Соблазн агрессивного — на грани фола — рывка в продвижении по служебной лестнице однажды обязательно посетит любого начинающего специалиста. Наверх, к звездам, личному самолету и постоянному номеру в отелях Давоса! Помножьте это на страх провести вечность за громоздким дубовым (как начальство) столом серого кабинета, где из года в год меняются лишь корпоративные календари на стенах. В такие моменты карьерный рост, который до этого казался чем-то самим собой разумеющимся, превращается в заложника нехватки образования и отсутствия «способности мыслить стратегически» (по крайней мере ваш босс сказал именно так). Что же, симптомы ясны: в 99% случаев вам необходима MBA — Master of Business Administration. От долгосрочных отношений с бизнес-школой, зарубежной или отечественной, уже не отвертеться...
ДАЕШЬ MBA В КАЖДУЮ РОССИЙСКУЮ СЕМЬЮ!
За 15 лет освоения прелестей капитализма Россия прошла путь, на который у других стран уходило не одно столетие. По крайней мере в бизнес-образовании: заведений, предлагающих превратить вчерашних клерков в завтрашних монстров бизнеса, у нас больше, чем в США (1500 против 800). В том же Китае бизнес-школ всего 95 (государство тщательно следит за распределением лицензий), но качество обучения намного опережает российское: их школы в международных рейтингах занимают самые высокие места.
Спрос рождает предложение, поэтому не стоит винить отечественные школы, что они в погоне за новыми студентами забывают о качестве преподавания, — не особо разборчивы сами российские студенты. А ведь перед тем как выбрать конкретную программу, стоит задуматься, будет ли польза от получения степени MBA и на каком регионе, и на какой специализации следует остановиться. Иначе два года учебы и очень много денег уйдут впустую.
А НУЖНА ЛИ MBA?
Полученная степень MBA может послужить прекрасным катализатором карьерного роста; однако это далеко не единственный из возможных вариантов и не всегда самый эффективный. Многое зависит от индустрии, в которой выпускник MBA планирует работать. Если это финансы и банковское дело, то MBA может быть лишним багажом: вряд ли за период обучения удастся пройти более двух-трех углубленных финансовых курсов, да и те будут на уровне простеньких формул расчета опционов. В инвестиционных же банках степень MBA не гарантирует легкого восхождения по карьерной лестнице (особенно в Европе, где продвижению способствует выслуга лет и качество производимой работы). Финансистам будет больше пользы от прохождения CFA (Chartered Financial Analyst), на который уйдет меньше денег, плюс учиться можно дома. Рейтинг CFA в этой области довольно высок.
Нужно учесть и специфику региона, в котором предстоит работать. Хотя большинство российских компаний начинает брать пример с Запада (который оказался не таким диким), теория не всегда поспевает за практикой. Сколько ни штудируй классиков западной бизнес-мысли, представители правоохранительных и других органов вряд ли будут достойными собеседниками. Это к тому, что очень часто знания после «элитной» MBA будут хороши для коктейлей на очередной корпоративной вечеринке, но реальная бизнес-жизнь страны намного шире понятий вроде «открытые корпоративные пространства». Поэтому не стоит удивляться, что после двух лет, потраченных на изучение того, как правильно делать бизнес, выпускнику MBA не удается найти работу в стране, где бизнес зачастую делается так, как он делаться не должен. Многие работодатели, настрадавшись с «правильными» гигантами этических дисциплин, сталкиваются с дилеммой: кандидаты вроде бы и профессионалы, но уж слишком оторваны от действительности.
Необходимо также помнить, что для успешного трудоустройства по окончании учебы важно иметь за плечами несколько лет работы до MBA, желательно в разных компаниях и индустриях. Толку от дипломированных менеджеров без опыта работы мало; специалисты без MBA, но с непрерывным рабочим стажем более «продаваемы», чем «зеленые» выпускники курсов. Решение получить MBA должно иметь разумное обоснование, а не быть данью моде или жестким условиям рынка труда. Полученные знания как бы укрепляют успешную карьеру, а не выстраивают ее с нуля. Полагать, что, ничего не делая предыдущие 25 лет, с MBA можно вмиг стать CEO (Chief Executive Officer — исполнительный директор) транснациональной компании, наивно.
