Еще не успеет сойти снег, а земля еще будет скована зимним ледяным панцирем, как уже потянутся вереницы нетерпеливых горожан к своим загородным участкам и дачам. Кому земля кормилица, кому отдохновение, для кого дача — летнее бытие, для кого — воскресный труд или отдых. Молчаливые весенние заботы сменят протяжные летние дни, наполненные радостной зеленью, гулом насекомых, детским гамом и болями в пояснице от бесконечных прополок.
Когда наступит новая зима и возделанную вами землю бережно укроет снежное покрывало, вы достанете альбом с фотографиями, снятыми по случаю на даче, и заново переживете теплые встречи, теплую радость от общения с детьми или внуками, теплый кусочек жизни длиною в лето.
Но фотографии, сделанные «по случаю» или «по поводу», чаще всего интересны только самим снимающим или снимающимся. Между тем, дача — отличный творческий полигон, где есть место всем жанрам, где простор самовыражению, где за лето можно выработать свою фотографическую сущность, определить пристрастия, научиться приемам и способам съемки.
ДАЧНЫЙ ПОРТРЕТ
Портретный жанр в фотографии делят обычно на три группы: официальный, неофициальный и репортажный. В западной терминологии репортажный портрет, снятый в ходе каких-то событий или просто вырванный из контекста жизни, называется детективным. На мой взгляд, в этом определении больше романтического флера, но русский язык так прочно связал слова «детективный» и «криминальный», что поневоле приходиться пользоваться определением репортажный портрет.
Говорить об официальном портрете в рамках этой статьи, конечно, не к месту. Дача с ее специфической жизнью напрочь лишена фотографических официальных отношений, здесь все просто и неофициально, здесь главная задача для фотографа — связать снимаемую персону с летом, передать впечатления и ощущения этой поры года.
Вряд ли стоит везти с собой на дачу сложное осветительное оборудование, здесь всегда под рукой неистощимый источник света — солнце. Оно может быть прямым, боковым, задним, высоким и низким, за легкими облаками и за тяжелыми тучами. И каждому положению небесного светила можно найти свое применение, свое соотношение света и тени, свою способность выразить характерологические особенности модели.
Резкий свет подчеркнет мужественность мужского лица, обозначит морщины и шрамы — этот рельеф прожитой жизни. Мягкий, рассеянный облаками свет хорош для девичьей нежной кожи. Контровое освещение обозначит полет и воздушность. В качестве подсветов можно использовать как лист белой бумаги, так и любую светоотражающую поверхность. Солнечный свет, пропущенный сквозь листву деревьев, разбитый на множество ярких бликов, обозначит радость детского бытия. Одним словом, вариантов освещения множество, надо только быть наблюдательным и запоминать, когда и отчего возникают необычные световые эффекты. А если иметь выносную вспышку с дистанционным управлением или на длинном синхрокабеле, то в сочетании с естественным освещением можно решить множество светотеневых задач.
Для портрета всегда важен фон. Резкий и пестрый фон портит портрет, отсюда правило — снимать с минимальной диафрагмой, с тем, чтобы размыть фон, лишить его деталировки. Поставьте или посадите модель в тень и экспонируйте по теням, тогда фон будет в пересвете и перестанет досаждать подробностями. Или посадите модель в дверном проеме дачного строения и экспонируйте по светам, тогда сумрак за дверным проемом превратится в черный бархатный фон. Именно так был сделан «русалочий» портрет, в котором полностью, на мой взгляд, реализованы особенности дачной съемки.
Портрет девочки хорошо демонстрирует особенности экспонирования по теням. Бочка стоит в легкой тени теплицы, лицо подсвечено водой, фон пересвечен, что создает некую иллюзию жаркого летнего марева. Отсутствие на лице классического светотеневого рисунка компенсируется необычностью сюжета. «Широкий угол» позволил включить портрет в окружающую среду, привязать к географии места.
Для портрета предпочтителен телеобъектив, но съемка объективами с широким съемочным углом всегда интересна. Следует только знать некоторые особенности такой съемки. При кадрировании нужно помещать лицо ближе к центру кадра с тем, чтобы свести к минимуму искажения, присущие широкоугольной оптике. Если по условиям съемки портретируемый находится на краю кадра, лицо его повернуто должно быть к центру. Иначе можно получить совершенно карикатурный портрет. Фону при такой съемке нужно уделять особое внимание. Он должен быть или неотъемлемой частью сюжета, или лаконичным и ненавязчивым. И поищите на своих камерах такие функции, как экспонометрическая коррекция и брекетинг. Не забудьте еще о принудительном включении встроенной вспышки, иногда эта функция бывает очень полезной.
