Дачный сезон

Еще не успеет сойти снег, а земля еще будет скована зимним ледяным панцирем, как уже потянутся вереницы нетерпеливых горожан к своим загородным участкам и дачам. Кому земля кормилица, кому отдохновение, для кого дача — летнее бытие, для кого — воскресный труд или отдых. Молчаливые весенние заботы сменят протяжные летние дни, наполненные радостной зеленью, гулом насекомых, детским гамом и болями в пояснице от бесконечных прополок.

Когда наступит новая зима и возделанную вами землю бережно укроет снежное покрывало, вы достанете альбом с фотографиями, снятыми по случаю на даче, и заново переживете теплые встречи, теплую радость от общения с детьми или внуками, теплый кусочек жизни длиною в лето.

Но фотографии, сделанные «по случаю» или «по поводу», чаще всего интересны только самим снимающим или снимающимся. Между тем, дача — отличный творческий полигон, где есть место всем жанрам, где простор самовыражению, где за лето можно выработать свою фотографическую сущность, определить пристрастия, научиться приемам и способам съемки.

ДАЧНЫЙ ПОРТРЕТ

Портретный жанр в фотографии делят обычно на три группы: официальный, неофициальный и репортажный. В западной терминологии репортажный портрет, снятый в ходе каких-то событий или просто вырванный из контекста жизни, называется детективным. На мой взгляд, в этом определении больше романтического флера, но русский язык так прочно связал слова «детективный» и «криминальный», что поневоле приходиться пользоваться определением репортажный портрет.

Говорить об официальном портрете в рамках этой статьи, конечно, не к месту. Дача с ее специфической жизнью напрочь лишена фотографических официальных отношений, здесь все просто и неофициально, здесь главная задача для фотографа — связать снимаемую персону с летом, передать впечатления и ощущения этой поры года.

Вряд ли стоит везти с собой на дачу сложное осветительное оборудование, здесь всегда под рукой неистощимый источник света — солнце. Оно может быть прямым, боковым, задним, высоким и низким, за легкими облаками и за тяжелыми тучами. И каждому положению небесного светила можно найти свое применение, свое соотношение света и тени, свою способность выразить характерологические особенности модели.

Резкий свет подчеркнет мужественность мужского лица, обозначит морщины и шрамы — этот рельеф прожитой жизни. Мягкий, рассеянный облаками свет хорош для девичьей нежной кожи. Контровое освещение обозначит полет и воздушность. В качестве подсветов можно использовать как лист белой бумаги, так и любую светоотражающую поверхность. Солнечный свет, пропущенный сквозь листву деревьев, разбитый на множество ярких бликов, обозначит радость детского бытия. Одним словом, вариантов освещения множество, надо только быть наблюдательным и запоминать, когда и отчего возникают необычные световые эффекты. А если иметь выносную вспышку с дистанционным управлением или на длинном синхрокабеле, то в сочетании с естественным освещением можно решить множество светотеневых задач.

Для портрета всегда важен фон. Резкий и пестрый фон портит портрет, отсюда правило — снимать с минимальной диафрагмой, с тем, чтобы размыть фон, лишить его деталировки. Поставьте или посадите модель в тень и экспонируйте по теням, тогда фон будет в пересвете и перестанет досаждать подробностями. Или посадите модель в дверном проеме дачного строения и экспонируйте по светам, тогда сумрак за дверным проемом превратится в черный бархатный фон. Именно так был сделан «русалочий» портрет, в котором полностью, на мой взгляд, реализованы особенности дачной съемки.

Портрет девочки хорошо демонстрирует особенности экспонирования по теням. Бочка стоит в легкой тени теплицы, лицо подсвечено водой, фон пересвечен, что создает некую иллюзию жаркого летнего марева. Отсутствие на лице классического светотеневого рисунка компенсируется необычностью сюжета. «Широкий угол» позволил включить портрет в окружающую среду, привязать к географии места.

Для портрета предпочтителен телеобъектив, но съемка объективами с широким съемочным углом всегда интересна. Следует только знать некоторые особенности такой съемки. При кадрировании нужно помещать лицо ближе к центру кадра с тем, чтобы свести к минимуму искажения, присущие широкоугольной оптике. Если по условиям съемки портретируемый находится на краю кадра, лицо его повернуто должно быть к центру. Иначе можно получить совершенно карикатурный портрет. Фону при такой съемке нужно уделять особое внимание. Он должен быть или неотъемлемой частью сюжета, или лаконичным и ненавязчивым. И поищите на своих камерах такие функции, как экспонометрическая коррекция и брекетинг. Не забудьте еще о принудительном включении встроенной вспышки, иногда эта функция бывает очень полезной.