Более логичным вариантом для отечественного рынка представляется степень Executive MBA — она обычно на год короче стандартной двухгодичной, рассчитана на состоявшихся менеджеров и не требует продолжительного отрыва от работы. Студент не только получает качественное образование, но и не выпадает на два года из хода событий в своей индустрии и стране. Так как поступление на Executive MBA подразумевает большой опыт работы, выпускнику вряд ли стоит переживать, если захочется сменить поле деятельности: опытные специалисты с хорошим образованием нужны везде. Такой вариант кажется оптимальным для отечественных менеджеров: держать руку на пульсе нашей экономики в течение 5-7 лет бывает полезнее, чем провести два года в Гарварде.
Еще одним мифом является утверждение, что после MBA сразу можно собирать вещи и переезжать в головной офис McKinsey или Goldman Sachs. Глупости. Эти компании давно бы уже разрослись до пределов бирж труда в увядающих индустриальных центрах. Престижная степень MBA разве что поможет заполучить интервью в заветной компании. Все остальное зависит от умения кандидата подать себя и пройти через многочисленные тесты и case-studies, которые будут наготове у любой мало-мальски уважающей себя транснациональной корпорации. MBA отнюдь не гарантирует успех на данном этапе.
А вот серьезно задуматься об MBA стоит в том случае, если работодатель предлагает оплатить расходы на учебу и настойчиво намекает, что без степени дальше будет тяжело. MBA может быть очень дорогим удовольствием: до $60000, если речь идет о приличной американской школе. Поэтому если добрый дядя CEO готов раскошелиться на ваше обучение, стоит ему хотя бы улыбнуться.
ВЫБОР РЕГИОНА
Если решение получить MBA все-таки принято, самое время подумать, где именно учиться. Казалось бы, что с 1500 бизнес-школами, заполонившими бескрайние просторы нашей родины, особых проблем с выбором быть не должно. Однако все не так просто. Да, многие российские школы выдадут вам диплом государственного образца. Да, дома с вас возьмут меньше денег. Да, вам не придется готовиться к GMAT’у или TOEFL’у, чтобы поступить. Однако надо заранее подготовить себя к тому, что MBA, полученный в России — через 100% российскую программу или совместный проект, или дистанционное обучение, — будет иметь мало общего с брэндом «MBA» в понимании студента престижной западной школы или рекрутера из транснациональной корпорации.
Так что если для вас MBA — это своего рода интеллектуальный барьер, взятие которого откроет двери к карьере за рубежом, то российский вариант обучения не должен маячить на вашем горизонте. По крайней мере ближайшие несколько лет, пока обещания Германа Грефа о строительстве двух элитных бизнес-школ с солидными бюджетами не станут реальностью. Даже представители российских школ соглашаются с тем, что наше бизнес-образование не котируется за пределами бывшего СССР (при том, что, например, на Украине начинается новый бум MBA-программ, и в свете последних событий процесс вряд ли замедлится).
Однако если вы уже давно идете по удачно выбранной тропе, довольны работой в России и просто хотите повысить квалификацию, не покидая родные пенаты, то российская MBA может оказаться кстати. Но имейте в виду: ни в одном солидном рейтинге бизнес-школ российские программы не фигурируют, за исключением, пожалуй, рейтинга дистанционных программ обучения Financial Times, где на четвертом месте британский Open University, чья деятельность тоже представлена в России. Но, по данным Wall Street Journal, только 26% работодателей готовы рассматривать диплом о дистанционном обучении наравне со стандартным. Поэтому не стоит тешить себя надеждой, что российская MBA распахнет вам двери ведущих компаний мира: в лучшем случае вы получите место в каком-нибудь московском офисе. Такая перспектива может быть вполне приемлемой для людей, не возлагающих особых надежд на карьеру за рубежом и предпочитающих синицу в руках.
Хотелось бы остановиться на причинах, по которым отечественная MBA пока что не дотягивает до своего западного аналога. Отбрасывая все стандартные аргументы о недостатке финансирования и отсутствии большого опыта работы в данной области у российских университетов, главное сводится к различиям в стиле жизни. Один, а зачастую два года — это достаточный период, чтобы радикально изменить мировосприятие человека. По глубине своего воздействия на судьбу студента традиционная западная MBA (а особенно ее американский аналог) сродни службе в армии или временному уходу в монастырь: часто происходит переоценка ценностей и радикальное изменение взглядов на свое место в мире.
