Кухонная мебель «работает» в экстремальных условиях. Ведь в этом помещении всегда что-то происходит: льется вода, месится тесто, варится-парится, чистится, режется. Мебель от этих многочисленных манипуляций не должна пострадать и испортиться. Напротив, ее главная задача — быть как можно более незаметной и удобной, чтобы все операции делались легко и приятно, чтобы все было под рукой.
Текст: Ольга КУЗЬМИНА.
В погоне за модой
Понятие моды как-то странно применимо к таким крупным покупкам, как кухни, тем более что они приобретаются на очень долгий срок. Но, несмотря на это, мода, точнее течения, зрительно и технологически изменяющие кухонную мебель, есть.
Мода последних лет дала четкое представление о том, какой будет кухонная мебель в ближайшие годы. Надо сказать, что здесь модой движет главным образом не эстетическая, а практическая сторона. Именно так несколько лет назад возник новый облик кухни — широкие и невысокие навесные шкафы и вытянутые в горизонтали напольные блоки.
Будь в форме
Сложившиеся за последние годы представления о форме шкафов и гарнитуров в целом, судя по новым коллекциям, не претерпевают серьезных изменений.
Дело здесь прежде всего в том, что их просто удобнее использовать. Но дизайнеры не могут оставить все как есть, так как стремительность моды создают как раз их находки. Может быть, поэтому в новых кухнях стали появляться элементы, которые теперь мирно сосуществуют с уже привычными.
К одним из них можно отнести округлые элементы, они уже применялись в некоторых коллекциях кухонь среднего класса, но как течение оформились именно сейчас. Это шкафы с гнутыми дверцами и «круглыми» боковинами, столешницы с плавной линией края.
Практическая ценность таких нововведений невелика — внутренний объем мебели существенно уменьшается, появляется ограничение на использование выдвижных конструкций, «круглая» мебель не всегда логично смотрится в обычных помещениях с «квадратными» углами.
Хотя столешницы закругленной формы более эргономичны, работать за ними удобнее, в том числе перемещаться от одной зоны, например разделки, к другой. Интерес к таким сложным поверхностям возник прежде всего из-за появления новых технологий, которые позволяют получать такие необычные формы.
К тому же с эстетической точки зрения фасады становятся более занятными, на гнутой поверхности совсем по-другому «играют» блики света, а значит, и материалы смотрятся по-другому, например, деревянный шпон с ярко заявленной линейной структурой.
Новизна таких решений в том, что они используются наравне с уже ставшими привычными «правильными», строго геометрическими формами. Этот диссонанс бросается в глаза и часто кажется не очень логичным.
Дело вкуса
Формирование представления о том, какой должна быть мебель, происходит на каждой фабрике, где-то решают, что колонны должны стать доминантой, их делают нарочито крупными и высокими.
Так что на стендах и страницах каталогов мы можем увидеть конструкцию во всю стену до потолка. Выглядят такие комплекты впечатляюще, да и вместительность просто «головокружительная».
Только вместить столь огромные элементы может не всякая кухня. Эти гиганты будут выигрышно смотреться в больших свободных помещениях.
Зато остальные элементы кухни можно «разгрузить», отодвинув их «складские» свойства на второй план и придав им в большей степени эстетические роли (например, вместо шкафов выбрать стеллажи или полки).
Дизайнеры других компаний предпочитают «золотую» середину — развитие всех элементов происходит равномерно.
В таких кухнях применяют большое количество навесных шкафов, колонны более скромных размеров. Кухни такого типа сориентированы на любой объем, по сути, они универсальнее и дают больше возможности скомпоновать гарнитур по своему вкусу, а не по представлению о моде где-то в далекой Италии или Германии.
Для современной кухни характерна четкость линий и даже некая угловатость. Применяются крупные элементы, большое внимание уделяется колоннам и островным конструкциям.
Обитаемый остров
Без внимания разработчиков не остаются острова. Этот сектор часто несет на себе двойную нагрузку — здесь размещают зону готовки с варочной панелью или разделки с мойкой, а также часть стола используют для еды.
В случае применения высоких барных стульев высота столешницы будет вполне допустима (она стандартна — 850 мм). Если планируется пользоваться обычными стульями, ее придется слегка опустить.
