Конкурс "Серебряная камера"

Конкурс «Серебряная камера» был учрежден четыре года назад Московским домом фотографии совместно с правительством Москвы и московским же комитетом по культуре. Главной темой изначально был заявлен «лучший фоторепортаж о Москве», основной целью — создание фотолетописи и сохранение исторического наследия столицы. Это дало возможность некоторым скептикам предрекать конкурсу незавидную судьбу местечкового соревнования на призы московской мэрии. Довольно скоро, впрочем, стало понятно: «Серебряная камера» — это не столько проект-однодневка, сделанный по специальному заказу, сколько солидный фотографический конкурс, пользующийся популярностью среди профессионалов.

Главный показатель здесь — увеличивающееся год от года количество присланных на конкурс работ. По оценке Нины Левитиной, куратора выставки проектов, открывшейся за месяц до подведения итогов конкурса, «если в прошлом году их было около четырех тысяч, то в этом уже более шести. Если же брать два года, то количество присланных работ увеличилось в два раза». В конкурсе принимают участие и уже признанные мэтры отечественной фотографии, причем придерживающиеся самых разных, зачастую противоположных взглядов на роль фотографа в обществе — вроде Георгия Колосова, Игоря Мухина, Александра Абазы, а также «актуальные» художники — Ольга Чернышева, Семен Файбисович, Сергей Братков и другие.

Наталья Павловская. Серия "Москва - панорама"

С каждым годом все увеличивается число номинаций, а следовательно, и количество спонсоров конкурса. С другой стороны, конкурс пользуется успехом и у зрителей. Согласно данным, приведенным директором Московского дома фотографии Ольги Свибловой, посещаемость выставки была вполне сопоставимой с популярностью самых удачных для МДФ проектов, вроде прошлогодней ретроспективы Хельмута Ньютона. При этом особенно отрадным был большой процент заинтересовавшейся конкурсом молодежи: из 12 тысяч проголосовавших на сайте МДФ за приз зрительских симпатий 10 тысяч не достигли 25 лет.

Итак, спустя всего четыре года после учреждения «Серебряной камеры» можно смело сказать: этот конкурс стал главным смотром достижений отечественных фотографов за прошедший год. Слова об «отечественном фотографическом «Оскаре»», которые изначально казались не более чем метафорой, постепенно стали произносить на полном серьезе и самые известные специалисты по фотографии, и критики, и сами фотографы. Вместе с тем именно в этом году конкурс подвергся, пожалуй, самой серьезной с момента своего возникновения и во многих случаях вполне обоснованной критике. Попробуем взглянуть на причины популярности конкурса, его положительные стороны и основные недостатки.

Игорь Мухин. Серия "8 сюжетов о Красной площади"

Нельзя сказать, что «Серебряная камера» возникла в конце 1999 года на пустом месте. К моменту учреждения конкурса в России уже шел тот самый «фотографический бум», плоды которого мы видим сейчас в виде растущего в геометрической прогрессии числа фотографических выставок и достаточно активного развития отечественного фоторынка. В популяризацию фотографии в России главный вклад внес, безусловно, именно МДФ. Причем не только некоторыми громкими и, заметим, очень грамотными пиаровскими приемами, за которые Свиблову в свое время не пнул только ленивый. Именно в МДФ в рамках выставок и фестивалей были показаны работы практически всех мировых классиков фотографии, от Ман Рэя до Сары Мун. Менее чем за десятилетие, после долгого периода забвения и изоляции от важнейших мировых фотографических тенденций и течений, начавшегося еще во второй половине тридцатых годов, мы фактически стали догонять весь остальной мир.

Конечно, «догнать и перегнать» страны с самыми давними фотографическими традициями, вроде Германии и Франции, не удастся при всем желании, но Россия очень вовремя встроилась в главные мировые тенденции. Так, например, разного рода фотобиеннале и фестивали размножились по всей Европе именно в последние десять-пятнадцать лет: за два года до Московского биеннале возникли FotoEspana и Братиславский фестиваль фотографии, вот-вот должны стартовать фестивали в Берлине и Вене. То же самое происходит и в сфере возникновения новых фотографических премий и наград, и в развитии фотографического рынка, бум которого, как известно, пришелся на конец девяностых.

