НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР БИОКИБЕРНЕТИКИ (НИЦ БКБ)
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ: программа-тренажер «BreathMaker» ставит своей целью избавление от заикания, полное восстановление речевой функции и повышение качества речи выше среднего уровня. Во время занятий компьютерная программа «BreathMaker» увязывает воедино работу мозговых речевых центров. Поэтому эти новые правила речи довольно быстро и ненавязчиво входят в привычку, и речь становится более плавной. Более того, пациенты Центра начинают говорить лучше, выразительнее, чем среднестатистические люди, и получают дополнительные преимущества.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: новая версия компьютерной программы «BreathMaker 4.x» включает два режима — «речевой протез» и «развитие дикторских способностей». Комплект поставки: CD, подробное «Руководство пользователя» с видеоуроком, электронный ключ аппаратной защиты; системные требования: Pentium 166, 32 Мб RAM (и выше), звуковая карта, микрофон, наушники, экранирующие прямое восприятие речи.
КОГО ЛЕЧАТ: компьютерная программа «Breath-Maker» предназначена в основном для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции, самоконтроля. Однако лечить заикание, как известно, лучше начинать как можно раньше. Поэтому и маленьким заикам (до 7 лет) тоже рекомендуется заниматься по «BreathMaker» под руководством взрослого наставника. Верхний возрастной предел не ограничен.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
КУРС ЛЕЧЕНИЯ: лечебный курс состоит из трех последовательных этапов:
• 1-й — чтение без заикания;
• 2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент);
• 3-й — развитие дикторских способностей.
Первый и второй этап проводятся с использованием «речевого протеза», который нормализует речь пациента. Третий этап проводится без наушников и максимально приближается к реальной жизни.
В дальнейшем пациенту нужно заниматься дома — несколько раз в неделю по 1,5 часа в течение месяца-двух. Это позволит закрепить правильные навыки речи — именно так, как научили в Центре. Методические приемы представлены в видеоуроке, который ведет автор метода, а также осваиваются на индивидуальном практическом занятии в Центре.
КАК ЛЕЧАТ: на первом же занятии пациент, используя наушники и микрофон, должен перестать заикаться. И вот почему это произойдет.
Компьютерный «речевой протез» — искусственное звено между слуховым восприятием и собственной речью. Канал непосредственного прямого восприятия речи полностью блокируется при помощи методических приемов. Это приводит к разрыву патологических связей между восприятием и произношением собственной неправильной речи. Даже если человек начинает читать, заикаясь, в микрофон, программа при помощи так называемых клинических фильтров «обрабатывает» его речь двумя способами: она вырезает разрывы речи, блокируя запинки, и увеличивает продолжительность гласных. Произношение невольно становится плавным и непрерывным, поскольку ваша собственная речь, но уже исправленная «улучшенная речь» возвращается к вам через наушники, воспринимается, а затем анализируется мозговыми речевыми центрами правильно. В новой версии программы «BreathMaker 4.x» появилась возможность уменьшить время, необходимое для модификации речи, до 0,05—0,1 с, что позволяет легче перейти к третьему этапу — «Развитие дикторских способностей» у больных, страдающих тяжелыми формами заикания (логоневрозов).
На занятии, отрешившись от всего постороннего, пациент ориентируется только на звукоусиленную, правильно произносимую фразу. Человеку уже не надо напрягаться в поисках правильного произношения. Он вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую слышит. Говорить неправильно ему становится просто неудобно! В этот момент дыхание автоматически становится правильным, поскольку в 2—3 раза увеличивается продолжительность выдоха.
Именно на длинном выдохе (как во сне) к пациенту приходит такое долгожданное состояние спокойствия, и устоявшаяся модель заикания разрушается. Вот почему уже на первом занятии заикание, как правило, устраняется немедленно даже при тяжелой форме. А в процессе тренинга пациент постепенно привыкает говорить по-другому. Он фиксирует свою правильную речь и поэтому говорит чисто даже при выключенном компьютере. Кроме того, устраняется комплекс неуверенности в себе, когда при малейших запинках начинается критика.
«Развитие дикторских способностей» на третьем этапе помогает пациенту закрепить полученные навыки «новой» речи без заикания. Читая и пересказывая вслух литературные тексты, он учится не только говорить правильно, но и красиво, уже совсем отбросив речевой «костыль». В этом режиме программы у пациента развивается дикция. Ведь содержание художественных текстов требует смены высоты темпа, силы и легкости звучания голоса. Поэтому изменяются также интонация, артикуляция, мимика, поза, жесты, взгляд.
Свои речевые успехи вы сможете наглядно оценить: результаты каждой тренировки (6 окошек) выводятся на экран компьютера. Тренирующийся должен визуально контролировать свою речь при помощи графиков на дисплее. Наиболее важными графиками, контролирующим правильность речеобразования и устранения речевых спазмов, являются графики уровня высоких формант голоса (зона обертонов в спектре речи, формирующих специфический тембр голоса, а именно яркий и уверенный оттенок голоса — «металлический» (мужчины) или «серебристый» (женщины)). Каждый тренирующийся должен найти свои интонации. Заикание, как правило, прекращается при значении высокой форманты голоса более 30%, что и служит индикатором, «лакмусовой бумажкой» эффективности тренинга.
Программа фиксирует ваш «вокал» — высокие и низкие звуки (удельный вес высокой и низкой форманты голоса). А также ваши психологические показатели — эмоциональный уровень, уровень потенциальной агрессии, уровень ажиатированности и тревожности. На этом этапе пациент самостоятельно анализирует все эти взаимосвязанные характеристики речи в реальном времени. Что, без всякого сомнения, усиливает уверенность в своих силах. Подобный мониторинг, обеспечивая обратную визуальную связь, освобождает пациента от постоянного самонаблюдения. Все его внимание теперь сосредоточено только на точном донесении мысли. Напряжение ослабевает, психическое состояние нормализуется, и проблема заикания исчезает сама собой.
ИЗЮМИНКА: тренинг с помощью «речевого протеза» программы «BreathMaker» формирует непрерывную, но искусственную, замедленную, монотонную речь, лишенную эмоциональной окраски. Благодаря дикторскому модулю программы «BreathMaker» эта «занудная» речь исчезает. «Развитие дикторских способностей» — тот мостик, который позволяет перейти к естественной, четкой, эмоциональной, выразительной речи до уровня профессионального диктора.
СОВЕТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
1. Родителям малышей нужно проводить компьютерные тренировки в форме увлекательной игры. Через игры легче всего длительно удерживать внимание ребенка и повысить его заинтересованность. Если малыш еще не умеет читать, то пусть повторяет за вами текст, пересказывает сказки, учит стихи. Выбирайте рассказы с увлекательным сюжетом.
2. Тренажер «BreathMaker» также полезен людям «речевых» профессий: дикторам, актерам, лекторам, юристам, педагогам, экскурсоводам, общественным деятелям для постановки голоса. Режим программы «Развитие дикторских способностей» укрепляет речеголосовой аппарат, делает голос более выносливым, улучшает его тембр и расширяет диапазон, придавая особый «магнетизм» вашему голосу для собеседника.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ: применение «Breath-Maker» одобрено и разрешено Минздравом России. Имеется международный патент.
ИНФОРМАЦИЯ О ЦЕНАХ: первое индивидуальное занятие проводится совместно с врачом бесплатно; 7500 рублей ($250) за компьютерный комплекс «BreathMaker» и дальнейшую поддержку до «победного конца».
Комментарии