Судите сами: студент, как правило, попадает в интернациональную атмосферу и каждый день регулярно общается с коллегами, за плечами которых могут быть гражданская война, помощь в организации президентской кампании, добыча алмазов в Африке или же профессиональная спортивная карьера. Согласитесь, почерпнуть что-то новое в такой обстановке гораздо легче, чем в российской бизнес-школе, где 75% людей имеют идентичный профиль (МГУ, МГИМО, РЭШ — нужное подчеркнуть; летние стажировки в кругу одних и тех же компаний; отслеживание фондовых рынков). В общем, получается, что российские MBA довольно однородны по своему составу. Это во-первых.
Во-вторых, студенты западной программы проводят больше времени на занятиях. Причем, только побывав в кампусах западных бизнес-школ, понимаешь, что процесс образования там, как говорят американцы, 24/7: профессора проводят около 12 часов в день в офисе (когда не преподают) и с ними всегда можно обсудить любые насущные проблемы. В приличных школах не проходит и дня, чтобы перед студентами не выступил глава транснациональной корпорации, крупный политик или просто известная личность (наши бизнес-школы по-настоящему значимые люди навещают редко — приходится довольствоваться отечественными лидерами). Понятное дело, что безграничные закрома тамошних библиотек и свободный доступ к платным онлайн-ресурсам тоже вносят свою лепту. Сравните это с отечественными MBA-программами, где «родные» профессора иногда преподают в пяти школах одновременно, а зарубежные приезжают на неделю в месяц максимум, в авральном режиме читают лекции и убывают восвояси...
То же самое и с сокурсниками: несмотря на то, что студенты MBA — это довольно обеспеченные люди, на Западе они все равно предпочитают селиться в университетском кампусе, чтобы поддерживать связь друг с другом и работать над совместными проектами, без которых не обходится ни одна MBA. Это помогает гораздо эффективнее интегрировать студента в университетское сообщество и благотворно влияет на развитие дальнейших контактов. Представить студентов российских MBA (большинство из которых уже имеют дорогие машины и прочно осели в категории среднего класса) переезжающими на два года в студенческие общежития — задача не из легких. С другой стороны, томиться даже в западном общежитии вместе с семьей, если таковая имеется, тоже не очень приятно.
Веб-сайты российских школ содержат лишь скудную информацию о том, насколько важны в процессе обучения, например, летние стажировки. На Западе они — залог дальнейшего успешного трудоустройства и значительный промежуточный элемент обучения. Летняя стажировка помогает сфокусировать усилия на конкретной области, попробовать свои силы в поиске работы, которая обычно предстоит в начале или середине второго года MBA-программы; наконец, увидеть, как полученные новые знания и навыки применимы на практике и на что стоит обратить внимание. Российские школы пока что предлагают скудные стажировки в партнерских университетах (компаниях) в Европе, длящиеся несколько недель и в большинстве случаев изначально заложенные в программу, а не планируемые самим студентом...
Методика обучения в отечественных школах пока тоже хромает. Традиционное использование case-studies — «конька» таких школ, как Гарвардская, — еще не получило должного распространения в России по банальным причинам: case’ов, адаптированных к российской действительности, мало. (Для справки: метод основан на анализе ситуации, с которой столкнулась конкретная компания; параллельно идет разбор всех возможных вариантов, а потом студенты могут узнать, чем же реально закончилось «дело».)
Применять иностранные case-studies нет смысла: проблемы перекачки нефти в Уренгое сложно сравнивать с продажей цветов через Интернет в Айдахо. Альтернатива case’ам — работа над реальными проектами реальных компаний — тоже недостаточно развита. Передавать в руки студентов хоть сколько-нибудь «чувствительные» данные у нас отважится не каждая компания. Вот и перемалывают российские студенты одни и те же case-studies из года в год, выполняя в энный раз одно и то же задание какой-то компании, уже почившей в бозе.
Так что даже если российское бизнес-образование сумеет догнать западное по уровню академической подготовки, ему будет очень сложно выдержать «удар» в других, неакадемических, аспектах, которые, быть может, еще не так востребованы
у нас. Однако с глобализацией бизнеса в России и с приходом новых западных корпораций у отечественных школ не останется выбора: или уходить от «совкового» подхода к MBA, или ориентироваться только на сужающуюся нишу, состоящую из студентов, не готовых к переезду за рубеж или просто нуждающихся в корочке. О будущем российской экономики с бизнес-школами такого типа можно только гадать: всех учиться на Запад не вывезешь.
Комментарии