Фотобиеннале-2004


Миммо Йодиче. Пале Рояль, Париж, 1994

В Москве прошел фестиваль Фотобиеннале-2004. Результаты комментирует обозреватель ИД «КоммерсантЪ» Виктория Мусвик.

Фотобиеннале-2004 имело статус юбилейного: в этом году месяц фотографии проходил в Москве в пятый раз. Ну или полуюбилейного — дата-то пока некруглая. Так что впору подводить промежуточные итоги.

По замыслу организаторов этот фестиваль должен был стать самым-самым из уже прошедших — по составу участников и приехавших звезд, по количеству и качеству привезенных выставок. Так оно и вышло: и звезд приехало немало, от живого классика фотографии Ральфа Гибсона до тоже классика, но современного искусства — француженки Орлан. И выставки были интересные — всего их было почти две сотни.

Были и интересные нововведения — интерактивное голосование при поддержке BeeLine, конкурсы на лучшую работу и лучшее эссе о фотографии. Однако и некоторые проблемы оказались как на ладони — как недостатки, в которых принято упрекать сам фестиваль (гигантомания, неровное качество проектов и т.п.), так и проблемные узлы самой современной фотографии — и западной, и особенно отечественной.

Каждый московский фестиваль фотографии начинается с выбора трех главных тем. У нынешнего, на мой взгляд, эти темы были более интересными, чем два года назад. Тогда речь шла о «Детях», «Теле» и «Природе» — понятиях слишком расплывчатых, чтобы привести к единому знаменателю или нескольким генеральным линиям — тысячи привезенных в Москву фотографий.

На этот раз таковыми были заявлены «Город», «Идентификация» и «Новые технологии». Все три — из разряда самых дискутируемых не только в мировой фотографии, но и теории в целом, хотя мода на некоторые понятия на западе уже уходит.

Фотобиеннале-2004 поэтому не преминули упрекнуть в копировании западных моделей. Действительно, модное слово «идентификация/идентичность» за последние десять лет не употребил только ленивый, новые технологии регулярно освещает, например, старейший европейский фотофестиваль в Арле, а тема города, его внутреннего устройства, сообществ и меньшинств была в прошлом году основной на Римском месяце фотографии.


Владимир Мишуков. Съемка к фильму "Возвращение". Фильм Андрея Звягинцева 2002-2003

Лично я, однако, не вижу в следовании лучшим западным образцам никакой крамолы. В конце концов и сама идея крупного международного фотофестиваля и его «тематическая» структура были, вообще-то говоря, заимствованы 8 лет назад, при подготовке первого Фотобиеннале — и это прямо признает директор фестиваля Ольга Свиблова.

Стремление быть в русле общемировых тенденций и просветительский пафос остаются в числе главных задач московского Фотобиеннале. Это весьма важно для развития отечественной фотографии, которая десятилетиями была отгорожена от мирового процесса берлино-китайской стеной — что особенно видно при сравнении качественных проектов МДФ с другими отечественными начинаниями, также позиционирующими себя как «международные», но заканчивающимися обычно пшиком.

Другое дело, что при отборе тем можно было бы больше учитывать специфику отечественной фотографии — как это было сделано на Фотобиеннале-2000, когда в число основных тем вошли «Россия. XX век в фотографиях» и «Вторая мировая война», а возможно, и еще тоньше, еще более творчески.

Но о креативности чуть позже. Пока же стоит подчеркнуть отрадный факт: на Фотобиеннале-2004 я обнаружила очень большую часть выставок и проектов, которые я отметила для себя как лучшие во время прошлогодних поездок по Европе. Благодаря профессиональному чутью Ольги Свибловой на актуальные тенденции и имена в фотографическом мире, мы смогли увидеть лучшее из лучшего с минимальным запозданием, а иногда даже и без него.


