Лифт в небо

5 ноября 2004

«Ну чего ж вы не летите? — кричали они из-за забора. — Лететь надо, пока шар не лопнул»

Н. Носов, «Приключения Незнайки

и его друзей»

Еще десять назад к этим людям относились как к чудакам. А теперь пионеры — балунисты, так называют пилотов воздушных шаров, стали ветеранами движения. Юрий Таран — один из них. Пилот, вице-президент Федерации воздухоплавания РФ, эксрекордсмен России по подъему на высоту на тепловом воздушном шаре (5500 метров) и лауреат престижной международной награды вручаемой ФАИ за достижения в области воздухоплавания «Серебряный значок». Юрий ответил на наши вопросы.

— Расскажите, как все начиналось?

— Я увлекся воздухоплаванием в Московском центре научно-технического творчества молодежи. Тогда в СССР негде было получить лицензию пилота международного класса, поэтому образование я получал в Польше в 1989 году. В 1991 году, привлекая поляков, мы адаптировали обучение к нашим совковым условиям. Выпускникам выдавали польские свидетельства, а когда их перевалило за сотню, мы с Департаментом воздушного транспорта организовали собственный учебный центр, по окончании которого вручались свидетельства российского образца, уже тогда признаваемые во всем мире.

— Каков на сегодняшний день ваш личный общий налет?

— Более 400 часов, но это на самом деле не много. Например, у Виталия Ненашева из Железноводска налет более 1000 часов.

— Насколько популярна организованная вами школа воздухоплавания в Дмитрове?

— Не могу сказать, что она пользуется бешеной популярностью. Дело в том, что люди просто не знают, что такое воздухоплавание, и что летать на аэростате не так сложно, этому можно научиться достаточно быстро. Думаю, знай они это, поток был бы другим.

— Сколько в России людей, регулярно летающих на шарах?

— Спортсменов и просто активных воздухоплавателей наберется не более 70 человек от Балтийского моря до Тихого океана. Многие начинают летать, потом теряют интерес.

Для сравнения — в Германии примерно 4000 пилотов, и практически каждую неделю проходят соревновании. Так же и в остальной Европе и Америке.

— Какой город в России можно назвать первым в области воздухоплавания?

— По количеству пилотов, конечно, Москва. Но по их количеству на душу населения и по духу — это Великие Луки, город в Псковской области. В течение года там проводится несколько соревнований. Крупные предприятия города имеют свои тепловые шары. Все открытые соревнования превращаются в городской праздник, в финале которого — общий старт аэростатов из центра города — впечатляющее зрелище. После того как был учрежден Кубок губернатора Московской области, славу самого аэростатного города решил перехватить подмосковный Дмитров. Чемпионат России в следующем году планируется провести там. Кстати, на Кубке, прошедшим этим летом в Дмитрове, из 34 экипажей 10 было из Москвы и 5 из Великих Лук.

— Как происходит посвящение в пилоты?

— Есть такая история, которая рассказывает о том, как братьям Монгольфье за их полет на первом воздушном шаре тогдашний французский король решил пожаловать титул графов. Но графам, как известно, полагается земля. Так вот Его Величество решило отдать им в пользование ту землю, которую они облетели. С тех пор все пилоты посвящают новичка в воздухоплаватели, присваивая ему графский титул места первой посадки. При этом на голове поджигается небольшой клочок волос и быстро заливается шампанским.

— Какие требования предъявляются к здоровью пилота при получении лицензии пилота?

— У него должна быть медицинская справка четвертой категории — для стюардесс и парашютистов. Но на практике такой справки никто не требует — считается, что если ходишь по земле, можешь управлять и воздушным шаром.

— Как зарабатывают пилоты?

— Несмотря на весь романтизм и безопасность полетов, основным источником доходов для пилотов по-прежнему остается реклама на шарах. На аэростате среднего класса можно разместить рекламное полотнище площадью более 300 кв. метров. Интересно, что в Пражском университете сделали вывод об удивительном свойстве этой рекламы — она никогда не вызывает отрицательных эмоций. Образ воздушного шара вызывает положительные детские воспоминания, искреннюю радость. Поэтому многие крупные компании в рекламных целях приобретают собственные воздушные шары.

— Сколько стоит реклама на шаре?

— Все зависит от того, сколько человек ее увидят. Например, реклама на аттракционе «Аэролифт», где публику поднимают с помощью лебедки на специальной смотровой площадке к неподвижно висящему шару на высоту до 150 метров, стоит $25 000 за 30 дней размещения рекламы на всей площади шара. А она не маленькая — размер рекламного места 400 квадратных метров. В том случае если шар висит в месте с проходимостью около 1 млн. человек в день.

— Кроме туризма и рекламы, где еще применяют аэростаты?

— Сфер применения очень много, взять хотя бы банальные видео- и фотосъемки. В лесозаготовках аэростаты используют для транспортировки дерева с мест вырубки по воздуху — это самый экологичный способ. В больших городах с помощью аэростатов контролируют движение на улицах, что существенно снижает процент угнанных автомобилей. В мире воздушными шарами также пользуются археологи, геологи, военные.

— Каких производителей аэростатов вы как профессиональный пилот можете рекомендовать?

— В Росси есть только два производителя аэростатов, прошедших государственную сертификацию. К сожалению, оба они не отечественные. Это английский Сameron ballons и чешский Kubicek ballon.

У нас делают хорошие отечественные оболочки и корзины, но газовое оборудование пока не на уровне и дает сбои. Горелка — это ведь двигатель, и при отказе горелки в небе чувствуешь себя очень неприятно. А упомянутые марки аэростатов в этом плане очень надежны.

— А если приобрести корзину и оболочку в России, а газовую горелку поставить импортную?

