Фотографические общества России

Прежде чем продолжить заметки о фотографических обществах России, автор считает необходимым внести два уточнения к 1-й части, опубликованной в предыдущем номере журнала «Фототехника и видеокамеры» №7 (17) 2004.1. Во время подготовки второй части заметок были обнаружены документы, уточняющие дату образования и точное название первого в России фотографического общества. Вопреки утверждениям «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, журнала «Фотограф-любитель» и других, менее авторитетных источников, что первым, по времени учреждения в Россиии был V (светописный) отдел ИРТО, начавший свою деятельность в 1878 году, «Годичные отчеты Общества распространения технических знаний» убедительно доказывают, что еще в 1871 году ОРТЗ организовало «Фотографический отдел Общества распостранения технических знаний».

Редактор «Фотографа-любителя» Лавров А. М. в своей брошюре «Исторический перечень открытий в фотографии», изданной в 1903 году, вопреки своим ранним утверждениям, пишет: «1872 год. Образование фотографического отдела при Обществе распространения технических знаний в Москве».2. «Русское промышленное фотографическое общество в Санкт-Петербурге» не имеет отношения к общественным фотографическим организациям. На самом деле это была небольшая фирма, производящая фотопластинки. Ошибка произошла при переводе названия фирмы с русского на французский язык и обратного перевода на русский.

Фотографический отдел ОРТЗ

Владимирский А.С., председатель правления Фотоотдела ОРТЗ (1871-1873гг.)

Состоящее под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича Общество распространения технических знаний в Москве (ОРТЗ) образовано в 1868 году, действия открыло 20 ноября 1869 г.

Правила (устав) Фотографического отдела ОРТЗ утверждены общим собранием ОРТЗ 20 сентября 1871 г. (Мосгорархив, фонд 46, оп. 3, д. №57, документ 10). В разработке правил из 29 параграфов принимали участие московские фотографы-профессионалы и любители: Дюбюк В. А., Шиллер А. Н., Симоненко П. Ф., Тулинов М. Б. и Пекарский Я. А.

Цель Отдела — содействовать разработке и распространению художественных и технических знаний, касающихся фотографии. Членами Отдела могли быть лица обоего пола. Состав: почетные, действительные члены и члены-соревнователи. Действительные члены избираются закрытой баллотировкой с рекомендацией одного из действительных членов. Членский взнос — 5 руб. ежегодно или 100 руб. единовременно.

В конце 1870—1871 отчетного года Фотографический отдел насчитывал 96 членов, председателем отдела был избран профессор физики Императорского технического училища (ныне Технический университет им. Баумана) Владимирский А. С. (1827—1880). В конце 1871—1872 отчетного года число членов Отдела выросло до 160.

В апреле 1872 года была издана брошюра «Фотографический отдел Общества распространения технических знаний», содержащая тексты сообщений членов Отдела на общих собраниях с ноября 1871 по март 1872 года.

Текущей работой Фотографического отдела занимались комиссии, избираемые на заседаниях, в т. ч. комиссия для устройства фотографического павильона на Политехнической выставке в память 200-летнего юбилея рождения Императора Петра Великого в 1872 году.

Фотографический павильон на Политехнической выставке, устроенный силами Фотографического отдела ОРТЗ, имел 21 сажень длины и 16 саженей ширины (приблизительно, 44,8х34 метра) и разделялся на две части — зал для экспозиции и мастерские для производства фотографических работ, приспособленные к осмотру их посетителями без помехи работающим. В числе организаторов мастерских — знаменитый варшавский фотограф Я. Мечковский, больше месяца фотографировал желающих посетителей (за плату). Небезынтересен тот факт, что в мастерских принимали участие в работе две девицы, специально подготовленные членами Отдела Владимирским А. С., Шиллером А. Н. и Дюбюком В. А. с целью «положительного разрешения вопроса о введении женского труда в область фотографического искусства». Комиссия по устройству павильона работала с октября 1871 года до сентября 1872 года, т. е. до времени закрытия выставки. В первом, экспозиционном, зале были выставлены работы 42 экспонентов, в том числе девяти иностранцев.

Отделом выпущена серия (388 негативов) стереофотографий 8,5х17 см «Политехническая выставка 1872 г. Москва».

За участие в устройстве фотографического павильона Политехнической выставки Отделу вручен почетный «Адрес II-й степени».

После закрытия выставки, как видно из отчета ОРТЗ за 1887/88 год, «Фотографический отдел, деятельность которого продолжалась, к сожалению, только один год, ... номинально продолжал существовать в течение 1872—1878 годов, но в 1878 году ... упомянутый отдел был исключен из числа учреждений Общества как учреждение, переставшее существовать... 29 сентября 1887 года состоялось первое собрание [восстановленного] отдела».

