Контрасты Евгения Мохорева

Евгений Мохорев в современной российской фотографии — явление уникальное. Его основная тема, как стекло, самый хрупкий, и в то же время очень опасный человеческий материал — дети и подростки. Мохорев единственный из российских фотографов, кто на протяжении многих лет исследует эту тему. Он, как когда-то Селинджер, вторгся в ту территорию, в которую нет доступа взрослому человеку. В этой закрытой заповедной зоне нет ханжества, но есть настоящая раскованность, нет опыта, но есть непосредственность, нет лживого стыда, но есть неподдельный интерес. Здесь свои законы, свой код, свой пароль, к которым фотограф имеет доступ. Здесь еще многого нельзя, но уже многое можно.

Казанский собор

Мохорев первым из фотографов открыл завесу и показал невидимый ломкий мир ребенка и подростка, мир, который существует параллельно с нашим — прагматичным и жестким. Объектом съемки фотографа является самая социально незащищенная и в то же время самая взрывоопасная среда — уличные подростки, дети из неблагополучных семей и приютов.

Фотографический жанр Мохорева не подпадает под конкретное определение. Его работы так же трудно назвать постановочной фотографией, как и классическим фоторепортажем. Художник с годами выработал свой неповторимый фотографический почерк. Развивая свою тему, Мохорев во всем балансирует на грани, никогда не переступая ту черту, за которой начинается пошлость и нарочитый эпатаж. Его черно-белые образы — лица, глаза, линии тел, позы — надолго врезаются в память.

Персональная выставка Евгения Мохорева в рамках Московского месяца фотографии «Фотобиеннале-2002» вызвала настоящий фурор, как у зрителей, так и у критиков. Мнения разделились диаметрально противоположно. От ханжеских «снимите и запретите эту мерзость» до искренних восторгов и многочисленных предложений организовать выставки фотографа за рубежом. Но при всей своей кажущейся «скандальности» работы фотографа с трудом можно назвать таковыми. При близком знакомстве с его материалом невольно начинаешь отмечать, что Мохорев скорее психолог, нежели провокатор. Наоборот, его снимки отличает изысканность, деликатность и даже нежность. Они просто о том, чего мы не знаем. Или не хотим знать.

Метро "Канал Грибоедова"

Не так давно Евгений начал развивать новую для себя тему — тему Петербурга и его обитателей. Здесь Мохорев сознательно уходит от своей камерной, почти интимной атмосферы, которая и стала визитной карточкой фотографа, и начинает осваивать большие открытые пространства города. Тонко очерченные линии несформированных юношеских тел сменяются массовкой в строгой питерской геометрии. Приюты, коммуналки, дворы-колодцы — набережными, проспектами, паркам... Но если в «подростковой» теме Мохорев самостоятельно организует пространство, то в «городской» само пространство организует изображение автора.

Петербург Мохорева — молодой, современный город, в котором архитектурная стать органично уживается с ярким неоном рекламы, город на воде, созданный для праздных неспешных прогулок, негромких разговоров ни о чем, ожидания, встреч и проводов белых ночей.

Величественная архитектура Петербурга, гранитные берега Невы, низкое питерское небо — для фотографа лишь фон, среда, в которой протекает своя жизнь. Здесь целуются, курят, молчат, радуются, пьют пиво, гуляют, слушают музыку, грустят, мокнут под дождем... Но взгляд фотографа при этом нарочито отстранен. Фотограф скорее не участник, а немой свидетель этой жизни. Свидетель, проходящий мимо...

Миллионная улица

А. Дубровин: Евгений, когда и почему ты выбрал детей и подростков объектом своего творчества?

Евгений Мохорев: Мой первый серьезный опыт работы с подростками был в 1990—1991 годах. В то время я сделал такую историю о персонажах первых и тогда еще неофициальных детских приютах. Это совершенно сумасшедший, невероятный стык детской непосредственности, чистых юных лиц с брутальной, жесткой атмосферой общества, где порядок в одночасье сменился хаосом.

Этот контраст тогда очень бил по мозгам — меня, но не моих персонажей, для которых жизнь и окружающая среда очень быстро стали чем-то привычным и естественным.

«— Мама алкоголик? Ну и что. Иногда угощает. Нет, невкусно... Вот нюхать клей «Момент» — это кайф. Это мультики в голове! На чердаке, в подвале круто жить, особенно когда трубы теплые.

— А вчера Саньку ножом какой-то придурок тыркнул — в больнице теперь.

— Баня? Это где голышом моются? Нет, не был, зачем?»

Ну и так далее...

Мне было интересно снимать не конкретного человека и его историю, а именно это противоречие жизни, фактурное до жути и одновременно фотогеничное. Ту среду, атмосферу обитания, где человек может присутствовать, но не быть главным действующим лицом. Фрагмент худой детской спины с острыми углами лопаток на фоне железных двухъярусных армейских кроватей может быть информативным и жестоким одновременно.

