Вид на здание музея, 2004 г. Швейцария. Лозанна. На невысоком холме, с которого открывается живописный вид на Женевское озеро, стоит элегантное строение конца восемнадцатого века, выполненное по проекту архитектора Авраама Фресса. Это типичное здание, предназначавшееся для загородного отдыха, в наши дни превратилось в один из известных и активно действующих музеев, посвященных исключительно фотографии.
В 1834 году новый владелец здания и прилегающей к нему территории назвал свою усадьбу Елизе. Впоследствии так стал называться и расположенный сейчас в ней музей. В 1971 году усадьба и окружающие ее земли были куплены кантоном Во и находятся в его ведении по сей день. Здание отреставрировали и превратили в музей. С 1979 по 1985 годы там размещался кабинет эстампов, который впоследствии был перевезен в Веве, в музей Йениш. 11 октября 1985 года музей Елизе официально стал музеем фотографии.
Решение посвятить целый музей этой сравнительно молодой технике было в духе времени и символизировало возрастающую роль фотографии не только как документального свидетеля истории и скрытых от обычного глаза явлений, но и как искусства. Музей внутри, 2004 г.
Основная миссия музея — славить, объяснять, показывать и хранить фотографию в самом широком смысле этого слова. Это могут быть и фотографии репортажей, и медицинские кадры, и исторические снимки, и фотографии моды, и то, что мы называем художественной фотографией. Музей выставляет как малоизвестных фотографов ХIХ века, так и таких признанных мастеров, как Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн, Роберт Капа, Роберт Франк и т.д. Наряду со снимками, сделанными в чисто научных целях, в коллекции музея отражены важнейшие этапы развития художественной фотографии: от пейзажей и портретов ХIХ века до современных фотохудожников, не оставляя также без внимания пикториализм и модернизм 20-х годов ХХ века. Снимки моды, балета и театра соседствуют с шокирующей хроникой ХХ века, имена молодых и малоизвестных фотографов переплетаются с уже заявившими о себе знаменитостями. Такой широкий спектр охвата и понимания фотографии обуславливает политику приобретения произведений для коллекции и тематику выставок музея. Братья Шарно. Вид Базеля, около 1890 г.
Коллекция музея богата и чрезвычайно разнообразна. В специальных залах в оптимальных условиях (при температуре 18°С и 40-процентной влажности) хранятся более ста тысяч оригинальных снимков ХIХ и ХХ веков. Музей занимается классификацией и каталогизацией всех вновь приобретенных снимков. Для этого он располагает специально разработанной компьютерной программой, позволяющей хранить все фотографии в цифровом формате. Наряду с хранением снимков музей также занимается их реставрацией. Фредерик Буассона. Сбор сена в Женто, около 1930 г.
Приобретение новых экспонатов не диктуется конкретным направлением, тематикой или личностью фотографа. Главным критерием является качество и художественно-историческое значение снимка в эволюции фотографии. Конечно, приобретая произведения современных фотографов, музей в какой-то степени идет на риск, порой делая ставку на новых художников, имена которых, возможно, никогда и не станут известными. Но в этом и заключается роль музея — собрать и сохранить для будущих поколений наиболее полный срез современной культуры.
Таким образом, некоторые фотографы в коллекции представлены одним или сравнительно небольшим количеством снимков. Портфолио других, таких как Адольф Браун, Роберт Капа, Жиль Карон, Раймон Депардон, Франсис Фрис, Марио Джакомелли, Люсия Моголи, Джон Филипс и т.д., насчитывают сотни тиражей. Музей располагает богатыми материалами первых опытов цветной фотографии, а также собранием пейзажей ХIХ века, в частности альпийскими видами. Гертруд Фер. Без названия, 1935 г.
Как пополняется коллекция? Это могут быть дары фотографов, их семей, коллекционеров или же покупка снимков. В последнее время музей предпочитает приобретать фотографии, связанные с выставками, которые он организует. Часто довольные выставкой фотографы в придачу к купленным у них снимкам дарят музею дополнительные фотографии. В связи со скромным бюджетом, которым располагает музей для покупки новых произведений, такой подход к приобретению материала представляется наиболее эффективным и экономичным.