Фотографический отдел был восстановлен по инициативе 19 членов ОРТЗ, первоначальный состав — 45 членов, к концу отчетного года число членов Отдела увеличилось до 114 человек. На открытых заседаниях отдела за год присутствовало около 400 приглашенных слушателей.

Восстановленный отдел под председательством конструктора фотоаппаратуры и члена Постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея Езучевского Д. П. (1835—1898) включился в подготовку к предстоящим выставкам: Первой русской фотографической выставке в Санкт-Петербурге и Фотовыставке, посвященной 50-летию открытия светописи, в Москве.

Московская фотографическая выставка в память 50-летия открытия светописи стала ярким культурным событием, привлекшим в свои залы более 12 тысяч посетителей, осмотревших экспонаты 132 участников, в том числе приборы и материалы, принадлежащие самому Л. Дагеру, российские дагеротипы и бумажные негативы князя П. Трубецкого 1850-х годов, первые стереоснимки И. Ф. Александровского, первые научные фотографии, сделанные в России.

Следующим большим событием в деятельности Фотографического отдела было устройство Второй московской светописной выставки в 1892 году. Участниками выставки были русские правительственные, общественные и частные учреждения, профессиональные фотографы и фотографы-любители. Выставка занимала 18 комнат в Верхних торговых рядах на Красной площади. Ряд экспонентов из числа фотографов-любителей решили прислать на выставку фотоотпечатки для продажи на выставке, а вырученные деньги передать в пользу голодающим. Инициатором акции и первым, приславшим на выставку снимки, был действительный член Отдела Мазурин А. С.1892 год был благоприятен для Отдела еще тремя событиями: министр внутренних дел предоставил право членам Отдела делать повсеместно в России фотографические снимки, не испрашивая всякий раз особого разрешения у местных властей, за исключением крепостей и мест, имеющих стратегическое значание; Отдел удостоен вызолоченной медали (medaille de vermeil) Первой международной выставки фотографии в Париже за художественные фотоработы любителей; а 8 октября после летних каникул Отдел начал деятельность в новом помещении. Число членов в 1892 году достигло 180 человек.

В 1893 году председателем Отдела вторично был избран опытный юрист, член Московской судебной палаты, действительный статский советник Вульферт В. К. (? — 1906). Деятельность Отдела расширилась настолько, что существование Отдела, действовавшего самостоятельно и в то же время как отделение ОРТЗ, уже не соответствовало правилам, заменявшим ему устав — на тот момент они оказались неполны и неудобны.

На общем собрании Отдела 19 февраля 1894 года Владимир Карлович выступил с инициативой изменения устава, а спустя два месяца, в конце апреля, общее собрание приняло решение о преобразовании Отдела в самостоятельное фотографическое общество.

Русское фотографическое общество в Москве (РФО)

Фишер К.А., председатель РФО (1897-1907гг.)
Подлузский Б.П., председатель РФО (1918-1928гг.)

В результате энергичных действий Вульферта В. К. 5 октября 1894 года в помещении правления Фотографического отдела ОРТЗ состоялось собрание учредителей РФО. На собрании присутствовало 23 учредителя, в т. ч. Вульферт В. К., Мазурин А. С., Солодовников К. Н., Фишер К. А., Бахрушин В. А., Преображенский П. В., Павлов П. П.

Вульферт доложил собранию, что представленный им проект Устава утвержден Министерством внутренних дел 4 августа 1894 года с некоторыми исправлениями и дополнениями. Закрытой баллотировкой избраны: председатель Вульферт В. К., товарищ председателя, секретарь, казначей, члены правления и кандидаты к членам правления.

Устав РФО декларировал основные цели Общества: содействовать успехам фотографии, разработка и распространение художественных, научных и технических познаний, относящихся к фотографии и ее отраслям.

Членами РФО могли быть русские и иностранные подданные, независимо от места проживания.

Состав Общества — действительные и почетные члены. Почетные члены взносов не платят, т. к. избираются обществом за заслуги в области фотографии или активную деятельность в РФО. Действительные члены избираются баллотировкою по предложению одного из членов или по собственному заявлению. Членский взнос — 5 руб. ежегодно или 100 руб. единовременно. Членский билет давал право на свободное фотографирование по всей России, кроме местностей, состоящих в ведении Дворцового ведомства или имеющих стратегическое значение.

