Белые ночи фотографии и моды

В разгар белых ночей в июне 2006 года в Санкт-Петербурге прошла недельная школа фотографии «Летние международные фотомастерские «Фотография и мода».

ПУТИ ФОТООБРАЗОВАНИЯ

В нашей стране, в отличие от Америки или большинства государств Европы, большая проблема с академическим высшим образованием в области фотографии. Ни в одном из вузов у нас не учат на фотографа по полной программе, фотонаправление в учебном процессе включает лишь частичный курс кинооператоров ВГИКа. Существует ряд среднеспециальных учебных заведений, в которых профессию фотографа (с присуждением нигде не котирующейся профессиональной категории) можно получить за два-три года. Все чаще и чаще пробелы в профессиональном образовании люди пытаются закрыть за счет участия во всевозможных фотокурсах, обучения в фотошколах, академиях и т.п. Предлагаемые программы и курсы покрывают разные темы и направления — от творческой фотографии, навыков ручной печати, основ композиции и сложных приемов съемки до прикладной рекламной, модной или репортерской фотографии. К счастью для начинающих фотографов, умения и мотивация для дальнейшей работы, полученные в ходе обучения, зависят от преподавателя, а значит, нужно всерьез смотреть на заинтересовавшие курсы именно с этой позиции.

Для развития как в направлении художественной, так и прикладной фотографии необходимо общение с профессионалами, практикующими фотографами из выбранной вами сферы, а лучше хотя бы краткий курс обучения у мастера. По пути организации интенсивных краткосрочных школ, семинаров, мастер-классов (workshops) идет большинство американских и европейских образовательных центров. Некоторые из них снискали международную славу благодаря созданию таких мастерских: в них преподают самые известные фотографы, а также печатники, дизайнеры, специалисты цифровой обработки, редакторы журналов, фотоагентств и многие другие профессионалы. Самым активным сезоном в проведении интенсивных курсов по праву считается лето, когда открываются фотошколы (summer photoschool) с разным ценовым диапазоном, предлагающие задания на разные темы. Они наполняют расписание фотообразования в Европе и Америке. Среди наиболее известных можно назвать летние семинары, организуемые Международным центром фотографии в Нью-Йорке (www.icp.org), «Летнюю школу» в Словакии в Попраде (http://www.domfoto.sk), Santa Fe Workshops (www.cfje.dk), американские The Maine Workshops (www.theworkshops.com), летние курсы в Academia Italiana во Флоренции и, конечно, летние семинары по модной фотографии в Central Saint Martins College of Art and Design в Лондоне. Но это далеко не полный список мест и, соответственно, возможностей, позволяющих в течение лета окунуться в фотографическую жизнь в содружестве профессионалов. Одним только американским курсам посвящено сразу несколько наполненных информацией специализированных порталов, на которых расписаны программы предстоящих интенсивных школ на каждый сезон, например, www.apogeephoto.com.

В России постепенно начинают осваивать международную практику выездных школ и съемочных семинаров. Вот уже два года подряд в Санкт-Петербурге проходят недельные летние фотошколы, преподаватели которых —профессиональные фотографы и специалисты из смежных областей. Делают их одни и те же люди (пусть и под вывесками разных организаций) во главе с фотографом Ольгой Корсуновой — куратором многих крупных выставок в Петербурге, проводившихся последние десять лет. Опыт работы в «Государственном центре фотографии» над образовательным проектом для молодых творческих фотографов «Балтийская фотошкола» привел к мысли о необходимости проведения интенсивных школ в летние месяцы, чтобы молодые фотографы из других городов страны тоже смогли приехать на обучение. Так, в 2005 году в Петербурге прошла первая международная летняя фотошкола «Петербургские фотомастерские», темой которой стала художественная фотография, а содержание авторских курсов представляло творческое кредо преподавателей-фотографов: фотограммы Александра Китаева, съемка моноклем Людмилы Таболиной, портрет-интервью болгарских фотографов Бориса Миссиркова и Георгия Богданова или фотография как образ жизни у московского фотографа Валерия Нистратова. Как и предполагали организаторы, недельная школа позволила более 20 молодым фотографам приехать из разных городов нашей страны и даже Европы в Петербург, чтобы поучиться у известных специалистов и показать свои работы на первом (в практике российских фотошкол) портфолио-ревю — месте встречи профессионалов фотографии и начинающих авторов.

