Фигура в интерьере



В коридоре

Получив образование и начав свою творческую судьбу в Германии, Настя Хорошилова причастна феномену, который критики удачно определили как «постдиаспора». Речь идет о художниках, которые, профессионально сложившись и работая за границей, чувствуют себя органичной частью интернациональной сцены и не причисляют себя к эмигрантам. В то же самое время они не мнят себя космополитами и не тяготятся своей русской идентичности.

Более того, их творчество становится одним из путей конструирования этой идентичности. Для русской культуры миновавшего века, неумолимо ставившей интеллектуалов перед выбором между жизнью в метрополии или статусом эмигранта, подобная целостная и одновременно комплексная идентичность внове.

От постдиаспоры у Насти Хорошиловой обостренный персонализм. Для нее, как и для всех других представителей этого негласного сообщества, привыкших к миграциям, к отсутствию прочной укорененности, главная точка опоры — это они сами. Поэтому в ранних работах Хорошиловой речь идет о том, что она хорошо знает, что ею самой лично пережито. Ее первые фотографические серии о мире общежитий и интернатов, о существовании, обживающем казенный интерьер, т.е. о том, что ей знакомо по ее «годам странствий». Творчество для нее — это форма самоанализа, рефлексии ее собственного социального опыта. Все это не привычно для традиционного русского художника, мессиански понимавшего свою роль и привыкшего говорить от имени социальных общностей или инстанций «метафизических».



Алена

Не привычен для русского художественного восприятия и отстраненный объективизм работ Хорошиловой. Нет в них и намека на разоблачительный пафос, как нет в нем и самодовлеющего эстетизма, что в миновавшие годы было альтернативой социально-критической позиции. Предметом микроанализа в ее работах оказывается система внутренних социально-психологических связей между человеком и его окружением, она показывает личность в ее встроенности в определенный предметно-пространственный уклад, т.е. то, что социологи называют «хабитус».

Содержательный план ее высказывания исчерпывается тем, что изображено на фотоотпечатке, и не больше. Мы не должны сводить мотивы ее произведений к некой повествовательной канве или выискивать их скрытый символизм, как и не должны усматривать в композиционно-пластическом строе ее произведений нечто большее, чем просто оптимальное предъявление факта.



Сестра

Характерно, что персонажи на фотографиях не «схвачены врасплох», а позируют пред объективом. Причем их позы лишены какой-либо навязанной драматургии, они не выпадают из зафиксированного на фотографии строя повседневности, хабитуса. Это переходящая из отпечатка в отпечаток мизансцена спокойного предстояния перед камерой — не формальный мотив, а составная метода и этических установок молодого фотографа. Каждый снимок — это не только художественное событие, но и предшествующее ему событие человеческое — встреча, диалог, породившие в результате доверие модели художнику. Так стремление к объективности предъявляемого результата толкает Хорошилову на честное выявление своего соприсутствия в запечатленном факте. Подобно тому, как профессиональная этика социолога требует от него выявлять применяемые им в исследовании методы: описание социального факта будет признано объективным, только если будет предъявлена субъективность исследователя.



В коридоре

Большая часть последних работ Хорошиловой создана в России: их появление есть результат специальных поездок, почти исследовательских экспедиций. И это естественно — проблематичность ее отношений с Россией пробуждает в ней желание увидеть страну, причастность к которой она стремится в себе закрепить. При этом взгляд ее на русскую жизнь свободен от любых предубеждений и априорных суждений. А именно этого можно ждать от иностранца или от укорененного русского. Она же не есть ни то, ни другое, а потому свободна от рекламных клише и культурных стереотипов, от сантиментов и ностальгических идеологем. Она не оплакивает «Россию, которую мы потеряли» и не выискивает на периферии нравственных основ русской жизни. Она не высматривает здесь «мерзость запустения», как и не выискивает признаки «новой жизни». Открывая для себя русскую глубинку, она вообще ничего определенного от нее не ждет и не стремится найти: она ее просто хочет увидеть — увидеть и запечатлеть, как она есть.

В работе Насти Хорошиловой есть некоторая неторопливость и обстоятельность, желание избежать поспешного шага. Но это отнюдь не робость молодого художника, а стремление вдумчиво освоить и рассмотреть во всех деталях открывшийся ей феномен — феномен реальности. И в этом стремлении она совершенно права, ведь этот феномен — открытие уникальное и беспрецедентное. Так постидеологическое поколение открывает для себя то, что ранее скрывалось за риторикой власти, с одной стороны, и контркультуры, с другой, т.е. идеологией во всех ее ипостасях.

Анастасия Хорошилова



Мария Ивановна

1978 — родилась в Москве

c 1997 — член «Союза Фотохудожников России»

1999-2004 — учеба в университете Дуйсбурга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна (Kommunikationsdesign), специализация — документальная фотография (Dokumentarfotografie / Prof. Jorg Sasse), теория и история фотографии (Theorie und Geschichte der Fotografie, Prof. Dr. Herta Wolf), защитила диплом с отличием

Персональние выставки

2004 • «ISLANDERS», галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена, Австрия

2005 • «Bezhin Lug», Galerie Conde, Гете-Институт, Париж, Франция

• «Bezhin Lug», галерея Hilger Contemporary, Вена, Австрия

Участие в выставках

1996 • «Новый Алфавит» в рамках 1-й Международной Фотобиеннале в Москве

1997 • «Женщины-фотографы», Смоленск

2004 • «Passage l’Europe», Сент-Этьен (St-Etienne), Франция

• «Das Fotografische Portrait» — Фотографический Форум, Кёльн, Германия (Forum fur Fotografie, Koln)

• «Identity» в рамках 4-й Международной Фотобиеннале в Москве

2005 • «No Comment» в рамках 1-й Международной Биеннале современного Искусства в Москве

• галерея Corkin Shopland, Tоронто

• «Zwischenraum» — городской музей «Stadtmuseum Hofheim am Taunus», Hofheim am Taunus, Германия

• галерея Fucares, Мадрид

Публикации

2005 • «EIKON» — international magazine for photography and media art номер 50 (юбилейный) / 2005



Вячеслав и Максим


Володя

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тень фотографии.
28 ноября 2005
Обзоры

Тень фотографии.

