Музей фотографии в Лозанне

Вид на здание музея, 2004 г.

Швейцария. Лозанна. На невысоком холме, с которого открывается живописный вид на Женевское озеро, стоит элегантное строение конца восемнадцатого века, выполненное по проекту архитектора Авраама Фресса. Это типичное здание, предназначавшееся для загородного отдыха, в наши дни превратилось в один из известных и активно действующих музеев, посвященных исключительно фотографии.

В 1834 году новый владелец здания и прилегающей к нему территории назвал свою усадьбу Елизе. Впоследствии так стал называться и расположенный сейчас в ней музей. В 1971 году усадьба и окружающие ее земли были куплены кантоном Во и находятся в его ведении по сей день. Здание отреставрировали и превратили в музей. С 1979 по 1985 годы там размещался кабинет эстампов, который впоследствии был перевезен в Веве, в музей Йениш. 11 октября 1985 года музей Елизе официально стал музеем фотографии.

Решение посвятить целый музей этой сравнительно молодой технике было в духе времени и символизировало возрастающую роль фотографии не только как документального свидетеля истории и скрытых от обычного глаза явлений, но и как искусства. Музей внутри, 2004 г.

Основная миссия музея — славить, объяснять, показывать и хранить фотографию в самом широком смысле этого слова. Это могут быть и фотографии репортажей, и медицинские кадры, и исторические снимки, и фотографии моды, и то, что мы называем художественной фотографией. Музей выставляет как малоизвестных фотографов ХIХ века, так и таких признанных мастеров, как Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн, Роберт Капа, Роберт Франк и т.д. Наряду со снимками, сделанными в чисто научных целях, в коллекции музея отражены важнейшие этапы развития художественной фотографии: от пейзажей и портретов ХIХ века до современных фотохудожников, не оставляя также без внимания пикториализм и модернизм 20-х годов ХХ века. Снимки моды, балета и театра соседствуют с шокирующей хроникой ХХ века, имена молодых и малоизвестных фотографов переплетаются с уже заявившими о себе знаменитостями. Такой широкий спектр охвата и понимания фотографии обуславливает политику приобретения произведений для коллекции и тематику выставок музея. Братья Шарно. Вид Базеля, около 1890 г.

Коллекция музея богата и чрезвычайно разнообразна. В специальных залах в оптимальных условиях (при температуре 18°С и 40-процентной влажности) хранятся более ста тысяч оригинальных снимков ХIХ и ХХ веков. Музей занимается классификацией и каталогизацией всех вновь приобретенных снимков. Для этого он располагает специально разработанной компьютерной программой, позволяющей хранить все фотографии в цифровом формате. Наряду с хранением снимков музей также занимается их реставрацией. Фредерик Буассона. Сбор сена в Женто, около 1930 г.

Приобретение новых экспонатов не диктуется конкретным направлением, тематикой или личностью фотографа. Главным критерием является качество и художественно-историческое значение снимка в эволюции фотографии. Конечно, приобретая произведения современных фотографов, музей в какой-то степени идет на риск, порой делая ставку на новых художников, имена которых, возможно, никогда и не станут известными. Но в этом и заключается роль музея — собрать и сохранить для будущих поколений наиболее полный срез современной культуры.

Таким образом, некоторые фотографы в коллекции представлены одним или сравнительно небольшим количеством снимков. Портфолио других, таких как Адольф Браун, Роберт Капа, Жиль Карон, Раймон Депардон, Франсис Фрис, Марио Джакомелли, Люсия Моголи, Джон Филипс и т.д., насчитывают сотни тиражей. Музей располагает богатыми материалами первых опытов цветной фотографии, а также собранием пейзажей ХIХ века, в частности альпийскими видами. Гертруд Фер. Без названия, 1935 г.

Как пополняется коллекция? Это могут быть дары фотографов, их семей, коллекционеров или же покупка снимков. В последнее время музей предпочитает приобретать фотографии, связанные с выставками, которые он организует. Часто довольные выставкой фотографы в придачу к купленным у них снимкам дарят музею дополнительные фотографии. В связи со скромным бюджетом, которым располагает музей для покупки новых произведений, такой подход к приобретению материала представляется наиболее эффективным и экономичным.

Помимо собственной коллекции музей располагает переданными ему на хранение архивами, фотографиями, негативами и контактными тиражами таких фотографов, как Андре Шмид, Андре Керн, Родольф Шлемер и Эрнст Ландрок, Элла Маяр и Николя Бувье. Большинству из них музей посвятил персональные выставки. Упомянем прошлогоднюю выставку фотографий уроженки Женевы Эллы Маяр «По восточным дорогам», где, в частности, были представлены снимки, сделанные ею в тридцатые годы в Советском Союзе. Гертруд Фер. Плачущая Кама, 1935 г.