Следует отметить, что Устав РФО был наиболее демократичным из уставов российских фотографических обществ. Членами Общества не могли быть только несовершеннолетние, состоящие на действительной службе нижние чины и юнкера, воспитанники низших и средних учебных заведений и подвергнувшиеся ограничению прав по суду. Доступностью стать членом московского общества зачастую пользовались хозяева маленьких фотографий в уездных городках, используя членство в РФО в рекламных целях.

По численности РФО было самым большим не только в России, но и во всем мире фотографическим обществом. Если в 1895 году число членов было 378, то в 1904 г. — 1258, а в 1914 г. — почти 1500. Члена РФО можно было встретить от Варшавы и Лодзи до Владивостока и Харбина, от Архангельска до Алушты и Батума.

Уже в декабре 1896 года при РФО был образован благотворительный фонд «для оказания помощи фотографам, лишившимся по несчастным обстоятельствам или болезни способности к труду». Основание этому фонду положили о. Иоанн Кронштадский, владелец фабрики фотопластинок «Слава» в Москве Ясашнов М. Ф., владельцы фотографий Павлов П. П. (Москва) и Дмитриев М. П. (Н. Новгород), внесшие в фонд по 100 руб. каждый.

РФО заявило о себе как очень серьезная общественная организация двумя мероприятиями в 1896 году, составившими события в фотографической жизни.

Первое — фотографическая выставка, участниками которой стали 179 экспонентов из России, Англии, Австрии, Германии, Италии, США, Франции. Выставка проходила под покровительством московского генерал-губернатора, Великого Князя Сергия Александровича. В память первой фотографической выставки каждому экспоненту был вручен серебряный жетон. Золотые, серебряные и бронзовые медали, а также похвальные отзывы присуждались компетентным жюри. Ряд иностранных экспонентов награжден высшей наградой — diplome d’honneur (диплом почета). Большое внимание выставке уделяли периодические издания — газеты и журналы разных направлений.

Второе мероприятие — Первый съезд русских деятелей по фотографическому делу, в котором участвовало 214 делегатов. Заседания Съезда проходили в помещении Политехнического музея с 28 марта по 5 апреля. Программа Съезда была направлена на три основные цели: 1) сближение между собой фотографов, любителей фотографии, лиц, занимающихся фотографией в применении к наукам, искусству и технике, и вообще всех интересующихся фотографическим делом; 2) совместное обсуждение общих и специальных вопросов, вытекающих из современного их положения; 3) возможно бoльшее распространение фотографических знаний.

Оранизатором Третьего съезда русских деятелей по фотографии в марте-апреле 1911 года также было РФО.

Открытые заседания членов РФО, публичные лекции и вечера проходили в аудиториях Политехнического и Исторического музеев. Только в Политехническом музее за 1894—1914 годы состоялось 88 таких мероприятий.

Помимо собраний членов Общества систематически проводились художественно-фотографические конкурсы, ежемесячные конкурсы журнала РФО «Фотографический вестник» для начинающих фотолюбителей. С 1 января 1898 года для членов Общества были открыты съемочный павильон и лаборатория.

Большой общественный резонанс получил конкурс «Ушедшая и уходящая Москва». Конкурс, подготовка к которому началась в 1913 году, состоялся 19 февраля — 5 марта 1914 года. После строгого отбора в конкурсе участвовали 34 автора, экспонировавшие 260 снимков и 8 альбомов. Жюри конкурса 5 марта помимо бронзовых плакетов для каждого участника присудило две именные бронзовые медали.

Проект осеннего конкурса «Уходящая и новая Москва» обсуждался на заседании правления РФО 28 апреля того же года. Были опубликованы правила конкурса и подготовлено 200 плакатов, рекламирующих предстоящий конкурс. Но в связи с начавшейся войной конкурс был отложен на неопределенное время и не состоялся.

Почетный диплом РФО фотографу-любителю Мазурину А.С.

В первые дни войны правление РФО ассигновало 500 рублей на помощь раненым и организовало бесплатную фотосъемку раненых, находящихся в московских лазаретах. Благотворительный фонд РФО в пользу раненых за первые три месяца войны достиг суммы около 2000 руб., из которых 900 руб. были переданы лазаретам. За это время члены РФО провели съемки в 15 лазаретах.

В марте-апреле 1917 года прошла последняя, «Товарищеская выставка членов Русского фотографического общества в Москве», на которой демонстрировалось около 300 работ. В 1918 году вышел последний номер органа РФО — журнала «Фотографический вестник», издававшегося с 1908 года. К 1919 году деятельность РФО была приостановлена.14 ноября 1921 года Русское фотографическое общество в Москве возобновило практическую деятельность на основании нового Устава, утвержденного 3 ноября 1921 г. Собрания членов РФО проходили в фотографии Павлова П. П. на ул. Петровка, 27. Правление Общества находилось в фотографии «Паола» в Кузнецком переулке, принадлежавшей Свищеву Н. И.

