Дачный сезон

Еще не успеет сойти снег, а земля еще будет скована зимним ледяным панцирем, как уже потянутся вереницы нетерпеливых горожан к своим загородным участкам и дачам. Кому земля кормилица, кому отдохновение, для кого дача — летнее бытие, для кого — воскресный труд или отдых. Молчаливые весенние заботы сменят протяжные летние дни, наполненные радостной зеленью, гулом насекомых, детским гамом и болями в пояснице от бесконечных прополок.

Когда наступит новая зима и возделанную вами землю бережно укроет снежное покрывало, вы достанете альбом с фотографиями, снятыми по случаю на даче, и заново переживете теплые встречи, теплую радость от общения с детьми или внуками, теплый кусочек жизни длиною в лето.

Но фотографии, сделанные «по случаю» или «по поводу», чаще всего интересны только самим снимающим или снимающимся. Между тем, дача — отличный творческий полигон, где есть место всем жанрам, где простор самовыражению, где за лето можно выработать свою фотографическую сущность, определить пристрастия, научиться приемам и способам съемки.

ДАЧНЫЙ ПОРТРЕТ

Портретный жанр в фотографии делят обычно на три группы: официальный, неофициальный и репортажный. В западной терминологии репортажный портрет, снятый в ходе каких-то событий или просто вырванный из контекста жизни, называется детективным. На мой взгляд, в этом определении больше романтического флера, но русский язык так прочно связал слова «детективный» и «криминальный», что поневоле приходиться пользоваться определением репортажный портрет.

Говорить об официальном портрете в рамках этой статьи, конечно, не к месту. Дача с ее специфической жизнью напрочь лишена фотографических официальных отношений, здесь все просто и неофициально, здесь главная задача для фотографа — связать снимаемую персону с летом, передать впечатления и ощущения этой поры года.

Вряд ли стоит везти с собой на дачу сложное осветительное оборудование, здесь всегда под рукой неистощимый источник света — солнце. Оно может быть прямым, боковым, задним, высоким и низким, за легкими облаками и за тяжелыми тучами. И каждому положению небесного светила можно найти свое применение, свое соотношение света и тени, свою способность выразить характерологические особенности модели.

Резкий свет подчеркнет мужественность мужского лица, обозначит морщины и шрамы — этот рельеф прожитой жизни. Мягкий, рассеянный облаками свет хорош для девичьей нежной кожи. Контровое освещение обозначит полет и воздушность. В качестве подсветов можно использовать как лист белой бумаги, так и любую светоотражающую поверхность. Солнечный свет, пропущенный сквозь листву деревьев, разбитый на множество ярких бликов, обозначит радость детского бытия. Одним словом, вариантов освещения множество, надо только быть наблюдательным и запоминать, когда и отчего возникают необычные световые эффекты. А если иметь выносную вспышку с дистанционным управлением или на длинном синхрокабеле, то в сочетании с естественным освещением можно решить множество светотеневых задач.

Для портрета всегда важен фон. Резкий и пестрый фон портит портрет, отсюда правило — снимать с минимальной диафрагмой, с тем, чтобы размыть фон, лишить его деталировки. Поставьте или посадите модель в тень и экспонируйте по теням, тогда фон будет в пересвете и перестанет досаждать подробностями. Или посадите модель в дверном проеме дачного строения и экспонируйте по светам, тогда сумрак за дверным проемом превратится в черный бархатный фон. Именно так был сделан «русалочий» портрет, в котором полностью, на мой взгляд, реализованы особенности дачной съемки.

Портрет девочки хорошо демонстрирует особенности экспонирования по теням. Бочка стоит в легкой тени теплицы, лицо подсвечено водой, фон пересвечен, что создает некую иллюзию жаркого летнего марева. Отсутствие на лице классического светотеневого рисунка компенсируется необычностью сюжета. «Широкий угол» позволил включить портрет в окружающую среду, привязать к географии места.

