Лифт в небо

5 ноября 2004

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул»

Н. Носов, «Приключения Незнайки

и его друзей»

Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них. Пилот, вице-президент Федерации воздухоплавания РФ, эксрекордсмен России по подъему на высоту на тепловом воздушном шаре (5500 метров) и лауреат престижной международной награды вручаемой ФАИ за достижения в области воздухоплавания «Серебряный значок». Юрий ответил на наши вопросы.

— Расскажите, как все начиналось?

— Я увлекся воздухоплаванием в Московском центре научно-технического творчества молодежи. Тогда в СССР негде было получить лицензию пилота международного класса, поэтому образование я получал в Польше в 1989 году. В 1991 году, привлекая поляков, мы адаптировали обучение к нашим совковым условиям. Выпускникам выдавали польские свидетельства, а когда их перевалило за сотню, мы с Департаментом воздушного транспорта организовали собственный учебный центр, по окончании которого вручались свидетельства российского образца, уже тогда признаваемые во всем мире.

— Каков на сегодняшний день ваш личный общий налет?

— Более 400 часов, но это на самом деле не много. Например, у Виталия Ненашева из Железноводска налет более 1000 часов.

— Насколько популярна организованная вами школа воздухоплавания в Дмитрове?

— Не могу сказать, что она пользуется бешеной популярностью. Дело в том, что люди просто не знают, что такое воздухоплавание, и что летать на аэростате не так сложно, этому можно научиться достаточно быстро. Думаю, знай они это, поток был бы другим.

— Сколько в России людей, регулярно летающих на шарах?

— Спортсменов и просто активных воздухоплавателей наберется не более 70 человек от Балтийского моря до Тихого океана. Многие начинают летать, потом теряют интерес.

Для сравнения — в Германии примерно 4000 пилотов, и практически каждую неделю проходят соревновании. Так же и в остальной Европе и Америке.

— Какой город в России можно назвать первым в области воздухоплавания?

— По количеству пилотов, конечно, Москва. Но по их количеству на душу населения и по духу — это Великие Луки, город в Псковской области. В течение года там проводится несколько соревнований. Крупные предприятия города имеют свои тепловые шары. Все открытые соревнования превращаются в городской праздник, в финале которого — общий старт аэростатов из центра города — впечатляющее зрелище. После того как был учрежден Кубок губернатора Московской области, славу самого аэростатного города решил перехватить подмосковный Дмитров. Чемпионат России в следующем году планируется провести там. Кстати, на Кубке, прошедшим этим летом в Дмитрове, из 34 экипажей 10 было из Москвы и 5 из Великих Лук.

— Как происходит посвящение в пилоты?

— Есть такая история, которая рассказывает о том, как братьям Монгольфье за их полет на первом воздушном шаре тогдашний французский король решил пожаловать титул графов. Но графам, как известно, полагается земля. Так вот Его Величество решило отдать им в пользование ту землю, которую они облетели. С тех пор все пилоты посвящают новичка в воздухоплаватели, присваивая ему графский титул места первой посадки. При этом на голове поджигается небольшой клочок волос и быстро заливается шампанским.

— Какие требования предъявляются к здоровью пилота при получении лицензии пилота?

— У него должна быть медицинская справка четвертой категории — для стюардесс и парашютистов. Но на практике такой справки никто не требует — считается, что если ходишь по земле, можешь управлять и воздушным шаром.

— Как зарабатывают пилоты?

— Несмотря на весь романтизм и безопасность полетов, основным источником доходов для пилотов по-прежнему остается реклама на шарах. На аэростате среднего класса можно разместить рекламное полотнище площадью более 300 кв. метров. Интересно, что в Пражском университете сделали вывод об удивительном свойстве этой рекламы — она никогда не вызывает отрицательных эмоций. Образ воздушного шара вызывает положительные детские воспоминания, искреннюю радость. Поэтому многие крупные компании в рекламных целях приобретают собственные воздушные шары.

— Сколько стоит реклама на шаре?

— Все зависит от того, сколько человек ее увидят. Например, реклама на аттракционе «Аэролифт», где публику поднимают с помощью лебедки на специальной смотровой площадке к неподвижно висящему шару на высоту до 150 метров, стоит $25 000 за 30 дней размещения рекламы на всей площади шара. А она не маленькая — размер рекламного места 400 квадратных метров. В том случае если шар висит в месте с проходимостью около 1 млн. человек в день.

— Кроме туризма и рекламы, где еще применяют аэростаты?

— Сфер применения очень много, взять хотя бы банальные видео- и фотосъемки. В лесозаготовках аэростаты используют для транспортировки дерева с мест вырубки по воздуху — это самый экологичный способ. В больших городах с помощью аэростатов контролируют движение на улицах, что существенно снижает процент угнанных автомобилей. В мире воздушными шарами также пользуются археологи, геологи, военные.

— Каких производителей аэростатов вы как профессиональный пилот можете рекомендовать?

— В Росси есть только два производителя аэростатов, прошедших государственную сертификацию. К сожалению, оба они не отечественные. Это английский Сameron ballons и чешский Kubicek ballon.

