О, Господи, мальчишка!

...Внезапно ужасная боль внизу утихает, слышится неуверенный мяукающий плач, и довольная акушерка, бережно держа на ладони скользкий орущий комочек, подносит его к глазам измученной женщины. Привычным жестом приподнимает крохотную ножку: «Ну, мамочка, кого родили?» И жаркий выдох: «О, Господи, мальчишка!»

С этого момента судьба ребенка решена: ему купят голубое белье, машинки и солдатиков, столярный набор и мотоцикл, будут воспитывать «настоящим мужчиной», пугать армией, настраивать за и против девчонок. И при всем том никто и никогда не может быть уверен, насколько мужественным или женоподобным вырастет этот маленький кусочек плоти от плоти твоей.

Не только направленность полового влечения, но даже и умение знакомиться, отстаивать свои права, быть принятым как МУЖЧИНА, увлеченность профессией и многое-многое другое, да практически все на свете, подчиняется общим законам психосексуального развития, но ни в коем случае не следует им механически. Причем, как бы ни старались мы сами или наше окружение что-то изменить, результат все равно остается непредсказуемым, лишь на какие-то проценты изменяя риск или возможность тех или иных изменений.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЧВА И СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРНО

Каждый из нас — носитель половых признаков, не только телесных, но и психологических и социальных. У каждого своя половая роль — это в основном относится именно к социальному поведению, к поведению в обществе. Общественное мнение привычно считает, что автогонщик — мужская роль, а нянечка в яслях — женская; что брить голову больше присуще мужчинам, чем женщинам, а брить лобок — наоборот; что и мужчины, и женщины с равным успехом могут быть врачами и учителями; хотя, конечно, из всего сказанного возможны исключения...

При этом каждый из тех, кто формирует это общественное мнение, искренне считает, что все это — его ЛИЧНЫЕ убеждения, которые взросли где-то внутри в незапамятные времена детства или даже раньше. Между тем все эти взгляды — лишь навязанная обществом роль, общие признаки которой передаются из поколения в поколение. Хитрость в том, что навязывание происходит таким естественным путем, что не воспринимается как насилие, а ощущается как собственное свободное мнение.

Но наука все знает, в том числе и как именно воспитывается мальчик или девочка, почему их роли не смешиваются, когда и на что можно повлиять, чтобы с большей вероятностью получить мужественного мальчика (или мужеподобную девочку), женственную девушку (или женоподобного юношу). Это наука об этапах психосексуального развития.

Психосексуальное означает не «психическое» и не «половое» — они сами по себе. Психосексуальное — значит, касающееся тех сторон жизни человека, которые имеют отношение к осознанию себя и окружающих как принадлежащих к определенному полу и определенным половым ролям, умению вести себя соответственно своей привычной социальной роли, возможности быть приятным именно как представитель своего пола. Короче говоря, к той части жизни, которая протекает в соприкосновении с другими людьми.

Человека можно рассматривать как переплетение двух ипостасей: физической и психической. Все мы немного лошади, как заметил поэт, но главное — от этого никуда не деться. Нам надо есть пить, дышать, продолжать род, как любому живому существу. Но ни одна лошадь не обдумывает перечисленные процессы, не делает их предметом страсти или ненависти, любви или отторжения. Поэтому можно говорить о том, что в человеке есть биологическая ПОЧВА и СОЦИАЛЬНОЕ зерно. Но только это зерно может прорасти только в этой почве, лишь бы они встретились.

Закладка мозга происходит во внутриутробном периоде, и нам меньше всего известно, какие именно факторы могут повлиять, например, на скорость реакции будущего ребенка, его склонность к размышлениям, любовь к музыке или влечение к определенному полу. Хотя и существует теория о том, что гомосексуализм — следствие усиленной выработки (или потребления) во время беременности женских половых гормонов.

С РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Но вот мальчишка родился, закричал, попал в ласковые мамины руки, в семью — и пошло, поехало.

