Эрвина Блюменфельд: золотое сечение гения

Этой весной на биеннале «Мода и стиль в фотографии» выставка Эрвина Блюменфельда — один из главных номеров программы. Его творчество как будто вбирает все самое лучшее и стереотипное (то есть классическое), что в нашем представлении составляет хорошую фотографию. Обнаженная натура (естественно, женская) — изящная, нежная, но не чувственная, почти не эротичная. Остроумные эксперименты с формой, цветом, фактурами и техническими возможностями фотографии — все самые замечательные открытия авангарда 1930-х годов: коллаж, монтаж, выделение фрагментов, соляризация, визуальные загадки, зеркала и отражения, мультиэкспозиции, необычный взгляд на привычное. Классическая fashion-фотография 30–50-х — изысканная, сдержанная, аристократическая роскошь.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Эрвин Блюменфельд

 

Эрвин Блюменфельд

Автопортрет. Париж. Ок. 1938

Серебряно-желатиновая печать

Коллекция Элен и Йорика Блюменфельдов

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Биография Блюменфельда, полная приключений и драм, также в своем роде классична: в том, как он проживал свою жизнь, и в том, как относился к искусству. Немецкий еврей, в юности хлебнувший ужасов Первой мировой, поживший в разных странах, сражавшийся с обстоятельствами, побывавший в лагерях и, в конце концов, обосновавшийся в Нью-Йорке, где к нему сразу пришел успех. Незнание языка, большая семья, трудности эмиграции не мешают, если у тебя есть талант, репутация, воля к жизни и неослабевающая тяга к самовыражению в творчестве.

Отношение Блюменфельда к фотографии также вполне типично для классика первой половины и середины века. Он любит женщин, он одержим женскими формами и красотой, но его ню холодны, он намеренно отстранен. Восхищение, вожделение, страх он трансформирует в деформации, деконструкции, причудливые гротески. Не слишком, впрочем, радикальные. Типичный подход сюрреалиста к женской натуре, но не нарушающий границ благопристойности, не противоречащий привычным, традиционным понятиям о красоте, но и не угождающий массовому вкусу (“Beauty doеsn’t have to be pretty” — «Красота не должна быть «хорошенькой»).

В Америке Блюменфельд — остроумный, высококультурный и высокооплачиваемый фэшн-фотограф. Воплощающий изысканные визуальные формулы, любящий живописные ассоциации, виртуозно работающий с цветом, придумывающий нестандартные приемы и получающий эффектные фотографии. Простые и изящно-лаконичные, но выглядящие настолько необычно, что даже профессионалы часто не понимают, как они сделаны. И при всем этом Блюменфельд не считает свою деятельность на этом поприще искусством и творчеством. Коммерческая фотография недостаточно благородна. Тщательно отобранное самим Блюменфельдом портфолио — книга «Сто моих лучших фотографий» — включает лишь четыре снимка, сделанных для глянца.

Этой точки зрения придерживаются многие классики, разделяя работу «для себя» и «для заработка». И они же уходят из модной индустрии в начале 1960-х, когда наступают новые времена и некие условные стандарты попираются и здесь, в угоду «массовому», «доступному», «вульгарному». Обозреватель одной из выставок Блюменфельда из Financial Times Фрэнсис Ходжсон назвал его более остроумным экспериментатором, чем Ман Рэй, и более выразительным в качестве fashion-новатора, чем Ирвинг Пенн.

 

Эрвин Блюменфельд

Три профиля. Вариант фотографии, опубликованной в Photograph Annual к статье «Цвет и свет». 1952

Струйная печать на баритовой бумаге, 2012

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Вариант обложки для американского Vogue «А ты сделал вклад для Красного Креста?». 15 марта 1945 г.

Струйная печать на баритовой бумаге, 2012

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

 

Эрвин Блюменфельд

Сесил Битон, фотограф. 1946

Частичная соляризация

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Мнение не каноничное, но возможное. Вероятно, Блюменфельда можно назвать Рафаэлем мира fashion- и арт-фотографии. Золотой стандарт, золотая середина, но «середина гения» — абсолютная гармония, синтез реализма, стилизации, красоты, женственности, грации, вкуса. И все это сформировалось и сложилось из неотъемлемых компонентов, ассоциирующихся с художественной средой начала века: бунт, эксперимент, сомнения, нонконформизм, дадаизм и сюрреализм.

При всей образцовости и эталонности история и творчество Блюменфельда, разумеется, не лишены мелких частностей, «пунктумов». В аннотации к выставке говорится, что его жизнь и работа могут «служить документальным источником по истории мировой социально-политической сцены» соответствующего периода. Как видим, это действительно так, и это очевидно даже при поверхностном взгляде. Но, тем не менее, есть значимые мелочи.

