Дачный сезон

Еще не успеет сойти снег, а земля еще будет скована зимним ледяным панцирем, как уже потянутся вереницы нетерпеливых горожан к своим загородным участкам и дачам. Кому земля кормилица, кому отдохновение, для кого дача — летнее бытие, для кого — воскресный труд или отдых. Молчаливые весенние заботы сменят протяжные летние дни, наполненные радостной зеленью, гулом насекомых, детским гамом и болями в пояснице от бесконечных прополок.

Когда наступит новая зима и возделанную вами землю бережно укроет снежное покрывало, вы достанете альбом с фотографиями, снятыми по случаю на даче, и заново переживете теплые встречи, теплую радость от общения с детьми или внуками, теплый кусочек жизни длиною в лето.

Но фотографии, сделанные «по случаю» или «по поводу», чаще всего интересны только самим снимающим или снимающимся. Между тем, дача — отличный творческий полигон, где есть место всем жанрам, где простор самовыражению, где за лето можно выработать свою фотографическую сущность, определить пристрастия, научиться приемам и способам съемки.

ДАЧНЫЙ ПОРТРЕТ

Портретный жанр в фотографии делят обычно на три группы: официальный, неофициальный и репортажный. В западной терминологии репортажный портрет, снятый в ходе каких-то событий или просто вырванный из контекста жизни, называется детективным. На мой взгляд, в этом определении больше романтического флера, но русский язык так прочно связал слова «детективный» и «криминальный», что поневоле приходиться пользоваться определением репортажный портрет.

Говорить об официальном портрете в рамках этой статьи, конечно, не к месту. Дача с ее специфической жизнью напрочь лишена фотографических официальных отношений, здесь все просто и неофициально, здесь главная задача для фотографа — связать снимаемую персону с летом, передать впечатления и ощущения этой поры года.

Вряд ли стоит везти с собой на дачу сложное осветительное оборудование, здесь всегда под рукой неистощимый источник света — солнце. Оно может быть прямым, боковым, задним, высоким и низким, за легкими облаками и за тяжелыми тучами. И каждому положению небесного светила можно найти свое применение, свое соотношение света и тени, свою способность выразить характерологические особенности модели.

Резкий свет подчеркнет мужественность мужского лица, обозначит морщины и шрамы — этот рельеф прожитой жизни. Мягкий, рассеянный облаками свет хорош для девичьей нежной кожи. Контровое освещение обозначит полет и воздушность. В качестве подсветов можно использовать как лист белой бумаги, так и любую светоотражающую поверхность. Солнечный свет, пропущенный сквозь листву деревьев, разбитый на множество ярких бликов, обозначит радость детского бытия. Одним словом, вариантов освещения множество, надо только быть наблюдательным и запоминать, когда и отчего возникают необычные световые эффекты. А если иметь выносную вспышку с дистанционным управлением или на длинном синхрокабеле, то в сочетании с естественным освещением можно решить множество светотеневых задач.

Для портрета всегда важен фон. Резкий и пестрый фон портит портрет, отсюда правило — снимать с минимальной диафрагмой, с тем, чтобы размыть фон, лишить его деталировки. Поставьте или посадите модель в тень и экспонируйте по теням, тогда фон будет в пересвете и перестанет досаждать подробностями. Или посадите модель в дверном проеме дачного строения и экспонируйте по светам, тогда сумрак за дверным проемом превратится в черный бархатный фон. Именно так был сделан «русалочий» портрет, в котором полностью, на мой взгляд, реализованы особенности дачной съемки.

Портрет девочки хорошо демонстрирует особенности экспонирования по теням. Бочка стоит в легкой тени теплицы, лицо подсвечено водой, фон пересвечен, что создает некую иллюзию жаркого летнего марева. Отсутствие на лице классического светотеневого рисунка компенсируется необычностью сюжета. «Широкий угол» позволил включить портрет в окружающую среду, привязать к географии места.

Для портрета предпочтителен телеобъектив, но съемка объективами с широким съемочным углом всегда интересна. Следует только знать некоторые особенности такой съемки. При кадрировании нужно помещать лицо ближе к центру кадра с тем, чтобы свести к минимуму искажения, присущие широкоугольной оптике. Если по условиям съемки портретируемый находится на краю кадра, лицо его повернуто должно быть к центру. Иначе можно получить совершенно карикатурный портрет. Фону при такой съемке нужно уделять особое внимание. Он должен быть или неотъемлемой частью сюжета, или лаконичным и ненавязчивым. И поищите на своих камерах такие функции, как экспонометрическая коррекция и брекетинг. Не забудьте еще о принудительном включении встроенной вспышки, иногда эта функция бывает очень полезной.

