Фото 1 Фотография вездесуща. От глубин космоса до глубин микромира проникла она, неся в себе документальные свидетельства реального мира. Не только всё видимое не ускользает от её объективного взора, но и неведомое и непознанное тоже: вспомните многочисленные фотографии НЛО, хотя официальная наука всё ещё не признала их существования. Однажды адепты мистического сообщества пришли ко мне за консультацией с толстой пачкой фотографий. Там были удивительные снимки. Привидения, астральные тела, энергетические сгустки и жгуты и ещё много всякой всячины или чертовщины (кому как удобнее). Что-то можно было объяснить техническим браком, оптическими эффектами, трюковой съёмкой, что-то не вписывалось в обычную логику. Это я к тому, что границы фотографии нельзя обозначить.
Можно ли сфотографировать такие неосязаемые понятия, как воображение, впечатление, вдохновение?
Что, как вы думаете, изображено на этой фотографии (фото 1)? Названа она «Зелёный шум», и название это в точности соответствует сути представленного бесхитростного пейзажа. Чтобы не мучить вас догадками, скажу сразу, что сняты сначала потёки дождя на полиэтиленовой плёнке дачной теплицы, а затем в «Фотошопе» добавлены контраст, зелёный фильтр и «шум». Работа эта не претендует на место в анналах высокого искусства. Это всего лишь иллюстрация того, что и воображение можно сделать предметным.
О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ
Задача, которая ставилась при съёмке этого простого предмета, заключалась в том, чтобы снять его в стиле классической чёрно-белой фотографии. Это своего рода упражнение, которое необходимо творческому фотографу, как спортсмену ежедневная тренировка (фото 2).
Фон выбран был бумажный, окрашенный под алюминий в тон детали, плавный изгиб «пандусом» по вертикали. Ракурс а ля Родченко. Композиция уравновешена светоделением фона по диагонали. Освещение общее переднее боковое, от окна. Искалось мягкое соотношение светов и теней присущее старой фотографии. Камера цифровая. Коррекция контраста в сторону снижения. Экспозиция с экспокоррекцией в сторону лёгкой недодержки. Дополнительная обработка в «Фотошопе» не проводилась. Результат, на мой взгляд, соответствует поставленной задаче. Такие упражнения необходимы: они дают опыт, который может затем очень пригодиться в фотографической практике. За кажущейся простотой обязательно должна стоять фотографическая культура.
Снимающее человечество легко можно разделить на две категории. Большинство снимает фотографические карточки по поводу, без повода — на память… И только маленькая когорта, ищет в фотографии способ творческого самовыражения, пытается рассказать на фотографическом языке о красоте окружающего мира.
Язык фотографии сложен и даётся не всем. Художник в своём творчестве субъективен изначально, его личностное отношение к искусству ограничено только рамками художественной культуры. Фотографу же необходимо преодолеть сначала высокий объективный порог, чтобы выйти затем на множественные дороги субъективного творчества.
Когда случилась трагедия на атомной подводной лодке «Курск», сопереживание большому горю породило в воображении эту идею (фото 3). Когда-то, очень давно, я воочию видел эти глаза, устремлённые в молчащую пустоту. Это были глаза жён моряков на причале северной базы, когда лодка вовремя не вернулась из похода.
Сначала придуман был фон. Нарезанные кусочки прозрачного полиэтилена композиционно выстроены и сняты в поляризованном свете. Второй экспозицией снят портрет женщины на чёрном фоне. Точные параметры съёмки сейчас вспомнить уже сложно, да и снималась работа в режиме брекетинга. Камера плёночная.
Работа названа была «Реквием по АПЛ «Курск» и экспонировалась на выставке. Мёртвые безмятежны, страдают только живые.
Это пример достаточно сложного фотографического воплощения замысла. Главная мысль, которую я старательно провожу во всех своих заметках, состоит в том, что фотография — процесс не столько технический сколько мыслительный. Аппаратура и поведение света — это всего лишь необходимые знания. Впитанная культура, развитой талант, способность переводить на язык фотографии всё сущее в этом мире — вот те элементы, которые отличают Фотографию от фотографической карточки.
ЧЁРНО-БЕЛАЯ ИЛИ ЦВЕТНАЯ?
Среди мастеров фотографии до сих пор не утихла полемика, что же считать собственно фотографией: только чёрно-белую или чёрно-белую и всё остальное тоже. Есть даже упрямые мастодонты, работающие исключительно в чёрно-белом режиме и на дух не принимающие цветную фотографию. Спор этот схоластический. Независимо ни от чьих пристрастий равно существует и то, и другое, следует только каждому фотографу понять собственные предпочтения. Говорят, что язык чёрно-белой фотографии строг и крепок, что цвет мешает восприятию. Ну, как водка, разбавленная сладким сиропом, — уже не то, и совсем не вино.
