О фотографии

Фотография — молодой вид искусства. Официальной датой ее рождения считается 1839 год, когда был впервые описан и публично продемонстрирован метод дагерротипии. С тех пор не прошло и двух столетий, но и за такой небольшой (в масштабах истории) период фотография пережила десяток революционных открытий. Можно ли выделить среди них какое-то главное? Даже среди признанных знатоков нет на этот счет единого мнения. Кто-то назовет 40-е годы XIX века, ознаменовавшиеся экспериментами Ньепса, Даггера и Талбота. Иные вспомнят 1924 год, когда фирма Leitz Company начала выпускать малоформатную камеру с роликовой пленкой шириной 35 мм. Чем не революция: фотография стала на порядок доступнее и, если так можно выразиться, компактнее. Даже те, кто не силен в истории, вспомнят 30-е годы прошлого столетия, когда в фотоискусстве появился цвет, или 80-е, когда стала массовой и доступной разнообразная печать.

И все же вряд ли кто будет отрицать значимость для фотографии по­следнего десятилетия. Цифровой ураган накрыл все области фотоиндустрии начиная с производства техники и кончая обработкой и печатью самих изображений. Конечно, для того чтобы стать профессиональным фотографом, требуются талант, время и усердие, но доступность и массовость современной фотографии очевидна. За последние годы цифровая индустрия буквально завалила рынок всевозможными технологиями. Сегодня каждый может зайти в магазин, оставить там некоторую сумму денег и выйти оттуда с ощущением сопричастности высокому искусству. Снимать стали гораздо больше, но стало ли больше хороших фотографий? Может быть, качество самих снимков возросло? И что такое вообще современная фотография?

Читатели, которые думают, что мы сейчас, как говорится, под шумок снабдим их логически безупречным определением, ошибаются. Мы, конечно, можем процитировать ряд уважаемых нами учебников, где даются подобного рода определения. Но это только уведет нас в сторону. Творчески мыслящий фотограф не нуждается в жесткой терминологии и, если это необходимо, сам находит для себя интуитивно верное определение.

Содержательность фотографического изображения, конечно, менялась с течением времени. Если в начале своего пути фотография была во многом тождественна портрету, то сейчас одних только жанров насчитывается около десятка. Сами жанры тоже подвергались эволюции: сегодня, например, философия пейзажа уже не та, что 30 или 50 лет назад. Есть и такие области фотографии, где говорить о высоком искус­стве просто не приходится (например, фотография на документ, каталожная съемка). Чистейшей воды ремесло, но многие, занимающиеся им профессионально, часто мнят себя фотохудожниками.

Если описать структуру современной фотографии еще как-то можно, то определить, где начинается искусство, гораздо сложнее. Ясно, что критерии эти существуют и техника здесь вторична. Глубокое понимание того, что есть настоящая фотография, ценно не только само по себе — оно, если так можно выразиться, подтягивает к себе и остальные «ремесленные» жанры, делая фотографию более профессиональной.

К сожалению, культурный уровень большинства фотографов остав­ляет желать лучшего. Бесконечное копание в технических тонкостях современного оборудования заменило для многих обсуждение (и, к сожалению, понимание!) художественной стороны вопроса. И дело не в меньшей, как полагают некоторые, одухотворенности цифрового файла. Любому разумному человеку ясно: цифровые технологии — лишь очередной этап в решении проблем фиксации, хранения и редактирования изображения. Более того, благодаря цифре, сегодня есть возможность творить на каждом этапе фотографического процесса: съемке, обработке, печати. Профессионалы и любители немедленно воспользовались этими благами, забыв о главной содержательной стороне вопроса: зачем они вообще нажимают на спуск фотозатвора?

Раньше фотография была более осмысленной. Не потому, что каждый отпечаток обходился дороже. Сам процесс был настолько трудоемок, что фотографу волей-неволей приходилось изучать большое количество литературы и медленно, осознанно входить в процесс. При этом количество снимков было невелико, но они отличались достаточно высоким качеством, а процесс сравнения заставлял фотографа снимать лучше и лучше. С другой стороны, даже технические книги по фотографии, призванные подготовить прежде всего профессионала, нежели художника, обязательно уделяли внимание проблеме творческого осмысления снимка. Вот цитата из книги английского фотографа Эрла Митчелла «Фотография»:

«До того, как нажать на спуск затвора, фотограф должен представить себе основную цель снимка. Если он работает за плату, то цель определяется контрактом. <…> Если же он снимает для своего удовольствия, то мысли, побуждающие фотографа взять камеру, и определяют цель. Если требуется сделать содержательный снимок, фотограф должен подумать о том, что для этого необходимо. Иногда значительные работы делаются случайно. Конечно, некоторые снимки, выполненные экспромтом, могут иметь определенные достоинства, но если снимок заранее не продуман, шанс сделать полную смысла фотографию незначителен. Обдумывание идеи снимка начинается задолго до того, как фотограф нажмет на спуск фотозатвора, и должен продолжаться в течение всего процесса изготовления фотоснимка». Это ясное и точное высказывание относится прежде всего к постановочной фотографии. Однако, творческое осмысление присуще любому жанру.