— Можно, но это все равно что на «жигули» поставить двигатель от «мерседеса». Кроме того, это все надо потом и регистрировать. Шар можно и на коленках сшить, но кто-то же должен за него отвечать. Возникают серьезные проблемы с бумагами.

Сейчас наши производители пытаются сертифицировать свои изделия, и я надеюсь, что в следующем году у них это получится.

Было бы здорово, если бы Сameron ballons открыл у нас свой филиал. Тогда бы их шары, стоимость которых в среднем $25 000, были бы на 38% дешевле. Минус пошлина и НДС. Но у этой компании уже есть горький опыт в России — она подарила комсомольцам воздушный шар, впоследствии намереваясь создать филиал. Но комсомольцы попусту растранжирили $200 000, и больше Сameron ballons в Россию ни ногой.

— Ну и вопрос напоследок. Скажите, существует ли особый русский стиль воздухоплавания?

— В истории современного русского воздухоплавания есть курьезный эпизод. В 1988 году некий милиционер из Литвы Леня Семешко создал аэростат из полиэтилена, спаяв его утюгом, корзину сделал из раскладушки, в качестве горелки он использовал обычный кирогаз. И взлетел! Потом американцы выменяли у него этот самопал на настоящий английский Сameron ballons cстоимостью $30 000 и поместили в музей современного воздухоплавания.

Из наших находок самая знаменитая, наверное, «русская тройка», когда три аэростата летят сцепленные вместе треугольником. Есть так называемые рекордные полеты на дальность, высоту, скорость, но это уже другое, и гордиться нам здесь нечем — в том числе потому, что это требует значительных затрат. Например, чтобы поучаствовать в соревнованиях на приз Гордона Бенета, нужно потратить $150 000 на постройку газового шара, его наполнение и орграсходы. Но, с другой стороны, рекорды, установленные в тридцатые годы советскими воздухоплавателями, держатся до сих пор.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

Потрогать небо руками
5 ноября 2004
Советы

Потрогать небо руками

«Бесовския воспарения на воздусях» — так называли первые эксперименты с воздушными шарами церковники. Но вот 2004 год — в подмосковном Дмитрове на самом большом в России аэростате в небо поднялся первый в истории отечественного воздухоплавания священнослужитель — благочинный церквей Дмитровского округа отец Роман.

Лыжи становятся короче
5 ноября 2004
Советы

Лыжи становятся короче

Многие лыжники с годами становятся все опытнее, их манят высокие скорости. Поэтому наряду с тотальным уменьшением длины лыж все заметнее становится класс лыж, предназначенный для любителей высоких скоростей. Эти лыжи длиннее, чем модели, рассчитанные на дуги малого радиуса и небольшие скорости. Кроме того, лыжная промышленность постоянно должна быть в поиске, радовать разные категории катающихся, иногда даже создавать новые категории, ну и зарабатывать на этом.

Новинки SCHWINN 2004
24 марта 2004
Новости

Новинки SCHWINN 2004

SCHWINN Frontier ТИП: горный велосипед, кросс-кантри (хардтейл). РАМА: Cro-mo. Hi-Ten. ВИЛКА: Cro-mo. Стальная, жесткая. КОЛИЧЕСТВО СКОРОСТЕЙ: 21. ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano С-051. ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ: Shimano TX-50. РУЧКИ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ: Shimano Easy Fire. ТОРМОЗА: тип V-brake, прямая тяга. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: прочная хромомолибденовая рама.

По горам, по холмам
24 марта 2004
Советы

По горам, по холмам

История возникновения В 1993 году два американских сноубордиста, Патрик МакКоннелл и Джейсон Ли, очумев от безделья во время летнего межсезонья, скрестили в одной из мастерских скейт, сноуборд и маунтинбайк. Этот беспрецедентный гибрид был назван All Terrain Board (доска для любых поверхностей), название mountainboard (горная доска) появилось чуть позже.

Жаль, что я не верблюд!
24 марта 2004
Новости

Жаль, что я не верблюд!

Часто приходится доказывать, что вы — не верблюд. Однако спортсмены завидуют этим «кораблям пустыни». Дело в том, что все, кто любит активный спорт и кому приходится перемещаться на длинные дистанции или активно двигаться, прекрасно осознают роль воды в обмене веществ. Вода используется для охлаждения тела, и вообще человек почти на 90% состоит из воды.

В поисках "клевого места"
28 апреля 2005
Обзоры

В поисках "клевого места"

Однажды в одном известном московском магазине, специализировавшемся на товарах для рыбалки, мне довелось слышать разговор между покупателем, интересовавшимся эхолотами, и продавцом. В этом поучительном диалоге продавец нахваливал эхолоты как незаменимую для рыбалки вещь, рассказывая про легкость, которую они дают при исследовании подводного рельефа и поиска рыбы.

Все для тенниса, все для победы!
28 апреля 2005
Новости

Все для тенниса, все для победы!

В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге на арене спортивного комплекса «Юбилейный» прошел международный турнир по настольному теннису мировой серии Pro Tour — Eurosib St. Peterburg Open 2004. Впервые за последние годы в России проводилась столь представительная встреча спортсменов мирового класса. И не случайно соревнования подобного уровня привлекают внимание ведущих мировых производителей товаров для настольного тенниса.

Тренировка по-итальянски
12 декабря 2005
Новости

Тренировка по-итальянски

Хорошая физическая форма для современного человека уже давно не просто мода, а залог активной и успешной деятельности. Тренажеры дают и взрослым, и детям уникальную возможность тренироваться в удобное время вне зависимости от погодных условий. Однако многие ошибочно полагают, что покупка качественной модели обязательно приведет к ощутимой дыре в семейном бюджете.