Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

15 продуктов компании ASUS получили престижные награды Red Dot Design Award 2016
26 апреля 2016
Новости

15 продуктов компании ASUS получили престижные награды Red Dot Design Award 2016

Компания ASUS с гордостью сообщает, что 15 ее продуктов получили престижные награды дизайнерского конкурса Red Dot Design Award 2016. ASUS установила свой новый рекорд по количеству наград, полученных в рамках одного года участия в Red Dot Desing Award.

Тест-драйвы OLED телевизоров LG: убедитесь в красоте изображения вживую
13 декабря 2016
Новости

Тест-драйвы OLED телевизоров LG: убедитесь в красоте изображения вживую

МОСКВА, 12 декабря 2016 года. – Компания LG Electronics запустила программу тест-драйвов в крупнейших городах России в период с 26 ноября по 25 декабря 2016 года, чтобы каждый смог оценить потрясающее качество изоб-ражения на OLED телевизорах LG. На стенде посетители могут воочию убедиться в достоинствах OLED телевизоров по сравнению с LED или UHD моделями. Кро-ме того, посетители насладятся великолепным качеством звучания саундбара LG SH7B.

Поклонникам звука!
8 декабря 2004
Новости

Поклонникам звука!

Проверенный факт: имя, данное человеку при рождении, сильно влияет на его жизненный путь. Даже не увлекаясь астрологией, нельзя не согласиться, что, перебирая в памяти людей с одним именем, в них можно найти какие-то общие черты характера, едва заметное сходство. Это не бессмысленно и по отношению к предметам.

Sony обновила прошивку для беззеркальной камеры A9
27 июня 2018
Новости

Sony обновила прошивку для беззеркальной камеры A9

Компания Sony выпустила новую прошивку версии 3.0.0 для беззеркальной камеры А9 (ILCE-9). Основные изменения, вносимые прошивкой, касаются улучшения работы системы управления вспышкой и системы автоматической фокусировки.

Acer представляет яркие 3000 лм мобильные LED проекторы PD1520i и PD1320Wi с беспроводным подключением и поддержкой 4K HDR
23 августа 2019
Новости

Acer представляет яркие 3000 лм мобильные LED проекторы PD1520i и PD1320Wi с беспроводным подключением и поддержкой 4K HDR

Компания Acer представила новые портативные светодиодные проекторы PD1520i и PD1320Wi. Новинки оснащены долговечными LED источником света повышенной мощности, позволяющим рассматривать их как полноценную замену традиционным ламповым проекторам для небольших помещений. Компактные размеры и малый вес проекторов делают их удобными для мобильных презентаций.

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11
5 сентября 2018
Новости

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11

Vivo представляет совершенно новый смартфон Vivo V11. Флагман из популярной линейки “V” оснащен AI-функциями, способными оптимизировать и упростить сценарии использования смартфона. Инновационный дисплей Halo FullView ™ в сочетании с градиентной расцветкой изогнутого 3D-корпуса делает дизайн устройства удобным и запоминающимся. Vivo V11 – первый смартфон V-серии со сканером отпечатков пальцев, встроенным в дисплей смартфона, позволяющим совмещать высокий уровень биометрической защиты данных и безупречный стиль.

Надежность в каждой детали
31 декабря 2003
Новости

Надежность в каждой детали

Моноблок со встроенным DVD POLAR 54CTV2535 ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: телевизор оснащен абсолютно плоским кинескопом 21” и стереозвуком. Встроенный антенный усилитель с регулируемой системой шумоподавления (на базе технологии Digitotal Technology) дает отличное качество изображения и звука даже в удаленной от телецентра местности.

Открыт прием работ на фотоконкурс имени Андрея Стенина
3 февраля 2015
Новости

Открыт прием работ на фотоконкурс имени Андрея Стенина

Открыт прием работ на Международный фотоконкурс им. Андрея Стенина, проводимый МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Конкурс носит имя специального фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» Андрея Стенина, погибшего в возрасте 33-х лет при выполнении редакционного задания на востоке Украины в августе 2014 года. Конкурс ставит своей целью поддержать молодых фотографов в их стремлении к профессиональному мастерству и открыт для участников в возрасте от 18-ти до 34-х лет....

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души...

Nikon провела опрос среди фотографов и узнала об их ожиданиях от рынка камер
13 мая 2019
Новости

Nikon провела опрос среди фотографов и узнала об их ожиданиях от рынка камер

Компания Nikon провела опрос среди пользователей и выяснила, каковы их ожидания от рынка камер в 2019 году. По результатам голосования участников исследования больше всего интересует расширение линеек объективов, а самыми перспективными в плане развития считают профессиональные зеркальные камеры с полноформатной матрицей.