История одной фотографии: Маршак.

Галерея классической фотографии начинает публикацию серии рассказов из книги Леонида Лазарева «Пуля для «Такумара», в которой фотограф детально разбирает жизненные ситуации, сопровождавшие создание того или иного снимка. В этом отрывке – история фотографии С.Я. Маршака.

Леонид Лазарев. С.Я. Маршак, 1964.

В 1964 году я преступил порог редакции нового журнала «Кругозор». Меня приняли штатным сотрудником. Первым редакционным заданием стала съемка поэта С.Я. Маршака. Главный редактор, поручая мне это задание, сказал:

– Маршак – значимая фигура. Нужен кадр на разворот журнала. Крупно. Постарайся.

Для меня, выросшего в Москве, в районе с улицы Горького, поэты, писатели стояли в бронзе. Горький, Маяковский, Пушкин. Имя Маршака, проникшего во все мои поры через учебники, радио, воспринималось мною – человеком из бронзы. Что он был живой – это прекрасно и почти невероятно. Большая ответственность бременем ложилась на мои плечи, тем более это – первое задание редакции.

К поэту я пошел не один, со мной были журналисты, пишущие звук и текст. Так складывалась работа в журнале «Кругозор» – один снимал, второй писал звуковой репортаж, третий текстовой. Задача – сделать портрет. Конечно, это не должно быть бытовое решение. Это не должно быть репортажное, случайное решение. Входим к нему и оказываемся в большой комнате с очень большим количеством мебели, мелких предметов, штор, много пыли. Помещение темное, даже очень темное. Я не сразу разглядел нашего героя. Глаза должны были привыкнуть к слабому свету. На каком-то диване или даже кровати сидит небольшого физического масштаба человек, с деформацией плеч – правое плечо выше левого, с немного безразличным усталым взглядом, отрешенно смотрит перед собой и ждет. Физическая слабость чувствовалась в нем. Сзади него мелькнули два стальных кислородных баллона. Женщина, открывшая дверь сказала, что у нас буквально двадцать минут, не больше. Он плохо себя чувствует, и его надо уважить.

У меня в руках камера с черно-белой пленкой, небольшой набор оптики, без вспышки, без добавочного источника света. Я пытаюсь работать сразу, а нельзя – надо уступить место коллегам. Когда включен микрофон и задан вопрос радиожурналистом – снимать неэтично. Звук камеры может испортить запись. Подхожу ближе, смотрю, отхожу дальше, захожу слева, справа, осматриваю помещение. Оно не приспособлено для съемки. Почти темнота, провал света. Даже экспозиционно не хватает света, он очень слабо освещает этого человека. Как создать рисунок света на лице? Как спасти ситуацию. Я невольно представил разговор с главным редактором, если я буду снимать без каких-либо изменений. Ужасно. Уши начинают краснеть. Что делать? Выхожу в коридор и обращаюсь к женщине, встретившей нас:

– Можно ли сдвинуть занавески на окнах?

– Да, пожалуйста. Но только не надолго. Ему тяжело воспринимать яркий свет.

Я отдергиваю правую штору для того чтобы левая часть лица осветилась. Закрываю вторую, отодвигаю еще одну. Включаю верхний свет. Но получается рыхлое, вялое, неконтрастное, не фактурное изображение. Присматриваюсь к своему герою. Морщины, которые у него в большом количестве на лице – видимо это плата за каждый успех, каждую литературную строчку. Знаете, как на руке отпечаток судьбы, видимо этот отпечаток у него на лице. Это можно прочесть в каждой его складке, напряжение губ, взгляд немного пассивный.

Мои коллеги достают микрофоны и начинают записывать встречные диалоги между ними. Микрофоны мешают, лезут в кадр. Я прошу немного их сдвинуть. Приступаю к съемке, думаю надо возвеличить этого человека. Съемка снизу, возвеличит этого поэтического классика. Стою перед ним на коленях, смотрю в камеру – лицо с искажением. Выступает вперед скула с губами, глаза уходят назад, они в провале. В темноте возникают какие-то детали на потолке. Кадр явно не годится по композиционному признаку. Я начинаю искать. Встаю с колен. Захожу слева – мешают баллоны и профиль человека нехарактерный и некрасивый. Сделав десятки эскизных кадров, я нахожу точку, с которой можно и нужно снимать. Спокойный ракурс. Сила кадра переносится на выражение лица, но не хватает света. Я снова обращаюсь к хозяйке дома и спрашиваю, нет ли настольной лампы.

– Есть одна на письменном столе. Сейчас я Вам ее принесу.