Знание психологии совершенно обязательно для фотографа, занимающегося портретной съемкой.

— Роза, — сказал я, встретив ее на дачном проселке, — очень хочется снять ваш портрет.

— Да, — обрадовалась Роза. — Хорошо. Я только приведу себя в порядок.

Вернулась она неожиданно скоро в белой широкополой курортной шляпе, с наспех накрашенными губами и свежим маникюром на ногтях, отороченных черной земельной каймой.

Все было рассчитано точно. Я знал, что старая Роза сделает то, что я и хотел. Ее высокая женственность, пронесенная через всю жизнь, не могла ей позволить прийти к фотографу без макияжа.

Я посадил ее на скамеечку спиной к солнцу, и мы стали разговаривать. Она закурила и рассказала, что шляпу эту подарил ей кубинец в далеком 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве, советской делегаткой которого она была. И много еще о чем поговорили мы, пока я неспешно снимал.

Потом, на выставке, по зрительскому мнению, этот портрет был признан лучшим.

В этих заметках, быть может, мало конкретных рекомендаций, но все подробности портретной съемки можно найти во множественной фотографической литературе, я же считаю главным привить ту простую мысль, что фотографии нужно придумывать, как придумывает художник свои картины, что дачный сезон — прекрасное время и место для вашего творчества.

ДЕТИ НА ДАЧЕ

Ну, конечно, дети — это цветы жизни. Кто же спорит. Их на даче и снимают чаще всего в цветах. Этакая тавтология — цветы в цветах, а говоря языком искусствоведения, выработанный стереотип.

Дети — благодарнейший объект для съемок на даче. Главная ошибка снимающих состоит в том, что они ставят детей в статичную позу, под куст смородины или рядом с цветочной грядкой обязательно лицом к солнцу и удивляются потом, что это дети у них на фотографиях такие напряженные и прищуренные. Если постоянно «организовывать» съемку, у детей очень скоро вырабатывается условный рефлекс — увидев камеру, они тотчас встают в дежурную позу, и вывести их из этого состояния уже очень трудно.

Снимайте детей в их естественной жизни, не привлекая внимания ни к себе, ни к своей камере. Если вы поставили себе задачу снять репортаж о пребывании детей на даче, держите аппарат постоянно рядом и всегда готовым к съемке.

Говорить о съемке детей как о каком-то специальном или специфическом виде фотографирования могут только любители все теоретизировать, под все подводить словесную базу. Это обычная репортажная или жанровая съемка, в которой чуть больше динамики, чуть больше наблюдательности, чуть больше оперативности и намного больше любви.

Если у вас цифровой аппарат, используйте его уникальное достоинство — возможность оценить результат сразу после съемки. Снимайте много, особенно поначалу, с разных точек и в разных ракурсах, анализируйте, выбирайте лучшее и откладывайте в свою собственную фотографическую память. Это очень скоро научит вас предварительно визуально оценивать кадр и уже не тратить время на поиски точки съемки и выразительность сюжета.

Девочка прыгала на кроватной сетке, приспособленной под «батут». На ней всего-то на полметра подбрасывает, ну, если ноги поджать, еще сантиметров двадцать прибавится. А если снять это действо широкоугольным объективом, да с низкой точки, то уже вроде как к небесам улетает ребенок, и вдохновение полета живет в нем. Пройдут годы, девочка вырастет, но, глядя на эту фотографию, у нее по-прежнему будет захватывать дух.

ДАЧНЫЙ НАТЮРМОРТ

Снимать натюрморты на даче, как говорится, сам бог велел. Практически все — от предметов быта до того, что удалось вырастить на грядках, кустах и деревьях, — может стать выразительным средством вашего фотографического самовыражения. Натюрморт как никакой другой жанр определяет сущность фотографа. Это всегда тест на внутреннюю и внешнюю культуру, на понимание художественной композиции, на владение техническими приемами, на умение управлять светом.

Круг тем для натюрмортов неисчерпаем, выразительные средства необычайно разнообразны. Человеку, желающему приобщиться к миру высокого фотоискусства, обязательно нужно пройти школу натюрморта. Здесь простор для эксперимента, для постижения художественной классики, для концептуализма и всех прочих «измов» — художественных направлений, уже вошедших в теорию фотографии и тех, что вам еще предстоит открыть.

