Грани времени семейного альбома

Однажды мне приснился сон: я, маленькая девочка, бегу по огромному зеленому полю. Ярко светит солнце. Трава и полевые цветы, ромашки и васильки, почти с меня ростом — среди них я словно сказочный гномик. Мне необычайно легко, радостно и привольно. Но вдруг, откуда ни возьмись, появляются черные кирзовые сапоги и преграждают дорогу. Хозяина сапог не видно: так они огромны — до самого неба! Сапоги шагают прямо на меня. Я пытаюсь убежать, но они все ближе и ближе. Страх и ужас сковал ноги — я останавливаюсь, приседаю, сжимаюсь в комочек. А сапоги уже совсем рядом — надо мной…

Текст и фото: Светлана Пожарская.

 

 Групповой портрет с прапрабабушкой и прапрадедушкой (сидят в центре). Это одна из самых старых фотографий в нашем семейном альбоме (10-е годы ХХ века). Крайняя справа, во втором ряду, стоит моя бабушка (по отцовской линии) — будущая пианистка и преподавательница музыки. Использование лупы позволило сделать на ней изобразительный акцент. Судя по рисованному фону, драпировке, ширмам, регулирующим световой поток, леопардовой шкуре на полу, на которой сидят самые юные представители моего рода, а также по мягкому светотональному рисунку на лицах портретируемых, можно сделать вывод, что съемка проходила в большом фотографическом павильоне с естественном освещением, где одна из стен комнаты была целиком стеклянной. Увы, немногих изображенных на этом снимке я могу назвать по имени-отчеству.

 

И тут я просыпаюсь. Страх сразу же прошел, но в памяти моей этот сон-кошмар сохранился на всю жизнь. А бывают сны, которые повторяются по нескольку раз. И так они фотографически реалистичны (вплоть до мельчайших подробностей и деталей), что спустя какое-то время становятся частью самой жизни; память не в состоянии отличить реальность от вымысла — что было на самом деле, а что сновиденьем

Но зачастую наоборот: из памяти исчезают целые эпизоды и события. И тогда фотографии из семейного альбома становятся тем спасительным мостиком, который позволяет нам вернуться в прошлое. Они — своеобразная лакмусовая бумажка, индикатор подлинности и чувственности всего того, что с нами произошло.

Что же такое память? Отчего она так избирательно сохраняет одни мгновения нашей жизни и забрасывает в дальние углы подсознания другие, не менее значимые и существенные для осознания себя в этом мире? Каким образом семейные фотографии могут влиять на нашу жизнь? Возможно, семейный альбом — это и есть материальное связующее звено времен и поколений, а его миссия — не только фиксация воспоминаний и исторических хронологий существования человека, но и поддержка духовности, Веры, Надежды и Любви.

А может быть, семейный альбом — это зеркало родовой памяти и в то же время путеводная нить Ариадны, которая сможет вывести нас из лабиринта безысходности и нравственного падения?.. Сначала в пространстве одной семьи, потом дальше и глубже — деревни, села, поселка, города и, в конце концов (извиняюсь за пафосность), нашего любимого и многострадального Отечества? Мы все ищем и ищем национальную идею. Возможно, что семейный альбом и есть первая ступень ее нахождения и реализации…

Эти мысли-вопросы я задавала себе не раз и в попытке ответить на них пришла к проекту «Грани времени (из семейного альбома)», ставшим в настоящий момент главной темой моего творчества и фотографических исследований. В основе его лежат образные рефлексии памяти, которые дали возможность по-новому увидеть, глубже осмыслить, а порой и переосмыслить прошедшее.

В то же время работа над проектом позволила восстановить в памяти утраченные эпизоды моей семейной частной жизни, в которой, как в зеркале, отразились история и жизненные коллизии многих других семей. Форма художественно-документальной реконструкции старых (самая ранняя фотография в моем семейном альбоме датируется 1897 годом) и современных фотографий, использование луп и увеличительных стекол (как авторской изобразительной ремарки), прямое и образное преломление фотоотпечатков через призмы и зеркала вызвала во мне мощный эмоционально-чувственный заряд, который, надеюсь, затронет и зрителя, а для кого-то, возможно, станет импульсом для создания и исследования своих семейных альбомов.