Помимо собственной коллекции музей располагает переданными ему на хранение архивами, фотографиями, негативами и контактными тиражами таких фотографов, как Андре Шмид, Андре Керн, Родольф Шлемер и Эрнст Ландрок, Элла Маяр и Николя Бувье. Большинству из них музей посвятил персональные выставки. Упомянем прошлогоднюю выставку фотографий уроженки Женевы Эллы Маяр «По восточным дорогам», где, в частности, были представлены снимки, сделанные ею в тридцатые годы в Советском Союзе. Гертруд Фер. Плачущая Кама, 1935 г.
Говоря о выставках, отметим, что с 1985 года их было проведено более 350. Политика выбора тем и выставляемых фотографов аналогична критериям отбора снимков для коллекции музея — фотография во всех ее вариациях. Так, параллельно с ретроспективами Андре Кертеша, Роберта Капа, Ли Фридландера, Марио Джакомелли, Хиро, Дэвида Хокни и т.д. музей предлагал посетителям выставки, посвященные различным аспектам швейцарской фотографии, истории чешской и советской фотографии. С приходом в 1996 году в музей нового директора, канадца Уильяма Эвинга, заменившего Шарля-Анри Фавро, выставки приобрели более тематический характер. Так, в 1999 году на выставке «Natura photographica: путешествие в мир растений» были представлены десять фотографов, чьи произведения посвящены флоре. В 2000 году выставлялись работы мастеров, фотографирующих человеческое тело, а весной 2002 года посетители познакомились с фотографией моды. В первой половине 2004 года музей поставил своей целью предложить зрителям поразмышлять над проблемой современного портрета и тесно связанным с этим жанром вопросом о личности. Джон Филлипс. Пьер Паоло Пазолини, Рим, 1963 г.
По словам директора музея, программа выставок составляется на два-три года вперед, иногда для очень крупных и важных проектов необходимы четыре, а то и пять лет. При выборе тематики и фотографов Уильям Эвинг и четверо работающих с ним кураторов стараются поддержать баланс между представляемыми фотографиями прошлого и современными снимками, между начинающими и уже известными мастерами. Наряду с крупными фотографами международного масштаба музей не должен забывать местных и швейцарских фотохудожников. Важно также варьировать жанры и чередовать тематические выставки с индивидуальными ретроспективами. Часто, особенно когда речь идет о тематической выставке, сначала приходит идея темы, а затем к ней подбираются фотографии. Иногда бывает, что последние меняют изначальную концепцию и видение задуманной темы. Уильям Эвинг называет поиск фотографий на выбранную тематику детективной работой, требующей творческого и разностороннего мышления. При отборе фотографов директор и кураторы стараются быть как можно более беспристрастными. Их цель — не фавориты публики, а выдающиеся, интересные работы. Такая относительная свобода выбора в отношении представляемых фотографов — привилегия небольшого музея по сравнению с коммерческими галереями или с более крупными учреждениями, как, например, музей Современного искусства в Нью-Йорке.
Параллельно с выставками музей проводит в своих стенах большое количество конференций, экскурсий, показов фильмов, встреч с фотографами и различных мероприятий для детей. Вся эта деятельность вокруг выставок неотъемлемо связана с той ролью, которую взял на себя музей и которая успешно им выполняется — знакомить посетителей с разнообразными аспектами фотографического искусства. Себатиао Сальгадо. Гуатемала, 1978 г.
