Музей фотографии в Лозанне

Вид на здание музея, 2004 г.

Швейцария. Лозанна. На невысоком холме, с которого открывается живописный вид на Женевское озеро, стоит элегантное строение конца восемнадцатого века, выполненное по проекту архитектора Авраама Фресса. Это типичное здание, предназначавшееся для загородного отдыха, в наши дни превратилось в один из известных и активно действующих музеев, посвященных исключительно фотографии.

В 1834 году новый владелец здания и прилегающей к нему территории назвал свою усадьбу Елизе. Впоследствии так стал называться и расположенный сейчас в ней музей. В 1971 году усадьба и окружающие ее земли были куплены кантоном Во и находятся в его ведении по сей день. Здание отреставрировали и превратили в музей. С 1979 по 1985 годы там размещался кабинет эстампов, который впоследствии был перевезен в Веве, в музей Йениш. 11 октября 1985 года музей Елизе официально стал музеем фотографии.

Решение посвятить целый музей этой сравнительно молодой технике было в духе времени и символизировало возрастающую роль фотографии не только как документального свидетеля истории и скрытых от обычного глаза явлений, но и как искусства. Музей внутри, 2004 г.

Основная миссия музея — славить, объяснять, показывать и хранить фотографию в самом широком смысле этого слова. Это могут быть и фотографии репортажей, и медицинские кадры, и исторические снимки, и фотографии моды, и то, что мы называем художественной фотографией. Музей выставляет как малоизвестных фотографов ХIХ века, так и таких признанных мастеров, как Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн, Роберт Капа, Роберт Франк и т.д. Наряду со снимками, сделанными в чисто научных целях, в коллекции музея отражены важнейшие этапы развития художественной фотографии: от пейзажей и портретов ХIХ века до современных фотохудожников, не оставляя также без внимания пикториализм и модернизм 20-х годов ХХ века. Снимки моды, балета и театра соседствуют с шокирующей хроникой ХХ века, имена молодых и малоизвестных фотографов переплетаются с уже заявившими о себе знаменитостями. Такой широкий спектр охвата и понимания фотографии обуславливает политику приобретения произведений для коллекции и тематику выставок музея. Братья Шарно. Вид Базеля, около 1890 г.

Коллекция музея богата и чрезвычайно разнообразна. В специальных залах в оптимальных условиях (при температуре 18°С и 40-процентной влажности) хранятся более ста тысяч оригинальных снимков ХIХ и ХХ веков. Музей занимается классификацией и каталогизацией всех вновь приобретенных снимков. Для этого он располагает специально разработанной компьютерной программой, позволяющей хранить все фотографии в цифровом формате. Наряду с хранением снимков музей также занимается их реставрацией. Фредерик Буассона. Сбор сена в Женто, около 1930 г.

Приобретение новых экспонатов не диктуется конкретным направлением, тематикой или личностью фотографа. Главным критерием является качество и художественно-историческое значение снимка в эволюции фотографии. Конечно, приобретая произведения современных фотографов, музей в какой-то степени идет на риск, порой делая ставку на новых художников, имена которых, возможно, никогда и не станут известными. Но в этом и заключается роль музея — собрать и сохранить для будущих поколений наиболее полный срез современной культуры.

Таким образом, некоторые фотографы в коллекции представлены одним или сравнительно небольшим количеством снимков. Портфолио других, таких как Адольф Браун, Роберт Капа, Жиль Карон, Раймон Депардон, Франсис Фрис, Марио Джакомелли, Люсия Моголи, Джон Филипс и т.д., насчитывают сотни тиражей. Музей располагает богатыми материалами первых опытов цветной фотографии, а также собранием пейзажей ХIХ века, в частности альпийскими видами. Гертруд Фер. Без названия, 1935 г.

Как пополняется коллекция? Это могут быть дары фотографов, их семей, коллекционеров или же покупка снимков. В последнее время музей предпочитает приобретать фотографии, связанные с выставками, которые он организует. Часто довольные выставкой фотографы в придачу к купленным у них снимкам дарят музею дополнительные фотографии. В связи со скромным бюджетом, которым располагает музей для покупки новых произведений, такой подход к приобретению материала представляется наиболее эффективным и экономичным.

Помимо собственной коллекции музей располагает переданными ему на хранение архивами, фотографиями, негативами и контактными тиражами таких фотографов, как Андре Шмид, Андре Керн, Родольф Шлемер и Эрнст Ландрок, Элла Маяр и Николя Бувье. Большинству из них музей посвятил персональные выставки. Упомянем прошлогоднюю выставку фотографий уроженки Женевы Эллы Маяр «По восточным дорогам», где, в частности, были представлены снимки, сделанные ею в тридцатые годы в Советском Союзе. Гертруд Фер. Плачущая Кама, 1935 г.

