Эмоциональный портрет

«Террор»

Если собрать всю библиографию по вопросам, связанным со съёмкой портрета, то, наверное, получится целая библиотека. Человек, человеческое лицо — самый притягательный фотографический образ. Ведь так хочется заглянуть через глаза в потёмки чужой души, найти там созвучия собственным исканиям и сомнениям.

Портрет — первый оформившийся фотографический жанр, положивший начало художественной фотографии. В эпоху павильонной (станковой) портретной фотографии он классифицировался по размеру — от фрагмента головы до съёмки в полный рост. С появлением мобильной аппаратуры появились официальный, неофициальный и репортажный портреты. Вообще, любая классификация нужна лишь для предметного разговора специалистов, зрителю же важно восприятие, которое мы тут же и разделим на эмоциональное и неэмоциональное. Эмоциональность зрительского восприятия задаёт фотограф. Отсюда и следует то главное, что должно быть в портрете, — реакция зрителя. Такой подход оправдывает любое формотворчество, делая критерием удачи или неудачи эмоциональное восприятие зрителя. Любые световые ухищрения, ракурсы и предпечатные технологии призваны создавать впечатление.

Фотография, которая называется «Террор», рассчитана на душевный отклик на угрозы, от которых цепенеет современный мир. История её началась с того, что в уличной грязи, на тротуаре, были подобраны очки без дужек с единственной разбитой линзой. Видать, их хорошо попинали. Воображение тут же нарисовало картину уличной драки (скорей всего кто-то просто случайно уронил очки, разбил их и подбирать уже не стал), затем перешло к обобщениям, и сам собой возник фотографический замысел.

«Скептик»

Съёмка сделана дома с использованием света от галогенной киловаттной лампы, направленной в потолок, и острого луча от диапроектора сзади. Важно было обозначить трещины на стекле очков, а скользящий световой блик еще больше усилил состояние тревоги и опасности. Это обобщающее, плакатное решение снимка. Фотограф, живущий в обществе, обязан в своём творчестве откликаться на его проблемы.

Эмоциональную окраску портрета определяет тот самый «решающий момент» — определение, которое ввёл в фотографический обиход А. Картье-Брессон.

Фотография «Скептик» снята на выставке. Оценить её можно по двум позициям. С одной стороны, характерологическая особенность пришедшего на выставку зрителя, с другой — оценка выставки этим зрителем. Но в любом случае это эмоционально окрашенный портрет плюс определенный момент съёмки. Прежде чем снять знакомого мне человека, я спросил его: «Ну, как тебе выставка?». Ответ на этот вопрос и запечатлен на снимке (цифровая камера Nikon 5400 с самодельной широкоугольной насадкой на объективе).

Главным критерием в съёмке портретов считается сходство изображения и снимаемой модели. Но постулат этот является определяющим в бытовой, официальной и заказной фотографии. В репортажной же и жанровой основным является передача эмоционального состояния человека, иногда даже в ущерб схожести. Например, снимая скептика широкоугольником, важно было передать пустоту выставочного зала, что подчёркивало и мимическую оценку выставки. Сам себе этот человек может и не понравиться на фотографии, но свою задачу фотограф успешно выполнил.

«Имеющий честь»

Равнодушное лицо на фотографии чаще всего оставляет равнодушным и зрителя. Это следует помнить тем, кто выставляет на всеобщее обозрение «красивые» портреты, на которых, как правило, и человека-то нет, только равнодушная гламурность, не вызывающая ответного чувства.

Пикассо, по словам фотографа Брассаи, говорил: «Несколько раз в жизни я подглядел в зеркало некие выражения собственного лица, которые я никогда не мог обнаружить в моих портретах, и, может быть, это самые правдивые из всех моих выражений».

Иногда, эмоциональность портрету задаёт сам фотограф известными ему приёмами и способами. Положение головы, движение рук, освещение — всё может работать на желаемый результат.

В творческом понимании фотография стоит в одном ряду с поэзией. Только вдохновение, поэтический настрой фотографа помогают мгновенно оценить предложенный жизнью образ. Да, художник связан технологией своей работы, но эта же технология даёт ему время на обдумывание, на возможность вносить коррективы, на бесконечное улучшение. Говорят, Леонардо де Винчи, написав «Джоконду», так и не отдал картину заказчику и до конца своих дней совершен­ствовал гениальное полотно. Фотографу же часто отводятся всего доли секунды, чтобы, как писал А. Картье-Брессон, «поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце».

«Детская больница»

Избитая истина гласит: глаза — зеркало души. Фотография «Имеющий честь» снята на поминальном митинге у памятника воинам, погибшим в Афганистане. Глаза офицера прикрыты веками. Ему не нужно, чтобы кто-то видел его рыдающую душу. Сейчас он наедине с теми, чьи имена бронзой сверкают на стеле, с теми, кого он знал, с кем шёл по линии жизни и смерти. Здесь эта работа выдернута из контекста репортажа и потому требует пояснений. Не всё то зеркало, что блестит, — перефразируем мы известный постулат и отметим, что эмоциональное состояние человека видно во всём его облике, что иногда при закрытых глазах душа видна даже лучше, она обнажена больше, чем при открытых.

Нередко в портрете эксплуатируется возвышенный эмоциональный порыв модели. Смеющиеся и улыбающиеся лица, динамичное движение — единственное, что хорошо видят многие фотографы. Здесь мы их даже и рассматривать не будем: они слишком мимолётны и поверхностны. Гораздо интереснее в своем творчестве проявить до зримости тонкие движения души.

Работа «Детская больница» там же и снята. Ближе всего к сердцу мы всегда принимаем детскую боль и тревогу. Ребёнок снят в потоке солнечного света, брызнувшем вдруг из окна. Невольное движение руки спрятало один глаз от слепящего света, а в другом так и осталось тревога и напряжённое ожидание встречи с доктором.

