Эмоциональный портрет

«Террор»

Если собрать всю библиографию по вопросам, связанным со съёмкой портрета, то, наверное, получится целая библиотека. Человек, человеческое лицо — самый притягательный фотографический образ. Ведь так хочется заглянуть через глаза в потёмки чужой души, найти там созвучия собственным исканиям и сомнениям.

Портрет — первый оформившийся фотографический жанр, положивший начало художественной фотографии. В эпоху павильонной (станковой) портретной фотографии он классифицировался по размеру — от фрагмента головы до съёмки в полный рост. С появлением мобильной аппаратуры появились официальный, неофициальный и репортажный портреты. Вообще, любая классификация нужна лишь для предметного разговора специалистов, зрителю же важно восприятие, которое мы тут же и разделим на эмоциональное и неэмоциональное. Эмоциональность зрительского восприятия задаёт фотограф. Отсюда и следует то главное, что должно быть в портрете, — реакция зрителя. Такой подход оправдывает любое формотворчество, делая критерием удачи или неудачи эмоциональное восприятие зрителя. Любые световые ухищрения, ракурсы и предпечатные технологии призваны создавать впечатление.

Фотография, которая называется «Террор», рассчитана на душевный отклик на угрозы, от которых цепенеет современный мир. История её началась с того, что в уличной грязи, на тротуаре, были подобраны очки без дужек с единственной разбитой линзой. Видать, их хорошо попинали. Воображение тут же нарисовало картину уличной драки (скорей всего кто-то просто случайно уронил очки, разбил их и подбирать уже не стал), затем перешло к обобщениям, и сам собой возник фотографический замысел.

«Скептик»

Съёмка сделана дома с использованием света от галогенной киловаттной лампы, направленной в потолок, и острого луча от диапроектора сзади. Важно было обозначить трещины на стекле очков, а скользящий световой блик еще больше усилил состояние тревоги и опасности. Это обобщающее, плакатное решение снимка. Фотограф, живущий в обществе, обязан в своём творчестве откликаться на его проблемы.

Эмоциональную окраску портрета определяет тот самый «решающий момент» — определение, которое ввёл в фотографический обиход А. Картье-Брессон.

Фотография «Скептик» снята на выставке. Оценить её можно по двум позициям. С одной стороны, характерологическая особенность пришедшего на выставку зрителя, с другой — оценка выставки этим зрителем. Но в любом случае это эмоционально окрашенный портрет плюс определенный момент съёмки. Прежде чем снять знакомого мне человека, я спросил его: «Ну, как тебе выставка?». Ответ на этот вопрос и запечатлен на снимке (цифровая камера Nikon 5400 с самодельной широкоугольной насадкой на объективе).

Главным критерием в съёмке портретов считается сходство изображения и снимаемой модели. Но постулат этот является определяющим в бытовой, официальной и заказной фотографии. В репортажной же и жанровой основным является передача эмоционального состояния человека, иногда даже в ущерб схожести. Например, снимая скептика широкоугольником, важно было передать пустоту выставочного зала, что подчёркивало и мимическую оценку выставки. Сам себе этот человек может и не понравиться на фотографии, но свою задачу фотограф успешно выполнил.

«Имеющий честь»

Равнодушное лицо на фотографии чаще всего оставляет равнодушным и зрителя. Это следует помнить тем, кто выставляет на всеобщее обозрение «красивые» портреты, на которых, как правило, и человека-то нет, только равнодушная гламурность, не вызывающая ответного чувства.

Пикассо, по словам фотографа Брассаи, говорил: «Несколько раз в жизни я подглядел в зеркало некие выражения собственного лица, которые я никогда не мог обнаружить в моих портретах, и, может быть, это самые правдивые из всех моих выражений».

Иногда, эмоциональность портрету задаёт сам фотограф известными ему приёмами и способами. Положение головы, движение рук, освещение — всё может работать на желаемый результат.