Владимир Мишуков. Серия "Огоньки"

Где-то к концу девяностых в области фотографии в России произошел качественный скачок. Первоначальный интерес был насыщен, важные рубежи завоеваны. Активный интерес к фотографии стали проявлять главные отечественные музеи, вроде ГМИИ и Эрмитажа, и стилеобразующие галереи современного искусства. Три главные на сегодняшний день московские галереи, работающие исключительно с фотографией, возникли приблизительно к этому же времени: с 1999 активность на рынке стала проявлять галерея «Фотосоюз», в 2000 возникла «АртКоллегия», в 2001 — «Галерея им. братьев Люмьер». Широкий интерес к фотографии как к искусству, занятому фиксацией истории, подогревался и возникшим в тот момент интересом ко «всему отечественному», от исторических катаклизмов до телесериалов. Своего же фотографического конкурса в России тогда не было. Существовавший уже несколько лет к тому времени конкурс фестиваля «Интерфото» так и не смог четко позиционировать себя как главный отечественный фотоконкурс: с одной стороны, этому мешала его узкопрофессиональная установка, с другой — нечетко прописанная драматургия, перебои с финансированием (и как следствие несоблюдение четкого графика проведения конкурса) и наличие среди его учредителей двух американских фотографов (что мешало позиционировать его в качестве «нашей» инициативы).

Эту нишу и заняла возникшая «Серебряная камера». Конкурсу изначально удалось соблюсти несколько основных правил. С одной стороны, это был конкурс с четкой драматургией и правилами. Три заявленных изначально номинации — «Архитектура», «Лица», «События и повседневная жизнь» — не менялись, размер гран-при ($5 тыс.) оставался тем же. Были здесь и грамотно выстроенные сенсации. Даже произошедшая в прошлом году за неделю до подведения итогов утечка информации о призерах только подогрела интерес к самому событию. С другой стороны, изначально высоко была поднята планка: работы на конкурс отбирали и в жюри заседали главные отечественные профессионалы в области фотографии вроде Владимира Левашова, Андрея Баскакова и Галины Скоробогатовой.

Владимир Мишуков. Серия "Неоновые мечты"

Так что же все-таки произошло с «Серебряной камерой» в этом году? В том то и дело, что не произошло решительно ничего, и это грустно. Сошлюсь здесь на собственные впечатления, которые, впрочем, как выясняется из разговоров с коллегами, разделяют многие. Выставка проектов, претендовавших на призы, поразила безликостью, практически полным отсутствием неожиданных ходов, нетривиальных решений. И дело здесь было не в отборе работ: предполагаю, что вывесили как раз лучшие 700 снимков из 6 тысяч. И вовсе не в том, что серии на этот раз показывали анонимно — для того, чтобы зрители голосовали беспристрастно, не отвлекаясь на уже известные (и любимые) имена. Но именно отсутствие имен высветило те недостатки, которые, возможно, в ином случае видны были бы не столь явно.

Потрясло, например, какое-то невероятное количество повторов давно известных ходов. «Сплошной Мухин вокруг», — выразил общее мнение один из зрителей. Действительно, фирменный стиль Игоря Мухина легко прочитывался в «Восьми сюжетах о Красной площади» — проекте, который в итоге и получил гран-при в серии «События и повседневная жизнь». Но Мухин прочитывался и не менее чем в дюжине других проектов. Иногда подражатели действовали столь ловко, что отличить серии мог только профессионал, способный понять, какой камерой был снят тот или иной сюжет. То же с Владимиром Мишуковым: стоило ему в том году вывесить серию «В красном» — и вот, пожалуйста, тот же самый ход повторен еще в нескольких проектах. Я говорила с Мишуковым на второй день после открытия выставки — в ответ на мое недоумение он ответил: «Ну что ты, я стараюсь себя самого никогда не повторять». Поднявшись на третий этаж, просмотрев все 700 работ, хотелось уже кричать во весь голос: «Господа, сколько можно!».

Владимир Мишуков. Серия "Неоновые мечты"

Каждый год «Серебряную камеру» упрекают — в том числе и непрошедшие в финал участники конкурса — в одном и том же: дескать, список победителей можно предугадать изначально, в нем всегда одни и те же. Действительно, в этом году гран-при во всех трех номинациях взяли мэтры отечественной фотографии: те же Мухин (серия «Восемь сюжетов о Красной площади») с Мишуковым (проекты «Культ семьи» и «Неоновые мечты», номинация «Лица») да Илья Кейтельгиссер (проект «Прогулки по Москве», номинация «Архитектура»). Один из проектов Мишукова, честно говоря, для меня был полной неожиданностью: если за «Культом семьи», и особенно «Прасковьей» (получившей второй «Приз зрительских симпатий»), Мишуков вполне угадывался, то вот «Неоновые мечты» с их яркими цветовыми решениями и сюжетами в духе антиглобалистских проектов молодых западных фотографов я лично с Мишуковым не проассоциировала.

