Два крупнейших производителя струйных принтеров — корпорация Canon и корпорация Seiko-Epson — начали выпуск принципиально новых фотопринтеров, в которые введены еще две чернильницы (итого их стало восемь). В связи с тем, что такая технология реализована в нескольких моделях фотопринтеров, в данной статье рассмотрен лишь сам принцип новых технологий. Обратимся к теории цветовоспроизведения, которая гласит, что достоверная цветопередача может быть достигнута с помощью трех первичных цветов: красного, зеленого и синего излучения при аддитивном синтезе (что происходит на экране монитора), или голубого, пурпурного и желтого красителей (что происходит, например, в цветной фотопленке). Раз так, то напрашивается вопрос, а зачем нужны шесть, а теперь уже восемь цветов в фотопринтере? Ответить на него не просто, ведь существует целый класс термосублимационных фотопринтеров, в которых изображение образуется всего тремя пигментами: голубым, пурпурным и желтым (так же, как и на цветной светочувствительной фотобумаге). Более того, некоторые компактные струйные фотопринтеры компаний Hewlett-Packard и Lexmark также печатают фотографии с помощью картриджа, имеющего те же три цвета. Но в них уже есть отклонение от классической теории — печать черно-белых фотографий следует вести с помощью черного или серого картриджа. Мы еще вернемся к этому вопросу, а пока отметим, что черные чернила нужны для того, чтобы устранить цветовой оттенок, создаваемый неидеальным дозированием трех цветных чернил при воспроизведении ахроматичного изображения. С этой целью черный картридж добавлен во все офисные, т. е. обычные четырехцветные принтеры. Этой же цели служит и четвертая, черная краска в полиграфической печати. Черные чернила позволяют устранить несовершенство цветных красителей и облегчить настройку параметров печати, необходимых для нейтрально-серого воспроизведения ахроматического ряда. В струйных принтерах использование четвертого картриджа в дополнение к этому позволяет экономить цветные чернила и повысить скорость печати документов, не содержащих цветных деталей.
Вот и настало время осторожно разобраться с остальными цветами, используемыми в фотопринтерах. Теоретически их должно быть тоже четыре: светло-черный (серый), светло-голубой, светло-пурпурный и светло-желтый. Это все те же цвета, что и первичные, но только сильно разбавленные (разбеленные). Причина их появления на сцене связана с самим принципом струйной печати, при котором разные оптические плотности на бумаге создаются не разной концентрацией красителя, а изменением размера микрокапель, наносимых на единицу площади. При воспроизведении ярких участков изображения (там, где наносится мало чернил) капли концентрированных чернил наносятся далеко друг от друга, вызывая ощущение неравномерной, или зернистой, окраски. Наиболее характерно это видно на участках бледно-голубого неба и бледной кожи, цвет и текстура которых хорошо известны с детства каждому человеку. Разбавленные чернила позволяют устранить данный недостаток, т. к. наносимые из них более светлые микрокапли будут располагаться ближе друг к другу (а то и перекрывать одна другую), что даст равномерный цвет в ярких и потому хорошо различимых деталях изображения. На практике светло-желтый краситель не применяют по причине низкой резкостной (различительной) способности глаза в этой зоне спектра. К слову сказать, данный недостаток зрения удачно использован при сжатии файлов в формате JPEG, где синяя и красная составляющие изображения сжимаются, т. е. делаются менее резкими, безо всякого ущерба для визуального восприятия. Серый картридж, недавно появившийся в некоторых моделях струйных фотопринтеров, имеет в определенной степени «косметическое» назначение. В паре с более концентрированными основными черными чернилами он позволяет расширить диапазон и линеаризовать воспроизведения градаций серого на качественной глянцевой фотобумаге. Подведем предварительные итоги — в фотопринтере может быть до семи чернильниц, однако печатать он будет всего четырьмя цветами, выбирая из набора чернила, наиболее подходящие по концентрации, для равномерного нанесения на конкретную деталь изображения.
И вот два новых фотопринтера, в которые добавлены чернильницы с небывалыми ранее цветами чернил: красными и зелеными в принтерах Canon, и черными, красными и синими в принтерах Epson. Дополнительные черные чернила Epson называются «черные матовые» и предназначены для печати на матовой бумаге. Уже сам факт добавления двумя ведущими производителями чернил разного цвета вызывает вопрос — может быть, один из них ошибся и «поставил не на ту лошадь»? Вряд ли, все дело в спектральных характеристиках красителей, используемых разными производителями. «Чистые» цвета (красный, зеленый и синий) при субтрактивной печати получаются путем равного смешения двух красителей: красный от смешения желтого и пурпурного, зеленый — голубого и желтого, синий — голубого и пурпурного. Чистой, т. е. насыщенной, эту смесь можно назвать условно, что и отмечено кавычками. Варьируя спектральные характеристики красителей в смеси, можно улучшить воспроизведение красных, зеленых или синих цветов, но не всех одновременно. Потому и выбраны разные цвета у разных производителей.Копорация Canon считает, что добавление в модель i990 красного, а в модель i9950 красного и зеленого картриджей улучшает цветопередачу кадров, снятых на закате солнца и цветопередачу ярко-зеленой листвы, а Epson, добавив красный и синий картридж, считает, что тем самым улучшает воспроизведение кадров, снятых на закате и на рассвете (в сумерках). Не исключено, что вскоре появятся и девятицветные принтеры, имеющие полный набор первичных цветов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ
Исследуем, что же получилось на самом деле. Для этого распечатаем виртуальную семицветную шкалу (использованную ранее для тестирования фотопринтеров), построим кривые цветопередачи для всех семи цветов: серого, голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего. Предположительно, что первые четыре шкалы, в образовании которых новые красители не принимают участия, должны воспроизводиться точно так же, как и в обычном шестицветном принтере. На графиках представлены кривые, полученные при печати на фотопринтерах моделей Canon i950 (шестицветный) — Canon i990 (семицветный) и Epson C84 (четырехцветный) — Epson R800 (семицветный). Для того чтобы полнее проанализировать отличия, отпечатки выполнялись на глянцевой и матовой бумагах.
Комментарии