Цвет в фотографии


Фото 1. А. Нечаев. Портрет А.Н. Муравьевой. Ручная раскраска черно-белого отпечатка. Конец 1850-х годов. Из коллекции компании "Артколлегия"

Человек, не имеющий отклонений от нормального зрения, воспринимает окружающий мир в красках. Поэтому цвет является мощным изобразительным средством в живописи, даже в случае абстрактного изображения. А как обстоит дело в фотографии? На протяжении всего ХIХ века, с момента зарождения фотографии, усилия многих фотографов и изобретателей были направлены на разработку методики получения цветного изображения. Самое простое решение нашли в ручной раскраске черно-белого фотографического отпечатка. Фотографы часто сами были художниками и поэтому профессионально владели навыками работы с красками. Часто привлекали и художников, чтобы повысить качество раскраски изображения. Получали так называемую псевдоцветную фотографию (см. фото 1).

Такая технология дала превосходные результаты. Так фотограф А. Карелин для работы над альбомом «Нижний Новгород» (1870 г.), который предназначался в подарок императору Александру II, пригласил известного русского художника-пейзажиста И. Шишкина, который создал ряд превосходных раскрашенных пейзажей Нижнего Новгорода. Художник И. Крамской в свое время был известным ретушером фотографий и занимался их раскраской. Большое значение ручной раскраске придавали в японской фотографии рубежа ХIХ — начала ХХ веков (см. фото 2). Роль цвета в таких фотографиях сводилась к достоверному воспроизведению окружающей природы, то есть получаемое изображение должно было соответствовать тому, что видит глаз человека. Рассматривая такие фотографии, трудно поверить, что это не обычная цветная фотография. Мы и сейчас, рассматривая свои фотографии для семейного альбома, ищем сходства цвета на отпечатке и в действительности. И если мы пользуемся любительской пленкой в своей съемке, то часто получаем более яркие цвета на фотографии, чем в жизни. Производители любительских пленок учитывают любовь потребителя к цветастым изображениям, закладывая повышенное содержание красителей в эмульсию пленки.

Фото 2. Японская раскрашенная фотография рубежа XIX-XX веков

Только лишь в начале ХХ века научились получать цветное изображение, не прибегая к помощи художника. Одну из таких технологий разработали и внедрили в массовое производство братья Люмьер, она вошла в историю под названием «Автохромы братьев Люмьер». Они считали для себя эту технологию главным проектом жизни, и даже кино на этом фоне они воспринимали как детскую забаву. Другой принцип получения цвета в фотографии пропагандировал и совершенствовал С. Прокудин-Горский (см. материалы журнала «Фототехника и видеокамеры» №18 2003 г.). Прокудин-Горский в цвете видел дополнительную возможность более точного документирования окружающего мира. Да и фотографию в целом он воспринимал как инструмент фиксирования окружающей реальности. Поэтому свои цветные съемки различных уголков России он делал в первую очередь с познавательной целью, мечтая, что его цветные фотографии будут использованы в школьных учебниках.

Фото 3. И. Потоцкий. Красные кресла

Развитие технологии получения цветных фотоматериалов и внедрение цветной фотографии в полиграфию стимулировало ее развитие. Цвет в фотографии становится не только средством более натуралистического отражения мира, он становится мощным выразительным средством. При построении цветной композиции используются законы, разработанные в живописи за долгую историю ее развития. Учитываются физиологические законы восприятия цвета человеческим глазом. В рамках данной статьи невозможно дать описание теории цвета, разработанной выдающимися художниками, поэтому мы рекомендуем изучить книгу И. Иттена «Искусство цвета». И. Иттен — художник и преподаватель одной из лучших мировых художественных школ «Баухауз», знаток мирового искусства, дал рекомендации по использованию цвета при построении композиции. В фотографии цветовое построение изображения может быть получено путем выбора объекта и точки съемки, использования необходимого спектра освещения (например, проведение съемки в определенное время суток) и т.д. Цветовая композиция строится с учетом цветовых пятен и расположения цвета по полю изображения. Например, на фотографии И. Потоцкого (см. фото 3) композиция построена на изображении красных кресел, которые образуют линию, придающую снимку пространство. Как правило, если перевести удачное цветное изображение в черно-белое, то получится всего лишь хаотичное невыразительное нагромождение пятен и линий.

Иттен также обращал внимание, что «наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве живописи взаимосвязаны». Поэтому фотограф имеет возможность создавать художественные образы, видоизменяя реальный цвет в природе согласно своим замыслам.

Большие художественные возможности таит в себе применение светофильтров в процессе съемки. Светофильтры могут не только корректировать передачу цвета, они позволяют влиять на цветопередачу в художественных целях. Поэтому в продаже имеется большое количество фильтров различных конструкций, по-разному окрашивающих различные участки изображения.