Она протягивает мне стандартную пластмассовую лампу черного цвета, которая может изгибаться с очень слабой лампочкой. Включаю. Она на довольно приличном расстоянии от моего героя, свет от нее почти не чувствуется. Что же делать? Ища световое решение, одновременно думаю каким объективом снять. Ставлю восьмидесяти пяти миллиметровый. Это так называемый портретный объектив. Но рисунок этого объектива в данном случае мне показался неинтересным. Ставлю объектив пятьдесят пять миллиметров «Такумар» – японский объектив фирмы «Асахи-Пентакс». Изображение благодаря ему кажется лучше, объемнее, контрастнее, выпуклее. Но что делать со светом? Я еще раз обращаюсь к хозяйке дома:

– Может быть у соседей есть настольные, переносные лампы?

– Да, подождите.

Слышу за дверью короткий разговор с соседями. Появляются две лампы. Одна похожая на ту, что была, другая с розовым абажуром. Последний я тут же без спроса снимаю. Ставлю эти лампы слева и справа контровым образом. Слева была возможность поставит лампу на деталь мебели и она оказалась немножко сверху. Свет приобрел жесткость. Он стал читаем как источник. Это никуда не годиться. Это также не годиться, как съемка блиц лобовым. Это непрофессионально. Надо создавать нюансовый рисунок. Надо создавать рисунок жизни этого человека.

Он на меня не смотрит. По-моему, он вообще переводит взгляд слева направо, но не фиксирует видимое. У него вероятно нет внутренних сил сосредоточиться на происходящем перед ним. Как обратить на себя внимание? Как помочь ему сгруппироваться? Что для него самое близкое – его творчество. Надо ему напомнить о нем. Сделать так, чтобы он посмотрел на меня внимательно. Но как…? Когда я стал строить кадр начиная с очень крупного – исчезало тело, одна голова. Исчезал как бы постамент с особыми деталями – худые плечи, складки рубашки, общая немощность, натурализм. Прихожу к выводу – крупно снимать нельзя. Строю композиция с руками и плечами. Она немножко диагональная, динамичная. Детали рубашки, несимметричный горизонт плеч – все это становится необходимыми атрибутами. Высокий морщинистый лоб, причесанные волосы говорят о том, что человек готов жить и работать дальше. Как же быть? Как оживить моего героя. Как возбудить его интерес к гостям?

Проходит несколько томительных минут. Съемка начинает заваливаться. Я слышу вопросы моих коллег…

В голове сами собой появились строки, написанные сидящим передо мной человеком. Делаю жест коллегам. Начинаю декламировать:

– Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

При первых же словах глаза его вспыхнули и метнулись в мою сторону с повышенным вниманием. Мгновенная реакция с моей стороны. Мелькнула мысль «СНЯТО». Я стал пятиться назад опустив камеру, всем своим видом как бы говоря – съемка окончена. Еще некоторое время журналисты атаковали нашего героя. Он отвечал медленно. Говорил, что слово «кругозор» удачное для названия журнала, что он желает ему творческого успеха, что все замечательно и он очень рад, что появился такой коллектив.

Нет, нельзя быть таким самоуверенным, надо продублировать ситуацию. К тому же я был недоволен светом. Обращаюсь к коллегам:

– Подержите, пожалуйста, лампу и вот эту простынку, которая здесь лежит. С одной стороны я направляю источник света на простыню, тем самым создавая мягкий свет, а вот с левой стороны, настольная лампа осветила верхнюю часть головы. Я немножко поправляю. Мне нравится, поставленный рисунок. Теперь стоял вопрос – как выявить глаза, как их открыть, как заставить еще раз посмотреть на меня? Повторяю тот же ход. Читаю:

– А это пшеница, которая в темном чулане хранится. В доме, который построил Джек.

Он почти улыбнулся, взглянув на меня. Я опять успеваю нажать нужную кнопку.

Результат я увидел только в лаборатории. Проявил материал, оказалось много невыразительных кадров и только эти два кадра, которые я тщательно подготовил, оказались в идеальном решении. Один оказался немного лучше другого. Взгляд маэстро был собран, внимателен. Очки с сильными минусовыми линзами делали его пристальным. Только этот кадр мог получить право жить дальше. Я посчитал свою задачу выполненной.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новости компаний
23 мая 2006
Обзоры

Новости компаний

«Четкий» ЖК-телевизор SHINCO DTV-3217 Компания SHINCO Electronics представляет новый ЖК-телевизор c возможностью приема телевидения высокой четкости (HDTV). В модели DTV-3217 использована активная TFT-матрица шестого поколения с физическим разрешением 1366х768, яркостью 500 кд/кв. м, контрастностью 800:1 и углом обзора 176°/176°.