Говоря о выставках, отметим, что с 1985 года их было проведено более 350. Политика выбора тем и выставляемых фотографов аналогична критериям отбора снимков для коллекции музея — фотография во всех ее вариациях. Так, параллельно с ретроспективами Андре Кертеша, Роберта Капа, Ли Фридландера, Марио Джакомелли, Хиро, Дэвида Хокни и т.д. музей предлагал посетителям выставки, посвященные различным аспектам швейцарской фотографии, истории чешской и советской фотографии. С приходом в 1996 году в музей нового директора, канадца Уильяма Эвинга, заменившего Шарля-Анри Фавро, выставки приобрели более тематический характер. Так, в 1999 году на выставке «Natura photographica: путешествие в мир растений» были представлены десять фотографов, чьи произведения посвящены флоре. В 2000 году выставлялись работы мастеров, фотографирующих человеческое тело, а весной 2002 года посетители познакомились с фотографией моды. В первой половине 2004 года музей поставил своей целью предложить зрителям поразмышлять над проблемой современного портрета и тесно связанным с этим жанром вопросом о личности. Джон Филлипс. Пьер Паоло Пазолини, Рим, 1963 г.

По словам директора музея, программа выставок составляется на два-три года вперед, иногда для очень крупных и важных проектов необходимы четыре, а то и пять лет. При выборе тематики и фотографов Уильям Эвинг и четверо работающих с ним кураторов стараются поддержать баланс между представляемыми фотографиями прошлого и современными снимками, между начинающими и уже известными мастерами. Наряду с крупными фотографами международного масштаба музей не должен забывать местных и швейцарских фотохудожников. Важно также варьировать жанры и чередовать тематические выставки с индивидуальными ретроспективами. Часто, особенно когда речь идет о тематической выставке, сначала приходит идея темы, а затем к ней подбираются фотографии. Иногда бывает, что последние меняют изначальную концепцию и видение задуманной темы. Уильям Эвинг называет поиск фотографий на выбранную тематику детективной работой, требующей творческого и разностороннего мышления. При отборе фотографов директор и кураторы стараются быть как можно более беспристрастными. Их цель — не фавориты публики, а выдающиеся, интересные работы. Такая относительная свобода выбора в отношении представляемых фотографов — привилегия небольшого музея по сравнению с коммерческими галереями или с более крупными учреждениями, как, например, музей Современного искусства в Нью-Йорке.

Параллельно с выставками музей проводит в своих стенах большое количество конференций, экскурсий, показов фильмов, встреч с фотографами и различных мероприятий для детей. Вся эта деятельность вокруг выставок неотъемлемо связана с той ролью, которую взял на себя музей и которая успешно им выполняется — знакомить посетителей с разнообразными аспектами фотографического искусства. Себатиао Сальгадо. Гуатемала, 1978 г.

Как уже было упомянуто выше, штат сотрудников музея возглавляет Уильям Эвинг. Получив образование антрополога, он в 1972 году открыл фотографическую галерею в Монреале, затем в 1977 году, переехав в Нью-Йорк, он стал ответственным за проведение выставок в Международном центре фотографии. С 1984 года, став независимым куратором, он сотрудничал с музеем Современного искусства в Нью-Йорке, с музеем Изящных искусств в Монреале и т.д. С 1996 года он успешно возглавляет музей Елизе, осуществляя в настоящее время подготовку к празднованию в 2005 году двадцатилетия этого учреждения. В штат сотрудников Уильяма Эвинга входят два старших и два младших куратора, хорошо знающих коллекцию и непосредственно помогающих директору в работе над выставками и каталогами. Помимо этой основной группы музей располагает административным и техническим персоналом, экскурсоводами, заведующим хранением фотографий и ответственными за проведение мероприятий. При музее также имеется книжный магазин, предлагающий посетителям широкий выбор альбомов и теоретических изданий, посвященных фотографии. Джон Филлипс. Федерико Феллини, Рим, 1963 г.

