Фотокритика Розова: опыт нам в помощь, но не все его успели накопить...

В разборе фотографий участвуют снимки, присланные читателями на фотоконкурс журнала «Фото&Техника», результаты которого опубликованы в № 6 (48) 2014. Фотографии, присланные на конкурс, объявленный компанией Nikon, должны были «составить пазл», дающий представление о разнообразии окружающей нас всех жизни. Пазл удался, на мой вкус. Пестренький такой… Даже глаз ласкает, пока не станешь открывать каждую картинку в отдельности. И тогда при увеличении пестрые превьюшки квадратиков из пазла вдруг остаются в полном одиночестве, без помочей, без грима, они похожи на солиста, поющего без аккомпанемента, а капелла. Умеешь петь — тебе почет и уважуха. Не держишь нот — это мучительно слушать всем окружающим. Я понадергал из пазла симпатичные превьюшки — те, которые именно малышками показались мне привлекательными. А вот о том, какими они оказались а капелла, я вам сейчас и расскажу.

Рубрику «Фотокритика» ведет известный фотограф и преподаватель, автор популярных книг по технике и искусству фотографии Георгий Розов.

 

 

 

Репортерская по сути картинка Дины Нурдиновой сделана с помощью известного приема. Камера ставится на штатив, а в кадр включаются два конфликтующих по форме объекта: движущийся и неподвижный. Первый размазывается, второй остается резким, подчеркивая движение первого. Сложный для исполнения способ, потому что требует удачного сочетания многих компонентов. Начну со светосильной оптики, лучше с фиксированным фокусным. Такие объективы лучше размывают зону нерезкости, облегчая задачу отрыва от фона размазанной массы марширующих женщин.

Штатив абы какой не годится — нужен устойчивый (если он слабенький, его надо основательно чем-то нагрузить: ножки любого штатива перестают дрожать, если на него подвесить пару кирпичей, например, или тяжелый кофр с аппаратурой). Неподвижный объект должен стоять устойчиво и не дышать, чтобы остаться резким и не уподобиться движущейся массе. Необходимо очень точно подобрать длину выдержки, чтобы получить именно ту степень размытия движущегося объекта, которая необходима в данном конкретном случае.

Причем скорость затвора будет каждый раз меняться — в зависимости от скорости движения человека, машины поезда, конвейера… И подбирается выдержка методом дикой кошки, то есть путем проб и ошибок. Иногда приходится искать компромисс между желанием размазать и сохранить резкость. Если явление скоротечно, как в данном случае, то задача фотографа сильно осложняется. Опыт нам в помощь, но не все его успели накопить.

 

Вариант с правкой Розова

Из кадра нужно убрать все лишние резкие или яркие пятна, которые могут отвлекать внимание от главных объектов в кадре. Если этого не удалось при съемке, то придется научиться делать это за компьютером. Следы вмешательства не должны быть заметны зрителям.

К сожалению, Дина выполнила не все условия, перечисленные выше. Матрос на переднем плане слегка размазан. И я не уверен, что он пошевелился. Велика вероятность того, что шевелился штатив. Объектив у Дины обладает всеми свойствами недорогого китового зума: у него невнятный рисунок боке и очень большая глубина резкости, которая всегда оставляет фон неприлично резким и потому агрессивным. На переднем плане бельмом светится почти белая мостовая, отвлекая внимание от забавного частокола из правых ног женского батальона. А выше текущих пилоток ломают ритмический рисунок столбы, контур часовни, окна, вертикаль стены здания, светофор… Мне ничего не оставалось, кроме как убрать лишнее в попытке хоть как-то исправить допущенные при съемке огрехи, чтобы подтвердить мысль о том, что основа этой работы вполне приличная. После обработки она выглядит совсем не плохо. Будем считать, что этюд на съемку движения удался. 

 

 

Очень милая сценка общения ребенка и кошки. Фотографически точно выверенная, с очень точно пойманным моментом фиксации движений действующих персонажей. Лужица с отражением зева водосточной трубы и кошкин хвост трубой очень кстати. Темная дверь подъезда уравновешивает правую и левую половинки снимка. Поздравляю автора с удачей! 

 

 Ксения Няндома.

Автор не придумал названия и не сообщил, где именно снимал этот пейзаж, но я могу предположить, что перед нами север России. Лес влажный, земля заболоченная, и потому деревья хилые. Сказать, что мне нравятся такие места, я никак не могу. Но готов поверить, что кому-то этот пейзаж греет душу, что именно с такими скудными красотами могут быть связаны ностальгические воспоминания. Однако сам по себе пейзаж и пейзаж на плоскости снимка — две совсем разные вещи. Особенности восприятия фотографии довольно хорошо изучены, и давно уже выстраданы нашими предшественниками правила, помогающие не совершать ошибок, которые караются высшей мерой неприятия, когда зритель просто пролистывает картинку.

