О, Господи, мальчишка!

...Внезапно ужасная боль внизу утихает, слышится неуверенный мяукающий плач, и довольная акушерка, бережно держа на ладони скользкий орущий комочек, подносит его к глазам измученной женщины. Привычным жестом приподнимает крохотную ножку: «Ну, мамочка, кого родили?» И жаркий выдох: «О, Господи, мальчишка!»

С этого момента судьба ребенка решена: ему купят голубое белье, машинки и солдатиков, столярный набор и мотоцикл, будут воспитывать «настоящим мужчиной», пугать армией, настраивать за и против девчонок. И при всем том никто и никогда не может быть уверен, насколько мужественным или женоподобным вырастет этот маленький кусочек плоти от плоти твоей.

Не только направленность полового влечения, но даже и умение знакомиться, отстаивать свои права, быть принятым как МУЖЧИНА, увлеченность профессией и многое-многое другое, да практически все на свете, подчиняется общим законам психосексуального развития, но ни в коем случае не следует им механически. Причем, как бы ни старались мы сами или наше окружение что-то изменить, результат все равно остается непредсказуемым, лишь на какие-то проценты изменяя риск или возможность тех или иных изменений.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЧВА И СОЦИАЛЬНОЕ ЗЕРНО

Каждый из нас — носитель половых признаков, не только телесных, но и психологических и социальных. У каждого своя половая роль — это в основном относится именно к социальному поведению, к поведению в обществе. Общественное мнение привычно считает, что автогонщик — мужская роль, а нянечка в яслях — женская; что брить голову больше присуще мужчинам, чем женщинам, а брить лобок — наоборот; что и мужчины, и женщины с равным успехом могут быть врачами и учителями; хотя, конечно, из всего сказанного возможны исключения...

При этом каждый из тех, кто формирует это общественное мнение, искренне считает, что все это — его ЛИЧНЫЕ убеждения, которые взросли где-то внутри в незапамятные времена детства или даже раньше. Между тем все эти взгляды — лишь навязанная обществом роль, общие признаки которой передаются из поколения в поколение. Хитрость в том, что навязывание происходит таким естественным путем, что не воспринимается как насилие, а ощущается как собственное свободное мнение.

Но наука все знает, в том числе и как именно воспитывается мальчик или девочка, почему их роли не смешиваются, когда и на что можно повлиять, чтобы с большей вероятностью получить мужественного мальчика (или мужеподобную девочку), женственную девушку (или женоподобного юношу). Это наука об этапах психосексуального развития.

Психосексуальное означает не «психическое» и не «половое» — они сами по себе. Психосексуальное — значит, касающееся тех сторон жизни человека, которые имеют отношение к осознанию себя и окружающих как принадлежащих к определенному полу и определенным половым ролям, умению вести себя соответственно своей привычной социальной роли, возможности быть приятным именно как представитель своего пола. Короче говоря, к той части жизни, которая протекает в соприкосновении с другими людьми.

Человека можно рассматривать как переплетение двух ипостасей: физической и психической. Все мы немного лошади, как заметил поэт, но главное — от этого никуда не деться. Нам надо есть пить, дышать, продолжать род, как любому живому существу. Но ни одна лошадь не обдумывает перечисленные процессы, не делает их предметом страсти или ненависти, любви или отторжения. Поэтому можно говорить о том, что в человеке есть биологическая ПОЧВА и СОЦИАЛЬНОЕ зерно. Но только это зерно может прорасти только в этой почве, лишь бы они встретились.

Закладка мозга происходит во внутриутробном периоде, и нам меньше всего известно, какие именно факторы могут повлиять, например, на скорость реакции будущего ребенка, его склонность к размышлениям, любовь к музыке или влечение к определенному полу. Хотя и существует теория о том, что гомосексуализм — следствие усиленной выработки (или потребления) во время беременности женских половых гормонов.

С РОЖДЕНИЯ ДО 7 ЛЕТ

Но вот мальчишка родился, закричал, попал в ласковые мамины руки, в семью — и пошло, поехало.