Как музей планирует отметить свое двадцатилетие? Уильям Эвинг поделился с нами двумя основными проектами, над которыми сейчас активно работают его сотрудники. Первый из них, запланированный на начало 2005 года, – это выставка, посвященная трем знаменитым фотографам ХХ века — Мануэлю Альварес Браво, Анри Картье-Брессону и Уолкар Эвансу. Музей поставил себе целью воспроизвести выставку этих трех фотографов, организованную ими в 1935 году, когда никто из них еще не был известен широкой публике. Таким образом, посетителям будет предложена интересная возможность — постараться представить себя в 1935 году и посмотреть на эти фотографии глазами тогдашних современников. Вместе с тем такой возврат к истокам при наличии знаний о последующей эволюции стиля каждого из этих фотографов заставит нас задуматься над тем, что и каким образом остается в истории и в памяти потомков, а что безвозвратно исчезает. Джон Филлипс, София Лорен с режиссером Витторионом де Сика во время съемки "Бокаччо 70", Италия 1962 г.

В отличие от этого возврата в прошлое, выставка, которая откроется в музее летом 2005 года, будет скорее окном в будущее. Ее планируют назвать «ReGeneration 2005—2025» и посвятить ее 50 молодым фотографам, завершающим или только закончившим фото- или художественную школу. Музей надеется получить материалы из более чем 50 школ со всего мира и представить посетителям наиболее одаренных и многообещающих молодых фотографов. Добавляя в название указание срока — «2005—2025», музей ставит перед нами вопрос – будут ли работы этих никому не известных на сегодняшний день фотографов через двадцать лет снова находиться в стенах музеев и галерей или же имена их авторов исчезнут из памяти после закрытия выставки? Крис Дорлей-Браун. Лицо 2000, составлено из 2000 лиц жителей Хаверхилла в Великобритании, 2000 г.

Новые планы, очередные приобретения, проекты выставок и постоянная работа с коллекцией музея в целях охвата как можно более широкой и разносторонней публики — все это неотъемлемая часть жизни и деятельности музея Елизе. Богатый опыт в организации экспозиций, тесные связи с фотографами, их наследниками, основными галереями, фондами и музеями, занимающимися фотографией, позволяют этому учреждению поддерживать и расширять свою известность на местном и международном уровне. Так, многие выставки рождаются на основе партнерства с другими галереями или музеями. Такое сотрудничество часто позволяет увеличить бюджет выставки и показать ее в других странах. Каролина Сальгуеро. Клуб дыма, 11 сентября 2001 г.

Фотография — неотъемлемая часть нашей современной жизни, полностью изменившая наш взгляд на мир. В потоке наводняющих нашу повседневность снимков мы часто забываем присматриваться к ним. Музей Елизе благодаря всем своим мероприятиям старается выделить из этой массы изображений наиболее значимые, заставляет посетителей задуматься над эстетической, технической и феноменологической сутью фотографии. Подводя итоги двадцатилетнего существования музея, можно с уверенностью сказать, что это учреждение успешно справляется со своей ролью защитника и попечителя фотографии, и пожелать ему и в дальнейшем продолжать выполнять эту задачу.

Дополнительную информацию о музее можно получить на веб-сайте http://www.elysee.ch

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»
15 ноября 2018
Новости

Открытие выставки работ Александра Китаева «Город муз»

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека приглашает всех желающих на торжественное открытие выставки работ фотографа Александра Китаева «Город муз». Открытие выставки состоится 19 ноября в 16.00 по адресу: С.Петербург, ул.Зодчего России, д.2. Выставка будет работать с 19.11.2018 по 15.01.2019. Вход свободный.

Cистемы HARMAN: льется музыка на полном ходу...
22 августа 2012
Новости

Cистемы HARMAN: льется музыка на полном ходу...

На Московском Международном Автомобильном Салоне’2012 компания HARMAN представит самые ожидаемые новинки в области навигационного оборудования и автозвука, а также последние технологические решения и инновации. HARMAN - ведущий мировой разработчик, производитель и поставщик широкого ассортимента автомобильных акустических систем премиум класса, мультимедийных и навигационных систем для автомобилей.

Милые черты московских "кривоулочек"
23 июня 2004
Обзоры

Милые черты московских "кривоулочек"

Славянская площадь Рождественский бульвар Яузский бульвар При встрече с этой очаровательной женщиной нетрудно угадать в ней художника. Впрочем, это подтверждено и ее дипломом об окончании факультета книжной графики Московского полиграфического института. Но предположить, что она фотохудожник, значительно труднее.