Есть несколько теорий о том, почему мы из младенца мужского пола воспитываем именно мальчика. По одной, мы изначально настроены относиться к нему с определенными запросами, позволять ему нечто и требовать от него чего-то определенного. По другой, он сам настраивает нас на это, пробуждая подсознательные импульсы, относящиеся именно к общению с мужским полом. По третьей, все равны, нам бы только встретиться...

Поскольку ни одна из теорий еще не доказала собственную исключительную правоту, примем пока за истину: к мальчикам мы относимся совсем не так, как к девочкам. «Не реви, ты не девчонка» — обычное ободрение мальчика в любом возрасте. А кстати, кто так говорит чаще всего? Конечно, мама, общение с которой происходит почти круглосуточно лет до трех.

Если мальчик почему-то лишен такого тесного контакта с мамой, будьте уверены, он вырастет жестким или даже жестоким, не любящим женщин, не жалеющим мужчин, безразличным к собственным и чужим детям. А ведь есть сторонницы «современных» методов воспитания: спать отдельно, на руки только во время кормления, никаких сю-сю-масю. Ой, мамочка, как отольется вам потом такая приверженность новомодному течению педагогической мысли!

На самом деле лучше бы все делать наоборот: мальчик не меньше девочки нуждается в ласке, опоре, защите. Будьте для него всем миром — и такое отношение останется с вами обоими до самой старости. Заласкать ребенка невозможно — ему всего будет мало, зато даст определенный запас прочности, когда жизнь станет более жестокой. Конечно, речь идет о ЛАСКЕ, а не об ИЗБАЛОВАННОСТИ. Это совсем разные понятия: можно быть ласковой, но требовательной, а можно и не ласкать, а баловать, например, постоянными покупками ненужной, сиюминутной ерунды.

Именно при самом непосредственном участии матери и протекает ПЕРВЫЙ ЭТАП психосексуального развития мальчика — формирование полового самосознания.

В 2 — 3 года еще можно попробовать обмануть мальчика: ты сегодня ляжешь спать мальчиком, а проснешься девочкой... А вот в 4 — 5 лет он уже популярно объяснит, почему ТАКОГО не будет никогда. Это нормальное развитие — познание приходит не мгновенно. А вот среди взрослых гомосексуалистов, ответивших на соответствующий вопрос одной исследовательской анкеты, около 40% отметили, что не были точно уверены, к какому полу принадлежат, лет до 7 — 8.

Между тем мальчику приходится самостоятельно выяснять, что же такое МАЛЬЧИК, которым его все время кличут, а есть ли в мире еще МАЛЬЧИКИ, что между ними общего, что означает слово «ДЕВЧОНКА», которым его ругают.

Согласитесь, мало кто из родителей говорит: ты мальчик, потому что твои гениталии устроены вот так; поэтому к тебе так относятся, поэтому ты должен делать вот так и вот так. Нет, его учат проще — собственным примером, а также на ошибках и достижениях. За что-то хвалят (так делают настоящие мальчики), за что-то ругают (так мальчики не делают, так делают девчонки) — вот и делай собственные выводы.

Оказывается, что вести себя КАК МАЛЬЧИК выгодно: хвалят и дают конфетку. Хотя порой лучше вести себя как девчонка — не лезть вперед, быть поближе к теплой мамочке. Но за это потом бывает стыдно... Кстати, не всегда стыдно. ТЕМПЕРАМЕНТ, то есть преобладание в нервной системе процессов торможения или возбуждения, диктует и манеру реагирования на жизненные стимулы: если обидели, кричать или плакать, а то, может, просто забиться под мамину юбку и притаиться...

Именно на самом раннем этапе жизни, до 2 лет, можно заложить в младенца то, на чем чуть позже вырастет ЛИЧНОСТЬ — полноценная или ущербная, уверенно строящая свой мир или ухватывающая куски окружающих миров.