ФОТОГРАФИЯ И МОДА — 2006

В конце июня 2006 года, в разгар белых ночей, в Петербурге вновь прошла летняя фотошкола, включившая опыт прошлого года и международную практику проведения интенсивных форм обучения — летних международных фотомастерских «Фотография и мода», которые были посвящены всем сторонам модной фотографии. Четыре группы, четыре темы и шесть разных преподавателей — востребованных фотографов в своей сфере. Съемку моды на подиумах и за кулисами показов, событий, домов моды, а значит, журналистский подход к модной фотографии — умение серией снимков и даже одним кадром рассказать историю — преподавал московский репортер Сергей Каптилкин. Модель в студии и модель в интерьере, съемку студийной и выездной фотосессии для глянцевых журналов постигали ученики петербургского фотографа Юрия Молодковца и творческого фотосоюза Анны Студенниковой и Лидии Верещагиной в тесном содружестве со всей командой студии «Аппликация». Третья творческая группа учеников прочувствовала контраст модной фотографии, снимая с двумя совершенно разными фотографами — интеллигентным вкрадчивым Петром Лебедевым и провокатором от фотографии Сергеем Чиликовым, которому тут же, в дни проведения летней школы, была заказана съемка портретов для французского журнала Vogue. Съемка моды и цифровые манипуляции со снимками, грамотная постобработка и создание новых реальностей для воплощения идеи фотосессии (на примере съемки от начала и до конца) — фотограф из Берлина Митя Кушелевич (Mitya Kushelevich) показывал начинающим европейские стандарты модной фотографии.

Программа школы, направленной на развитие не только практических навыков фотографирования, но и на расширение знаний и представлений о модной сфере в целом, не могла ограничиваться только образовательными моментами, хотя и их было предостаточно. Каждый вечер после дня работы все группы и желающие фотографы собирались на мастер-классы преподавателей летних фотомастерских, на семинары и лекции приглашенных специалистов. О современном модном мире фотографы успели узнать за неделю многое: о взаимодействии фотографии и моды в Интернете (от Марины Скульской, сайт Modny.spb.ru), о возможностях компьютеров Apple, соединении цифрового искусства (digital-art) и фотографии (от дизайнера Александра Антипина), о технологиях печати и тенденциях в области продаж фотографии на семинаре «Фотография в интерьере», проведенном компаниями «Кодак» и «ФотоЛаб», о моде как явлении повседневной жизни (от историка костюма, искусствоведа Юлии Демиденко), о специфике общения с журналами, уровне съемки для них (от фоторедактора известного глянцевого издания L`Officiel Георгия Коставы) и многом другом.

Одно из возможных приложений модной фотографии — это выставки, только тут же встает вопрос, где заканчивается прикладная фотография, ставящая во главу угла модный бренд, и начинается фотография художественная, для которой важен образ, впечатление, эмоция, а не просто одежда. «Летние фотомастерские» открывались выставкой «Гардероб одной Дамы», которая, задав нужный тон, сразу стала важной частью фотошколы. В ней известные и молодые петербургские фотографы представили свой образ Дамы, взяв за основу аутентичный гардероб 40–60?х годов, принадлежащий одной интеллигентной жительнице Петербурга теперь уже прошлого века. Прозрачные платья и воздушные блузки, белье, туфельки и сумочки, наряды, которые в то время заказывались у личной портнихи, — весь гардероб на фотографиях, напечатанных в размер от метра до двух. Превосходная печать и фотографии размером, более присущим картинам, в которые смотришь как в окна, ведущие в разное время, но во всех окнах присутствуют одни герои — Дама и вещи, узнаваемые, кочующие из снимка в снимок и соединяющие ее разные судьбы. Очень важным событием летних школ в плане открывающихся перспектив — просмотр портфолио молодых авторов профессионалами из разных сфер фотографии, а в случае школы, посвященной моде, — конечно, еще и модной сферы.