Такая «игра» высот, когда одна половина столешницы выше другой, может придавать кухне необычный вид. А для отделения одной зоны от другой могут применяться специальные загородки, например, из стекла.
На островах стали размещать целые блоки под встраиваемые духовки и микроволновки — большие короба, установленные на стол. Они придают острову подобие большого массивного шкафа, вместе с тем, отгораживая часть столешницы, создают интимные уголки, пригодные даже для создания небольших кабинетов.
По полочкам
Современный язык кухни — сдержанный и холодный, особенно тяготеет к самым привычным и простым полкам. Их форма как нельзя лучше подчеркивает отстраненность интерьера, поэтому их с такой охотой используют дизайнеры. Но просто выбрать полки, без решения практичной стороны дела, сейчас невозможно.
Напольные тумбы с выдвижными системами превратились в совершенные и очень вместительные системы хранения, им на помощь пришли высокие шкафы-колонны, в недрах которых можно складировать даже припасы.
На этом фоне лишение гарнитура пары навесных шкафов практически безболезненно. Так в интерьерах снова появляются полки. Они делают его более элегантным и не таким замкнутым на функциональности.
Без ног
Элегантность для кухни — понятие не чуждое, особенно теперь, когда появилась возможность лишить некоторые напольные тумбы ножек. Они словно парят в воздухе, хотя сами выглядят отнюдь не легковесно. Такие элементы могут крепиться прямо к стене, подчеркивая иллюзию полета. В других случаях ножек просто становится меньше — например, их ставят только по краям, за счет усиления несущей рамы.
Осторожно, двери закрываются! Выдвиженцы
Мы уже говорили, что современная кухня тяготеет к широким горизонтальным элементам. А началось это с того, что разработчики пришли к пониманию, что распашные шкафы не всегда удобны, особенно напольные тумбы. В них довольно трудно отыскивать необходимые вещи.
Но если заменить обычные полки шкафов на выдвижные ящики, все сразу меняется. Содержимое в один момент предстает перед взглядом, так что время на поиск существенно сокращается, а в ящиках всегда царит идеальный порядок. Обычные небольшие касетницы постепенно были заменены огромными коробами.
Организация пространства выдвижных шкафов решается на стадии разработки кухни, благодаря чему в салоне вы можете подобрать набор вкладок для столовых приборов, тарелок, кастрюль, утвари.
Каждая вещь займет строго отведенное ей место, так что мечта о постоянной «внутренней гармонии» будет легко достижима.
На прошедшей недавно мебельной выставке нам довелось видеть необычные выдвижные корзины-колонки. Это на первый взгляд ставшая уже привычной конструкция, где к фасаду крепятся на разной высоте корзины, фасад тянется на себя, корзины выдвигаются вперед.
Неудобство этого решения состояло в том, что доступ к ним был только сбоку. Теперь все это хозяйство можно развернуть, так что содержимое корзин окажется прямо перед глазами.
«Летающие» двери
Горизонтальные навесные шкафы тоже прочно обосновались в коллекциях производителей кухонь.
Дверцы таких шкафов открываются вверх так, чтобы перед взглядом хозяйки было все содержимое шкафа. Дверцы при этом откидываются при помощи специальных механизмов, работающих на поршневой или пружинной системе.
Но дизайн этих элементов постоянно совершенствуется. Например, интересно выглядят дверцы, составляющие монолитную конструкцию с размещенной на верху шкафа панелью.
При открывании дверцы она легко «взлетает» ввысь и фиксируется в нужном положении, дверца при этом пребывает на безопасной для пользователя высоте.
Выдвижные системы стали более крупными, а значит, изменилась и фурнитура, теперь такие короба могут легко выдерживать вес до 80 кг, а ящики при этом выдвигаются полностью или почти полностью и сами плавно задвигаются назад после вашего легкого прикосновения. Ширина такой конструкции у некоторых производителей давно «перешагнула» метр, глубина остается стандартной — 60 см.
Технометаморфозы
Но о привычных распашных дверях дизайнеры не забыли. Их большим недостатком было то, что дверцы мешали хозяйке.
Теперь они могут распахиваться на 180 градусов, не загромождая пространства и обзора. Распашные дверцы для удобства после открывания могут «уходить» в специальные щели по бокам, оставаясь полностью скрытыми там, пока это нужно хозяйке. Конструкция двери может быть складной, плавно «отъезжающей» в сторону или действующей по принципу купейной двери.