Говоря о выставках, отметим, что с 1985 года их было проведено более 350. Политика выбора тем и выставляемых фотографов аналогична критериям отбора снимков для коллекции музея — фотография во всех ее вариациях. Так, параллельно с ретроспективами Андре Кертеша, Роберта Капа, Ли Фридландера, Марио Джакомелли, Хиро, Дэвида Хокни и т.д. музей предлагал посетителям выставки, посвященные различным аспектам швейцарской фотографии, истории чешской и советской фотографии. С приходом в 1996 году в музей нового директора, канадца Уильяма Эвинга, заменившего Шарля-Анри Фавро, выставки приобрели более тематический характер. Так, в 1999 году на выставке «Natura photographica: путешествие в мир растений» были представлены десять фотографов, чьи произведения посвящены флоре. В 2000 году выставлялись работы мастеров, фотографирующих человеческое тело, а весной 2002 года посетители познакомились с фотографией моды. В первой половине 2004 года музей поставил своей целью предложить зрителям поразмышлять над проблемой современного портрета и тесно связанным с этим жанром вопросом о личности. Джон Филлипс. Пьер Паоло Пазолини, Рим, 1963 г.

По словам директора музея, программа выставок составляется на два-три года вперед, иногда для очень крупных и важных проектов необходимы четыре, а то и пять лет. При выборе тематики и фотографов Уильям Эвинг и четверо работающих с ним кураторов стараются поддержать баланс между представляемыми фотографиями прошлого и современными снимками, между начинающими и уже известными мастерами. Наряду с крупными фотографами международного масштаба музей не должен забывать местных и швейцарских фотохудожников. Важно также варьировать жанры и чередовать тематические выставки с индивидуальными ретроспективами. Часто, особенно когда речь идет о тематической выставке, сначала приходит идея темы, а затем к ней подбираются фотографии. Иногда бывает, что последние меняют изначальную концепцию и видение задуманной темы. Уильям Эвинг называет поиск фотографий на выбранную тематику детективной работой, требующей творческого и разностороннего мышления. При отборе фотографов директор и кураторы стараются быть как можно более беспристрастными. Их цель — не фавориты публики, а выдающиеся, интересные работы. Такая относительная свобода выбора в отношении представляемых фотографов — привилегия небольшого музея по сравнению с коммерческими галереями или с более крупными учреждениями, как, например, музей Современного искусства в Нью-Йорке.

Параллельно с выставками музей проводит в своих стенах большое количество конференций, экскурсий, показов фильмов, встреч с фотографами и различных мероприятий для детей. Вся эта деятельность вокруг выставок неотъемлемо связана с той ролью, которую взял на себя музей и которая успешно им выполняется — знакомить посетителей с разнообразными аспектами фотографического искусства. Себатиао Сальгадо. Гуатемала, 1978 г.

Как уже было упомянуто выше, штат сотрудников музея возглавляет Уильям Эвинг. Получив образование антрополога, он в 1972 году открыл фотографическую галерею в Монреале, затем в 1977 году, переехав в Нью-Йорк, он стал ответственным за проведение выставок в Международном центре фотографии. С 1984 года, став независимым куратором, он сотрудничал с музеем Современного искусства в Нью-Йорке, с музеем Изящных искусств в Монреале и т.д. С 1996 года он успешно возглавляет музей Елизе, осуществляя в настоящее время подготовку к празднованию в 2005 году двадцатилетия этого учреждения. В штат сотрудников Уильяма Эвинга входят два старших и два младших куратора, хорошо знающих коллекцию и непосредственно помогающих директору в работе над выставками и каталогами. Помимо этой основной группы музей располагает административным и техническим персоналом, экскурсоводами, заведующим хранением фотографий и ответственными за проведение мероприятий. При музее также имеется книжный магазин, предлагающий посетителям широкий выбор альбомов и теоретических изданий, посвященных фотографии. Джон Филлипс. Федерико Феллини, Рим, 1963 г.