Денис и круглое окно

А.Д.: Как тебе кажется, ощущают ли дети свою сексуальность?

Е.М.: Это вопрос скорее не к фотографу, а к человеку, профессионально работающему в этом направлении, — психологу, психотерапевту, посмотревшему на мои картинки. Да, я снимаю обнаженных детей в том числе. Но это не исследование психофизиологии и сексуальной стороны их жизни. Здесь другое. Снимая обнаженного подростка, я всегда стараюсь избежать эротики. Она, наверное, может присутствовать, но всегда вторым, третьим планом.

Здесь все гораздо проще. Тело — это ведь тоже портрет человека, продолжение его лица, глаз... Но плюс к этому обнаженное тело это еще и свет, и линия, и форма, и инструмент, которым можно манипулировать, конструируя впечатления и образы.

А.Д.: Есть ли у тебя какие-нибудь профессиональные наработки?

Е.М.: Свои профессиональные наработки здесь можно спокойно отложить в сторону. Здесь они не имеют никакого значения, даже мешают. Ведь каждый раз все по-новому, с чистого листа, поэтому приходится держать незаметно дистанцию, быть осторожным и честным в общении.

А.Д.: Что ты можешь сказать о детях как о моделях? Как тебе работается с ними?

Е.М.: С подростками и просто, и сложно. У них еще нет комплексов, им еще все интересно. У них нет еще наслоений взрослости, и психологической, и физической. Им все хочется узнать и попробовать. Но и «тормозов» тоже нет. Я строю все на импровизации. Мне очень важно подростка вовлечь в процесс творения, показать ему, что он не меньше тебя влияет на конечный результат. И когда твоя модель становится соавтором, тогда и происходит все самое интересное.

В последние годы я работаю в основном с детьми своих друзей и знакомых, которые, как правило, люди творческих профессий. Так что с пониманием проблем у меня нет.

Настя

А.Д.: Есть ли различия, на твой взгляд, в работе со взрослыми и детьми?

Е.М.: Работая со взрослыми, отдача в основном идет от тебя. Твоя идея, слова, энергия. Взрослые предсказуемы в том жанре, в котором я работаю. И это минус.

А.Д.: Как реагируют сами подростки на твои снимки?

Е.М.: Вот это снималось и публиковалось с разрешения его мамы. (Евгений показывает фотографию обнаженного мальчика в одном фотожурнале.) Все остались довольны, мальчик носил эту фотографию в школу, хвалился. Я спросил его: «Ты не стесняешься ее показывать, ты же там голый?». Знаешь, что он сказал? — «Голый на этой фотографии не я. А тот, кто ее снял».

А.Д.: Есть ли отличие между зарубежной и российской реакцией на твои снимки?

Е.М.: Особой разницы в отношении к моим картинкам здесь и на западе я как-то не замечал. Наверное, в России они воспринимаются как нечто документальное. Ведь все такое знакомое. А на западе скорее как арт, постановка. Вот на недавней выставке в Вене одна молодая австрийка ходила вдоль стен с моими работами и горячо доказывала своим друзьям, что вот эти мальчики и девочки в этих интерьерах есть никто иные, как профессиональные актеры. А интерьеры — это удачная стилизация под итальянский неореализм.


Комментарии

Anatol
09.10.2011
0
Посредственная пошлость, достойная любительской повседневной съёмки на "мыльницу" (чтобы плёнку зря не переводить), но с претензией на многозначительность, за которой нет ничего, кроме фрейдистских фантазмов. - Человек - по Фрейду - животное, раб инстинктов, к тому же извращённых.
amos badertscher
15.01.2014
0
I don't read russian. Trying to get a book by evgeny mokhorec,igor savchenko.
can you help with this? In English please.

Похожие статьи

Проектор JVC DLA-X900R: Хоттабыч, выдерни из волоска настоящий Hi End!
12 января 2015
Обзоры

Проектор JVC DLA-X900R: Хоттабыч, выдерни из волоска настоящий Hi End!

И зачем старик Хоттабыч подарил Вольке телефонный аппарат? Черный, с тяжеленный трубкой -все равно так и не зазвонил. А как хотелось, чтобы зазвонил - алле, Хоттабыч?!.. Но, увы. Откуда было знать древнему джину, что там, внутри аппарата, и почему он звонит… Впрочем, сейчас на месте Вольки я попросил бы Хоттаба выдернуть из волоска настоящий проектор Hi Ehd– такой, как JVC DLA-X900R, который круче иной иномарки. Правда, чтобы чудо случилось, придется объяснить любимому персонажу из детства кое-что из области оптики и физики полупроводников. Что же, я очень постараюсь, у нас с Хоттабычем все получится!