Все чаще можно увидеть в коллекциях шкафы с жалюзийным закрыванием. Они работают, поднимаясь или опускаясь на нужную высоту, совсем не занимая места ни перед шкафами, ни в них самих.
В кухнях немецких производителей мы отметили еще одну любопытную новинку: дверцы навесных шкафов здесь не открываются в привычном понимании, они просто «съезжают» вверх или вниз от нужной вам полки, открывая одновременно несколько шкафов.
Ручки
Перемены не обошли стороной и ручки. Их задача всегда была сугубо утилитарной, но при этом они становились интересной деталью, позволяющей подчеркнуть стиль мебели.
1. Мода последних лет придала ручкам более лаконичную сдержанную геометрию, при этом в некоторых гарнитурах они преобразовались в длинные, рейлинговые формы. С одной стороны, они поддерживают идею горизонтальности кухни, с другой, за такую ручку удобнее хвататься — не нужно «прицеливаться».
• Так появились врезные конструкции, которые и ручками назвать можно не всегда. Чаще всего это П-образный профиль, интегрированный в фасад по всей ширине. Этой «новинке», конечно, не один десяток лет. Я помню, что на нашей советской кухне были точно такие же алюминиевые ручки. Надо же, именно сейчас они вошли в моду!
• Роль ручки может выполнять продольная выемка, которая кроме этого поддерживает горизонтальную фактуру натуральной древесины.
2. В новых коллекциях кухонь ручки вообще «исчезают». Стремление дизайнеров придать фасадам большую эстетичность проявилось и в том, что их поверхность стала абсолютно плоской. Ручки в данном случае лишь портили бы картину, лишая дверцы задуманного изящества. Проще всего лишить ручек навесные фасады, поэтому дверцы обзавелись разными хитрыми приспособлениями, которые стали выполнять их роль.
• Нижняя часть дверцы делается не прямоугольной, а слегка округленной, как раз, чтобы ухватиться пальцами.
• Удивительнее всего решение, при котором действительно отсутствуют ручки как таковые, а открывание дверцы производится нажимом на любой угол фасада, после чего ящик сам выдвигается вперед. Эта находка применяется только в дорогих кухнях, цены на которые соизмеримы с ценами на квартиры в Москве.
Лицо кухни
В большинстве своем первое, на что мы обращаем свое внимание, — это фасады кухни — их цвет, фактура, материал. Начинка кухни для нас всегда оказывается на втором месте.
И это не случайно, хоть кухня и должна быть прежде всего практичной. Для нас важно, чтобы она принесла в дом и красоту. Свое впечатление о новациях в этом вопросе мы составили на осенней мебельной выставке в Москве.
Со стеклом
Мы обратили внимание на некоторое единодушие в применении стекла. Этот материал вышел на пик моды, и его использование становится более распространенным и неожиданным.
Стеклянные фасады появились несколько лет назад, они поражали воображение торжественностью, шиком и легкостью.
Теперь их можно увидеть не в одной коллекции кухонь. Обычно стекло обрамляют в рамы из алюминия. Конструкция получается тонкой, но прочной.
• При изготовлении фасадов стекло красят изнутри в несколько слоев, придавая цвету глубину. В сочетании с прозрачной поверхностью получается эффект невероятного блеска и лоска.
Материал как бы светится изнутри. При этом фасады получаются практически вечными, им не страшны ежедневные кухонные потрясения, вот только для поддержания чистоты их придется натирать до блеска, иначе на них хорошо будут видны отпечатки пальцев и следы от капель воды.
• Привычные витражные фасады тоже не потеряли своего назначения, но применять их стали не только для навесных систем, но и при изготовлении напольных тумб и колонн. Раньше предпочтение отдавалось просто матовому стеклу, теперь ему придают новые интересные оттенки, например, оранжевый или голубой, покрывают горизонтальными или вертикальными полосами. Шкафы-витрины, оборудованные витражными дверцами, часто оформляются собственной системой внутреннего освещения, которая придает мебели загадочность и может служить легким фоновым светом по вечерам.
• Стекло перешагнуло традиционные рамки, его стали использовать для фартуков и столешниц. Обычное «бутылочное» стекло зеленоватого оттенка выглядит очень привлекательно, тем более если его толщина превышает несколько сантиметров.