Фото 4. А. Фурсов. Наследство от Дарьи Дмитриевны. Частичное тонирование изображения

В современной фотографии интересные художественные результаты можно получить применяя старую методику раскраски черно-белого изображения. Сегодня, в век цветной фотографии, фотографу не нужно добиваться натуралистического раскрашивания изображения. Наоборот, с помощью цвета можно создавать задуманную художником картину мира. Так, в фотографиях Саудека гротесковое черно-белое изображение усиливается соответствующей раскраской. Частичная раскраска черно-белого изображения дает выразительные результаты в рекламе. Например, даже небольшая по размеру красная точка выделяется на общем поле черно-белого кадра. Поэтому окрашивание рекламируемого объекта делает его смысловым центром композиции и максимально привлекает к нему внимание зрителя. Простой и очень эффективный прием.

Окрашивание части изображения можно сделать частичным тонированием отпечатка, как, например, это делает фотограф А. Фурсов (см. фото 4). Тонируются только те части черно-белого отпечатка, у которых автор хочет изменить цвет. Места, не требующие тонировки, покрываются резиновым клеем, предохраняющим от химической обработки данный участок изображения, который стирается после проведенной операции. В работе «Наследство от Дарьи Дмитриевны» тонированы изображения металлических объектов: утюгов, трубы от самовара. Полученный коричневый оттенок усилил реалистичность изображенных предметов. Этот прием позволил автору построить свой натюрморт на контрасте фактур металла и дерева. И хотя в настоящее время частичное окрашивание изображения легче сделать с применением компьютерной технологии, отпечатки, обработанные вручную, пользуются повышенным спросом у коллекционеров фотографии и музейных работников.

Интересных результатов можно добиться, совмещая в одном отпечатке черно-белое и цветное изображение. В качестве примера можно привести фотопортреты, сделанные фотографом Мановцевой (см. журнал «Фототехника и видеокамеры» №23, 2000/01). Сначала снимается сам портрет на черно-белую пленку и делается отпечаток необходимого размера. На отпечатке выкладывается композиция из овощей и фруктов согласно художественному замыслу автора. Полученный таким образом «натюрморт» переснимается на цветную пленку, и делается отпечаток. Фотопортрет готов. Несложная технология ограничена только фантазией автора.

Фото 5. С. Пономарев. Из серии "Сияющая тьма"

Выразительные результаты можно получить выстраивая композицию на цветах дополнительных к реальным. Например, фотограф проводит съемку на обратимую пленку, а фотографии печатает с полученных слайдов по негативному процессу. В конечном результате получается фантастическое негативное изображение в дополнительных цветах. Небо становится непривычно темным, синяя вода — красной и т.д. Используя этот прием, фотограф С. Пономарев (см. фото 5 фото 6) получил мистические изображения, снимая в самом банальном месте — на морском пляже. Зритель очутился на бушующей планете залитой лавой. А на самом деле объектом съемки была морская волна.

Необычное цветовое решение фотографии можно получить применяя в своей работе cross-процесс. Проявляя цветную пленку в нестандартном для нее процессе (обратимая пленка проявляется по процессу С-41, а не Е-6), фотограф может добиваться интересных цветовых решений. Первоначальные тестовые исследования на пленках делают процесс съемки более прогнозируемым и позволяют фотографу целенаправленно решать поставленную художественную задачу.

Почему же сегодня при таких больших художественных возможностях цвета большая часть интересных художественных фотографий делается в черно-белом исполнении? Дело в том, что цвет добавляет документальности фотографическому изображению, а это не всегда нужно. И если фотограф не фиксирует событие, излишняя документальность может вредить художественному замыслу. Цвет, если он не выполняет специальные задачи, отвлекает зрителя от восприятия авторского замысла. В художественной фотографии, особенно в абстрактной, фотограф часто уходит от натуралистичности (исключением являются лишь некоторые течения фотографии, такие как «новая предметность»), чтобы через конкретный объект создать обобщенный образ. Естественный цвет, наоборот, способствует раскрытию частного через общее, что больше соответствует природе фотографии. Поэтому автор часто и использует выразительный язык черно-белого изображения.

В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что цвет можно использовать гораздо шире, чем только для реалистического воспроизведения окружающего мира. Его художественные возможности огромны, нужна лишь фантазия автора.



Фото 6. С. Пономарев. Из серии "Сияющая тьма"



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотографический тест Pentax K-5
29 марта 2011
Тесты

Фотографический тест Pentax K-5

Pentax K-5 в линейке зеркальных цифровых фотоаппаратов Hoya Corporation Pentax Imaging Systems Division занимает верхнюю позицию. Камера была анонсирована в сентябре 2010 года. Своими впечатлениями и результатами тестовых испытаний новой камеры с вами поделится Сергей Стеблюк. Фото 1. Яркий снег обычно требует экспозиционной поправки.