Кстати, кто из сегодняшних фотографов-любителей может похвастаться наличием дома хотя бы небольшой библиотеки фотографической литературы? Держу пари, основная книга, повествующая о том, как сделать настоящую фотографию, — инструкция к недавно приобретенной цифровой камере. А ведь этого не достаточно.

Да, сделать снимок сегодня технически проще; отсюда десятки файлов изображения, регистрируемые в день одной отдельно взятой камерой. Но количество почему-то не переходит в качество. Неужели диалектический закон не работает? Дело в том, что многие просто не в состоянии разобраться, где хорошая фотография, а где поделка. Их этому не учили. Как следствие, все более упрощается критерий оценки художественной фотографии, и вот уже сотни отпечатков подаются российскому зрителю как шедевры.

К сожалению, многие фирмы-производители оказались невольно вовлечены в процесс деинтеллектуализации фотографии. Их рекламные ролики типа «Нажми на кнопку и шедевр сам появится на экране» не только ставят под сомнение редкие в России школы фотографии, но и сводят на нет усилия большинства искусствоведов, пытающихся объяснить простой факт: хорошую фотографию сделать не просто. Этому нужно учиться, а прежде всего – учиться ее понимать.

Увы, современный фотолюбитель курсы по фотографии не посещает, да и в книгах не очень-то любит копаться. Хотя количество специализированной литературы в последнее время заметно возросло. В этих условиях немалая ответственность лежит на периодических изданиях, пишущих о фотографии. Необходимо, чтобы в них присутствовал раздел, посвященный работам известных во всем мире фотомастеров, и чтобы эти разделы не выглядели чисто иллюстративными.

Хочется напомнить еще об одном. Сегодня колоссальное количество средств вкладывается в фотоиндустрию. Еще одна суперсовременная камера стоимостью 5 000 долларов! Еще один компактный и мощный генератор за 10 000 долларов! Конечно, хорошая техника должна стоить дорого, но прежде всего дорого должна стоить хорошая фотография. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Все-таки именно она конечный продукт всех этих высокотехнологичных разработок.

А теперь мы предлагаем читателям своеобразный тест. Перед вами три снимка. Все они сделаны одним человеком, практически с одной точки, в одно и то же время. Каждый из этих снимков по-своему интересен, но один представляет, на наш взгляд, бoльшую художественную ценность. Попробуйте найти его. Читатель наверняка сталкивался с ситуацией, когда из серии удачных снимков нужно выбрать ту самую фотографию… Если, конечно, она там есть. Тот, кто сможет лучше всего объяснить свой выбор, получит в подарок все три номера журнала в наступающем году.

Ответы можно присылать по адресу редакции или по электронной почте marchenko@potrebitel.ru.

Комментарии

janna
29.12.2009
0
Первый снимок -есть движение облаков, но возможно второй кому нравится мир и спокойствие исходящее из снимка.
janna
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Но кому нужен мир и спокойствие - второй.
shinar-39mail.ru
29.12.2009
0
Первый снимок - есть движение облаков. Второй - для тех кому нужен мир и спокойствие.

Похожие статьи

Система на века
31 декабря 2003
Тесты

Система на века

DVD-проигрыватель Meridian 800.3 Эталонный DVD-транспорт Meridian 800.3 рассчитан «на века». Его модульная конструкция никогда не устареет, так как при необходимости морально устаревший модуль всегда можно заменить более новым, установив его в один из слотов на материнской плате точно так же, как это делается в персональном компьютере.

Светофильтры и цифровая съемка
28 ноября 2005
Обзоры

Светофильтры и цифровая съемка

Светофильтры наряду со штативами использовались в фотографии практически с первых ее шагов. В черно-белой фотографии светофильтры применялись для корректировки излишней чувствительности пленки к синему спектру света и недостаточной — к красному и желтому. Кроме того, цветные светофильтры, применявшиеся при съемке на черно-белые пленки, помогали управлять контрастом сюжета, выделять облака на небе, избавляться от веснушек на портрете и так далее.