В 1926 году Общество получило новый статус — Русское фотографическое общество при ГАХН (Государственная академия художественных наук); в это время оно насчитывало 180 членов.

Правлением Общества была предпринята попытка расширить сферу деятельности на территорию всей РСФСР, о чем было записано в новом Уставе, утвержденном НКВД 15 августа 1928 года за №18. Новый Устав объявлял, что Всероссийское фотографическое общество является правопреемником РФО, существовашего на основании Устава 1921 года, и даже текст печати «Всероссийское Фотографическое Общество (б. Русское Фотографическое Общество)» подчеркивал преемственность и «долголетие» ВФО.

Пресса того времени писала: «Русское фотографическое общество, изменившее наново свой устав в 1928 г. (на общество всероссийского масштаба), мечтало стать массовым добровольным обществом, включающим в себя руководство фотокружками».

Несколько раньше утверждения нового устава ВФО, в феврале 1928 года, вышел в свет декрет ВЦИК и СНК СССР «Об утверждении положения об обществах и союзах, не преследующих целей извлечения прибыли» и инструкция НКВД, по которым Общество должно было не позднее 1 февраля 1929 года возбудить ходатайство о перерегистрации. Правление Всероссийского фотографического общества своевременно возбудило такое ходатайство и представило все необходимые сведения, но НКВД молчал. Причину молчания можно найти в «Советском фотографическом альманахе» за 1929 год. Десятистраничная статья С. Евгенова утверждала: во-первых — «никакой связи или преемственности между дореволюционным фотолюбительством и советским фотолюбительским движением нет и не могло быть»; во-вторых — «советское фотолюбительство зародилось от иного корня ... и развивалось параллельно культурному росту и росту материального благосостояния рабочего класса»; в-третьих — «получить признание «общественной организации» в советской стране не так-то легко». К тому же после VIII съезда профсоюзов и обращения фракции ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) «основным руководителем фотодвижения было намечено ОДСК (Общество друзей советского кино)».

Под давлением таких обстоятельств Всероссийское фотографическое общество прекратило свою деятельность.

Физико-фотографическая (IV-я) группа Московского отделения ИРТО

Образована 17 октября 1876 года. Заметного влияния на фотографическую жизнь второй столицы Российского государства не оказывала ввиду своей малочисленности — насчитывала чуть больше 20 членов. Располагалась в помещении Дворянского клуба, в конце 1904 года переехала в новое помещение в доме Хлудова на Рождественке.

Фотографическая комиссия Отделения физических наук ИОЛЕАЭ при ИМУ

Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАЭ) при Императорском московском университете (ИМУ) открыло свои действия 15 октября 1863 года. Применению фотографии в научных целях в рамках ИОЛЕАЭ способствовал зоолог и антрополог, заслуженный профессор ИМУ Богданов А. П. (1834—1896). На Всероссийской антропологической выставке 1867 года в Москве он экспонировал антропометрические снимки, некоторые из них хранятся сейчас в библиотеке парижского Музея естественной истории.24 апреля 1892 г. на 85-м заседании Отделения физических наук ИОЛЕАЭ постановлено: «По предложению, внесенному несколькими членами Отделения об устройстве при Отделении особых заседаний по фотографии, ввиду чрезвычайного развития в последнее время применений фотографии в различных науках, а также ввиду большого числа лиц из состава членов Отделения, занимающихся фотографией со специальными целями, Отделение постановило по мере надобности и возможности иметь особые заседания фотографической комиссии».26 ноября 1892 года Фотографическая комиссия была организована, председателем избран Преображенский П. В. На заседаниях демонстрировались «предметы по научной и любительской фотографии, доставленные членами комиссии».

Заседания Фотографической комиссии проходили нерегулярно, за 5 лет состоялись только 18 заседаний. В 1897 году был издан 1-й выпуск «Сообщений Фотографической комиссии».

В периодике того времени Комиссия иногда именуется «Фотографический отдел Императорского общества любителей естествознания при Московском университете».

Московское художественно-фотографическое общество (МХФО)

Анонс фотовыставки МХФО в 1908 г.

Состоящее под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича МХФО учреждено известными московскими фотографами-любителями, в числе которых Бахрушин В. А., Солодовников К. Н., Мазурин А. С., Ансельм В. П., Мамонтов С. Н., Горюнов Д. П. Подготовка к началу деятельности Общества началась еще в 1899 году, устав утвержден в 1900 году. Официальное открытие Общества состоялось 7 февраля 1901 года.

