Cъемка дикой природы на Nikon DF: ты ее видишь, а она тебя - нет?

 

ОБЗОР * СПЕЦПРОЕКТ * ФОТОКОНКУРС

 

Большая часть моей работы – съемка в российских заповедниках, в условиях экспедиций по описанию природы разных регионов. Необходимо создавать изображения, рассказывающие о ландшафтах, растениях, животных, причем обязательно с элементами экологического просвещения. Это должны быть не просто красивые туманные или красиво размытые картинки, а обязательно узнаваемые виды, где будут переданы типичные представители природных зон страны.  

Мастер-класс ведет фотограф природы Андриан КОЛОТИЛИН

 

Место встречи с дикой природой изменить нельзя. Встреча состоялась. По ее итогам Андриан Колотилин нашел единомышленника.

 

Фотографии должны быть подготовлены не только для публикации в интернете, но и для печати в журналах, демонстрации на фотовыставках в большом формате, а значит быть высокого качества. Обязательно использовать широкоугольные объективы, макрообъективы, и, конечно, большие телевики для съемки животных и птиц. Все это снаряжение приходится носить в рюкзаке, возить на вездеходах, снегоходах, моторных лодках. Оборудование должно обладать высокой надежностью, ведь иногда заброска в район съемок сопряжена с многодневным трудом многих людей и преодолением труднодоступных участков.

Самая сложная часть работы в России – это наблюдения за дикими животными, причем не в абстрактных условиях, а на конкретной территории. Поведение живых объектов сложно предсказать иногда это всего лишь миг, который не повторить уже никогда.

Нерестящиеся караси движутся под водой и на секунду выныривают на поверхность, производя шум, вспенивая воду. Я применил длиннофокусный объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G в сочетании с конвертором  TC 17EII. Благодаря этому удалось получить необходимое приближение к объекту, минимальная дистанция фокусировки получилась чуть более3 метров.  Сам сюжет требует применения следящей фокусировки AF-C.

Заранее мысленно произведем компоновку кадра и выберем не центральную, а смещенную влево точку фокуса, но не самую крайнюю. Крайняя фокусировочная точка всегда отличается пониженной точностью и быстродействием и в данном случае это необходимо учесть. Поскольку объект находится в воде, нам надо установить камеру как можно ниже к урезу воды, на штативе. Штативную головку не фиксируем, а фотоаппарат всегда удерживаем руками от непроизвольного падения.

Скорость работы затвора должна быть достаточно высока, чтобы заморозить воду, а съемка производится серией, со скоростью 5,5 кадров в секунду короткими очередями, длительностью по 2-4 кадра. Так стоит делать для того, чтобы потом выбрать наилучшую фазу движения объекта, но при этом не переполнять буфер памяти, чтобы камера всегда была готова к новому прыжку рыбы.

 

Фото 1. Нерест амурского карася.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1600, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости.

 

Фото 1-2 cделано без следящей системы фокусировки.

 

Принципиально иная ситуация по использованию автоматической фокусировки складывается при съемке пугливых объектов из укрытия. Дальневосточный аист – исчезающая птица, находящаяся под международной охраной и фотографирование ее происходит под обязательным контролем ученых. Беспокойство на гнездовании должно быть полностью исключено. Съемка велась через частокол веток на переднем плане, из специальной заранее установленной палатки. Камера оставалась в палатке на природе несколько дней, фотограф заходил и уходил из укрытия под покровом ночи. Фотоаппарат и оптика испытали на себе суточные перепады температуры почти в 30 градусов и естественное выпадение росы.

В таких условиях автоматическая фокусировка невозможна или неточна. Качественно навестись на резкость по глазам птицы, помогла система Live View с полным увеличением участка изображения. Съемка велась короткой серией, чтобы устранить смазывание на столь большом фокусном расстоянии. При отборе выбирался не первый, а второй или третий кадр в серии.