Обзор беззеркальной камеры Sony A5000
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Sony A5000

Если A6000 стала прямой продолжательницей NEX-6, то с A5000 аналогии не работают. Камера получилась слишком «облегченной» по сравнению с аппаратами серии NEX-5. Сочетая в себе часть функционала средних любительских и формат начальных фотоаппаратов системы Sony E, A5000 получилась самой маленькой и легкой среди всех беззеркалок с сенсором APS-C.

Надежная вспышка для беспроводной съемки в дополнение к новой камере OM-D E-M1X
24 января 2019
Новости

Надежная вспышка для беспроводной съемки в дополнение к новой камере OM-D E-M1X

Olympus расширяет линейку продуктов для профессиональных фотографов новой беспроводной погодозащищенной вспышкой для съемки в любых условиях. Электронная вспышка FL-700WR, беспроводной коммандер FC-WR и беспроводной ресивер FR-WR поступят в продажу вместе с новейшей профессиональной камерой Olympus OM-D E-M1X в конце февраля 2019 года.

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад
12 января 2013
Новости

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад

То, что Polaroid собиралась представить камеру со сменной оптикой на базе операционной системы Android, для нас уже не новость. Однако нельзя не отметить оригинальность подхода компании - вместо традиционной беззеркальной системы в анонсированных новинках применяется модуль "объектив-матрица". Напомним, что преимущества и недостатки такого подхода обсуждались в обзоре Ricoh GXR. В этой камере сочетаются преимущества качественной оптики и широких возможностей мобильной платформы Android 4.1 Jelly Bean...

Презентация флагманских смартфонов Samsung Galaxy S7 и S7 edge
16 марта 2016
Новости

Презентация флагманских смартфонов Samsung Galaxy S7 и S7 edge

16 марта компания Samsung Electronics провела официальную презентацию флагманских смартфонов Samsung Galaxy S7 и Galaxy S7 edge для СМИ, звезд российского шоу-бизнеса и партнеров компании, представив вниманию гостей захватывающий перфоманс в виртуальной реальности под названием «Навстречу переменам».

Lomography выпустила объектив Daguerreotype Achromat 64mm F2.9 Art Lens в золотистом корпусе
18 мая 2018
Новости

Lomography выпустила объектив Daguerreotype Achromat 64mm F2.9 Art Lens в золотистом корпусе

Объектив был впервые запущен на краудфандинговой площадке Kickstarter в начале 2016 года и выпускался в чёрном варианте корпуса. За ним последовала хромированная версия, представленная прошлым летом. На этот раз Lomography предлагает ограниченную позолоченную версию своего объектива.

HONOR 20 PRO: старт продаж в России
25 июля 2019
Новости

HONOR 20 PRO: старт продаж в России

Бренд смартфонов HONOR объявляет о дате начала продаж HONOR 20 PRO. Россия стала первой страной, где станет доступна глобальная версия смартфона. В ближайшее время модель также поступит в продажу и в других странах. Флагманский смартфон HONOR 20 PRO получил высокие оценки от ведущих международных изданий, таких как Android Central, Android Authority, Digital Trends, GSMArena, PhoneArena и Tech Advisor. Основная 48 МП камера HONOR 20 PRO с четырьмя объективами получила 111 баллов от тестовой лаборатории DxOMark – это второе по величине количество баллов в глобальном рейтинге мобильных фотокамер.

Nikon планирует анонсировать беззеркальную камеру в сентябре 2018
24 апреля 2018
Новости

Nikon планирует анонсировать беззеркальную камеру в сентябре 2018

Японский информационный центр SankeiBiz сообщает, что разработка новой беззеркальной камеры от Nikon продвигается «быстрыми темпами» и компания хочет выпустить её в текущем финансовом году, который заканчивается в марте 2019 года. Вероятнее всего анонс новой камеры состоится в сентябре на Photokina 2018 г.

Компания LG представит первый процессор собственного производства
25 октября 2014
Новости

Компания LG представит первый процессор собственного производства

СЕУЛ, 24 октября 2014 г. — Компания LG Electronics (LG) представит свой первый 8-ядерный процессор для мобильных устройств с возможностью поддержки сетей LTE-A Cat.6, обеспечивающий умным девайсам высокую производительность и низкое потребление энергии. Новый процессор, названный NUCLUN, дебютирует на этой неделе в смартфоне G3 Screen, который разработан специально для корейского рынка.

Новый модуль связи Smartlink IP от Schneider Electric: больше возможностей для передачи данных
7 октября 2014
Новости

Новый модуль связи Smartlink IP от Schneider Electric: больше возможностей для передачи данных

Москва, 07 октября 2014 г. — Компания Schneider Electric, мировой эксперт в управлении энергией, представляет инновационное устройство Smartlink IP для подключения к системе автоматизации конечного распределения Acti 9.