29'2003
Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с шумовым дискомфортом: то машина во дворе среди ночи заорет «дурным голосом», то молодежь решит послушать музыку, привлекая к этому «приятному» процессу всю многоэтажку, очень многие хотя бы дважды в день пользуются метро, а какие там звуки — объяснять не нужно.
А сколько проблем возникает, если у какого-нибудь близкого родственника плохой слух. Доходит до семейных скандалов и вечной нервотрепки при просмотре телевизора, прослушивании радио, магнитофона. Ну а теперь представьте, что вам резко «отключили звук». Многие скажут: «Лучше сразу умереть». Потому что слух по своей важности из пяти чувств стоит на втором месте после зрения.
О проблемах слуха и его отсутствия, о характеристике звуков, нас окружающих, о том, как не потерять слух, и пойдет дальнейший рассказ.
УХО И ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ
Человеческое ухо — замечательно устроенный сложный и в то же время простой аппарат приема звуковых волн, проведения и усиления этих волн, преобразования механических колебаний в электрические нервные импульсы.
Для выполнения перечисленных задач в ухе существуют следующие образования:
наружное ухо — ушная раковина, наружный слуховой проход;
среднее ухо — барабанная перепонка, полость среднего уха (объемом до 1 см3) с системой слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко), слуховая или евстахиева труба, соединяющая полость среднего уха с носоглоткой;
внутреннее ухо — улитка (отвечающая за преобразование механических звуковых волн в нервные импульсы) и система лабиринтов (отвечающих за равновесие человека).
Внутреннее ухо — это очень интересно устроенный орган, отвечающий и за слух, и за наше равновесие и ощущение силы тяжести. Внутреннее ухо состоит из косточки, внутри заполненной плотной жидкостью в объеме меньше 1 см3, половина которой является точной копией панциря улитки в 2,5 завитка, поэтому и называется улиткой. Другая половина представлена костными трубочками в виде полуколец, находящихся во взаимно перпендикулярных плоскостях. Поэтому в каком бы положении в пространстве мы ни были, мы это понимаем.
Внутри улитки происходит почти волшебное превращение звуковой волны, переданной слуховыми косточками на жидкость внутри улитки, в нервный импульс.
Есть много теорий этого процесса, но одна из них кажется мне наиболее правдоподобной. Представьте струны в рояле или арфе. Каждая струна отвечает за свой звук: чем толще и короче струна, тем ниже звук, чем тоньше и длиннее — тем выше звук. Так вот, подобные струны натянуты поперек улитки, и получается как бы винтовая лестница, сужающаяся кверху.
Каждая струна соединяется с нервным волоконцем. На этом уровне и происходит генерация механической волны в электрическую. Соответственно, если повреждается струна или нервное волоконце, человек перестает слышать тот или иной звук.
И СНИТСЯ НАМ НЕ РОКОТ КОСМОДРОМА
Как известно, звук — это механическая волна, проходящая сквозь какое-то вещество: воздух, воду, дерево, кость. Звуковая волна имеет физические характеристики, из которых для нас самые важные для дальнейшего разговора — это громкость, измеряемая в децибелах (дБ), и частота (низкий звук, высокий звук), измеряемая в герцах (Гц).
Лучшая звуковая среда для человека — негромкий разговор (45 — 50 децибел (дБ). Полная тишина (меньше 20 дБ) вопреки распространенному мнению не так полезна, потому что даже слабослышащий человек в такой обстановке слышит движение крови по сосудам и биение собственного сердца. Расслабиться в этой ситуации невозможно.
Все, что звучит громче спокойного разговора, для организма уже нагрузка. Гул транспорта, громкая музыка, шум работающей стиральной машины или пылесоса безобидны, если они — явление временное. Непрерывная шумовая нагрузка постепенно разрушает здоровье. Человек, постоянно подвергающийся воздействию шума, быстро переутомляется и становится раздражительным, забывчивым, чаще страдает от слабости и головокружения, которым не может найти объяснения.