Беренис Эбботт. Вид на Уол стрит и Ист Ривер, Манхеттен, 1938

Возьмем, например, «Город». На Фотобиеннале-2004 мы увидели с успехом прошедшие недавно в разных европейских городах — Риме, Милане, Париже — проекты западных авторов. В том числе, например, зрителям было представлено три иностранных взгляда на Париж: удачно сочетающий глянцевый опыт и антигламурный пафос, цвет и ч/б «Париж+Кляйн» американца Уильяма Кляйна, классически-абстрактный черно-белый «Блуждающий взгляд» американца же Ральфа Гибсона (его любимые слова — деталь, фрагмент, структура, поверхность, геометрия) и подвергающий радикальному пересмотру парижскую мифологию безлюдный футуристический «Париж» Миммо Йодиче (все три выставки приехали из Европейского дома фотографии). Правда, совсем свежим тут с некоторой натяжкой (все-таки почти ретроспектива) можно назвать проект Кляйна (его я видела прошлой осенью в Милане). Миммо Йодиче, например, впервые выпустил свой альбом и сделал выставку еще в 1998-м. Тогда же в музее города Нью-Йорка был впервые в наиболее полном виде (альбом-исследование и выставка) представлен проект Беренис Эбботт «Меняющийся Нью-Йорк» (1935—1939), но мы-то его не видели.

Из других удачных прошлогодних проектов на «городскую тему» — несколько экспозиций, сделанных в Италии. В том числе «Рим в фотографиях. 1850—2000» (Римский фестиваль фотографии), очень красивый и профессиональный «Профиль облаков» Луиджи Гирри и «Фотолига. Нью-Йорк. 1936—1951» (два последних проекта предоставлены итальянской галереей «Admira» — организатором небольшого фестиваля в Чезано Мадерно и, возможно, будущим организатором находящегося в стадии подготовки крупного фотофестиваля в Милане). Чуть менее удачным вышел «Париж глазами фотографов», подготовленный центром Жорда Помпиду специально для Москвы, но по мотивам некоторых предыдущих проектов. Несмотря на то что осуществил его один из самых известных кураторов Ален Саяг, проект был сделан местами небрежно: мало Брассаи и Мана Рэя (их работы были в тот момент, как сказал мне Саяг, «на других выставках»), совсем не было Эжена Атже — хотя бы парой фотографий, в смысле отправной точки для представления дальнейшей логики развития взгляда на Париж (говорить в качестве контраргумента, что Атже привозили же в Москву пару лет назад, все-таки довольно странно — есть ведь и логика темы).

Не менее интересными были западные проекты, представленные на Фотобиеннале-2004 в рамках второго направления, «Идентификации». Здесь было раздолье для тех, кто любит, чтобы хорошо сделанная, качественная, креативная современная фотография, наследующая более ранним традициям, совмещалась с актуальной тематикой и неординарным видением активно муссируемых в критике и научных трудах тем. Я бы отметила в первую очередь выставку «Девичья культура» Лорен Гринфильд. Выпущенный ею в 2002 году альбом с тем же названием стал мировым бестселлером, а выставка в 2003-м с триумфом прошла во многих американских и европейских музеях и на фестивалях. Гринфильд удалось найти новый, не клишированный поворот популярным феминистским темам — вроде, например, взгляда на женскую телесность и сексуальность.


Орлан. Африканские самогибридизации

Среди других любопытных, но довольно предсказуемых проектов — выставка иранской фотографии со снимками Ширин Нишат и Абасса Киаростами и проект «В поисках идентичности», представленный Национальным фондом современного искусства (FNAC) — эдакий фотографически-политкорректный ликбез, привлекавший не столько новым подходом к теме, сколько звездностью представленных авторов: от Уорхола с Мэпплторпом до Опалки.

Естественно, в рамках данной темы было и много экзотики: от простенькой фотографии старых финских кинотеатров Лаури Тиккиляйнена и потрясающих по силе воздействия «Близнецов» Мари Эллен Марк до сильной выставки сомалийской фотографии (Фазал Шейх, «Женщины Сомали и ее дети»), литовского мастера изображения повседневности Антанаса Суткуса и фотоколлажей французских преступников (выставка, предоставленная берлинской галереей Bodo Niemann).

