Лифт в небо

5 ноября 2004

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул»

Н. Носов, «Приключения Незнайки

и его друзей»

Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них. Пилот, вице-президент Федерации воздухоплавания РФ, эксрекордсмен России по подъему на высоту на тепловом воздушном шаре (5500 метров) и лауреат престижной международной награды вручаемой ФАИ за достижения в области воздухоплавания «Серебряный значок». Юрий ответил на наши вопросы.

— Расскажите, как все начиналось?

— Я увлекся воздухоплаванием в Московском центре научно-технического творчества молодежи. Тогда в СССР негде было получить лицензию пилота международного класса, поэтому образование я получал в Польше в 1989 году. В 1991 году, привлекая поляков, мы адаптировали обучение к нашим совковым условиям. Выпускникам выдавали польские свидетельства, а когда их перевалило за сотню, мы с Департаментом воздушного транспорта организовали собственный учебный центр, по окончании которого вручались свидетельства российского образца, уже тогда признаваемые во всем мире.

— Каков на сегодняшний день ваш личный общий налет?

— Более 400 часов, но это на самом деле не много. Например, у Виталия Ненашева из Железноводска налет более 1000 часов.

— Насколько популярна организованная вами школа воздухоплавания в Дмитрове?

— Не могу сказать, что она пользуется бешеной популярностью. Дело в том, что люди просто не знают, что такое воздухоплавание, и что летать на аэростате не так сложно, этому можно научиться достаточно быстро. Думаю, знай они это, поток был бы другим.

— Сколько в России людей, регулярно летающих на шарах?

— Спортсменов и просто активных воздухоплавателей наберется не более 70 человек от Балтийского моря до Тихого океана. Многие начинают летать, потом теряют интерес.

Для сравнения — в Германии примерно 4000 пилотов, и практически каждую неделю проходят соревновании. Так же и в остальной Европе и Америке.

— Какой город в России можно назвать первым в области воздухоплавания?

— По количеству пилотов, конечно, Москва. Но по их количеству на душу населения и по духу — это Великие Луки, город в Псковской области. В течение года там проводится несколько соревнований. Крупные предприятия города имеют свои тепловые шары. Все открытые соревнования превращаются в городской праздник, в финале которого — общий старт аэростатов из центра города — впечатляющее зрелище. После того как был учрежден Кубок губернатора Московской области, славу самого аэростатного города решил перехватить подмосковный Дмитров. Чемпионат России в следующем году планируется провести там. Кстати, на Кубке, прошедшим этим летом в Дмитрове, из 34 экипажей 10 было из Москвы и 5 из Великих Лук.

— Как происходит посвящение в пилоты?

— Есть такая история, которая рассказывает о том, как братьям Монгольфье за их полет на первом воздушном шаре тогдашний французский король решил пожаловать титул графов. Но графам, как известно, полагается земля. Так вот Его Величество решило отдать им в пользование ту землю, которую они облетели. С тех пор все пилоты посвящают новичка в воздухоплаватели, присваивая ему графский титул места первой посадки. При этом на голове поджигается небольшой клочок волос и быстро заливается шампанским.

— Какие требования предъявляются к здоровью пилота при получении лицензии пилота?

— У него должна быть медицинская справка четвертой категории — для стюардесс и парашютистов. Но на практике такой справки никто не требует — считается, что если ходишь по земле, можешь управлять и воздушным шаром.

— Как зарабатывают пилоты?

— Несмотря на весь романтизм и безопасность полетов, основным источником доходов для пилотов по-прежнему остается реклама на шарах. На аэростате среднего класса можно разместить рекламное полотнище площадью более 300 кв. метров. Интересно, что в Пражском университете сделали вывод об удивительном свойстве этой рекламы — она никогда не вызывает отрицательных эмоций. Образ воздушного шара вызывает положительные детские воспоминания, искреннюю радость. Поэтому многие крупные компании в рекламных целях приобретают собственные воздушные шары.

— Сколько стоит реклама на шаре?

— Все зависит от того, сколько человек ее увидят. Например, реклама на аттракционе «Аэролифт», где публику поднимают с помощью лебедки на специальной смотровой площадке к неподвижно висящему шару на высоту до 150 метров, стоит $25 000 за 30 дней размещения рекламы на всей площади шара. А она не маленькая — размер рекламного места 400 квадратных метров. В том случае если шар висит в месте с проходимостью около 1 млн. человек в день.

— Кроме туризма и рекламы, где еще применяют аэростаты?

— Сфер применения очень много, взять хотя бы банальные видео- и фотосъемки. В лесозаготовках аэростаты используют для транспортировки дерева с мест вырубки по воздуху — это самый экологичный способ. В больших городах с помощью аэростатов контролируют движение на улицах, что существенно снижает процент угнанных автомобилей. В мире воздушными шарами также пользуются археологи, геологи, военные.

— Каких производителей аэростатов вы как профессиональный пилот можете рекомендовать?

— В Росси есть только два производителя аэростатов, прошедших государственную сертификацию. К сожалению, оба они не отечественные. Это английский Сameron ballons и чешский Kubicek ballon.

У нас делают хорошие отечественные оболочки и корзины, но газовое оборудование пока не на уровне и дает сбои. Горелка — это ведь двигатель, и при отказе горелки в небе чувствуешь себя очень неприятно. А упомянутые марки аэростатов в этом плане очень надежны.