Например, рассматривая фотографии из Vogue, вдруг замечаешь морщины вокруг глаз модели и понимаешь, насколько отличается аристократичный гламур 1940-х от современных стандартов. Модели Блюменфельда выглядят зрелыми женщинами, с осмысленным взглядом и личной историей, пусть и неразличимой под броней безупречной элегантности. Или вот, например, интересный факт: Блюменфельд был первым, кто сфотографировал для Vogue чернокожую модель — Бани Йелвертон — в 1958 году. Правда, поместив на краю кадра, чтобы, в случае общественного возмущения, отрезать ее.

Личная жизнь Блюменфельда вполне укладывается в представления о патриархальной «богеме» — с молодыми любовницами и прочими шалостями, но именно ему приходит в голову разыскать и сфотографировать обнаженной 80-летнюю модель Родена, в юности позировавшую для знаменитой скульптуры «Поцелуй». Это говорит о том, что он задумывается о разнообразии чувственного опыта и о том, как он претворяется в образах искусства и медиа.

Судя по автобиографии, а также по воспоминаниям знавших его людей, Блюменфельд никогда не относился к себе и своей работе всерьез, так же, как, видимо, и ко всему окружающему миру. Впрочем, ирония и едкий сарказм его текстов не противоречат эскапизму его творчества. Человек, переживший войну, тревожные тридцатые, лагеря, переезды, влюбленности и славу, разработавший эталоны и образцы фотографического мастерства для современников и потомков, в конце концов, совершивший экстравагантное самоубийство, — вот кто такой Эрвин Блюменфельд.

И мы еще не все о нем знаем. После его смерти отпечатки, рисунки, коллажи и негативы были поровну поделены между тремя детьми и молодой любовницей. До последнего времени все это так и существовало в раздробленном виде, многое никогда не выставлялось и не публиковалось. Сейчас его внуки работают над тем, чтобы собрать все воедино и систематизировать, хотя бы виртуально. Так что, возможно, впереди нас еще ждут открытия. Едва ли принципиальные и крупные, но наверняка небезынтересные для истории фотографии, моды и наших взглядов на прошедшее столетие.

Эрвин Блюменфельд

Одри Хепберн, актриса. Нью-Йорк. 1950-е

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Обнаженная под влажным шелком. Париж. 1937

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Швейцария, частная коллекция

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Наталия Паско. Нью-Йорк. 1942

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Коллекция Генри Блюменфельда

© The Estate of Erwin Blumenfeld

 

Эрвин Блюменфельд

Лиза Фонсагривс на Эйфелевой башне. Париж. 1939

Винтажная серебряно-желатиновая печать

Modernism Inc., San Francisco

© The Estate of Erwin Blumenfeld

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор фотокамеры Fujifilm X-E1
6 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотокамеры Fujifilm X-E1

Стратегий в создании беззеркальных фотокамер на рынке, в сущности, всего три: сразу запустить компактные, технологичные и доступные фотокамеры (если ваша компания называется Sony), выпустить упрощенные модели и затем их развивать (если вы Nikon и, возможно, Canon) или же создать мощного, но чрезвычайно дорогого флагмана и после думать над удешевлением техники. Fujifilm с очевидностью пошла по третьему пути. Выполненную в классическом «дальномерном» стиле X-Pro1 благосклонно приняли фотографы и критики, однако стоимость аппарата не оставляла шансов на сколь-либо заметные позиции на рынке. X-E1, упрощенная младшая модель, должна эту ситуацию исправить.

Лесные «снайперы» меняют свою камеру на Nikon D750. Почему?
1 января 2015
Обзоры

Лесные «снайперы» меняют свою камеру на Nikon D750. Почему?

В середине 2014 года компания Nikon выпустила новую камеру Nikon D750, полностью удовлетворяющую запросы большинства фотографов, от любителей до профессионалов, и вобравшую в себя все достоинства и удачные технологические решения предшественников. Основные преимущества Nikon D750 – полнокадровая матрица, отличное качество изображения на всех значениях чувствительности, профессиональная система автоматической фокусировки, высокая скорость серийной съемки и контроль над всеми параметрами камеры без маркетинговых ограничений.

Logitech Ultimate Ears уже в России
20 сентября 2012
Новости

Logitech Ultimate Ears уже в России

Москва, Россия — 20 сентября, 2012 — Швейцарская компания Logitech представляет новинку: серию профессиональных изолирующих наушников Logitech Ultimate Ears. Благодаря качеству звука и удобству своих продуктов, марка Ultimate Ears пользуется устойчивой популярностью в среде постоянно выступающих музыкантов (Red Hot Chili Peppers, Rolling Stones, Энрике Иглесиас), звукоинженеров и просто любителей музыки. Популярные наушники Ultimate Ears уже поступили в продажу.