Для портрета предпочтителен телеобъектив, но съемка объективами с широким съемочным углом всегда интересна. Следует только знать некоторые особенности такой съемки. При кадрировании нужно помещать лицо ближе к центру кадра с тем, чтобы свести к минимуму искажения, присущие широкоугольной оптике. Если по условиям съемки портретируемый находится на краю кадра, лицо его повернуто должно быть к центру. Иначе можно получить совершенно карикатурный портрет. Фону при такой съемке нужно уделять особое внимание. Он должен быть или неотъемлемой частью сюжета, или лаконичным и ненавязчивым. И поищите на своих камерах такие функции, как экспонометрическая коррекция и брекетинг. Не забудьте еще о принудительном включении встроенной вспышки, иногда эта функция бывает очень полезной.

Знание психологии совершенно обязательно для фотографа, занимающегося портретной съемкой.

— Роза, — сказал я, встретив ее на дачном проселке, — очень хочется снять ваш портрет.

— Да, — обрадовалась Роза. — Хорошо. Я только приведу себя в порядок.

Вернулась она неожиданно скоро в белой широкополой курортной шляпе, с наспех накрашенными губами и свежим маникюром на ногтях, отороченных черной земельной каймой.

Все было рассчитано точно. Я знал, что старая Роза сделает то, что я и хотел. Ее высокая женственность, пронесенная через всю жизнь, не могла ей позволить прийти к фотографу без макияжа.

Я посадил ее на скамеечку спиной к солнцу, и мы стали разговаривать. Она закурила и рассказала, что шляпу эту подарил ей кубинец в далеком 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве, советской делегаткой которого она была. И много еще о чем поговорили мы, пока я неспешно снимал.

Потом, на выставке, по зрительскому мнению, этот портрет был признан лучшим.

В этих заметках, быть может, мало конкретных рекомендаций, но все подробности портретной съемки можно найти во множественной фотографической литературе, я же считаю главным привить ту простую мысль, что фотографии нужно придумывать, как придумывает художник свои картины, что дачный сезон — прекрасное время и место для вашего творчества.

ДЕТИ НА ДАЧЕ

Ну, конечно, дети — это цветы жизни. Кто же спорит. Их на даче и снимают чаще всего в цветах. Этакая тавтология — цветы в цветах, а говоря языком искусствоведения, выработанный стереотип.

Дети — благодарнейший объект для съемок на даче. Главная ошибка снимающих состоит в том, что они ставят детей в статичную позу, под куст смородины или рядом с цветочной грядкой обязательно лицом к солнцу и удивляются потом, что это дети у них на фотографиях такие напряженные и прищуренные. Если постоянно «организовывать» съемку, у детей очень скоро вырабатывается условный рефлекс — увидев камеру, они тотчас встают в дежурную позу, и вывести их из этого состояния уже очень трудно.

Снимайте детей в их естественной жизни, не привлекая внимания ни к себе, ни к своей камере. Если вы поставили себе задачу снять репортаж о пребывании детей на даче, держите аппарат постоянно рядом и всегда готовым к съемке.

Говорить о съемке детей как о каком-то специальном или специфическом виде фотографирования могут только любители все теоретизировать, под все подводить словесную базу. Это обычная репортажная или жанровая съемка, в которой чуть больше динамики, чуть больше наблюдательности, чуть больше оперативности и намного больше любви.

Если у вас цифровой аппарат, используйте его уникальное достоинство — возможность оценить результат сразу после съемки. Снимайте много, особенно поначалу, с разных точек и в разных ракурсах, анализируйте, выбирайте лучшее и откладывайте в свою собственную фотографическую память. Это очень скоро научит вас предварительно визуально оценивать кадр и уже не тратить время на поиски точки съемки и выразительность сюжета.

