Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Металинзы произведут переворот в мире оптики
7 января 2018
Новости

Металинзы произведут переворот в мире оптики

До недавнего времени металинзы - плоские «линзы» способные фокусировать свет с помощью массива вертикальных пластинок, расположенного на их поверхности - были интересной, но мало изученной и сомнительной идеей, когда дело касалось фотографии. Имея толщину в 100 000 раз меньше, чем толщина стекла, металинзы обладали одним существенным недостатком – они могли пропускать лишь отдельные цвета видимого спектра, поэтому применение их в области фототехники всегда оставалось под вопросом.

Обзор наушников Sennheiser Momentum: просто возьми Sennheiser.
5 августа 2013
Обзоры

Обзор наушников Sennheiser Momentum: просто возьми Sennheiser.

Германская компания Sennheiser имеет на рынке наушников статус, подобный тому, что в свои лучшие годы имела фирма Nokia на рынке мобильных телефонов. Долю рынка, уровни продаж, и прочие экономические показатели мы сейчас не имеем в виду. Хотя и с ними у «сенхов» всё в порядке», а имеем, скорее, имидж, «знаковость бренда и отношение к нему основной массы пользователей – а также продавцов, жюри различных аудио-выставок, и даже профильных изданий. Ото всех этих источников очень нередко случается слышать, что Sennheiser – наушниковый бренд №1 в мире...

В России заработала сеть стандарта LTE-450
27 мая 2016
Новости

В России заработала сеть стандарта LTE-450

Тверская область, 27 мая 2016 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принял участие в запуске первой в России мобильной сети стандарта LTE-450. Стандарт позволяет организовать покрытие современными услугами связи с высокой экономической эффективностью и решать проблему цифрового неравенства в отдельных регионах страны. Первыми регионами, где заработала сеть LTE-450, стали Тверская и Новгородская области.

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке
7 ноября 2018
Советы

Азбука здоровой спины: что должен знать каждый взрослый о себе и своём ребёнке

Болезни опорно-двигательного аппарата входят в тройку лидеров по распространённости, и, по данным ВОЗ, показатели заболеваемости продолжают расти в среднем на 3 % в год. На сегодняшний день у 85 % россиян, среди которых много детей, есть проблемы с позвоночником. Как помочь себе и ребёнку самостоятельно? Разберёмся вместе с врачом Дмитрием Крохмалевым – неврологом клиники Dr. Kramar, мануальным терапевтом, остеопатом, рефлексотерапевтом.

LG продемонстрирует концепцию «умного» дома на выставке IFA 2013
6 сентября 2013
Новости

LG продемонстрирует концепцию «умного» дома на выставке IFA 2013

Компания LG Electronics (LG) представит свою линейку «умных» бытовых приборов на выставке IFA 2013. Новая бытовая техника LG обладает повышенной эффективностью работы и удобством эксплуатации. Просто поднося свой смартфон к NFC-метке на «умном» устройстве LG, можно легко зарегистрировать в системе Smart Control свой холодильник, стиральную машину, роботизированный пылесос или печь, а затем удаленно управлять ими и следить за их состоянием.

Ritmix анонсирует выход нового двухъядерного смартфона RMP-391
11 августа 2013
Новости

Ritmix анонсирует выход нового двухъядерного смартфона RMP-391

В июле корейский бренд Ritmix анонсировал выход нового бюджетного смартфона. Модель под названием RMP-391 внешне повторяет своего предшественника, RMP-390, но, в отличие от него, работает на двухъядерном процессоре MTK6577 ARM Cortex-A9.

Сколько вам... дюймов?
31 декабря 2003
Новости

Сколько вам... дюймов?

HYUNDAI H-TV2102PF ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: новый Hyundai H-TV2102PF относится к самой популярной у пользователей категории телевизоров с экраном диагональю 21” (54 см). Дизайн модели отличается элегантностью, вполне соответствующей идеологии, используемой Hyundai в оформлении новой линейки своего модельного ряда.

Минкомсвязь России начинает проект по отправке в банки выписки из Пенсионного фонда
3 октября 2014
Новости

Минкомсвязь России начинает проект по отправке в банки выписки из Пенсионного фонда

Сочи, 3 октября 2014 года. — Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев в рамках конференции «Взгляд в электронное будущее» и заседания Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества представил новый проект министерства, который позволит из личного кабинета Единого портала госуслуг направлять в банк выписку о состоянии своего лицевого счета в Пенсионном фонде России (ПФР) для получения кредита.

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.
14 мая 2015
Новости

Профи-серия Olympus M.ZUIKO PRO теперь включает все виды объективов: от широкоугольных до супер-телеобъективов.

Olympus добавила два профессиональных объектива стандарта Микро 4/3 в быстро расширяющуюся серию M.ZUIKO PRO: M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO с невероятной светосилой и M.ZUIKO DIGITAL ED 7-14mm 1:2.8 PRO. Теперь объективы M.ZUIKO PRO дают возможность профессиональным и полупрофессиональным фотографам, а также амбициозным фото энтузиастам, получить широчайший диапазон фокусных расстояний - от 14 мм (супер-широкоугольного) до 300 мм (супер-телефото) в эквиваленте 35 мм...

Creative представляет беспроводную портативную стерео колонку Sound Blaster® Roar
23 апреля 2014
Новости

Creative представляет беспроводную портативную стерео колонку Sound Blaster® Roar

Компания Creative впервые представила в России на выставке Consumer Electronics and Photo Expo в Москве совершенно новый подход к портативным беспроводным колонкам. Колонка Sound Blaster® Roar произвела фурор среди экспертов по звуку и обычных потребителей. Никто не ожидал услышать от колонки размером с книгу удивительно мощный, точно настроенный, качественный звук.