MPEG-4 DVD-плееры
31 августа 2003
Новости

MPEG-4 DVD-плееры

Компания ВВК в настоящее время демонстрирует потрясающие темпы развития. Для любителей аудиовидеотехники разработчики фирмы чуть ли не ежемесячно представляют новые модели аппаратов для домашних развлекательных систем. Одной из последних разработок фирмы стала линейка «Liko», объединяющая DVD-проигрыватели, поддерживающие формат MPEG-4.

Тест CD-проигрывателя Rotel RCD-1072
30 мая 2013
Тесты

Тест CD-проигрывателя Rotel RCD-1072

Проигрыватель выдает чистый подробный звук, хорошо передает вокальные партии и отменно рисует сцену. Несмотря на то, что звучание середины — не идеальное и нередко были заметны искажения тембров в этом диапазоне, музыку этот проигрыватель выдает очень интересную вне зависимости от музыкального направления. Аналоговый аудиосигнал генерируют аудио ЦАПы Burr-Brown PCM1732, а в качестве источника питания используется большой тороидальный трансформатор. Аудиотракт — это не то, на чем экономят инженеры из компании Rotel, поэтому схемы монтируются только из наиболее вы-сококачественных электронных компонентов...

Британская Hi-End компания Naim Audio выпустила новую линейку аппаратуры Uniti
8 октября 2016
Новости

Британская Hi-End компания Naim Audio выпустила новую линейку аппаратуры Uniti

6 октября 2016 года Naim Audio официально объявила о выходе нового модельного ряда аппаратов серии Uniti. Новая линейка состоит из трех плееров "все-в-одном": эталонного аудиофильского плеера Uniti Nova, многофункционального плеера с поддержкой компакт-дисков Uniti Star и компактного, но мощного Uniti Atom. Дополняет линейку музыкальный сервер Uniti Core, который позволяет хранить и транслировать тысячи альбомов, а также хранить резервные копии всей фонотеки в одном месте.

Мобильный компьютер Honeywell создан для автоматизации рабочих процессов и сбора данных
1 октября 2013
Новости

Мобильный компьютер Honeywell создан для автоматизации рабочих процессов и сбора данных

Форт Милл, штат Южная Каролина — 27 сентября 2013 г. — Сегодня корпорация Honeywell объявила о выпуске новейшего мобильного компьютера с функциями сканирования, который сочетает в себе возможности смартфона потребительского класса, мобильного компьютера с повышенной устойчивостью к повреждениям и сканера штрих-кодов. Dolphin 60s создан для работников, чья деятельность связана с частыми командировками, и обеспечивает быстрый и надежный доступ к критически важным данным с помощью проверенных технологий компании Honeywell.

Проще Polaroid: компактные фотопринтеры Canon SELPHY CP910 и SELPHY CP820 невероятно просто печатают с фотокамер и смартфонов
7 января 2014
Новости

Проще Polaroid: компактные фотопринтеры Canon SELPHY CP910 и SELPHY CP820 невероятно просто печатают с фотокамер и смартфонов

C появлением двух компактных фотопринтеров Canon SELPHY CP910 и SELPHY CP820 печать с компактных камер и смартфонов стала невероятно простой. Вы можете печатать снимки со смартфона на платформе iOS™ или Android™, а также высококачественные фотографии с фотокамеры с возможностью беспроводного подключения. Поддержка AirPrint™ позволит вам печатать фотографии с совместимых устройств Apple без установки специального ПО. Оба принтера также выполняют прямую печать с различных совместимых карт памяти и любых устройств с поддержкой PictBridge, включая видеокамеры.

Телефото зум-объектив Sony DT55-300 мм F4.5-5.6 SAM: экстремальный спорт и дикая природа по сходной цене
26 июля 2012
Новости

Телефото зум-объектив Sony DT55-300 мм F4.5-5.6 SAM: экстремальный спорт и дикая природа по сходной цене

Sony представляет новый телефото зум-объектив DT55-300мм F4.5-5.6 SAM с бесшумным быстродействующим приводом АФ для фотокамер α с байонетом A. Новый зум-объектив Sony позволит вести съемку любых объектов: от удачно снятых портретов до дикой природы и экстремального спорта.

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11
5 сентября 2018
Новости

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11

Vivo представляет совершенно новый смартфон Vivo V11. Флагман из популярной линейки “V” оснащен AI-функциями, способными оптимизировать и упростить сценарии использования смартфона. Инновационный дисплей Halo FullView ™ в сочетании с градиентной расцветкой изогнутого 3D-корпуса делает дизайн устройства удобным и запоминающимся. Vivo V11 – первый смартфон V-серии со сканером отпечатков пальцев, встроенным в дисплей смартфона, позволяющим совмещать высокий уровень биометрической защиты данных и безупречный стиль.