Музей фотографии в Лозанне

Вид на здание музея, 2004 г.

Швейцария. Лозанна. На невысоком холме, с которого открывается живописный вид на Женевское озеро, стоит элегантное строение конца восемнадцатого века, выполненное по проекту архитектора Авраама Фресса. Это типичное здание, предназначавшееся для загородного отдыха, в наши дни превратилось в один из известных и активно действующих музеев, посвященных исключительно фотографии.

В 1834 году новый владелец здания и прилегающей к нему территории назвал свою усадьбу Елизе. Впоследствии так стал называться и расположенный сейчас в ней музей. В 1971 году усадьба и окружающие ее земли были куплены кантоном Во и находятся в его ведении по сей день. Здание отреставрировали и превратили в музей. С 1979 по 1985 годы там размещался кабинет эстампов, который впоследствии был перевезен в Веве, в музей Йениш. 11 октября 1985 года музей Елизе официально стал музеем фотографии.

Решение посвятить целый музей этой сравнительно молодой технике было в духе времени и символизировало возрастающую роль фотографии не только как документального свидетеля истории и скрытых от обычного глаза явлений, но и как искусства. Музей внутри, 2004 г.

Основная миссия музея — славить, объяснять, показывать и хранить фотографию в самом широком смысле этого слова. Это могут быть и фотографии репортажей, и медицинские кадры, и исторические снимки, и фотографии моды, и то, что мы называем художественной фотографией. Музей выставляет как малоизвестных фотографов ХIХ века, так и таких признанных мастеров, как Анри Картье-Брессон, Ирвинг Пенн, Роберт Капа, Роберт Франк и т.д. Наряду со снимками, сделанными в чисто научных целях, в коллекции музея отражены важнейшие этапы развития художественной фотографии: от пейзажей и портретов ХIХ века до современных фотохудожников, не оставляя также без внимания пикториализм и модернизм 20-х годов ХХ века. Снимки моды, балета и театра соседствуют с шокирующей хроникой ХХ века, имена молодых и малоизвестных фотографов переплетаются с уже заявившими о себе знаменитостями. Такой широкий спектр охвата и понимания фотографии обуславливает политику приобретения произведений для коллекции и тематику выставок музея. Братья Шарно. Вид Базеля, около 1890 г.

Коллекция музея богата и чрезвычайно разнообразна. В специальных залах в оптимальных условиях (при температуре 18°С и 40-процентной влажности) хранятся более ста тысяч оригинальных снимков ХIХ и ХХ веков. Музей занимается классификацией и каталогизацией всех вновь приобретенных снимков. Для этого он располагает специально разработанной компьютерной программой, позволяющей хранить все фотографии в цифровом формате. Наряду с хранением снимков музей также занимается их реставрацией. Фредерик Буассона. Сбор сена в Женто, около 1930 г.

Приобретение новых экспонатов не диктуется конкретным направлением, тематикой или личностью фотографа. Главным критерием является качество и художественно-историческое значение снимка в эволюции фотографии. Конечно, приобретая произведения современных фотографов, музей в какой-то степени идет на риск, порой делая ставку на новых художников, имена которых, возможно, никогда и не станут известными. Но в этом и заключается роль музея — собрать и сохранить для будущих поколений наиболее полный срез современной культуры.

Таким образом, некоторые фотографы в коллекции представлены одним или сравнительно небольшим количеством снимков. Портфолио других, таких как Адольф Браун, Роберт Капа, Жиль Карон, Раймон Депардон, Франсис Фрис, Марио Джакомелли, Люсия Моголи, Джон Филипс и т.д., насчитывают сотни тиражей. Музей располагает богатыми материалами первых опытов цветной фотографии, а также собранием пейзажей ХIХ века, в частности альпийскими видами. Гертруд Фер. Без названия, 1935 г.

Как пополняется коллекция? Это могут быть дары фотографов, их семей, коллекционеров или же покупка снимков. В последнее время музей предпочитает приобретать фотографии, связанные с выставками, которые он организует. Часто довольные выставкой фотографы в придачу к купленным у них снимкам дарят музею дополнительные фотографии. В связи со скромным бюджетом, которым располагает музей для покупки новых произведений, такой подход к приобретению материала представляется наиболее эффективным и экономичным.

