О, Господи, мальчишка!

...Внезапно ужасная боль внизу утихает, слышится неуверенный мяукающий плач, и довольная акушерка, бережно держа на ладони скользкий орущий комочек, подносит его к глазам измученной женщины. Привычным жестом приподнимает крохотную ножку: «Ну, мамочка, кого родили?» И жаркий выдох: «О, Господи, мальчишка!»

С этого момента судьба ребенка решена: ему купят голубое белье, машинки и солдатиков, столярный набор и мотоцикл, будут воспитывать «настоящим мужчиной», пугать армией, настраивать за и против девчонок. И при всем том никто и никогда не может быть уверен, насколько мужественным или женоподобным вырастет этот маленький кусочек плоти от плоти твоей.

Не только направленность полового влечения, но даже и умение знакомиться, отстаивать свои права, быть принятым как МУЖЧИНА, увлеченность профессией и многое-многое другое, да практически все на свете, подчиняется общим законам психосексуального развития, но ни в коем случае не следует им механически. Причем, как бы ни старались мы сами или наше окружение что-то изменить, результат все равно остается непредсказуемым, лишь на какие-то проценты изменяя риск или возможность тех или иных изменений.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЧВА И СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРНО

Каждый из нас — носитель половых признаков, не только телесных, но и психологических и социальных. У каждого своя половая роль — это в основном относится именно к социальному поведению, к поведению в обществе. Общественное мнение привычно считает, что автогонщик — мужская роль, а нянечка в яслях — женская; что брить голову больше присуще мужчинам, чем женщинам, а брить лобок — наоборот; что и мужчины, и женщины с равным успехом могут быть врачами и учителями; хотя, конечно, из всего сказанного возможны исключения...

При этом каждый из тех, кто формирует это общественное мнение, искренне считает, что все это — его ЛИЧНЫЕ убеждения, которые взросли где-то внутри в незапамятные времена детства или даже раньше. Между тем все эти взгляды — лишь навязанная обществом роль, общие признаки которой передаются из поколения в поколение. Хитрость в том, что навязывание происходит таким естественным путем, что не воспринимается как насилие, а ощущается как собственное свободное мнение.

Но наука все знает, в том числе и как именно воспитывается мальчик или девочка, почему их роли не смешиваются, когда и на что можно повлиять, чтобы с большей вероятностью получить мужественного мальчика (или мужеподобную девочку), женственную девушку (или женоподобного юношу). Это наука об этапах психосексуального развития.

Психосексуальное означает не «психическое» и не «половое» — они сами по себе. Психосексуальное — значит, касающееся тех сторон жизни человека, которые имеют отношение к осознанию себя и окружающих как принадлежащих к определенному полу и определенным половым ролям, умению вести себя соответственно своей привычной социальной роли, возможности быть приятным именно как представитель своего пола. Короче говоря, к той части жизни, которая протекает в соприкосновении с другими людьми.

Человека можно рассматривать как переплетение двух ипостасей: физической и психической. Все мы немного лошади, как заметил поэт, но главное — от этого никуда не деться. Нам надо есть пить, дышать, продолжать род, как любому живому существу. Но ни одна лошадь не обдумывает перечисленные процессы, не делает их предметом страсти или ненависти, любви или отторжения. Поэтому можно говорить о том, что в человеке есть биологическая ПОЧВА и СОЦИАЛЬНОЕ зерно. Но только это зерно может прорасти только в этой почве, лишь бы они встретились.

Закладка мозга происходит во внутриутробном периоде, и нам меньше всего известно, какие именно факторы могут повлиять, например, на скорость реакции будущего ребенка, его склонность к размышлениям, любовь к музыке или влечение к определенному полу. Хотя и существует теория о том, что гомосексуализм — следствие усиленной выработки (или потребления) во время беременности женских половых гормонов.

С РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Но вот мальчишка родился, закричал, попал в ласковые мамины руки, в семью — и пошло, поехало.

Есть несколько теорий о том, почему мы из младенца мужского пола воспитываем именно мальчика. По одной, мы изначально настроены относиться к нему с определенными запросами, позволять ему нечто и требовать от него чего-то определенного. По другой, он сам настраивает нас на это, пробуждая подсознательные импульсы, относящиеся именно к общению с мужским полом. По третьей, все равны, нам бы только встретиться...

Поскольку ни одна из теорий еще не доказала собственную исключительную правоту, примем пока за истину: к мальчикам мы относимся совсем не так, как к девочкам. «Не реви, ты не девчонка» — обычное ободрение мальчика в любом возрасте. А кстати, кто так говорит чаще всего? Конечно, мама, общение с которой происходит почти круглосуточно лет до трех.