 

Фото 2.  Дальневосточные аисты на гнезде.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-20EII, ISO 800, выдержка 1/2000 s, диафрагма f/9.

 

Съемку насекомых ранее рекомендовалось производить при невысокой чувствительности, чтобы сохранить мельчайшие детали. Это налагало определенные сложности, приходилось снимать пугливые объекты рано утром, со штатива, когда бабочки находятся в подобии анабиоза.

Теперь качество изображения на высокой чувствительности столь высоко, что можно производить съемку на любой чувствительности, но выбирать стоит наименьшую из возможных. Для того, чтобы исключить вибрации, желательно применить штатив, но это может вспугнуть редкую бабочку.

Поэтому, если объектив имеет возможность оптической стабилизации, надо ее обязательно применить. А съемку делать серией, ненадолго задержав дыхание. Затем, на компьютере выбрать тот снимок, где чешуйки крыльев получились без двойного контура.

 

Фото 3. Махаон Маака, эндемик Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 640, выдержка 1/125 s, диафрагма f/5.6. 

 

Для проведения ландшафтной съемки русла Амура с высоты необходимо было подняться на полуразрушенную геодезическую вышку рано утром, пока воздух еще прозрачен и потоки испарений от водного пространства не искажают дальние планы. Главным фактором была компактность и небольшой вес оборудования. Длиннофокусный объектив позволил сжать расстояния и уместить в кадр предгорья Сихотэ-Алиня, Амур и устье реки Горин. 

Фото 4.Ландшафт Приамурья. 

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/200 s, диафрагма f/11.  

 

Фото 4-1. Лес в Приамурье

 

Фото 4-2. Река Амур

 

В камере Nikon Df не предусмотрена автоматическая возможность съемки и сшивки панорамы. Но такая необходимость при съемке природных ландшафтов возникает очень часто, а результаты высокого разрешения востребованы для полиграфии и электронных путеводителей, виртуальных гидов. Отключив автоматическую фокусировку и установив ручной способ экспозиции, я сделал серию кадров. При помощи графического редактора панорама была собрана из пяти исходных кадров.

 

Фото5.Панорама

Объектив AF-S Nikkor 70-200 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 1/320 s, диафрагма f/9.

Фото 5-1. Панорама

 

Съемку в полной темноте, в заброшенной штольне времен ГУЛАГа, которую я обнаружил в тайге,  мне пришлось проводить, освещая подземелье при помощи двух налобных фонариков, один из которых я разместил за поворотом каменного подземелья. По этому главному источнику я опытным путем определил экспозицию. Рекордно длительную выдержку мне удалось получить, применив простой механический тросик управления кнопкой спуска. Руки в подземелье при этом оставались свободными, я рисовал вторым фонариком, как кистью, обеспечив необходимую проработку переднего плана.

 

Фото 6. Штольня.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 400, выдержка 130 s, диафрагма f/22 для увеличения глубины резкости, снижение контраста при помощи графического редактора.

Фотографирование мелких птиц с близкого расстояния длиннофокусной оптикой имеет свои особенности. Глубина резкости в данной ситуации столь мала, что если просто наводится по центральной зоне, снимок будет испорчен. Перья крыльев окажутся резкими, а глаз получится в зоне нерезкости. Приходится немного перемещать камеру, фокусируясь именно по глазам и чуть закрывать диафрагму.

Фото 7. Бурый дрозд, представитель мира птиц Дальнего Востока.

Объектив AF-S Nikkor 500 1:4 G ED плюс конвертер TC-17EII, ISO 1000, выдержка 1/320 s, диафрагма f/11 для увеличения глубины резкости).

 

Сверхширокоугольную оптику для ландшафтной съемки можно применять в том случае, если необходимо показать в кадре объекты переднего плана или избежать пустоты на переднем плане. Особенно полезен широкоугольный объектив в лесу, когда надо избежать хаоса пересекающихся лиан и стволов дикого леса и подчеркнуть сюжетно важную часть. В том случае, когда необходимо передать движение воды, стоит применить наименьшую из возможных значений чувствительность.  И конечно, обеспечить длительную выдержку для того, чтобы струи воды выглядели реалистично.

