Лифт в небо

5 ноября 2004

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул»

Н. Носов, «Приключения Незнайки

и его друзей»

Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них. Пилот, вице-президент Федерации воздухоплавания РФ, эксрекордсмен России по подъему на высоту на тепловом воздушном шаре (5500 метров) и лауреат престижной международной награды вручаемой ФАИ за достижения в области воздухоплавания «Серебряный значок». Юрий ответил на наши вопросы.

— Расскажите, как все начиналось?

— Я увлекся воздухоплаванием в Московском центре научно-технического творчества молодежи. Тогда в СССР негде было получить лицензию пилота международного класса, поэтому образование я получал в Польше в 1989 году. В 1991 году, привлекая поляков, мы адаптировали обучение к нашим совковым условиям. Выпускникам выдавали польские свидетельства, а когда их перевалило за сотню, мы с Департаментом воздушного транспорта организовали собственный учебный центр, по окончании которого вручались свидетельства российского образца, уже тогда признаваемые во всем мире.

— Каков на сегодняшний день ваш личный общий налет?

— Более 400 часов, но это на самом деле не много. Например, у Виталия Ненашева из Железноводска налет более 1000 часов.

— Насколько популярна организованная вами школа воздухоплавания в Дмитрове?

— Не могу сказать, что она пользуется бешеной популярностью. Дело в том, что люди просто не знают, что такое воздухоплавание, и что летать на аэростате не так сложно, этому можно научиться достаточно быстро. Думаю, знай они это, поток был бы другим.

— Сколько в России людей, регулярно летающих на шарах?

— Спортсменов и просто активных воздухоплавателей наберется не более 70 человек от Балтийского моря до Тихого океана. Многие начинают летать, потом теряют интерес.

Для сравнения — в Германии примерно 4000 пилотов, и практически каждую неделю проходят соревновании. Так же и в остальной Европе и Америке.

— Какой город в России можно назвать первым в области воздухоплавания?

— По количеству пилотов, конечно, Москва. Но по их количеству на душу населения и по духу — это Великие Луки, город в Псковской области. В течение года там проводится несколько соревнований. Крупные предприятия города имеют свои тепловые шары. Все открытые соревнования превращаются в городской праздник, в финале которого — общий старт аэростатов из центра города — впечатляющее зрелище. После того как был учрежден Кубок губернатора Московской области, славу самого аэростатного города решил перехватить подмосковный Дмитров. Чемпионат России в следующем году планируется провести там. Кстати, на Кубке, прошедшим этим летом в Дмитрове, из 34 экипажей 10 было из Москвы и 5 из Великих Лук.

— Как происходит посвящение в пилоты?

— Есть такая история, которая рассказывает о том, как братьям Монгольфье за их полет на первом воздушном шаре тогдашний французский король решил пожаловать титул графов. Но графам, как известно, полагается земля. Так вот Его Величество решило отдать им в пользование ту землю, которую они облетели. С тех пор все пилоты посвящают новичка в воздухоплаватели, присваивая ему графский титул места первой посадки. При этом на голове поджигается небольшой клочок волос и быстро заливается шампанским.

— Какие требования предъявляются к здоровью пилота при получении лицензии пилота?

— У него должна быть медицинская справка четвертой категории — для стюардесс и парашютистов. Но на практике такой справки никто не требует — считается, что если ходишь по земле, можешь управлять и воздушным шаром.

— Как зарабатывают пилоты?

— Несмотря на весь романтизм и безопасность полетов, основным источником доходов для пилотов по-прежнему остается реклама на шарах. На аэростате среднего класса можно разместить рекламное полотнище площадью более 300 кв. метров. Интересно, что в Пражском университете сделали вывод об удивительном свойстве этой рекламы — она никогда не вызывает отрицательных эмоций. Образ воздушного шара вызывает положительные детские воспоминания, искреннюю радость. Поэтому многие крупные компании в рекламных целях приобретают собственные воздушные шары.

— Сколько стоит реклама на шаре?

— Все зависит от того, сколько человек ее увидят. Например, реклама на аттракционе «Аэролифт», где публику поднимают с помощью лебедки на специальной смотровой площадке к неподвижно висящему шару на высоту до 150 метров, стоит $25 000 за 30 дней размещения рекламы на всей площади шара. А она не маленькая — размер рекламного места 400 квадратных метров. В том случае если шар висит в месте с проходимостью около 1 млн. человек в день.

— Кроме туризма и рекламы, где еще применяют аэростаты?

— Сфер применения очень много, взять хотя бы банальные видео- и фотосъемки. В лесозаготовках аэростаты используют для транспортировки дерева с мест вырубки по воздуху — это самый экологичный способ. В больших городах с помощью аэростатов контролируют движение на улицах, что существенно снижает процент угнанных автомобилей. В мире воздушными шарами также пользуются археологи, геологи, военные.

— Каких производителей аэростатов вы как профессиональный пилот можете рекомендовать?

— В Росси есть только два производителя аэростатов, прошедших государственную сертификацию. К сожалению, оба они не отечественные. Это английский Сameron ballons и чешский Kubicek ballon.