ЧЕГО ЖДАТЬ И ЧЕГО НЕ ЖДАТЬ ОТ ИНТЕНСИВНЫХ КУРСОВ

Ошибка многих и многих молодых, приехавших на обучение, состоит в желании за неделю или две стать профессионалом высшего класса, изучить все приемы и тайны мастер­ства и уехать с отличным портфолио. Последнее, кстати, вполне вероятно, только трудиться над его созданием придется все съемочные дни: не бояться спрашивать, не бояться ошибаться, не бояться получить «проходные» фотографии. Интенсивные съемки не в последнюю очередь направлены и на преодоление страха перед неудачей. Как и на самостоятельную работу, которая безумно ответственна, потому что ты находишься под наблюдением знающего фотографа, прежде всего знающего то, какой результат он хочет получить в итоге. Для молодых немаловажной проблемой оказывается отсутствие фантазии, а значит, представление о том, какую идею закладывать в съемку. Вот за развитием воображения, за достижением ощущения свободы в работе и нужно ехать на интенсивные курсы.

Во-вторых, на короткие курсы едут за общением и налаживанием контактов с профессионалами из разных областей, и не в последнюю очередь с организаторами самой школы. Если какая-либо организация устраивает подобные школы, значит, она вовлечена в определенное сообщество, прежде всего фотографическое, значит, вокруг много специалистов, которые могут очертить перспективы или посодействовать в творческом и профессиональном развитии. Если в программу интенсивной школы включено портфолио-ревю, то обязательно в составе тех, кто увидит ваши работы, будут кураторы выставок, редакторы журналов, фоторедакторы или арт-директора и, конечно, профессиональные фотографы из разных областей. Нужно только заранее выбрать тех, кому хотелось бы показать свои работы. Даже если в расписании просмотров ты не попал к тому, к кому планировал (расписание обычно составляется организаторами, но зачастую с учетом пожеланий участников), встретиться с теми, кто интересен, всегда можно после просмотра. Контакты, завязанные на портфолио-ревю и вообще на двух «Летних школах», перерастали в приглашения принять участие в выставках, профессиональное и дружеское общение и публикации в журналах. Так, по итогам «Портфолио-ревю — 2006» работы лучших молодых авторов были напечатаны в журналах «Цифровик» и «Лучшие цифровые камеры».

НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ

Расписание летней школы «Фотография и мода», как и всех интенсивных форм обучения и самих съемок моды, строилось не по дням, а по часам. Двенадцать часов в сутки, а то и больше, учащиеся и преподаватели были на ногах, были за работой. Сам съемочный процесс, особенно процесс fashion-съемок, длится не так уж долго, большую часть времени занимает процесс подготовки, особенно подготовка моделей: переодевание, мэйк-ап и прическа. Все этапы создания образа героини фотограф проходит с командой профессионалов, в числе которых стилист, визажист и парикмахер. А в идеале над каждой фотосессией работает еще и продюсер съемок, ассистенты фотографа, арт-директор журнала или модного дома, дизайнер и другие профессионалы. Участники летних фотомастерских на себе испытали затяжной подготовительный этап, иногда начало съемок приходилось ждать по два-три часа (например, когда визажисты и стилисты имидж-агентства «Артэго» трудились над идеальным обликом нескольких моделей). Моделей нужно упомянуть отдельно. Их представили: они из ведущих модельных агентств Петербурга — «Фея» и ArtModels. Для некоторых участниц это были первые съемки, но на то и процесс обучения, в котором были задействованы молодые фотографы, молодые модели и одежда молодых модельеров — выпускников кафедры дизайна костюма Академии им. барона Штиглица. Сначала такое якобы простаивание вызывало недоумение у неопытных фотографов, но после двух дней работы и рассказов преподавателей о том, как проходят настоящие фотосессии, воспринималось спокойно. А проходят фотосессии так: подготовка места и выбор точки съемки, установка аппаратуры, всевозможные переодевания и визаж моделей — все это длится порой дольше самих съемок, когда фотограф, уже выстроив в голове кадр, только воплощает свою идею.