Если установить поляризационный фильтр, то он поможет управлять блеском влаги и отражением неба на листве, а заодно немного увеличит выдержку.

 

Фото 7-1. Ручей во влажном дождевом лесу.

Объектив AF-S Nikkor 16-35 1:4 G ED, ISO 100, выдержка 8 s, диафрагма f/22 для достижения длинной выдержки.

 

Конечно же, я применил надежный штатив, а вместо тросика использовал предварительный подъем зеркала и регулируемую задержку спуска 5 секунд. Можно было применить и тросик, но иногда, чтобы достать из рюкзака нужное приспособление, требуется больше времени, чем применение более простого решения.

Аналогичный прием применен при съемке ландшафта. Эта узкая полоса леса имеет определенное название и встречается именно в Приамурье. Показать редколесье можно было только в контровом закатном свете, а для того, чтобы избежать пустоты на переднем плане, я применил широкоугольный объектив.

 

Фото 7-2. Рёлка, узкая полоса дальневосточного леса.

Объектив AF-S Nikkor 24-70 1:2,8 G ED, ISO 800, выдержка 1/15 s, диафрагма f/20 для резкого изображения переднего плана.

 

 

ОБЗОР РЕПОРТАЖ В ОГНЕ * ДНЕВНАЯ СЪЕМКАСЪЕМКА НА ФУРШЕТЕ

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Fujifilm выпускает обновление прошивки для Fujifilm X-E3 и Fujifilm X-Pro2
16 января 2018
Новости

Fujifilm выпускает обновление прошивки для Fujifilm X-E3 и Fujifilm X-Pro2

Fujifilm выпустила новые прошивки: Firmware ver 1.10 для камеры X-E3 и Firmware ver. 4.01 для камеры X-Pro 2. Обновлённые прошивки добовляют новые функции и исправляют ряд основных ошибок.

Продолжение легенды: RICOH GR III — новая модель компактной камеры класса High-end
22 февраля 2019
Новости

Продолжение легенды: RICOH GR III — новая модель компактной камеры класса High-end

RICOH COMPANY, LTD. и RICOH IMAGING COMPANY, LTD. рады сообщить о выпуске новой модели в линейке легендарных компактных цифровых фотокамер класса High end - RICOH GR III. Она cочетает в себе исключительное качество изображения высокого разрешения, выдающееся быстродействие и невероятно компактный корпус с уникальной эргономикой, позволяющей управлять камерой одной рукой. GR III станет идеальным выбором как для достижения непревзойденного художественного результата для профессионала, так и в качестве удобного инструмента начинающего фотографа-любителя.

За гранью реальности: новые серии LED-телевизоров BBK Favore и Grace
26 декабря 2014
Новости

За гранью реальности: новые серии LED-телевизоров BBK Favore и Grace

LED-телевизоры уже давно пользуются отличным спросом у покупателей, и модели новых серий, вне всяких сомнений, благодаря своим богатым техническим возможностям и стильному дизайну не станут исключением и будут прекрасно смотреться в любом современном интерьере. Это надежные универсальные устройства для создания домашней системы развлечений, комфортного просмотра фильмов и телепередач.

Сверхлегкие наушники Philips Fidelio F1: безупречное звучание любимых композиций в поездках и путешествиях
22 июня 2015
Новости

Сверхлегкие наушники Philips Fidelio F1: безупречное звучание любимых композиций в поездках и путешествиях

Россия, Москва — Компания Gibson Innovations представляет новые сверхлегкие и компактные наушники Philips Fidelio F1, созданные специально для тех, кто любит путешествовать в сопровождении музыки. Новая модель, впервые представленная на Международной выставке потребительской электроники CES в январе 2015 года, теперь появится и на российском рынке. Безупречное качество звука, удобная посадка, прочность и премиальный дизайн делают наушники Philips Fidelio F1 по-настоящему универсальным аксессуаром, а инновационные технологии, тщательно продуманная конструкция и превосходная шумоизоляция обеспечивают звук высокой четкости в любых условиях.