Знание психологии совершенно обязательно для фотографа, занимающегося портретной съемкой.

— Роза, — сказал я, встретив ее на дачном проселке, — очень хочется снять ваш портрет.

— Да, — обрадовалась Роза. — Хорошо. Я только приведу себя в порядок.

Вернулась она неожиданно скоро в белой широкополой курортной шляпе, с наспех накрашенными губами и свежим маникюром на ногтях, отороченных черной земельной каймой.

Все было рассчитано точно. Я знал, что старая Роза сделает то, что я и хотел. Ее высокая женственность, пронесенная через всю жизнь, не могла ей позволить прийти к фотографу без макияжа.

Я посадил ее на скамеечку спиной к солнцу, и мы стали разговаривать. Она закурила и рассказала, что шляпу эту подарил ей кубинец в далеком 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве, советской делегаткой которого она была. И много еще о чем поговорили мы, пока я неспешно снимал.

Потом, на выставке, по зрительскому мнению, этот портрет был признан лучшим.

В этих заметках, быть может, мало конкретных рекомендаций, но все подробности портретной съемки можно найти во множественной фотографической литературе, я же считаю главным привить ту простую мысль, что фотографии нужно придумывать, как придумывает художник свои картины, что дачный сезон — прекрасное время и место для вашего творчества.

ДЕТИ НА ДАЧЕ

Ну, конечно, дети — это цветы жизни. Кто же спорит. Их на даче и снимают чаще всего в цветах. Этакая тавтология — цветы в цветах, а говоря языком искусствоведения, выработанный стереотип.

Дети — благодарнейший объект для съемок на даче. Главная ошибка снимающих состоит в том, что они ставят детей в статичную позу, под куст смородины или рядом с цветочной грядкой обязательно лицом к солнцу и удивляются потом, что это дети у них на фотографиях такие напряженные и прищуренные. Если постоянно «организовывать» съемку, у детей очень скоро вырабатывается условный рефлекс — увидев камеру, они тотчас встают в дежурную позу, и вывести их из этого состояния уже очень трудно.

Снимайте детей в их естественной жизни, не привлекая внимания ни к себе, ни к своей камере. Если вы поставили себе задачу снять репортаж о пребывании детей на даче, держите аппарат постоянно рядом и всегда готовым к съемке.

Говорить о съемке детей как о каком-то специальном или специфическом виде фотографирования могут только любители все теоретизировать, под все подводить словесную базу. Это обычная репортажная или жанровая съемка, в которой чуть больше динамики, чуть больше наблюдательности, чуть больше оперативности и намного больше любви.

Если у вас цифровой аппарат, используйте его уникальное достоинство — возможность оценить результат сразу после съемки. Снимайте много, особенно поначалу, с разных точек и в разных ракурсах, анализируйте, выбирайте лучшее и откладывайте в свою собственную фотографическую память. Это очень скоро научит вас предварительно визуально оценивать кадр и уже не тратить время на поиски точки съемки и выразительность сюжета.

Девочка прыгала на кроватной сетке, приспособленной под «батут». На ней всего-то на полметра подбрасывает, ну, если ноги поджать, еще сантиметров двадцать прибавится. А если снять это действо широкоугольным объективом, да с низкой точки, то уже вроде как к небесам улетает ребенок, и вдохновение полета живет в нем. Пройдут годы, девочка вырастет, но, глядя на эту фотографию, у нее по-прежнему будет захватывать дух.

ДАЧНЫЙ НАТЮРМОРТ

Снимать натюрморты на даче, как говорится, сам бог велел. Практически все — от предметов быта до того, что удалось вырастить на грядках, кустах и деревьях, — может стать выразительным средством вашего фотографического самовыражения. Натюрморт как никакой другой жанр определяет сущность фотографа. Это всегда тест на внутреннюю и внешнюю культуру, на понимание художественной композиции, на владение техническими приемами, на умение управлять светом.

Круг тем для натюрмортов неисчерпаем, выразительные средства необычайно разнообразны. Человеку, желающему приобщиться к миру высокого фотоискусства, обязательно нужно пройти школу натюрморта. Здесь простор для эксперимента, для постижения художественной классики, для концептуализма и всех прочих «измов» — художественных направлений, уже вошедших в теорию фотографии и тех, что вам еще предстоит открыть.

Эта статья не ставит своей задачей дать технические или художественные рекомендации по съемке натюрморта, это тема для специального материала. Подскажем только, что в композиционных упражнениях можно использовать правило деления снимка на три части, описанное Э. Митчелом. Правило гласит, что центр композиции должен располагаться в одной из четырех точек пересечения воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на три равные части по обоим направлениям. Это важное правило поможет вам быстрее освоить принципы композиционного построения снимка.