Если мальчик почему-то лишен такого тесного контакта с мамой, будьте уверены, он вырастет жестким или даже жестоким, не любящим женщин, не жалеющим мужчин, безразличным к собственным и чужим детям. А ведь есть сторонницы «современных» методов воспитания: спать отдельно, на руки только во время кормления, никаких сю-сю-масю. Ой, мамочка, как отольется вам потом такая приверженность новомодному течению педагогической мысли!

На самом деле лучше бы все делать наоборот: мальчик не меньше девочки нуждается в ласке, опоре, защите. Будьте для него всем миром — и такое отношение останется с вами обоими до самой старости. Заласкать ребенка невозможно — ему всего будет мало, зато даст определенный запас прочности, когда жизнь станет более жестокой. Конечно, речь идет о ЛАСКЕ, а не об ИЗБАЛОВАННОСТИ. Это совсем разные понятия: можно быть ласковой, но требовательной, а можно и не ласкать, а баловать, например, постоянными покупками ненужной, сиюминутной ерунды.

Именно при самом непосредственном участии матери и протекает ПЕРВЫЙ ЭТАП психосексуального развития мальчика — формирование полового самосознания.

В 2 — 3 года еще можно попробовать обмануть мальчика: ты сегодня ляжешь спать мальчиком, а проснешься девочкой... А вот в 4 — 5 лет он уже популярно объяснит, почему ТАКОГО не будет никогда. Это нормальное развитие — познание приходит не мгновенно. А вот среди взрослых гомосексуалистов, ответивших на соответствующий вопрос одной исследовательской анкеты, около 40% отметили, что не были точно уверены, к какому полу принадлежат, лет до 7 — 8.

Между тем мальчику приходится самостоятельно выяснять, что же такое МАЛЬЧИК, которым его все время кличут, а есть ли в мире еще МАЛЬЧИКИ, что между ними общего, что означает слово «ДЕВЧОНКА», которым его ругают.

Согласитесь, мало кто из родителей говорит: ты мальчик, потому что твои гениталии устроены вот так; поэтому к тебе так относятся, поэтому ты должен делать вот так и вот так. Нет, его учат проще — собственным примером, а также на ошибках и достижениях. За что-то хвалят (так делают настоящие мальчики), за что-то ругают (так мальчики не делают, так делают девчонки) — вот и делай собственные выводы.

Оказывается, что вести себя КАК МАЛЬЧИК выгодно: хвалят и дают конфетку. Хотя порой лучше вести себя как девчонка — не лезть вперед, быть поближе к теплой мамочке. Но за это потом бывает стыдно... Кстати, не всегда стыдно. ТЕМПЕРАМЕНТ, то есть преобладание в нервной системе процессов торможения или возбуждения, диктует и манеру реагирования на жизненные стимулы: если обидели, кричать или плакать, а то, может, просто забиться под мамину юбку и притаиться...

Именно на самом раннем этапе жизни, до 2 лет, можно заложить в младенца то, на чем чуть позже вырастет ЛИЧНОСТЬ — полноценная или ущербная, уверенно строящая свой мир или ухватывающая куски окружающих миров.

Воспринимая жизнь только органами чувств, младенец закладывает в подсознание ощущения: пришел папа, и мама стала более нежной; вывод (неосознанный, в глубинах подсознания): папа (мужчина) — опора и защита. Мама стала напряженной: папа (мужчина) — источник опасности. Папа взял на ручки. Сжал чуть сильнее, чем нужно, — страх; приласкал умеючи — радость. Папа и мама вместе играют с голым животиком радостного младенца — мужчина и женщина должны быть вместе, должны быть радостными.

Не стоит перечислять все возможные комбинации взаимодействия и воздействия — их бесконечно много, общие выводы способен сделать каждый. А поняв общие закономерности, и строить свои отношения с малышом и супругом.

Так что до 3-летнего возраста малыш воспринимает поведение окружающих только через призму чувств, и ему невозможно объяснить, что, например, старшего брата побили «за дело» и это пойдет ему на пользу (когда-нибудь, да и то необязательно). Или что после жутких криков и взаимного мордобоя мама и папа будут любить друг друга еще сильнее.

Кстати, приглядитесь, как вы одеваетесь. Ведь для ребенка в определении половой принадлежности основную роль играют ясно видимые признаки пола. Одежда, прическа, манеры поведения, выбор цвета, запаха — все то, что для взрослого может быть лишь экзотической приправой к собственной индивидуальности, для малыша — лишь ложные опознавательные знаки.