Есть несколько теорий о том, почему мы из младенца мужского пола воспитываем именно мальчика. По одной, мы изначально настроены относиться к нему с определенными запросами, позволять ему нечто и требовать от него чего-то определенного. По другой, он сам настраивает нас на это, пробуждая подсознательные импульсы, относящиеся именно к общению с мужским полом. По третьей, все равны, нам бы только встретиться...

Поскольку ни одна из теорий еще не доказала собственную исключительную правоту, примем пока за истину: к мальчикам мы относимся совсем не так, как к девочкам. «Не реви, ты не девчонка» — обычное ободрение мальчика в любом возрасте. А кстати, кто так говорит чаще всего? Конечно, мама, общение с которой происходит почти круглосуточно лет до трех.

Если мальчик почему-то лишен такого тесного контакта с мамой, будьте уверены, он вырастет жестким или даже жестоким, не любящим женщин, не жалеющим мужчин, безразличным к собственным и чужим детям. А ведь есть сторонницы «современных» методов воспитания: спать отдельно, на руки только во время кормления, никаких сю-сю-масю. Ой, мамочка, как отольется вам потом такая приверженность новомодному течению педагогической мысли!

На самом деле лучше бы все делать наоборот: мальчик не меньше девочки нуждается в ласке, опоре, защите. Будьте для него всем миром — и такое отношение останется с вами обоими до самой старости. Заласкать ребенка невозможно — ему всего будет мало, зато даст определенный запас прочности, когда жизнь станет более жестокой. Конечно, речь идет о ЛАСКЕ, а не об ИЗБАЛОВАННОСТИ. Это совсем разные понятия: можно быть ласковой, но требовательной, а можно и не ласкать, а баловать, например, постоянными покупками ненужной, сиюминутной ерунды.

Именно при самом непосредственном участии матери и протекает ПЕРВЫЙ ЭТАП психосексуального развития мальчика — формирование полового самосознания.

В 2 — 3 года еще можно попробовать обмануть мальчика: ты сегодня ляжешь спать мальчиком, а проснешься девочкой... А вот в 4 — 5 лет он уже популярно объяснит, почему ТАКОГО не будет никогда. Это нормальное развитие — познание приходит не мгновенно. А вот среди взрослых гомосексуалистов, ответивших на соответствующий вопрос одной исследовательской анкеты, около 40% отметили, что не были точно уверены, к какому полу принадлежат, лет до 7 — 8.

Между тем мальчику приходится самостоятельно выяснять, что же такое МАЛЬЧИК, которым его все время кличут, а есть ли в мире еще МАЛЬЧИКИ, что между ними общего, что означает слово «ДЕВЧОНКА», которым его ругают.

Согласитесь, мало кто из родителей говорит: ты мальчик, потому что твои гениталии устроены вот так; поэтому к тебе так относятся, поэтому ты должен делать вот так и вот так. Нет, его учат проще — собственным примером, а также на ошибках и достижениях. За что-то хвалят (так делают настоящие мальчики), за что-то ругают (так мальчики не делают, так делают девчонки) — вот и делай собственные выводы.

Оказывается, что вести себя КАК МАЛЬЧИК выгодно: хвалят и дают конфетку. Хотя порой лучше вести себя как девчонка — не лезть вперед, быть поближе к теплой мамочке. Но за это потом бывает стыдно... Кстати, не всегда стыдно. ТЕМПЕРАМЕНТ, то есть преобладание в нервной системе процессов торможения или возбуждения, диктует и манеру реагирования на жизненные стимулы: если обидели, кричать или плакать, а то, может, просто забиться под мамину юбку и притаиться...

Именно на самом раннем этапе жизни, до 2 лет, можно заложить в младенца то, на чем чуть позже вырастет ЛИЧНОСТЬ — полноценная или ущербная, уверенно строящая свой мир или ухватывающая куски окружающих миров.