Первый день, как обычно во всех школах, отводился на знакомство и просмотр портфолио. Преподаватель критически оценивает работы учеников, а затем определяет для себя проблемные вопросы группы и каждого в отдельности, над которыми нужно работать в течение недели. Дальше четыре плотных съемочных дня. Вечером можно было в специально организованном коммуникационном центре за компьютерами Apple обработать дневные съемки, записать на диски или отредактировать материал. Отдельный класс на десять компьютеров от компании Deep Apple был оборудован для группы Мити Кушелевича, ведь главной их целью была не столько съемка, сколько создание смонтированного кадра, подготовленного для печати в журнале. Умелая цифровая обработка может спасти фотографию, но основной тон задается еще при съемке. Поэтому каждый день задачи групп были разными, съемки производились в разных местах с разными моделями и одеждой. От «моделирования» светом лиц моделей в профессионально оборудованной студии (группа Мити Кушелевича) до прекрасных музейных интерьеров Елагина дворца, двери которого открылись специально для съемок «Летних фотомастерских» (этим воспользовались все группы), от пленэрных постановок в парке (с Петром Лебедевым) до прохода с моделями по Невскому проспекту и вовлечением прохожих в фотосессию (в таком ключе работал со своей группой Сергей Чиликов), от съемок закулисной жизни «Модного дома» Татьяны Парфеновой (группа Сергея Каптилкина) до похода по модным бутикам и ресторанам с моделью и идеями под разные условия съемок.

Даже в паузах на подготовку, процесс работы и обучения не прекращался ни на минуту: группы не разлучались с преподавателями, ученики постоянно задавали им вопросы. Для некоторых даже ночное время было временем познания и общения: группа Мити Кушелевича не отпускала своего преподавателя до самого позднего часа, чему способствовала погода и белые ночи; разговоры о моде и фотографии проходили в прогулках по городу. Сергей Каптилкин с репортерами каждый вечер по­сматривал и обсуждал отснятый материал. Никто не оставался без внимания и не уходил без совета, и лучшей наградой каждому становилось громогласное «Зачет!» — это означало, что карточка получилась.

Что стало итогом «Летних фотомастерских»? Помимо возможности хоть немного выспаться в последний день фотошколы, помимо вручения сертификатов о прохождении обучения в группах известных фотографов, помимо демонстрации коллекций молодых модельеров Академии им. барона Штиглица (бывшее Мухинское училище) и произведений модельера Татьяны Парфеновой, помимо вручения подарков от партнеров «Летних фотомастерских», на закрытии марафона в виде мультимедийного показа была проведена выставка более 500 фотографий, отобранных из 10 000 снимков, отснятых за неделю обучения. Но совсем не выставка стала главным, не сертификат и не подарки, а та творческая атмосфера, соединяющая моду и фотографию, которая целую неделю будоражила белые ночи северного города, те контакты между профессионалами и молодыми фотографами, которые установились на портфолио-ревю и в процессе обучения вообще, и те коммерческие планы с участием молодых авторов, которые уже сейчас реализуются. Итогом, на который в большинстве своем и рассчитана краткосрочная фотошкола, стали творческие союзы фотографов и стилистов, а также фотографов и моделей. Организаторы видят в журналах и на сайтах коммерческие и художественные съемки, сделанные командами уже после обучения. Лучшего итога и желать не приходится.

И это только начало, а следующим летом Петербург вновь примет участников «Летней фотошколы». И если вам интересно, то ближе к весне начинайте следить за анонсами.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Эмоциональный портрет
1 декабря 2006
Обзоры

Эмоциональный портрет

«Террор» Если собрать всю библиографию по вопросам, связанным со съёмкой портрета, то, наверное, получится целая библиотека. Человек, человеческое лицо — самый притягательный фотографический образ. Ведь так хочется заглянуть через глаза в потёмки чужой души, найти там созвучия собственным исканиям и сомнениям.

Новый бронзовый век
28 апреля 2003
Новости

Новый бронзовый век

Акустика британской компании Monitor Audio на сегодняшний день является одним из основных стандартов в мире Hi-Fi. Этого компания достигла благодаря работе над высококачественной акустикой на протяжении десятков лет. Основным требованием к созданию колонок под этой маркой является полное отсутствие окраски и минимум искажений.

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1
21 ноября 2013
Обзоры

Обзор DJ-система Pioneer XDJ-R1

DJ-система Pioneer XDJ-R1 воплощает мечты об устройстве “все в одном”: объединяет в себе CD/USB плееры, контроль ПО, первоклассный микшер, мощный набор функций для выступлений и – впервые в индустрии – интуитивный беспроводной контроль через iPad, iPhone и iPod touch.

