-яй-яй!

Компания Samyang объявляет о предстоящем выпуске этой осенью полнокадрового фиш-ай объектива Samyang 12 мм 1:2.8 ED AS NCS. Объектив будет официально презентован на фотовыставке Photokina в Кельне 16 сентября 2014 года. Samyang 12 мм 1:2.8 ED AS NCS Fish-eye это яркий, сверхширокоугольный фиш-ай объектив, разработанный специально для полноформатных фотоаппаратов. Объектив обеспечивает область изображения размерами 24 x 36 мм и диагональным углом поля зрения в 180 градусов. С точки зрения оптики это один из самых передовых объективов «рыбий глаз».