Она не оставляет в его памяти ничего. Это обидно для творца, не правда ли? В данном случае автор компоновал свой снимок, не учитывая того, что светлый треугольник неба настолько ярок, что глаз зрителя застопорится на нем, потому что этот пустой, ничем не заполненный белый треугольник занимает почти половину снимка по высоте. Я могу лишь догадываться, что фотограф хотел бы обратить мое внимание на красоту травы переднего плана. Но тогда следовало бы совсем иначе построить кадр еще во время съемки. К примеру, присесть на корточки и наклонить камеру вперед, чтобы исключить небо из кадра или захватить его лишь чуть-чуть. Чтобы мое предложение визуализировать, я попробовал кадрировать этот снимок. Он стал почти квадратным, но это не сделало его хуже, скорее наоборот.

 

Виталий из Малоярославца прислал на конкурс не одну, а сразу несколько работ. И все они сделаны вполне грамотно, с фотографической точки зрения почти безупречно. Вот только одного я не могу понять: а «что хотел сказать поэт птичкой божией?». Если проанализировать остальные снимки Виталия, то можно предположить, что автор надеется привлечь внимание зрителя с помощью легкого, почти невинного эпатажа, выдумывая разные смешные с его точки зрения, житейские ситуации, которые потом разыгрывают непрофессиональные актеры.

Должен признаться, что я ни разу не поверил автору и даже не улыбнулся ни разу. И девушку на этом снимке мне как-то сразу стало жалко. Я представил себя сидящим голым задом на холодной поверхности грязной ванны, которую на скотный двор приволокли специально для этой съемки. Поверить, что эта посудина стоит там всегда, что из нее кормят скотину, а потом в ней же моют музу фотографа?.. Нет, как говаривал Станиславский, не верю. Можно, конечно, предположить, что это картинка в жанре ню. То есть нам предлагают полюбоваться красотою обнаженного женского тела. Тема вечнозеленая, но она, на мой взгляд, не раскрыта. Гуси выглядят убедительнее и красивше.

Екатерина Москалюк сняла очень графичный зимний пейзаж. Почти безупречный. Почти — потому что он выглядит вялым. В таких случаях фотографы говорят: не выставлена точка белого и черного. Иначе говоря, в картинке нет совсем черных тонов и совсем белых особенно. Именно из-за этого она выглядит серенькой, не звенит. Так должен был бы выглядеть этот пейзаж в облачный серый денек. Но тени от заборов снегозадержания убедительно свидетельствуют о том, что солнце открыто. Ни одно облачко его не закрывает. Вот почему я слегка подредактировал эту прекрасную работу, чтобы она предстала перед читателем во всей полноте тонального диапазона.

 

Вариант с правкой Георгия Розова

 

Отличный пейзаж с замечательными диагональными складками на местности и рисунком теней. Скромное и неотразимое обаяние монохромной желто-зеленой гаммы оттенков. Фото уже и без моего вмешательства смотрится. Но я не могу не сказать о том, что есть еще один не использованный автором рецепт сделать пейзаж немного ярче, праздничнее, сочнее.

Почти контровое освещение, которому свойственны высокие контрасты между светами и тенями изображения, наводят меня на мысль, что в данном случае нужно слегка повысить яркость в светах и придавить тени. Кривыми любого графического редактора это делается за полминуты. При этом происходят чудесные превращения цветных пятен. Притемнение цвета делает его насыщеннее, затенение — обесцвечивает, а чрезмерное осветление — выбеливает. Вы можете сравнить два варианта: до моего вмешательства и после. И выбрать тот, который вам по душе. Они оба имеют право на существование.

 

Вариант с правкой Георгия Розова

 

Применение градиентных фильтров, особенно окрашенных, или градиентов «Фотошопа» для изменения соотношения яркостей и цвета в части композиции фотографии может очень помогать фотографу одолеть сопротивление материала. Может сделать фотографию лучше, но при отсутствии знаний, наблюдательности и вкуса может убить снимок. Вот в данном случае автор использовал прием окрашивания неба в цвета заката. В принципе прием вполне мог бы сработать, если окрашивать света не только в верхней половине фотографии, но и в нижней.

Обратите внимание на воду и блики на горбах камней: они отражают свет закатного неба. И если небо было бы окрашено в желто-оранжевые тона, то вода и спины камней тоже обязаны были бы окраситься так же! Это закон физики из курса средней школы так работает: угол падения света равен углу отражения. Я старательно учил физику в школе, и для меня неумелость фотографа в данном случае не загадка. А ведь графически картинка красива. И если ее правильно отретушировать, она вполне может стать постером и украсить стену комнаты.

