Конкурс «Серебряная камера» был учрежден четыре года назад Московским домом фотографии совместно с правительством Москвы и московским же комитетом по культуре. Главной темой изначально был заявлен «лучший фоторепортаж о Москве», основной целью — создание фотолетописи и сохранение исторического наследия столицы. Это дало возможность некоторым скептикам предрекать конкурсу незавидную судьбу местечкового соревнования на призы московской мэрии. Довольно скоро, впрочем, стало понятно: «Серебряная камера» — это не столько проект-однодневка, сделанный по специальному заказу, сколько солидный фотографический конкурс, пользующийся популярностью среди профессионалов.
Главный показатель здесь — увеличивающееся год от года количество присланных на конкурс работ. По оценке Нины Левитиной, куратора выставки проектов, открывшейся за месяц до подведения итогов конкурса, «если в прошлом году их было около четырех тысяч, то в этом уже более шести. Если же брать два года, то количество присланных работ увеличилось в два раза». В конкурсе принимают участие и уже признанные мэтры отечественной фотографии, причем придерживающиеся самых разных, зачастую противоположных взглядов на роль фотографа в обществе — вроде Георгия Колосова, Игоря Мухина, Александра Абазы, а также «актуальные» художники — Ольга Чернышева, Семен Файбисович, Сергей Братков и другие.
Наталья Павловская. Серия "Москва - панорама" С каждым годом все увеличивается число номинаций, а следовательно, и количество спонсоров конкурса. С другой стороны, конкурс пользуется успехом и у зрителей. Согласно данным, приведенным директором Московского дома фотографии Ольги Свибловой, посещаемость выставки была вполне сопоставимой с популярностью самых удачных для МДФ проектов, вроде прошлогодней ретроспективы Хельмута Ньютона. При этом особенно отрадным был большой процент заинтересовавшейся конкурсом молодежи: из 12 тысяч проголосовавших на сайте МДФ за приз зрительских симпатий 10 тысяч не достигли 25 лет.
Итак, спустя всего четыре года после учреждения «Серебряной камеры» можно смело сказать: этот конкурс стал главным смотром достижений отечественных фотографов за прошедший год. Слова об «отечественном фотографическом «Оскаре»», которые изначально казались не более чем метафорой, постепенно стали произносить на полном серьезе и самые известные специалисты по фотографии, и критики, и сами фотографы. Вместе с тем именно в этом году конкурс подвергся, пожалуй, самой серьезной с момента своего возникновения и во многих случаях вполне обоснованной критике. Попробуем взглянуть на причины популярности конкурса, его положительные стороны и основные недостатки.
Игорь Мухин. Серия "8 сюжетов о Красной площади" Нельзя сказать, что «Серебряная камера» возникла в конце 1999 года на пустом месте. К моменту учреждения конкурса в России уже шел тот самый «фотографический бум», плоды которого мы видим сейчас в виде растущего в геометрической прогрессии числа фотографических выставок и достаточно активного развития отечественного фоторынка. В популяризацию фотографии в России главный вклад внес, безусловно, именно МДФ. Причем не только некоторыми громкими и, заметим, очень грамотными пиаровскими приемами, за которые Свиблову в свое время не пнул только ленивый. Именно в МДФ в рамках выставок и фестивалей были показаны работы практически всех мировых классиков фотографии, от Ман Рэя до Сары Мун. Менее чем за десятилетие, после долгого периода забвения и изоляции от важнейших мировых фотографических тенденций и течений, начавшегося еще во второй половине тридцатых годов, мы фактически стали догонять весь остальной мир.
Конечно, «догнать и перегнать» страны с самыми давними фотографическими традициями, вроде Германии и Франции, не удастся при всем желании, но Россия очень вовремя встроилась в главные мировые тенденции. Так, например, разного рода фотобиеннале и фестивали размножились по всей Европе именно в последние десять-пятнадцать лет: за два года до Московского биеннале возникли FotoEspana и Братиславский фестиваль фотографии, вот-вот должны стартовать фестивали в Берлине и Вене. То же самое происходит и в сфере возникновения новых фотографических премий и наград, и в развитии фотографического рынка, бум которого, как известно, пришелся на конец девяностых.
