Фигура в интерьере



В коридоре

Получив образование и начав свою творческую судьбу в Германии, Настя Хорошилова причастна феномену, который критики удачно определили как «постдиаспора». Речь идет о художниках, которые, профессионально сложившись и работая за границей, чувствуют себя органичной частью интернациональной сцены и не причисляют себя к эмигрантам. В то же самое время они не мнят себя космополитами и не тяготятся своей русской идентичности.

Более того, их творчество становится одним из путей конструирования этой идентичности. Для русской культуры миновавшего века, неумолимо ставившей интеллектуалов перед выбором между жизнью в метрополии или статусом эмигранта, подобная целостная и одновременно комплексная идентичность внове.

От постдиаспоры у Насти Хорошиловой обостренный персонализм. Для нее, как и для всех других представителей этого негласного сообщества, привыкших к миграциям, к отсутствию прочной укорененности, главная точка опоры — это они сами. Поэтому в ранних работах Хорошиловой речь идет о том, что она хорошо знает, что ею самой лично пережито. Ее первые фотографические серии о мире общежитий и интернатов, о существовании, обживающем казенный интерьер, т.е. о том, что ей знакомо по ее «годам странствий». Творчество для нее — это форма самоанализа, рефлексии ее собственного социального опыта. Все это не привычно для традиционного русского художника, мессиански понимавшего свою роль и привыкшего говорить от имени социальных общностей или инстанций «метафизических».



Алена

Не привычен для русского художественного восприятия и отстраненный объективизм работ Хорошиловой. Нет в них и намека на разоблачительный пафос, как нет в нем и самодовлеющего эстетизма, что в миновавшие годы было альтернативой социально-критической позиции. Предметом микроанализа в ее работах оказывается система внутренних социально-психологических связей между человеком и его окружением, она показывает личность в ее встроенности в определенный предметно-пространственный уклад, т.е. то, что социологи называют «хабитус».

Содержательный план ее высказывания исчерпывается тем, что изображено на фотоотпечатке, и не больше. Мы не должны сводить мотивы ее произведений к некой повествовательной канве или выискивать их скрытый символизм, как и не должны усматривать в композиционно-пластическом строе ее произведений нечто большее, чем просто оптимальное предъявление факта.



Сестра

Характерно, что персонажи на фотографиях не «схвачены врасплох», а позируют пред объективом. Причем их позы лишены какой-либо навязанной драматургии, они не выпадают из зафиксированного на фотографии строя повседневности, хабитуса. Это переходящая из отпечатка в отпечаток мизансцена спокойного предстояния перед камерой — не формальный мотив, а составная метода и этических установок молодого фотографа. Каждый снимок — это не только художественное событие, но и предшествующее ему событие человеческое — встреча, диалог, породившие в результате доверие модели художнику. Так стремление к объективности предъявляемого результата толкает Хорошилову на честное выявление своего соприсутствия в запечатленном факте. Подобно тому, как профессиональная этика социолога требует от него выявлять применяемые им в исследовании методы: описание социального факта будет признано объективным, только если будет предъявлена субъективность исследователя.



В коридоре

Большая часть последних работ Хорошиловой создана в России: их появление есть результат специальных поездок, почти исследовательских экспедиций. И это естественно — проблематичность ее отношений с Россией пробуждает в ней желание увидеть страну, причастность к которой она стремится в себе закрепить. При этом взгляд ее на русскую жизнь свободен от любых предубеждений и априорных суждений. А именно этого можно ждать от иностранца или от укорененного русского. Она же не есть ни то, ни другое, а потому свободна от рекламных клише и культурных стереотипов, от сантиментов и ностальгических идеологем. Она не оплакивает «Россию, которую мы потеряли» и не выискивает на периферии нравственных основ русской жизни. Она не высматривает здесь «мерзость запустения», как и не выискивает признаки «новой жизни». Открывая для себя русскую глубинку, она вообще ничего определенного от нее не ждет и не стремится найти: она ее просто хочет увидеть — увидеть и запечатлеть, как она есть.

В работе Насти Хорошиловой есть некоторая неторопливость и обстоятельность, желание избежать поспешного шага. Но это отнюдь не робость молодого художника, а стремление вдумчиво освоить и рассмотреть во всех деталях открывшийся ей феномен — феномен реальности. И в этом стремлении она совершенно права, ведь этот феномен — открытие уникальное и беспрецедентное. Так постидеологическое поколение открывает для себя то, что ранее скрывалось за риторикой власти, с одной стороны, и контркультуры, с другой, т.е. идеологией во всех ее ипостасях.

Анастасия Хорошилова



Мария Ивановна

1978 — родилась в Москве

c 1997 — член «Союза Фотохудожников России»

1999-2004 — учеба в университете Дуйсбурга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна (Kommunikationsdesign), специализация — документальная фотография (Dokumentarfotografie / Prof. Jorg Sasse), теория и история фотографии (Theorie und Geschichte der Fotografie, Prof. Dr. Herta Wolf), защитила диплом с отличием

Персональние выставки

2004 • «ISLANDERS», галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена, Австрия

2005 • «Bezhin Lug», Galerie Conde, Гете-Институт, Париж, Франция

• «Bezhin Lug», галерея Hilger Contemporary, Вена, Австрия

Участие в выставках

1996 • «Новый Алфавит» в рамках 1-й Международной Фотобиеннале в Москве

1997 • «Женщины-фотографы», Смоленск

2004 • «Passage l’Europe», Сент-Этьен (St-Etienne), Франция

• «Das Fotografische Portrait» — Фотографический Форум, Кёльн, Германия (Forum fur Fotografie, Koln)