 

 

 

Тот самый поворот р.Оки, изменивший жизнь худ. В.Поленова
Глубокие сумерки
Мамия 645Е, 80/2.8, выдержка 10 мин., Вельвия 50

 

Вадим снимает на слайд. «Вельвия» 50 — хорошая пленка. Но даже с ней не стоит производить столь экстремальные эксперименты. Десять минут экспозиции для пейзажной съемки — это очень много. Даже в тихую погоду может быть легкий ветерок. Деревья, трава на переднем плане, вода в реке, облака — все вокруг движется, и потому шевеленка неизбежна. Еще одна сложность — съемка в сумерках. Дело в том, что глаз человека воспринимает сумеречный пейзаж совсем не так, как пленка или матрица фотоаппарата.

При ярком освещении глаз прекрасно видит миллионы оттенков цвета, но в сумерках для нас все кошки серы. А пленка на длинной выдержке продолжает воспроизводить цвета в соответствии с их физической цветовой температурой. День был облачным, и в сумерках рассеянный свет не был окрашен синим небосводом. На фотографии мы видим совсем не сумерки, а именно серый день. Автору пришлось сканировать и оцифровывать картинку.

При этом он, скорее всего, пытался ее облагородить, но при этом не учел того, что передний план не стоило так сильно высветлять, а небо давить. Нарушился привычный для наблюдателя порядок вещей: внизу темная земля, а наверху светлое небо! Фотографию хочется перевернуть, чтобы восстановить равновесие. Словом, на мой взгляд, не стоило спасать этот неудавшийся слайд. Возможно, лучше было бы вернуться на это место еще раз и повторить попытку при более удачном освещении. 

 

 

Спрут Александра Зизенкова построен на использовании того же приема, что и фото 6. То есть графический рисунок должен напомнить зрителю о знакомом образе осьминога, спрута… Радость узнавания — в основе положительной реакции на такие снимки: вот ведь автор загадал шараду, а я ее разгадал! Прием обычно срабатывает.

Сработает и на этот раз. Но многие чуткие к восприятию геометрических форм люди, наверное, недовольно поморщатся и с сожалением пойдут смотреть другие снимки. Дело в том, что прямолинейные линии проводов напрочь убивают замысловатые извилины щупальцев воображаемого спрута. Автор, вероятно, почувствовал слабость образа и решил подстраховаться, кинув зрителю шпаргалку-название, чтобы никто не мог не заметить в перечеркнутых проводами следах автомобилей намека на страшного морского монстра.

Что делать с проводами, которых в наших городах много? Я знаю только два решения этой проблемы, которые зависят не от мэрии, а от самого фотографа. Можно искать сюжеты или точки съемки, которые исключают попадание проводов в рамку кадрового окна камеры. А можно, наоборот, искать в сплетении проводов какой-то художественный или геометрический порядок и строить на нем свои фотографические композиции. 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новый модуль ISOCELL Dual от Samsung позволит оснастить бюджетные смартфоны двойной камерой.
21 февраля 2018
Новости

Новый модуль ISOCELL Dual от Samsung позволит оснастить бюджетные смартфоны двойной камерой.

Модули с двумя камерами, которые обеспечивают лучшее масштабирование и позволяют создавать эффект боке, давно стали стандартной функцией на флагманских смартфонах. Однако они по-прежнему гораздо менее распространены в более дешевых «бюджетных» устройствах. Но в скором времени ситуация может измениться: отделение Samsung по разработке датчиков изображения выпустило новый модуль камеры ISOCELL Dual, который специально разработан для использования в бюджетных устройствах.

LG представляет изогнутый OLED телевизор EG960V нового поколения
24 июля 2015
Новости

LG представляет изогнутый OLED телевизор EG960V нового поколения

Новый изогнутый LG OLED телевизор EG960V (представлен в диагоналях 55 и 65 дюймов) предлагает совершенно новый уровень впечатлений от просмотра за счет потрясающего качества изображения с идеальной передачей черного и других цветов.

Новые наушники Audio-Technica c активным шумоподавлением ATH-ANC25 устраняют до 80% шумов
4 сентября 2013
Новости

Новые наушники Audio-Technica c активным шумоподавлением ATH-ANC25 устраняют до 80% шумов

ATH-ANC25 воспроизводят звуки на диапазоне от 20 до 20 000 Гц, имеют чувствительность 100 дБ и сопротивление 20 Ом. Максимальная входная мощность составляет 100 мВт. Показатель устранения шумов в новых наушниках — до 15 дБ.

