О фотографии

Фотография — молодой вид искусства. Официальной датой ее рождения считается 1839 год, когда был впервые описан и публично продемонстрирован метод дагерротипии. С тех пор не прошло и двух столетий, но и за такой небольшой (в масштабах истории) период фотография пережила десяток революционных открытий. Можно ли выделить среди них какое-то главное? Даже среди признанных знатоков нет на этот счет единого мнения. Кто-то назовет 40-е годы XIX века, ознаменовавшиеся экспериментами Ньепса, Даггера и Талбота. Иные вспомнят 1924 год, когда фирма Leitz Company начала выпускать малоформатную камеру с роликовой пленкой шириной 35 мм. Чем не революция: фотография стала на порядок доступнее и, если так можно выразиться, компактнее. Даже те, кто не силен в истории, вспомнят 30-е годы прошлого столетия, когда в фотоискусстве появился цвет, или 80-е, когда стала массовой и доступной разнообразная печать.

И все же вряд ли кто будет отрицать значимость для фотографии по­следнего десятилетия. Цифровой ураган накрыл все области фотоиндустрии начиная с производства техники и кончая обработкой и печатью самих изображений. Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, требуются талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии очевидна. За последние годы цифровая индустрия буквально завалила рынок всевозможными технологиями. Сегодня каждый может зайти в магазин, оставить там некоторую сумму денег и выйти оттуда с ощущением сопричастности высокому искусству. Снимать стали гораздо больше, но стало ли больше хороших фотографий? Может быть, качество самих снимков возросло? И что такое вообще современная фотография?

Читатели, которые думают, что мы сейчас, как говорится, под шумок снабдим их логически безупречным определением, ошибаются. Мы, конечно, можем процитировать ряд уважаемых нами учебников, где даются подобного рода определения. Но это только уведет нас в сторону. Творчески мыслящий фотограф не нуждается в жесткой терминологии и, если это необходимо, сам находит для себя интуитивно верное определение.

Содержательность фотографического изображения, конечно, менялась с течением времени. Если в начале своего пути фотография была во многом тождественна портрету, то сейчас одних только жанров насчитывается около десятка. Сами жанры тоже подвергались эволюции: сегодня, например, философия пейзажа уже не та, что 30 или 50 лет назад. Есть и такие области фотографии, где говорить о высоком искус­стве просто не приходится (например, фотография на документ, каталожная съемка). Чистейшей воды ремесло, но многие, занимающиеся им профессионально, часто мнят себя фотохудожниками.

Если описать структуру современной фотографии еще как-то можно, то определить, где начинается искусство, гораздо сложнее. Ясно, что критерии эти существуют и техника здесь вторична. Глубокое понимание того, что есть настоящая фотография, ценно не только само по себе — оно, если так можно выразиться, подтягивает к себе и остальные «ремесленные» жанры, делая фотографию более профессиональной.

К сожалению, культурный уровень большинства фотографов остав­ляет желать лучшего. Бесконечное копание в технических тонкостях современного оборудования заменило для многих обсуждение (и, к сожалению, понимание!) художественной стороны вопроса. И дело не в меньшей, как полагают некоторые, одухотворенности цифрового файла. Любому разумному человеку ясно: цифровые технологии — лишь очередной этап в решении проблем фиксации, хранения и редактирования изображения. Более того, благодаря цифре, сегодня есть возможность творить на каждом этапе фотографического процесса: съемке, обработке, печати. Профессионалы и любители немедленно воспользовались этими благами, забыв о главной содержательной стороне вопроса: зачем они вообще нажимают на спуск фотозатвора?

Раньше фотография была более осмысленной. Не потому, что каждый отпечаток обходился дороже. Сам процесс был настолько трудоемок, что фотографу волей-неволей приходилось изучать большое количество литературы и медленно, осознанно входить в процесс. При этом количество снимков было невелико, но они отличались достаточно высоким качеством, а процесс сравнения заставлял фотографа снимать лучше и лучше. С другой стороны, даже технические книги по фотографии, призванные подготовить прежде всего профессионала, нежели художника, обязательно уделяли внимание проблеме творческого осмысления снимка. Вот цитата из книги английского фотографа Эрла Митчелла «Фотография»:

