Эмоциональный портрет

«Террор»

Если собрать всю библиографию по вопросам, связанным со съёмкой портрета, то, наверное, получится целая библиотека. Человек, человеческое лицо — самый притягательный фотографический образ. Ведь так хочется заглянуть через глаза в потёмки чужой души, найти там созвучия собственным исканиям и сомнениям.

Портрет — первый оформившийся фотографический жанр, положивший начало художественной фотографии. В эпоху павильонной (станковой) портретной фотографии он классифицировался по размеру — от фрагмента головы до съёмки в полный рост. С появлением мобильной аппаратуры появились официальный, неофициальный и репортажный портреты. Вообще, любая классификация нужна лишь для предметного разговора специалистов, зрителю же важно восприятие, которое мы тут же и разделим на эмоциональное и неэмоциональное. Эмоциональность зрительского восприятия задаёт фотограф. Отсюда и следует то главное, что должно быть в портрете, — реакция зрителя. Такой подход оправдывает любое формотворчество, делая критерием удачи или неудачи эмоциональное восприятие зрителя. Любые световые ухищрения, ракурсы и предпечатные технологии призваны создавать впечатление.

Фотография, которая называется «Террор», рассчитана на душевный отклик на угрозы, от которых цепенеет современный мир. История её началась с того, что в уличной грязи, на тротуаре, были подобраны очки без дужек с единственной разбитой линзой. Видать, их хорошо попинали. Воображение тут же нарисовало картину уличной драки (скорей всего кто-то просто случайно уронил очки, разбил их и подбирать уже не стал), затем перешло к обобщениям, и сам собой возник фотографический замысел.

«Скептик»

Съёмка сделана дома с использованием света от галогенной киловаттной лампы, направленной в потолок, и острого луча от диапроектора сзади. Важно было обозначить трещины на стекле очков, а скользящий световой блик еще больше усилил состояние тревоги и опасности. Это обобщающее, плакатное решение снимка. Фотограф, живущий в обществе, обязан в своём творчестве откликаться на его проблемы.

Эмоциональную окраску портрета определяет тот самый «решающий момент» — определение, которое ввёл в фотографический обиход А. Картье-Брессон.

Фотография «Скептик» снята на выставке. Оценить её можно по двум позициям. С одной стороны, характерологическая особенность пришедшего на выставку зрителя, с другой — оценка выставки этим зрителем. Но в любом случае это эмоционально окрашенный портрет плюс определенный момент съёмки. Прежде чем снять знакомого мне человека, я спросил его: «Ну, как тебе выставка?». Ответ на этот вопрос и запечатлен на снимке (цифровая камера Nikon 5400 с самодельной широкоугольной насадкой на объективе).

Главным критерием в съёмке портретов считается сходство изображения и снимаемой модели. Но постулат этот является определяющим в бытовой, официальной и заказной фотографии. В репортажной же и жанровой основным является передача эмоционального состояния человека, иногда даже в ущерб схожести. Например, снимая скептика широкоугольником, важно было передать пустоту выставочного зала, что подчёркивало и мимическую оценку выставки. Сам себе этот человек может и не понравиться на фотографии, но свою задачу фотограф успешно выполнил.

«Имеющий честь»

Равнодушное лицо на фотографии чаще всего оставляет равнодушным и зрителя. Это следует помнить тем, кто выставляет на всеобщее обозрение «красивые» портреты, на которых, как правило, и человека-то нет, только равнодушная гламурность, не вызывающая ответного чувства.

Пикассо, по словам фотографа Брассаи, говорил: «Несколько раз в жизни я подглядел в зеркало некие выражения собственного лица, которые я никогда не мог обнаружить в моих портретах, и, может быть, это самые правдивые из всех моих выражений».

Иногда, эмоциональность портрету задаёт сам фотограф известными ему приёмами и способами. Положение головы, движение рук, освещение — всё может работать на желаемый результат.

В творческом понимании фотография стоит в одном ряду с поэзией. Только вдохновение, поэтический настрой фотографа помогают мгновенно оценить предложенный жизнью образ. Да, художник связан технологией своей работы, но эта же технология даёт ему время на обдумывание, на возможность вносить коррективы, на бесконечное улучшение. Говорят, Леонардо де Винчи, написав «Джоконду», так и не отдал картину заказчику и до конца своих дней совершен­ствовал гениальное полотно. Фотографу же часто отводятся всего доли секунды, чтобы, как писал А. Картье-Брессон, «поставить на одну линию прицела голову, глаз и сердце».