«Щелкунчик» танцует в темноте
13 декабря 2016
Видео

«Щелкунчик» танцует в темноте

Благодаря легкой фотокамере D3400 вы сможете без труда получать высококачественные снимки. Большая матрица формата DX с разрешением 24,2 млн пикселей, мощный процессор Nikon EXPEED 4 и объектив NIKKOR обеспечивают высокую детализированность фотографий. Благодаря широкому диапазону чувствительности ISO (от 100 до 25 600 единиц) четкие изображения получаются даже практически в полной темноте, например на театральном представлении, рок-концерте или при ночной съемке.

Onkyo представляет портативные акустические системы X3 и X9 с поддержкой аудио высокого разрешения
8 сентября 2015
Новости

Onkyo представляет портативные акустические системы X3 и X9 с поддержкой аудио высокого разрешения

08 сентября 2015, Берлин, Германия — В партнерстве с Gibson Innovations компания Onkyo представила портативные акустические системы Х3 и Х9 с поддержкой аудио высокого разрешения. Onkyo X9 — это первая акустическая система, которая позволяет воспроизводить аудио высокого разрешения через USB-вход. Благодаря лаконичной овальной форме и алюминиевому корпусу устройства выглядят стильно и современно и гармонично дополнят любой интерьер. Обе модели оборудованы функцией передачи данных по Bluetooth и встроенным аккумулятором. Onkyo X3 и X9 дополняют линейку акустических систем и наушников, которая будет впервые представлена на Международной выставке IFA 2015 в Берлине.

Тест фоторюкзака Lowepro Photo Hatchback 22L AW
31 мая 2013
Тесты

Тест фоторюкзака Lowepro Photo Hatchback 22L AW

Лет тридцать назад, увидев человека с большой прямоугольной кожаной сумкой на ремне, я мог смело подойти, познакомиться, поговорить о наших общих интересах. Потому что знал с уверенностью, что обладатель кожаного кофра – мой коллега, фотограф.

Телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60: есть флагман японской компании в области LED-TV
1 сентября 2013
Обзоры

Телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60: есть флагман японской компании в области LED-TV

Как и многие другие новинки 2013 года, телевизор Panasonic Smart VIERA TX-LR55WT60 был впервые представлен на выставке CES 2013. Сейчас флагман модельной линейки уже добрался до полок магазинов — самое время подробно изучить его возможности. Линейка WT60 для 2013 года является самой старшей, а 55 дюймов — максимальная длина ее представителей. Нетрудно догадаться, что перед нами самый продвинутый телевизор от Panasonic. Наверняка японская компания постаралась представить в этом сегменте квинтэссенцию своих передовых разработок. Но, прежде чем перейти к рассмотрению технических особенностей, уделим пару минут внимания внешности устройства.

Компания iconBIT приняла участие в выставке Consumer Electronics & Photo Expo-2013
17 апреля 2013
Новости

Компания iconBIT приняла участие в выставке Consumer Electronics & Photo Expo-2013

Москва, 16 апреля 2013 г. В рамках крупнейшей российской выставки потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo-2013 компания iconBIT представила на своем стенде свыше 40 новых продуктов, предлагающих пользователям широкие возможности по использованию новейших технологий домашних и мобильных развлечений, а также повышающих эффективность коммуникаций в бизнесе и в быту.

Доступный объектив Neewer 35mm F1.2 APS-C для крепления Fujifilm X
15 июня 2018
Новости

Доступный объектив Neewer 35mm F1.2 APS-C для крепления Fujifilm X

Китайский производитель оптики Neewer выпустил бюджетный объектив 35mm F1.2 APS-C для креплений Fuji X. Объектив имеет ручные регулировки фокуса и диафрагмы, а также алюминиевый корпус и металлический байонет. Объектив также планируется выпускаться для крепления Sony E.

Фотокритика
17 ноября 2003
Обзоры

Фотокритика

Фотокритика — новая рубрика нашего журнала. В ее рамках вы сможете познакомиться с критическим анализом читательских снимков, а возможно, и своих собственных фотографий. Если вы желаете увидеть свои собственные фотографии на страницах «Фотокритики», вам необходимо всего лишь отправить на адрес редакции нашего журнала письмо с 1—3 фотографиями.