 

На этой старой фотографии снята группа гимназистов, среди которых мой дедушка (крайний справа). Снимок датирован 1911 годом. Старая лупа, световой акцент и цветовой контраст выделили его лицо из окружения товарищей. Для фона было выбрано старинное карманное зеркало-портмоне, которое стало своеобразной виньеткой-обрамлением, а его фактура, наряду с документальностью и включением в изображение современных фрагментов (блика солнца и облаков), придало снимку художественно-образную выразительность.

 

Это портрет неизвестной девушки. Судя по одежде и тонированию изображения в сепию, а также по качеству тисненой бумаги, с большой вероятностью отпечаток можно атрибутировать началом ХХ века. Кто же она? Какие родственные узы нас связывают? Увы, на эти вопросы нет ответа. Но как же выразительно ее лицо, особенно глаза! Цветовое решение (дуплекс) и зеркальное отражение, как авторская изобразительная ремарка, внесли в портрет художественный дуализм. В какой-то степени для меня он стал иллюстрацией женского образа эпохи Александра Блока, в которую жила и эта Незнакомка из моего семейного альбома.

 

Один из самых трагических портретных образов проекта. Разбитое зеркало — как символ трудной и трагической жизни. На первом плане бабушка — та, что на групповом семейном фото (илл. 1) молоденькой гимназисткой стоит справа. На обороте снимка только город и год: «Москва. 1949». Рядом с ней, на втором плане, живописный портрет моего отца. Его арестовали вместе с другими студентами ВГИКа по сфабрикованному делу о покушении на Сталина… Спас его и других молодых ребят тот факт, что окна квартиры, из которой они якобы должны были стрелять в вождя, выходили не на улицу, по которой он ездил в Кремль, а во двор. В самый последний момент расстрел заменили лагерем на 8 лет, а затем ссылкой в степной поселок в Казахстане. Портрет написан другом-художником, вместе с отцом отбывающим срок заключения. Фотографировать в лагере было нельзя, но и запретить рисовать невозможно. Реабилитация пришла слишком поздно: мой отец умер вскоре после возвращения из ссылки, от туберкулеза, не дожив до 40 лет…

 

Мне неизвестен этот человек. Как оказалась его фотография в нашем семейном альбоме — тоже загадка. На обороте надпись: «С Первомайским праздником — мои друзья — Папа и Мама». И подпись: «Ваш Всеволод. Чита. 1937». Лицо очень интересное и типическое для поколения тех предвоенных и военных лет. Мужественно-волевое и спокойное. На его долю выпала война. Как сложилась его судьба, остался ли он жив — я не знаю.

 

Фотография военного лихолетья. Это группа детей, в 1941 году эвакуированных из Москвы в Иркутск. Отпечаток черно-белый, но здесь намеренно использовался дисбаланс по экспозиции и освещению, поэтому снимок получился в драматургически-огненной стилистике. В центре, с оторванной пуговицей на зимнем пальто, не по-детски насупившись, стоит мой будущий дядя, брат отца. Спустя двадцать лет он станет фотожурналистом и последним учеником легендарного фотографа Аркадия Шайхета (отсюда, наверное, истоки моего увлечения фотографией). Старое зеркало с отслоившейся амальгамой служит фоном и зазеркальем, своего рода пространственным коридором между прошлым и настоящим.

 

Это собирательный образ-портрет моего дедушки (по папиной линии). Три грани пирамиды, в которых отражаются три возраста его короткой и трагической жизни: юного гимназиста, молодого человека перед свадьбой (1922 г. — за два года до рождения отца) и один из последних снимков перед арестом и расстрелом в 1938 году. Реабилитации и оправдательного решения Военной Коллегии Верховного Суда СССР бабушка добилась лишь восемнадцать лет спустя.

