Как выбирать наушники: самый верный способ – прийти в магазин и отслушать «кандидатов»

Многие из нас привыкли выбирать технику, руководствуясь её техническими характеристиками. Применим ли такой подход к выбору наушников? Давайте разберёмся… Перво-наперво, посмотрим, что вообще собой представляет список технических характеристик наушников. Сразу оговоримся, что рассматривать такие параметры как размеры, вес, форм-фактор, принцип действия и акустическое оформление мы сейчас не будем – просто потому, что за исключением принципа действия, смысл всех этих параметров очевиден. А рассказ о различных принципах действия был бы достаточно долгим, и мог бы вылиться в отдельную статью.

Текст: Иван МУСИНОВ

 

Рассмотрим же мы только те характеристики, которые имеют непосредственное отношение  к излучателям наушников. Таких характеристики всего четыре:

  • Диапазон воспроизводимых частот
  • Сопротивление
  • Чувствительность
  • Максимальная входная мощность

Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

 

Диапазон воспроизводимых частот: размер значения не имеет?

В обывательских кругах этому параметру зачастую придаётся очень большое значение – иногда даже от продавцов-консультантов приходится слышать, что именно он является основным показателем качества звучания наушников. А за производителями наушников можно заметить следующую практику: для более дорогих и высококлассных своих моделей они, как правило, указывают более широкий частотный диапазон, чем для более простых и бюджетных.

В действительности диапазон воспроизводимых частот не только не имеет какого-либо отношения к качеству звучания, но и вообще, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Почему? – сейчас разберёмся.

До сих пор точно не установлено, какой диапазон звуковых частот способен слышать человек, однако примерные границы этого диапазона определены – от 20 Гц до 20 КГц. Фактически, для человека нет разницы, способны ли наушники воспроизводить что-либо за пределами этого диапазона, однако важно, чтобы всё, что попадает в этот диапазон, воспроизводилось с разбросом по громкости, не превышающим разумных пределов (с равномерным уровнем громкости весь диапазон ни одни наушники не воспроизводят).

Тут следует сказать, что некоторые производители намеренно увеличивают этот разброс «поднимая», или наоборот «приглушая» определённые участки частотного диапазона, стремясь придать звучанию своих наушников определённый, «фирменный», характер – так, например, с недавних времён стала популярной практика «приподнимать» определённый участок диапазона высоких частот в дорогих наушниках – чтобы их звучание казалось более детальным, разборчивым. В любом случае, никакой информации об этом разбросе по громкости, подъёмах и спадах на разных участках «частотки» диапазон воспроизводимых частот нам не даёт. 

Кроме того, стоит отметить, что очень немногие современные наушники способны без «завалов» воспроизводить высокие частоты – у большинства моделей в области свыше 14 КГц начинается интенсивный спад уровня громкости. Так что не стоит пугаться, если у наушников заявлен диапазон, не дотягивающий по верхней границе до 20 КГц (такое часто бывает у наушников, построенных на базе арматурных излучателей).

Кстати, насколько бы ни был широк указанный производителем частотный диапазон наушников – наушники способны воспроизводить звуки любой частоты, находящиеся за его пределами, – только с очень большим «завалом» по громкости. А какой же «завал» следует считать достаточно большим для того, чтобы обозначить его как границу заявленного частотного диапазона? 20 децибел, или, может быть, 30, или ещё более того? На самом деле, никакого единого стандарта на этот счёт нет, и каждый производитель волен обозначать границы диапазона буквально там, где сам пожелает. В таких условиях не может идти речи не только о полезности такой характеристики как диапазон воспроизводимых частот у наушников, но и о её корректности или правдивости.

 

Сопротивление имеет значение для музыки с планшетов и смартфонов

Этот показатель означает ничто иное как величину электрического сопротивления наушников. На сопротивление обычно рекомендуют обращать внимание тем, кто собирается использовать наушники с «маломощными» источниками звука – портативными плеерами, ноутбуками, планшетами, смартфонами, а также компьютерными звуковыми картами.

Считается, что при достаточном уровне чувствительности наушников (о том, какая чувствительность считается «достаточной» мы расскажем далее), оптимальное значение их сопротивления для портативных плееров, смартфонов, и планшетов – не более 50-70 Ом, а для ноутбуков и компьютерных звуковых карт – не более 100 Ом (цифры, естественно, приблизительные и усреднённые). В то же время, не рекомендуется использовать наушники, сопротивление которых ниже выходного сопротивления источника (это касается любых, не только описанных выше «маломощных» устройств) – как минимум, это чревато потерями в качестве звучания, как максимум – повреждением источника. Последнее, правда, возможно лишь в крайне «запущенных» случаях.

Казалось бы, всё просто – смотрим на сопротивление, и решаем, подходят к нашему источнику наушники, или нет. В действительности же,  дела обстоят несколько сложнее.