Новый плеер Ritmix RF-8300 получил сенсорный экран с диагональю 2,4 дюйма
9 декабря 2013
Новости

Новый плеер Ritmix RF-8300 получил сенсорный экран с диагональю 2,4 дюйма

В декабре корейский бренд Ritmix представил долгожданную новинку — мультимедиаплеер RF-8300 с большим сенсорным экраном. Гаджет обладает высокой выходной мощностью, а значит, придется по вкусу любителям послушать музыку на полную громкость. В декабре корейский бренд Ritmix представил долгожданную новинку — мультимедиаплеер RF-8300 с сенсорным экраном с диагональю 2,4 дюйма. Управлять папками и действиями можно касанием пальца или нажатием твердым предметом — стилусом или обычной ручкой.

Новая акустическая система Philips BT6000 — естественный и мощный звук, который всегда с Вами
16 июля 2015
Новости

Новая акустическая система Philips BT6000 — естественный и мощный звук, который всегда с Вами

14 июля 2015 года, Россия, Москва — Компания Gibson Innovations представляет Philips BT6000 — новинку в модельной линейке беспроводных аудиосистем. Объемный звук, прочный влагоустойчивый корпус и возможность передавать аудиозаписи в беспроводном режиме — все эти особенности делают Philips BT6000 незаменимым устройством для прослушивания музыки в самых разных условиях: во время отдыха на природе, на домашней вечеринке или за городом у бассейна.

Компания Sony завоевала шесть наград на церемонии TIPA Awards 2018
12 мая 2018
Новости

Компания Sony завоевала шесть наград на церемонии TIPA Awards 2018

Престижная ассоциация TIPA (Technical Image Press Association) высоко оценила инновации и высокий технический уровень продукции Sony в области средств обработки цифрового изображения, отметив камеры и объективы Sony рекордными шестью наградами TIPA.

Управляй печатью, драйвер!
1 декабря 2006
Обзоры

Управляй печатью, драйвер!

Известно, что многие не решаются купить струйный принтер только по одной причине. Они полагают, что принтер — сложная и непонятная вещь; его нужно как-то настраивать, устанавливать, обслуживать… Это так, никто не спорит, но, поверьте, производители знают об этих страхах, и процесс печати на современных струйниках чрезвычайно упрощен.

Как Nikon проектирует датчики для своих камер
26 июля 2018
Новости

Как Nikon проектирует датчики для своих камер

На протяжении нескольких лет Sonу сохраняет статус одного из ведущих производителей датчиков изображений, изготавливая их не только для себя, но даже для таких гигантов индустрии как Nikon. И последняя разборка камеры D850 наглядно это подтверждает. Но даже если некоторые из датчиков Nikon производятся на заводах Sony, Nikon тратит значительные ресурсы на их разработку и проектирование.

Обзор акустической системы SVEN SPS-707: мощность в 25 Вт на канал достаточна даже для кинотеатральной системы в стерео режиме
24 марта 2014
Обзоры

Обзор акустической системы SVEN SPS-707: мощность в 25 Вт на канал достаточна даже для кинотеатральной системы в стерео режиме

Акустические системы спроектированы таким образом, что широкая область применения подразумевается, как говорится, «сама собой». Во-первых, - наличие беспроводного пульта дистанционного управления. Конечно, пультом в мультимедийной акустике уже никого не удивишь, но, все-таки, чаще встречаются проводные. Они оправданы, по сути, только для использования вместе с компьютером, - да и то не всегда, громкость прекрасно можно регулировать программными средствами.

Тест полочной акустической системы 2.0 PSB Synchrony Two B
6 июля 2012
Тесты

Тест полочной акустической системы 2.0 PSB Synchrony Two B

PSB Synchrony Two B — удачная модель полочной акустики с современным дизайном, качественной конструкцией, но главное — с хорошим, ровным звучанием без особых жанровых противопоказаний.

Sony анонсировала новые камеры для путешествий серии Cyber-shot - HX99 и HX95
2 сентября 2018
Новости

Sony анонсировала новые камеры для путешествий серии Cyber-shot - HX99 и HX95

Обе модели имеют лёгкий вес и компактный корпус, обладая при этом высокой производительностью. Камеры оснащаются объективом ZEISS Vario-Sonnar T 24-720 мм (экв.35 мм) с 30-кратным оптическим зумом, системой стабилизации Optical SteadyShot и функцией Zoom Assist. Они также поддерживают видеосъёмку в формате 4К, запись изображений в формате RAW, а также имеют встроенный модуль Bluetooth для синхронизации со смартфоном.