Владимир Мишуков. Серия "Огоньки" Где-то к концу девяностых в области фотографии в России произошел качественный скачок. Первоначальный интерес был насыщен, важные рубежи завоеваны. Активный интерес к фотографии стали проявлять главные отечественные музеи, вроде ГМИИ и Эрмитажа, и стилеобразующие галереи современного искусства. Три главные на сегодняшний день московские галереи, работающие исключительно с фотографией, возникли приблизительно к этому же времени: с 1999 активность на рынке стала проявлять галерея «Фотосоюз», в 2000 возникла «АртКоллегия», в 2001 — «Галерея им. братьев Люмьер». Широкий интерес к фотографии как к искусству, занятому фиксацией истории, подогревался и возникшим в тот момент интересом ко «всему отечественному», от исторических катаклизмов до телесериалов. Своего же фотографического конкурса в России тогда не было. Существовавший уже несколько лет к тому времени конкурс фестиваля «Интерфото» так и не смог четко позиционировать себя как главный отечественный фотоконкурс: с одной стороны, этому мешала его узкопрофессиональная установка, с другой — нечетко прописанная драматургия, перебои с финансированием (и как следствие несоблюдение четкого графика проведения конкурса) и наличие среди его учредителей двух американских фотографов (что мешало позиционировать его в качестве «нашей» инициативы).
Эту нишу и заняла возникшая «Серебряная камера». Конкурсу изначально удалось соблюсти несколько основных правил. С одной стороны, это был конкурс с четкой драматургией и правилами. Три заявленных изначально номинации — «Архитектура», «Лица», «События и повседневная жизнь» — не менялись, размер гран-при ($5 тыс.) оставался тем же. Были здесь и грамотно выстроенные сенсации. Даже произошедшая в прошлом году за неделю до подведения итогов утечка информации о призерах только подогрела интерес к самому событию. С другой стороны, изначально высоко была поднята планка: работы на конкурс отбирали и в жюри заседали главные отечественные профессионалы в области фотографии вроде Владимира Левашова, Андрея Баскакова и Галины Скоробогатовой.
Владимир Мишуков. Серия "Неоновые мечты" Так что же все-таки произошло с «Серебряной камерой» в этом году? В том то и дело, что не произошло решительно ничего, и это грустно. Сошлюсь здесь на собственные впечатления, которые, впрочем, как выясняется из разговоров с коллегами, разделяют многие. Выставка проектов, претендовавших на призы, поразила безликостью, практически полным отсутствием неожиданных ходов, нетривиальных решений. И дело здесь было не в отборе работ: предполагаю, что вывесили как раз лучшие 700 снимков из 6 тысяч. И вовсе не в том, что серии на этот раз показывали анонимно — для того, чтобы зрители голосовали беспристрастно, не отвлекаясь на уже известные (и любимые) имена. Но именно отсутствие имен высветило те недостатки, которые, возможно, в ином случае видны были бы не столь явно.
Потрясло, например, какое-то невероятное количество повторов давно известных ходов. «Сплошной Мухин вокруг», — выразил общее мнение один из зрителей. Действительно, фирменный стиль Игоря Мухина легко прочитывался в «Восьми сюжетах о Красной площади» — проекте, который в итоге и получил гран-при в серии «События и повседневная жизнь». Но Мухин прочитывался и не менее чем в дюжине других проектов. Иногда подражатели действовали столь ловко, что отличить серии мог только профессионал, способный понять, какой камерой был снят тот или иной сюжет. То же с Владимиром Мишуковым: стоило ему в том году вывесить серию «В красном» — и вот, пожалуйста, тот же самый ход повторен еще в нескольких проектах. Я говорила с Мишуковым на второй день после открытия выставки — в ответ на мое недоумение он ответил: «Ну что ты, я стараюсь себя самого никогда не повторять». Поднявшись на третий этаж, просмотрев все 700 работ, хотелось уже кричать во весь голос: «Господа, сколько можно!».
Владимир Мишуков. Серия "Неоновые мечты" Каждый год «Серебряную камеру» упрекают — в том числе и непрошедшие в финал участники конкурса — в одном и том же: дескать, список победителей можно предугадать изначально, в нем всегда одни и те же. Действительно, в этом году гран-при во всех трех номинациях взяли мэтры отечественной фотографии: те же Мухин (серия «Восемь сюжетов о Красной площади») с Мишуковым (проекты «Культ семьи» и «Неоновые мечты», номинация «Лица») да Илья Кейтельгиссер (проект «Прогулки по Москве», номинация «Архитектура»). Один из проектов Мишукова, честно говоря, для меня был полной неожиданностью: если за «Культом семьи», и особенно «Прасковьей» (получившей второй «Приз зрительских симпатий»), Мишуков вполне угадывался, то вот «Неоновые мечты» с их яркими цветовыми решениями и сюжетами в духе антиглобалистских проектов молодых западных фотографов я лично с Мишуковым не проассоциировала.