Легко прочитывался в работах серии «Братья и сестры» и Георгий Колосов, получивший за них второй приз в номинации «Лица». Но в этой стилистике современный пикториалист Колосов, с его излюбленными приемами (съемки мягкорисующей оптикой, применение монокля, игры с пространством и оптическими эффектами) и стремлением прикоснуться к красоте и таинству мира, работает уже дай Бог не менее двадцати лет и имеет немало подражателей. Первый приз зрительских симпатий, доставшийся Владимиру Вяткину (серия «Девушки: рыбы и птицы»), также удивления не вызвал, тем более что вяткинский репортаж о девушках-синхронистках до боли знаком по фестивалю «Интерфото». Имена других призеров также давно знакомы, в том числе и по прошлым «Серебряным камерам»: здесь и Первов, и Каптилкин, и Зинченко, и Нилин. Порадовал выбор жюри в номинации «Лучшему молодому фотографу»: московские улочки и дворики Натальи Павловской и особенно сюрреалистическое метро Георгия Кеймака по стилистике напомнили работы скорее авторов питерской школы фотографии.

Впрочем, касательно упрека в продвижении одних и тех же. Но где же «Серебряной камере», интересно, взять другие имена, если из года в год качественные, интересные проекты делают одни и те же? А другие, которых становится все больше и больше, повторяют потом, с удивительным, конечно, профессионализмом, удачно найденные мэтрами ходы? Когда та же Нина Левитина говорит о неуклонном повышении качества работ, присланных на конкурс, в это вполне верится. Действительно, результаты последних двух лет показывают: «Серебряная камера» вышла на определенный, достаточно качественный средний уровень, но рискует, к сожалению, на нем и застыть. Этот уровень в прошлом году казался приемлемым, сейчас осознается как недостаточный, а повторение того же самого на следующий год будет равносильно признанию в несостоятельности конкурса.

Владимир Вяткин. Серия "Девушки: рыбы и птицы"

Мы же сами радуемся, что за этот год зрительский и профессиональный интерес к фотографии в России вышел на новый уровень. Об этом говорят и очереди на выставки, и повышение цен на отпечатки во всех фотогалереях, и, например, стремление глянцевых журналов все больше заказывать съемок своим, отечественным фотографам — тому же Мишукову, например. Вспоминается недавний разговор с врачом в поликлинике: узнав, что я пишу о фотографии, женщина полчаса выспрашивала меня о том, где купить снимки для украшения интерьера, и о том, что такое винтаж. Чтобы насытить явно возникший у аудитории фотографический голод, нужен новый прорыв.

Для него не хватает-то как раз не усредненного качества, а своего взгляда, только тобой выстраданной идеи. Той, из-за которой не спишь ночами, концепции, за утверждение которой готов бороться, потому что она только твоя. Не хватает представления о том, что такое профессиональный фотограф, — это часто чувствуется при разговоре с молодыми ребятами и посещении фотошкол. Потрясла, например, недавняя беседа с одним из молодых фотографов: в ответ на рекомендацию сделать проект для «Серебряной камеры» он спросил меня, нельзя ли что-то сварганить из того, что у него имеется. Не хватает элементарного знания каких-то основных тенденций мировой фотографии. Ведь многое из того, что у нас выдается за вершины отечественного фотоискусства, для немецких, французских, чешских фотографов является обычным, каждодневным, привычным уровнем качества. Его я видела, например, на открытках с видами городов осенью в Берлине и Праге. Ну попробуйте, господа, заимствовать не только у Мухина с Мишуковым, а хотя бы у Йозефа Куделки или Андреаса Гурски. Глядишь, и появится разнообразие, к которому все так призывают. Тогда и «Серебряная камера» следующего года поразит всех невиданным количеством смелых, авторских проектов, преодолеет болезнь роста и оправдает все возрастающие зрительские ожидания.


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

ViewSonic представляет новые технологии визуализации на выставке ISE 2015
12 февраля 2015
Новости

ViewSonic представляет новые технологии визуализации на выставке ISE 2015

Москва, 12 февраля 2015 г. — Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, на выставке ISE 2015, проходившей в Амстердаме с 10 по 12 февраля, продемонстрировала линейку сетевых проекторов с абсолютно новым дизайном LightStream™ и новые профессиональные коммерческие дисплеи с высоким качеством изображения и новыми интеллектуальными функциями.