«Детская больница»

Избитая истина гласит: глаза — зеркало души. Фотография «Имеющий честь» снята на поминальном митинге у памятника воинам, погибшим в Афганистане. Глаза офицера прикрыты веками. Ему не нужно, чтобы кто-то видел его рыдающую душу. Сейчас он наедине с теми, чьи имена бронзой сверкают на стеле, с теми, кого он знал, с кем шёл по линии жизни и смерти. Здесь эта работа выдернута из контекста репортажа и потому требует пояснений. Не всё то зеркало, что блестит, — перефразируем мы известный постулат и отметим, что эмоциональное состояние человека видно во всём его облике, что иногда при закрытых глазах душа видна даже лучше, она обнажена больше, чем при открытых.

Нередко в портрете эксплуатируется возвышенный эмоциональный порыв модели. Смеющиеся и улыбающиеся лица, динамичное движение — единственное, что хорошо видят многие фотографы. Здесь мы их даже и рассматривать не будем: они слишком мимолётны и поверхностны. Гораздо интереснее в своем творчестве проявить до зримости тонкие движения души.

Работа «Детская больница» там же и снята. Ближе всего к сердцу мы всегда принимаем детскую боль и тревогу. Ребёнок снят в потоке солнечного света, брызнувшем вдруг из окна. Невольное движение руки спрятало один глаз от слепящего света, а в другом так и осталось тревога и напряжённое ожидание встречи с доктором.

В портрете любого человека всегда виден и сам автор. Особенно это касается выставочных портретов и того, что вы предлагаете редакциям. Фотограф в своей работе следует за мимолётным движением собственной души, у него нет времени на то, чтобы оценить и признать разумом мгновение жизни: ему бы успеть организовать его в соответствии со строгими канонами формы, выражающей это мгновение. Душа же ищет созвучий. Она откликается только на то, что ей знакомо и близко. Только при высокой душевной организации вы способны будете ухватить моменты ускользающей реальности.

Комментарии

Александр
09.01.2011
0
Спасибо! Статья мне понравилось. Узнал для себя кое-что новое. Некоторые мысли, которые были до этого, приобрели более четкие формы.

Похожие статьи

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике
19 мая 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Sony Alpha 900: как группа Альфа снимала в заповеднике

Наш эксперт Андриан Колотилин, профессиональный фотограф, выехал в двухнедельную экспедицию для съемок в Полистовском заповеднике. Компания SONY для этой экспедиции предоставило обширный комплект фотоаппаратуры. Цифровая профессиональная камера Sony Alpha 900 и набор оптики способны реализовать любые задачи, возникающие перед фотографом дикой природы.

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…
10 сентября 2014
Советы

Сканограммы: для первых автопортретов голову на сканер приходилось класть, как на плаху…

Долгими зимними вечерами, когда за окном холодно и быстро темнеет, отчего на душе фотолюбителя становится сумрачно и грустно, одним из действенных способов поднятия настроения может стать занятие сканографией. Это относительно новое направление фотоискусства, в основе которого лежит создание светописных изображений, сделанных без участия фотоаппарата. Точнее, в роли фотоаппарата выступает любой планшетный сканер. Этот простой (с точки зрения его использования) электронный прибор отлично подходит для досуга и творческого самовыражения....

Я снимаю на Olympus. Софи Черных: в камере OM-D E-M1 изображение получается сразу немного пленочным и еще более живым
31 января 2015
Обзоры

Я снимаю на Olympus. Софи Черных: в камере OM-D E-M1 изображение получается сразу немного пленочным и еще более живым

В последнее время я решила дать себе передышку в фотосъемке концептуальных историй - снимать семейные портреты, а порой даже фешн стало интереснее. Все мы меняемся, и меняется ритм. Сейчас больше вдохновения ловится в настоящих и живых эмоциях. И особенно хорошо их получается ловить на камеру OM-D E-M1. Раньше много времени уходило на обработку фотографий. Все время пытаешься найти нужный цвет, а он не ловится в пространстве. Особенно я стремилась к пленочным цветам. Сейчас это стало легче, т. к в камере OM-D E-M1 есть встроенные цветовые профиля, изображение получается сразу немного пленочным и еще более живым. Нет той самой «серой цифры».

