Классный дедушка

Марк Борисович Марков-Гринберг (7 ноября 1907, Ростов-на-Дону — 1 ноября 2006, Москва) — советский фотограф, фотохудожник.

Текст: Наталья Ударцева.

Вид на Кремль с 14-го этажа гостиницы «Москва». 1930 Вид на Кремль с 14-го этажа гостиницы «Москва». 1930


В 1925 году стал фотокорреспондентом ростовской газеты «Советский Юг» и внештатным корреспондентом журнала «Огонек». В 1926-м переехал в Москву. Работал фотокорреспондентом профсоюзных журналов, снимал для журнала «Смена».

В 1938 году был приглашен в агентство ТАСС. Фотографии публиковались в журнале «СССР на стройке».

С первых дней Великой Отечественной войны — рядовой на фронте, с 1943 года — фотокорреспондент газеты «Слово бойца». После войны служил в звании капитана фотокорреспондентом в «Красноармейской иллюстрированной газете».

В 1950-е годы работал фотографом в издательстве ВДНХ и в журнале «Клуб и художественная самодеятельность».

Участвовал во многих советских и зарубежных фотовыставках.

Почетный член Союза фотохудожников России.

Работы Маркова-Гринберга были показаны в Австралии, Германии, Франции, Англии, Италии, Нидерландах, Дании, Португалии, Югославии, Сингапуре, Венгрии, Румынии, Польше и других странах.

Марк Марков-Гринберг не дожил всего год до своего столетия.

Мы с Натальей Марковной, дочерью классика советской фотографии, оставив срочные дела, пьем чай и вспоминаем.

— Почему у Вашего отца двойная фамилия — Марков-Гринберг?

— Когда Марк Борисович начал работать фоторепортером в отделе происшествий городской газеты в Ростове-на-Дону, редактор посоветовал ему «не светить» свою настоящую фамилию. Время было неспокойное: двадцатые годы, криминал. Редактор быстро придумал ему псевдоним: «Зовут тебя Марк — будешь Марковым». Долгое время, уже перебравшись в Москву, отец публиковался как «Марк Марков». Когда началась борьба с космополитизмом в конце 40-х — начале 50-х, когда из всех редакций стали увольнять фотографов-евреев, он добавил к псевдониму реальную фамилию, объяснив свой поступок так: «Пусть все знают, кто есть кто».

— Получается, это был осознанный поступок и тихий протест?

— Получается.

— А какой он был, Марк Борисович Марков-Гринберг?

— К сожалению, я мало что знаю о его работе. Он все время был в командировках. Знаю, что он легко сходился с людьми, был контактный и легкий в общении человек. Скромный, преданный работе и друзьям. О его друзьях никому не позволялось говорить неодобрительно — он вскипал.

— Он не пытался научить Вас фотографии?

 

— Пытался, но из этого ничего не вышло. В детстве он подарил мне широкопленочную камеру, я что-то пощелкала, он проявил, напечатал, далее как-то у меня не пошло. Не было условий. Мы жили в коммунальной квартире. Позже, когда мы переехали в отдельную квартиру и ему в этом же доме дали мастерскую, он как-то пригласил меня помочь ему с печатью фотографий. Но я все делала не так: не так держала пинцет, не так погружала бумагу в раствор, короче, все не так! Марк Борисович остался недоволен, а я решила, что никогда не буду фотографом, и после школы поступила в пединститут. Вообще не люблю фотографироваться, и мне не нравилось, когда Дед меня снимал.

Наталья Марковна показывает на свой портрет, висящий на стене.

— Вот это снято на цветную пленку. Дед только начал ее осваивать. Я вся получилась тона рыжей занавески, на фоне которой стояла. При печати он перевел фото в ч/б, получилось лучше, чем в цвете. Не увлекся он цветной фотографией. То ли ему не понравилось, то ли условий не было — не знаю.

Наталья Марковна называет отца Дед, она вкладывает другой смысл, а звучит как в американских семьях: Dad — папа, папочка.

Мы вспоминаем Марка Гроссе, и наше знакомство с Натальей Марковной в Перпиньяне на фотофестивале в 2002-м, где Марк организовал выставку Марка Борисовича.