Впрочем, предсказуемы эти проекты были для того меньшинства зрителей, которое в курсе западных — не столько фотографических, сколько теоретических — исканий и которое представляет, что пик интереса к «идентичности» пришелся на начало—середину 1990-х. Или, например, что разговоры о «смерти» фотографии — дискурс, который с завидной настойчивостью воспроизводили некоторые, вполне авторитетные арткритики в рецензиях на выставки третьей части Фотобиеннале, «Новые технологии» (там главной застрельщицей и хитом программы была приехавшая в Москву француженка Орлан, смело экспериментирующая со своим телом и различными видами медиа, не только фотографией) — в последнее время также потеряли актуальность.

Впрочем, для большинства посетителей, возможно в первый раз столкнувшихся с подобными дискуссиями или слышавших о них краем уха, Московский фестиваль фотографии стал неоценимой возможностью этот самый западный контекст хоть немного прощупать. Ведь даже само слово «идентичность» до сих пор практически непереводимо на русский язык, так как обозначает довольно чуждые современной отечественной культуре понятия: серьезную (без стеба, но с предполагаемой самоиронией) рефлексию над собственной индивидуальностью и ее отношениями с другим, социумом, окружающей средой, представлением о личной ответственности за свой взгляд на мир.


AEC+Ф. Из серии "Action Half Life", 2003

И вот тут стоит перейти наконец от представленных на Фотобиеннале западных проектов — пусть и интересных, захватывающих, актуальных или не очень — к разговору о работах отечественных фотографов, которые были представлены на Фотобиеннале-2004. Приходится констатировать, что они — в который уже раз — порядком разочаровали. Нет, кое-что интересное здесь было. Например, исторические выставки: Ленинград 1940-х Сергея Шиманского и Москва приблизительно того же времени Наума Грановского, как всегда качественные выставки, подготовленные лучшим куратором МДФ Сергеем Бурасовским «Тиражный фотомонтаж в СССР. 1920—40-е» и «Первая мировая война» и «Украинская сельская фотография» середины XX века из собрания Николая Бабака, специально привезенная в Москву Михаилом Сидлиным. Или грандиозные по задумке и исполнению проекты АЕС+Ф «Лесной царь» и Action Half Life, впрочем, представленные публике до Фотобиеннале.


Владимир Мишуков. Из серии "Неоновые мечты", 2003

Лично мне понравились и некоторые проекты Владимира Мишукова: «Неоновые мечты», представленные полнее, чем на «Серебряной камере», его же съемки к каннскому триумфатору — фильму «Возвращение», выставки на «итальянскую тему» Валерия Сировского и Александра Слюсарева, чукотский проект Александра Сорина. Вот, пожалуй, и все — из обилия представленных на Фотобиеннале отечественных проектов, в большинстве своем поразивших отсутствием хоть какой-нибудь зацепки: будь то интересная идея, поразивший своей новизной и оригинальностью ход или хотя бы просто теплота во взгляде, человеческий интерес по отношению к снимаемым людям и объектам. Довольно неудачными, к сожалению, оказались большинство проектов в рамках заказанной МДФ съемки российской глубинки, самоповторы Игоря Мухина и Евгения Мохорева, вариации на все ту же тему Владислава Мамышева-Монро.

На в который уже раз возникающий вопрос «почему» ответить не так-то просто. С одной стороны, конечно, доля ответственности лежит и на самих организаторах, которых — также уже традиционно — упрекают в отсутствии тщательности в проведении отбора, в результате чего довольно слабые работы, которые не стоило бы выставлять в рамках фестиваля, оказываются рядом с работами профессионалов. Один мой западный коллега — авторитетный галерист — все недоумевал по поводу такой всеядности: почему многие вообще попали в программу, а затем и в каталог. При воспроизведении в каталоге особенно заметно неважное, мягко говоря, качество многих отечественных работ. Огорчает и нехватка в МДФ кураторов, сочетающих прекрасное знание материала с индивидуальным, своим, очень личным видением предмета. Хочется побольше креатива — в отборе работ и в определении главных тем.

