1979 Мастера называют его идеалом фотографа. Новички путают с успешным по столичным московским меркам фотографом модных глянцевых журналов. Дмитрий Донской признан и по достоинству оценен во всем мире: Международный мастер пресс-фото «Международной организации журналистов», получивший звание «экселенс ФИАП» (Международная федерация фотоискусства), лауреат более 150 международных премий, в том числе отмеченный высшей наградой «За неоценимый вклад в российскую профессиональную фотографию «Золотой глаз», учрежденную Союзом журналистов и Международной гильдией профессиональных фотографов СМИ России, стал образцом для подражания высших достижений спортивной и репортажной фотожурналистики.
Путь Дмитрия Донского в фотографию начался в 60-е годы. Вот уже более 40 лет Дмитрий Донской работает в Российском Информационном агентстве «Новости» (ранее АПН). Из них около 30 лет посвящено спорту.
Дмитрий Донской работал и личным фотографом. Вначале это был Анатолий Карпов, а затем уже будучи признанным мастером получил приглашение от первого российского президента Бориса Николаевича Ельцина.
Один из самых сложных жанров фотографии — спортивная съемка — требует от фотографа мгновенной реакции на событие, предвидеть которое можно только на уровне инстинкта, когда ты не только наблюдатель, но и внутренне — участник соревнования, живущий по его законам и наполненный его страстями. Спортивный репортаж, как и любой репортаж, уже спустя секунды после съемки превращается в хронику, которая с каждым годом уходит в прошлое, и интерес к которой угасает со временем.
Однако если фотографу свойственно врожденное чувство композиции, на уровне бессознательного, виденье кадра, обычный репортажный снимок превращается в художественную фотографию, где конкретное событие воспринимается как абстракция, когда зритель начинает мыслить и оценивать увиденное категориями искусства и эмоциональной наполненности вне конкретного момента.
Дмитрий Донской — один из первых отечественных фотографов, который установил высокие художественные стандарты в спортивной фотографии. Многие его находки, эксперименты с выдержкой, экспозицией, ракурсы активно используются сейчас в современной светописи. Фотографии Дмитрия Донского свойственен особый графический рисунок, зачастую охватывающий все изображение. Используя приемы живописных искусств в построении изображения и соединяя их с замечательными достижениями фотографов-новаторов 20-х — начала 30-х годов, мастер создал свой фотографический стиль.
Атака. 1975 Но что очень важно, каждый раз, когда мы сталкиваемся с работами Донского, мы видим, что фотограф не стал «рабом» собственных наработок, что он не тиражирует каждый раз свои приемы, а постоянно ставит перед собой новые творческие задачи и успешно их решает.
Особое место в фотографии мастера занимает движение, и это естественно, ведь Донскому приходится решать совершенно конкретные репортерские проблемы. Во время соревнований не попросишь повторить заплыв или гол, прыжок в воду или спортивный парад. Однако простая фиксация не устраивает фотографа — передать движение через… Мы ставим многоточие, так как каждый раз Донской находит новые приемы для осуществления своих задумок. Передать движением…. И мы опять ставим многоточие, ибо это и эмоции, и эстетика, и время, и индивидуальность, и еще что-то. Снимая спорт, фотограф создает яркую, необычную портретную галерею, иногда даже не показывая зрителю лица портретируемого. Так, например, «Прыгун в воду» превращается для нас из статического образа конкретного человека в олицетворение самого прыжка. Портрет как символ, как знак, как обобщение — одно из важнейших достижений Донского.
Такие фотографы, как Дмитрий Донской, очень часто вызывают раздражение, бывают неудобны, потому что они не следуют указанным курсом, не подстраиваются к принятым кем-то стандартам, а сами создают их и тут же разрушают, они вечные революционеры и «изобретатели», они дышат искусством и движением, а искусство и движение наполняют их, не давая погрязнуть в рутине и повседневности.
Роковое препятствие. 1972 Чистая победа. 1972
Перед стартом. 1987 Финиш. 1972
Олимпийские игры. Москва. 1980 Старт. 1980
Комментарии