Как музей планирует отметить свое двадцатилетие? Уильям Эвинг поделился с нами двумя основными проектами, над которыми сейчас активно работают его сотрудники. Первый из них, запланированный на начало 2005 года, – это выставка, посвященная трем знаменитым фотографам ХХ века — Мануэлю Альварес Браво, Анри Картье-Брессону и Уолкар Эвансу. Музей поставил себе целью воспроизвести выставку этих трех фотографов, организованную ими в 1935 году, когда никто из них еще не был известен широкой публике. Таким образом, посетителям будет предложена интересная возможность — постараться представить себя в 1935 году и посмотреть на эти фотографии глазами тогдашних современников. Вместе с тем такой возврат к истокам при наличии знаний о последующей эволюции стиля каждого из этих фотографов заставит нас задуматься над тем, что и каким образом остается в истории и в памяти потомков, а что безвозвратно исчезает. Джон Филлипс, София Лорен с режиссером Витторионом де Сика во время съемки "Бокаччо 70", Италия 1962 г.

В отличие от этого возврата в прошлое, выставка, которая откроется в музее летом 2005 года, будет скорее окном в будущее. Ее планируют назвать «ReGeneration 2005—2025» и посвятить ее 50 молодым фотографам, завершающим или только закончившим фото- или художественную школу. Музей надеется получить материалы из более чем 50 школ со всего мира и представить посетителям наиболее одаренных и многообещающих молодых фотографов. Добавляя в название указание срока — «2005—2025», музей ставит перед нами вопрос – будут ли работы этих никому не известных на сегодняшний день фотографов через двадцать лет снова находиться в стенах музеев и галерей или же имена их авторов исчезнут из памяти после закрытия выставки? Крис Дорлей-Браун. Лицо 2000, составлено из 2000 лиц жителей Хаверхилла в Великобритании, 2000 г.

Новые планы, очередные приобретения, проекты выставок и постоянная работа с коллекцией музея в целях охвата как можно более широкой и разносторонней публики — все это неотъемлемая часть жизни и деятельности музея Елизе. Богатый опыт в организации экспозиций, тесные связи с фотографами, их наследниками, основными галереями, фондами и музеями, занимающимися фотографией, позволяют этому учреждению поддерживать и расширять свою известность на местном и международном уровне. Так, многие выставки рождаются на основе партнерства с другими галереями или музеями. Такое сотрудничество часто позволяет увеличить бюджет выставки и показать ее в других странах. Каролина Сальгуеро. Клуб дыма, 11 сентября 2001 г.

Фотография — неотъемлемая часть нашей современной жизни, полностью изменившая наш взгляд на мир. В потоке наводняющих нашу повседневность снимков мы часто забываем присматриваться к ним. Музей Елизе благодаря всем своим мероприятиям старается выделить из этой массы изображений наиболее значимые, заставляет посетителей задуматься над эстетической, технической и феноменологической сутью фотографии. Подводя итоги двадцатилетнего существования музея, можно с уверенностью сказать, что это учреждение успешно справляется со своей ролью защитника и попечителя фотографии, и пожелать ему и в дальнейшем продолжать выполнять эту задачу.

Дополнительную информацию о музее можно получить на веб-сайте http://www.elysee.ch

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новые пятидрайверные наушники Westone W50
14 мая 2014
Новости

Новые пятидрайверные наушники Westone W50

Компания Westone спешит порадовать российских аудиофилов новыми профессиональными вставными наушниками премиум класса Westone W50. Эта модель отличается от предыдущих поколений Westone тем, что имеет пять драйверов.

Беззеркальная камера Samsung NX mini - самая компактная и легкая камера со сменным объективом
19 марта 2014
Новости

Беззеркальная камера Samsung NX mini - самая компактная и легкая камера со сменным объективом

Samsung Electronics представляет самую компактную и легкую в мире камеру со сменным объективом Samsung NX mini. Стильный ультратонкий корпус новинки позволит всегда носить камеру с собой, делая потрясающие фотографии высокого качества, и незамедлительно делиться ими с друзьями благодаря новому функционалу SMART camera 3.0 с поддержкой NFC и Wi-Fi. Samsung NX mini – это самая компактная и легкая камера со сменным объективом на современном рынке (согласно внутренним исследованиям Samsung по состоянию на 19 марта 2014 года).

Тест телевизора Sony KDL-55NX720
17 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Sony KDL-55NX720

Достоинства: стильный аппарат с плавным отображением движения (благодаря технологии Motion Flow) и богатым набором различных сетевых функций. Недостатки: при отображении движения чуть заметна гребенка на наклонных линиях при воспроизведении сигнала через HDMI.

Зеркальные фотокамеры Canon: были, есть и будут. Очень крутыми
25 сентября 2012
Обзоры

Зеркальные фотокамеры Canon: были, есть и будут. Очень крутыми

Зеркальные камеры Canon в рекламе не нуждаются. тут проблема в другом: в продаже сейчас можно обнаружить сразу несколько крутых моделей и сделать точный выбор не так-то просто. У каждой камеры - своя специализация, свои нюансы, а их стоимость всегда вызывала уважение. Хотелось бы заплатить один раз и потом не жалеть об этом. Сегодняшний обзор зеркальных камер Canon, надеемся, позволит фотолюбителем более осознанно шагнуть на ступеньку выше в своем техническом оснащении.