Знание психологии совершенно обязательно для фотографа, занимающегося портретной съемкой.
— Роза, — сказал я, встретив ее на дачном проселке, — очень хочется снять ваш портрет.
— Да, — обрадовалась Роза. — Хорошо. Я только приведу себя в порядок.
Вернулась она неожиданно скоро в белой широкополой курортной шляпе, с наспех накрашенными губами и свежим маникюром на ногтях, отороченных черной земельной каймой.
Все было рассчитано точно. Я знал, что старая Роза сделает то, что я и хотел. Ее высокая женственность, пронесенная через всю жизнь, не могла ей позволить прийти к фотографу без макияжа.
Я посадил ее на скамеечку спиной к солнцу, и мы стали разговаривать. Она закурила и рассказала, что шляпу эту подарил ей кубинец в далеком 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве, советской делегаткой которого она была. И много еще о чем поговорили мы, пока я неспешно снимал.
Потом, на выставке, по зрительскому мнению, этот портрет был признан лучшим.
В этих заметках, быть может, мало конкретных рекомендаций, но все подробности портретной съемки можно найти во множественной фотографической литературе, я же считаю главным привить ту простую мысль, что фотографии нужно придумывать, как придумывает художник свои картины, что дачный сезон — прекрасное время и место для вашего творчества.
ДЕТИ НА ДАЧЕ
Ну, конечно, дети — это цветы жизни. Кто же спорит. Их на даче и снимают чаще всего в цветах. Этакая тавтология — цветы в цветах, а говоря языком искусствоведения, выработанный стереотип.
Дети — благодарнейший объект для съемок на даче. Главная ошибка снимающих состоит в том, что они ставят детей в статичную позу, под куст смородины или рядом с цветочной грядкой обязательно лицом к солнцу и удивляются потом, что это дети у них на фотографиях такие напряженные и прищуренные. Если постоянно «организовывать» съемку, у детей очень скоро вырабатывается условный рефлекс — увидев камеру, они тотчас встают в дежурную позу, и вывести их из этого состояния уже очень трудно.
Снимайте детей в их естественной жизни, не привлекая внимания ни к себе, ни к своей камере. Если вы поставили себе задачу снять репортаж о пребывании детей на даче, держите аппарат постоянно рядом и всегда готовым к съемке.
Говорить о съемке детей как о каком-то специальном или специфическом виде фотографирования могут только любители все теоретизировать, под все подводить словесную базу. Это обычная репортажная или жанровая съемка, в которой чуть больше динамики, чуть больше наблюдательности, чуть больше оперативности и намного больше любви.
Если у вас цифровой аппарат, используйте его уникальное достоинство — возможность оценить результат сразу после съемки. Снимайте много, особенно поначалу, с разных точек и в разных ракурсах, анализируйте, выбирайте лучшее и откладывайте в свою собственную фотографическую память. Это очень скоро научит вас предварительно визуально оценивать кадр и уже не тратить время на поиски точки съемки и выразительность сюжета.
Девочка прыгала на кроватной сетке, приспособленной под «батут». На ней всего-то на полметра подбрасывает, ну, если ноги поджать, еще сантиметров двадцать прибавится. А если снять это действо широкоугольным объективом, да с низкой точки, то уже вроде как к небесам улетает ребенок, и вдохновение полета живет в нем. Пройдут годы, девочка вырастет, но, глядя на эту фотографию, у нее по-прежнему будет захватывать дух.
ДАЧНЫЙ НАТЮРМОРТ
Снимать натюрморты на даче, как говорится, сам бог велел. Практически все — от предметов быта до того, что удалось вырастить на грядках, кустах и деревьях, — может стать выразительным средством вашего фотографического самовыражения. Натюрморт как никакой другой жанр определяет сущность фотографа. Это всегда тест на внутреннюю и внешнюю культуру, на понимание художественной композиции, на владение техническими приемами, на умение управлять светом.