Форт-нокс для архива
31 октября 2017
Обзоры

Форт-нокс для архива

Что самое ценное для любого фотографа? Архив и сохранность данных. И хорошо, когда ты снимаешь в студии и можешь закинуть все свои фотографии на стационарный компьютер или сразу в облако. А что если ты где-то в дебрях, степях или пустынях без связи, да еще и в не самых лучших погодных условиях? А что если съемок так много, что просто невозможно взять с собой настолько много флешек, чтобы их все вместить? Да еще и отбор и обработку прямо в полевых условиях делать надо. В такой ситуации страшно не за камеру и даже не за себя. Страшно за жесткий диск с архивом.

Смартфон HONOR View 20
23 января 2019
Новости

Смартфон HONOR View 20

Бренд HONOR представляет новый флагманский смартфон HONOR View 20, открывающий пользователям доступ к передовым мобильным технологиям. На презентации новинки были продемонстрированы пять функций и технологий, впервые примененные в устройстве бренда. Среди них: камера с разрешением 48 МП, встроенная в экран фронтальная камера с разрешением 25 МП, 7-нм интеллектуальный процессор Kirin 980, тройная интеллектуальная Wi-Fi антенна и нанотекстурное покрытие с эффектом сияния.

Коррекция в Lab
28 ноября 2005
Обзоры

Коррекция в Lab

Слово «коррекция» возникает уже в лаборатории, куда счастливый человек приносит свои первые цифровые карточки. Увы, фотографии будут выглядеть совсем не так, как на домашнем мониторе... Появятся неожиданные оттенки, а большинство городских пейзажей окажется удручающе серым. Хорошо, если вам повезло с печатником, и он имеет врожденное чувство вкуса, а также достаточно времени, чтобы возиться с каждой фотографией.

Русские опять удивили. Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире
30 декабря 2014
Новости

Русские опять удивили. Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире

Фотография Андрея Чепакина из газеты «Невское время» признана самой «экстраординарной» в мире. Голландское издание NRC Handelsblad признало фотографию Андрея Чепакина из газеты «Невское время» одной из лучших в мире. В Топ-17 вошли также снимки представителей Франции, Китая, Великобритании, Турции, Дании и другие.

GENIUS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПАКТНУЮ СТЕРЕОСИСТЕМУ SP-J120
22 декабря 2015
Новости

GENIUS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПАКТНУЮ СТЕРЕОСИСТЕМУ SP-J120

Москва, 22 декабря 2015 года — Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет доступную акустическую стереосистему SP-J120 для настольных компьютеров, ноутбуков и мобильных устройств. Несмотря на скромные габариты и малый вес (469 г), эта модель способна обеспечить сбалансированный звук в фильмах и играх.

Компактная камера Sony Cyber-shot RX100 III - профессионал из кармана
16 мая 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot RX100 III - профессионал из кармана

Новое пополнение в семействе Cyber-shot™ RX100, столь любимом фотографами, которые ценят сочетание высокой производительности и портативности. Модель Cyber-shot™ RX100 III (DSC-RX100M3) в легком, стильном и прочном алюминиевым корпусе, который идеально подходит для путешествий, вобрала в себя все лучшее от своих предшественников. Усовершенствованный объектив и мощный процессор изображения дополнены выдвижным видоискателем OLED Tru-Finder™ с покрытием ZEISS® T* , набором улучшенных функций видеосъемки и ЖК-экраном, поворачивающимся на 180 градусов. И все это — в одной стильной камере с фиксированным объективом, которая легко помещается в карман.

Светофильтры
23 марта 2007
Обзоры

Светофильтры

Светофильтрами принято называть устройства, изменяющие состав света, проходящего через них. Кроме этого, в разряд фильтров принято включать и разнообразные оптические насадки на объектив, не являющиеся фильт­рами в строгом понимании этого слова: например, диффузионные насадки мягкого фокуса (soft-filter, soft-focus), разного рода насадки для получения спецэффектов (лучевые, призматиче­ские, дифракционные, линзы для макросъемки и т.