Беспроводные аудио док-станции Samsung: 4 модели, которые примеряют транснациональных гигантов?
18 июля 2012
Новости

Беспроводные аудио док-станции Samsung: 4 модели, которые примеряют транснациональных гигантов?

Москва, 18 июля 2012 года. Сегодня стартуют продажи новых беспроводных аудио док-станций компании Samsung. Основная «фишка» заключается в том, что все модели оснащены двумя типами разъемов - для «родных» девайсов Samsung GALAXY и продуктов компании Apple.

Идеология качества
11 октября 2006
Обзоры

Идеология качества

Продукция китайской компании BBK широко представлена на страницах нашего журнала. Аппараты этой марки регулярно показывают более чем достойные результаты, участвуя в наших групповых тестах. Функциональное оснащение, применение отличных комплектующих и высокое качество сборки разрушают мнение, что китайская техника не может быть качественной.

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта
1 февраля 2018
Мастер-классы

Я | МАГИСТРАТУРА NIKON. Съемка салюта

Если вы давно мечтаете пополнить свое портфолио яркими снимками салюта, то эта новая обучающая Магистратура Nikon точно будет вам полезна. Фотографировать фейерверки несложно, если знать определенные правила и обязательные условия для получения качественных снимков, как и в любом другом жанре. Как запечатлеть в кадре это феерическое действо, разбираемся в новой обучающей Магистратуре Nikon вместе с фотографами. Своими секретами делятся Татьяна Тарасова, Дмитрий Бурлак, Кристина Курашова и Павел Мирошкин.

Милые черты московских "кривоулочек"
23 июня 2004
Обзоры

Милые черты московских "кривоулочек"

Славянская площадь Рождественский бульвар Яузский бульвар При встрече с этой очаровательной женщиной нетрудно угадать в ней художника. Впрочем, это подтверждено и ее дипломом об окончании факультета книжной графики Московского полиграфического института. Но предположить, что она фотохудожник, значительно труднее.

Новые устройства PhotoFast для для iOS, полностью совместимые с iPhone X
31 января 2018
Новости

Новые устройства PhotoFast для для iOS, полностью совместимые с iPhone X

Компания PhotoFast, производитель мирового уровня устройств и аксессуаров iOS премиум-класса, базирующаяся в Тайване, объявила о совместимости своих новых устройств с iPhone X. Катридер SD CR-8700 Plus, картридер microSD CR-8800 Plus, а также устройство для записи телефонных разговоров Call Recorder X работают не только со смартфонами предыдущих поколений, но и с новейшим iPhone X.

Преимущества B2B маркетинга в интернете на примере digital-кейса компании Garmin
14 июня 2019
Обзоры

Преимущества B2B маркетинга в интернете на примере digital-кейса компании Garmin

Интернет-маркетинг для B2B-рынка в последнее время динамично набирает обороты. Пренебрегать продвижением в глобальной сети невозможно, поэтому и предложения услуг для бизнеса, включая франшизу, можно встретить все чаще. У этого направления имеются свои особенности, если их учесть, получится добиться значительного роста продаж и как следствие повышения прибыли. И если B2C (клиентский) маркетинг изучен достаточно широко, то B2B в русском сегменте Интернета лишь сейчас стал упоминаться.

ZTE объявляет о старте продаж в России смартфонов с повышенной автономностью Blade A610с и Blade A610 Plus
8 декабря 2016
Новости

ZTE объявляет о старте продаж в России смартфонов с повышенной автономностью Blade A610с и Blade A610 Plus

7 декабря 2016 года, Москва – Российское подразделение ZTE Mobile Devices, одного из крупнейших мировых производителей мобильной электроники, представляет смартфоны Blade A610с и Blade A610 Plus, пополнившие популярную линейку моделей с повышенным временем автономной работы. Ключевыми особенностями новинок являются мощная батарея, поддержка технологии OTG и привлекательная для российского пользователя цена. Кроме того, оба смартфона работают под управлением современной ОС Android 6.0 Marshmallow.

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники
13 апреля 2012
Новости

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники

Оргкомитет Национальной Премии «ПРОДУКТ ГОДА» назвал лучшие продукты 2012 года по версии профессионального жюри. Торжественная церемония награждения состоялась 12 апреля в Крокус Сити в рамках главного события на рынке потребительской электроники в России и странах СНГ — выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2012.

Тест акустической системы DALI Ikon 8
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы DALI Ikon 8

В традициях DALI и, собственно, серии Ikon, колонки имеют ровное, музыкальное звучание, глубокий бас, к тому же, они совершенно не требовательны к усилителю. Впрочем, в погоне за комфортностью звука Ikon 8 излишне сглаживают мелкие детали тембров и скорость временных переходов. Эти акустические системы венчают обширную линейку Ikon, логично являясь самыми крупными представителями этого семейства.