Воспринимая жизнь только органами чувств, младенец закладывает в подсознание ощущения: пришел папа, и мама стала более нежной; вывод (неосознанный, в глубинах подсознания): папа (мужчина) — опора и защита. Мама стала напряженной: папа (мужчина) — источник опасности. Папа взял на ручки. Сжал чуть сильнее, чем нужно, — страх; приласкал умеючи — радость. Папа и мама вместе играют с голым животиком радостного младенца — мужчина и женщина должны быть вместе, должны быть радостными.

Не стоит перечислять все возможные комбинации взаимодействия и воздействия — их бесконечно много, общие выводы способен сделать каждый. А поняв общие закономерности, и строить свои отношения с малышом и супругом.

Так что до 3-летнего возраста малыш воспринимает поведение окружающих только через призму чувств, и ему невозможно объяснить, что, например, старшего брата побили «за дело» и это пойдет ему на пользу (когда-нибудь, да и то необязательно). Или что после жутких криков и взаимного мордобоя мама и папа будут любить друг друга еще сильнее.

Кстати, приглядитесь, как вы одеваетесь. Ведь для ребенка в определении половой принадлежности основную роль играют ясно видимые признаки пола. Одежда, прическа, манеры поведения, выбор цвета, запаха — все то, что для взрослого может быть лишь экзотической приправой к собственной индивидуальности, для малыша — лишь ложные опознавательные знаки.

Стиль «интерсекс» даже зрелому человеку порой доставляет несколько минут задумчивости: кто там все-таки под одеждой? А для младенца это становится непосильной задачей, что сбивает точные настройки на свое собственное половое предпочтение. Малыши постарше решают такую проблему без лишних хитростей — подходят и спрашивают: «Ты мальчик или девочка?» И тем могут нанести душевную травму носителю бесполого стиля.

Любопытство малышни направлено и на строение половых органов — собственных и чужих, причем обоих полов. Ведь надо же разобраться с тем, что так тщательно прячут, не позволяют трогать, а вдруг там что-то волшебное... Обезьянье чувство любопытства подвигает на экзотические поступки, которые более старшим товарищам не сошли бы с рук.

Но годы летят, мальчик научился ходить, говорить, хулиганить и пошел в школу. Это такой стрессовый момент, которого не было, а возможно, и не будет никогда. И дело не в том, что школой ПУГАЛИ — просто мгновенно происходит крутой поворот в окружении и поведении. Бегать НЕЛЬЗЯ, разговаривать НЕЛЬЗЯ, драться НЕЛЬЗЯ, ничего НЕЛЬЗЯ. Можно только то, чего делать совсем не хочется.

И в такой ситуации естественно искать укрытия, покоя, защиты. Где такие райские кущи? Конечно, у мамы, но ее нет рядом постоянно. А можно спрятаться среди себе подобных — среди мальчишек. Да, можно, если примут. А чтобы приняли, нужно быть таким же, как они. Вот вам первый экзамен на половую зрелость. Воспитан, как девчонка, — будешь чужим, воспитан кое-как — будешь на подхвате. Воспитан мужиком — будешь среди первых.

И именно в первом классе стоит присмотреться, с кем дружит и общается вам мальчик. Нет ли необходимости что-то подправить. Не стоит ли чуть изменить и свое поведение тоже. Если сын оказался «слабаком», отдать его в «мужскую» секцию.

Необязательно в самбо или классическую борьбу — это не всем по личности. Можно в компьютерный класс, на стрельбу из лука и пистолета, игру на гитаре. Но при этом дать понять, что ЭТО не предмет для хвастовства, а лишь опора, от которой исходит внутренняя уверенность в себе. А уж с уверенностью можно и горы свернуть, и стать атаманом в классе.

Еще приглядитесь к играм вашего сына. Ведь игра — это отработка будущей модели поведения. Играем в войну, и при этом мальчик боится бежать в атаку — это симптом. Мучает «пленных» — нехороший признак. Хочет быть шпионом, но не пулеметчиком — м-да...