Цель Общества, как говорится в §1 устава, — объединить лиц, занимающихся художественной фотографией, изучение фотографии как самостоятельного искусства, разработка основ художественной фотографии и распространение последней.

Устав МХФО во многом отличался от уставов других российских фотографических обществ, начиная с того, что желающий вступить в Общество, помимо иных формальностей, обязан был представить свои фотоработы. Если специальное жюри признавало их художественное значение, заявитель допускался к баллотировке в действительные члены.

Представители искусств, науки и литературы, интересующиеся развитием художественной фотографии, могли быть избраны членами-сотрудниками с освобождением от уплаты членских взносов.

Характерное примечание имел §27 устава: «Фабриканты пластинок и других фотографических принадлежностей, торговцы таковыми, а равно и лица, имеющие фотографические заведения или мастерские, не могут быть избираемы в какие бы то ни было должности, хотя бы лица эти и состояли действительными или почетными членами общества».

Жесткие требования устава, а также высокие членские взносы определили элитарность МХФО и его малочисленность — Общество насчитывало около 40 членов.3 декабря 1904 г. Великий Князь Александр Михайлович принял Общество под Августейшее покровительство.

Ярким событием в жизни МФХО стала Международная фотографическая выставка в марте-апреле 1908 года. Выставка проходила в помещении Страхового общества «Россия» на углу Лубянки и Кузнецкого моста. Особое внимание на выставке уделялось цветной фотографии, широко были представлены автохромы. Фотомеханические работы представили петербургские фирмы «Голике и Вильборг» и «Фотомеханическая мастерская Прокудина-Горского С. М.». Иностранных экспонентов представляло АО «Л. Геверт и Ko», «Н. П. Г.», общество «Гомон и Ko», которое кроме выставленных принадлежностей для кинематографии ежедневно устраивало киносеансы.

Мало-помалу субботние собрания членов МФХО становились все малочисленнее, и к 1913 году Общество прекратило свою деятельнось.

Русское общество любителей фотографии (РОЛФ)

Инициатором создания РОЛФ был уже известный нам фотограф-любитель с многолетним стажем, приват-доцент и преподаватель фотографии в ИМУ Преображенский Петр Васильевич. Поддержку в этом начинании ему оказал председатель Императорского Российского исторического музея князь Щербатов Н. С.

В числе учредителей, подписавших проект устава, были профессора Московского университета и Императорского технического училища, а также (впервые!) три женщины.25 апреля 1902 г. подано прошение Министру внутренних дел об утверждении устава РОЛФ, устав утвержден 2 июля 1902 г. Собрание учредителей состоялось 2 сентября 1902 г. в зале правления ИМУ, на собрании избран совет Общества во главе с президентом Щербатовым Н. С. и вице-президентом Преображенским П. В.

Первое заседание Общества состоялось 26 октября 1902 г. в физической аудитории ИМУ.

Согласно Уставу, Общество имело целями: «а) содействовать поднятию фотографии до степени художества; b) учреждение ... фотографического музея; c) учреждение и поддержание фотографического института ... g) оказывать содействие научным деятелям, как принадлежащим к составу Общества, так и посторонним, во всем том, что требует помощи фотографии ... i) ... содействовать развитию научного любительства.»

Действительными членами Общества могли быть лица обоего пола, окончившие курс в высших и средних учебных заведениях и заявившие свои знания по фотографии своими работами. РОЛФ, таким образом, было единственным обществом, включившим в свой устав образовательный ценз.

Все члены Общества, изъявившие желание иметь разрешение на съемки в Москве, получили особые свидетельства из канцелярии московского обер-полицеймейстера.

С 1903 года Обществом издавался журнал «Известия Русского общества любителей фотографии» под редакцией Преображенского П. В. Издание журнала прекратилось в 1907 году.

К январю 1904 года в Обществе состояло 90 действительных членов, избраны 3 пожизненных члена. За год состоялось 19 заседаний, на которых прочитано 22 доклада и 14 заседаний Совета.

Деятельность Общества к 1911 году практически сошла на нет с кончиной Преображенского П. В. В 1913 году РОЛФ прекратило свое существование.

Фотокружок студентов Московского сельскохозяйственного института

Организован в 1913 году студентами-фотолюбителями Сельскохозяйственного института в Петровско-Разумовском. В малочисленных заметках в прессе об организации фотокружка его иногда называли Кружок фотографов-любителей при Московском Сельхозинституте. Материалы о деятельности Кружка не обнаружены.