Девочка прыгала на кроватной сетке, приспособленной под «батут». На ней всего-то на полметра подбрасывает, ну, если ноги поджать, еще сантиметров двадцать прибавится. А если снять это действо широкоугольным объективом, да с низкой точки, то уже вроде как к небесам улетает ребенок, и вдохновение полета живет в нем. Пройдут годы, девочка вырастет, но, глядя на эту фотографию, у нее по-прежнему будет захватывать дух.

ДАЧНЫЙ НАТЮРМОРТ

Снимать натюрморты на даче, как говорится, сам бог велел. Практически все — от предметов быта до того, что удалось вырастить на грядках, кустах и деревьях, — может стать выразительным средством вашего фотографического самовыражения. Натюрморт как никакой другой жанр определяет сущность фотографа. Это всегда тест на внутреннюю и внешнюю культуру, на понимание художественной композиции, на владение техническими приемами, на умение управлять светом.

Круг тем для натюрмортов неисчерпаем, выразительные средства необычайно разнообразны. Человеку, желающему приобщиться к миру высокого фотоискусства, обязательно нужно пройти школу натюрморта. Здесь простор для эксперимента, для постижения художественной классики, для концептуализма и всех прочих «измов» — художественных направлений, уже вошедших в теорию фотографии и тех, что вам еще предстоит открыть.

Эта статья не ставит своей задачей дать технические или художественные рекомендации по съемке натюрморта, это тема для специального материала. Подскажем только, что в композиционных упражнениях можно использовать правило деления снимка на три части, описанное Э. Митчелом. Правило гласит, что центр композиции должен располагаться в одной из четырех точек пересечения воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на три равные части по обоим направлениям. Это важное правило поможет вам быстрее освоить принципы композиционного построения снимка.

Другой важный совет: в качестве основного использовать контровое освещение, подсвечивая сюжет любыми подручными средствами. Такое световое решение в натюрморте всегда выигрышно. Проверьте это на практике. И не забудьте о световой кисти. Как ее сделать самому, рассказывалось в предыдущем номере журнала.

ЦВЕТЫ

От «цветов жизни» к цветам как ботаническому виду. Съемка цветов на даче — любимейшее занятие всех владельцев фотоаппаратов. Но результат съемки чаще всего разочаровывает. Цветок на фотографии перестает быть произведением искусства природы, исчезает живая нежность и трепетность, пьянящий аромат лета. Фотографии цветов в дачных альбомах смотрятся чаще всего как протокольное свидетельство земледельческих достижений.

Фотолюбителю, желающему освоить творческую съемку цветов, следует обратиться к поэзии, вспомнить такие понятия, как образ, метафора, впечатление. Отсюда вытекает, что для съемки цветов нужно постоянно искать новые способы выражения, новые приемы, новые технические решения.

В этих заметках можно обозначить только направление ваших поисков, рассказать о некоторых приемах творческой съемки цветов.

Соорудить световой стол для съемки цветов совсем не сложно. Нужно только стекло любых подходящих размеров да белый светоотражающий материал размером с ватманский лист А1. Стекло бережно положите между двух табуреток, стульев или двух сколоченных П-образных подставок. Светоотражающий материал кладется под стекло с большим провисанием. Сооружение ориентируется по солнцу так, чтобы световой поток максимально заполнил белый фон. Цветочная композиция выкладывается на стекле. Точка съемки вертикальная — сверху вниз. Для большего перепада яркостей между цветами и фоном на стекле можно устроить теневой экран. Все остальное — дело вашего вкуса и эстетических воззрений. Так были сняты купавки, собранные на ближайшей от дачи заболоченной поляне.

После некоторой тренировки можно научить цветы летать. Это так называемая съемка с проводкой.

Отметьте на дачном участке отдельно стоящие цветы. Дождитесь долгих летних сумерек. Теперь включите вспышку в режиме «по задней шторке». Экспокоррекцию установите на значение –2EV. Выдержка должна быть не меньше 1/30. Снимайте, вращая камеру вокруг оси объектива. Вспышка сделает цветок резким, фон останется смазанным. Можно делать продольную, вертикальную, диагональную или какую угодно другую проводку камерой. Думаю, что результаты покажутся вам интересными.