Процессоры 6-го поколения Intel® Core™ – выводим на новую орбиту все гаджеты планеты Земля
20 ноября 2015
Новости

Процессоры 6-го поколения Intel® Core™ – выводим на новую орбиту все гаджеты планеты Земля

Москва, 19 ноября 2015 г. — Корпорация Intel представила 6 поколение процессоров Intel® Core™ в России и других странах СНГ. Как новое поколение процессоров изменит пользовательский опыт, рассказали эксперты Intel и партнеры корпорации. Высочайшее быстродействие, новая интегрированная 3D-графика, быстрая и эффективная обработка видео — лишь краткий перечень преимуществ новых процессоров, подробности о которых представили инженеры, специалисты по архитектуре и партнеры Intel.

Nikon представляет первый из трёх основных объективов для камер серии Z - светосильный NIKKOR Z 24-70MM F/2.8 S
14 февраля 2019
Новости

Nikon представляет первый из трёх основных объективов для камер серии Z - светосильный NIKKOR Z 24-70MM F/2.8 S

Компания Nikon представила первый из трех основных объективов для полнокадровых беззеркальных камер Nikon Z. NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S — это профессиональный компактный объектив с передовой оптической конструкцией и надежной защитой от непогоды.

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix Z800 EXR умеет дожидаться, пока любимое чадо повернется к камере, и тут же активирует съемку
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix Z800 EXR умеет дожидаться, пока любимое чадо повернется к камере, и тут же активирует съемку

Создание интеллектуальной, технологически продвинутой фотокамеры — задача сложная, но решаемая. В конце концов, большинство производителей, как несомненных лидеров рынка, так и явных аутсайдеров, только этим и занимаются. Сделать навороченную технику красивой сложнее, но также возможно. А чтобы красота при этом оказалась удобной, комфортной в использовании — с этим справляются очень немногие. Специалистам Fuji такое удается: посмотрите на серию Z и новенькую камеру FinePix Z800 EXR.

Счастье вам и долгих лет жизни вашему смартфону и его батарейке!
15 мая 2013
Советы

Счастье вам и долгих лет жизни вашему смартфону и его батарейке!

В идеале индикатор заряда батареи смартфона всегда должен выглядеть так, как показано на зеленом фото в самой статье. Однако реальные батареи далеки от идеальных, и потому Рунет переполнен жалобами на малый срок работы аккумуляторов Android-смартфонов. Естественно, жалобы перемежаются просьбами помочь советом – как сделать так, чтобы смартфоны жили подольше. Попробуем оказать посильную помощь в этом вопросе, и в вопросе физической защиты смартфонов.

Быстросъёмный универсальный адаптер Edelkrone QuickReleaseONE
11 марта 2018
Новости

Быстросъёмный универсальный адаптер Edelkrone QuickReleaseONE

Универсальным элементом на разных штативных пластинах является винт со стандартной резьбой, чем и воспользовались разработчики Edelkrone при создании QuickReleaseONE. Адаптер позволяет надёжно фиксировать камеру на штативе, а также переустанавливать с одной системы крепления на другую в течение трёх секунд, и рассчитан на работу с камерой и объективом общим весом до 3 кг.

Компания ASUS представляет новую онлайн-игру под названием «Где Ванда?» — смартфон ASUS ZenFone Zoom
31 марта 2016
Новости

Компания ASUS представляет новую онлайн-игру под названием «Где Ванда?» — смартфон ASUS ZenFone Zoom

Компания ASUS представляет новую интерактивную онлайн-игру под названием «Где Ванда?», разработанную в честь выхода на рынок нового смартфона ASUS ZenFone Zoom. Благодаря самому компактному механизму оптического увеличения этот смартфон открывает совершенно новую эру в мобильной фотографии: владельцы ASUS ZenFone Zoom теперь с легкостью могут делать снимки удаленных или мелких объектов крупным планом с высокой детализацией. В новой интерактивной онлайн-игре «Где Ванда?» мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по миру и найти таинственную Ванду.

Джек Митчелл
28 ноября 2005
Обзоры

Джек Митчелл

Jack Mitchell Мерс Каннингем в композиции «Соло», журнал «Dancer/Choreographer» (деталь), 1975 Merce Cunningham in «Solo», Dancer/Choreographer, (detail), 1975, gelatin silver print (selenium toned), 24 x 20 inches. © Jack Mitchell Иконы и идолы: Хроника искусства и его творцов в фотографиях Джека Митчелла, 1960—1995 Icons & Idols: Jack Mitchell, A Photographer’s Chronicle of the Arts, 1960—1995 Joel and Lila Harnett Museum of Art, University of Richmond Museum Ричмонд, США 21 октября 2005 — 19 февраля 2006 С 21 октября в Музее Университета в Ричмонде (University of Richmond) проходит выставка «Иконы и идолы: Хроника искусства и его творцов в фотографиях Джека Митчелла, 1960—1995».