— Да, а Вы знаете, чем потряс нас Марк Гроссе? Ведь Дед никого не подпускал к своим негативам. А ему доверил. Марк пришел к нам, достал белые перчатки и приготовился смотреть негативы. Дед был сражен. Он достал свои альбомчики, в которых хранились довоенные негативы. Те самые альбомчики, которые мама с собой забирала в Барнаул, в эвакуацию. Это единственное, что сохранилось из довоенного. То, что оставалось в Москве, сожгли. Было холодно, чтобы обогреться, жгли все, что могло гореть.

— Во Франции была его первая персональная выставка?

— Нет, первая была в Литве в 1985-м году. Но персональной выставки в России не было. Ретроспективная выставка была в Центре имени братьев Люмьер в этом году.

Я листаю альбом, который был сделан к открытию выставки. На обложке моя любимая фотография — «Девушка с веслом».

— Знаете, это очень символично, что девушка с веслом — сексуальный вызов советской эпохе — на обложке ретроспективного альбома Марка Борисовича. Помните, я приезжала к Вам, когда ему исполнилось 95 лет? Когда мы с ним дошли до этой фотографии, он спросил меня: «Правда, она сексуальна?». Я чуть со стула не свалилась: «Ай да Марк Борисович — в 95 лет!».

— Ну что Вы, это слово совсем не из его лексикона…

— Ну, возможно, он употребил слово «эротичная».

— На самом деле он в последние годы потеплел к этой фотографии: ее все печатали, она всем нравилась. Но своими «визитными карточками» он считал портрет Никиты Изотова, стахановца из Горловки, и фотографию установки звезды на Спасской башне. Об Изотове у него целый цикл: он ездил к нему в Горловку, снимал его с семьей и в работе. Ему сам Изотов нравился. Как человек.

— Знаете, Наталья Марковна, Ваш отец был очень смелым. Об этом говорят его фотографии. Он не боялся неожиданного построения кадра, резкого обрезания предметов. Возьмите этот снимок звезды на башне Кремля: смотрите, как смело он режет руку памятника. У него много новаторских снимков с передним планом, с обрезанными деталями, создающими объем в кадре.

Мы смотрим фотографии, Наталья Марковна добавляет:

— К выставке мне удалось найти ранее не печатавшиеся кадры.

— До войны он работал в Фотохронике ТАСС, потом ушел на войну. Что было дальше?

— Он ушел на фронт из Фотохроники ТАСС, но после войны его туда уже не пригласили.

— Как он войну выдержал?

— А как остальные?

— Мне кажется, он был такой хрупкий.

— Ну, это Вам показалось. Вы его видели уже в старости, он весь согнулся и ростом меньше стал. А был очень спортивный человек. Играл в футбол, хорошо плавал. Во время войны он все время был в армии — передвигался с частями.

Наталья Марковна достает листочки, исписанные мелким почерком.

— Вот, нашла в его бумагах. Возможно, это ответы на вопросы, как ему было на фронте.

Она читает:

«Например, съемка героев. На рассвете — на передовую. Съемка в экстремальных условиях. Возвращение на перекладных в редакцию. Проявка пленки и ночная печать. И так ежедневно. Засыпал у увеличителя. Все кадры, связанные с Великой Отечественной войной, мне очень дороги. Особенно на Курской дуге. Радовался успехам моей армии и радовался приезду Евзерихина — связи с Большой Землей. Радовался времени, когда я мог выспаться. Убийственно хотелось спать».

А вот еще:

«Самым дорогим был День Победы. Ловил себя на том, что, ликуя со своими боевыми друзьями, я забывал о своих репортерских обязанностях и давал ФЭДу отдыхать больше, чем ему надо было».

Минуту мы молчим, переживая эмоциональный привет из прошлого. Потом Наталья Марковна продолжает:

— В конце 52-го года отца «попросили» из «Иллюстрированной газеты». Всех стали выгонять, подчищать. Отцу предложили: или уволиться из армии, или поехать в Дальневосточный военный округ жить и работать. Он предпочел уволиться. Но после этого долго никуда не мог устроиться. Дед дружил с семьей Родченко. Варвара Степанова, жена Родченко, помогла ему найти работу на ВДНХ. К этому времени там многие оказались, кого по пятому пункту уволили. Работал в фотоиздательстве ВДНХ до 1957 года. А потом устроился в журнал «Художественная самодеятельность». Были два журнала, в «Клубе» работал Диамент, а в «Художественной самодеятельности» — отец, а потом эти два журнала объединили, и стал он назваться «Клуб и художественная самодеятельность». В нем отец проработал с 1957 до 1973 года, до выхода на пенсию. Веселая была жизнь, — Наталья Марковна горько улыбается.