Стиль «интерсекс» даже зрелому человеку порой доставляет несколько минут задумчивости: кто там все-таки под одеждой? А для младенца это становится непосильной задачей, что сбивает точные настройки на свое собственное половое предпочтение. Малыши постарше решают такую проблему без лишних хитростей — подходят и спрашивают: «Ты мальчик или девочка?» И тем могут нанести душевную травму носителю бесполого стиля.

Любопытство малышни направлено и на строение половых органов — собственных и чужих, причем обоих полов. Ведь надо же разобраться с тем, что так тщательно прячут, не позволяют трогать, а вдруг там что-то волшебное... Обезьянье чувство любопытства подвигает на экзотические поступки, которые более старшим товарищам не сошли бы с рук.

Но годы летят, мальчик научился ходить, говорить, хулиганить и пошел в школу. Это такой стрессовый момент, которого не было, а возможно, и не будет никогда. И дело не в том, что школой ПУГАЛИ — просто мгновенно происходит крутой поворот в окружении и поведении. Бегать НЕЛЬЗЯ, разговаривать НЕЛЬЗЯ, драться НЕЛЬЗЯ, ничего НЕЛЬЗЯ. Можно только то, чего делать совсем не хочется.

И в такой ситуации естественно искать укрытия, покоя, защиты. Где такие райские кущи? Конечно, у мамы, но ее нет рядом постоянно. А можно спрятаться среди себе подобных — среди мальчишек. Да, можно, если примут. А чтобы приняли, нужно быть таким же, как они. Вот вам первый экзамен на половую зрелость. Воспитан, как девчонка, — будешь чужим, воспитан кое-как — будешь на подхвате. Воспитан мужиком — будешь среди первых.

И именно в первом классе стоит присмотреться, с кем дружит и общается вам мальчик. Нет ли необходимости что-то подправить. Не стоит ли чуть изменить и свое поведение тоже. Если сын оказался «слабаком», отдать его в «мужскую» секцию.

Необязательно в самбо или классическую борьбу — это не всем по личности. Можно в компьютерный класс, на стрельбу из лука и пистолета, игру на гитаре. Но при этом дать понять, что ЭТО не предмет для хвастовства, а лишь опора, от которой исходит внутренняя уверенность в себе. А уж с уверенностью можно и горы свернуть, и стать атаманом в классе.

Еще приглядитесь к играм вашего сына. Ведь игра — это отработка будущей модели поведения. Играем в войну, и при этом мальчик боится бежать в атаку — это симптом. Мучает «пленных» — нехороший признак. Хочет быть шпионом, но не пулеметчиком — м-да...

Не запрещайте игры в доктора, больницу — это естественное любопытство, а не извращение. Но без чрезмерного увлечения, без насилия, без участия старших детей, лет после 12 — 14. Известно, что дети, которые «недосмотрели» и «недопоказали» себя в нежном возрасте, могут воспылать такой же страстью впоследствии, а это прямой путь к эксгибиционизму, визионизму и прочим не самым приятным формам поведения.

Кроме того, есть чисто «мужские» игры — война, космос, рэкет, шпионы, а также семья. Мальчик, который в семье занимает мужскую роль, ведет себя правильно. А если он готов (или даже хочет) быть мамой или сестрой, присмотритесь, с чего бы это?..

ОТ 7 ДО 13 ЛЕТ

Примерно с 7 и до 13 — 14 лет длится ВТОРОЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование стереотипа полоролевого поведения. Вы уже заметили, что дергать девчонок за косички — признак мужской доблести, а водить с ними дружбу стыдно. Почему? А потому!.. Без объяснений, просто вот так и никак иначе.

Именно в этом возрасте завязывается настоящая мужская дружба на всю жизнь, хотя и мальчишки, и взрослые мужчины разорвут вас в клочья, если вы вдруг предположите, что в ее основе лежат механизмы сексуальной привязанности.

А как мальчик присматривается к отношениям родителей! Кажется, что уроки, новые друзья, а чуть позже девочки отвлекают его от семьи. Но на самом деле все, что происходит в родных стенах, — предмет как явного, так и подсознательного анализа, в результате которого отшлифовываются модели поведения.

Если мама властная, а папа мягок, то и мальчик вырастет с женским стереотипом поведения. Одинокая мама постоянно ругает мужчин — у сына подсознательный стыд того, что и он принадлежит к этому полу. Папа гуляет, а мама его постоянно прощает — значит, и мне так можно...

Все это ребенок может отрабатывать в тех самых играх, о которых было чуть выше. А чем больше отработка, тем сильнее стереотипы. Так что присмотритесь, не пожалейте времени.