Воспринимая жизнь только органами чувств, младенец закладывает в подсознание ощущения: пришел папа, и мама стала более нежной; вывод (неосознанный, в глубинах подсознания): папа (мужчина) — опора и защита. Мама стала напряженной: папа (мужчина) — источник опасности. Папа взял на ручки. Сжал чуть сильнее, чем нужно, — страх; приласкал умеючи — радость. Папа и мама вместе играют с голым животиком радостного младенца — мужчина и женщина должны быть вместе, должны быть радостными.

Не стоит перечислять все возможные комбинации взаимодействия и воздействия — их бесконечно много, общие выводы способен сделать каждый. А поняв общие закономерности, и строить свои отношения с малышом и супругом.

Так что до 3-летнего возраста малыш воспринимает поведение окружающих только через призму чувств, и ему невозможно объяснить, что, например, старшего брата побили «за дело» и это пойдет ему на пользу (когда-нибудь, да и то необязательно). Или что после жутких криков и взаимного мордобоя мама и папа будут любить друг друга еще сильнее.

Кстати, приглядитесь, как вы одеваетесь. Ведь для ребенка в определении половой принадлежности основную роль играют ясно видимые признаки пола. Одежда, прическа, манеры поведения, выбор цвета, запаха — все то, что для взрослого может быть лишь экзотической приправой к собственной индивидуальности, для малыша — лишь ложные опознавательные знаки.

Стиль «интерсекс» даже зрелому человеку порой доставляет несколько минут задумчивости: кто там все-таки под одеждой? А для младенца это становится непосильной задачей, что сбивает точные настройки на свое собственное половое предпочтение. Малыши постарше решают такую проблему без лишних хитростей — подходят и спрашивают: «Ты мальчик или девочка?» И тем могут нанести душевную травму носителю бесполого стиля.

Любопытство малышни направлено и на строение половых органов — собственных и чужих, причем обоих полов. Ведь надо же разобраться с тем, что так тщательно прячут, не позволяют трогать, а вдруг там что-то волшебное... Обезьянье чувство любопытства подвигает на экзотические поступки, которые более старшим товарищам не сошли бы с рук.

Но годы летят, мальчик научился ходить, говорить, хулиганить и пошел в школу. Это такой стрессовый момент, которого не было, а возможно, и не будет никогда. И дело не в том, что школой ПУГАЛИ — просто мгновенно происходит крутой поворот в окружении и поведении. Бегать НЕЛЬЗЯ, разговаривать НЕЛЬЗЯ, драться НЕЛЬЗЯ, ничего НЕЛЬЗЯ. Можно только то, чего делать совсем не хочется.

И в такой ситуации естественно искать укрытия, покоя, защиты. Где такие райские кущи? Конечно, у мамы, но ее нет рядом постоянно. А можно спрятаться среди себе подобных — среди мальчишек. Да, можно, если примут. А чтобы приняли, нужно быть таким же, как они. Вот вам первый экзамен на половую зрелость. Воспитан, как девчонка, — будешь чужим, воспитан кое-как — будешь на подхвате. Воспитан мужиком — будешь среди первых.

И именно в первом классе стоит присмотреться, с кем дружит и общается вам мальчик. Нет ли необходимости что-то подправить. Не стоит ли чуть изменить и свое поведение тоже. Если сын оказался «слабаком», отдать его в «мужскую» секцию.

Необязательно в самбо или классическую борьбу — это не всем по личности. Можно в компьютерный класс, на стрельбу из лука и пистолета, игру на гитаре. Но при этом дать понять, что ЭТО не предмет для хвастовства, а лишь опора, от которой исходит внутренняя уверенность в себе. А уж с уверенностью можно и горы свернуть, и стать атаманом в классе.

Еще приглядитесь к играм вашего сына. Ведь игра — это отработка будущей модели поведения. Играем в войну, и при этом мальчик боится бежать в атаку — это симптом. Мучает «пленных» — нехороший признак. Хочет быть шпионом, но не пулеметчиком — м-да...