Вот фотография Первомайской демонстрации — ностальгического подобия прежних советских массовок (фото 4). Думаю, что она многое потеряла бы, будучи чёрно-белой. Это оправданное применение цвета, здесь он эмоционально насыщает атмосферу праздника.
Тут как раз впору вспомнить такое понятие, как фотографическое чутьё. Надо научиться нутром чувствовать, что для каждого конкретного снимка выигрышнее, тем более, что современная цифровая техника позволяет легко переходить из одного съёмочного режима в другой. Иногда только цвет определяет сущность фотографии, иногда (в период повального увлечения цветной фотографией) он действительно мешает восприятию, «разжижает» язык фотографии.
Вот другой снимок, сделанный 9 мая (фото 5). Называется он «Танцы в день Победы». Старый солдат с тоской глядит внутрь себя, вспоминая свою победную молодость, страстные танцы на чужих площадях. Всё прошло: и молодость, и жизнь, осталась только немощь и головокружение, не от радости бытия, а от неверного вращения в вальсе. Почему этот снимок чёрно-белый? Потому что в военной биографии солдата наверняка не было цвета, потому что победное ликование имеет острый вкус горечи и беды.
Мир красочен и под солнцем ярок. Желание соответствовать состоянию окружающего мира породило в искусстве цвет. Но фотография — дитя света, фотографы слишком долго учились живописать мир тонами и полутонами. Они придумали свой образный, световой, язык, лаконичный и строгий, они приучили зрителя видеть цвет там, где его нет; они поместили в чёрно-белую фотографию тихую тёплую душу. Если вам понятен этот таинственный чёрно-белый мир, смело ступайте на его территорию.
Попробуйте снять свой город, место своего обитания в двух вариантах — цветном и чёрно-белом. Вы увидите вдруг, что агрессивная цветная реклама исказила сдержанную гамму улицы или что зелёная трава усилила нарядность красной стены дома. Вы поймёте, что чёрно-белый, город сдержаннее и строже, что цветной — наряднее и разнообразнее. Оба варианта хороши, но этот сюжет лучше, когда он чёрно-белый, а этот, когда он цветной.
О ПЕЙЗАЖЕ
Думаю, все журналы завалены присланными пейзажами. У бильд-редакторов голова кругом идёт от бесчисленных сосен и елей, дубрав и полей, плывущих облаков и водной глади. Ничего, кроме географической точки места, в большинстве своём эти фотографии не обозначают. Значит, чтобы быть признанным, кроме местной красивости, пейзаж должен нести и высокую смысловую нагрузку.
Эта фотография (фото 6) получила Гран-при на Всероссийском экологическом фотоконкурсе. Снимок, казалось бы, куда проще. Но можно предположить, как рассуждало жюри. Одинокая ромашка на берегу большого озера. Ромашка — олицетворение русской природы. Хрупкая и беззащитная, она вынуждена противостоять суровым северным штормам и живёт, несмотря ни на что, и радует нас своей скромной красивостью. Не так ли и вся живая природа вынуждена противостоять разрушительному наступлению человеческой цивилизации? Не задумается ли, остановившись, варвар о беззащитности и красоте божьего мира?
Снимок сделан на берегу Ладожского озера в Карелии плёночной камерой Nikon. Объектив с фокусным расстоянием 14 мм.
Это (пусть не покажется вам странным) тоже пейзаж (фото 7). Если хотите, это продолжение разговора о тотальном наступлении цивилизации на живую природу. Это своего рода предупреждение: мир наш может выглядеть как собрание красивых машин на безликой унылости Земли.
Посылая пейзажную фотографию куда-либо, попробуйте предугадать, что будет думать ответственное лицо, совпадут ли его размышления с вашими.
Технических рекомендаций для съёмки пейзажа полно во всех фотографических журналах. Дети и пейзаж занимают первые места по количеству отснятых кадров. Каждому патриоту кажется, что его места самые красивые, что он удивит мир прелестями родной стороны. Но мало оказаться с фотоаппаратом в нужном месте и в нужное время, нужно ещё осмыслить предложенный природой пейзаж, представить его в виде готовой фотографии: ведь это будет только маленькая статичная копия живого гиганта. Могу вам дать один технический совет: не предлагайте журналам пейзажей, снятых мыльницей или некачественной аппаратурой. Пейзаж, как никакой другой жанр, требует деталировки, порой маленькие нюансы определяют впечатление. Все большие мастера пейзажной фотографии снимают его среднеформатной или крупноформатной аппаратурой. Только уникальность кадра или необыкновенное состояние природы могут оправдать некачественное исполнение.