Легко прочитывался в работах серии «Братья и сестры» и Георгий Колосов, получивший за них второй приз в номинации «Лица». Но в этой стилистике современный пикториалист Колосов, с его излюбленными приемами (съемки мягкорисующей оптикой, применение монокля, игры с пространством и оптическими эффектами) и стремлением прикоснуться к красоте и таинству мира, работает уже дай Бог не менее двадцати лет и имеет немало подражателей. Первый приз зрительских симпатий, доставшийся Владимиру Вяткину (серия «Девушки: рыбы и птицы»), также удивления не вызвал, тем более что вяткинский репортаж о девушках-синхронистках до боли знаком по фестивалю «Интерфото». Имена других призеров также давно знакомы, в том числе и по прошлым «Серебряным камерам»: здесь и Первов, и Каптилкин, и Зинченко, и Нилин. Порадовал выбор жюри в номинации «Лучшему молодому фотографу»: московские улочки и дворики Натальи Павловской и особенно сюрреалистическое метро Георгия Кеймака по стилистике напомнили работы скорее авторов питерской школы фотографии.
Впрочем, касательно упрека в продвижении одних и тех же. Но где же «Серебряной камере», интересно, взять другие имена, если из года в год качественные, интересные проекты делают одни и те же? А другие, которых становится все больше и больше, повторяют потом, с удивительным, конечно, профессионализмом, удачно найденные мэтрами ходы? Когда та же Нина Левитина говорит о неуклонном повышении качества работ, присланных на конкурс, в это вполне верится. Действительно, результаты последних двух лет показывают: «Серебряная камера» вышла на определенный, достаточно качественный средний уровень, но рискует, к сожалению, на нем и застыть. Этот уровень в прошлом году казался приемлемым, сейчас осознается как недостаточный, а повторение того же самого на следующий год будет равносильно признанию в несостоятельности конкурса.
Владимир Вяткин. Серия "Девушки: рыбы и птицы" Мы же сами радуемся, что за этот год зрительский и профессиональный интерес к фотографии в России вышел на новый уровень. Об этом говорят и очереди на выставки, и повышение цен на отпечатки во всех фотогалереях, и, например, стремление глянцевых журналов все больше заказывать съемок своим, отечественным фотографам — тому же Мишукову, например. Вспоминается недавний разговор с врачом в поликлинике: узнав, что я пишу о фотографии, женщина полчаса выспрашивала меня о том, где купить снимки для украшения интерьера, и о том, что такое винтаж. Чтобы насытить явно возникший у аудитории фотографический голод, нужен новый прорыв.
Для него не хватает-то как раз не усредненного качества, а своего взгляда, только тобой выстраданной идеи. Той, из-за которой не спишь ночами, концепции, за утверждение которой готов бороться, потому что она только твоя. Не хватает представления о том, что такое профессиональный фотограф, — это часто чувствуется при разговоре с молодыми ребятами и посещении фотошкол. Потрясла, например, недавняя беседа с одним из молодых фотографов: в ответ на рекомендацию сделать проект для «Серебряной камеры» он спросил меня, нельзя ли что-то сварганить из того, что у него имеется. Не хватает элементарного знания каких-то основных тенденций мировой фотографии. Ведь многое из того, что у нас выдается за вершины отечественного фотоискусства, для немецких, французских, чешских фотографов является обычным, каждодневным, привычным уровнем качества. Его я видела, например, на открытках с видами городов осенью в Берлине и Праге. Ну попробуйте, господа, заимствовать не только у Мухина с Мишуковым, а хотя бы у Йозефа Куделки или Андреаса Гурски. Глядишь, и появится разнообразие, к которому все так призывают. Тогда и «Серебряная камера» следующего года поразит всех невиданным количеством смелых, авторских проектов, преодолеет болезнь роста и оправдает все возрастающие зрительские ожидания.
Комментарии