Не запрещайте игры в доктора, больницу — это естественное любопытство, а не извращение. Но без чрезмерного увлечения, без насилия, без участия старших детей, лет после 12 — 14. Известно, что дети, которые «недосмотрели» и «недопоказали» себя в нежном возрасте, могут воспылать такой же страстью впоследствии, а это прямой путь к эксгибиционизму, визионизму и прочим не самым приятным формам поведения.

Кроме того, есть чисто «мужские» игры — война, космос, рэкет, шпионы, а также семья. Мальчик, который в семье занимает мужскую роль, ведет себя правильно. А если он готов (или даже хочет) быть мамой или сестрой, присмотритесь, с чего бы это?..

ОТ 7 ДО 13 ЛЕТ

Примерно с 7 и до 13 — 14 лет длится ВТОРОЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование стереотипа полоролевого поведения. Вы уже заметили, что дергать девчонок за косички — признак мужской доблести, а водить с ними дружбу стыдно. Почему? А потому!.. Без объяснений, просто вот так и никак иначе.

Именно в этом возрасте завязывается настоящая мужская дружба на всю жизнь, хотя и мальчишки, и взрослые мужчины разорвут вас в клочья, если вы вдруг предположите, что в ее основе лежат механизмы сексуальной привязанности.

А как мальчик присматривается к отношениям родителей! Кажется, что уроки, новые друзья, а чуть позже девочки отвлекают его от семьи. Но на самом деле все, что происходит в родных стенах, — предмет как явного, так и подсознательного анализа, в результате которого отшлифовываются модели поведения.

Если мама властная, а папа мягок, то и мальчик вырастет с женским стереотипом поведения. Одинокая мама постоянно ругает мужчин — у сына подсознательный стыд того, что и он принадлежит к этому полу. Папа гуляет, а мама его постоянно прощает — значит, и мне так можно...

Все это ребенок может отрабатывать в тех самых играх, о которых было чуть выше. А чем больше отработка, тем сильнее стереотипы. Так что присмотритесь, не пожалейте времени.

Возраст от 7 до 13 интересен еще и тем, что на основании темперамента происходит формирование характера. Складываются самые мощные и устойчивые черты: воля, смелость, агрессивность, уступчивость, умение быть в команде или стремление к одиночеству, перекос в сторону физических или психических особенностей.

Если в семье есть папа (или заменяющий его мужчина), мальчика нужно привлекать к мужским занятиям — от строительства до уборки квартиры. Не заставлять, но вовлекать, демонстрируя, что ТАК ПОСТУПАЮТ НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ. Правда, влияние будет совершенно обратным, если обычное поведение папы свидетельствует совсем о другом. Так что быть мужчиной папе нужно всегда, а не только в часы педагогического воздействия.

Если мама воспитывает сына в одиночку, это вовсе не значит, что вырастет «баба». Сумейте подчеркнуть свое, женское, таким образом, чтобы мальчик захотел и смог проявить себя как мужчина. Конечно, без сексуального оттенка, но чувствовал бы себя мужиком — опорой и защитой. Сложно? Как сказать. Ведь все описанное мы делаем ежедневно и ежечасно, не подозревая, что живем по науке. Просто понимайте, что творите, и все будет правильно.

ПОСЛЕ 13 ЛЕТ

ТРЕТИЙ ЭТАП психосексуального развития — формирование психосексуальных ориентаций. Начинается лет с 12 — 13 и длится аж до 26. Он совпадает с периодом полового созревания, и уровень половых гормонов к 16 — 20 годам — наивысший за всю мужскую жизнь. На этом этапе у почти сформировавшейся ЛИЧНОСТИ отрабатываются механизмы, которые приводят к выбору объекта влечения (человек, животное, предмет) и его индивидуальных особенностей (пол, внешность, телосложение, поведение и т.д.) в качестве полового партнера.

Тут есть три стадии, которые протекают в строгой последовательности: становление ПЛАТОНИЧЕСКОГО, затем ЭРОТИЧЕСКОГО и, наконец, СЕКСУАЛЬНОГО влечения. То есть от весьма расплывчатого образа к влюбленности, а затем и к сексуальному, животному желанию.