Круг тем для натюрмортов неисчерпаем, выразительные средства необычайно разнообразны. Человеку, желающему приобщиться к миру высокого фотоискусства, обязательно нужно пройти школу натюрморта. Здесь простор для эксперимента, для постижения художественной классики, для концептуализма и всех прочих «измов» — художественных направлений, уже вошедших в теорию фотографии и тех, что вам еще предстоит открыть.
Эта статья не ставит своей задачей дать технические или художественные рекомендации по съемке натюрморта, это тема для специального материала. Подскажем только, что в композиционных упражнениях можно использовать правило деления снимка на три части, описанное Э. Митчелом. Правило гласит, что центр композиции должен располагаться в одной из четырех точек пересечения воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на три равные части по обоим направлениям. Это важное правило поможет вам быстрее освоить принципы композиционного построения снимка.
Другой важный совет: в качестве основного использовать контровое освещение, подсвечивая сюжет любыми подручными средствами. Такое световое решение в натюрморте всегда выигрышно. Проверьте это на практике. И не забудьте о световой кисти. Как ее сделать самому, рассказывалось в предыдущем номере журнала.
ЦВЕТЫ
От «цветов жизни» к цветам как ботаническому виду. Съемка цветов на даче — любимейшее занятие всех владельцев фотоаппаратов. Но результат съемки чаще всего разочаровывает. Цветок на фотографии перестает быть произведением искусства природы, исчезает живая нежность и трепетность, пьянящий аромат лета. Фотографии цветов в дачных альбомах смотрятся чаще всего как протокольное свидетельство земледельческих достижений.
Фотолюбителю, желающему освоить творческую съемку цветов, следует обратиться к поэзии, вспомнить такие понятия, как образ, метафора, впечатление. Отсюда вытекает, что для съемки цветов нужно постоянно искать новые способы выражения, новые приемы, новые технические решения.
В этих заметках можно обозначить только направление ваших поисков, рассказать о некоторых приемах творческой съемки цветов.
Соорудить световой стол для съемки цветов совсем не сложно. Нужно только стекло любых подходящих размеров да белый светоотражающий материал размером с ватманский лист А1. Стекло бережно положите между двух табуреток, стульев или двух сколоченных П-образных подставок. Светоотражающий материал кладется под стекло с большим провисанием. Сооружение ориентируется по солнцу так, чтобы световой поток максимально заполнил белый фон. Цветочная композиция выкладывается на стекле. Точка съемки вертикальная — сверху вниз. Для большего перепада яркостей между цветами и фоном на стекле можно устроить теневой экран. Все остальное — дело вашего вкуса и эстетических воззрений. Так были сняты купавки, собранные на ближайшей от дачи заболоченной поляне.
После некоторой тренировки можно научить цветы летать. Это так называемая съемка с проводкой.
Отметьте на дачном участке отдельно стоящие цветы. Дождитесь долгих летних сумерек. Теперь включите вспышку в режиме «по задней шторке». Экспокоррекцию установите на значение –2EV. Выдержка должна быть не меньше 1/30. Снимайте, вращая камеру вокруг оси объектива. Вспышка сделает цветок резким, фон останется смазанным. Можно делать продольную, вертикальную, диагональную или какую угодно другую проводку камерой. Думаю, что результаты покажутся вам интересными.
В темноте ночи, пользуясь выносной вспышкой, можно любой фотоаппарат научить делать мультисъемку. Длительная выдержка, смещение или перемещение камеры с одновременным принудительным включением вспышки помогут вам создавать фантастические ландшафтные композиции.
Простая наблюдательность поможет даже от дачной теплицы получить свой фотографический урожай. Укроп, прильнувший соцветием к полиэтиленовой пленке, и росное утро создали необычную картинку, мимо которой пройти я не мог. Режим макросъемки создал необходимый для восприятия масштаб.
Росное утро — вообще лучшее время для съемки цветов. Еще хорошо снимать цветы после дождя. Капельки воды, как драгоценная россыпь, украшают дивные творения природы. Но если дождя не предвидится, а цветок уже готов к съемке, имейте под рукой пульверизатор.
В современной фотографии главное, чему надо научиться, это умению думать. И видеть. Нынешняя аппаратура взяла на себя сложнейшие и тяжелейшие обязанности по техническому обеспечению съемки. Вам она оставила просторное поле для воображения, для творческого осмысления всего, что есть в живой и неживой природе. Ищите и обрящете.
Продолжение следует.
Комментарии