Общество фотографов-работников

Вероятно, под таким названием в Москве существовало отделение Всероссийского профессионального союза фотографов-работников. На данный момент известно, что в 1910—1911 годах Общество значилось в числе зарегистрированных организаций Москвы.

Фотографическая секция общества «Экономическое возрождение России»

Вступление России в Первую мировую войну 1 августа 1914 года отрезало ее от импорта многих видов продукции, в т. ч. и фотографической. Для быстрого решения вопросов обеспечения Российского государства отечественными товарами взамен импортных было создано Всероссийское общество «Экономическое возрождение России», его устав был утвержден 29 сентября того же года. В структуре этого общества предусматривалась и Фотографическая секция, первое заседание секции состоялось 30 октября. Председателем секции был избран Свищев Н. И., владелец фотоателье «Паола». С докладом об экономической зависимости от иностранных предпринимателей на этом заседании выступил действительный член РФО Прагер А. И., избранный секретарем Фотографической секции. Каких-либо видимых результатов по обеспечению российской фотопродукцией отечественных потребителей секция не достигла.

Первое Всероссийское общество фотографов-профессионалов в Москве

Членский билет Первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов

(Всероссийское общество фотографов-профессионалов портретной фотографии)

Учредителями Общества выступили московские фотографы-профессионалы, в числе которых были Грибов М. И., Павлов М. П., Свищев Н. И., Трунов Г. Г., Улитин В. И. и другие владельцы фотоателье и профессиональные фотографы.

Устав Общества утвержден определением Московского особого, по делам об обществах, Присутствия 28 января 1915 года.

Цель Общества зафиксирована в его §1 устава: «Первое Всероссийское Общество фотографов-профессионалов имеет целью защиту профессиональных интересов своих членов, содействие улучшению материальных и нравственных условий жизни их, а также содействие успехам фотографии и с нею связанных работ».

Председателем Общества был избран владелец «Художественной фотографии» Высоков А. С. Организационный период затянулся на два с лишним года, и в 1917 году Общество было преобразовано во Всероссийский союз фотографов.

Всероссийский союз фотографов

Организованный в 1917 году как преемник Первого Всероссийского общества фотографов-профессионалов Союз из-за гражданской войны был чисто номинальной организацией вплоть до 1923 года, когда НКВД утвердил новый Устав Союза. С этого времени работа оживляется, растет число членов Союза особенно в провинции. Переработанный Устав Союза ставит в число задач развитие среди своих членов научных знаний и художественного вкуса в области фотографии, содействие членам в льготной и коллективной закупке материалов, юридическую помощь, устройство докладов, лекций, собственной библиотеки и т. д. В уставе впервые появляется «нехороший» параграф: «§22. Списки членов Союза ежегодно представляются в Народный Комиссариат Внутренних Дел».

С 31 марта 1927 года Союз переименован во Всероссийское общество фотографов (ВОФ) с прежним уставом. Главным в деятельности ВОФ с этого момента становится культурно-просветительская работа среди своих членов. Общество регулярно устраивает доклады не только по вопросам фотографии, но и по истории искусства, по политической грамоте, затрагиваются социально-экономические темы. Докладчиками выступают известные деятели русской фотографии Срезневский В. И., Клепиков П. В., Сахаров М. А., Иванов-Терентьев А. А., Улитин В. И. и другие.

Состоялись несколько выставок работ членов Общества: нижегородского фотографа Дмитриева М. П., посмертная выставка Горнштейна А. И., Улитина В. И. (выставка «Север — Мурман»), Андреева Н. П. из Серпухова, Элленгорна Е. Я. из Твери.

В 1927 году действовал филиал Общества в Нижнем Новгороде, шла подготовка к открытию филиалов в Ленинграде, Харькове и Киеве.

Обществом издавался журнал «Фотограф» (1926—1929), ответственным редактором которого был Сахаров М. А. К последнему номеру журнала за 1929 год была сделана вклейка: «От редакции. По независящим от Редакции обстоятельствам журнал «Фотограф» в 1930 г. выходить не будет».

Закончилась деятельность Всероссийского общества фотографов, закончилось издание журнала по той же схеме, по тем же причинам и в то же время, как и Всероссийское фотографическое общество.

Фотокинолюбительская секция ОДСК

Фотокинолюбительская секция при Центральном совете Общества друзей советского кино формально образована 6 июня 1926 года путем образования фотокружков в составе региональных ячеек ОДСК.