В темноте ночи, пользуясь выносной вспышкой, можно любой фотоаппарат научить делать мультисъемку. Длительная выдержка, смещение или перемещение камеры с одновременным принудительным включением вспышки помогут вам создавать фантастические ландшафтные композиции.

Простая наблюдательность поможет даже от дачной теплицы получить свой фотографический урожай. Укроп, прильнувший соцветием к полиэтиленовой пленке, и росное утро создали необычную картинку, мимо которой пройти я не мог. Режим макросъемки создал необходимый для восприятия масштаб.

Росное утро — вообще лучшее время для съемки цветов. Еще хорошо снимать цветы после дождя. Капельки воды, как драгоценная россыпь, украшают дивные творения природы. Но если дождя не предвидится, а цветок уже готов к съемке, имейте под рукой пульверизатор.

В современной фотографии главное, чему надо научиться, это умению думать. И видеть. Нынешняя аппаратура взяла на себя сложнейшие и тяжелейшие обязанности по техническому обеспечению съемки. Вам она оставила просторное поле для воображения, для творческого осмысления всего, что есть в живой и неживой природе. Ищите и обрящете.

Продолжение следует.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Лучшие AV-подарки
25 декабря 2006
Обзоры

Лучшие AV-подарки

НОВЕЙШИЙ LCD-телевизор HYUNDAI h-lcd4200 с диагональю экрана 42 дюйма  Престижная модель с диагональю экрана 42 дюйма станет флагманом линейки ЖК-телевизоров компании и первой моделью компании на ЖК-технологии с экраном такого размера. H-LCD4200 идеально подойдет для помещений большой площади, при этом рабочая поверхность экрана снабжена антибликовым покрытием, тем самым опасность появления на экране нежелательных бликов сведена к минимуму.

LG OLED Dual View Flat 55EH5C выходит на российский рынок
1 марта 2017
Новости

LG OLED Dual View Flat 55EH5C выходит на российский рынок

Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке двусторонний дисплей OLED Dual View Flat 55EH5C. Этот революционный дисплей станет флагманом новой линейки коммерческих OLED-дисплеев компании LG.

Audioengine B1 — новая жизнь вашей аудиосистемы!
12 августа 2014
Новости

Audioengine B1 — новая жизнь вашей аудиосистемы!

11 августа 2014, Москва – Компания Audioengine представила новый продукт — музыкальный приемник премиум-класса B1 Bluetooth®. В нем есть все, чтобы вас удивить по-настоящему: артX кодек, 24-бит ЦАП повышенной дискретизации и антенна расширенного диапазона.

SVEN выпускает микрофоны для караоке. Лейся, песня!
30 августа 2017
Новости

SVEN выпускает микрофоны для караоке. Лейся, песня!

В начале осени компания SVEN решила порадовать меломанов, которым мало просто слушать. Теперь с техникой SVEN любимые песни можно петь! Вокальные микрофоны MK-720 и MK-770 помогут вам проявить свои таланты, весело провести время и взбодрить соседей.

Будущее вне рамок: vivo официально представляет смартфон нового поколения NEX 3 в России
3 октября 2019
Новости

Будущее вне рамок: vivo официально представляет смартфон нового поколения NEX 3 в России

Компания vivo представила в России смартфон нового поколения NEX 3 на выставке интерактивных развлечений «ИгроМир 2019». На совместном стенде с известной мобильной игрой PUBG Mobile компания vivo рассказала про 4G-версию флагмана, которая c 18 октября 2019 года поступит в продажу в России. NEX 3 сочетает в себе последние прорывные инновации vivo и выводит новые стандарты для потребителей, которые находятся в постоянном поиске выдающихся возможностей смартфонов. Инновационный дизайн безрамочного дисплея Waterfall FullView™ и тройная камера выводят использование смартфона на новый уровень.