Эта статья не ставит своей задачей дать технические или художественные рекомендации по съемке натюрморта, это тема для специального материала. Подскажем только, что в композиционных упражнениях можно использовать правило деления снимка на три части, описанное Э. Митчелом. Правило гласит, что центр композиции должен располагаться в одной из четырех точек пересечения воображаемых горизонтальных и вертикальных линий, разделяющих кадр на три равные части по обоим направлениям. Это важное правило поможет вам быстрее освоить принципы композиционного построения снимка.

Другой важный совет: в качестве основного использовать контровое освещение, подсвечивая сюжет любыми подручными средствами. Такое световое решение в натюрморте всегда выигрышно. Проверьте это на практике. И не забудьте о световой кисти. Как ее сделать самому, рассказывалось в предыдущем номере журнала.

ЦВЕТЫ

От «цветов жизни» к цветам как ботаническому виду. Съемка цветов на даче — любимейшее занятие всех владельцев фотоаппаратов. Но результат съемки чаще всего разочаровывает. Цветок на фотографии перестает быть произведением искусства природы, исчезает живая нежность и трепетность, пьянящий аромат лета. Фотографии цветов в дачных альбомах смотрятся чаще всего как протокольное свидетельство земледельческих достижений.

Фотолюбителю, желающему освоить творческую съемку цветов, следует обратиться к поэзии, вспомнить такие понятия, как образ, метафора, впечатление. Отсюда вытекает, что для съемки цветов нужно постоянно искать новые способы выражения, новые приемы, новые технические решения.

В этих заметках можно обозначить только направление ваших поисков, рассказать о некоторых приемах творческой съемки цветов.

Соорудить световой стол для съемки цветов совсем не сложно. Нужно только стекло любых подходящих размеров да белый светоотражающий материал размером с ватманский лист А1. Стекло бережно положите между двух табуреток, стульев или двух сколоченных П-образных подставок. Светоотражающий материал кладется под стекло с большим провисанием. Сооружение ориентируется по солнцу так, чтобы световой поток максимально заполнил белый фон. Цветочная композиция выкладывается на стекле. Точка съемки вертикальная — сверху вниз. Для большего перепада яркостей между цветами и фоном на стекле можно устроить теневой экран. Все остальное — дело вашего вкуса и эстетических воззрений. Так были сняты купавки, собранные на ближайшей от дачи заболоченной поляне.

После некоторой тренировки можно научить цветы летать. Это так называемая съемка с проводкой.

Отметьте на дачном участке отдельно стоящие цветы. Дождитесь долгих летних сумерек. Теперь включите вспышку в режиме «по задней шторке». Экспокоррекцию установите на значение –2EV. Выдержка должна быть не меньше 1/30. Снимайте, вращая камеру вокруг оси объектива. Вспышка сделает цветок резким, фон останется смазанным. Можно делать продольную, вертикальную, диагональную или какую угодно другую проводку камерой. Думаю, что результаты покажутся вам интересными.

В темноте ночи, пользуясь выносной вспышкой, можно любой фотоаппарат научить делать мультисъемку. Длительная выдержка, смещение или перемещение камеры с одновременным принудительным включением вспышки помогут вам создавать фантастические ландшафтные композиции.

Простая наблюдательность поможет даже от дачной теплицы получить свой фотографический урожай. Укроп, прильнувший соцветием к полиэтиленовой пленке, и росное утро создали необычную картинку, мимо которой пройти я не мог. Режим макросъемки создал необходимый для восприятия масштаб.

Росное утро — вообще лучшее время для съемки цветов. Еще хорошо снимать цветы после дождя. Капельки воды, как драгоценная россыпь, украшают дивные творения природы. Но если дождя не предвидится, а цветок уже готов к съемке, имейте под рукой пульверизатор.

В современной фотографии главное, чему надо научиться, это умению думать. И видеть. Нынешняя аппаратура взяла на себя сложнейшие и тяжелейшие обязанности по техническому обеспечению съемки. Вам она оставила просторное поле для воображения, для творческого осмысления всего, что есть в живой и неживой природе. Ищите и обрящете.

Продолжение следует.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук
3 ноября 2015
Новости

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук

Россия, Москва — Бренд Philips представляет линейку портативных Bluetooth-аудиосистем, которые обеспечивают беспроводное воспроизведение музыки высокого качества. Эти компактные подзаряжаемые колонки удобно брать с собой повсюду: на природу, на дачу или просто на прогулку — они удивят владельцев по-настоящему мощным и чистым звуком в любой обстановке.