Если от шума выше 65 дБ может нарушиться сердечный ритм и вырасти пульс, то после 80 — 90 дБ шум уже способен вызвать пароксизмальную тахикардию (внезапное приступообразное сердцебиение).
Инфразвуки (низкочастотные) человеческое ухо практически не различает, зато именно они вызывают чувство тревоги, боли в ушах и позвоночнике, а при длительном воздействии приводят к нарушению периферического кровообращения. Как следствие — дистрофия органов и преждевременное старение организма. Источник инфразвука — машины, мчащиеся на скорости 100 км/ч и быстрее, и работающие поршневые компрессоры (есть на любом заводе и во многих продовольственных магазинах).
Вместе с загрязненным воздухом и неидеальной чистоты водой шумовая нагрузка приводит к ослаблению иммунитета и открывает путь болезням. Федеральное ведомство по защите окружающей среды Германии умудрилось даже подсчитать, что два инфаркта из ста напрямую связаны с шумовым загрязнением, так как после порога в 55 дБ постоянный шум в 2 раза увеличивает риск возникновения гипертонии.
Особенно серьезный вред здоровью наносит шум, действующий на человека во время сна (открыл на ночь форточку, а во дворе подростки веселятся или машины под окном носятся). Пять лет регулярных дискотек — и каждый четвертый посетитель теряет слух. К таким выводам пришли ученые-акустики, которые занимаются исследованием различных звуков и их воздействием на организм.
Что делать? Без транспорта и техники жить сложновато, машин не отменить. Кроме того, что стоит почаще жалеть свои уши и выезжать на природу, надо подумать о квартире. Ее необходимо защитить с четырех сторон: окна, двери, трубы и стены.
Стеклопакеты отлично решают проблему шума при условии, что вы никогда не открываете форточку. По сравнению с типовыми советскими окнами (деревянная рама, два стекла толщиной 4 мм с воздушным промежутком 61 мм), которые дают звукоизоляцию 22 дБ, стеклопакеты могут увеличить ее до 34 — 37 дБ (двухслойные) или 38 — 43 дБ (трехслойные). Звукоизоляция возрастает при увеличении количества и толщины оконных стекол, упругом и герметичном закреплении стекла в стеклопакете, использовании триплексного стекла вместо обычного.
Звукоизоляция входной и межкомнатных дверей по нормам проектирования должна составлять не меньше 30 дБ. Входная металлическая дверь, снабженная герметичным уплотнением и плотно прижатая задвижкой к дверной коробке, вполне этому условию удовлетворяет. Если установить вторую внутреннюю дверь, звукоизоляция повысится почти до уровня капитальной стены. Обивать дверь толстой тканью или циновкой практически бесполезно, прием годится только для украшения.
Из-за того, что трубы отопления закреплены только при переходе через междуэтажные перекрытия (пол и потолок), звук и вибрация почти без затухания распространяются по всем этажам. Незакрепленная часть труб свободно излучает шум на всю комнату.
Чтобы одолеть звуконосную вибрацию, можно либо вмонтировать трубы отопления в вертикальные шкафчики из досок (не ДСП!), либо прикрепить к стене дополнительными двумя-тремя скобами. Если стены действительно тонкие, бороться с этим можно, только затеяв в квартире капитальный ремонт, чтобы профессионально отшпатлевать стены и поклеить на них пробковые обои. К сожалению, и то, и другое — удовольствие не самое дешевое.
Если стены кажутся картонными благодаря шумным соседям, придется запастись терпением и тактом. По закону ремонтные работы, пьянки-гулянки должны происходить строго с 8 до 20 часов. До и после вы имеете полное право на тишину. Адекватные соседи просьбе быть потише внимут и в экстраординарных случаях (свадьба, день рождения, проводы) заранее предупредят, что собираются «гудеть».
