Фотография — молодой вид искусства. Официальной датой ее рождения считается 1839 год, когда был впервые описан и публично продемонстрирован метод дагерротипии. С тех пор не прошло и двух столетий, но и за такой небольшой (в масштабах истории) период фотография пережила десяток революционных открытий. Можно ли выделить среди них какое-то главное? Даже среди признанных знатоков нет на этот счет единого мнения. Кто-то назовет 40-е годы XIX века, ознаменовавшиеся экспериментами Ньепса, Даггера и Талбота. Иные вспомнят 1924 год, когда фирма Leitz Company начала выпускать малоформатную камеру с роликовой пленкой шириной 35 мм. Чем не революция: фотография стала на порядок доступнее и, если так можно выразиться, компактнее. Даже те, кто не силен в истории, вспомнят 30-е годы прошлого столетия, когда в фотоискусстве появился цвет, или 80-е, когда стала массовой и доступной разнообразная печать.
И все же вряд ли кто будет отрицать значимость для фотографии последнего десятилетия. Цифровой ураган накрыл все области фотоиндустрии начиная с производства техники и кончая обработкой и печатью самих изображений. Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, требуются талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии очевидна. За последние годы цифровая индустрия буквально завалила рынок всевозможными технологиями. Сегодня каждый может зайти в магазин, оставить там некоторую сумму денег и выйти оттуда с ощущением сопричастности высокому искусству. Снимать стали гораздо больше, но стало ли больше хороших фотографий? Может быть, качество самих снимков возросло? И что такое вообще современная фотография?
Читатели, которые думают, что мы сейчас, как говорится, под шумок снабдим их логически безупречным определением, ошибаются. Мы, конечно, можем процитировать ряд уважаемых нами учебников, где даются подобного рода определения. Но это только уведет нас в сторону. Творчески мыслящий фотограф не нуждается в жесткой терминологии и, если это необходимо, сам находит для себя интуитивно верное определение.
Содержательность фотографического изображения, конечно, менялась с течением времени. Если в начале своего пути фотография была во многом тождественна портрету, то сейчас одних только жанров насчитывается около десятка. Сами жанры тоже подвергались эволюции: сегодня, например, философия пейзажа уже не та, что 30 или 50 лет назад. Есть и такие области фотографии, где говорить о высоком искусстве просто не приходится (например, фотография на документ, каталожная съемка). Чистейшей воды ремесло, но многие, занимающиеся им профессионально, часто мнят себя фотохудожниками.
Если описать структуру современной фотографии еще как-то можно, то определить, где начинается искусство, гораздо сложнее. Ясно, что критерии эти существуют и техника здесь вторична. Глубокое понимание того, что есть настоящая фотография, ценно не только само по себе — оно, если так можно выразиться, подтягивает к себе и остальные «ремесленные» жанры, делая фотографию более профессиональной.
К сожалению, культурный уровень большинства фотографов оставляет желать лучшего. Бесконечное копание в технических тонкостях современного оборудования заменило для многих обсуждение (и, к сожалению, понимание!) художественной стороны вопроса. И дело не в меньшей, как полагают некоторые, одухотворенности цифрового файла. Любому разумному человеку ясно: цифровые технологии — лишь очередной этап в решении проблем фиксации, хранения и редактирования изображения. Более того, благодаря цифре, сегодня есть возможность творить на каждом этапе фотографического процесса: съемке, обработке, печати. Профессионалы и любители немедленно воспользовались этими благами, забыв о главной содержательной стороне вопроса: зачем они вообще нажимают на спуск фотозатвора?
Раньше фотография была более осмысленной. Не потому, что каждый отпечаток обходился дороже. Сам процесс был настолько трудоемок, что фотографу волей-неволей приходилось изучать большое количество литературы и медленно, осознанно входить в процесс. При этом количество снимков было невелико, но они отличались достаточно высоким качеством, а процесс сравнения заставлял фотографа снимать лучше и лучше. С другой стороны, даже технические книги по фотографии, призванные подготовить прежде всего профессионала, нежели художника, обязательно уделяли внимание проблеме творческого осмысления снимка. Вот цитата из книги английского фотографа Эрла Митчелла «Фотография»:
«До того, как нажать на спуск затвора, фотограф должен представить себе основную цель снимка. Если он работает за плату, то цель определяется контрактом. <…> Если же он снимает для своего удовольствия, то мысли, побуждающие фотографа взять камеру, и определяют цель. Если требуется сделать содержательный снимок, фотограф должен подумать о том, что для этого необходимо. Иногда значительные работы делаются случайно. Конечно, некоторые снимки, выполненные экспромтом, могут иметь определенные достоинства, но если снимок заранее не продуман, шанс сделать полную смысла фотографию незначителен. Обдумывание идеи снимка начинается задолго до того, как фотограф нажмет на спуск фотозатвора, и должен продолжаться в течение всего процесса изготовления фотоснимка». Это ясное и точное высказывание относится прежде всего к постановочной фотографии. Однако, творческое осмысление присуще любому жанру.
Кстати, кто из сегодняшних фотографов-любителей может похвастаться наличием дома хотя бы небольшой библиотеки фотографической литературы? Держу пари, основная книга, повествующая о том, как сделать настоящую фотографию, — инструкция к недавно приобретенной цифровой камере. А ведь этого не достаточно.
Да, сделать снимок сегодня технически проще; отсюда десятки файлов изображения, регистрируемые в день одной отдельно взятой камерой. Но количество почему-то не переходит в качество. Неужели диалектический закон не работает? Дело в том, что многие просто не в состоянии разобраться, где хорошая фотография, а где поделка. Их этому не учили. Как следствие, все более упрощается критерий оценки художественной фотографии, и вот уже сотни отпечатков подаются российскому зрителю как шедевры.
К сожалению, многие фирмы-производители оказались невольно вовлечены в процесс деинтеллектуализации фотографии. Их рекламные ролики типа «Нажми на кнопку и шедевр сам появится на экране» не только ставят под сомнение редкие в России школы фотографии, но и сводят на нет усилия большинства искусствоведов, пытающихся объяснить простой факт: хорошую фотографию сделать не просто. Этому нужно учиться, а прежде всего – учиться ее понимать.
Увы, современный фотолюбитель курсы по фотографии не посещает, да и в книгах не очень-то любит копаться. Хотя количество специализированной литературы в последнее время заметно возросло. В этих условиях немалая ответственность лежит на периодических изданиях, пишущих о фотографии. Необходимо, чтобы в них присутствовал раздел, посвященный работам известных во всем мире фотомастеров, и чтобы эти разделы не выглядели чисто иллюстративными.
Хочется напомнить еще об одном. Сегодня колоссальное количество средств вкладывается в фотоиндустрию. Еще одна суперсовременная камера стоимостью 5 000 долларов! Еще один компактный и мощный генератор за 10 000 долларов! Конечно, хорошая техника должна стоить дорого, но прежде всего дорого должна стоить хорошая фотография. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Все-таки именно она конечный продукт всех этих высокотехнологичных разработок.
А теперь мы предлагаем читателям своеобразный тест. Перед вами три снимка. Все они сделаны одним человеком, практически с одной точки, в одно и то же время. Каждый из этих снимков по-своему интересен, но один представляет, на наш взгляд, бoльшую художественную ценность. Попробуйте найти его. Читатель наверняка сталкивался с ситуацией, когда из серии удачных снимков нужно выбрать ту самую фотографию… Если, конечно, она там есть. Тот, кто сможет лучше всего объяснить свой выбор, получит в подарок все три номера журнала в наступающем году.
Ответы можно присылать по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.
Комментарии