Излучатели наушников, на самом деле, обладают двумя похожими друг на друга характеристиками: сопротивлением постоянному току и импедансом (комплексным сопротивлением), отражающим сопротивление наушников переменному току. Так как звуковой сигнал, поступающий с плеера на наушники – это как раз переменный ток- то из этих двух характеристик нас интересует именно импеданс.

У изодинамических наушников,  импеданс линеен – их сопротивление не зависит от частоты переменного тока.  А вот у динамических и арматурных наушников импеданс в зависимости от частоты поступающего на них тока (а соответственно, и от чистоты воспроизводимого ими звука) может быть разным.

Причём, в то время как одних наушников разброс импеданса по частоте незначителен, у других он достигает серьёзных величин – и это может нести определённые последствия для качества звука. Если на каком-то из участков частотного диапазона импеданс наушников чересчур низкий (ниже выходного сопротивления источника) – на этом участке возымеет место потеря разрешающей способности и рост уровня искажений. Аналогичным образом дела складываются тогда, когда «маломощный» источник не может справиться с чересчур высоким импедансом наушников.

Небольшой пример – многие владельцы популярных портативных наушников Koss Porta Pro, использующие их с плеерами, среди их недостатков отмечают медленный, «невнятный», хотя и мощный бас. Да, по скорости и разборчивости баса эти наушники – не рекордсмены, но, вероятно, если бы их владельцы попробовали подключить их к достаточно мощному усилителю, они бы отметили значительное улучшение этого параметра. А всё дело в том, что хотя заявленное сопротивление Koss Porta Pro – всего 60 Ом, что вполне нормально для портативных наушников – в области «мид-баса» оно возрастает до 140 Ом – и большинство портативных плееров «пасует».

Теперь вопрос – почему у большинства наушников импеданс обозначается лишь одной цифрой, и какой от этой цифры толк? Ответ: эта цифра, в большинстве случаев, отражает значение импеданса на отметке в 1000 Гц – считается, что именно по этой чистоте пользователь определяет и выставляет комфортный для себя громкости. Толк от этой цифры следующий: у большинства наушников «разброс» импеданса в зависимости от частоты всё-таки не очень велик, и поэтому указанная цифра может служить кое-каким ориентиром при выборе наушников.

Полноценные графики импеданса производители наушников афишируют крайне редко, но если вы хотите узнать всё о сопротивлении той или иной модели наушников – с большой долей вероятности вы сможете найти нужную информацию в сети.

 

Чувствительность отражает уровень звукового давления

Иначе говоря – громкости, который способны развить наушники при подаче на них сигнала определённого уровня. Рассказывая про бесполезность характеристики «диапазон воспроизводимых частот», мы уже упоминали о том, что громкость наушников на протяжении воспроизводимого ими частотного диапазона разнится – какие-то его участки наушники воспроизводят громче, какие-то – тише.

На основании какого участка частотного диапазона измеряется чувствительность? Как правило это отметка в 1000 Гц – также, как в случае с импедансом.

Чувствительность  наушников указывается либо в децибелах на милливатт (дБ/мВт), либо в децибелах на вольт (дБ/В).Чувствительность, выраженная в дБ/В удобна тем, что с её помощью, не обращая внимание на сопротивление, можно сравнивать между собой рвзличные модели наушников, и в частности, определять насколько та или иная модель подходит для использования с портативными устройствами. Оптимальный уровень чувствительности для таких наушников – не менее 90 дБ/В.

Зная величину сопротивления наушников, можно перевести чувствительность, выраженную в дБ/мВт, в чувствительность, выраженную в дБ/В. Для этого есть следующая формула:

Чувствительность (дБ/В) = Чувствительность (дБ/мВт)+20Lg(1/ ),

Где R- сопротивление наушников.

 

Максимальная мощность - этот параметр в теории...

Этот параметр, в теории, должен отражать максимальную мощность электрического сигнала, который можно подавать на наушники без риска повредить излучатели. Как правило, очень сильно занижен, и практического смысла в себе не несёт.

Какие же параметры наушников говорят о том, как наушники звучат? Увы, никакие – поэтому сравнив технические характеристики различных моделей, выбрать из них наиболее подходящий по звучанию вариант не получится.

Мы уже не раз говорили о том, что самый верный способ выбрать наушники – это прийти в магазин, и отслушав несколько «кандидатов», сделать выбор. Если же такая возможность у вас отсутствует, мы можем порекомендовать вам собрать максимум информации – обзоров, измерений, отзывов – о тех моделях, среди которых вы ищете «свою единственную», и принять на их основе решение. 