Помимо собственной коллекции музей располагает переданными ему на хранение архивами, фотографиями, негативами и контактными тиражами таких фотографов, как Андре Шмид, Андре Керн, Родольф Шлемер и Эрнст Ландрок, Элла Маяр и Николя Бувье. Большинству из них музей посвятил персональные выставки. Упомянем прошлогоднюю выставку фотографий уроженки Женевы Эллы Маяр «По восточным дорогам», где, в частности, были представлены снимки, сделанные ею в тридцатые годы в Советском Союзе. Гертруд Фер. Плачущая Кама, 1935 г.

Говоря о выставках, отметим, что с 1985 года их было проведено более 350. Политика выбора тем и выставляемых фотографов аналогична критериям отбора снимков для коллекции музея — фотография во всех ее вариациях. Так, параллельно с ретроспективами Андре Кертеша, Роберта Капа, Ли Фридландера, Марио Джакомелли, Хиро, Дэвида Хокни и т.д. музей предлагал посетителям выставки, посвященные различным аспектам швейцарской фотографии, истории чешской и советской фотографии. С приходом в 1996 году в музей нового директора, канадца Уильяма Эвинга, заменившего Шарля-Анри Фавро, выставки приобрели более тематический характер. Так, в 1999 году на выставке «Natura photographica: путешествие в мир растений» были представлены десять фотографов, чьи произведения посвящены флоре. В 2000 году выставлялись работы мастеров, фотографирующих человеческое тело, а весной 2002 года посетители познакомились с фотографией моды. В первой половине 2004 года музей поставил своей целью предложить зрителям поразмышлять над проблемой современного портрета и тесно связанным с этим жанром вопросом о личности. Джон Филлипс. Пьер Паоло Пазолини, Рим, 1963 г.

По словам директора музея, программа выставок составляется на два-три года вперед, иногда для очень крупных и важных проектов необходимы четыре, а то и пять лет. При выборе тематики и фотографов Уильям Эвинг и четверо работающих с ним кураторов стараются поддержать баланс между представляемыми фотографиями прошлого и современными снимками, между начинающими и уже известными мастерами. Наряду с крупными фотографами международного масштаба музей не должен забывать местных и швейцарских фотохудожников. Важно также варьировать жанры и чередовать тематические выставки с индивидуальными ретроспективами. Часто, особенно когда речь идет о тематической выставке, сначала приходит идея темы, а затем к ней подбираются фотографии. Иногда бывает, что последние меняют изначальную концепцию и видение задуманной темы. Уильям Эвинг называет поиск фотографий на выбранную тематику детективной работой, требующей творческого и разностороннего мышления. При отборе фотографов директор и кураторы стараются быть как можно более беспристрастными. Их цель — не фавориты публики, а выдающиеся, интересные работы. Такая относительная свобода выбора в отношении представляемых фотографов — привилегия небольшого музея по сравнению с коммерческими галереями или с более крупными учреждениями, как, например, музей Современного искусства в Нью-Йорке.

Параллельно с выставками музей проводит в своих стенах большое количество конференций, экскурсий, показов фильмов, встреч с фотографами и различных мероприятий для детей. Вся эта деятельность вокруг выставок неотъемлемо связана с той ролью, которую взял на себя музей и которая успешно им выполняется — знакомить посетителей с разнообразными аспектами фотографического искусства. Себатиао Сальгадо. Гуатемала, 1978 г.

Как уже было упомянуто выше, штат сотрудников музея возглавляет Уильям Эвинг. Получив образование антрополога, он в 1972 году открыл фотографическую галерею в Монреале, затем в 1977 году, переехав в Нью-Йорк, он стал ответственным за проведение выставок в Международном центре фотографии. С 1984 года, став независимым куратором, он сотрудничал с музеем Современного искусства в Нью-Йорке, с музеем Изящных искусств в Монреале и т.д. С 1996 года он успешно возглавляет музей Елизе, осуществляя в настоящее время подготовку к празднованию в 2005 году двадцатилетия этого учреждения. В штат сотрудников Уильяма Эвинга входят два старших и два младших куратора, хорошо знающих коллекцию и непосредственно помогающих директору в работе над выставками и каталогами. Помимо этой основной группы музей располагает административным и техническим персоналом, экскурсоводами, заведующим хранением фотографий и ответственными за проведение мероприятий. При музее также имеется книжный магазин, предлагающий посетителям широкий выбор альбомов и теоретических изданий, посвященных фотографии. Джон Филлипс. Федерико Феллини, Рим, 1963 г.

