«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративов и после них, снимают свои семьи и друзей. К картинке можно написать комментарий. Нет посредников в общении, и это выводит приложение на новую ступень общения: такой подход делает его демократичным и общедоступным. Иногда хочется дать совет всем кадровым агентствам: прежде, чем брать человека на работу, изучите то, что он выложил у себя в Instagram. Опция необязательная, конечно, но вполне полезная. Опытный психолог по визуальному досье сразу же поймет, чего ждать от нового сотрудника.
Текст: Анна Акельева.
Фото: Александр Земляниченко
Фото: Анна Акельева
Фото: Александр Земляниченко
Человек сейчас живет экстенсивно: и жить торопится, и чувствовать спешит. Он хочет успевать общаться не только в реальной жизни — и транслирует себя через социальные сети, причем желает делать это лаконично и наглядно, а лучше фотографии ничего еще не придумано.
Именно поэтому приложение (и веб-сервис) «Инстаграм» продолжает набирать обороты. Уже сложно представить себе человека, который показывает фотографии с отдыха после возвращения. Эмоции второй свежести никому не интересны. Эфир должен быть только прямым. «Лучше поздно, чем никогда!» — это не из цифрового фольклора.
Многие при слове «Инстаграм» морщат носы и достают свои огромные полнокадровые тушки. Консерваторы обвиняют приложение в вульгарности и бесполезности: какой смысл ежедневно фотографировать свою еду и свое отражение в зеркале?..
Однако такие противники не видят всего потенциала этой «игрушки для тех, у кого нет нормального фотика». Приложение раскрепощает: снимаешь не на профессиональную камеру, поэтому никто не придирается к композиции, к объекту съемки. Instagram, таким образом, подходит для этюдов.
Часто бывает так, что видишь хороший кадр, но камеры с собой нет. Приложение в некотором смысле дисциплинирует, потому что откадрировать фотографию после съемки невозможно (я говорю сейчас о тех, кто играет именно по правилам приложения). Формат только один — квадрат. И с одной стороны, это всего лишь дань «Полароиду». С другой же — великий квадрат Эйзенштейна. Мастер считал, что ни горизонтальный, ни вертикальный форматы не являются идеальными. В природе мы видим борьбу двух этих тенденций: длинный крокодил и высокий жираф. Квадрат представляется отличным выходом. А увидеть, выстроить композицию сразу — это редкое и очень нужное умение.
Кадрирование — это мнение. Мир вокруг нас одинаков: те же деревья, дороги и машины. Однако «режем» мы его по-разному. Можно снять дом общим планом, можно взять крупно только детали на кирпиче. Выбор обусловливается нашим настроением, характером.
Бывает так, что возвращаешься к месту съемки через какое-то время — и понимаешь, что нужно было снять крупный план, а не ударяться в обобщение. Так же и в жизни — нужно уметь видеть частности. И думающий человек всегда сможет провести параллель между фотографией и бытием. Многие законы совпадают.
К тому же человек свободен в выборе темы: он может без зазрений совести снимать свою собаку и детей, что вряд ли может себе позволить сделать на профессиональную камеру, потому что это несолидно. Таким образом, «Инстаграм» позволяет общаться в разных регистрах: можно выкладывать и работы с претензией, можно и разрешить себе снять свои ботинки. Настоящее искусство и китч — теперь их можно увидеть рядом. И если приглядеться, эти эксперименты приводят к обновлению фотографического языка.
Многие фоторепортеры снимают событие на профессиональные камеры и тут же делают снимки для «Инстаграм». Для журналиста приложение — это место, где он может высказать свое субъективное мнение. Как отмечает Daisy Buchanan в своей статье для The Gurdian, привлекательность «Инстаграма» во многом заключается в наличии фильтров, но жизнь, которую мы видим с помощью приложения, часто «не отфильтрована». Таким образом, можно наблюдать событие глазами разных людей, — это помогает разглядеть его со всех сторон и сделать свои выводы.
«Инстаграм» — это жизнь, которую пишет сам человек. Звезды выкладывают свои фотографии с корпоративов и после них, снимают свои семьи и друзей. К картинке можно написать комментарий. Нет посредников в общении, и это выводит приложение на новую ступень общения: такой подход делает его демократичным и общедоступным.