Увлечённость фотографов жанром пейзажа можно понять. Ни тебе дорогой студии, ни громоздкого оборудования; вот она, огромная живая картина природы, которую нужно только разделить на фрагменты; вот он, мой талант и мой аппарат. Для большинства это роковое заблуждение. Они не берут в расчёт конкуренцию. Преодолеть её можно только высочайшим техническим уровнем или поисками своего, особого, фотографического языка, неповторимого и непревзойдённого.
Впрочем, ничто не мешает вам снимать пейзажи для себя, для близких и окружающих. Получить признание в ближнем кругу порой тоже непросто. А разве можно обойтись без съёмки пейзажей в походе или путешествии. Свои дорожные впечатления непременно хочется донести до других, ведь фотография сродни любви: она также требует вдохновенных чувств.
О ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
Патриотизм теперь зачастую ассоциируется со скинхедами, а гражданственность — с благотворительностью «новых русских». Между тем, оба эти понятия — широкое запущенное поле, ждущее своего возделывателя.
Канул в лету русский патриархальный уклад, потихонечку стирается временем советский. Меняются обычаи и нравы. Но ещё остаются материальные свидетельства жизни отцов, дедов и прадедов. Будь наше правительство менее озабочено собственной капитализацией, ему бы пришло в голову создать Банк народной культуры, куда каждый снимающий мог бы присылать фотографии или файлы уникальных ландшафтов, народной архитектуры, предметов культуры и быта, портреты людей, составивших славу России, и ещё многое другое. Это могло бы стать мощным патриотическим и гражданским безвозмездным движением, вносящим свою лепту в нравственное здоровье страны.
А пока не ждите предложения сверху, снимайте в своих родных местах всё, что покажется вам интересным, что уходит, что является гордостью вашей родимой стороны. Ведь физическая сущность фотоаппарата — фиксирующий инструмент (фото 8, 9).
Ветераны войны. Вот кто не боится и не чурается человека с фотоаппаратом. Вот замечательный объект для вашего фотографического совершенствования. Они всё ещё ждут благодарности за совершённую ими Великую Победу, они очень хотят оставить потомкам образ победившего солдата и память о своём несокрушенном мужестве. Это, если хотите, заповедь.
Современную фотографию следует делить на две части: гламурную и прочую. Гламурная фотография — это из другой, ненародной, жизни. Это гипнотические сны в журнальных упаковках о чужой красивой жизни, которая станет красивее, если мы дадим ей ещё немного денег. Известность и слава теперь всё чаще уходят к фотографам гламурной жизни. Но не унывайте, вам ещё есть куда вложить свой талант, свою гражданственность и патриотизм.
О ЖАНРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
Анри Картье-Брессон, несомненно, самый яркий мастер жанровой фотографии, так писал о созидательном моменте спуска затвора фотоаппарата: «В этом — накопление опыта, жизненного стиля, образа мышления, культуры, эмоциональности, воображения, случайности и, я не знаю, ещё чего».
Жанровая фотография стоит во главе всего фотографического творчества. В ней, как ни в каком другом фотографическом жанре, отражается сам снимающий, его видение мира, способность чувствовать и сопереживать, его умение фиксировать кульминационные моменты событий.
9 мая 2006 года. Две пожилых женщины пришли на послепарадную площадь. На парад их никто не звал, там герои — солдаты. Но это они, эти женщины, девчонками стояли у станков, ковали победу в тылу, помогали выжить тем, кому теперь все почести. Это их война лишила любви, замужества, детей и внуков. Медаль на грудь — всё, чем отблагодарила их Родина. И благополучные чужие внуки в презрительном полуобороте глядят на них, как на ряженых. Разве это не портрет явления (фото 10)?
