Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Вы заслуживаете чего-то большего, чем обычное «смартфоновское» звучание!
24 августа 2017
Новости

Вы заслуживаете чего-то большего, чем обычное «смартфоновское» звучание!

Долгожданная новинка лета FiiO X3 III- усовершенствованная модель мирового суперхита FiiO X3 второго поколения. Благодаря балансному выходу, которого не было в плеерах X3 предыдущих поколений, открывается особенная широта звуковой сцены и извлекается большее количество деталей звучания. Плеер оснащён как обычным 3,5 мм выходом, так и балансным разъёмом 2,5 мм, что позволяет вам использовать как балансные наушники, так и обычные.

Компактный фотоаппарат Olympus SZ-30MR: интересна функция предварительной и последующей записи видеороликов при съемке фотографии
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Olympus SZ-30MR: интересна функция предварительной и последующей записи видеороликов при съемке фотографии

Современные модели Olympus серии SZ этой фирмы предлагают фотолюбителям достаточно мощное увеличение в небольших, но удобных корпусах с выразительными рукоятями и сравнительно небольшой ценой. А камера SZ-30MR демонстрирует кроме того высокие скоростные показатели и имеет уникальный съемочный функционал. Корпус аппарата действительно невелик: всего 4 см в толщину и 226 граммов. Тем не менее конструкторы за счет тонкого основания сумели сохранить вполне ощутимую рукоять, облегчающую захват и удержание камеры.

PocketBook 840, ридер с большим экраном, уже в продаже
11 августа 2014
Новости

PocketBook 840, ридер с большим экраном, уже в продаже

Компания PocketBook рада сообщить о старте продаж PocketBook 840 - премиального 8-дюймового E Ink ридера со светодиодной подсветкой. Устройство уже доступно в продаже в фирменном интернет-магазине PocketBook, а в бли-жайшее время появится в популярных розничных сетях по всей России. Стоимость ридера PocketBook 840 составляет 9900 рублей.

Ваша студия везде с Вами
20 декабря 2018
Новости

Ваша студия везде с Вами

Компания Elinchrom представляет новый уникальный комплект импульсного студийного света, который работает как от аккумуляторов, так и от сети. Мощная батарейная генераторная система ELB 1200 DOC, с импульсом 1200 Дж, которая уже зарекомендовала себя в работе многих фотографов во всем мире, дополнена док-станцией, позволяющей работать системе от сети.

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники 2013 года
15 апреля 2013
Новости

Российские эксперты назвали лучшие продукты рынка потребительской электроники 2013 года

Оргкомитет Национальной Премии «ПРОДУКТ ГОДА» назвал лучшие продукты в 2013 году по версии профессионального жюри в категориях «Аудио-видео техника», «Фототехника, оборудование и материалы», «Мобильные и цифровые устройства», «Бытовая техника». Торжественная церемония награждения состоялась 11 апреля в Крокус Сити в рамках главного события на рынке потребительской электроники в России и странах СНГ — выставки Consumer Electronics & Photo Expo 2013.

Уроки Розова: жизнь без зеркала в ощущениях будущего
30 августа 2014
Обзоры

Уроки Розова: жизнь без зеркала в ощущениях будущего

Это началось еще прошлой весной, когда фирма Sony любезно предложила нескольким российским фотографам протестировать новинку — первую в мире полноформатную беззеркалку RX1, самую маленькую и самую легкую полноформатку в мире. Правда, со встроенным, несменяемым объективом. Камеру подарили, попросив взамен всего только опубликовать в Сети свои впечатления.

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим
21 марта 2016
Новости

Роботы Panasonic облегчат жизнь пенсионерам, грузчикам и рабочим

21 марта 2016. Корпорация Panasonic продемонстрировала новейшие разработки в области робототехники. Экзоскелеты, роботизированные костюмы, электрокровати и роботы-сиделки способны облегчить жизнь работников тяжелых профессий (грузчиков, фермеров, складских рабочих и т.д.) и пожилых людей, которые теперь смогут дольше сохранять независимость от окружающих.

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro
2 февраля 2018
Обзоры

Обзор объектива Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro

На объектив Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro пока не так много обзоров и довольно мало тестов, так что решил исправить ситуацию, тем более что макрообъективы это моя стихия и я постоянно ими пользуюсь. Новый Fujinon XF 80mm f/2.8 R LM OIS WR Macro по сути открывает целое направление макросъемки в линейке FUJIFILM X-mount т.к. это первый макрообъектив данного формата с масштабом 1:1 и с наиболее удобным фокусным расстоянием для большинства ситуаций. До этого на системе X-mount был XF 60mm f/2.4 macro, который давал масштаб лишь 1:2. Можно всё что угодно считать «макро», но на самом деле 1:1 это оптимально для любых более-менее требовательных макрофотографов. На меньший масштаб сложно снять что-то необычное. И был ZEISS Touit 50/2.8 на масштаб 1:1, но не очень удобный в полевом макро из-за того что масштаб 1:1 он достигал на 0.15 м дистанции фокусировки.

Canon анонсирует 7D Mark III до лета 2018 года.
20 декабря 2017
Новости

Canon анонсирует 7D Mark III до лета 2018 года.

По данным фабрики слухов CanonWatch, которая ссылается на «известный» и «надежный» источник, Canon может анонсировать 7D Mark III до начала лета 2018 года и начать продажи новой зеркальной камеры уже в июле или августе.

HUAWEI объявляет о старте продаж в России смартфона HUAWEI P30 lite
3 апреля 2019
Новости

HUAWEI объявляет о старте продаж в России смартфона HUAWEI P30 lite

Компания HUAWEI представляет в России новый смартфон серии HUAWEI P30 — HUAWEI P30 lite. Новинка оснащена 12-нм процессором Kirin 710, тройной основной камерой с ультраширокоугольным объективом и фронтальной камерой высокого разрешения с технологиями искусственного интеллекта.