Фото 1. Для предсумеречного освещения характерна относительно высокая яркость неба. Несмотря на это пересвеченных областей на снимке нет
(f/6,7, 1/750 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 78 мм). Камера Nikon D5100 в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Nikon занимает среднюю позицию. Она предназначена как для начинающих, так и для опытных любителей или как запасная для профессионалов. Камера была анонсирована 5 апреля 2011 года. Своими впечатлениями и результатами тестовых испытаний Nikon D5100 с вами поделится Сергей СТЕБЛЮК.
Линейка любительских цифровых зеркалок компании Nikon теперь полностью обновлена. Учитывая недавние трагические события в Японии и массу слухов о судьбе мирового фотоаппаратостроения, представления новой модели так быстро не ожидали. Однако в начале апреля компания Nikon объявила об открытии собственного сервисного центра в Москве и почти сразу представила новую зеркалку. Для тестирования московское представительство компании предоставило камеру в комплекте с объективом Nikon DX AF-S Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6G II ED, но некоторые снимки были сделаны объективом Nikon AF-S Nikkor 24–120 mm f/3.5–5.6G IF-ED VR.
Фото 2. Пасмурный день, достаточно высокая освещенность на белых стенах и невысокий контраст освещения создали своеобразную атмосферу
(f/5,6, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм). Дизайн, эргономика и управление
Корпус новой камеры стал чуть ниже, по сравнению с Nikon D5000, однако при минимальной разнице в габаритах имеет значительные отличия в расположении органов управления. В первую очередь изменился поворотный монитор,: его разрешение увеличилось до 921 000 точек, что позволяет рассмотреть все мелкие детали на снимках и соответствует уровню профессиональных камер. Изменилось и крепление монитора: теперь шарнир располагается не снизу, как в предыдущей модели, а слева, что, несомненно, более удобно при съемке со штатива. Соответственно, с левой стороны пришлось удалить вертикальный ряд кнопок, и теперь почти все органы управления камерой расположены с правой стороны. Каких-либо нареканий это не вызывает, так как к новому расположению быстро привыкаешь, и все оказывается вполне удобно. Очень хорош рычажок переключения способа визирования, расположенный на одной оси с барабанчиком выбора режимов, — гораздо более оперативный, чем привычная кнопка. Очень удобна возможность переназначения некоторых кнопок. Например, кнопка Fn, запрограммированная на изменение параметров чувствительности, резко повышает оперативность съемки в сложных световых условиях.
Фото 3. Бледное и яркое небо не смогли ввести в заблуждение экспозиционную автоматику. Поправки не потребовались, все участки снимка хорошо проработаны
(f/11, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 24 мм). Возможности камеры
Функционал камеры в основном совпадает с предыдущей моделью, что вполне объяснимо: модель занимает определенную потребительскую нишу, требования к которой вполне сформировались. Однако в целом практически все значимые характеристики камеры существенно повысились. Новая матрица, такая же, как в старшей модели, увеличила разрешение снимков и дала возможность заметно увеличить рабочую чувствительность, доведя ее в расширении до 25 600 ISO. Усовершенствован режим визирования Live View и улучшена работа 11-точечного автофокуса, помимо привычных авторежимов появился режим электронного дальномера при ручной фокусировке, что позволяет применять объективы со светосилой ниже F5,6. Для всех режимов баланса белого стала возможной тонкая подстройка цвета. Увеличенный до 7,5 см дисплей стал гораздо более информативным и удобным как для просмотра отснятых снимков, так и для визирования.
Фото 4. Тот же сюжет на максимальном фокусном расстоянии.На этом снимке тоже не потребовалось вводить экспозиционные поправки.
(f/5,6, 1/350 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм). Боковое крепление монитора позволило наконец снимать полноценные автопортреты и видеоролики с участием автора. Особенно привлекает в новой камере важная для придирчивых к качеству изображения фотографов особенность: матрица, процессор и алгоритмы внутренней обработки файла полностью соответствуют таковым в старшей модели Nikon D7000. Отрадная тенденция, возвращающая к пленочным временам, когда качество снимка зависело только от оптики и качества пленки.