Не запрещайте игры в доктора, больницу — это естественное любопытство, а не извращение. Но без чрезмерного увлечения, без насилия, без участия старших детей, лет после 12 — 14. Известно, что дети, которые «недосмотрели» и «недопоказали» себя в нежном возрасте, могут воспылать такой же страстью впоследствии, а это прямой путь к эксгибиционизму, визионизму и прочим не самым приятным формам поведения.

Кроме того, есть чисто «мужские» игры — война, космос, рэкет, шпионы, а также семья. Мальчик, который в семье занимает мужскую роль, ведет себя правильно. А если он готов (или даже хочет) быть мамой или сестрой, присмотритесь, с чего бы это?..

ОТ 7 ДО 13 ЛЕТ

Примерно с 7 и до 13 — 14 лет длится ВТОРОЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование стереотипа полоролевого поведения. Вы уже заметили, что дергать девчонок за косички — признак мужской доблести, а водить с ними дружбу стыдно. Почему? А потому!.. Без объяснений, просто вот так и никак иначе.

Именно в этом возрасте завязывается настоящая мужская дружба на всю жизнь, хотя и мальчишки, и взрослые мужчины разорвут вас в клочья, если вы вдруг предположите, что в ее основе лежат механизмы сексуальной привязанности.

А как мальчик присматривается к отношениям родителей! Кажется, что уроки, новые друзья, а чуть позже девочки отвлекают его от семьи. Но на самом деле все, что происходит в родных стенах, — предмет как явного, так и подсознательного анализа, в результате которого отшлифовываются модели поведения.

Если мама властная, а папа мягок, то и мальчик вырастет с женским стереотипом поведения. Одинокая мама постоянно ругает мужчин — у сына подсознательный стыд того, что и он принадлежит к этому полу. Папа гуляет, а мама его постоянно прощает — значит, и мне так можно...

Все это ребенок может отрабатывать в тех самых играх, о которых было чуть выше. А чем больше отработка, тем сильнее стереотипы. Так что присмотритесь, не пожалейте времени.

Возраст от 7 до 13 интересен еще и тем, что на основании темперамента происходит формирование характера. Складываются самые мощные и устойчивые черты: воля, смелость, агрессивность, уступчивость, умение быть в команде или стремление к одиночеству, перекос в сторону физических или психических особенностей.

Если в семье есть папа (или заменяющий его мужчина), мальчика нужно привлекать к мужским занятиям — от строительства до уборки квартиры. Не заставлять, но вовлекать, демонстрируя, что ТАК ПОСТУПАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ. Правда, влияние будет совершенно обратным, если обычное поведение папы свидетельствует совсем о другом. Так что быть мужчиной папе нужно всегда, а не только в часы педагогического воздействия.

Если мама воспитывает сына в одиночку, это вовсе не значит, что вырастет «баба». Сумейте подчеркнуть свое, женское, таким образом, чтобы мальчик захотел и смог проявить себя как мужчина. Конечно, без сексуального оттенка, но чувствовал бы себя мужиком — опорой и защитой. Сложно? Как сказать. Ведь все описанное мы делаем ежедневно и ежечасно, не подозревая, что живем по науке. Просто понимайте, что творите, и все будет правильно.

ПОСЛЕ 13 ЛЕТ

ТРЕТИЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование психосексуальных ориентаций. Начинается лет с 12 — 13 и длится аж до 26. Он совпадает с периодом полового созревания, и уровень половых гормонов к 16 — 20 годам — наивысший за всю мужскую жизнь. На этом этапе у почти сформировавшейся ЛИЧНОСТИ отрабатываются механизмы, которые приводят к выбору объекта влечения (человек, животное, предмет) и его индивидуальных особенностей (пол, внешность, телосложение, поведение и т.д.) в качестве полового партнера.

Тут есть три стадии, которые протекают в строгой последовательности: становление ПЛАТОНИЧЕСКОГО, затем ЭРОТИЧЕСКОГО и, наконец, СЕКСУАЛЬНОГО влечения. То есть от весьма расплывчатого образа к влюбленности, а затем и к сексуальному, животному желанию.