«До того, как нажать на спуск затвора, фотограф должен представить себе основную цель снимка. Если он работает за плату, то цель определяется контрактом. <…> Если же он снимает для своего удовольствия, то мысли, побуждающие фотографа взять камеру, и определяют цель. Если требуется сделать содержательный снимок, фотограф должен подумать о том, что для этого необходимо. Иногда значительные работы делаются случайно. Конечно, некоторые снимки, выполненные экспромтом, могут иметь определенные достоинства, но если снимок заранее не продуман, шанс сделать полную смысла фотографию незначителен. Обдумывание идеи снимка начинается задолго до того, как фотограф нажмет на спуск фотозатвора, и должен продолжаться в течение всего процесса изготовления фотоснимка». Это ясное и точное высказывание относится прежде всего к постановочной фотографии. Однако, творческое осмысление присуще любому жанру.

Кстати, кто из сегодняшних фотографов-любителей может похвастаться наличием дома хотя бы небольшой библиотеки фотографической литературы? Держу пари, основная книга, повествующая о том, как сделать настоящую фотографию, — инструкция к недавно приобретенной цифровой камере. А ведь этого не достаточно.

Да, сделать снимок сегодня технически проще; отсюда десятки файлов изображения, регистрируемые в день одной отдельно взятой камерой. Но количество почему-то не переходит в качество. Неужели диалектический закон не работает? Дело в том, что многие просто не в состоянии разобраться, где хорошая фотография, а где поделка. Их этому не учили. Как следствие, все более упрощается критерий оценки художественной фотографии, и вот уже сотни отпечатков подаются российскому зрителю как шедевры.

К сожалению, многие фирмы-производители оказались невольно вовлечены в процесс деинтеллектуализации фотографии. Их рекламные ролики типа «Нажми на кнопку и шедевр сам появится на экране» не только ставят под сомнение редкие в России школы фотографии, но и сводят на нет усилия большинства искусствоведов, пытающихся объяснить простой факт: хорошую фотографию сделать не просто. Этому нужно учиться, а прежде всего – учиться ее понимать.

Увы, современный фотолюбитель курсы по фотографии не посещает, да и в книгах не очень-то любит копаться. Хотя количество специализированной литературы в последнее время заметно возросло. В этих условиях немалая ответственность лежит на периодических изданиях, пишущих о фотографии. Необходимо, чтобы в них присутствовал раздел, посвященный работам известных во всем мире фотомастеров, и чтобы эти разделы не выглядели чисто иллюстративными.

Хочется напомнить еще об одном. Сегодня колоссальное количество средств вкладывается в фотоиндустрию. Еще одна суперсовременная камера стоимостью 5 000 долларов! Еще один компактный и мощный генератор за 10 000 долларов! Конечно, хорошая техника должна стоить дорого, но прежде всего дорого должна стоить хорошая фотография. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Все-таки именно она конечный продукт всех этих высокотехнологичных разработок.

А теперь мы предлагаем читателям своеобразный тест. Перед вами три снимка. Все они сделаны одним человеком, практически с одной точки, в одно и то же время. Каждый из этих снимков по-своему интересен, но один представляет, на наш взгляд, бoльшую художественную ценность. Попробуйте найти его. Читатель наверняка сталкивался с ситуацией, когда из серии удачных снимков нужно выбрать ту самую фотографию… Если, конечно, она там есть. Тот, кто сможет лучше всего объяснить свой выбор, получит в подарок все три номера журнала в наступающем году.

Ответы можно присылать по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.

Комментарии

janna
29.12.2009
0
Первый снимок -есть движение облаков, но возможно второй кому нравится мир и спокойствие исходящее из снимка.
janna
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Но кому нужен мир и спокойствие - второй.
shinar-39mail.ru
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Второй - для тех кому нужен мир и спокойствие.

Похожие статьи

Будь лидером!
28 апреля 2003
Новости

Будь лидером!

PIONEER AVIC-X1 Мультимедийный центр со встроенным DVD-проигрывателем и навигационной системой ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность 50 Вт х4. ТЮНЕР: цифровой тюнер D4Q. Контур подавления импульсных шумов (PNS). Память на 24 станции. Автоматическое занесение станций в память.