Вся правда о фотопленках
15 марта 2004
Советы

Вся правда о фотопленках

Вы думаете, что фотопленку производят только 4—5 фирм? Уверены, что самая лучшая и универсальная фотопленка 400 ISO? Не понимаете, что означают различные кривые, изображенные в рекламных буклетах тех или иных фотопленок? Тогда развейте свои догадки и заблуждения, узнайте ВСЮ ПРАВДУ О ФОТОПЛЕНКАХ из этой статьи! НЕМНОГО ИСТОРИИ Что такое фотопленка? Ответить на этот вопрос можно так: это гибкая прозрачная основа, на которую нанесен светочувствительный эмульсионный слой.

Обзор фотокамеры Olympus E-PM2
6 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотокамеры Olympus E-PM2

Новинка серии Pen Mini действительно миниатюрнее прочих беззеркальных фотокамер Olympus. Например, E-PM2 на несколько миллиметров тоньше и на полсотни граммов легче обновленной E-PL5. В сущности, габариты, да еще жестко закрепленный в корпусе дисплей — практически все, что отличает «мини» от старшей сестры.

Huawei представляет смартфон nova в России
1 ноября 2016
Новости

Huawei представляет смартфон nova в России

Huawei объявляет о начале продаж смартфона nova в России. Анонсированное на берлинской выставке технологий IFA 2016 устройство стало первой моделью в новой линейке гаджетов компании для активных и современных пользователей. Яркий и притягательный дизайн, камеры для съемки в самых разных ситуациях, мощная начинка для решения любых задач – все это о Huawei nova.

Новая линейка продуктов Logitech UE: слушайте музыку семью способами
31 августа 2012
Новости

Новая линейка продуктов Logitech UE: слушайте музыку семью способами

Ньюарк, Калифорния — 29 августа 2012 — сегодня швейцарская компания Logitech (SIX: LOGN) (NASDAQ: LOGI) откликнулась на пожелания поклонников музыки, которые мечтают о чистом звуке без помех и представила новую линейку продуктов Logitech UE™. Она позволяет пользователям наслаждаться музыкой когда и где угодно на протяжении целого дня, обеспечивая непрерывное беспроводное соединение без помех.

Новая версия GIMP 2.10.0 предлагает обновлённый интерфейс, обработку 32-битных изображений и многое другое.
3 мая 2018
Новости

Новая версия GIMP 2.10.0 предлагает обновлённый интерфейс, обработку 32-битных изображений и многое другое.

Редактор изображений с открытым исходным кодом GIMP был обновлен до версии 2.10.0 Новая версия - это результат шести лет работы, которая изначально была направлена на перенос программы на новый движок обработки изображений GEGL. Обновлённый GIMP включает новые и улучшенные инструменты, лучшую поддержку форматов файлов, различные улучшения при работе с интерфейсом, обновленную поддержку управления цветом, множество улучшений, рассчитанных на художников и фотографов, редактирование метаданных и многое другое.

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A580
29 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровой зеркальной фотокамеры Sony Alpha DSLR-A580

Модели 500-й серии отличаются от других любительских зеркальных камер Sony высокой функциональной насыщенностью и предназначены для опытных фотолюбителей.

Обзор мультимедийного проектора Mitsubishi Electric UD140U
18 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного проектора Mitsubishi Electric UD140U

На рынке проекторов не так много моделей портативного класса с разрешением WUXGA, и UD740U — как раз один из таких аппа¬ратов. Его вес (4,1 кг) позволяет транспортировать устройство, хотя многие его функции будут полезны при использовании модели в ка¬честве стационарного проектора. Световой поток UD740U достига¬ет 4100 ANSI-Lm, поэтому аппарат может применяться в хорошо освещенных помещениях.

Новый MultiPhone 7600 DUO от Prestigio — большой экран, большие возможности!
18 марта 2014
Новости

Новый MultiPhone 7600 DUO от Prestigio — большой экран, большие возможности!

13 марта 2014 г. — Европейский бренд Prestigio представил свой первый смартфон в категории «планшетофон». MultiPhone 7600 DUO с 6-ти дюймовым OGS-экраном, 13-мегапиксельной камерой и NFC-чипом создан специально для любителей высоких скоростей, больших форматов и качественных фотографий. MultiPhone 7600 DUO — отличный вариант для тех пользователей, которые хотели бы соединить достоинства смартфона и планшета в одном устройстве. Несмотря на достаточно широкий экран — 6 дюймов (15,2 см), телефон удобен в обращении и легко помещается в ладони, благодаря ультратонкому корпусу, толщина которого всего 8,4 мм.

Представляем вашему вниманию две новинки от компании Bryston
16 ноября 2012
Новости

Представляем вашему вниманию две новинки от компании Bryston

Канадская компания Bryston анонсировала две новинки. Это цифровой-аналоговый преобразователь BDA-2 и аудиопроигрыватель BDP-2.