• Стекло стали использовать и как композитный материал, состоящий из «кусочков» разного цвета, такие «мозаичные» столешницы имеют веселую сочную окраску, которая вместе с присущим стеклу блеском меняет общее впечатление о мебели и интерьере. Вместе с тем стеклянные столешницы не отличаются по габаритам и «выносливости» от своих собратьев.
Шик и блеск
Еще одним распространенным приемом является применение суперглянцевых покрытий для фасадов. Издали трудно отличить эти эмали от стекла, их выдает отсутствие рамок.
Суперглянец так заинтересовал дизайнеров потому, что способен создавать ощущение праздника и новизны.
Покрытие фасадов осуществляется в несколько этапов — на подготовленный фасад наносят окрашивающий состав выбранного цвета, дают высохнуть. Потом покрывают его лаком в 6—8 слоев.
Кстати, именно на лакированных кухнях появилась мода одинаково отделывать фасады и с наружной, и с внутренней стороны, чтобы вещь не имела «изнанки».
Иногда, чтобы подчеркнуть качество и привлекательность глянца, фасады комбинируют, применяя матовые покрытия или шпон дерева. Под глянцевое покрытие выбирают красивые яркие цвета: торжественный черный, роскошный красный и бордо, ультрамариновый синий, яркий желтый и оранжевый, необычный сиреневый, строгий белый.
Конечно, как и яркие стеклянные фасады, мебель в глянце требует объема, в маленьком помещении всю красоту и качество работы просто не разглядишь.
На глянцевых поверхностях происходит постоянная игра света, за счет чего зрительно расширяется пространство...
Только традиции
Яркая броская красота привлекает далеко не всех, не случайно многие коллекции кухонной мебели часто кажутся нарочито скучными.
Дизайнеры стараются проявить чувство меры, так как мода быстро меняется, меняются и наши представления о красоте, но кухня остается прежней. Вот почему классические кухни не перестают производиться и покупаться.
Для многих обывателей кухня — место, где «работают» только традиционные, много раз апробированные формы и приемы.
Зная это, разработчики стремятся использовать лучшее, что имеется в кухнях разных стилей, объединяя их классическими материалами, главными из которых являются натуральные породы дерева.
Экзотично и свежо выглядят фасады под тик — дуб с ярким оранжевым рисунком или под красное дерево. Лидер — естественный дуб, с его характерной структурой и слегка сероватым оттенком.
Этот цвет логично сочетается с принятыми сейчас формами шкафов и всей стилистикой отстраненной и сдержанной кухни. При этом в нем сохраняется тепло настоящего растения, напитанного солнцем и дождем, экологичность истинного произведения природы.
Структура дуба легко узнаваемая, простая и линейная, ее часто размещают вдоль горизонтали для создания эффекта вытянутости пространства. Фасады могут покрываться дополнительными фрезеровочными горизонтальными полосами, играющими в том же русле.
Кроме дуба применяются и другие породы, одна из самых популярных, конечно же, вишня, его знакомый оттенок — красноватый и теплый, но можно встретить и неожиданный вариант — серебряная вишня, дерево цветом напоминает натуральный дуб, только фактура более контрастная. Применяются и светлый бук, и насыщенный канадский тополь, и темный каштан.
Не остаются без внимания и экзоты. Современные технологии позволяют получать тончайшие листы шпона практически любого дерева. Это дает возможность широко применять шпон для фасадов (к слову, из шпона даже обои стали делать). Так что экзоты, пришедшие из Африки и Южной Америки, еще долго будут волновать нас своими необычными рисунками — линейными и узловатыми, и красками: красными, оранжевыми, розоватыми, желтыми и черными.
Но применять непосредственно шпон не всегда целесообразно, для того, чтобы показать затейливые фактуры экзотов можно перенести их на пластик. Такие фасады выглядят красиво, при этом являются более доступными по цене и практичными. К тому же покрытие пластика может быть как матовым, так и глянцевым, что дает возможность еще более широкого выбора.
На выставке мы обратили внимание на то, что большинство производителей увлеклись одним из «классиков» — дубом. Его применяют в натуральном виде, мореным — практически черного цвета, очень похожим на вегне, и в очень красивом сером исполнении.
Комментарии