Важными событиями в работе Секции было участие во Всесоюзной фотографической выставке «X лет советской фотографии» и созыв в ОДСК совещания с рабочими-фотографами некоторых стан, прибывших в СССР на Октябрьские юбилейные празднества.

За полтора года бюро секции издавало и рассылало «на места» инструкционные материалы по фотолюбительству, методические разработки занятий в фотокружках ОДСК, письменные «фотоинструктажи» для периферийных организаций.

Фотокружки ОДСК организовали ряд местных фотовыставок в некоторых городах: Туле, Костроме, Омске, Томске и других. Большинство этих выставок проводилось в связи с 10-летней годовщиной октябрьских событий 1917 года.

Основной задачей Секции, этой «общественной» организации, навязанной «сверху», было вытеснить из общественной жизни независимые фотографические общества. К 1930-му году задача была решена — резолюции VIII съезда профсоюзов и обращение фракции ВЦСПС выполнены.

Московская ассоциация фоторепортеров

В конце 1925 года около 10 московских фотографов, работавших в периодической печати, собрались с целью повести агитацию «за единение сил фоторепортажа и за самый репортаж».5 февраля 1926 года московские фоторепортеры созвали собрание для организации Ассоциации московских фоторепортеров при Доме печати. В Ассоциацию вступили 40 с лишним человек с целью «возрождения фоторепортажа, укрепления его позиций и постановки его на должную высоту».24 апреля того же, 1926, года Ассоциацией была открыта первая выставка советского фоторепортажа. В ней участвовало около 30 экспонентов, показавших до 1000 снимков репортажного содержания.

Через год, в феврале 1927 г., Ассоциация была юридически признанной общественной организацией, выступала под аббревиатурой АФР (Ассоциация фоторепортеров). Свою деятельность АФР направила на «вытеснение из нашей печати художников и иллюстраторов, искажающих действительность».

На диспуте «Фотокадр против картины», организованном АФР, была «поставлена проблема абсолютного вытеснения реалистической живописи фотографией». Закончился диспут, и с ним временно закончилась деятельность Ассоциации. «Второе дыхание» у АФР пришло в октябре 1928 года, когда потребовалась беспощадная критика Всероссийского фотографического общества, так как шла подготовка к IV Всесоюзному совещанию рабселькоров (рабочих и сельских корреспондентов). Совещание состоялось в ноябре-декабре, на нем АФР заявила: «Учитывая ... реакционную роль объединения художников-фотографов в лице Русского (затем Всероссийского) фотографического общества, усиление пролетарского сектора в фотографии и его роли, Ассоциация заявила ... что она ориентируется на ОДСК и рабочие фотокружки».

В 1929 году АФР лишилась базы при Доме печати и распалась.



Комментарии

Виктор Шимолин
08.02.2011
0
Уважемый Анатолий Попов! Я преподаю фотожурналистику в Институте журналистики Белгосуниверситета. В настоящее время собираю материалы об истории фотовыставочного дела в Беларуси и России. Ваша статья в этом плане представляется весьма-весьма интересной. Укажите, пожалуйста,адрес источника, на который я мог бы ссылаться при цитировании Вашей публикации. С уважением, Виктор Шимолин.
И. Феоктистов
31.10.2011
0
Нужно добавить о К.К. Гиппиусе. Ссылка http://www.rdinfo.ru/soc_rd/jencik_statja.php?mode=view&site_id=34&own_menu_id=4596
Эдуард Чеславский
01.04.2012
0
Очень приятно было найти данные сведения об обществах фотографов. Мой дедушка Голод Моисей Николаевич был членом общества фотографов. У них была своя фотография в Г. Мерефа Харьковской обл. В 1928 году фотографию национализировали, но она работала до середины 80 годов. Хотелось бы больше узнать своем деде, больше у меня нет никаких сведений. С благодарностью Эдуард Чеславский.

Похожие статьи

Музыкальные системы LG FJ5, LG FJ7: всё для вечеринки!
12 декабря 2017
Новости

Музыкальные системы LG FJ5, LG FJ7: всё для вечеринки!

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке музыкальные системы LG FJ5 мощностью 220Вт и LG FJ7 мощностью 400Вт с функцией караоке с различными эффектами, широкими возможности совместимости с различными устройствами.

Nikon D850. На что мы надеялись и что получили
14 сентября 2017
Новости

Nikon D850. На что мы надеялись и что получили

Nikon официально объявила о выпуске своей новой камеры D850. Поскольку многочисленные слухи раскрыли заранее характеристики камеры, анонс не был сюрпризом, но теперь о камере известно больше и уже из официальных источников. Предлагая датчик изображения с разрешением 45.7MP и максимальной частотой 9 кадров в секунду с системой автоматической фокусировки, унаследованной от D5, новая D850 выглядит очень впечатляющей камерой.