Canon готовит выход новой беззеркальной камеры EOS M50
21 февраля 2018
Новости

Canon готовит выход новой беззеркальной камеры EOS M50

Первые изображения и спецификации Canon EOS M50 попали в открытый доступ. Анонс камеры может состояться в конце февраля либо в начале марта на выставке CP+ в Японии. Canon EOS M50 получитт 24 Мп сенсор и новый процессор обработки изображения DIGIC 8, а также поддержку видеосъёмки в формате 4К

DVD-диски "под ключ"
11 октября 2006
Новости

DVD-диски "под ключ"

Компания Samsung выпустила на российский рынок серию из шести моделей видеокамер на 8- сантиметровых DVD-дисках. DVD-камеры Samsung поддерживают все популярные форматы однослойных DVD, а также двуслойные носители стандарта DVD+R. Поэтому записанные на них диски можно просматривать практически на любом бытовом плеере, компьютерных DVD приводах, и даже на некоторых видеоприставках.

Чистый свет камеры-обскуры
29 марта 2011
Обзоры

Чистый свет камеры-обскуры

Камера-обскура (лат. camera obscura — «темная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке.

Начало продаж Hi-Fi плеера iriver AK100 в России
24 января 2013
Новости

Начало продаж Hi-Fi плеера iriver AK100 в России

Известный производитель портативных мультимедиа устройств — iriver — объявляет о начале продаж в России высококачественного Hi-Fi плеера AK100 со встроенным цифро-аналоговым преобразователем. Это первый компактный плеер компании, который обеспечивает воспроизведение файлов, отвечающих студийным стандартам качества MQS 24 бит/192 кГц. Возможность воспроизведения композиций, сохраненных в том же самом виде, в каком они рождаются в студии, позволит ценителям первоклассного аудио по-настоящему насладиться глубоким и детализированным звуком в любом месте и в любое время.

Композиция как органика
30 июня 2011
Обзоры

Композиция как органика

Естественность — такая трудная поза. Оскар Уайльд, «Идеальный муж» Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших глазах конвертируются в качественные изменения снятых кадров, как и предупреждали классики полузабытого учения.

Телеобъективы - оружие папарацци: сидим далеко, а снимаем близко
14 июля 2012
Обзоры

Телеобъективы - оружие папарацци: сидим далеко, а снимаем близко

Настоящие телеобъективы. Телезумы уже давно заняли прочные позиции, но настоящие профессионалы по-прежнему для высококачественных съемок предпочитают традиционные телеобъективы. Со временем телеобъективы вошли в арсенал любительской оптики, однако восприятие человека с «шайтан-трубой» не особенно изменилось. По-прежнему показатель крутизны фотографа определяется размером камеры и торчащего из нее предмета со стеклами. Несмотря на многочисленные шутки, телеобъективы все же пользуются заслуженным уважением.

Начались продажи по программе Samsung Forward
2 октября 2018
Новости

Начались продажи по программе Samsung Forward

Компания Samsung Electronics представляет Samsung Forward – программу, которая позволяет пользоваться мобильными устройствами Samsung по цене от 3 790 руб. в месяц. Программа действует с 1 октября, в ней участвуют флагманские модели смартфонов Samsung Galaxy Note9 и Galaxy S9 | S9+. На данный момент Samsung Forward доступна в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске и Иваново.

Три новых дрона от Yuneec
12 января 2018
Новости

Три новых дрона от Yuneec

Гонконгский производитель беспилотных летательных аппаратов Yuneec анонсировал три новых дрона на выставке CES в Лас-Вегасе. Компания представила Firebird FPV с фиксированным винтом, гоночный HD Racer и Typhoon H Plus, обновлённую модель Typhoon H.

Визуальный тест проектора Canon WX450 ST: проекция на экране ставит диагноз
17 июня 2014
Тесты

Визуальный тест проектора Canon WX450 ST: проекция на экране ставит диагноз

Визуальный тест мультимедийного проектора Canon WX450 ST проводить было достаточно занимательно. Проектор необычный, из новых поступлений, имеет довольно неожиданную специализацию, что заставляет ожидать от него серьезных результатов по «избранной специальности». Выбор режимов у новинки по-спартански лаконичен: Стандарт, Презентация, Фото и DICOM SIM. Для визуальной оценки был выбран режим Стандарт, хотя по умолчанию стоял режим для врачей - DICOM SIM. Сброс в стандартные настройки оставил этот «лечебный» режим приоритетным...