«Террор» Если собрать всю библиографию по вопросам, связанным со съёмкой портрета, то, наверное, получится целая библиотека. Человек, человеческое лицо — самый притягательный фотографический образ. Ведь так хочется заглянуть через глаза в потёмки чужой души, найти там созвучия собственным исканиям и сомнениям.
Портрет — первый оформившийся фотографический жанр, положивший начало художественной фотографии. В эпоху павильонной (станковой) портретной фотографии он классифицировался по размеру — от фрагмента головы до съёмки в полный рост. С появлением мобильной аппаратуры появились официальный, неофициальный и репортажный портреты. Вообще, любая классификация нужна лишь для предметного разговора специалистов, зрителю же важно восприятие, которое мы тут же и разделим на эмоциональное и неэмоциональное. Эмоциональность зрительского восприятия задаёт фотограф. Отсюда и следует то главное, что должно быть в портрете, — реакция зрителя. Такой подход оправдывает любое формотворчество, делая критерием удачи или неудачи эмоциональное восприятие зрителя. Любые световые ухищрения, ракурсы и предпечатные технологии призваны создавать впечатление.
Фотография, которая называется «Террор», рассчитана на душевный отклик на угрозы, от которых цепенеет современный мир. История её началась с того, что в уличной грязи, на тротуаре, были подобраны очки без дужек с единственной разбитой линзой. Видать, их хорошо попинали. Воображение тут же нарисовало картину уличной драки (скорей всего кто-то просто случайно уронил очки, разбил их и подбирать уже не стал), затем перешло к обобщениям, и сам собой возник фотографический замысел.
«Скептик» Съёмка сделана дома с использованием света от галогенной киловаттной лампы, направленной в потолок, и острого луча от диапроектора сзади. Важно было обозначить трещины на стекле очков, а скользящий световой блик еще больше усилил состояние тревоги и опасности. Это обобщающее, плакатное решение снимка. Фотограф, живущий в обществе, обязан в своём творчестве откликаться на его проблемы.
Эмоциональную окраску портрета определяет тот самый «решающий момент» — определение, которое ввёл в фотографический обиход А. Картье-Брессон.
Фотография «Скептик» снята на выставке. Оценить её можно по двум позициям. С одной стороны, характерологическая особенность пришедшего на выставку зрителя, с другой — оценка выставки этим зрителем. Но в любом случае это эмоционально окрашенный портрет плюс определенный момент съёмки. Прежде чем снять знакомого мне человека, я спросил его: «Ну, как тебе выставка?». Ответ на этот вопрос и запечатлен на снимке (цифровая камера Nikon 5400 с самодельной широкоугольной насадкой на объективе).
Главным критерием в съёмке портретов считается сходство изображения и снимаемой модели. Но постулат этот является определяющим в бытовой, официальной и заказной фотографии. В репортажной же и жанровой основным является передача эмоционального состояния человека, иногда даже в ущерб схожести. Например, снимая скептика широкоугольником, важно было передать пустоту выставочного зала, что подчёркивало и мимическую оценку выставки. Сам себе этот человек может и не понравиться на фотографии, но свою задачу фотограф успешно выполнил.
«Имеющий честь» Равнодушное лицо на фотографии чаще всего оставляет равнодушным и зрителя. Это следует помнить тем, кто выставляет на всеобщее обозрение «красивые» портреты, на которых, как правило, и человека-то нет, только равнодушная гламурность, не вызывающая ответного чувства.
Пикассо, по словам фотографа Брассаи, говорил: «Несколько раз в жизни я подглядел в зеркало некие выражения собственного лица, которые я никогда не мог обнаружить в моих портретах, и, может быть, это самые правдивые из всех моих выражений».
Иногда, эмоциональность портрету задаёт сам фотограф известными ему приёмами и способами. Положение головы, движение рук, освещение — всё может работать на желаемый результат.
В творческом понимании фотография стоит в одном ряду с поэзией. Только вдохновение, поэтический настрой фотографа помогают мгновенно оценить предложенный жизнью образ. Да, художник связан технологией своей работы, но эта же технология даёт ему время на обдумывание, на возможность вносить коррективы, на бесконечное улучшение. Говорят, Леонардо де Винчи, написав «Джоконду», так и не отдал картину заказчику и до конца своих дней совершенствовал гениальное полотно. Фотографу же часто отводятся всего доли секунды, чтобы, как писал А. Картье-Брессон, «поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце».
«Детская больница» Избитая истина гласит: глаза — зеркало души. Фотография «Имеющий честь» снята на поминальном митинге у памятника воинам, погибшим в Афганистане. Глаза офицера прикрыты веками. Ему не нужно, чтобы кто-то видел его рыдающую душу. Сейчас он наедине с теми, чьи имена бронзой сверкают на стеле, с теми, кого он знал, с кем шёл по линии жизни и смерти. Здесь эта работа выдернута из контекста репортажа и потому требует пояснений. Не всё то зеркало, что блестит, — перефразируем мы известный постулат и отметим, что эмоциональное состояние человека видно во всём его облике, что иногда при закрытых глазах душа видна даже лучше, она обнажена больше, чем при открытых.
Нередко в портрете эксплуатируется возвышенный эмоциональный порыв модели. Смеющиеся и улыбающиеся лица, динамичное движение — единственное, что хорошо видят многие фотографы. Здесь мы их даже и рассматривать не будем: они слишком мимолётны и поверхностны. Гораздо интереснее в своем творчестве проявить до зримости тонкие движения души.
Работа «Детская больница» там же и снята. Ближе всего к сердцу мы всегда принимаем детскую боль и тревогу. Ребёнок снят в потоке солнечного света, брызнувшем вдруг из окна. Невольное движение руки спрятало один глаз от слепящего света, а в другом так и осталось тревога и напряжённое ожидание встречи с доктором.
В портрете любого человека всегда виден и сам автор. Особенно это касается выставочных портретов и того, что вы предлагаете редакциям. Фотограф в своей работе следует за мимолётным движением собственной души, у него нет времени на то, чтобы оценить и признать разумом мгновение жизни: ему бы успеть организовать его в соответствии со строгими канонами формы, выражающей это мгновение. Душа же ищет созвучий. Она откликается только на то, что ей знакомо и близко. Только при высокой душевной организации вы способны будете ухватить моменты ускользающей реальности.
Комментарии