 

Подпись на отпечатке и фигурная обрезка фотографии — характерные и точные приметы времени и места, указывающие на то, когда и где был сделан этот снимок. В те времена снимались не только на фоне Пушкина (как писал Окуджава), но и на фоне памятника или бюста вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, который стоял на почетных местах во всех школах, парках культуры и домах отдыха нашей страны. Сейчас в глазах молодого поколения он выглядит скорее как забавный изобразительный анекдот, но в те годы это воспринималось вполне политкорректно и жизненно. Во время длительной экспозиции зеркало двигалось от фотографии быстро — отчего получилась живописная смазка отраженного в нем изображения оригинала, что можно ассоциировать с перевернутой страничкой семейной истории, на которой запечатлелось характерное для многих людей старшего поколения событие их жизни.

 

С какого возраста мы начинаем помнить и ощущать себя в этом мире? Я лично первые свои воспоминания датирую периодом от трех до пяти лет — это обрывочные, одиночные и похожие на фотографии отпечатки памяти. Я смотрю на себя, 5-летнюю, с улыбкой и легкой иронией. Преломление фотографии в зеркальной призме стало своеобразным мостиком во времени. Зрительный и чувственный диалог со своим детством…

 

Снимок «Прием в пионеры на Красной площади» изначально черно-белый. Фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, вошедший в число лучших фильмов всех времен и народов, и сегодня является для меня источником осмысления, композиционных находок и выразительности, а также живым учебником по компоновке кадра. А исторический факт из истории создания фильма, когда в заключительном эпизоде режиссер самолично кисточками раскрашивал флаг в красный цвет (108 кадров!) отложился в подсознании — и в нужный момент «замкнул» в образную фотографическую ассоциацию. Я тоже раскрасила знамя и пионерские галстуки в красный цвет. И себя отметила красным кружочком. Правда, мне было намного легче, чем Эйзенштейну, поскольку моими кисточками стали инструменты графического редактора Photoshop. Эта изобразительная перекличка с мировым шедевром — тоже своеобразная память о нашей истории. А еще этот снимок пример того, что использование художественной ретуши в документальной фотографии — не дословная «цитата», а скорее пересказ, «перетолкование» увиденного, т. е. авторская трактовка жизненного факта по законам изобразительной композиции, исторического контекста и зрительского восприятия. В этом перерастании отпечатка жизни, натуральной его копии, в суждение и заключена основа превращения документальной фотографии в художественную транскрипцию и изобразительный образ.

 

Смотря на эту фотографию сына, я ловлю себя на мысли, что самое ценное и важное в чувственном восприятии мира мы получаем в детстве. Мыльные пузыри — один из фрагментов памяти в ощущении Счастья.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...
25 июля 2012
Обзоры

Аудиоплеер Iriver T9: льется музыка прямо из флешки...

С любой позиции аудиоплеер iriver T9 выглядит безупречно. Он прост, хорошо воспроизводит музыкальные файлы, и у него крепкий корпус. Помимо всего этого, он еще умеет подсчитывать калории, сжигаемые во время занятий спортом и снабжен шагомером. При необходимости плеер можно повесить на шею или носить в кармане, кому как удобней.

Тест акустической системы Paradigm Reference Studio 60 v.3
23 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Paradigm Reference Studio 60 v.3

ДОСТОИНСТВА: отличная микродинамика звука, динамичный верхний бас и мидбас, контрастная звуковая панорама. НЕДОСТАТКИ: немного выделенная верхняя середина, повышенная направленность звука. ВЫВОДЫ: Studio 60 v.3 канадской компании Paradigm выделяются дорогим внешним видом и аналитичным звуком, не забывая в то же время о динамике. Колонки универсальны, их можно рекомендовать для стерео и ДТ.

Медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H чего только не умеет, а еще оцифровывает VHS-кассеты и виниловые диски
22 сентября 2012
Обзоры

Медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H чего только не умеет, а еще оцифровывает VHS-кассеты и виниловые диски

При первом взгляде на этот девайс - медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H, возникает ощущение, что перед нами – звуковая панель. В сущности, это так и есть, с той лишь разницей, что в нее встроен медиаплеер, - поэтому, когда будете искать эту модель на бескрайних просторах Интернета, - не забудьте задать оба параметра, так как в разных магазинах это устройство может относиться к разным категориям.

Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении
17 апреля 2014
Тесты

Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении

Компания Olympus – один из старейших производителей фототехники. Огромную популярность фототехника этой марки получила задолго до наступления цифрой эпохи. Во второй половине ХХ века среди фотопродукции Olympus были два очень популярных семейства камер – PEN и OM, былую славу которых компания возродила несколько лет назад в виде цифровых камер системы Micro Four Thirds (MTF).

Функция QuickMemo в смартфонах LG: новый формат коммуникаций
9 июля 2012
Новости

Функция QuickMemo в смартфонах LG: новый формат коммуникаций

Компания LG Electronics представляет новую функцию QuickMemo, которая будет доступна с середины июля, начиная со смартфонов L-серии. Данная функция делает общение более удобным, позволяя писать заметки от руки прямо на дисплее смартфона поверх любого изображения.

Компания Machang Optics выпускает новый объектив Camlan 28mm F1.4 MFT APS-C
1 июня 2018
Новости

Компания Machang Optics выпускает новый объектив Camlan 28mm F1.4 MFT APS-C

Китайская компания Machang Optics готовится к запуску своего нового объектива Camlan 28 mm F1.4 MFT APS-C. Сбор средств на его выпуск организован на краудфандинговой площадке Kickstarter. Объектив позиционируется, как альтернатива более дорогим аналогам, предлагая «оптику премиального качества», низкий уровень хроматических аберрацией и полностью металлический корпус.

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке
7 ноября 2018
Советы

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке

Болезни опорно-двигательного аппарата входят в тройку лидеров по распространённости, и, по данным ВОЗ, показатели заболеваемости продолжают расти в среднем на 3 % в год. На сегодняшний день у 85 % россиян, среди которых много детей, есть проблемы с позвоночником. Как помочь себе и ребёнку самостоятельно? Разберёмся вместе с врачом Дмитрием Крохмалевым – неврологом клиники Dr. Kramar, мануальным терапевтом, остеопатом, рефлексотерапевтом.

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR работает c подавлением вибраций и в широком диапазоне фокусных расстояний - от широкоугольного до телескопического
6 августа 2013
Новости

Объектив AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR работает c подавлением вибраций и в широком диапазоне фокусных расстояний - от широкоугольного до телескопического

Компания Nikon объявила о выпуске нового компактного зум-объектива формата DX с подавлением вибраций, работающего в широком диапазоне фокусных расстояний от широкоугольного до телескопического. AF-S DX NIKKOR 18–140 mm f/3.5–5.6G ED VR - универсальный объектив который подходит для съемки пейзажей, получения детализированных снимков удаленных объектов, а также для съемки высококачественных видеороликов в формате HD. Он обладает широким диапазоном фокусных расстояний (18–140 мм), что позволяет свободно снимать самые разные объекты без смены объектива. Также этот объектив удобно брать с собой в поездки, особенно когда вы хотите попутешествовать налегке.

Тест усилителя Arcam FMJ A28
25 сентября 2013
Тесты

Тест усилителя Arcam FMJ A28

Один из «младших» интегральных усилителей в линейке FMJ, А28 не уронил престиж серии, продемонстрировав ровное, естественное звучание с достойным контролем баса, хотя он и не имеет того скоростного «тайминга» звука, отличающего топовые модели Arcam.

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ
24 мая 2016
Новости

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ

ВДНХ совместно с Центром документальной фотографии «Фотодок» представляет Фестиваль современной фотографии, который продлится с 29 апреля по 31 июля 2016 в Павильоне №59 (Зерно). Задача фестиваля — представить главные тенденции развития современной мировой фотографии, а также раскрыть ее документальные, художественные и прикладные аспекты. Цель кураторов — показать повсеместное присутствие фотографии и ее безграничные возможности фиксации событий, исследования сложных и протяженных во времени процессов, создания эмоционально заряженных зрительных образов.