Смотрите, как интересно все строится: вначале новорожденный как чисто биологический объект, затем его воспитание, которое достигает своего максимума в платонической влюбленности, и вновь биологизация на новом уровне. Ведь сексуальное влечение должно гармонично объединять в себе и инстинкты, и психологию человеческих отношений, страсть и Любовь.

Влиять на мальчика в этом возрасте — неблагодарная задача: он уже состоялся как личность, а потому будет сохранять свои свойства, может быть, лишь немного изменяясь в рамках этой личности, чтобы избежать конфликтов.

Поэтому делать мужчину из подростка можно только разговорами да личным примером (впрочем, эти методы всегда предпочтительнее).

Каждому этапу и каждой стадии свойственны общие закономерности: сначала поступает информация, обрабатывается, анализируется, а уже затем на ее основе происходит практическое применение. Сперва мальчик узнал, что он МАЛЬЧИК, а через 3 месяца стал стесняться писать в одном туалете с девочками — это вполне жизненный (хотя и необязательный) пример такой связи.

При этом считается, что чем быстрее наступает осуществление, тем сильнее половая конституция мальчика-юноши, и тем крепче его внутренний стержень. Особенно четко это проявляется на последнем этапе становления психосексуального развития. Мало просто влюбиться, надо еще суметь проявить эту влюбленность.

Вспомните свою молодость: как тяжело было любить и страдать, не умея эту любовь проявить. Тот, кто сумел объясниться или хотя бы намекнуть о своих чувствах, сумеет и в будущем повести себя так же по-мужски. Кто задушил любовь в себе, может вырасти несмелым, застенчивым, даже отгороженным. Проблемы в личной жизни ему светят весьма отчетливо.

Чем помочь? Книжки, разговоры, воспоминания о собственной юности — все это прекрасно, все может хорошо откорректировать возможные осложнения. Но ориентируйтесь на то, что уже заложено в сына: как он воспринимает слова или поучения, склонен к силовым или умственным решениям проблемы, берет пример с вас или будет действовать строго наоборот. Наконец, кто для него авторитет — родитель или соседский мальчишка.

Главное — помнить, что перед вами не младенец, как чистый лист, на который можно нанести любую информацию. Нет, это ЛИЧНОСТЬ, с которой необходимо искать общий язык, признавать за ней право на собственное мнение и свой путь жизни. Ведь наша жизнь — не всегда эталон для потомка...

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Водный настой из исландского мха
1 января 2016
Рецепты

Водный настой из исландского мха

«Заварка» их исландского мха хорошо помогает и в сочетании с другими травами — например, восстановить микрофлору желудка. С ее помощью можно также делать ингаляцию, закапывать в нос, полоскать горло. Эти процедуры хорошо проделывать при первых признаках ОРЗ или ОРВИ. Великолепное противовоспалительное и противомикробное средство. Помогает отлично!

Красивые ножки у будущей мамы?
20 июля 2002
Обзоры

Красивые ножки у будущей мамы?

Этот материал посвящен одному из важных нарушений, обусловленных беременностью, — варикозному расширению вен. Варикозное расширение вен — очень распространенное заболевание. Его появлению способствуют различные факторы. Это могут быть как врожденные венозные нарушения или наследственная предрасположенность, так и образ жизни, привычки, неадекватные нагрузки на ноги, избыточный вес и многое, многое другое.

Генно-модифицированное наше все
31 августа 2004
Обзоры

Генно-модифицированное наше все

23'2004 «Ох, вы там добалуетесь...» — Владимир Семенович Высоцкий как в воду смотрел, обращаясь к «товарищам-ученым» в глухие застойные годы. Добаловались. Создали в тиши научных лабораторий трансгены (они же ГМО, генетически модифицированные организмы). И сегодня, несмотря на жаркие дискуссии между ученым миром и сферой бизнеса, мы ГМО употребляем в пищу.