Светофильтры и цифровая съемка
28 ноября 2005
Обзоры

Светофильтры и цифровая съемка

Светофильтры наряду со штативами использовались в фотографии практически с первых ее шагов. В черно-белой фотографии светофильтры применялись для корректировки излишней чувствительности пленки к синему спектру света и недостаточной — к красному и желтому. Кроме того, цветные светофильтры, применявшиеся при съемке на черно-белые пленки, помогали управлять контрастом сюжета, выделять облака на небе, избавляться от веснушек на портрете и так далее.

Вышла Android-версия приложения MIXTRAX, позволяющего насладиться музыкальными миксами без пауз
4 февраля 2014
Новости

Вышла Android-версия приложения MIXTRAX, позволяющего насладиться музыкальными миксами без пауз

Мельзеле, Бельгия (3 февраля 2014) – Компания Pioneer Europe разработала Android-версию популярного приложения MIXTRAX, позволяющего владельцам Android-смартфона наслаждаться миксами треков без пауз. С сегодняшнего дня приложение MIXTRAX для Android-устройств доступно для скачивания с Google Play. В рамках месячной рекламной компании Pioneer дает клиентам шанс приобрести Android-версию приложения вместе с ранее выпущенной версией для iPhone всего за 1,79 € вместо 3,59 €.

Международный фестиваль актуальной фотографии PHOTOBOOKFEST 2018 объявляет старт Конкурса книжных макетов
8 февраля 2018
Новости

Международный фестиваль актуальной фотографии PHOTOBOOKFEST 2018 объявляет старт Конкурса книжных макетов

Фотокнига сегодня открывает новые способы интерпретации изображений в яркое драматическое событие, она меняется вслед за развитием технологий, материалов, дизайна, типографики. Фотокнига становится реальной и доступной формой для реализации авторских идей, особенно в России и странах ближнего зарубежья, где отсутствие арт-рынка и сравнительно небольшое количество фотографических институций ставит авторов, работающих с фотографией, в очень непростые творческие условия, что мешает развитию здоровой конкуренции. Цель Конкурса книжных макетов PHOTOBOOKFEST – поддержать молодых фотографов из России, Украины, Грузии и стран СНГ.

NEC продемонстрировала на ISE 2018 «Впечатления без границ»
5 марта 2018
Новости

NEC продемонстрировала на ISE 2018 «Впечатления без границ»

NEC Display Solutions Europe продемонстрировала новые дисплейные и проекторные технологии, создающие «Впечатления без границ» (Endless Impressions) на выставке-рекордсмене ISE 2018. Ежегодная выставка в Амстердаме стала самой посещаемой в этом году, а стенд NEC оказался одним из самых популярных на ней, поскольку посетителям хотелось познакомиться с будущим цифровых дисплеев. Стенд был организован по трем отдельным направлениям, включая технологии для цифровых вывесок и розничной торговли («Engage»), корпоративных совещаний и конференций («Connect») и больших площадок и залов («Impress»).

Начало продаж Hi-Fi плеера iriver AK100 в России
24 января 2013
Новости

Начало продаж Hi-Fi плеера iriver AK100 в России

Известный производитель портативных мультимедиа устройств — iriver — объявляет о начале продаж в России высококачественного Hi-Fi плеера AK100 со встроенным цифро-аналоговым преобразователем. Это первый компактный плеер компании, который обеспечивает воспроизведение файлов, отвечающих студийным стандартам качества MQS 24 бит/192 кГц. Возможность воспроизведения композиций, сохраненных в том же самом виде, в каком они рождаются в студии, позволит ценителям первоклассного аудио по-настоящему насладиться глубоким и детализированным звуком в любом месте и в любое время.

Обзор телевизора TOSHIBA 50L7363
10 июня 2014
Обзоры

Обзор телевизора TOSHIBA 50L7363

Панель сделана в традиционном для Toshiba минимально-функциональном дизайне. Смотрится очень неплохо, но дизайнерских изысков нет, все нацелено на функционал и надежность.

Умные телевизоры Sony BRAVIA на платформе Android TV: всё, что вы хотели знать
29 июня 2015
Обзоры

Умные телевизоры Sony BRAVIA на платформе Android TV: всё, что вы хотели знать

Российское представительство компании Sony провело официальную презентацию нового поколения умных телевизоров BRAVIA на платформе Android 5.0 Lollipop. Большинство новых моделей телевизоров Sony образца 2015 года уже доступно в российской рознице, остальные будут доступны в течение ближайших недель. . Нам удалось «потрогать» новинки и узнать подробности из первых рук