В портрете любого человека всегда виден и сам автор. Особенно это касается выставочных портретов и того, что вы предлагаете редакциям. Фотограф в своей работе следует за мимолётным движением собственной души, у него нет времени на то, чтобы оценить и признать разумом мгновение жизни: ему бы успеть организовать его в соответствии со строгими канонами формы, выражающей это мгновение. Душа же ищет созвучий. Она откликается только на то, что ей знакомо и близко. Только при высокой душевной организации вы способны будете ухватить моменты ускользающей реальности.

Комментарии

Александр
09.01.2011
0
Спасибо! Статья мне понравилось. Узнал для себя кое-что новое. Некоторые мысли, которые были до этого, приобрели более четкие формы.

Похожие статьи

Конкурс «Фотолайк-2020» стартует в «Технограде» на ВДНХ
13 ноября 2019
Новости

Конкурс «Фотолайк-2020» стартует в «Технограде» на ВДНХ

16 ноября с 11:00 до 19:00 в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ пройдет семейный марафон «Фотолайк-2020», приуроченный к старту одноименного ежегодного конкурса для молодых фотографов от Московского педагогического государственного университета. Мероприятие ориентировано как на профессионалов, так и на любителей. Вход бесплатный.

Светосила для флагмана: камера Samsung NX 30 получила интеллектуальные объективы
21 апреля 2014
Новости

Светосила для флагмана: камера Samsung NX 30 получила интеллектуальные объективы

Компания Samsung Electronics представляет новые объективы Samsung 16-50 мм F2-2.8 S ED OIS и Samsung 16-50 мм F3.5-5.6 Power Zoom ED OIS, выпущенные специально для флагманской камеры Samsung NХ30. Передовые интеллектуальные технологии, пыле- и влагозащита, оптический стабилизатор и самый высокий в классе показатель светосилы помогут легко добиться отличного качества фотографий. Новинки гарантируют максимальную простоту и удобство съемки, а благодаря сверхлегкому корпусу они сохраняют все преимущества мобильности камер линейки NX.

Зеркальная камера Nikon D750: когда придет вдохновение, оно долго не уйдет назад
13 сентября 2014
Новости

Зеркальная камера Nikon D750: когда придет вдохновение, оно долго не уйдет назад

Компания Nikon представила универсальную фотокамеру D750 с гибкими настройками и высокой скоростью съемки. Сочетая технологии профессионального уровня и эргономичную компактную конструкцию, эта фотокамера открывает перед фотографами безграничные возможности для самовыражения. Фотокамера Nikon D750 расширяет возможности съемки, позволяя фотографу уделять больше внимания творчеству, и создает превосходные полнокадровые изображения в любом месте и при любых условиях. Новая конструкция матрицы формата FX обеспечивает исключительное качество изображения и как никогда четкие результаты при больших значениях чувствительности ISO...

В России объявлен старт продаж новой модели смартфона LG X cam
4 июля 2016
Новости

В России объявлен старт продаж новой модели смартфона LG X cam

Москва, 04 июля 2016г. — В России стартовали продажи новой модели смартфона средней ценовой категории c функциями премиум-класса – LG X cam. Новинка доступна в магазинах ведущих сетей по цене 23 990 рублей.

Holga представляет портативный фотопринтер, которому не нужен аккумулятор.
16 октября 2018
Новости

Holga представляет портативный фотопринтер, которому не нужен аккумулятор.

Компания Holga, известная своими пинхольными камерами, выпустила новый продукт под названием Holga Printer. Особенностью устройства является полностью механичсеское управление и отсутствие, каких либо электронных компонентов, в том числе и аккумулятора.

LG Electronics получила три награды «Продукт Года 2012»
18 апреля 2012
Новости

LG Electronics получила три награды «Продукт Года 2012»

Москва, 18 апреля 2012 г. ― компания LG Electronics награждена Национальной Премией «Продукт Года ― 2012» в номинациях «Лучший телевизор с технологией Smart TV» ― LG LED телевизор 55LM960V, «Стиральная машина» ― LG F1443KDS7, «Пылесос» ― LG Kompressor VK81101HF.

Наушники Kraken Mobile для устройств на iOS
4 сентября 2015
Новости

Наушники Kraken Mobile для устройств на iOS

4 сентября 2015: Берлин (IFA), Германия — компания Razer™, ведущий в мире производитель периферии и программного обеспечения для геймеров, сообщила о пополнении в семействе Kraken — мобильном устройстве Razer Kraken Mobile.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного? А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф...

SVEN AP-321M – стильные белые стереонаушники
28 августа 2017
Новости

SVEN AP-321M – стильные белые стереонаушники

Компания SVEN представляет новые мультимедийные стереонаушники с микрофоном – AP-321M. В этой модели удачно сочетаются стильная внешность, разумная цена и качественный звук.

Чьи лучше-2? Снимки с фотоконкурса Nikon
23 сентября 2014
Обзоры

Чьи лучше-2? Снимки с фотоконкурса Nikon

Сегодня к вечеру опять захотелось побродить вокруг света. Полистал присланные на конкурс Nikon фотографии - их уже более 400. Некоторые места съемки сразу узнал: Невский, Кремль, Останкино, только раньше их такими никогда не видел. А интересно было посмотреть - вдруг тоже повстречаю... А глядя на другие работы, обзавидовался - и каждый раз по-разному, со своими неуловимыми оттенками. В одном случае - от неожиданно точного взгляда на жизнь, в другом - от полоснувших эмоций и близости трепетных ощущений, будто сам обжог пятки над костром...