Возраст от 7 до 13 интересен еще и тем, что на основании темперамента происходит формирование характера. Складываются самые мощные и устойчивые черты: воля, смелость, агрессивность, уступчивость, умение быть в команде или стремление к одиночеству, перекос в сторону физических или психических особенностей.

Если в семье есть папа (или заменяющий его мужчина), мальчика нужно привлекать к мужским занятиям — от строительства до уборки квартиры. Не заставлять, но вовлекать, демонстрируя, что ТАК ПОСТУПАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ. Правда, влияние будет совершенно обратным, если обычное поведение папы свидетельствует совсем о другом. Так что быть мужчиной папе нужно всегда, а не только в часы педагогического воздействия.

Если мама воспитывает сына в одиночку, это вовсе не значит, что вырастет «баба». Сумейте подчеркнуть свое, женское, таким образом, чтобы мальчик захотел и смог проявить себя как мужчина. Конечно, без сексуального оттенка, но чувствовал бы себя мужиком — опорой и защитой. Сложно? Как сказать. Ведь все описанное мы делаем ежедневно и ежечасно, не подозревая, что живем по науке. Просто понимайте, что творите, и все будет правильно.

ПОСЛЕ 13 ЛЕТ

ТРЕТИЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование психосексуальных ориентаций. Начинается лет с 12 — 13 и длится аж до 26. Он совпадает с периодом полового созревания, и уровень половых гормонов к 16 — 20 годам — наивысший за всю мужскую жизнь. На этом этапе у почти сформировавшейся ЛИЧНОСТИ отрабатываются механизмы, которые приводят к выбору объекта влечения (человек, животное, предмет) и его индивидуальных особенностей (пол, внешность, телосложение, поведение и т.д.) в качестве полового партнера.

Тут есть три стадии, которые протекают в строгой последовательности: становление ПЛАТОНИЧЕСКОГО, затем ЭРОТИЧЕСКОГО и, наконец, СЕКСУАЛЬНОГО влечения. То есть от весьма расплывчатого образа к влюбленности, а затем и к сексуальному, животному желанию.

Смотрите, как интересно все строится: вначале новорожденный как чисто биологический объект, затем его воспитание, которое достигает своего максимума в платонической влюбленности, и вновь биологизация на новом уровне. Ведь сексуальное влечение должно гармонично объединять в себе и инстинкты, и психологию человеческих отношений, страсть и Любовь.

Влиять на мальчика в этом возрасте — неблагодарная задача: он уже состоялся как личность, а потому будет сохранять свои свойства, может быть, лишь немного изменяясь в рамках этой личности, чтобы избежать конфликтов.

Поэтому делать мужчину из подростка можно только разговорами да личным примером (впрочем, эти методы всегда предпочтительнее).

Каждому этапу и каждой стадии свойственны общие закономерности: сначала поступает информация, обрабатывается, анализируется, а уже затем на ее основе происходит практическое применение. Сперва мальчик узнал, что он МАЛЬЧИК, а через 3 месяца стал стесняться писать в одном туалете с девочками — это вполне жизненный (хотя и необязательный) пример такой связи.

При этом считается, что чем быстрее наступает осуществление, тем сильнее половая конституция мальчика-юноши, и тем крепче его внутренний стержень. Особенно четко это проявляется на последнем этапе становления психосексуального развития. Мало просто влюбиться, надо еще суметь проявить эту влюбленность.

Вспомните свою молодость: как тяжело было любить и страдать, не умея эту любовь проявить. Тот, кто сумел объясниться или хотя бы намекнуть о своих чувствах, сумеет и в будущем повести себя так же по-мужски. Кто задушил любовь в себе, может вырасти несмелым, застенчивым, даже отгороженным. Проблемы в личной жизни ему светят весьма отчетливо.

Чем помочь? Книжки, разговоры, воспоминания о собственной юности — все это прекрасно, все может хорошо откорректировать возможные осложнения. Но ориентируйтесь на то, что уже заложено в сына: как он воспринимает слова или поучения, склонен к силовым или умственным решениям проблемы, берет пример с вас или будет действовать строго наоборот. Наконец, кто для него авторитет — родитель или соседский мальчишка.

Главное — помнить, что перед вами не младенец, как чистый лист, на который можно нанести любую информацию. Нет, это ЛИЧНОСТЬ, с которой необходимо искать общий язык, признавать за ней право на собственное мнение и свой путь жизни. Ведь наша жизнь — не всегда эталон для потомка...

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Как победить гнев?
20 июля 2002
Обзоры

Как победить гнев?