— А если приобрести корзину и оболочку в России, а газовую горелку поставить импортную?

— Можно, но это все равно что на «жигули» поставить двигатель от «мерседеса». Кроме того, это все надо потом и регистрировать. Шар можно и на коленках сшить, но кто-то же должен за него отвечать. Возникают серьезные проблемы с бумагами.

Сейчас наши производители пытаются сертифицировать свои изделия, и я надеюсь, что в следующем году у них это получится.

Было бы здорово, если бы Сameron ballons открыл у нас свой филиал. Тогда бы их шары, стоимость которых в среднем $25 000, были бы на 38% дешевле. Минус пошлина и НДС. Но у этой компании уже есть горький опыт в России — она подарила комсомольцам воздушный шар, впоследствии намереваясь создать филиал. Но комсомольцы попусту растранжирили $200 000, и больше Сameron ballons в Россию ни ногой.

— Ну и вопрос напоследок. Скажите, существует ли особый русский стиль воздухоплавания?

— В истории современного русского воздухоплавания есть курьезный эпизод. В 1988 году некий милиционер из Литвы Леня Семешко создал аэростат из полиэтилена, спаяв его утюгом, корзину сделал из раскладушки, в качестве горелки он использовал обычный кирогаз. И взлетел! Потом американцы выменяли у него этот самопал на настоящий английский Сameron ballons cстоимостью $30 000 и поместили в музей современного воздухоплавания.

Из наших находок самая знаменитая, наверное, «русская тройка», когда три аэростата летят сцепленные вместе треугольником. Есть так называемые рекордные полеты на дальность, высоту, скорость, но это уже другое, и гордиться нам здесь нечем — в том числе потому, что это требует значительных затрат. Например, чтобы поучаствовать в соревнованиях на приз Гордона Бенета, нужно потратить $150 000 на постройку газового шара, его наполнение и орграсходы. Но, с другой стороны, рекорды, установленные в тридцатые годы советскими воздухоплавателями, держатся до сих пор.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Сердце в ритме Tunturi
12 декабря 2005
Новости

Сердце в ритме Tunturi

Финская компания TUNTURI была образована более 80-ти лет назад, в 1922 г., и занималась ремонтом велосипедов. Первый велосипед собственной разработки она выпустила спустя всего четыре года после открытия, в 1926 г., а первый тренажер – в 1969-м. Сейчас TUNTURI – это компания с мировым именем, производящая полную линейку тренажеров, соответствующих последнему слову техники.

Разбор полетов
28 апреля 2005
Советы

Разбор полетов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели).

Под душем в куртке
5 ноября 2004
Тесты

Под душем в куртке

Мы задались целью протестировать водоотталкивающие пропитки для верхней одежды немембранных тканей. Наш тест состоит из двух частей: определение водонепроницаемости обработанных тканей (на приборе) и оценка водоотталкивающих свойств обработанной пропитками куртки в условиях, моделирующих дождь. Для второй части теста сеть магазинов «Спортград» предоставила нам немембранную куртку-ветровку Shoffel Palenque, которая стала главной героиней испытаний.

Чудо-шар
12 декабря 2005
Советы

Чудо-шар

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее. Чудесная сфера На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие.

И опять №1 в настольном теннисе
5 ноября 2004
Новости

И опять №1 в настольном теннисе

Есть фирмы-мотыльки, которые берутся ниоткуда, много шумят о себе и пропадают в никуда. А есть фирмы, которые ведут себя на рынке достойно, спокойно, имеют непревзойденный авторитет среди любителей и профессионалов и никогда не стоят на месте, всегда идут в ногу со временем, совершенствуя то, что имеют, и создавая то, чего нет у других.

На стену лезу, помогите!
24 марта 2004
Советы

На стену лезу, помогите!

Итак, вы уже имеете представление о скалолазании и необходимом снаряжении. Если вы еще не оставили мысль заняться этим спортом, позвольте перейти к советам для начинающих. На первых порах вам понадобится спортивная одежда, которая не будет стеснять движений, и обувь на резиновой подошве, плотно сидящая на ноге (например кеды).

"Матчасть"
28 апреля 2005
Обзоры

"Матчасть"

Спелеология — вещь довольно сложная и опасная, чтобы ей заниматься, надо иметь серьезную подготовку. Причем не только физическую, но и техническую, а также, я бы сказал, и психологическую. Ведь спелеологам приходится преодолевать отвесные колодцы до нескольких сотен метров глубиной, переплывать подземные реки и озера, проныривать сифоны, протискиваться через шкурники.

Немецкое качество от KETTLER
28 апреля 2005
Новости

Немецкое качество от KETTLER

В последние годы рынок спортивных тренажеров бурно развивается. Нередко можно встретить товар, сделанный в странах Юго-Восточной Азии. Несмотря на то что внешне «азиатские» тренажеры не уступают «европейским», разница между ними огромна. Покупатели часто не понимают, зачем платить больше за тренажер производства Германии, если можно купить похожий за меньшие деньги.

Доспехи водника
28 апреля 2005
Советы

Доспехи водника

Собираясь в водный поход, необходимо позаботиться о снаряжении. Это спасательный жилет, гидрокостюм и каска. В зависимости от местности и времени года необходимый набор будет различаться. Например, на тихой равнинной речке вполне можно обойтись без каски, а если стоит июль месяц, то и без «гидры» и даже без «спасжилета».

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.