Другой важный совет: в качестве основного использовать контровое освещение, подсвечивая сюжет любыми подручными средствами. Такое световое решение в натюрморте всегда выигрышно. Проверьте это на практике. И не забудьте о световой кисти. Как ее сделать самому, рассказывалось в предыдущем номере журнала.

ЦВЕТЫ

От «цветов жизни» к цветам как ботаническому виду. Съемка цветов на даче — любимейшее занятие всех владельцев фотоаппаратов. Но результат съемки чаще всего разочаровывает. Цветок на фотографии перестает быть произведением искусства природы, исчезает живая нежность и трепетность, пьянящий аромат лета. Фотографии цветов в дачных альбомах смотрятся чаще всего как протокольное свидетельство земледельческих достижений.

Фотолюбителю, желающему освоить творческую съемку цветов, следует обратиться к поэзии, вспомнить такие понятия, как образ, метафора, впечатление. Отсюда вытекает, что для съемки цветов нужно постоянно искать новые способы выражения, новые приемы, новые технические решения.

В этих заметках можно обозначить только направление ваших поисков, рассказать о некоторых приемах творческой съемки цветов.

Соорудить световой стол для съемки цветов совсем не сложно. Нужно только стекло любых подходящих размеров да белый светоотражающий материал размером с ватманский лист А1. Стекло бережно положите между двух табуреток, стульев или двух сколоченных П-образных подставок. Светоотражающий материал кладется под стекло с большим провисанием. Сооружение ориентируется по солнцу так, чтобы световой поток максимально заполнил белый фон. Цветочная композиция выкладывается на стекле. Точка съемки вертикальная — сверху вниз. Для большего перепада яркостей между цветами и фоном на стекле можно устроить теневой экран. Все остальное — дело вашего вкуса и эстетических воззрений. Так были сняты купавки, собранные на ближайшей от дачи заболоченной поляне.

После некоторой тренировки можно научить цветы летать. Это так называемая съемка с проводкой.

Отметьте на дачном участке отдельно стоящие цветы. Дождитесь долгих летних сумерек. Теперь включите вспышку в режиме «по задней шторке». Экспокоррекцию установите на значение –2EV. Выдержка должна быть не меньше 1/30. Снимайте, вращая камеру вокруг оси объектива. Вспышка сделает цветок резким, фон останется смазанным. Можно делать продольную, вертикальную, диагональную или какую угодно другую проводку камерой. Думаю, что результаты покажутся вам интересными.

В темноте ночи, пользуясь выносной вспышкой, можно любой фотоаппарат научить делать мультисъемку. Длительная выдержка, смещение или перемещение камеры с одновременным принудительным включением вспышки помогут вам создавать фантастические ландшафтные композиции.

Простая наблюдательность поможет даже от дачной теплицы получить свой фотографический урожай. Укроп, прильнувший соцветием к полиэтиленовой пленке, и росное утро создали необычную картинку, мимо которой пройти я не мог. Режим макросъемки создал необходимый для восприятия масштаб.

Росное утро — вообще лучшее время для съемки цветов. Еще хорошо снимать цветы после дождя. Капельки воды, как драгоценная россыпь, украшают дивные творения природы. Но если дождя не предвидится, а цветок уже готов к съемке, имейте под рукой пульверизатор.

В современной фотографии главное, чему надо научиться, это умению думать. И видеть. Нынешняя аппаратура взяла на себя сложнейшие и тяжелейшие обязанности по техническому обеспечению съемки. Вам она оставила просторное поле для воображения, для творческого осмысления всего, что есть в живой и неживой природе. Ищите и обрящете.

Продолжение следует.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Флагман-смартфон LG G2 уже в России: все кнопки у новинки на «обратной стороне Луны»
23 августа 2013
Новости

Флагман-смартфон LG G2 уже в России: все кнопки у новинки на «обратной стороне Луны»

Компания LG Electronics (LG) сегодня представила свой новейший флагманский смартфон LG G2, первый смартфон в новой серии премиальных устройств «G», воплощающей стремление LG внедрять инновации, ориентированные на пользователей. Созданный на основе изучения компанией LG стиля жизни и предпочтений пользователей, смартфон предоставляет ряд преимуществ, ценных в повседневной жизни, таких как эргономичный дизайн, удобные практичные функции и интуитивно понятный интерфейс.