Как уже было упомянуто выше, штат сотрудников музея возглавляет Уильям Эвинг. Получив образование антрополога, он в 1972 году открыл фотографическую галерею в Монреале, затем в 1977 году, переехав в Нью-Йорк, он стал ответственным за проведение выставок в Международном центре фотографии. С 1984 года, став независимым куратором, он сотрудничал с музеем Современного искусства в Нью-Йорке, с музеем Изящных искусств в Монреале и т.д. С 1996 года он успешно возглавляет музей Елизе, осуществляя в настоящее время подготовку к празднованию в 2005 году двадцатилетия этого учреждения. В штат сотрудников Уильяма Эвинга входят два старших и два младших куратора, хорошо знающих коллекцию и непосредственно помогающих директору в работе над выставками и каталогами. Помимо этой основной группы музей располагает административным и техническим персоналом, экскурсоводами, заведующим хранением фотографий и ответственными за проведение мероприятий. При музее также имеется книжный магазин, предлагающий посетителям широкий выбор альбомов и теоретических изданий, посвященных фотографии. Джон Филлипс. Федерико Феллини, Рим, 1963 г.
Как музей планирует отметить свое двадцатилетие? Уильям Эвинг поделился с нами двумя основными проектами, над которыми сейчас активно работают его сотрудники. Первый из них, запланированный на начало 2005 года, – это выставка, посвященная трем знаменитым фотографам ХХ века — Мануэлю Альварес Браво, Анри Картье-Брессону и Уолкар Эвансу. Музей поставил себе целью воспроизвести выставку этих трех фотографов, организованную ими в 1935 году, когда никто из них еще не был известен широкой публике. Таким образом, посетителям будет предложена интересная возможность — постараться представить себя в 1935 году и посмотреть на эти фотографии глазами тогдашних современников. Вместе с тем такой возврат к истокам при наличии знаний о последующей эволюции стиля каждого из этих фотографов заставит нас задуматься над тем, что и каким образом остается в истории и в памяти потомков, а что безвозвратно исчезает. Джон Филлипс, София Лорен с режиссером Витторионом де Сика во время съемки "Бокаччо 70", Италия 1962 г.
В отличие от этого возврата в прошлое, выставка, которая откроется в музее летом 2005 года, будет скорее окном в будущее. Ее планируют назвать «ReGeneration 2005—2025» и посвятить ее 50 молодым фотографам, завершающим или только закончившим фото- или художественную школу. Музей надеется получить материалы из более чем 50 школ со всего мира и представить посетителям наиболее одаренных и многообещающих молодых фотографов. Добавляя в название указание срока — «2005—2025», музей ставит перед нами вопрос – будут ли работы этих никому не известных на сегодняшний день фотографов через двадцать лет снова находиться в стенах музеев и галерей или же имена их авторов исчезнут из памяти после закрытия выставки? Крис Дорлей-Браун. Лицо 2000, составлено из 2000 лиц жителей Хаверхилла в Великобритании, 2000 г.
Новые планы, очередные приобретения, проекты выставок и постоянная работа с коллекцией музея в целях охвата как можно более широкой и разносторонней публики — все это неотъемлемая часть жизни и деятельности музея Елизе. Богатый опыт в организации экспозиций, тесные связи с фотографами, их наследниками, основными галереями, фондами и музеями, занимающимися фотографией, позволяют этому учреждению поддерживать и расширять свою известность на местном и международном уровне. Так, многие выставки рождаются на основе партнерства с другими галереями или музеями. Такое сотрудничество часто позволяет увеличить бюджет выставки и показать ее в других странах. Каролина Сальгуеро. Клуб дыма, 11 сентября 2001 г.
Фотография — неотъемлемая часть нашей современной жизни, полностью изменившая наш взгляд на мир. В потоке наводняющих нашу повседневность снимков мы часто забываем присматриваться к ним. Музей Елизе благодаря всем своим мероприятиям старается выделить из этой массы изображений наиболее значимые, заставляет посетителей задуматься над эстетической, технической и феноменологической сутью фотографии. Подводя итоги двадцатилетнего существования музея, можно с уверенностью сказать, что это учреждение успешно справляется со своей ролью защитника и попечителя фотографии, и пожелать ему и в дальнейшем продолжать выполнять эту задачу.
Дополнительную информацию о музее можно получить на веб-сайте http://www.elysee.ch
Комментарии