Как правило, люди начинают задумываться об очистке воды в определенных ситуациях: при покупке или ремонте квартиры, строительстве дачи или загородного дома.
С плохой водой можно столкнуться не только в городе, но и на даче, где только на первый взгляд экологическая обстановка кажется благоприятной.
О проблемах, связанных с водой, мы беседуем с Владимиром Маслюковым — генеральным директором ЗАО «МЕТТЭМ-Технологии», производителем фильтров и систем очистки воды «Барьер».
Беседовала Полина СТРИЖАК.
«БТ»: А что вообще могут сделать владельцы дач и домов, чтобы защитить себя от некачественной воды? Давайте устроим небольшой ликбез для наших дачников.
- Откуда вода попадает в загородные дома? Вариантов немного: колодцы, скважины и поселковые водопроводы. Колодцы небезопасны в микробиологическом отношении. В них можно обнаружить все, что смывается с поверхности талыми водами и дождями: удобрения, нефтепродукты, отходы предприятий. В воде могут присутствовать растворенное железо, тяжелые металлы, нитраты.
Артезианские скважины более изолированы от негативного влияния поверхностных вод, но и их воду надо обязательно проверять. Она может быть излишне жесткой, с повышенной концентрацией железа, органических соединений, кремния, марганца. Если скважина неглубокая, то в воде можно обнаружить нитраты, аммонийные соединения, сероводород, органическое железо, микробиологические загрязнения.
Третий вариант, самый непредсказуемый, — поселковый водопровод. Неизвестно, в каком году или даже веке были установлены системы очистки, как они обслуживаются, какое состояние труб… Самый надежный способ проверить качество воды — сдать ее на анализ в специализированную лабораторию.
«БТ»: То есть первичен в любом случае анализ?
- Это как на приеме у врача. Для постановки окончательного «диагноза» и определения эффективности «лечения» наши специалисты дважды берут пробу воды: до установки системы очистки и после нее. Таким образом, клиент может оценить эффективность нашего решения и понять, за что он заплатил деньги.
Как опытные «лекари» мы знаем типичные «симптомы» для Московской области. Это железо, марганец, сероводород, повышенная жесткость. Нитраты встречаются в колодезной воде из-за загрязнения грунта в результате жизнедеятельности человека или животноводческих хозяйств.
При этом состав и концентрация загрязнений могут существенно варьироваться в зависимости от глубины скважины и места ее расположения.
«БТ»: А есть ли редкие загрязнения? Где они встречаются?
- На территориях Волоколамского, Истринского, Клинского, Красногорского, Подольского, Раменского районов встречаются места с нетипичными загрязнителями: фториды, кремний, алюминий.
«БТ»: С какими затруднениями сталкиваются люди, когда заказывают системы очистки воды?
- Существует много технологий для очистки от одинаковых загрязнений. Бактерии можно уничтожать ультрафиолетовым излучением, а можно хлорированием воды. Для удаления железа используют дополнительную аэрацию или добавляют в воду реагент, и т. д.
Каждая технология имеет свои плюсы и минусы. Проблемой может стать выбор оптимального решения, так как цены на оборудование и обслуживание системы даже при схожем качестве очистки могут отличаться в разы!
«БТ»: На что обязательно обращать внимание при заказе системы очистки?
- Надо понимать, на чем можно экономить, а на чем нет. Например, заказывая очистку воды на весь дом, не следует отказываться от ультрафиолетовой лампы обеззараживания, так как принимать ванну с микроорганизмами небезопасно.
При расчете производительности системы попросите специалистов оценить ее запас прочности. Если его не будет, то в ситуации, когда все краны одновременно открыты и потребление воды максимальное, фильтры просто не успеют качественно задержать все загрязнения, и какая-то часть может проскочить.
При подборе системы необходимо учитывать не только показатели, фактические значения которых в анализе воды превышают предельно допустимые нормы, но и ряд других параметров, которые могут повлиять на эффективность работы фильтров.
Особенно это актуально в случае высокого общего содержания солей (более 600 мг/л).
«БТ»: А что может навязываться продавцом при подготовке заказа, а на самом деле этих трат можно избежать?
- Прежде всего это избыточный объем фильтров — больший, чем необходимо даже при максимальном потреблении воды в единицу времени. Для их промывки может просто не хватить воды в скважине или колодце, а непромытый фильтр не сможет чистить воду.
Стоимость услуги при этом может возрастать в разы. К примеру, решение производительностью 1,5 куб. м/ч может стоить 80 000 рублей, такое же, но на 2 куб. м/ч — 120 000, а за систему 3 куб. м/ч придется выложить не менее 200 000! Нередко предлагают защиту «от всего», в частности от протечек.
Хотя система и так не должна течь! Еще один пример — неявное включение в стоимость проекта дополнительных услуг: «бесплатный» выезд, «бесплатный» анализ воды…
«БТ»: Наверное, и на горе-мастеров можно попасть?..
- Конечно! Среди распространенных ошибок — несоответствие выбранных диаметров труб расходам воды, неправильные технологическая схема или объем фильтров, неверная разводка труб.
Не всегда проект учитывает важные параметры: давление воды на входе (должно быть более 2,5 атмосферы) или дебет скважины (для промывки фильтров может просто не хватить воды), конструктивные особенности помещения и условия эксплуатации: температурный режим, наличие канализации в месте размещения фильтров и т. д.
«БТ»: А важно, чтобы научили, как пользоваться, каких ошибок надо избегать?
- Безусловно! Очень часто непрофессионалы умалчивают о важных особенностях работы системы.
Например, клиенту не говорят, что не рекомендуется использовать систему водоподготовки во время промывки фильтров, потому что в этот момент загрязнения могут попасть в воду или же воды просто будет недостаточно, чтобы промыть фильтр.
Рекомендация — не мыться во время промывки фильтра или выключить промывку принудительно вручную. Но об этом надо знать!
«БТ»: При монтаже систем тоже бывают ошибки?
- Увы, да. Это может быть некорректная разводка труб (забыли поставить обводную трубу или пробоотборные краны), неправильная засыпка фильтров, отсутствие места или возможности для сервисного обслуживания, неточная настройка управляющих клапанов (промывка происходит чаще, чем нужно, или недостаточно часто), неправильное подключение к канализации.
«БТ»: Предположим, система установлена и ею пользуются. Компания-установщик поддерживает связь с клиентом?
- Сервисное обслуживание рекомендуется от 2 до 4 раз в год, в зависимости от сложности системы.
Случается, что компании оставляют клиента на произвол судьбы. Бывает и наоборот, когда слишком рьяно предлагают сервисное обслуживание. Известны случаи, когда к клиенту специалисты приезжали каждый месяц! За его счет, разумеется.
Часто клиенты отказываются от сопровождения, считая, что они могут справиться с обслуживанием сами. Но система очистки — это сложный технический комплекс, и для его качественной и эффективной работы требуются контроль и профилактика.
Если клиент через год вдруг сообщает нам, что он недоволен качеством воды, то после проверки оказывается, что картриджи, требующие замены раз в полгода, до сих пор не менялись. Приходится выезжать на место и восстанавливать систему. После такого опыта клиент сам спрашивает о сервисном договоре!
Комментарии