Но с другой стороны, МДФ ведь выбирает из того, что есть. И даже не просто пассивно выбирает, а делает реальное дело: заказывает съемки, определяет темы, пытается сформировать костяк авторов-профессионалов. Некоторые же неприятные черты современной отечественной фотографии — малое количество не только ярких профессионалов с личным, заинтересованным взглядом на мир, но и просто добротного среднего уровня, незнание — и часто нежелание узнать — того, что происходит в мире, да и своей собственной истории, небрежность в работе, повторы один раз найденного, и хорошо если тобой самим, удачного хода, стремление воспроизводить чужие схемы, но главное — отсутствие четких внутренних мотиваций своей деятельности и внутренней свободы — это ведь свойства всей ситуации в отечественной культуре и шире — в обществе в данный момент.

Кое с чем из перечисленного набора постоянно сталкиваешься и в своей собственной деятельности, буквально заставляя себя отказываться от проверенных схем и уютных, но устаревших конструкций. Другое дело, что в ситуации, когда профессиональная среда и рынок фотографии в России только складывается, каждый из нас может и должен представлять в этом процессе степень своей собственной ответственности. Впрочем, это тема для отдельного разговора. Пока же можно констатировать: Фотобиеннале-2004 прошло удачно, многие из поставленных задач были выполнены, другие — намечены. Подождем — возможно, к «полному» юбилею большинство указанных проблем будет уже решено.




Комментарии

Настасья
15.01.2009
0
Просто отличные работы

Похожие статьи

Canon расширяет модельный ряд портативных проекторов тремя новыми надежными моделями
25 июня 2019
Новости

Canon расширяет модельный ряд портативных проекторов тремя новыми надежными моделями

Сегодня компания Canon объявляет о расширении линейки портативных проекторов тремя долговечными, яркими и неприхотливыми ламповыми моделями LV-WU360, LV-WX370 и LV-X350. Они оснащаются инновационными лампами и имеют очень долгий для портативных проекторов срок службы: таким образом, низкая совокупная стоимость владения делает их отличным вариантом для офисов и учебных аудиторий. Новые проекторы имеют отличные оптические характеристики, за счет чего проецируемое изображение получается ярким и реалистичным. В сочетании с широкими возможностями подключения это позволяет воспроизводить самое разнообразное содержимое.

Лазерная дюжина
28 февраля 2018
Новости

Лазерная дюжина

Компания Vivitek, взявшая в прошлом году курс на кардинальное обновление фирменной линейки, за последнее время представила публике сразу 12 моделей лазерных проекторов различного назначения. Возможность выбора – штука приятная и исключительно важная для любого заинтересованного потребителя, но только ли этим объясняется столь масштабная премьера? Разумеется, нет: дело в том, что при вполне универсальных характеристиках, в каждом проекторе Vivitek просматривается довольно четкая специализация. Решения для учебных аудиторий или офисов, малых и средних залов, видеостен и профессионального видео-мэппинга – новое поколение лазерников способно решать задачи любой сложности при всех базовых сценариях использования.

Аудиосистема Astell&Kern AK500N
21 января 2015
Новости

Аудиосистема Astell&Kern AK500N

Компания Astell&Kern создали революционную аудиосистему, которая полностью меняет подход к прослушиванию музыки. Встречаем мировую премьеру — аудиосистему и музыкальную библиотеку AK500N.