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора Epson EB-1776W
30 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора Epson EB-1776W

Epson EB-1776W — одна из новинок 2012 года, разработанная Epson с учётом требований к проекторам для мобильных презентаций. Ведь что нужно такому аппарату? Для начала — небольшие размеры и вес, чтобы удобнее было перевозить устройство из одного места в другое. Epson EB-1776W действительно лёгкий (всего 1,7 кг) и компактный, его малая высота — 4,4 см — позволяет переносить его в сумке с ноутбуком или документами.

Энергия английского звука
28 апреля 2003
Новости

Энергия английского звука

Британская компания ACOUSTIC ENERGY Ltd. (АЕ) появилась на свет в 1987 году в Западном Лондоне. Первоначально она специализировалась на разработке акустических систем для профессионального применения. Первый же образец продукции компании — мини-монитор АЕ1, выпущенный на суд общественности в 1988 году, произвел настоящий фурор.

Тест акустической системы Heybrook HB4
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Heybrook HB4

Британская компания Heybrook известна в России пока не очень хорошо, но на самом деле она имеет довольно продолжительную историю. Компания была создана еще в 1978 г., получив имя от названия живописной бухты рядом с первой фабрикой предприятия. В 1998 г. компания вошла в состав корпорации Audio Group International и переехала на новое место жительства под Плимут, где и базируется до сих пор.

Серебряная камера 2010
31 марта 2013
Обзоры

Серебряная камера 2010

В Москве прошла церемония вручения премии «Серебряная камера» за 2009–2010 годы. Это юбилейный смотр лучшего фоторепортажа о Москве: СК вручалась в десятый раз. Несмотря на то что в номинации «События и повседневная жизнь» победили сразу два репортажа о беспорядках на Манежной площади, а вокруг звучали слова о «фотографическом Оскаре», за прошедшие 12 месяцев конкурс не стал более интересным или более близким к реально происходящей жизни. Скорее всего в ближайшие годы он будет вытеснен другими фотосмотрами.

Эксклюзивная роскошь: предзаказ Samsung Galaxy S6 edge Special Edition доступен в России
19 мая 2015
Новости

Эксклюзивная роскошь: предзаказ Samsung Galaxy S6 edge Special Edition доступен в России

Москва, 18 мая 2015 года – Компания Samsung Electronics начала приём предварительных заказов на эксклюзивный набор Samsung Galaxy S6 еdge Speсial Edition, в который входит смартфон в уникальной модификации в роскошном цвете «Благородный изумруд» с индивидуальным порядковым номером и 128 Гбайт памяти. Лимитированная серия поступит в продажу в ограниченном количестве – всего 1000 штук.

3D-кино с новыми возможностями
27 ноября 2012
Новости

3D-кино с новыми возможностями

Компания Epson — мировой лидер в области производства проекционного оборудования — объявляет о выпуске новых Full HD 3D-проекторов Epson EH-TW6100 и Epson EH-TW5910, пришедшие на смену Epson EH-TW6000 и Epson EH-TW5900.

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»
25 марта 2013
Обзоры

Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде (Петербурге). Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности — химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970–1980-х была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец серебряной фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив — монокль. Автор 41 персональной выставки и участник более ста групповых проектов.

Sony: тройная победа в TIPA 2012 года
18 апреля 2012
Новости

Sony: тройная победа в TIPA 2012 года

Продукция Sony вновь заслужила признание экспертов в отрасли фотоиндустрии. Лучшая цифровая зеркальная камера для опытных фотографов: SLT-A65. Лучшая компактная системная камера для профессионалов: NEX-7. Лучший носитель информации: карты памяти XQD.

Конкурс Sony World Photography Awards 2015 - последняя возможность подачи заявки
9 декабря 2014
Новости

Конкурс Sony World Photography Awards 2015 - последняя возможность подачи заявки

До окончания приема заявок на участие в конкурсе Sony World Photography Awards 2015 остается меньше месяца. Всемирная организация фотографии (WPO) с гордостью объявляет состав жюри. Также сегодня стала доступна эксклюзивная подборка работ, поданных на Открытый конкурс 2015 года. · Работы победителей и фотографов, попавших в шорт-лист, будут представлены в рамках выставки Sony World Photography Awards 2015, в Сомерсет-хаус, с 24 апреля по 10 мая 2015 года.