Выставка «Решающий момент» призвана была определить состояние жанровой фотографии в России. Устроители её попросили современных фотографов представить своё видение этого жанра. Результат, на мой взгляд, получился удручающим. Конечно, на выставке были работы, отвечающие искусствоведческим требованиям, но в большинстве своём это были или жалкие потуги, или всё, что угодно, но не жанровая фотография. Кураторы, открывая выставку, бодро говорили о некоторой размытости современных представлений о жанровой фотографии, о праве на собственное авторское видение. Но «Я так вижу» — худший тезис, которым можно прикрыть собственную несостоятельность. Мы многого стали стесняться. Боимся говорить о том, что хорошо в фотографии, а что плохо, о чрезмерной амбициозности, о невысокой фотографической культуре, о незнании и нелюбопытстве. Мы стесняемся выходить с фотоаппаратом на улицы: вдруг нас неправильно поймут. Мы стесняемся непричёсанности жизни, боимся её политического и социального накала. Снимать деревья проще: они не плюнут в нас, но и не ответят благодарностью и признанием.
Свои заметки я пишу для тех, кто ещё только ступает на фотографическую стезю. Важно, чтобы вы поняли: если фотография для вас смысл и содержание жизни, то изначально ставьте перед собой самые высокие задачи, отрешитесь от фотографической суетности и неважности, не верьте первым похвалам. И знайте, что жанровая фотография — это вершина, которую достичь трудно.
Можно расширить границы и сделать жанровыми натюрморт, пейзаж, портрет, но нельзя эти границы размывать, надо соблюдать строгие правила, иначе неизбежен хаос, а за ним коллапс фотографии как искусства. Надо научиться отличать документальную фотографию от жанровой. Для жанровой фотографии обязательны типизация и обобщение события — то, что способно вызвать ответную глубокую реакцию зрителя.
О СТИЛЕ
Фото 11 Поиск способа передачи зрителю своей собственной неповторимости, наверное, самый мучительный поиск в жизни фотографа. Иметь свой стиль, лица не общее выражение, дано не многим, но всегда заметно.
Есть два пути. Первый — подражательный. Тогда выберите для себя достойного мастера. Второй требует знания всех направлений и стилей, чтобы прибавить к ним ещё и свой. Но в любом случае только знающий зритель или исследователь творчества сможет определить ваше место в фотографии.
Нацелившись на кадр, попробуйте представить, как он будет выглядеть в конечном варианте на отпечатке. Это поможет определить стилистику снимка, применить те аксессуары, приёмы и способы съёмки, которые сделают фотографию более выразительной.
Многие фотографы ищут свой стиль в технических ухищрениях, придумывая различные съёмочные приспособления, теперь многие обратились к «Фотошопу», этому мощному творческому инструменту. Но не забывайте, что «Фотошоп» — это некая обманка, что, представляя фотографию сделанную на компьютере, вы демонстрируете возможности машины и своё умение обращаться с ней. Теперь к стилю можно отнести скорее отсутствие «Фотошопа» в снимке, чем его активное вмешательство.
Вот работа с выраженным стилевым решением. Здесь световым потоком выделено главное, что позволяет акцентировать внимание зрителя на психологическом состоянии персонажей (фото 11).
Собираясь в поездку или готовясь к съёмкам фотографического проекта, постарайтесь как можно больше узнать о будущем съёмочном пространстве, определите заранее стилистику всей работы и приготовьте необходимые приспособления. Не забывайте, что серийный фоторяд должен развиваться по литературным законам: вступление, повествование, кульминация, завершение. И тогда рассказанное на фотографическом языке в манере, свойственной только вам, произведёт должное впечатление.
О ФОТОШОПЕ
Фото 12 В совсем ещё недавнее время, отношение к электронным редакторам среди фотографов было или пренебрежительным или отрицательным. Это можно сравнить с отношением цивилизованного человека к мистическому шаманству. Хотя в данном случае шаманами были как раз приверженцы «чистой» фотографии, ещё не имеющие «Фотошопа» в своей лаборатории. А продвинутые фотолюбители смело осваивали этот удобный и качественный инструмент. Теперь, с наступлением эры цифровой фотографии, и речи нет о пренебрежительном отношении к электронным редакторам, теперь зачастую в картинке больше «Фотошопа», чем фотографии. Кажется даже, что в общечеловеческом творчестве пора выделить отдельную нишу для электронных картин — компиляция фотографии, необузданного воображения и электронных технологий. И дать этому творчеству отдельное название. А пока тот, кто всё ещё боится «Фотошопа», рискует безнадёжно отстать от быстрого фотошопного движения.
Нынешнее отношение фотографов к «Фотошопу» двояко. Можно использовать его для ретуши и технического улучшения снимка, оставаясь в рамках «чистой» фотографии, можно пойти дальше и использовать фотографию только как основу для творческого самовыражения. Выбор за вами, но без электронного редактора теперь никуда (фото 12. «Фотошоп»).
Желаю творческих удач!
Комментарии