Роман Кармен. 1926 Биография Романа Кармена (1906—1978) «О времени и о себе» (1969) похожа на хорошо смонтированный фильм о путешественнике. Путешественник оказывается в самых крайних местах на планете от Арктики до Каракумской пустыни, от Америки до Китая, но снимает не флору и фауну и не события, происходящие лично с ним.

Сила настоящей музыки: новые портативные беспроводные АС Sony SRS-X11
18 апреля 2015
Новости

Сила настоящей музыки: новые портативные беспроводные АС Sony SRS-X11

С новыми портативными беспроводными аудиосистемами от Sony делиться любимой музыкой стало еще проще и удобнее. Несмотря на компактный дизайн, беспроводные динамики SRS-X11 позволяют получить мощный звук. Поддержка Bluetooth®/NFC™ позволяет легко и быстро подключить аудиосистему к смартфону или планшету — достаточно поднести мобильное устройство к динамику, чтобы начать транслировать музыку.

Paragon NTFS USB Android — самый удобный способ смотреть видео в 4K и HD с внешних носителей в любом формате
24 июля 2017
Новости

Paragon NTFS USB Android — самый удобный способ смотреть видео в 4K и HD с внешних носителей в любом формате

Москва, 24 июля 2017 — Компания Paragon Software Group, технологический лидер в области хранения, резервного копирования, безопасности и миграции данных, выпустила плагин Paragon NTFS USB Android, который обеспечивает моментальный доступ к 4K и HD видеофайлам на внешнем жестком диске через Android TV или Android TV Box.

Новейшие проекторы JVC Х-серии уже доступны для заказа
3 ноября 2017
Новости

Новейшие проекторы JVC Х-серии уже доступны для заказа

В последнее время кинотеатральная линейка проекторов от компании JVC постоянно оказывается в центре внимания: юбилей технологии DLA, на годы определившей развитие всей отрасли, релиз «праздничного» устройства для любителей эксклюзивных решений и анонс сразу нескольких интересных продуктов следующего поколения – иными словами, повод обсудить продукцию легендарного бренда специально искать не приходится.

2000-2010: необратимые изменения вашего телевизора
10 октября 2012
Обзоры

2000-2010: необратимые изменения вашего телевизора

Что было десять лет назад? В это трудно поверить, но всего десять лет назад рынок бытовых телевизоров был совершенно не похож на сегодняшний: основу его составляли кинескопные аппараты. Более того, в 2000-2001 годах даже телевизоры с разверткой 100 Гц были «писком моды» — ударной новинкой, которая должна была перевернуть тогдашний рынок телевизоров. Кстати, для справки: средняя цена кинескопного телевизора с диагональю около 30 дюймов (из топовой серии) составляла около 2000 долларов США. Помните? Тогда даже в магазинах активно использовались ценники в долларах.

Honor 6X Premium только в магазинах DNS в мае этого года
16 мая 2017
Новости

Honor 6X Premium только в магазинах DNS в мае этого года

Honor объявляет о начале продаж в России Honor 6X Premium - новой версии ставшего популярным смартфона Honor 6X. Приобрести новинку можно будет начиная с 20 мая только в магазинах DNS.

HONOR представила три инновационные технологии для смартфонов
10 декабря 2018
Новости

HONOR представила три инновационные технологии для смартфонов

Бренд HONOR на своей ежегодной международной пресс-конференции в H Queen’s в Гонконге объявил о запуске трех новых технологий. Вслед за успехом GPU Turbo HONOR представил сразу несколько инноваций для смартфонов — основную камеру с разрешением 48 МП, экран HONOR All-View и технологию Magic Turbo.

Дождь, снег, бассейн, море: Nobby анонсирует беспроводные TWS наушники Expert T-111, которые не боятся воды и пыли
30 августа 2019
Новости

Дождь, снег, бассейн, море: Nobby анонсирует беспроводные TWS наушники Expert T-111, которые не боятся воды и пыли

Производитель смартфонов и аксессуаров Nobby анонсировал выход наушников формата TWS (True Wireless Stereo — настоящая беспроводная стереогарнитура). Главный козырь Nobby Expert T-111 — максимально-возможная защита от воды и пыли, соответствующая стандарту IP68.

Обзор «системных» фотоаппаратов Fujifilm X
20 декабря 2014
Обзоры

Обзор «системных» фотоаппаратов Fujifilm X

В Fujifilm при разработке линейки X практически никогда не руководствовались идеей ценовой доступности. Концепция управления, сочетающая прелести аналоговой и цифровой техники, эволюционировала на протяжении многих поколений камер линейки X. Производитель разумно распорядился большим полем зрения, позволив фотографу выбирать наиболее удобный способ визирования. Изображение в видоискателе можно развернуть на все поле или разделить его на две части. В одну выводится изображение в кадре, в другой демонстрируется увеличенный фрагмент области фокусировки с имитацией клиньев Додена.

Обзор компактной фотокамеры Samsung ST76
1 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Samsung ST76

Основные характеристики элегантной черной ST76 в точности копируют описание старшей модели ST88. Здесь есть и зум 25-125 мм со светосилой от F2,5 на коротком конце, и 16-мегапиксельная матрица, запись HD-видео, и множество интеллектуальных инструментов для съемки и обработки фотографий прямо в камере.