TYLT уже в России: ждите «переворот» в области гаджетов и аксессуаров
9 августа 2013
Новости

TYLT уже в России: ждите «переворот» в области гаджетов и аксессуаров

За несколько лет своего существования американская компания TYLT уже успела «всколыхнуть» гаджет индустрию своей продукцией и технологиями, обзавелась множеством фанатов по всему миру, которые ценят функциональность, дизайн и, конечно же, качество! В ассортименте TYLT каждый сможет найти для себя все самое необходимое для повседневной жизни в дебрях «городских джунглей».

Canon разрабатывает адаптер Power Zoom для беззеркальных камер.
17 января 2018
Новости

Canon разрабатывает адаптер Power Zoom для беззеркальных камер.

Подобный адаптер под названием Power Zoom PZ-E1 был выпущен Canon для некоторых моделей зеркальных камер и позволял управлять электронным зумом сменных объективов. Патент, опубликованный Canon на этот раз, показывает, что кампания ведёт разработку нового zoom-адаптера для объективов беззеркальных камер. Такой вывод напрашивается по той причине, что камера, показанная на схеме для справки, лишена зеркала.

Телевизоры Philips Smart TV принимают сигнал DVB-T2
23 апреля 2012
Новости

Телевизоры Philips Smart TV принимают сигнал DVB-T2

Компания TP Vision сообщает о поступлении в продажу телевизоров Philips Smart TV 2012 модельного года, способных принимать вещание в новом цифровом формате DVB-T2, который в скором времени станет основным форматом цифрового телевизионного вещания в России.

G Master™ - новый бренд Sony для сменных объективов
15 февраля 2016
Новости

G Master™ - новый бренд Sony для сменных объективов

Компания Sony представила свой флагманский бренд сменных объективов G Master™. Новый бренд включает три топовых полнокадровых объектива с байонетом E, в том числе стандартный зум-объектив 24-70мм с постоянной светосилой F2.8, портретный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 85мм F1.4 и телефото зум-объектив 70-200мм с постоянной светосилой F2.8. Новые объективы, сочетающие высочайшее разрешение и прекрасное боке, отличает использование инновационных оптических технологий Sony, дизайн и калибровка. Это позволяет им создавать фото и видео изображение с таким уровнем детализации и экспрессии, какой никогда еще не был возможен.

Тест акустических систем BBK DK2711 HD
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем BBK DK2711 HD

Достоинства: видеопроцессор с 12-битным разрешением. Высококачественное изображение. Функция масштабирования видеосигнала до качества, сравнимого с HD. Возможность воспроизведения DVD-Audio. Функция караоке. Микрофон и диск с песнями для исполнения караоке в комплекте. Наличие интерфейса HDMI. Недостатки: возможности штатного комплекта акустики ограничены несмотря на широкие возможности воспроизведения аудиоформатов проигрывателя.

Компактная панорамная камера нового поколения Gear 360 — настоящее видео 360⁰ в формате 4K
30 марта 2017
Новости

Компактная панорамная камера нового поколения Gear 360 — настоящее видео 360⁰ в формате 4K

Samsung Electronics представляет обновленную панорамную камеру Gear 360: теперь она стала еще удобнее благодаря новому дизайну и позволяет снимать видео 360⁰ с разрешением 4К. Легкая и компактная новинка пополнит ряды экосистемы Samsung и обеспечит полноценный функционал для съемки контента высокого качества.

Обзор напольных акустических систем KEF Q500
13 июля 2012
Обзоры

Обзор напольных акустических систем KEF Q500

Линейка Q британского производителя KEF является, вероятно, самой обновляемой серией акустических систем в мире, ее перестройка носит регулярный характер и, как правило, не только косметический. В очередной раз семейство Q было модернизировано в 2010 году, причем обновление коснулось и дизайна, и конструкции акустических систем. Сейчас серия включает 9 разноплановых громкоговорителей: три напольные модели Q900/700/500, два полочника Q300/100, два «центра» Q600с/200с, дипольную акустическую систему для тыловых каналов ДК Q800ds и активный сабвуфер Q400b.

Новый бронзовый век
28 апреля 2003
Новости

Новый бронзовый век

Акустика британской компании Monitor Audio на сегодняшний день является одним из основных стандартов в мире Hi-Fi. Этого компания достигла благодаря работе над высококачественной акустикой на протяжении десятков лет. Основным требованием к созданию колонок под этой маркой является полное отсутствие окраски и минимум искажений.