Samsung KNOX получила высший рейтинг в отчете Gartner «Безопасность мобильных устройств: сравнение платформ»
14 апреля 2016
Новости

Samsung KNOX получила высший рейтинг в отчете Gartner «Безопасность мобильных устройств: сравнение платформ»

Москва, 14 апреля 2016 г. — Samsung Electronics Co., Ltd. сообщает, что платформа KNOX 2.6, созданная Samsung в соответствии со стандартами безопасности высшего класса, и готовая к работе сразу после включения мобильного устройства, получила максимальный рейтинг «strong» в отчете «Безопасность мобильных устройств: сравнение платформ», подготовленном аналитическим агентством Gartner. Отчет, опубликованный 6 апреля 2016 года, рассматривает базовые защитные функции двенадцати мобильных платформ, а также инструменты управления корпоративными мобильными устройствами.

Canon Speedlite 470EX-AI - первая в мире вспышка на базе инновационной технологии AI Bounce
26 февраля 2018
Новости

Canon Speedlite 470EX-AI - первая в мире вспышка на базе инновационной технологии AI Bounce

Компания Canon объявляет о выходе первой в мире вспышки, оснащенной технологией AI Bounce — новой интеллектуальной функцией, которая автоматически устраняет проблемы при съемке с фотовспышкой. Революционное решение использует сложные алгоритмы, автоматически рассчитывая и корректируя положение головки вспышки. Теперь фотографы могут получить идеальное освещение для создания самых потрясающих снимков. Canon Speedlite 470EX-AI станет незаменимым инструментом и для любителей, только начинающих осваивать технику работы со вспышкой, и для профессионалов в области фотоискусства.

Персональный 3D-дисплей Sony HMZ-T2: совершенно новый уровень ощущений в фильмах и играх
16 января 2013
Новости

Персональный 3D-дисплей Sony HMZ-T2: совершенно новый уровень ощущений в фильмах и играх

Новый персональный 3D-дисплей компании Sony — это 2D/3D-дисплей высокого разрешения с виртуальным объемным звучанием 5.1, надеваемый на голову, который стал еще более легким и комфортным. Он прекрасно подходит для фильмов и игр: два OLED-экрана с ярким сверхчетким изображением (без перекрестных помех) позволяют полностью погрузиться в атмосферу просматриваемого видео.

FUJIFILM объявила о расширении линейки объективов XF: выпущен новый макрообъектив FUJIFILM XF80mm
10 сентября 2017
Новости

FUJIFILM объявила о расширении линейки объективов XF: выпущен новый макрообъектив FUJIFILM XF80mm

Объектив имеет фокусное расстояние, эквивалентное 122 мм (в формате 35 мм), максимальную диафрагму F2,8 и коэффициент увеличения 1,0x. Высокая разрешающая способность в точке фокусировки и красивый эффект боке делают его идеальным решением для съемки цветов и природы. Объединив этот объектив с уникальным режимом имитации пленки Fujifilm, таким как Velvia, вы получите поистине потрясающие изображения крупным планом.

Nikon ищет таланты! Открыт прием работ на фотоконкурс «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»
16 февраля 2016
Новости

Nikon ищет таланты! Открыт прием работ на фотоконкурс «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»

На протяжении многих лет компания Nikon помогает профессиональным фотографам и любителям фиксировать прекрасные и уникальные моменты жизни. Репортаж, пейзажная или свадебная съемка, анималистка, спорт или фэшн – фотографы всех жанров знают, что техника Nikon поможет раскрыть красоту самого важного момента. Цель конкурса «Я | В СЕРДЦЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ» - открывать новые таланты, дать российским фотографам возможность показать свои работы, услышать оценку профессионалов, получить заслуженное признание.

По секрету всему свету: у нас новая линейка кинопроекторов JVC
29 октября 2015
Новости

По секрету всему свету: у нас новая линейка кинопроекторов JVC

Свершилось, в России официально представили новую линейку Hi-End кинотеатральных проекторов JVC. Многие гурманы премьеру ждали, чтобы разрешить главную интригу — как же инженерам JVC удалось обойти самих себя? По многим позициям им и раньше не было равных… Закрытый показ для прессы прошел за пару недель до официальной премьеры. Обстановка была строжайшей секретности, с нас взяли даже подписку, что не будем разглашать информацию о новинках раньше времени...