Некоторые журналы сегодня хотят быть ближе к аудитории: создают аккаунты и показывают backstages со съемок, жизнь внутри редакции. Снимки непрофессиональны, но непосредственны в своей незапланированности. В бумажном издании такого не увидишь. Бывший фоторедактор культового Rolling Stones Елизавета Беликова решила, что читателям будет интересно понаблюдать за внутренней жизнью журнала, и зарегистрировала в «Инстаграме» аккаунт, посвященный повседневной жизни журнала (making of).
«Цели собрать подписчиков и поднять продажи не было. Мне просто показалось, что это может стать неплохим дополнением. К тому же я творчески реализовываюсь через приложение», — делится Лиза. Человек может не знать языка, на котором издается журнал, но вполне способен воспринимать визуальный контент, который является общедоступным, стирая границы между людьми из разных частей мира.
«Ничто так, как простота, не содействует сближению людей», — сказал в свое время Л. Н. Толстой. Нужно всего лишь выбрать объект съемки, нажать на кнопку, затем, если захочется, выбрать фильтр/яркость/размытие/рамку, и выложить в Сеть — и вот ты уже часть мировой визуальной мозаики. Можно отметить на фотографии людей и написать к снимку комментарий. Также можно указать местонахождение.
Предусмотрена функция share — поделиться картинкой, поместив ее в Twitter, Facebook, Tumblr, Foursquare, на Flickr или выслав по электронной почте. А последняя фишка «Инстаграма» — возможность добавлять короткое видео. Открыв приложение, нужно выбрать пиктограмму с видеокамерой. Предусмотрено монтирование: съемка идет только тогда, когда палец касается экрана, — таким образом можно «клеить» эпизоды, останавливая и продолжая видео.
Фото: Георгий Пинхасов
Возможностями приложения пользуются современные успешные фотографы. Например, Георгий Пинхасов: «Сейчас оружие в моих руках называется «Айфон». Почему я его взял: мне хотелось доказать себе, что я еще в форме, чтобы снять барьер, отгораживающий меня от других.
Мне больше нравится, чтобы меня ценили не по моим регалиям, а по моим фотографиям. И поэтому я пытаюсь упростить все мои методы, взять в руки то, что доступно всем. Это не значит, что я оставил и забыл свой фотоаппарат. Просто путь, который я проделал от рыцаря, закованного в латы, до солдата в кольчужке, — это путь к большей свободе.
Я, правда, считаю, что лучшее изобретение человечества последнего времени — это Instagram.» Не считает приложение игрушкой и руководитель фотослужбы московского бюро агентства AP Александр Земляниченко. «Этот фотоблог — замечательное средство для самовыражения», — считает дважды лауреат Пулитцеровской премии.
Ставят ли эти известные фотографы «лайки»? «Редко. Забываю», — признается Георгий. «Конечно, ставлю», — отвечает Александр. Daisy Buchanan в той же статье говорит о том, что в наше время мы чувствуем себя особо уязвимыми и чувствительными, а возможность оценивать фотографии — нажимать на пиктограммы в виде сердца — дарит нам иллюзию контроля. «Человек Лайкающий» — вот он, герой нашего времени…
Некоторые отмечают следующий феномен: в «Инстаграме» фотографии воспринимаются не по отдельности, а калейдоскопично. Пользователь просматривает какое-то количество работ, и они складываются в единую картинку. Наше современное, цифровое сознание основано на принципе пуантилизма: быстро составляем общее впечатление из выхваченных кусков реальности. Мыслить в ХХI веке — значит воспринимать совокупность деталей. Наше сознание формирует коллажи из образов, соединяя то, что в жизни никогда бы не могло слиться воедино.
«Инстаграм» — это канал индивидуальных новостей. У каждого есть свой аккаунт, чтобы рассказать друзьям и миру о себе. В большом городе личное пространство человека сужено, здесь же есть где развернуть свое эго. И делается это ненавязчиво: никто не заставляет подписываться на аккаунт.
Фото: Денис Абрамов
Возможно, мы иногда чувствительны только к глобальным вещам, но уделяем мало внимания деталям. «Инстаграм» же дает возможность снять дверную ручку, завиток мебели, яблоко на тарелке. И получается, что разработчики приложения не крадут наше «реальное» время, заставляя «сидеть» в приложении, а помогают раскрыть глаза на мир, который вокруг. На повседневность. И это работает!
Кстати, очень любопытно, как отнесутся мастера ВГИКа к тому, что я принесу на семинар фотографии из «Инстаграма»? Что ждет меня: аналоговые ругательства или цифровые похвалы?.. Об этом расскажу читателям в следующей статье.
Комментарии