Как музей планирует отметить свое двадцатилетие? Уильям Эвинг поделился с нами двумя основными проектами, над которыми сейчас активно работают его сотрудники. Первый из них, запланированный на начало 2005 года, – это выставка, посвященная трем знаменитым фотографам ХХ века — Мануэлю Альварес Браво, Анри Картье-Брессону и Уолкар Эвансу. Музей поставил себе целью воспроизвести выставку этих трех фотографов, организованную ими в 1935 году, когда никто из них еще не был известен широкой публике. Таким образом, посетителям будет предложена интересная возможность — постараться представить себя в 1935 году и посмотреть на эти фотографии глазами тогдашних современников. Вместе с тем такой возврат к истокам при наличии знаний о последующей эволюции стиля каждого из этих фотографов заставит нас задуматься над тем, что и каким образом остается в истории и в памяти потомков, а что безвозвратно исчезает. Джон Филлипс, София Лорен с режиссером Витторионом де Сика во время съемки "Бокаччо 70", Италия 1962 г.

В отличие от этого возврата в прошлое, выставка, которая откроется в музее летом 2005 года, будет скорее окном в будущее. Ее планируют назвать «ReGeneration 2005—2025» и посвятить ее 50 молодым фотографам, завершающим или только закончившим фото- или художественную школу. Музей надеется получить материалы из более чем 50 школ со всего мира и представить посетителям наиболее одаренных и многообещающих молодых фотографов. Добавляя в название указание срока — «2005—2025», музей ставит перед нами вопрос – будут ли работы этих никому не известных на сегодняшний день фотографов через двадцать лет снова находиться в стенах музеев и галерей или же имена их авторов исчезнут из памяти после закрытия выставки? Крис Дорлей-Браун. Лицо 2000, составлено из 2000 лиц жителей Хаверхилла в Великобритании, 2000 г.

Новые планы, очередные приобретения, проекты выставок и постоянная работа с коллекцией музея в целях охвата как можно более широкой и разносторонней публики — все это неотъемлемая часть жизни и деятельности музея Елизе. Богатый опыт в организации экспозиций, тесные связи с фотографами, их наследниками, основными галереями, фондами и музеями, занимающимися фотографией, позволяют этому учреждению поддерживать и расширять свою известность на местном и международном уровне. Так, многие выставки рождаются на основе партнерства с другими галереями или музеями. Такое сотрудничество часто позволяет увеличить бюджет выставки и показать ее в других странах. Каролина Сальгуеро. Клуб дыма, 11 сентября 2001 г.

Фотография — неотъемлемая часть нашей современной жизни, полностью изменившая наш взгляд на мир. В потоке наводняющих нашу повседневность снимков мы часто забываем присматриваться к ним. Музей Елизе благодаря всем своим мероприятиям старается выделить из этой массы изображений наиболее значимые, заставляет посетителей задуматься над эстетической, технической и феноменологической сутью фотографии. Подводя итоги двадцатилетнего существования музея, можно с уверенностью сказать, что это учреждение успешно справляется со своей ролью защитника и попечителя фотографии, и пожелать ему и в дальнейшем продолжать выполнять эту задачу.

Дополнительную информацию о музее можно получить на веб-сайте http://www.elysee.ch

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Любителям смартфонов со стилусом: продажи LG G4 Stylus стартовали в России
21 июля 2015
Новости

Любителям смартфонов со стилусом: продажи LG G4 Stylus стартовали в России

Компания LG Electronics объявила о начале продаж нового смартфона G4 Stylus в российской рознице. Новинка интересна своей ценой, поддержкой функций премиум-класса, полученных от LG G4, а также удобством использования с помощью ввода стилусом.

«Любовь живет 3 года» уже на ivi.ru!
29 мая 2012
Новости

«Любовь живет 3 года» уже на ivi.ru!

Москва, 25 мая. Самый популярный в России интернет-кинотеатр ivi.ru с сегодняшнего дня начинает прокат фильма известнейшего французского писателя и режиссера Фредерика Бегбедера «Любовь живет 3 года». Просмотр картины доступен всем без исключения пользователям кинотеатра абсолютно бесплатно.