У нас делают хорошие отечественные оболочки и корзины, но газовое оборудование пока не на уровне и дает сбои. Горелка — это ведь двигатель, и при отказе горелки в небе чувствуешь себя очень неприятно. А упомянутые марки аэростатов в этом плане очень надежны.

— А если приобрести корзину и оболочку в России, а газовую горелку поставить импортную?

— Можно, но это все равно что на «жигули» поставить двигатель от «мерседеса». Кроме того, это все надо потом и регистрировать. Шар можно и на коленках сшить, но кто-то же должен за него отвечать. Возникают серьезные проблемы с бумагами.

Сейчас наши производители пытаются сертифицировать свои изделия, и я надеюсь, что в следующем году у них это получится.

Было бы здорово, если бы Сameron ballons открыл у нас свой филиал. Тогда бы их шары, стоимость которых в среднем $25 000, были бы на 38% дешевле. Минус пошлина и НДС. Но у этой компании уже есть горький опыт в России — она подарила комсомольцам воздушный шар, впоследствии намереваясь создать филиал. Но комсомольцы попусту растранжирили $200 000, и больше Сameron ballons в Россию ни ногой.

— Ну и вопрос напоследок. Скажите, существует ли особый русский стиль воздухоплавания?

— В истории современного русского воздухоплавания есть курьезный эпизод. В 1988 году некий милиционер из Литвы Леня Семешко создал аэростат из полиэтилена, спаяв его утюгом, корзину сделал из раскладушки, в качестве горелки он использовал обычный кирогаз. И взлетел! Потом американцы выменяли у него этот самопал на настоящий английский Сameron ballons cстоимостью $30 000 и поместили в музей современного воздухоплавания.

Из наших находок самая знаменитая, наверное, «русская тройка», когда три аэростата летят сцепленные вместе треугольником. Есть так называемые рекордные полеты на дальность, высоту, скорость, но это уже другое, и гордиться нам здесь нечем — в том числе потому, что это требует значительных затрат. Например, чтобы поучаствовать в соревнованиях на приз Гордона Бенета, нужно потратить $150 000 на постройку газового шара, его наполнение и орграсходы. Но, с другой стороны, рекорды, установленные в тридцатые годы советскими воздухоплавателями, держатся до сих пор.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Уже не шаг... еще не бег!
24 марта 2004
Советы

Уже не шаг... еще не бег!

Что такое спортивная ходьба? От обычной ходьбы она отличается тем, что нога, выпрямленная в колене, ставится впереди на пятку и при шаге проходит через воображаемую вертикаль тела человека. Скорость спортивной ходьбы в 2—2,5 раза выше обычной, что достигается как длиной (105—115 см), так и частотой (180—200 в мин.

Ударим слаломом по российскому бездорожью
28 апреля 2005
Советы

Ударим слаломом по российскому бездорожью

В декабре 2004 года в России была создана Федерация роллер спорта (ФРС), что позволило выйти роликовому спорту в нашей стране на более серьезный уровень. А в феврале уже этого года ФРС организовала в Москве этап соревнований Чемпионата Европы 2005, что стало самым значительным событием в истории российского роллер спорта.

Поколесим?
24 марта 2004
Обзоры

Поколесим?

Слалом на роликах в России пока явление редкое: нет у нас регулярных соревнований, организовывают их хаотично, опытных тренеров раз два и обчелся... Зато в Европе это уже давным-давно привычный вид спорта. Там масса специализированных клубов, есть федерация роллерспорта, регулярно проходят соревнования, как международного, так и «внутреннего» масштаба.

Чудо-шар
12 декабря 2005
Советы

Чудо-шар

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее. Чудесная сфера На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие.

Лыжи становятся короче
5 ноября 2004
Советы

Лыжи становятся короче

Многие лыжники с годами становятся все опытнее, их манят высокие скорости. Поэтому наряду с тотальным уменьшением длины лыж все заметнее становится класс лыж, предназначенный для любителей высоких скоростей. Эти лыжи длиннее, чем модели, рассчитанные на дуги малого радиуса и небольшие скорости. Кроме того, лыжная промышленность постоянно должна быть в поиске, радовать разные категории катающихся, иногда даже создавать новые категории, ну и зарабатывать на этом.

Быстрее, выше, сильнее
24 марта 2004
Обзоры

Быстрее, выше, сильнее

ДМИТРИЙ БЫЧКОВ Призер Чемпионата мира по скалолазанию в 1996 году, обладатель Кубка мира по ледолазанию в 2002 году и чемпион мира в 2003 году по ледолазанию. Заметная фигура в скалолазании. Причем не только у нас, но и за рубежом, несмотря на свой молодой возраст. Дмитрий родился 1978 году в Москве.

Очи черные
24 марта 2004
Советы

Очи черные

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

Новинки от Baltic Vairas
24 марта 2004
Новости

Новинки от Baltic Vairas

Вот уже 10 лет, как хорошо известный с советских времен своей добротной продукцией Шяуляйский велосипедный завод BALTIK VAIRAS обрел новых хозяев в лице немецкого концерна PANTHER. За это время новые владельцы с типично немецкой педантичностью провели полную модернизацию предприятия, вложив в него немалые средства.

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.