Если слова должного эффекта не оказывают, вы имеете полное право вызвать милицию и пожаловаться в городской центр Госсанэпиднадзора, где обязаны следить за тем, чтобы уровень шума не наносил вреда здоровью граждан. И, разумеется, требуя тишины от других, не забывайте сами жалеть нервы и уши своих соседей.
По частотным характеристикам звук разделяется на инфразвук, еще не слышимый человеческим ухом (о его эффекте сказано выше); звуки низких частот — мужские голоса, жужжание шмеля, рычание льва; звуки высокой частоты — женские и детские голоса, писк комара, жужжание бормашины; ультразвуки, уже не слышимые человеческим ухом (но многие животные их слышат и даже общаются с помощью ультразвука, например, дельфины).
НЕДОСЛЫШАЛ, НЕДОПОНЯЛ...
Как бороться с повышенным шумом и чуткостью слуха, мы разобрались. Но что делать, если начинает мучить пониженный слух? Недослышал, недопонял — вот тебе и проблемы в семье и на работе. А если ребенок не слышит с рождения — это вообще большая беда, потому что он может не научиться говорить, не слыша свою и чужую речь.
Когда следует обратить внимание на свой собственный слух или слух родственников? - Вам хочется, чтобы с вами говорили медленнее, т. к. вам трудно понять содержание разговора.
- Вы часто просите собеседника говорить громче и часто переспрашиваете.
- Вам трудно разговаривать по телефону.
- Ваши близкие жалуются, что вы слишком громко включаете радио и телевизор.
- На работе, в театре, в гостях вы напрягаете свой слух, но при этом пропускаете слова, а иногда не улавливаете смысла целых фраз.
- Перестаете слышать ранее знакомые звуки: шорох листвы, «урчание» холодильника, шум воды, тихий разговор окружающих.
- Стали плохо слышать дверной звонок и трель телефона.
- Если рядом повышен шумовой фон (в автомобиле, метро, машине), совсем не различаете слова. Если хоть по одному пункту вы дали убедительный ответ, то необходимо провести измерение остроты слуха (аудиометрию). Можно обратиться к врачам по болезням уха, горла, носа (оториноларингологам), специалистам по болезням уха (отологам), но лучше всего обратиться к сурдологу (в Москве это сурдоцентр на Хорошевском шоссе, д. 1).
Если вы исключили проблемы с наружным и средним ухом, то встает более серьезная проблема с внутренним ухом и слуховым нервом. Этот процесс наименее изучен.
Слуховой нерв и внутреннее ухо кровоснабжаются одной тоненькой артерией. И если эта артерия по какой-то причине суживается или закупоривается, наступает практически необратимое снижение слуха в пораженном ухе.
Опытным путем врачи разработали схему лечения такого заболевания уха (нейросенсорная тугоухость), направленную на улучшение кровоснабжения уха: слегка разжижить кровь, немного расширить сосуды, улучшить питание нервных клеток витаминами. Или слухопротезирование, о котором речь пойдет чуть ниже.
Итак, наиболее частыми причинами повреждения слухового нерва и внутреннего уха являются: - наследственность,
- возрастное снижение слуха,
- воспалительные заболевания среднего уха,
- инфекционные заболевания (грипп, менингит),
- черепно-мозговые травмы,
- опухоли и другие новообразования,
- лечение ототоксическими (повреждающими уши) препаратами,
- длительное воздействие шума и вибрации,
- нарушения в период беременности (прием антибиотиков, краснуха и др.).
ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛЫШИТ СВОЙ ГОЛОС, ТО ОН НЕ НАУЧИТСЯ РАЗГОВАРИВАТЬ...
Детей с проблемами слуха приблизительно 2 — 3%. Наиболее частое заболевание — нейросенсорная тугоухость, т. е. поражение внутреннего уха или слухового нерва, и при таком поражении просто необходимо слухопротезирование.