Тестовая фотосъемка
Как обычно, первые тестовые снимки были сделаны с приоритетом общих планов для оценки детализации и выявления характерных для камеры особенностей отработки экспозиции.
Фото 5. Съемка в помещении. Несмотря на сложные световые условия, баланс белого автоматика установила безупречно
(f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм). Несмотря на рекламу и действительные достижения в разного рода интеллектуальной автоматике, многие сюжеты, выглядящие простыми на вид, регулярно вводят фотокамеры в заблуждение. Результатом неудовлетворительного снимка становится недовольство свежеприобретенной камерой и поиск более совершенного образца. Путь неверный, так как даже самые совершенные системы не в состоянии оценить все многообразие мелких факторов, включая творческие решения. На самом деле стоит провести несколько съемок на разных сюжетах, которые и дадут представление о пределах сообразительности автоматики, причем использовать для такой проверки лучше самые обычные ситуации, не стараясь поставить камеру в особо сложные условия. Такого подхода я и стараюсь придерживаться при тестировании.
Съемки общих планов показали, что камера отлично отрабатывает экспозицию и правильно устанавливает баланс белого на всех мыслимых сюжетах и практически при любом характере освещения: утром, днем, вечером. Однако солнце во всех случаях, как говорят летчики, должно находиться в задней полусфере.
Фото 6. Купол торгового центра «Охотный ряд». Чрезвычайно сложный объект для экспоавтоматики, потребовалась очень небольшая поправка –0,5 EV
(f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм). Прекрасный результат! Встречное солнце заставляет вносить в экспозицию те или иные поправки, которые довольно легко контролируются по результатам съемки на великолепном по качеству мониторе. Помимо проверки экспозиционных режимов оценивался качественный уровень баланса белого в разных режимах. Результаты съемок заставили прийти к выводу, что наиболее удобный и эффективный способ получить для любого вида дневного освещения естественный цвет изображения — выставить режим автовыбора баланса белого. В абсолютном большинстве случаев ручные установки дают больше ошибок.
Фото 7. Промежуток между нажатием спусковой кнопки и срабатыванием затвора было очень удобно отслеживать на передвижениях лифта. Задержка оказалась минимальной (f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм). На следующем этапе съемки проводились в помещении при искусственном свете. Крупный торговый центр для этого подошел наилучшим образом. Смешанное с дневным освещение, светильники, попадающие в кадр, темные участки и разнообразная цветовая гамма. Помимо баланса белого можно было проверить и экспозиционную автоматику и работу автофокуса в разных режимах. Съемка в таких условиях проводилась в основном с использованием поворотного монитора. Такой подход, во-первых, не привлекает внимания окружающих, а во-вторых, позволяет всесторонне оценить особенности фотосъемки с таким режимом визирования. При съемке пришлось внести коррективы в первоначальные настройки камеры, так как большая часть первых снимков выявила трудности с фокусировкой.
Камера была настроена на автоматический выбор точки автофокуса, и от множества ярких огней, бликов и хаотически движущихся людей фокусировка оказалась совершенно непредсказуемой. Пришлось переключиться на ручной выбор точки автофокуса. На линейно передвигающихся объектах удалось хорошо оценить время запаздывания срабатывания затвора при нажатии спусковой кнопки (лаг). Оно оказалось минимальным, что было позже подтверждено на спортивной съемке. Отлично показал себя и матричный замер: несмотря на присутствие в кадре источников света, сбоев по экспозиции практически не наблюдалось. Контрольный снимок белой кофейной чашки на фоне черно-коричневого стола подтвердил способность камеры правильно оценивать объекты.