Обзор музыкального центра Pioneer X-SMC11-s
9 декабря 2013
Обзоры

Обзор музыкального центра Pioneer X-SMC11-s

Можно по-разному относиться к продукции корпорации Pioneer, — как, впрочем, и к продукции любой другой компании, но в выпуске музыкальных центров у нее действительно самый большой опыт. Именно здесь был сконструирован первый в мире музыкальный центр, — PSC-5A, что полностью оправдало название компании. Было это в 1962 году, и стоил он ни много ни мало 83 900 иен, то время как средняя зарплата выпускника вуза составляла около 17 000 иен в месяц. Кстати говоря, количество продаж PSC-5A было рекордным для того времени, — даже несмотря на цену.

ФОТОФОРУМ 2018 – праздник для любителей фотографии
10 апреля 2018
Новости

ФОТОФОРУМ 2018 – праздник для любителей фотографии

С 12 по 14 апреля пройдёт главное событие для любителей фотографии - #ФОТОФОРУМ 2018. Уже 18-й раз лучшие производители фото- и видеотехники, профессиональные фотографы и все, кто хочет узнать больше о фотографии, соберутся в «Крокус Экспо». Этот год стал для ФОТОФОРУМа поворотным – реагируя на изменения рынка, организаторы поменяли формат мероприятия. Отныне ФОТОФОРУМ – это уникальная образовательная площадка с внушительной экспозиционной составляющей.

Тест наушников Sennheiser CX 880
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Sennheiser CX 880

Компания Sennheiser, родом из Германии, была основана инженером Фрицем Сеннхайзером (Fritz Sennheiser) в 1945 году. Начав свою деятельность с производства вольтметров и микрофонов, она смогла «вырасти» в мирового уровня производителя оборудования для трансляции, записи и воспроизведения звука. На сегодняшний в её ассортимент включает беспроводные радиосистемы, оборудование для конференц-связи, устройства для слабослышащих, и многое другое.

Камера Olympus OM-D E-M5 Mark II может похвастаться самой мощной в мире системой стабилизации изображения
5 февраля 2015
Новости

Камера Olympus OM-D E-M5 Mark II может похвастаться самой мощной в мире системой стабилизации изображения

Обновленный OM-D E-M5 Mark II превращает отмеченный наградами** фотоаппарат в мощный инструмент для креативной репортажной фото- и видеосъемки. Новинка представляет собой идеальное сочетание первоклассного дизайна и самых передовых разработок в области фотографии. Камеры E-M5 первого поколения позволили амбициозным фотографам “на лету” делать снимки, по качеству не уступающие зеркальным камерам, при этом забыв о штативах и других лишних аксессуарах. Сочетание компактности, легкости вкупе с уникальной 5-осевой системой стабилизации изображения стало настоящей находкой для профессионалов.

HORIZONT выходит на широкую арену
28 апреля 2003
Новости

HORIZONT выходит на широкую арену

Недавно компания «ГОРИЗОНТ» запустила самую производительную в Восточной Европе и странах СНГ автоматизированную линию финишной сборки телевизоров. Эта линия стала завершающим звеном в подготовке нового цеха автоматизированной сборки телевизоров от изготовления телевизионных плат до полной сборки и упаковки телевизоров.

Sigma подтвердила работоспособносность своих новых объективов с камерой Nikon Z7
30 сентября 2018
Новости

Sigma подтвердила работоспособносность своих новых объективов с камерой Nikon Z7

Компания Sigma подтвердила, что её новые объективы без каких либо проблем работают с камерой Nikon Z7 при установке через адаптер FTZ. Официальное заявление было опубликовано на сайте компании.