Тест акустической системы ATC SCM100 ASL: активные профессионалы
6 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы ATC SCM100 ASL: активные профессионалы

Активные громкоговорители ATC SCM100 ASL приносят студийное качество воспроизведения в домашние условия и являются одними из лучших АС в своей категории по соотношению качество-цена, особенно учитывая факт, что полностью согласованные с динамиками усилители мощности, «подключенные» к колонкам методом Tri-Amping, уже входят в комплект поставки. Из недостатков отметим лишь не самый привлекательный, угловатый дизайн громкоговорителей, который может отпугнуть поклонников LifeStyle.

Nikon представляет два новых профессиональных зум-телеобъектива.
7 января 2020
Новости

Nikon представляет два новых профессиональных зум-телеобъектива.

Объектив AF-S NIKKOR 120-300mm f/2.8E FL ED SR VR для цифровых зеркальных фотокамер и объектив NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S для беззеркальных фотокамер Nikon Z - надежные зум-телеобъективы, которые поднимают планку оптических характеристик, не уступая объективам с постоянным фокусным расстоянием.

Компания Pioneer обновляет модельный ряд наушников для ТВ
22 мая 2013
Новости

Компания Pioneer обновляет модельный ряд наушников для ТВ

Компания Pioneer объявила о выпуске обновленной серии наушников для использования при просмотре телепередач. Анонсированные продукты предназначены прежде всего для потребителей старшего поколения, которым нелегко дистанционно расслышать звук телепередачи даже на высокой громкости. Новые наушники Pioneer ТВ-серии оснащены длинным (5 м или 3,5 м у модели SE-A611) кабелем, предоставляющим зрителю свободу передвижения и выбора места просмотра. Каждая модель обеспечивает необычайно чистое, естественное и динамичное звучание вкупе с малой массой, элегантным дизайном и удобной конструкцией. Удобный пульт управления позволяет регулировать громкость.

Дама в летах не запутается в проводах. Компания Sennheiser представила беспроводную цифровую микрофонная система D1 серии evolution для музыкантов
18 сентября 2015
Новости

Дама в летах не запутается в проводах. Компания Sennheiser представила беспроводную цифровую микрофонная система D1 серии evolution для музыкантов

Компания Sennheiser представила новинку на российском рынке – беспроводную цифровую микрофонную систему evolution wireless D1. Презентация оборудования состоялась 8 сентября в московском клубе «16 тонн». Беспроводная цифровая микрофонная система D1 серии evolution – современное решение для музыкантов, объединяющее высокое качество звука, надежную передачу и удобство эксплуатации.

ONYX BOOX James Cook – доступный букридер с 6” экраном E Ink Carta
9 августа 2017
Новости

ONYX BOOX James Cook – доступный букридер с 6” экраном E Ink Carta

Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины, Беларуси и США, представляет новую модель ONYX BOOX James Cook, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам, и являющуюся оптимальным решением для пользователей, которым в букридере необходима только функция чтения.

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M1
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M1

Можно сколько угодно ломать копья в споре «может ли беззеркалка быть профессиональной». Каждый решает ее исходя из собственных задач. Olympus OM-D E-M1, пожалуй, первой позволила многим фотографам ответить на этот вопрос положительно. Ряду конкурентов-предшественников, выпускавшихся Sony и Fujifilm, не хватило наличия достаточно обширной системы, в то время как Olympus целенаправленно работал над ней многие годы.

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами
25 сентября 2014
Новости

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами

Четкие, резкие снимки объектов в движении и эмоциональные портреты. Плавное, кинематографическое Full HD видео. Более качественные селфи. Все это вы можете снять с помощью Sony α5100 – умной маленькой камерой, оснащенной мощными средствами обработки изображения.

Тест компактной фотокамеры Nikon Coolpix AW 100: лесные лужи на снимке отражали настоящее небо
7 марта 2012
Тесты

Тест компактной фотокамеры Nikon Coolpix AW 100: лесные лужи на снимке отражали настоящее небо

Первая модель защищенной любительской камеры у компании Nikon получилась неплохо. Эффективная и точная работа автоматики, прекрасная работа баланса белого, очень хороший динамический диапазон матрицы. Органы управления позволяют находить нужные режимы съемки быстро и без путаницы. Однако кнопки сделаны все же не под мужскую руку, и в перчатках управляться с камерой все же трудно...

Слушаем RADIUS
28 апреля 2003
Новости

Слушаем RADIUS

Серия Radius от известного производителя акустики британской компании Monitor Audio является новинкой. Эта акустика разрабатывалась как полностью новая серия, предназначенная исключительно для домашнего кинотеатра. Поэтому в ее составе присутствуют все необходимые элементы, необходимые для качественного озвучивания многоканальных фонограмм DVD.