Смотрите, как интересно все строится: вначале новорожденный как чисто биологический объект, затем его воспитание, которое достигает своего максимума в платонической влюбленности, и вновь биологизация на новом уровне. Ведь сексуальное влечение должно гармонично объединять в себе и инстинкты, и психологию человеческих отношений, страсть и Любовь.

Влиять на мальчика в этом возрасте — неблагодарная задача: он уже состоялся как личность, а потому будет сохранять свои свойства, может быть, лишь немного изменяясь в рамках этой личности, чтобы избежать конфликтов.

Поэтому делать мужчину из подростка можно только разговорами да личным примером (впрочем, эти методы всегда предпочтительнее).

Каждому этапу и каждой стадии свойственны общие закономерности: сначала поступает информация, обрабатывается, анализируется, а уже затем на ее основе происходит практическое применение. Сперва мальчик узнал, что он МАЛЬЧИК, а через 3 месяца стал стесняться писать в одном туалете с девочками — это вполне жизненный (хотя и необязательный) пример такой связи.

При этом считается, что чем быстрее наступает осуществление, тем сильнее половая конституция мальчика-юноши, и тем крепче его внутренний стержень. Особенно четко это проявляется на последнем этапе становления психосексуального развития. Мало просто влюбиться, надо еще суметь проявить эту влюбленность.

Вспомните свою молодость: как тяжело было любить и страдать, не умея эту любовь проявить. Тот, кто сумел объясниться или хотя бы намекнуть о своих чувствах, сумеет и в будущем повести себя так же по-мужски. Кто задушил любовь в себе, может вырасти несмелым, застенчивым, даже отгороженным. Проблемы в личной жизни ему светят весьма отчетливо.

Чем помочь? Книжки, разговоры, воспоминания о собственной юности — все это прекрасно, все может хорошо откорректировать возможные осложнения. Но ориентируйтесь на то, что уже заложено в сына: как он воспринимает слова или поучения, склонен к силовым или умственным решениям проблемы, берет пример с вас или будет действовать строго наоборот. Наконец, кто для него авторитет — родитель или соседский мальчишка.

Главное — помнить, что перед вами не младенец, как чистый лист, на который можно нанести любую информацию. Нет, это ЛИЧНОСТЬ, с которой необходимо искать общий язык, признавать за ней право на собственное мнение и свой путь жизни. Ведь наша жизнь — не всегда эталон для потомка...

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

И лекарства, и примочки вам заменят чудо-точки
28 октября 2003
Обзоры

И лекарства, и примочки вам заменят чудо-точки

29'2003 Древнее китайское сказание гласит: «Пришел ученик лучника к Учителю и сказал: «О Учитель! Я научился стрелять из лука!» Натянул ученик тетиву, но стрела пролетела рядом с целью. — Да, — ответил Учитель, — ты умеешь стрелять из лука, но ты не умеешь попадать в цель. Иди, учись. Ушел лучник. Прошло 10 лет, и ученик вернулся к своему старому Учителю.

Поумнеть за один сеанс?
28 октября 2003
Обзоры

Поумнеть за один сеанс?

29'2003 КОГДА МОЖЕТ ПОМОЧЬ МАГНИТНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ Последствия инсульта Последствия черепно-мозговых травм Энцефалопатии различного генеза Головокружение, головные боли Центральные и периферические параличи Амблиопия, частичная атрофия зрительных нервов Невриты стволов и сплетений различной этиологии (периферические, лицевого, слухового, языкоглоточного нервов) Неврозы и депрессивные состояния, нарушения сна Отставание в развитии, неврологические проблемы детского и подросткового возраста, минимальная мозговая дисфункция (ММД) Заикание, задержка речи Вегетативное состояние (аппалический синдром) Паркинсонизм, экстрапирамидные заболевания нервной системы Эпилепсия, судорожные синдромы различного происхождения Последствия травм нервной системы Вегетососудистая дистония, астено-невротические реакции Демиелинизирующие заболевания нервной системы (рассеянный склероз и так далее).