Стратегия избавления от гнева - Задержишься с этой бабой?!! Да я сейчас ей башку отверну!!! ...Каблук отвалился и повис на кусочке кожи на заднике сапога. Наташа споткнулась и в дорогом пальто упала с разбегу на живот, плашмя, лицом в неровные куски льда, был гололед. Порезала о ледяную крошку руку без перчатки, крепко сжимавшую сумочку.

Ежели любимый пес на себе лишай принес...
20 мая 2004
Обзоры

Ежели любимый пес на себе лишай принес...

Л. Пеплова. Набережные Челны. Вообще сейчас наступает эра расцвета грибковых заболеваний кожи. По данным ВОЗ, четверть населения планеты страдает тем или иным поверхностным микозом. Отчасти это связано с широким применением антибактериальных препаратов. Порой эти средства применяются не очень обоснованно, но иммунитет они здорово снижают.

Медики рекомендуют... секс
20 мая 2004
Обзоры

Медики рекомендуют... секс

16'2004 «Никакие лекарства, никакая пища, никакие другие средства спасения не смогут продлить жизнь человека, если он не понимает и не практикует гармонию сексуальной энергии». Даос Пэн-цзу, проживший согласно преданиям более 800 лет. Давно известно, что между сексом и самочувствием существует самая позитивная и самая сильная связь.

Я - геймер!
2 марта 2004
Обзоры

Я - геймер!

Сами себя они называют геймерами — игроками. Геймеры! Звучит как орден или каста. И ни о чем не говорит. Никто не станет отрицать, что популярность компьютерных игр на сегодняшний день просто бешеная, особенно у детишек школьного возраста. Стоит сравнить количество компьютерных клубов с количеством, скажем, библиотек, и все станет ясно — компьютерная реальность стала средой активного обитания для подрастающего поколения человечества.

Шарф с подогревом Beurer HK 37 из серии To Go
13 февраля 2019
Новости

Шарф с подогревом Beurer HK 37 из серии To Go

В MERLIONе можно заказать новый шарф с подогревом Beurer HK 37 из серии To Go.

Прочность металла + Красота керамики
11 марта 2005
Обзоры

Прочность металла + Красота керамики

Иметь белые и красивые (а значит, здоровые!) зубы — это модно. Кроме того, это полезно для здоровья — можно откусывать и полноценно пережевывать любые (даже очень твердые!) продукты. А еще здоровая и красивая улыбка резко повышает вашу самооценку — вы чувствуете себя гораздо увереннее и раскрепощеннее, поскольку выглядите замечательно! А главное, здоровые зубы не болят! Как же повезло тем, кто получил красивые и белые зубы от природы! Да еще сумел их сохранить! А как быть тем, у кого ситуация во рту — с точностью до наоборот? Если пломба на пломбе стоит, да и не стоит вовсе, а постоянно выпадает? И несколько зубов уже пришлось удалить? И если потерянных задних зубов не видно, то отсутствующие передние зубы скрыть невозможно.

Если Вам "отключили звук"...
28 октября 2003
Обзоры

Если Вам "отключили звук"...

29'2003 Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с шумовым дискомфортом: то машина во дворе среди ночи заорет «дурным голосом», то молодежь решит послушать музыку, привлекая к этому «приятному» процессу всю многоэтажку, очень многие хотя бы дважды в день пользуются метро, а какие там звуки — объяснять не нужно.

Эхинацея!
27 декабря 2004
Обзоры

Эхинацея!

ЦЕЛЕБНЫЙ «ЕЖИК» По-русски это растение вполне могло бы зваться ежовой травой, ежовкой или ежевиком (название ежевика-то уже занято), поскольку слово «эхинацея» произошло от греческого echinos — «еж». Листочки обертки у нее колючие, игловидные. Растение это впервые описал Карл Линней в 1753 году под названием рудбекия пурпурная и отнес к роду рудбекия.

Ранние зубки у нашей малютки
20 июля 2002
Обзоры

Ранние зубки у нашей малютки

Правда, прорезывание зубов у наследников сопровождается массой вопросов, которые мамы и папы хотят задать детскому стоматологу. Голливудская улыбка стала реальностью и для советских граждан, и стоит она сегодня недешево. Мы собрали самые интересные вопросы читателей и провели выездную консультацию журнала «Домашняя аптека» в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии.

Какие опасности подстерегают кожу малыша летом?
23 мая 2005
Обзоры

Какие опасности подстерегают кожу малыша летом?

Детская кожа не обладает устойчивым защитно-кислотным слоем, поэтому ей трудно сопротивляться бактериям, грибкам, воспалительным процессам, и она не в состоянии должным образом противостоять инфекциям. Верхние слои кожи (эпидермис и дерма) еще недостаточно связаны друг с другом. При трении это может привести к образованию пузырей.