Саундбар Samsung HW-F750: лампы светят, но не греют.
23 ноября 2013
Обзоры

Саундбар Samsung HW-F750: лампы светят, но не греют.

Главная интрига HW-F750 заключается, конечно же, в схемотехнике. Слово «ламповый» в описании притягивает, как магнит. Конечно, заманчиво поставить дома аудиосистему с «теплым ламповым звуком», будь то «серьезный» Hi-Fi или саундбар. Южнокорейские маркетологи решили второй раз прокатиться на коньке человеческого тщеславия, - первый раз это было полтора года назад, когда была выпущена док-станции Samsung DA-E750 с ламповым усилителем, - также, как и саундбар HW-F750, - «первая в мире».

Компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» выпустила на рынок новую серию кнопочных сотовых телефонов А-серии.
14 марта 2016
Новости

Компания «Лаборатория «ЛЕКСАНД» выпустила на рынок новую серию кнопочных сотовых телефонов А-серии.

«Лаборатория «ЛЕКСАНД» вышла на рынок устройств сотовой связи в 2013 году со смартфонами, а в 2014 представила сотовые мини-телефоны серии LPH, сразу же сформировав тренд этих устройств на российском рынке. В конце 2014 года модель мини-телефона Lexand Mini LPH1 вошла в ТОП-5 по продажам среди всего сегмента рынка GSM (смартфонов и телефонов) в России. Сегодня LEXAND представляет новую линейку полноразмерных мобильных телефонов, отличающихся функциональностью, привлекательным антикризисным соотношением цена/качество, надежностью и лаконичным дизайном.

Обзор компактной фотокамеры Samsung ST76
1 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Samsung ST76

Основные характеристики элегантной черной ST76 в точности копируют описание старшей модели ST88. Здесь есть и зум 25-125 мм со светосилой от F2,5 на коротком конце, и 16-мегапиксельная матрица, запись HD-видео, и множество интеллектуальных инструментов для съемки и обработки фотографий прямо в камере.

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров
27 января 2016
Новости

Philips LightVibes — зрелищная светодиодная система для кинотеатров

Эйндховен, Нидерланды — Компания Philips, лидер в области светотехники, представила инновационную систему для кинотеатров Philips LightVibes. Новое решение позволит сделать просмотр фильмов по-настоящему захватывающим. Уникальная светодиодная система, задействующая периферийное зрение, выводит восприятие художественных фильмов и рекламных роликов на новый уровень.

LG интегрирует сервисы google в популярную серию беспроводных наушников LG TONE
23 августа 2018
Новости

LG интегрирует сервисы google в популярную серию беспроводных наушников LG TONE

Новые LG TONE Platinum SE будут оснащены Переводчиком Google и другими опциями искусственного интеллекта, которые будут доступны по нажатию кнопки

«Умные» часы Amazfit GTR получили награду за технические инновации на выставке IFA 2019
10 октября 2019
Новости

«Умные» часы Amazfit GTR получили награду за технические инновации на выставке IFA 2019

Часы Amazfit GTR технологической компании Huami получили престижную награду Product Technical Innovation Award в номинации «Инновации для носимых устройств» на международной выставке потребительской электроники IFA 2019. Профессиональное жюри отметило привлекательный дизайн и выдающиеся характеристики устройства: элегантный тонкий корпус, удобный двойной ремешок, круглый AMOLED-дисплей с разрешением 326 PPI.

Nikon D850: видеосъемка 1 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией
25 февраля 2018
Видео

Nikon D850: видеосъемка 1 с включенной следящей фокусировкой и стабилизацией

В камере Nikon D850 реализованы функции, которые могут помочь при съемке видео: в формате Full HD можно включить цифровую стабилизацию изображения, которая дает очень неплохие результаты. А в паре со стабилизацией в объективе она позволяет снимать с рук даже на длиннофокусную оптику.

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике
19 мая 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике

Наш эксперт Андриан Колотилин, профессиональный фотограф, выехал в двухнедельную экспедицию для съемок в Полистовском заповеднике. Компания SONY для этой экспедиции предоставило обширный комплект фотоаппаратуры. Цифровая профессиональная камера Sony Alpha 900 и набор оптики способны реализовать любые задачи, возникающие перед фотографом дикой природы.