У нас делают хорошие отечественные оболочки и корзины, но газовое оборудование пока не на уровне и дает сбои. Горелка — это ведь двигатель, и при отказе горелки в небе чувствуешь себя очень неприятно. А упомянутые марки аэростатов в этом плане очень надежны.

— А если приобрести корзину и оболочку в России, а газовую горелку поставить импортную?

— Можно, но это все равно что на «жигули» поставить двигатель от «мерседеса». Кроме того, это все надо потом и регистрировать. Шар можно и на коленках сшить, но кто-то же должен за него отвечать. Возникают серьезные проблемы с бумагами.

Сейчас наши производители пытаются сертифицировать свои изделия, и я надеюсь, что в следующем году у них это получится.

Было бы здорово, если бы Сameron ballons открыл у нас свой филиал. Тогда бы их шары, стоимость которых в среднем $25 000, были бы на 38% дешевле. Минус пошлина и НДС. Но у этой компании уже есть горький опыт в России — она подарила комсомольцам воздушный шар, впоследствии намереваясь создать филиал. Но комсомольцы попусту растранжирили $200 000, и больше Сameron ballons в Россию ни ногой.

— Ну и вопрос напоследок. Скажите, существует ли особый русский стиль воздухоплавания?

— В истории современного русского воздухоплавания есть курьезный эпизод. В 1988 году некий милиционер из Литвы Леня Семешко создал аэростат из полиэтилена, спаяв его утюгом, корзину сделал из раскладушки, в качестве горелки он использовал обычный кирогаз. И взлетел! Потом американцы выменяли у него этот самопал на настоящий английский Сameron ballons cстоимостью $30 000 и поместили в музей современного воздухоплавания.

Из наших находок самая знаменитая, наверное, «русская тройка», когда три аэростата летят сцепленные вместе треугольником. Есть так называемые рекордные полеты на дальность, высоту, скорость, но это уже другое, и гордиться нам здесь нечем — в том числе потому, что это требует значительных затрат. Например, чтобы поучаствовать в соревнованиях на приз Гордона Бенета, нужно потратить $150 000 на постройку газового шара, его наполнение и орграсходы. Но, с другой стороны, рекорды, установленные в тридцатые годы советскими воздухоплавателями, держатся до сих пор.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

Фигурное катание = Спорт + Красота
5 ноября 2004
Советы

Фигурное катание = Спорт + Красота

Такова формула фигурного катания, польза от которого известна всем. Час катания на коньках сжигает 400 калорий, само по себе катание укрепляет те мышцы ног, укрепление которых невозможно даже при занятии в тренажерном зале. Катание на коньках, в конце концов, — это приятное времяпрепровождение. ИСТОКИ Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания.

Скальная обувь
24 марта 2004
Обзоры

Скальная обувь

1. ВВЕДЕНИЕ «Слушай сюда, мальчик. Твои туфли должны быть настолько тесными, чтобы ты в них и стоять-то не мог...Убедись, что ты чувствуешь себя в них комфортно.Ты чего делаешь-то? Ну кто надевает носки под скальники? У тебя нога будет расти, бери сразу на размер больше»... Если ты еще не слышал всех этих ценных указаний, значит ты всерьез не интересовался покупкой туфель.

Любите погорячее?
5 ноября 2004
Советы

Любите погорячее?

На качественном термосе обычно стоит маркировка, сколько часов он держит тепло и холод, а иногда даже приводятся цифры остывания по часам. Зачем же тогда нужен тест термосов? Нет, мы не ставили себе целью проверить точность данных производителя, а попытались провести тест, который бы соответствовал реальным, а не лабораторным условиям.

Лифт в небо
5 ноября 2004
Обзоры

Лифт в небо

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул» Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей» Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них.

В погоне за невесомостью
5 ноября 2004
Советы

В погоне за невесомостью

Группа сноубордистов только что высадилась на горе Скалистая в районе Вилючинского вулкана на Камчатке. Сноубордисты готовятся к спуску. Вертолет улетает вниз, чтобы встретить их у подножия Говорят, что гору покорить нельзя, она не подчиняется никому — с ней можно только дружить. Если пытаться одолеть гору — плохое поверье, то к вулкану уж и подавно надо относиться с уважением — он ведь живой, особенно если действующий.

"Не последний герой" в подмосковном лесу
28 апреля 2005
Советы

"Не последний герой" в подмосковном лесу

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не знал бы о реалити-шоу «Последний герой»: жизнь в сложных условиях необитаемого острова, два соревнующихся племени, постоянный страх оказаться «слабым звеном» и выпасть из команды. И многим остается только мечтать о том, что «было бы здорово»..., но так и не послать заявку на участие.

Если гора не идет к Магомету...
24 марта 2004
Советы

Если гора не идет к Магомету...

Все вы наверняка помните фильм «Вертикаль» с В. Высоцким. Многие, посмотревего, начинали мечтать о романтике гор, о заснеженных вершинах, о скалах и крутых обрывах. О жизни «на кончиках пальцев». А почему бы и нет? Правда, в том фильме речь шла об альпинизме. Но есть не менее захватывающий и увлекательный вид спорта, неразрывно связанный с той самой романтикой и покорением новых высот, — скалолазание.

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.