— Недавно мне принесли рецензию одной из центральных газет на выставку в Центре имени братьев Люмьер. Под снимком «Повариха» написано: «лакировка советской действительности». Смешно! На снимке тарелки — разномастные, битые, повариха — бабеха с лапищами. И трактовка — «лакировка действительности». Может, потому, что лицо поварихи блестит? А на самой выставке я услышала мнение по поводу снимка из концлагеря Штутгоф, помните, где рука из печи: «Да это он руку положил». Вы можете себе такое представить? У Деда много кадров из лагеря. Под печью — трупы. Носилки с трупами, видно, не успели немцы отправить тела в печь. Я представила своего отца, который впервые попал в концентрационный лагерь, его состояние от увиденного. Подошел к печи, рядом валялась рука, он взял ее и хладнокровно положил в печь? Вы знали Марка Борисовича, Вы можете представить себе подобное?

— Нет, мне кажется, они потому выжили и выстояли войну, что у них была мощная нравственная основа. А почему Марк Борисович радовался приезду Евзерихина?

— Они дружили, потом война разбросала их по разным фронтам. Встреча была неожиданной. В годы войны мы с отцом не виделись. Мы в эвакуации, он на фронте. Думали, война окончится, и его вернут домой, а его перевели в Казань. Мы с мамой ездили в Казань на Новый год. Сколько-то пожили, потом вернулись домой. Отец только в конце 47-го года вернулся в Москву, но мы его редко видели — командировки. Я стала его чаще видеть, когда он вышел на пенсию и занялся внучкой. Вопрос стоял так: или мне работу бросать, или Деду на пенсию выходить. Он легко пошел на это, не считал какой-то жертвой со своей стороны. С радостью принял на себя все заботы о внучке. С удовольствием ее фотографировал, водил в школу, забирал из школы. По сравнению с ним я была мать-мачеха. Стоило мне сделать ей замечание, на меня набрасывались мои родители.

— Когда Марк Борисович вышел на пенсию, он уже не занимался фотографией?

— Только со своими ветеранами. У дивизии, в которой служил отец, была подшефная школа. В этой школе он организовал музей. Фотографировал всех ветеранов, печатал фотографии им и в музей. Создавал альбомы для школы. Днем занимался внучкой, а по ночам печатал. Параллельно, поскольку он считался «классным дедушкой», снимал одноклассников внучки, печатал им снимки. А летом, опять же ради внучки, ездил в пионерлагерь и вел там фотокружок.

— Но так и должен был поступить классный дедушка! За границей он после войны не был?

— Только в Болгарии, в доме отдыха Союза журналистов СССР.

— А какие годы были самыми угрюмыми? Или все время было угрюмым?

— Нет, самым тяжелым был год с конца 52-го до конца 53-го, пока отец не устроился на работу. Я училась в десятом классе. Все было как-то не просто. Тяжелый был год.

— А жили на что? Мама же не работала…

— Меня это как-то не очень коснулось. Мы никогда не жили роскошно. Жили скромно, но я всегда была одета по моде. Одежду шила мама. Она же носила свои вещи в ломбард. У нее были пальто, шуба и два колечка. Она их закладывала и перезакладывала. Благодаря ей мы как-то пережили трудный год и не впали в нищету. Дед много снимал в Московском зоопарке. Был знаком с Верой Чаплиной. Ее книга иллюстрирована его фотографиями. Он не был нытиком, никогда не жаловался. У него был легкий характер. Обижался на какую-нибудь ерунду — и легко отходил. Когда случалось что-то серьезное, спокойно переносил. Все делал обстоятельно и довольно медленно. Был лишен вредных привычек.

— Что-то помните из своего детства?

— Жили мы в одной комнате в коммуналке. Моя кровать стояла за ширмочкой. Приходили гости. Включали патефон. Мама очень любила танцевать. Я засыпала под музыку. Так мы и жили в коммуналке до 1966 года. Потом родители вступили в кооператив, и мы получили эту квартиру. Как раз у меня дочка родилась. Нам повезло, что это был очень дешевый кооператив. Деньги занимали у всех родственников. Потом возвращали.