Подросткам нужны "костыли"
27 декабря 2004
Обзоры

Подросткам нужны "костыли"

Как относиться к подростку? Быть с ним строгим или заигрывать? Считать его ребенком или спрашивать как со взрослого? Что он думает о нас? Что ценит в этом мире? А главное, невероятно сложно узнать, как он относится к нам — старшему поколению. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Однажды, в какой-то момент очень нужно, чтобы рядом была поддержка хорошего, умного, честного человека, будь то родитель либо духовный наставник, тот, кому ты доверяешь и кому веришь.

Бегал, бегал, и вдруг заболело колено...
31 декабря 2003
Обзоры

Бегал, бегал, и вдруг заболело колено...

01'2004 Как-то ко мне на прием пришел пациент: моложавый мужчина атлетического телосложения. Слегка прихрамывая, он зашел в сопровождении жены и попросил как можно быстрее избавить его от боли в коленном суставе. При этом жена буквально набросилась на меня с требованиями немедленно излечить ее «здорового» мужа — он всего лишь ударил колено, а следующим утром ему необходимо отправиться в командировку и времени для сдачи анализов и обследования у него нет.

Возьми масленку и как следует смажь мои суставы!
2 марта 2004
Обзоры

Возьми масленку и как следует смажь мои суставы!

04'2004 «Возьми масленку и как следует смажь мои суставы, — сказал Железный Дровосек. — Они так заржавели, что я не могу пошевелить ни рукой, ни ногой. Если меня как следует смазать, я снова буду в полном порядке». (Лаймен Фрэнк Баум. «Страна Оз»). НА ЧЕМ СТОИМ Человеческий скелет — довольно сложное сооружение.

Со всего света
27 марта 2007
Обзоры

Со всего света

Луиза Браун и ее муж 37-летний Уэсли Маллиндер объявили, что малыш, названный Кэмероном, был зачат естественным путем. Никаких проблем не возникло — после 6 месяцев «стараний» женщина забеременела. Родители самой Луизы не могли родить ребенка в течение 9 лет, после чего решили прибегнуть к новому методу, разработанному английскими учеными Робертом Эдвардсом и Патриком Стептоу.

Если на память осталась богиня любви Венера...
27 декабря 2004
Обзоры

Если на память осталась богиня любви Венера...

К сожалению, в жизни не всегда легко определить, не является ли ваше романтическое увлечение роковым заблуждением. Порой до встречи со своей судьбой человек не раз ошибается... Наш разговор пойдет об инфекциях, передаваемых половым путем, о прозаических вещах с далеко идущими последствиями. ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ — МУЖИК НЕ ПЕРЕКРЕСТИТСЯ О том, что существуют инфекции, заразиться которыми можно при половом контакте, знают все.

Но вот мужчина выпорхнул из постылого гнезда...
23 декабря 2003
Обзоры

Но вот мужчина выпорхнул из постылого гнезда...

Юрий ПРОКОПЕНКО кандидат мед. наук, врач-сексопатолог КАК В СКАЗКЕ: ТО ЛИ КОЛОБОК, ТО ЛИ ИВАНУШКА-ДУРАЧОК Ожидания чаще всего не совпадают с реальностью. Свобода — хорошо, но сытый желудок тоже кое-чего стоит. Традиционно заботу о питании берет на себя женщина, а муж лишь вкушает предложенное, критикует да мечтает об ужинах, которыми кормила его бабушка.

Вечный двигатель, а не ребенок!
7 мая 2002
Обзоры

Вечный двигатель, а не ребенок!

ЧТО ЭТО – СВЕРХАКТИВНОСТЬ ИЛИ БОЛЕЗНЬ? Всегда есть дети в детских садах и школах, поведение которых не может не обращать на себя внимание. Ощущение, что таких детей изнутри распирают какие-то силы. Они постоянно проявляют неуемную энергию – не в состоянии спокойно сидеть, лихорадочно бегают, что-то хватают.