«Умные» наушники с микрофоном Mad Catz F.R.E.Q. M Wireless
11 февраля 2014
Новости

«Умные» наушники с микрофоном Mad Catz F.R.E.Q. M Wireless

Москва, 11 февраля 2014 года. — Компания Mad Catz, легендарный производитель периферии и аксессуаров для любителей цифровых развлечений, представляет универсальную гарнитуру F.R.E.Q. M. Wireless. Новинка обеспечивает прекрасное воспроизведение аудио, отличную передачу голоса и обладает рядом дополнительных функций, делающих ее особенно удобной и практичной. Одна из особенностей модели — интеллектуальная система, прерывающая воспроизведение аудио во время звонка на смартфон.

Смартфон Highscreen Explosion: первый бюджетник с четырьмя ядрами
13 марта 2013
Новости

Смартфон Highscreen Explosion: первый бюджетник с четырьмя ядрами

Highscreen Explosion – первый и пока что (насколько я знаю) единственный бюджетный Android-фон, оснащенный четырехъядерным процессором Exynos 4 Quad Core. В Samsung Galaxy SIII, как известно, установлен точно такой же процессор, однако стоимость «южнокорейца» составляет приблизительно 20 тысяч рублей, тогда как цена Highscreen Explosion – в районе 12 тысяч.

Компания ASUS представила в России устройства нового поколения Zenvolution
16 сентября 2016
Новости

Компания ASUS представила в России устройства нового поколения Zenvolution

Компания ASUS официально представила в России устройства нового поколения Zenvolution. В торжественной обстановке были представлены смартфоны третьего поколения ASUS ZenFone 3 (модели ASUS ZenFone 3 (ZE552KL, ZE520KL), ASUS ZenFone 3 Deluxe (ZS570KL), ASUS ZenFone 3 Ultra (ZU680KL), ASUS ZenFone 3 Laser (ZC551KL), ASUS ZenFone 3 Max (ZC520TL)), а также стильный ультратонкий и ультралегкий ноутбук ASUS ZenBook 3 (UX390), новые гибридные мобильные компьютеры ASUS Transformer 3 Pro (T303), ASUS Transformer 3 (T305) и ASUS ZenWatch 3, умные часы нового поколения под управлением операционной системы Android Wear.

Тест-драйв уникальных фотокамер и мастер-классы по экстремальной съемке: в Москве завершился праздник Nikon Day
19 ноября 2019
Новости

Тест-драйв уникальных фотокамер и мастер-классы по экстремальной съемке: в Москве завершился праздник Nikon Day

В Москве завершился третий ежегодный праздник Nikon Day, который посетило более 2 000 любителей фотографии. 17 ноября на территории лофт-шале Montblanc гости протестировали блестящую новинку – беззеркальную камеру Nikon Z 50 с первыми объективами серии NIKKOR Z формата DX, а также полнокадровые беззеркальные камеры Z 6 и Z 7 в разнообразных фотозонах. В бесплатном тест-драйве новинок от Nikon приняло участие более 200 посетителей.

Компактные камеры Sony Cyber-shot DSC-HX90 и DSC-WX500 обладают мощным зумом для путешествий
11 июня 2015
Новости

Компактные камеры Sony Cyber-shot DSC-HX90 и DSC-WX500 обладают мощным зумом для путешествий

Носите меньше, снимайте больше: две новых камеры Sony для путешественников помогут сохранить еще больше ярких впечатлений этого лета. Самые компактные в своем классе[ii], камеры Cyber-shot DSC-HX90 и DSC-WX500 ничуть не отстают от старших собратьев по качеству изображения, простоте управления и набору профессиональных функций.Обе камеры обеспечивают традиционное для продуктов Sony непревзойденное качество съемки, а сверхкомпактный размер и мощный зум делают их идеальным выбором для любителей путешествий.