Москва, 2005 Игорь Мухин — коренной москвич, 1961 года рождения. Техник-строитель по профессии он увлекся фотографией и с конца 70-х годов стал ею заниматься профессионально. Первая профессиональная выставка в МГУ — 120 авторских работ. Поездки в Париж, Лондон, фотографическое знакомство с европейскими столицами. Стипендия мэрии Парижа. Авторский проект «Влюбленные в Париже».
Персональные выставки в Москве и многих городах России: «40 фотографий», Музей революции, Москва; «Измененный ландшафт», Фотобиеннале-98, Москва; персональные выставки во Франции, США, Словакии, Латвии; многочисленные публикации в российских и зарубежных иллюстрационных изданиях.
Москва, 2005 Игорь Мухин — один из самых известных фотохудожников России эпохи социальной перестройки, которая стимулировала правдивую документальную фотографию, обладающую субъективным отношением автора к каждому из сюжетов, воссозданных его фотокамерой.
Черно-белая фотография, которой всего несколько лет назад многие предсказывали печальную учесть ухода в далекое прошлое, опрокинула эту пессимистическую перспективу.
С точностью до наоборот она, к удивлению своих почитателей и своих авторов, стала преумножаться в количестве и качестве, причем не ставя своей целью догнать и перегнать цветное фотоизображение — каждому свое!
Москва, 2004 Этому на первый взгляд трудно объяснимому явлению способствовали творческие успехи талантливых фотохудожников. Именно им, пожалуй, принадлежит заслуга в том, с каким интересом и уважением знатоки фотоискусства относятся сегодня к черно-белому изображению, «прочитывая» не только сюжет, запечатленный автором, но и подтекст изображения, улавливая авторскую мысль в светотеневом композиционном решении, а не только в конкретике сюжета.
Москва, 1996 Во всем этом легко убедиться еще и еще раз, обратив свой взор не только к классическим произведениям прошлого, но и к нынешним работам таких талантливых авторов, как Борис Савельев, Сергей Борисов, Александр Слюсарев, Владимир Семин, Валерий Щеколдин, Саша Мановцева... Этот перечень имен можно дополнить, но он не был бы полным без имени Игоря Мухина.
У разных зрителей — разные вкусы, справедливо считает Игорь Мухин. Одним нравится, когда он снимает садовые скамейки, другим — человеческие ноги, считая и те и другие сюжеты чем-то новым, эпатажным, не похожим на то, что снимают его соратники. Другие, наоборот, в привычных для глаза сюжетах повседневной жизни стремятся увидеть нечто «мухинское», только ему одному свойственное, абсолютно субъективное. Если его друзья и коллеги этого не увидят, не почувствуют, то это не может его огорчить.
Москва, 2002 Он и сам всего за два-три кадра, созданных Слюсаревым или Савельевым, готов простить им все остальные, с его точки зрения не представляющее особого интереса. Видимо, так же реагируют на мухинские кадры его соратники, как правило, самые строгие ценители результатов его творческих поисков.
По мнению Игоря Мухина, классик Александр Родченко помимо всего прочего обладал еще уникальным умением фотографировать новое, не оглядываясь на старое. Именно поэтому так впечатляют экспонированные на выставках в одном ряду снимки крестьян в лаптях, продающих дрова в Москве, с сюжетами, созданными на спортивных парадах той поры.
Москва, 2002 Мухину, как он утверждает, в равной степени интересна одежда, быт, лица москвичей тех лет, увиденных Родченко и представленных зрителям в разных (выражаясь нынешним термином) проектах.
Существует ли разница в подходах к съемке «для себя» или по заказу иллюстрированного издания? По мнению И. Мухина, безусловно! Заказ требует высокого профессионализма. Нужен ли снимок на обложку, на журнальный разворот, горизонтальный или вертикальный? Все эти вопросы закономерны, и вне зависимости от настроения автора ответы на них должны свидетельствовать о профессиональном уровне фотографа. Другое дело съемка «для себя». Именно такой она была, когда фотограф с увлечением снимал влюбленных в Париже, или когда бродил вечерами по Москве, устремляя объектив фотокамер в сторону ситуаций, отнюдь не претендующих на расширенную подпись, указание имен, письменную расшифровку эпизода, комментарий к характеру поведения действующих лиц и т.д., и т.п.
Москва, 1998 Об этом, по мнению автора, должен позаботиться зритель, удостоивший своим взглядом тот или иной сюжет. Его, зрителя, право трактовать, размышлять, оценивать, додумывать, становиться как бы соавтором фотографа. Если это состоялось, значит фотографу удалось успешно решить свою творческую задачу. Удалось ли И. Мухину заставить читателя и зрителя внимательнее всмотреться в снимки Москвы вечерней? На этот вопрос могут ответить только сами зрители, и, разумеется, именно поэтому ни один из фотокадров не адресован зрителям в сопровождении подписи. Судите сами! Пожалуй, единственное, что можно утверждать, глядя на серию фотокадров, рассказывающих о Москве вечерней, это то, что черно-белая фотография живет и здравствует, даже пройдя сквозь жесткие рамки полиграфического воспроизводства. Можно пожелать Игорю Мухину и дальше утверждать своим творчеством нестареющую черно-белую...
Москва, 2004
Москва, 2001
Комментарии