 





Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии
9 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотоискусства: классики советской фотографии

Имя Евгения Халдея известно многим, его фотографии — всем. По крайней мере две: снимок «Знамя над Рейхстагом» (май 1945), практически ставший символом Победы, и «Первый день войны», фотография, сделанная в Москве 22 июня 1941 года

Они значатся в списках. Опубликованы имена номинантов фотоконкурса Sony World Photography Awards
4 марта 2015
Новости

Они значатся в списках. Опубликованы имена номинантов фотоконкурса Sony World Photography Awards

24 февраля были опубликованы окончательные списки в профессиональной, открытой и юношеской категориях крупнейшего в мире конкурса фотографии Sony World Photography Awards 2015. Всемирный конкурс лучшей современной фотографии в 2015 году достиг рекордного за свою восьмилетнюю историю числа участников: было подано 173 444 фотографии из 171 страны, что на 24 процента больше по сравнению с прошлым годом.

Новая Земля в крупноформатном кадре
3 ноября 2016
Новости

Новая Земля в крупноформатном кадре

В субботу, 5 ноября, с 15.00 до 17.00 в Галерее Классической Фотографии В рамках выставки «Новая Земля. От Ледника Розе до залива Абросимова» пройдет семинар по съемке пейзажа крупноформатными камерами.

Обзор мультимедийного проектора Mitsubishi Electric UD140U
18 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного проектора Mitsubishi Electric UD140U

На рынке проекторов не так много моделей портативного класса с разрешением WUXGA, и UD740U — как раз один из таких аппа¬ратов. Его вес (4,1 кг) позволяет транспортировать устройство, хотя многие его функции будут полезны при использовании модели в ка¬честве стационарного проектора. Световой поток UD740U достига¬ет 4100 ANSI-Lm, поэтому аппарат может применяться в хорошо освещенных помещениях.

Samsung Electronics открывает новую эру домашних развлечений с телевизорами QLED
10 января 2017
Новости

Samsung Electronics открывает новую эру домашних развлечений с телевизорами QLED

Компания Samsung Electronics представила новую серию телевизоров QLED, в которую вошли модели Q9, Q8 и Q7. Анонс состоялся в рамках международной выставки потребительской электроники CES 2017.

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи
24 октября 2016
Обзоры

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не прячусь от медведя. Медведь, обязательно должен знать о моем присутствии. Медведь которого я могу видеть всегда лучше, чем медведь которого я не могу видеть. Неожиданное появление человека перед медведем может спровоцировать его на атаку. У каждого медведя есть свое личное пространство. У одного зверя это 50 метров у другого это 2 метра. И эту границу они ни когда не нарушают сами и не дают нарушать и мне. Нарушение этой границы у большинства медведей вызывает агрессию или испуг который может перерасти в агрессию. Поэтому, прежде чем начать снимать, надо изучить расстановку сил.

Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GH2
26 марта 2012
Тесты

Тест компактного фотоаппарата Panasonic Lumix DMC-GH2

Panasonic Lumix DMC-GH2 по своим возможностям является лидером класса компактных камер со сменной оптикой и конкурирует с зеркалками среднего класса, а в чем-то даже превосходит. Новая камера анонсирована в сентябре 2010 года.

Минисистема Philips FX10: мощное звучание без проводов
29 марта 2016
Новости

Минисистема Philips FX10: мощное звучание без проводов

Россия, Москва – Бренд Philips представляет минисистему FX10 с функцией беспроводного воспроизведения музыки, двойным усилителем и общей мощностью 230 Вт.Минисистема оснащена Bluetooth модулем, обеспечивающим воспроизведение музыки с iPod, iPhone или iPad, а также смартфонов, планшетов и ноутбуков других производителей. Никаких проводов, сложных настроек и проблем совместимости. На роль плеера подойдёт любой гаджет с технологией Bluetooth.

Компактный фотоаппарат LUMIX DMC-TZ35: карманная камере позволяет снимать пейзажи и крупные планы
14 января 2013
Новости

Компактный фотоаппарат LUMIX DMC-TZ35: карманная камере позволяет снимать пейзажи и крупные планы

Компания Panasonic представляет пополнение линейки фотоаппаратов TZ — фотокамеры LUMIX DMC-TZ35, оснащенные широкоугольным объективом LEICA DC VARIO-ELMAR с 20× оптическим зумом. Карманные фотокамеры серии LUMIX TZ/ZS заслужили признание пользователей со всего света, поскольку их универсальный объектив позволяет снимать как пейзажи, так и крупные планы. К тому же на линзы объектива нанесено нанопокрытие, которое позволило добиться высочайшего качества изображения.

Школа визуальных искусств набирает группу в Визуальную лабораторию Андрея Троицкого
19 сентября 2016
Новости

Школа визуальных искусств набирает группу в Визуальную лабораторию Андрея Троицкого

Этот курс – творческая лаборатория, где участники работают над индивидуальными и общими проектами, на практике изучают изобразительные средства фотографии в различных жанрах, а также формируют собственный стиль. Многие фотографы и начинающие, и опытные неизбежно сталкиваются с остановкой в своем творческом движении. Преодоление этих кризисов представляет собой трудность и в то же самое время заключает в себе потенциал роста, которым нужно воспользоваться.