В творческом понимании фотография стоит в одном ряду с поэзией. Только вдохновение, поэтический настрой фотографа помогают мгновенно оценить предложенный жизнью образ. Да, художник связан технологией своей работы, но эта же технология даёт ему время на обдумывание, на возможность вносить коррективы, на бесконечное улучшение. Говорят, Леонардо де Винчи, написав «Джоконду», так и не отдал картину заказчику и до конца своих дней совершен­ствовал гениальное полотно. Фотографу же часто отводятся всего доли секунды, чтобы, как писал А. Картье-Брессон, «поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце».

«Детская больница»

Избитая истина гласит: глаза — зеркало души. Фотография «Имеющий честь» снята на поминальном митинге у памятника воинам, погибшим в Афганистане. Глаза офицера прикрыты веками. Ему не нужно, чтобы кто-то видел его рыдающую душу. Сейчас он наедине с теми, чьи имена бронзой сверкают на стеле, с теми, кого он знал, с кем шёл по линии жизни и смерти. Здесь эта работа выдернута из контекста репортажа и потому требует пояснений. Не всё то зеркало, что блестит, — перефразируем мы известный постулат и отметим, что эмоциональное состояние человека видно во всём его облике, что иногда при закрытых глазах душа видна даже лучше, она обнажена больше, чем при открытых.

Нередко в портрете эксплуатируется возвышенный эмоциональный порыв модели. Смеющиеся и улыбающиеся лица, динамичное движение — единственное, что хорошо видят многие фотографы. Здесь мы их даже и рассматривать не будем: они слишком мимолётны и поверхностны. Гораздо интереснее в своем творчестве проявить до зримости тонкие движения души.

Работа «Детская больница» там же и снята. Ближе всего к сердцу мы всегда принимаем детскую боль и тревогу. Ребёнок снят в потоке солнечного света, брызнувшем вдруг из окна. Невольное движение руки спрятало один глаз от слепящего света, а в другом так и осталось тревога и напряжённое ожидание встречи с доктором.

В портрете любого человека всегда виден и сам автор. Особенно это касается выставочных портретов и того, что вы предлагаете редакциям. Фотограф в своей работе следует за мимолётным движением собственной души, у него нет времени на то, чтобы оценить и признать разумом мгновение жизни: ему бы успеть организовать его в соответствии со строгими канонами формы, выражающей это мгновение. Душа же ищет созвучий. Она откликается только на то, что ей знакомо и близко. Только при высокой душевной организации вы способны будете ухватить моменты ускользающей реальности.

Комментарии

Александр
09.01.2011
0
Спасибо! Статья мне понравилось. Узнал для себя кое-что новое. Некоторые мысли, которые были до этого, приобрели более четкие формы.

Похожие статьи

Компоненты домашнего кинотеатра SVEN
30 августа 2005
Новости

Компоненты домашнего кинотеатра SVEN

Еще совсем недавно при словах «домашний кинотеатр» кто-то скептически улыбался, кто-то смущался от одной мысли о том, что сможет иметь у себя дома домашний кинотеатр. И таких людей можно было понять: цена одного компонента переваливала за тысячу долларов, и позволить себе такое удовольствие мог далеко не каждый.

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-H400 умеет снимать дикую природу издалека, как вблизи
13 февраля 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-H400 умеет снимать дикую природу издалека, как вблизи

Отличные новости для любителей ультразум фотокамер. Компания Sony анонсирует компактную цифровую камеру Sony Cyber-shot™ DSC-H400 с неповторимым 63-кратным оптическим зумом — самым большим в своем классе. Sony Cyber-shot™ DSC-H400 – это первая в мире камера с 63-кратным оптическим зумом** и матрицей 20 Мп. Теперь невозможное стало возможным благодаря ультразум фотокамере Cyber-shot™ DSC-H400, которая объединяет портативность и возможности большого зума. Ее объектив с 63-кратным увеличением (эквивалент фокусного расстояния 24,5-1550 мм в 35-миллиметровом формате) охватывает широкоугольный режим и режим телефото, что позволяет фотографу приспособиться к любым условиям съемки.