Профессионалы назвали лучшие новинки потребительской техники 2014 года
11 апреля 2014
Новости

Профессионалы назвали лучшие новинки потребительской техники 2014 года

Москва, 10 апреля 2014 г. — Лучшие новинки в области аудио, видео, фото, бытовой, мобильной и компьютерной техники были названы накануне, 10 апреля, в рамках торжественной церемонии награждения ежегодной национальной премии «ПРОДУКТ ГОДА 2014». Мероприятие состоялось в первый день работы международной выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2014, которая является ежегодным местом встречи не только ведущих игроков рынка потребительской электроники, но и техно-поклонников из разных уголков мира.

UMIDIGI представляет доступный смартфон С NOTE на Android Nougat с флагманским дизайном
29 марта 2017
Новости

UMIDIGI представляет доступный смартфон С NOTE на Android Nougat с флагманским дизайном

Компания UMIDIGI представляет вашему вниманию цельнометаллический смартфон C NOTE, предлагающий флагманский дизайн моделей семейства UMIDIGI Z по доступной цене. Инженеры UMIDIGI уделили много внимания обработке алюминиевого корпуса, придав ему элегантную форму и изящные изгибы, которые порадуют пользователей непревзойденными тактильными ощущения.

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн
14 сентября 2015
Новости

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн

Германия, Берлин — Компания Gibson Innovations представляет новую линейку систем домашних кинотеатров Philips Zenit. Серия, представленная двумя моделями CSS5530 и CSS5330, отличается кристально чистым кинематографическим звуком и элегантным, стильным дизайном, который прекрасно дополнит современный интерьер. Предназначенная для высококачественного воспроизведения звука — будь то просмотр кинофильма в формате Ultra HD или просто беспроводное потоковое воспроизведение музыки с внешнего устройства, — эта система оживит звучание любимых композиций и фильмов.

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC
18 января 2017
Тесты

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изменить имидж и восприятие марки: стать не «бюджетной альтернативой «родным» объективам», а полноценным их конкурентом. Параллели с действиями Сигмы явные: глубокий редизайн экстерьера, выделение новинок в отдельную серию (в случае с Тамроном – «новая SP-линейка»), док-станция (консоль) для самостоятельной юстировки совместимых объективов в ассортименте, выход в сегменты, где продукция компании ранее не присутствовала.

Портретный фотообъектив Fujifilm серии Х: качество, превосходящее полноформатные эквиваленты.
9 января 2014
Новости

Портретный фотообъектив Fujifilm серии Х: качество, превосходящее полноформатные эквиваленты.

Корпорация Fujifilm объявила о выпуске объектива FUJINON XF56mm F1.2 R. Поступающий в продажу с февраля 2014 года, этот объектив является свежим прибавлением в линейке профессиональных объективов компании для фотокамер серии Х со сменной оптикой. Он обладает максимальной светосилой f/1.2, фокусным расстоянием 85 мм*1 и позволяет создавать красивый эффект боке, особенно полезный для съемки портретов высокого качества. Рекомендованная розничная цена 44 999 руб.

Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел
30 ноября 2018
Советы

Практика Антона Агаркова. Съемка ремесел

Мастера в чем-то подобны богам. Из простейших вещей они способны создать невероятные произведения искусства. Но как снимать так, чтобы передать эту магию творчества? Давайте разбираться.

Тест CD-проигрывателя Arcam FMJ CD17
30 мая 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя Arcam FMJ CD17

Аппарат предпочитает сложную разноплановую музыку с обилием среднечастотного звука. Больше всего понравились джазовые и классические произведения, рок-музыка передается немного непривычно, а многие электронные композиции звучат, на наш взгляд, чересчур технично. Компоненты линии FMJ позиционируются компанией Arcam как аппаратура для тех аудиолюбителей, которые на первое место ставят наивысшее качество звучания. Для улучшения звука в этом проигрывателе применяются оригинальные технические приемы. Например, используется тех- нология Mask of Silence, которая обеспечивает подавление электромагнитной интерференции (ЭМИ), снижающей детальность звука.