• «Identity» в рамках 4-й Международной Фотобиеннале в Москве

2005 • «No Comment» в рамках 1-й Международной Биеннале современного Искусства в Москве

• галерея Corkin Shopland, Tоронто

• «Zwischenraum» — городской музей «Stadtmuseum Hofheim am Taunus», Hofheim am Taunus, Германия

• галерея Fucares, Мадрид

Публикации

2005 • «EIKON» — international magazine for photography and media art номер 50 (юбилейный) / 2005



Вячеслав и Максим


Володя

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новый кабель VMC-MM2 для сверхкомпактной камеры Sony RX0
23 февраля 2018
Новости

Новый кабель VMC-MM2 для сверхкомпактной камеры Sony RX0

Sony пополнила линейку аксессуаров для компактной видеокамеры RX0 новым кабелем VMC-MM2, который позволит расширить область её применения, открывая новые возможности для видеосъёмки.

Композиция как органика
30 июня 2011
Обзоры

Композиция как органика

Естественность — такая трудная поза. Оскар Уайльд, «Идеальный муж» Лавинообразная популярность фотографии и интенсивный круговорот фотографической информации на наших глазах конвертируются в качественные изменения снятых кадров, как и предупреждали классики полузабытого учения.

Страна великих множеств
1 декабря 2006
Обзоры

Страна великих множеств

Дели, 2006 Сначала меня не очень тянуло в Индию. Не то чтобы отсутствовал интерес, просто очень хотелось продолжить съемку Китая, где довелось побывать уже дважды, а какие-то темы всё еще оставались незатронутыми. Мне не верилось, что какая-либо страна может притягивать с такой же силой. Однако стоило только попасть в Дели, как Индия доказала, что по части плотности street life с ней вряд ли что-то сравнится.

Умные часы HUAWEI Watch GT
27 марта 2019
Новости

Умные часы HUAWEI Watch GT

Компания HUAWEI представила в Париже две новые версии умных часов HUAWEI WATCH GT: Active Edition и Elegant Edition. Модель Active Edition получила циферблат размером 46-мм, как в предыдущих моделях серии. HUAWEI WATCH GT Elegant Edition представлены в новом 42-мм дизайне с керамическим безелем. Новые часы оснащены цветными сенсорными AMOLED HD экранами с высокой чёткостью. В модели HUAWEI WATCH GT Active Edition установлен 1,39-дюймовый дисплей с разрешением 454 x 454 пикселей, а в Elegant Edition —1,2-дюймовый с разрешением 390 x 390 пикселей.

Портативный SSD Bolt B75 Pro от Silicon Power выиграл две престижные награды
3 декабря 2019
Новости

Портативный SSD Bolt B75 Pro от Silicon Power выиграл две престижные награды

Bolt B75 Pro, новейший портативный SSD от Silicon Power (SP), находится в центре внимания с момента его официального выпуска в мае. Усовершенствованный интерфейс USB 3.1 Gen2, невероятная скорость чтения и записи, а также широкие возможности хранения в совокупности с великолепным дизайном принесли ему две впечатляющие награды.

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор
14 сентября 2017
Тесты

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камера уже успела наделать шуму своими возможностями и характеристиками. Мне, как амбассадору Nikon, выпала возможность одним из первых протестировать новинку в деле. Пока я был в Красной Поляне в Россию привезли первый и единственный образец камеры и сразу же отправили её ко мне. Что я думаю о новом фотоаппарате? Читайте ниже и смотрите сделанные фотографии

ONYX BOOX Monte Cristo – первый букридер новой премиальной линейки
30 ноября 2016
Новости

ONYX BOOX Monte Cristo – первый букридер новой премиальной линейки

Москва, 30 ноября 2016 года. - Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет модель ONYX BOOX Monte Cristo, открывающую новую линейку премиальных устройств для чтения электронных книг. Устройство, оснащенное самым современным сенсорным экраном E Ink Carta Plus с функцией подсветки MOON Light и имеющее отличные технические характеристики, выполнено в компактном металлическом корпусе, а его передняя панель покрыта защитным стеклом Asahi.

Серебряная камера - 2005
28 ноября 2005
Обзоры

Серебряная камера - 2005

Владимир Мишуков «Щиты для рекламы» «Серебряная камера» — ежегодный конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, учрежденный МДФ совместно с правительством Москвы и проводившийся в этом году в пятый раз. И, пожалуй, единственный из оставшихся «серьезных» отечественных фотографических конкурсов — изначально более известный и популярный у профессионалов «Интерпрессфото» больше не проводится.

Да здравствует Trophy!
8 декабря 2004
Новости

Да здравствует Trophy!

Как не переплатить и при этом купить самое лучшее за свою цену? Это настоящая головная боль при выборе практически любого предмета, а когда речь заходит о качестве звучания, понятии хоть и каждодневном, но одновременно достаточно эфемерном, то вопрос встает еще острее. Понимая основную суть этой дилеммы, российские разработчики усилителей ORIS постарались создать такой продукт, который бы был одновременно доступным и при этом музыкальным.

Актуальная коммутация
7 марта 2017
Новости

Актуальная коммутация

В «высшей лиге» производителей коммутационного оборудования не так много игроков, и Lightware входит в их число. В феврале этого года компания представила ряд новинок, которые вызвали неподдельный интерес у профессионалов индустрии.