— Вы говорите: командировки, командировки. Но в отпуск Вы куда-то ездили всей семьей отдыхать?

— До войны — да. Родители ездили отдыхать на юг, а меня подбрасывали дедушкам и бабушкам в Ростове-на-Дону, откуда мать и отец были родом. В Ростове, когда мне исполнилось два года, мне подарили медведя из цигейки — муфточку. Он до сих пор у нас живет.

Наталья Марковна протягивает мне черного медведя-муфточку. Я поражаюсь его выносливости, стойкости и качеству цигейки: она местами потерлась, но медведь сохранил форму, один глаз, и вполне себе живой.

— Я его очень люблю. Я больше с ним играла, чем с куклами. Он со мной в Барнауле был, в эвакуации.

— Сейчас, когда Вы разбираете архив Марка Борисовича, у Вас как-то меняется представление о нем?

— Да, нет. Убеждаюсь в том, что знала. Например, что главным для него все-таки была его работа.

 

Атака. Вперед на врага. 1944

Атака. Вперед на врага. 1944

Обкатка пехоты танками. Курская дуга. 1943

Обкатка пехоты танками. Курская дуга. 1943

Встреча челюскинцев на улицах Москвы. 1934

Встреча челюскинцев на улицах Москвы. 1934

Манежная площадь. 30-е годы

Манежная площадь. 30-е годы

Под парусами. Селигер. 1930-е годы

Под парусами. Селигер. 1930-е годы

Поворот истории. Установка звезды на Спасской башне Кремля. 1935

Поворот истории. Установка звезды на Спасской башне Кремля. 1935

Волгарь. 1930-е годы

Волгарь. 1930-е годы

Повариха. 1930-е годы

Повариха. 1930-е годы

Девушка с веслом. 1930-е годы

Девушка с веслом. 1930-е годы

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Печатать будем много!
24 марта 2006
Советы

Печатать будем много!

Именно так. Печатать фотографий нужно много, больших размеров и замечательных по композиции и сюжету. Мы не сомневаемся, что они у вас есть, или, если вы все еще выбираете фотоаппарат, обязательно будут. А что для этого нужно?.. Правильно — принтер, ну и, конечно, чуточку умения. Тому, как, где и на чем печатать фотографии, посвящен этот обзор.

ARCHOS покажет на IFA новые смартфоны 55 Helium стоимостью от 100 евро
26 августа 2016
Новости

ARCHOS покажет на IFA новые смартфоны 55 Helium стоимостью от 100 евро

Москва, Россия, 25 августа 2016 года – Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, представляет смартфон ARCHOS 55 Helium Ultra. Новинку с привлекательным ценником впервые покажут на выставке IFA 2016, а в продаже она появится уже в октябре.

Компоненты всех стран - соединяйтесь!
25 декабря 2006
Обзоры

Компоненты всех стран - соединяйтесь!

В настоящее время почти все телевизоры оснащены богатым набором различных разъемов для подключения внешних устройств, как аналоговых, так и цифровых. Чтобы помочь нашим читателям разобраться во всем этом разнообразии и возможностях подключения для достижения оптимального качества изображения и звучания, мы и написали эту статью.

Гибридная камера для моментальных снимков Fujifilm Instax SQ20
25 сентября 2018
Новости

Гибридная камера для моментальных снимков Fujifilm Instax SQ20

Компания FUJIFILM объявила о выпуске камеры Instax SQUARE SQ20, поддерживающей фотобумагу квадратного формата. Камера выпущена в качестве дополнения к продуктовой линейке камер моментальной печати Instax, которые позволяют пользователям наслаждаться мгновенной печатью фотографий. В Instax SQUARE SQ20 предусмотрены разнообразные функции, например, режим движения, который поможет с легкостью распечатать наилучшие кадры снятого движущегося объекта, а также функции, позволяющие наслаждаться живыми фотографиями. Стильный и простой дизайн камеры позволяет брать ее с собой куда угодно, а значит вы никогда не пропустите драгоценный момент.