Если ребенка с нарушением слуха на самом раннем этапе не обеспечить слуховым аппаратом, чтобы он слышал свой голос, то он не научится разговаривать. В этом случае промедление недопустимо, и обследование должно проводиться еще в младенческом возрасте с помощью специальной аппаратуры, фиксирующей биотоки мозга.
Если хоть часть слуховых нервов сохранена, то есть шанс научить человечка говорить. Когда малыш не слышит себя, голоса родителей, то в дальнейшем, к 5 — 6 годам, это перерастает в огромную проблему, и не только физическую, но и психологическую. Биологический возраст, при котором ребенок начинает говорить, 1,5 — 4 года, и заниматься слухом нужно как можно раньше. После 5 лет обучить разговаривать довольно проблематично, т. е. к 6 годам ребенок может стать инвалидом.
Все дело в том, что проблема решаема. Для этого необходимы ранняя послеродовая диагностика, диагностика слуха в младенческом возрасте и подбор качественных слуховых аппаратов, что позволит реабилитировать потенциальных глухонемых.
Как заподозрить снижение или полное отсутствие слуха у малыша, который сам еще ничего не может сказать? - Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2 — 3 недели жизни?
- Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2 — 3 недель?
- Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?
- Оживляется ли ребенок в возрасте 1 — 3 месяцев на голос матери?
- В возрасте 4 месяцев поворачивает ли ребенок голову в сторону звучащей игрушки или голоса?
- Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 — 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
- Есть ли гуление у ребенка в 2 — 4 месяца и переходит ли это в лепет в 4 — 5 месяцев?
- Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, при приближении родителей?
- Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
- Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8 — 10 месяцев появление новых звуков?
Если этого не происходит, то сообщите о своих наблюдениях педиатру и попросите провести диагностику слуха, чтобы исключить заболевание.
МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ ЛЕЧЕНИЕ
В 10% случаев слух можно законсервировать на определенном уровне, а иногда и улучшить с помощью лекарственных препаратов.
В этой ситуации нейросенсорную тугоухость (снижение слуха из-за болезни внутреннего уха и слухового нерва) удобно делить на острую (развившуюся не позже суток до обращения к врачу), подострую (до 1 месяца) и хроническую (год и более).
Медикаментозному лечению подвержены случаи тугоухости, возникшие в результате инфекционного заболевания (например, после гриппа) и сосудистого нарушения (при гипертоническом кризе, например).
Схема лечения принципиально одинакова: нужно добиться улучшения кровоснабжения слухового нерва и доставить как можно больше питательных веществ для восстановления поврежденных нервных клеток.
При инфекционной природе тугоухости добавляется первый этап — вымывание токсинов, образовавшихся в результате воспаления в чувствительных нервных клетках. Для этого используются такие препараты, как гемодез, реоглюман, реополиглюкин. Все эти препараты состоят из очень мелких частиц, протискивающихся в мельчайшие капилляры и притягивающих к себе те самые токсины. Затем эти частицы с токсинами выводятся через почки. Все эти средства вводятся внутривенно в стационаре.
В случае явного сосудистого повреждения в слуховом нерве ситуация расценивается в первые сутки как инфаркт миокарда или инсульт. Поэтому надо срочно ложиться в больницу и начинать лечение. В игру вступают сосудистые препараты: трентал, стугерон, кавинтон, винпоцетин, курантил, пентоксифиллин, вводимые внутривенно для большей эффективности.
Добавляются препараты, улучшающие питание нервных клеток: витамины (группы В), ноотропил, циннаризин, танакан, пирацетам. В случае незамедлительного начала лечения шансы вернуть исходный слух приближаются примерно к 70%, т.е. большие.
При хронической нейросенсорной тугоухости цель проводимого лечения теми же препаратами заключается в препятствии ухудшению слуха. Поэтому при повторных курсах лечения ограничиваются таблетированными формами препаратов.
Таким образом, в наше время можно если не полностью восстановить слух, то уж точно помочь и ребенку, и взрослому реабилитироваться и адаптироваться в мире слышащих.
Комментарии