Фото 8. Этот снимок сделан не в студии, а в настоящем кафе. Освещение — прямой солнечный свет. Темно-коричневые доски стола на снимке смотрятся темнее, чем в реальности, но зато белая чашка, кофе в ней и кольцо пенки абсолютно естественны
(f/16, 1/1000 с, ISO 400, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 35 мм) Режим серийной съемки в новой камере — на уровне любительских стандартов, но проверить аппарат в спортивной съемке все равно хотелось, тем более что на таких сюжетах значение скоростных характеристик камеры становится очень важным. Для обеспечения максимально коротких выдержек была установлена высокая чувствительность, поэтому все быстрые движения были буквально заморожены, и никакого смазывания на изображениях просто не должно было быть. Уличная тренировка паркуристов отличалась крайне быстрыми и малопредсказуемыми движениями, а яркое солнце мешало полноценно визировать кадр в режиме Live View, однако зеркальный видоискатель обеспечил вполне комфортную съемку. По опыту, скорость серийной съемки акробатических упражнений должна составлять не менее 8–10 кадров в секунду, поэтому чуда не произошло. Скорость 4 кадра в секунду у новой камеры оказалось недостаточной, однако быстрая реакция аппарата позволила ловить кадр в нужной фазе. Фотосъемка выступлений танцоров на Красной площади подтвердила это в полной мере.
Фото 13. Съемка практически против света с экспозицией по теням. Скорость серийной съемки недостаточна, однако быстрая реакция камеры позволила сделать несколько динамичных снимков
(f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 52 мм). Прямой свет летнего солнца всегда создает высокий контраст изображения с характерными глубокими тенями и предельно яркими освещенными участками, причем очень многое зависит от высоты солнца над горизонтом и направления освещения по отношению к объективу. Для съемок при таком освещении очень важно наличие бленды на объективе. В случаях, когда солнце находится за спиной фотографа, бленда необязательна, так как прямой свет все равно не попадает на поверхность передней линзы, а вот при боковом и встречном свете это происходит, и за счет паразитного рассеивания и переотражения света внутри объектива сильно портит изображение.
Динамический диапазон сенсора, установленного на аппарате, весьма велик, но рассчитывать на то, что он перекроет почти восьмикратный перепад освещенности, конечно, не стоит. Снимки, сделанные при боковом освещении, в большинстве случаев укладывались в визуально приемлемые пределы, однако съемка против света во всей красе показала сильно пересвеченные участки. Бороться с этим можно только чисто фотографическими методами, выбирая правильную точку съемки для максимального сокращения пересвеченных участков или используя их как художественное решение. В этих сложных условиях была отмечена еще и превосходная работа автоматики баланса белого.
Рекомендации
Новая модель подойдет для начинающих и опытных любителей, имеющих склонность к разнообразным по жанру съемкам. Легкий и компактный корпус, стабильная и точная работа автоматики камеры, очень высокое качество изображения и удобный интерфейс могут привлечь и профессионалов. Единственное ограничение накладывается любительским назначением камеры и невысокой, по профессиональным меркам, скоростью серийной съемки.
Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования технику.
Фото 9. Один из немногих получившихся кадров. Съемка тренировки паркуристов показала, что для спортивной съемки 4 кадров в секунду все же недостаточно
(f/11, 1/2000 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм). Фото 10. Предсказуемые позы танцоров легко фиксируются прогнозированием момента спуска в нужной фазе движения.
(f/9,5, 1/1500 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм). Фото 11. Интересный автомобиль. Так как экспозиция устанавливалась по теневой части снимка, освещенные участки здания на фоне и небо пересвечены
(f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм). Фото 12. Резкое боковое освещение и высокая интенсивность света не позволили проработать все участки снимка несмотря на расширенный динамический диапазон
(f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 28 мм). Фото 14. Прыжки на батуте выявили недостаточную скорость следящей фокусировки. Утешает только то, что на таких сюжетах пасуют и профессиональные камеры
(f/16, 1/1000 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм).
Комментарии