Диета от атеросклероза
27 декабря 2004
Обзоры

Диета от атеросклероза

Атеросклероз — болезнь коварная, подкрадывается она незаметно и может поразить любой орган... Как справиться с этим недугом, а еще лучше — предотвратить его? КАК ОН УБИВАЕТ? «Ржавчиной жизни» называют врачи атеросклероз. Атеросклероз (от греч. athera — кaшица и склероз) — это хроническое заболевание, сущность его заключается в изменении сосудистой стенки: в норме она ровная и гладкая, но с течением времени на ней откладывается «лишний» холестерин.

Мир в ожидании биоатаки
27 декабря 2004
Обзоры

Мир в ожидании биоатаки

Вопросы личной безопасности, в том числе и представителей СМИ (особенно оппозиционных), в сегодняшней России весьма актуальны. Изощренность способов, которыми можно вывести из строя целые коллективы и даже государства, достигла совершенства (если это слово можно применить по столь мрачному поводу). Есть первые ласточки.

Чтобы попка не потела
11 марта 2005
Обзоры

Чтобы попка не потела

Когда речь заходит о пользе и вреде одноразовых подгузников, я вспоминаю первые дни дома с новорожденной дочерью. Не доверяя рекламе, внимая советам новоиспеченных бабушек, мы решили растить дочку в марлевых подгузниках, без всяких новомодных памперсов. Кто бы мог подумать, что стул у новорожденных бывает по 8 — 10 раз в сутки, а мочеиспускание каждые 30 — 40 минут и даже чаще! Гора заготовленных пеленок таяла на глазах.

Стероидная ярость. Смертельная игра со своим здоровьем.
20 мая 2004
Обзоры

Стероидная ярость. Смертельная игра со своим здоровьем.

Главная ошибка была допущена в тактике медицинской информации: картина была представлена таким образом, что применение анаболических стероидов ВСЕГДА и НЕИЗБЕЖНО приводит к патологическим изменениям в организме и даже психике. Спортсмены, которые к тому времени уже пользовались препаратами, были зримым противовесом этому апокалиптическому пророчеству.

Ухо - "пульт управления" организом
27 декабря 2004
Обзоры

Ухо - "пульт управления" организом

Древнекитайская пословица. Существует древняя легенда о том, что во времена китайского императора Фу Си один из его подданных, у которого сильно болела голова, обрабатывая землю мотыгой, случайно ударил ею по ноге и заметил, что через несколько минут головная боль исчезла. Запомнив расположение на коже ноги травмированного участка — точечной зоны, он всегда воздействовал на нее при головной боли.

Чем кормить грудничка, если нет молочка?
31 декабря 2003
Обзоры

Чем кормить грудничка, если нет молочка?

01'2004 Если «посравнить да посмотреть век нынешний (XXI) и век минувший (XX)», трудно не заметить разницу в образе жизни наших бабушек и нынешних «продвинутых» мамаш. Наука о питании в постсоветской России во многом пересмотрела свои постулаты. Кто-то считает это лоббированием интересов западных компаний.

Инъекции молодости пахнут смертью...
23 мая 2005
Обзоры

Инъекции молодости пахнут смертью...

О «мутной» ситуации на рынке новых медицинских технологий Ни принцип «Не навреди», ни клятву Гиппократа в медицине никто не отменял. Между тем есть сомнительные «конторы», которые руководствуются совершенно иным принципом — что не запрещено, то разрешено. И жертвы нелицензированных «клеточных технологий», «инъекций омоложения» и других подобных «чудес», как правило, молчат.

Если Вам "отключили звук"...
28 октября 2003
Обзоры

Если Вам "отключили звук"...

29'2003 Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с шумовым дискомфортом: то машина во дворе среди ночи заорет «дурным голосом», то молодежь решит послушать музыку, привлекая к этому «приятному» процессу всю многоэтажку, очень многие хотя бы дважды в день пользуются метро, а какие там звуки — объяснять не нужно.