Фигура в интерьере
27 июня 2005
Обзоры

Фигура в интерьере

В коридоре Получив образование и начав свою творческую судьбу в Германии, Настя Хорошилова причастна феномену, который критики удачно определили как «постдиаспора». Речь идет о художниках, которые, профессионально сложившись и работая за границей, чувствуют себя органичной частью интернациональной сцены и не причисляют себя к эмигрантам.

Делаем монокль
31 декабря 2003
Обзоры

Делаем монокль

Монокль, или одиночная положительная линза-объектив, всегда пользовался повышенным интересом у фотографов и продвинутых фотолюбителей. Размытость, «пикториальность» рисунка придает фотографиям, снятым моноклем, особую привлекательность. Монокль делает зримым воздух: изображение как бы повисает в среде света, волнуя воображение своей недосказанностью.

Журнал Фото&Техника: свежий номер, въедливые тесты и новый дизайн
7 апреля 2012
Новости

Журнал Фото&Техника: свежий номер, въедливые тесты и новый дизайн

10 апреля поступит в продажу весенний номер журнала "Потребитель. Фото&Техника". ТЕСТЫ НОМЕРА: Nikon D4 — тест флагмана линейки профессиональных зеркальных фотокамер Nikon. Sony NEX-7 — тест самой продвинутой компактной камеры со сменной оптикой. Сanon PowerShot GX1 — тест первой компактной камеры с большой матрицей. Nikon 1v — тест компактной камеры со сменной оптикой — старшей модели Nikon. Sony DSC-WX50 — тест компактной камеры размером с кредитную карту.

Phottix выпустила радиосинхронизатор Odin II TTL для камер Pentax
2 марта 2018
Новости

Phottix выпустила радиосинхронизатор Odin II TTL для камер Pentax

Новый синхронизатор был разработан Phottix в сотрудничестве с инженерами Pentax и протестирован на среднеформатной камере 645Z и флагманской K-1, устройство также будет совместимо с моделями K-5 и K-7. Используя специально разработанную прошивку, Odin II позволит управлять студийными моноблоком Phottix Indra TTL и вспышками Juno, а также будет совместим с приемниками радиосинхранизаторов Strato II, Atlas II и Ares II.

BSI CMOS сенсор с глобальным затвором от Sony
7 мая 2018
Новости

BSI CMOS сенсор с глобальным затвором от Sony

Sony разработала CMOS сенсор с обратной подсветкой, который может считывать каждый пиксель одновременно, делая возможным реализацию глобального затвора. Несмотря на то, что датчик имеет разрешение 1,46 миллиона пикселей, развивающаяся технология обладает значительным потенциалом.

Анонс беззеркальной камеры Nikon может состояться в марте 2018 года
7 января 2018
Новости

Анонс беззеркальной камеры Nikon может состояться в марте 2018 года

Информация об этом появилась на странице ветерана фотографии и профессионала в области фотокамер Nikon – Тома Хогана. Это не первый раз, когда Том публикует пост в начале года, в котором содержится много прогнозов, связанных с Nikon. В большинстве случаях эти прогнозы всегда сбывались.

Adobe выпускает «крупное обновление» для профилей камеры в ACR и Lightroom
4 апреля 2018
Новости

Adobe выпускает «крупное обновление» для профилей камеры в ACR и Lightroom

Adobe выпустила крупное обновление для Camera Profiles (теперь известное как «Профили») в Adobe Camera Raw (ACR), Lightroom Classic CC, Lightroom CC и обеих версиях Lightroom Mobile. Обновление включает шесть новых профилей Adobe RAW, более 40 новых творческих профилей (Creative profiles), новый браузер профилей и множество новых функций и улучшений при работе с программой как на мобильных устройствах, так и на настольных компьютерах.

Премьера от Premier
23 марта 2007
Новости

Премьера от Premier

Premier Image Technology Corp. (основан на Тайване в 1983 г.) — крупнейший мировой разработчик и OEM-производитель цифровых камер, производимых под самыми популярными американскими и японскими торговыми марками (в числе которых Hewlett-Packard, Olympus, Pentax, Sony). Компания также поставляет продукцию в страны Европы, Азии, Среднего Востока.

Фотоконкурс Epson: объявляем победителей номинации «Человек»
31 мая 2018
Новости

Фотоконкурс Epson: объявляем победителей номинации «Человек»

Куратором этого этапа является профессиональный фоттограф Олег Зотов, работы которого можно увидеть на страницах и обложках самых известных журналов мира — от MAXIM до Vogue Italia. В свой шорт-лист он отобрал порядка 80 фотографий, присланных на конкурс. Выбрать победителей было нелегко, так как призового места заслуживали практически все авторы, но лучшими оказались работы Андрея Шарапова, Евгения Жиляева и Виталия Новикова.