Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5
29 ноября 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5

Выпуск пылевлагозащищенных камер стал уже традицией для марки Pentax. Камера K-5 не является исключением, но главное ее достоинство не в этом.

Audio-Technica представляет в России две новинки серии Solid Bass
7 мая 2014
Новости

Audio-Technica представляет в России две новинки серии Solid Bass

Ведущий мировой производитель в сфере высококачественного звукового оборудования Audio-Technica спешит порадовать российских меломанов новинками в серии Solid Bass. Эта линейка наушников предназначена специально для особенно чистой и точной передачи низких частот. На российский рынок вышли две новые модели ATH-WS33X и ATH-CKS77X.

HiFiMAN MegaMini – Hi-Fi-плеер миниатюрней некуда
16 февраля 2017
Новости

HiFiMAN MegaMini – Hi-Fi-плеер миниатюрней некуда

HiFiMAN представил новый плеер MegaMini, который продолжает серию компактных Hi-Fi-проигрывателей бренда. Новинка, соответственно её названию, может с полным правом считаться самым маленьким устройством данного класса – у неё тонкий корпус, а высота составляет всего 100 мм.

Обзор компактного фотоаппарата Olympus TG-820 iHS
5 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Olympus TG-820 iHS

Еще в начале весны Olympus TG-820 iHS была невероятно продвинутой защищенной фотокамерой, а после появления TG-1 кажется моделью вполне заурядной. Аппарат не познал конвергенции технологий «системных» фотокамер и диктофонов и не имеет занятного светосильного зума, однако неплохо справляется с нагрузками и суровыми условиями, а по технической оснащенности все равно даст фору многим другим компактам.

Компактные фотокамеры Nikon COOLPIX P520 и COOLPIX L820: две премьеры с полным суперзумом
29 января 2013
Новости

Компактные фотокамеры Nikon COOLPIX P520 и COOLPIX L820: две премьеры с полным суперзумом

29 января 2013 г. европейское подразделение компании Nikon представило две новые многофункциональные фотокамеры с суперзумом. Благодаря уникальному объективу NIKKOR с 42-кратным оптическим зумом и улучшенной системой подавления вибраций со сдвигом линз, поворотному ЖК-монитору размером 8,0 см (3,2 дюйма), возможности видеосъемки в формате Full HD и встроенному модулю GPS фотокамера Nikon COOLPIX P520 идеально подходит фотографам, заинтересованным в максимальном диапазоне фокусных расстояний при компактных размерах.

Компактная камера Canon PowerShot G1 X Mark II: компакт, который снимает, как зеркалка
13 февраля 2014
Новости

Компактная камера Canon PowerShot G1 X Mark II: компакт, который снимает, как зеркалка

Canon представляет камеру PowerShot G1 X Mark II Enhanced Grip Edition. Эта новая флагманская компактная модель приходит на смену PowerShot G1 X и имеет лучшие технические характеристики за всю историю компактных камер Canon. PowerShot G1 X Mark II — это качество изображения и управление съемкой на уровне цифровой зеркальной камеры в сочетании с компактностью и функциями популярной серии PowerShot G. Эта камера станет великолепным добавлением к набору профессионального оборудования. Она разработана с учетом отзывов фотографов и предлагает новые возможности для полного контроля над съемкой и превосходных результатов...

Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения
13 сентября 2017
Новости

Как правильно испортить фотокамеру или объектив во время солнечного затмения

Несмотря на то, что опытные люди предупреждали фотографов перед солнечным затмением, которое произошло 21 августа 2017 года, что стоит беречь свое фотооборудование, нашлись все-таки те, кто посчитал такие советы ненужными и поступил по-своему. В результате "кунсткамера погибших фотоаппаратов и линз" пополнилась новыми экспонатами.

Исталляционные проекторы Vivitek D6000 дают мощный световой поток в больших залах и надежно работают круглые сутки
12 февраля 2014
Новости

Исталляционные проекторы Vivitek D6000 дают мощный световой поток в больших залах и надежно работают круглые сутки

Компания Vivitek в рамках выставки Integrated Systems Europe 2014, представила обновленную линейку профессиональных инсталляционных проекторов серии. Серия D6000 – это сочетание двух ярких ламп, широкие возможности подключения, включая порт HDBaseT и высокотехнологичные объективы для решения любых задач. Показатели яркости и контрастность 3000:1, обуславливают яркую, сочную картинку с различных дистанций.

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LZ40
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LZ40

Еще одна новинка в бюджетном классе DMC–LZ40 тоже может похвастать необычными характеристиками, несмотря на общую функциональную и конструктивную скромность. Здесь используется зум с нестандартным диапазоном фокусных расстояний, начинающимся с 22 мм. Надо сказать, что еще недавно в подавляющем большинстве аппаратов со сменной оптикой минимальное фокусное расстояние составляло 24 мм. Тренд на дальнейшее расширение угла зрения компактной оптики — свежее явление.

В продажу поступает вариант исполнения наушников Edition S в белом цвете
21 февраля 2017
Новости

В продажу поступает вариант исполнения наушников Edition S в белом цвете

Через полгода после выхода революционных наушников Edition S, имевших строгое чёрное оформление, HiFiMAN выпустил новый вариант исполнения этой модели в белом цвете. Новинка уже приехала в Россию и поступает в продажу прямо сейчас.