Тест наушников Etymotic ER-4S
10 января 2013
Тесты

Тест наушников Etymotic ER-4S

Модель Etymotic ER-4S можно назвать родоначальницей целого вида вставных наушников: создана она была в начале девяностых годов прошлого века компанией Etimotyc Research, и стала первой моделью, устанавливающейся внутрь слухового канала. В последствии, многие производители вставных наушников стали использовать опыт Etymotic Research при разработке своих моделей.

ONYX BOOX Monte Cristo 2 признан лучшим букридером 2017 года
26 апреля 2017
Новости

ONYX BOOX Monte Cristo 2 признан лучшим букридером 2017 года

Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины, Беларуси и США, рада сообщить, что экспертное жюри Национальной Премии «Продукт Года» признало модель ONYX BOOX Monte Cristo 2 лучшим устройством в номинации «Электронные книги».

Обзор и тестовые снимки Canon EOS R
1 февраля 2019
Мастер-классы

Обзор и тестовые снимки Canon EOS R

Камера EOS R дала старт четвертой системе Canon: беззеркальной, компактной, полнокадровой. В ее основе – целый ряд инноваций, позволяющих получать изображения принципиально иного качества: с бескомпромиссной детализацией, фирменной цветопередачей, динамическим диапазоном, быстрым и точным автофокусом. Основной компонент новой системы - инновационное крепление объектива, расширяющее творческие горизонты в фотографии и видеографии.

Желанный звук
28 апреля 2003
Новости

Желанный звук

Несо — компания, которая уже более полувека самостоятельно разрабатывает и выпускает акустические системы. Ее продукция отличается сбалансированным соотношением цены и качества и имеет хорошо узнаваемый дизайн. Базируется компания в Германии, но ее продукция хорошо известна далеко за ее пределами, в том числе и в России.

Компактный фотоаппарат Samsung DV300F: возможна съемка автопортретов с выстраиванием кадра по «внешнему» экрану
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Samsung DV300F: возможна съемка автопортретов с выстраиванием кадра по «внешнему» экрану

Ценителям инновационных гаджетов DV300F понравится больше любой другой фотокамеры. Стильный, современный и исключительно умный компакт оборудован сразу двумя цветными дисплеями (небольшой, дополнительный — на передней панели камеры) и модулем беспроводной передачи данных.

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP200
21 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP200

Компактные фотоаппараты-амфибии долгое время казались безальтернативным классом, но и у них появились конкуренты с неожиданной стороны — так называемые экшн-камеры. Эти ориентированные в первую очередь на видеозапись малютки кое-как научились справляться с фотосъемкой, но если речь идет о съемке спорта, то для многих возможность запечатлеть его в первую очередь заключается в видео.

Компания HARMAN представила новый цифровой микшер Soundcraft Vi2000
3 февраля 2017
Новости

Компания HARMAN представила новый цифровой микшер Soundcraft Vi2000

В линейке цифровых концертных микшеров Soundcraft Vi от компании Harman вышла новая модель — Vi2000. Soundcraft Vi2000 — это комбинация уникального пользовательского интерфейса Vistonics и DSP Soundcraft Spider Core — мощного интегрированного процессора и маршрутизатора, построенного по технологии Studer by HARMAN.

Тест Full HD 3D-видеопроектора JVC DLA-X3
8 октября 2012
Тесты

Тест Full HD 3D-видеопроектора JVC DLA-X3

Большой зрительский спрос на 3D-контент и кассовые сборы от проката первых 3D-фильмов явились мощными катализаторами развития 3D-технологии. А концепция Blu-ray 3D для полноценного домашнего стереокинотеатра, не уступающего по возможностям элитным кинотеатрам типа IMAX, поставили перед производителями проекторов ультиматум: 3D Full HD — сейчас!