Универсальная игровая гарнитура исключительное качество звука! Thrustmaster Y-250CPX
29 августа 2013
Новости

Универсальная игровая гарнитура исключительное качество звука! Thrustmaster Y-250CPX

Москва, 26 августа 2013 г. Компания Thrustmaster продолжает расширять свою линейку игровых гарнитур и с гордостью представляет свою первую полностью универсальную модель — Y-250CPX!

LG сделала на MWC-2012 видеозвонок по сети 4G
1 марта 2012
Новости

LG сделала на MWC-2012 видеозвонок по сети 4G

Компания LG Electronics успешно продемонстрировала на Mobile World Congress (MWC)-2012 первый в мире сеанс связи с переключением между голосом и видео по сети LTE. Во время демонстрации, основанной на собственной технологии LG, пользователи переключались между режимами передачи видеоизображения высокой четкости и высокого качества передачи голоса без прерывания телефонного разговора. Также был продемонстрирован сервис передачи видеоизображения в режиме реального времени в сети LTE.

ВЫСТАВКА BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г.
14 апреля 2015
Новости

ВЫСТАВКА BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г.

Москва, Центр современного искусства Винзавод. На вы ставке BEST OF RUSSIA – «ЛУЧШИЕ ФОТОГРАФИИ РОССИИ» ЗА 2014 г будет представлено более 300 фотографий: «ПРИРОДА», «АРХИТЕКТУРА», «ЛЮДИ. СОБЫТИЯ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ», «СТИЛЬ» И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕМА «ТАКАЯ РАБОТА». В каждом разделе – работы как известных фотографов, признанных в российском и международном профессиональным сообществе, так и начинающих авторов. Кирилл Овчинников / Владимир Федоренко / Паскаль Дюмон / Илья Питалев / Михаил Розанов / Дмитрий Чистопрудов / Иван Дементиевский / Вадим Трунов /Данил Головкин / Марат Мухонкин / Андрей Давыдовский и другие.

Fujifilm анонсировала новую беззеркальную камеру X-T30
14 февраля 2019
Новости

Fujifilm анонсировала новую беззеркальную камеру X-T30

Компания Fujifilm объявила о выпуске X-T30 - новой беззеркальной камеры формата APS-C, которая пополняют модельный ряд серии X. Камера оснащена множеством новых функций, что делает ее небольшим, но очень эффективным помощником любого фотографа. Она обладает высокой производительностью, используя 26 Мп датчик изображения и процессор 4-го поколения. Пиксели фазовой детекции расположены по всему полю кадру (прибл.100%). Другие дополнительные возможности включают в себя джойстик АФ для легкого смещения точки фокусировки и новую сенсорную панель дисплея с улучшенным откликом.

Премия «Золотой Телефон — 2012»
24 декабря 2012
Новости

Премия «Золотой Телефон — 2012»

Пятый год ресурс Mobiset.ru проводит самые честные выборы лучших мобильных устройств и сотовых операторов на цифровой арене. Премия «Золотой телефон» — это итог «мобильного» года, подведённый самими пользователями мультитехнологичных девайсов. Встречайте: пятая, юбилейная, премия «Золотой телефон — 2012».

В джазе только гении. В Галерее Классической Фотографии открылось выставка джазового фотографа Павла Корбута
18 ноября 2016
Новости

В джазе только гении. В Галерее Классической Фотографии открылось выставка джазового фотографа Павла Корбута

С 17 ноября 2016 г по 15 января 2017 г в Галерее Классической Фотографии пройдет выставка работ выдающегося джазового фотографа Павла Корбута «Эмоциональный джаз». Выставка приурочена к 70-летию мастера. В экспозицию вошли более 70 фотографий легендарных джазовых исполнителей. Среди работ уникальные портреты звёзд мировой величины — 22-кратного обладателя премии Grammy Чика Кориа, саксофониста Арчи Шеппа, знаменитого мультиинструменталиста Юсефа Латифа, басиста Руфуса Рейда, певца и басиста Ричарда Бона, а также Сонни Роллинза, Билли Кобема, Гари Бартца, Саскии Лару, ветерана джаза Роя Хайнса, Джеки Террассона, Дейва Гру`сина, Ларри Кориелла, Виктора Льюиса, «короля блюза» Би Би Кинга, Стинга, Кенни Гарретта, Джимми Смита и другие.